Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Набигулаева Маржанат Набигулаевна

Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы
<
Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Набигулаева Маржанат Набигулаевна. Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.02 / Набигулаева Маржанат Набигулаевна;[Место защиты: Институт языка, литературы и искусства им.Г.Цадасы Дагестанского НЦ РАН].- Махачкала, 2015.- 146 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Просветительско-дидактические традиции в творчестве гамзата цадасы

1.1. Просветительские мотивы в поэзии Гамзата Цадасы 17

1.2. Тема трудового воспитания в произведениях Гамзата Цадасы . 37

ГЛАВА II. Нравственно-дидактические мотивы в контексте социально-философской поэзии гамзата цадасы

2.1. Социальные мотивы в поэзии Гамзата Цадасы 60

2.2. Нравственно-философский аспект: проблема личности в поэзии Гамзата Цадасы 81

ГЛАВА III. Жанр басен и поэма «уроки жизни»: морально-этические и гуманистические воззрения поэта

3.1. Природа басен Гамзата Цадасы: их национальная специфика. 96

3.2. Нравственные парадигмы поэмы «Уроки жизни» 112

Заключение 131

Список использованной литературы .

Тема трудового воспитания в произведениях Гамзата Цадасы .

Являясь вершиной современного словесного искусства аварцев, творчество Г. Цадасы сконцентрировало в себе богатый арсенал духовного наследия народа, в котором идеи просвещения, культа книги занимают видное место. Отмечая стремление горцев к знаниям, Г.Г. Гамзатов пишет: «Явлением парадоксальным и поражающим воображение был культ книги в старом Дагестане»1. Призывы бережно относиться к наукам, почитать ученых, идеи распространения знаний сред народа была характерными чертами творчества аварских авторов еще в эпоху Средневековья. В одном из трактатов выдающегося ученого, просветителя и поэта Абубакара Аймакинского читаем: «Бойтесь покидать изучающего знания и обучающего наукам днем и ночью, так как изучение есть благодать, а прекращение его есть горе»2.

Продолжая традиции своих предшественников, Г. Цадаса в своем творчестве большое значение придавал просвещению и культуре народа. Он выступал за внедрение образования в широкие народные массы, считая, что просвещение необходимо распространять не только среди детей, юношей и девушек, но и среди взрослого населения. На встречах с учащимися, в прессе, в выступлениях по радио поэт часто обращался к народу с призывом отказаться от вредных адатов, мешающих культурному развитию человека, покончить с темнотой, невежеством и приобщиться к культуре. И потому в своем творчестве он так много внимания уделяет этой актуальной теме. В совокупности его произведения, в которых реализована проблема культурного воспитания и образования, составляют важное направление в поэзии Г. Цадасы – просветительское, главными мотивами которого стали борьба с негативными пережитками прошлого, темнотой и невежеством народа, предрассудками и явлениями старины, проблема эмансипации женщины, воспитание и просвещение детей и взрослого населения, внедрение новой системы образования и т.д. Эти темы и мотивы были обусловлены временем, эпохой строительства нового общества и формирования нового человека и несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни (как и все творчество поэта).

Тема просвещения была актуальна и в дореволюционной аварской литературе. Наиболее ярко просветительские тенденции выражены в творчестве аварского классика, поэта Али-Гаджи из Инхо, которое пронизано идеей избавления народа от невежества, темноты, бескультурья, мыслями об образованности людей, имея в виду не только простое изучение наук, но и культуру поведения, мышления. Эти идеи реализованы в таких произведениях, как «О, эти ученые» («Ва, гьал гIалимзаби), «Наука и невежество» («ГIелму ва жагьлу»), в поэме «Море разума» («ГIакълудал ралъад») и во многих его двустишиях, ставших в народе популярными пословицами и поговорками.

Основная концепция просветительской поэзии Али-Гаджи из Инхо сводится к тому, что образование важнее благосостояния и положения в обществе. В его понимании самый лучший и достойный уважения человек – это образованный человек. Он должен передавать знания своему поколению, вести за собой и других, просветлять их. «Разумное, справедливое жизнеустройство и человеческих отношений Али-Гаджи видел образовании и просвещении людей, это приоритет его творчества. В его поэзии сотни раз и по разным ситуациям и поводам повторяются настойчиво и даже назойливо слова: мудрость, наука и образование, просвещение, они, по мнению поэта, способны упорядочить общественные отношения, облагородить человеческие характеры, избежать конфликты, снять разногласия. В жизни и творчестве Али-Гаджи выступает последовательным и убежденным рационалистом»1.

Г. Цадаса традиции своих предшественников развивает дальше, на более высоком творческом уровне. Поднимая те же проблемы, – только шире и многообразнее, поэт вбирает в свою поэзию все лучшее, что было до него и создает произведения, отвечающие требованиям и духу нового времени, ее идеологии.

Одной из первых задач после установления советской власти в стране, наряду с восстановлением экономики, сельского хозяйства, промышленности, было развитие культуры и образования. Реализации культурных задач в горском обществе мешали, в том числе и такие обычаи и традиции, как кровная месть, ношение кинжала, двоеженство, выдача малолетних девочек замуж и пр. Республиканская печать («Горец», 1933; «Знамя социализма», 1932, 1933), игравшая важную роль в культурной жизни общества, публиковала на своих страницах материалы о фактах сохранения старых и вредных обычаев (кража и продажа девушек в жены, кровная месть, полевая милостыня), призывала их искоренить и требовала призвать к ответу организаторов и участников этих действ.

Поэт, откликаясь на запросы времени, в целях искоренения всего негативного, отжившего свой век и мешающего культурному продвижению страны, обращается к излюбленному и проверенному виду художественного изложения – сатире. Как отмечает Ч.С. Юсупова, генезис литературной сатиры аварцев относится к первой половине XIX века. Ее развитие идет под влиянием устной народной сатиры. Данный этап развития литературной

Социальные мотивы в поэзии Гамзата Цадасы

Важное место в творчестве Г. Цадасы занимает доминировавшая в те годы тема коллективного труда, которой посвящены стихотворения «Аулы, жаждущие воды» («Лъехъ гIащикъал росаби». 1929), «Как куются люди» («ГIадамал къачIай». 1931), «Отец и сын о строительстве дорог» («Нухазул хIакъалъулъ эменги васги». 1933), «Рабочий класс» («ХIалтIухъабазул класс». 1935), «Сила женщин» («Руччабазул кутакчилъи». 1936), «Водопровод в ауле Цада» («ЦIада росулъе лъим бахъи». 1938), «Знамя, завоеванное Цумадинским районом» («ЦIумада районалъ босараб байрахъ». 1940), «Водопровод в Курук-Могох» («Кьурукь-Могьохъе лъим бахъи». 1950) и др. Поэт видит, как объединенные одной целью и идеей люди достигают желаемых результатов, как созидательный коллективный труд преобразовывает к лучшему горный край.

В 1938 году силами сельчан в родное село поэта Цада была проведена вода. В работе активное участие принял и сам Г. Цадаса. Это было важным событием для села, т.к. до этого женщинам за водой зимой и летом приходилось идти далеко (за версту) от села. Кроме того у каждого цадинца во дворе под водосточными желобами стояли запасные бочки, куда стекались дождевые и талые воды. О долгожданном радостном событии было сложено стихотворение «Водопровод в аул Цада».

С особым вниманием и заботой Г. Цадаса относился к трудовому воспитанию детей. В Дагестане детей с малых лет приучали труду, уважению к людям труда: земледельцам, чабанам и т.д. Трудовая деятельность являлась главным фактором умственного и физического развития горцев, их нравственного совершенствования.

В детской поэзии фольклора аварцев и других народов Дагестана распространены колыбельные, игровые и обрядовые песни, в которых в доступной для детей форме, отражен трудовой опыт народа. Например, у народов Дагестана издавна существует традиция поздравления (у аварцев «рахьи бай») в связи со строительством дома, новосельем или рождением ребенка. По этому поводу слагались песни-поздравления. В них, если они были связаны с рождением сына, желали новорожденному быть мужественным и отважным. В основном уделялось внимание развитию физических и боевых качеств детей: «… воспитывалось не только умение хорошо владеть различными видами оружия, управлять конем, но и переходить вброд реки, плавать, прыгать, восходить на вершины, охотиться, плясать, имитируя бой на кинжалах и шашках и т.д.»1.

На коня, прыгнув, садящийся, Оружие гордо опоясавший, В реку бурную, Прыгнув, ее переплывший. Змею большую в траве Надвое рассекший,

На перекрестке дорог, построив крепость, С врагами воевавший. Г. Цадаса на основе этих традиций, с сохранением ритма фольклорных пестушек, создал образцы профессиональной поэзии, в соответствии с современной ему действительностью, советской идеологией, пропагандировавшей мирный труд.

Стихотворение «Поздравление с рождением сына» («Васасул рахьи бай»), посвященное рождению сына, создано с вплетением в текст реалий советской действительности, ее идеологии, что в свою очередь создает атмосферу радости и счастья мирного труда. Автор с помощью семисложного размера, придающего интонации стиха стремительность, динамичность, сохранил традиции детской пестушки, призванной воспитать физически здорового, любознательного и жизнерадостного человека2.

Стань землепашцем В стихотворении отражены реалии новой, обновленной жизни. Жизнь и потребности людей, их вкусы стали другими. Стране нужны овцеводы, землепашцы, Мичурины, писатели, философы, одним словом мастера мирного труда.

Проявляя заботу о трудовом воспитании будущих молодых тружеников, Г. Цадаса использовал прием обращения с дидактическим намерением, заключающее в себе подготовку и введение ребенка в систему социальных отношений, а также воспитание трудолюбия в подрастающем поколении, приучение его к труду для пользы народа, уважению людей труда и сохранению всего, что было создано их руками.

Нравственно-философский аспект: проблема личности в поэзии Гамзата Цадасы

Социальная тематика в творчестве Г. Цадасы занимает важное место в формировании нравственного облика, как личности, так и общества в целом. Она отражает коренные преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей (политическом, социально-экономическом и социокультурном), происходившие в стране на рубеже XIX–ХХ вв., в результате которых многие духовные, нравственные, ценностные ориентиры и установки подверглись изменению и сформировались новые установки и ценности. Творчество Г. Цадасы призывает к нравственному очищению, решению социальных проблем на основе морального выбора, т.к. человек безнравственный представляет опасность для общества, стать личностью он может только будучи нравственным.

Опираясь на творчество своих предшественников (Эльдарилав из Ругуджа, Али-Гаджи из Инхо, Магомед их Тлоха), Г. Цадаса расширил жанровый диапазон своих произведений, заполнив их различной тематикой. Свою поэзию он поставил на служение критике социальных, нравственных пороков с целью их искоренения из общества и установления в нем высоких моральных принципов. В его произведениях затронуты также и социально-политические проблемы, которые волновали общество, проникая в самую гущу народной жизни.

Поэт, так же, как и его предшественники, критически оценивая ситуацию, обращается к социальным проблемам своего времени: спекуляции, алкоголизму, уровню благосостояния, а также бюрократии, коррупции и расхитительству. Последние общественные явления волновали поэта острее всего, потому и нашли более широкое отражение в его творчестве. Г. Цадасой написано множество произведений, в которых он подвергает резкой критике чиновников и власть имущих, которые призваны помогать народу и служить их интересам, а вместо этого в их рядах царят коррупция, взяточничество, лицемерие, ханжество и т.д. Эти отрицательные факторы, царящие в обществе, и особенно в чиновничьей среде, препятствуют экономическому и культурному развитию страны, ставят под угрозу любые ее социалистические преобразования. По мнению поэта, такое положение недопустимо и нужно с этим бороться, что он и делал на протяжении всей своей творческой жизни, призывая искоренить явления, препятствующие культурно-экономическому развитию страны.

В дореволюционном Дагестане вопросам женского образования, являющегося одним из аспектов культурного образования страны, уделялось мало внимания. Отсутствовали школы для девочек, в сельских мечетях и медресе обучали только мальчиков. Проблемы женского просвещения, свобода женщины в дореволюционной аварской литературе, в отличие, к примеру, от кумыкской, не получили широкого развития. В национальной литературе кумыков среди представителей дореволюционной литературы, освещавших вопросы женского образования, выделяется Н. Батырмурзаев, считающийся основоположником кумыкской прозы. В своих повестях «Бедная Хабийбат» (1910), «Давут и Лейла» (1912), «Несчастная Джанбийке» (1914) автор выступает активным поборником женского просвещения1.

Аварские поэты в своем творчестве ограничивались лишь идеями о праве женщины на выбор спутника жизни, на свободное выражение своих чувств к избраннику. Лишь после революции аварские поэты стали уделять внимание женской теме как важной социальной проблеме.

Цадаса был одним из первых авторов в аварской советской литературе, кто поднял свой голос в защиту прав и свободы женщин. Начиная с 20-х годов ХХ века эта тема приобрела большую актуальность в литературе и нашла отражение в творчестве многих дагестанских мастеров слова (З. Гаджиев, С. Стальский, К. Закуев, М. Чаринов, А. Магомедов, Н. Ханмурзаев и др.) Данная тематика соответствовала запросам времени и проводимой государством культурно-просветительской политике, направленной на формирование «нового человека». Она подчинила себе не только содержание деятельности культурно-просветительных учреждений (театры, клубы, школы), но и средства массовой информации, литературу и искусство.

В своем творчестве Г. Цадаса широко разработал тему женского образования, выступая в защиту прав и независимости горянки. В таких известных произведениях, как «Тагир и Зухра» («ТIагьирги Зугьраги». 1928), «Мать, дочь и торговец» («Эбел, яс ва базарган». 1928), «Песня старухи в день восьмого марта» («Микьабилеб марталъ кIодоца ахIараб кечI». 1928), «8 март», «Новый свет» («ЦIияб нур». 1939), «Если спросите о жизни женщин в старину…» («НекIо руччабазул гIумру гьикъани….». 1946), «Оживление женщин» («Руччабазул цIаруцIин». 1946), «Женщины раньше и сейчас» («Цебеги гьанжеги руччаби». 1948) и др., автор приветствует новые преобразования в общественной жизни, в том числе высокий социальный статус женщины в ней, закрепленный законодательно новой властью.

Высокий общественный статус дает женщине возможность на равных правах с мужчиной принимать участие в решении важнейших задач общего и личного характера, твердо отстаивать свою позицию. В произведениях Г. Цадасы женщины порою предстают носителями более передовых идей, нежели мужчины. Это наглядно продемонстрировано, в частности, наставлении «Тагир и Зухра» («ТIагьирги Зугьраги»), посвященное теме переселения горцев на низменность в целях радикального улучшения условий их жизни, в связи с малоземельем в горах. Известно, что в конце 20-х – начале 30-х годов правительство страны начало осуществление земельно-водной реформы, которая предполагала «переселение десятки тысяч семей из высокогорных районов на плоскость, организацию овцеводческих хозяйств в совхозы, создание оросительной системы»1. Однако не все были согласны с проводимой политикой государства. Многие горцы отказывались покидать свои дома и земли, на которых они и их предки жили и трудились веками. Наставление «Тагир и Зухра» явилось откликом на эти события.

Стихотворение написано в форме диалога, который происходит между супругами Тагиром и Зухрой. Обращают на себя внимание имена героев – они идентичны именам влюбленных из произведения классической восточной поэзии «Тахир и Зухра». Но в отличие от жизни классических персонажей, жизнь героев Г. Цадасы далека от идиллии, их отношения абсолютно не напоминают романтические отношения двух влюбленных людей. Герои спорят по поводу переселения на низменность, которое им, по мнению Зухры, предоставляет большие возможности для улучшения своего быта. Тагир же напротив, отказывается покидать родной аул и свой дом. Он выступает в произведении, в отличие от Зухры, как представитель лагеря противников переселения.

Сам автор придерживается позиции своей героини. Ее устами он подтверждает правильность выбора, ибо он имел представления о жизни и быте плоскостных жителей, которые сильно отличались от жизни горцев. Жителям равнины ввиду наличия у них обширных земель представлялось больше возможностей для реализации жизненных целей и задач.

Стихотворение достаточно объемное, в ней логически выделено три части. В основе первых двух частей лежит диалог между Тагиром и Зухрой, спорящими по поводу возможного переезда на равнину. Зухра, на плечи которой легли хозяйственные работы, в том числе и по дому, предлагает

Нравственные парадигмы поэмы «Уроки жизни»

Не превратился бы в раба. Мораль басни Г. Цадасы выражена в последних строках произведения, в которых подчеркнуто право народа на нравственную свободу и независимость – чем выслуживаться и потворствовать капризам начальства, заслуживая их любовь, лучше испытывать лишения, но иметь собственную волю и оставаться свободным, не льстя и не угождая.

Хорошее знание реалий жизни, психологии своих соотечественников давали Г. Цадасе возможность в басенном жанре высмеивать, разоблачать многие пороки современного общества. Одним из таких порочных явлений в послевоенные годы стало преклонение перед заграницей. Эта тема является одной из наиболее широко разработанных в басенном творчестве Г. Цадасы. Она раскрыта в таких баснях, как «Заграничное седло и осел» («Заграничный» кьилиги хIамаги». 1949), «Спор петухов» («ХIелказул къец». 1949), «Разговор двух лисиц» («Цурдузул гара-чIвари». 1949). В них улавливается связь с социально-политическими изменениями, происходившими в стране сразу после окончания войны, когда была объявлена кампания по борьбе с низкопоклонством перед Западом, космополитизмом. Темы, идеи, поднятые поэтом в этих сатирических баснях, определены историческим процессом и исходят из потребностей своего времени. Потому им характерно однобокое изложение морали, однозначное деление на полезное и неполезное для народа.

Анализируемые басни написаны в форме диалога, в которых герои (ослы, петухи и лисы) ведут между собой разговор о достоинствах и недостатках заграничных товаров. Автор высмеивает взгляды тех, кто выставляет напоказ, кичится своими заграничными приобретениями, считая их лучше советских товаров, хотя последние ничуть не уступают в качестве заграничным, но даже порой и превосходят их. Сатира Г. Цадасы направлена против космополитизма, пустого и слепого подражания всему иностранному. Например, в басне «Заграничное седло и осел» происходит диалог между ослом Курбана и ослом Шахбана, который вынужден терпеть неудобства заграничного седла по той причине, что его хозяин предпочитает все иностранное.

Осел Курбана, возмущенный безответственным поведением хозяина своего друга, решает заступиться за него. В адрес удивленного и растерянного Шахбана звучат обвинения безжалостности к его другу и преклонении перед всем заграничным. Для описания юмористической ситуации автор почти без изменений использовал народную поговорку «Как шайтан, которому вырвали усы» – «Михъал тIураб щайтIан гIадин». Обвинения Осла адресованы не только одному Шахбану, но и ко всем таким, как он:

Уши надо крутить. Мораль басни заключена в ее патриотической направленности, в утверждении приоритета национального. Вся басня твердо защищает национальное начало, осуждает низкопоклонство перед Западом, определяющееся временем.

Особое внимание в басенном творчестве автор уделяет и таким темам, как невежество, злословие, болтливость. Этим темам посвящены басни «Один лжешейх и женщина» («Цо хIиллашайихги чIужугIаданги». 1939), «Тарикатист и жулики» («ТIарикъатчиги жуликалги». 1940), «Хаджи и жулики» («ХIажиги жуликIалги». 1940), «Язык человека – волк, его же убивающий» («ГIадамасул мацI – живго чIвалеб бацI». 1941), «Благодать от клеветы» («МацIихъанлъиялъул баркат». 1945), «Посредничество черной

Басня «Язык человека – волк, его же убивающий», написанная в сказочной манере, интересна своим занимательным и поучительным сюжетом. По словам исследователя А.М. Абдурахманова, художественное достоинство басни Г. Цадасы заключается в том, что «в ней переплетаются жанровые особенности сказки, легенды и притчи. Сказочный «дворец чудесный», который «кровлей уходит за облака», пир, на котором «подавали оленей, из кранов бил хмельной фонтан щедрот», сочетаются с сугубо реальными жизненными ситуациями и событиями»1.

Суть басни сводится к тому, что некий могущественный хан нанял мастера-строителя для возведения своего огромного дворца. Мастер исполнил волю хана, который в свою очередь, обрадованный и гордый за свой дворец, в благодарность проявил великую щедрость: пригласил мастера к себе, показал все свои несметные богатства и сокровища и сказал:

О местонахождении этого камня в мире Кроме меня никто не знает, – гордо заявил. Хитрый хан, поняв, что мастер может разболтаться об этой тайне и другим, в особенности его врагам, в целях защиты своей крепости решил отравить мастера.

Мораль басни основана на народной поговорке «Язык мой – враг мой», повествующая о неумении людей держать язык за зубами. Поучительный итог показывает, к чему может привести человека его излишняя болтливость. Призывы автора к людям следить за своим языком, чтобы не наносить себе же вреда, не стать его жертвой, как это случилось с героем басни, перекликаются с мотивами, восходящими к заповедям ислама: не болтай зря, не будь горделивым, высокомерным и надменным и т.д.

Нилъеца кIалдиб мацI бухьун течIони, Гьале, – нилъго чIвалеб бацIлъун батула1. Если мы не будем держать язык за зубами, То, вот, – станет волком, нас же убивающим. Наиболее сильное художественное решение проблем антиобщественного характера в творчестве Г. Цадасы получили сатирические басни «Мышиный колхоз» («ГIункIкIазул колхоз». 1946), «Ревизия хомяка» («ГIанхрил ревизия». 1947), «Колхозные пчелы» («Колхозалъул наял». 1947), «Чтобы охранять свое стадо…» («Жиндирго рехъен цIунизе…». 1948). Здесь поэт свои сатирические стрелы направил, в первую очередь, против должностных лиц (судей, председателей колхозов), расхитителей государственного имущества и просто всех тех, кто незаконно присваивает себе чужое добро.

В острой социальной басне-сатире «Мышиный колхоз»1 сталкиваются интересы двух противоборствующих лагерей. С одной стороны состоятельные представители власти в лице Пайруза (председателя колхоза), прокурора, судьи и Намруза, а с другой эксплуатируемые ими честные рядовые труженики в лице их предводителя Салима. Символичны имена действующих лиц басни, в частности Намруз, идентичный имени Намруд, коранического образа, упоминаемого в арабской литературе как жестокий тиран, возомнивший себя Богом. Под стать Намрузу и другой герой с почти аналогичным же именем Пайруз. Единственный положительный герой в басне – это Салим, с не характерным для аварской антропонимики именем, заимствованное из арабского языка и означающее здоровый, с чистой душой человек.

Весь руководящий состав страны мышей, начиная от председателя колхоза, прокурора, судьи и даже главы государства «визиря всех мышей» («киналго гIункIкIазулго визир») активно обворовывают народ. Благодаря попустительству последних их примеру следует и председатель колхоза Пайруз, которого сами мыши по своей наивности и доверчивости выбрали себе в руководители. Комизм и одновременно трагизм ситуации заключается в том, что он «известный вор», «босяк» («пасак»), который в свою очередь наладив связи с районом, обманывает и грабит своих же сородичей, а от членов колхозов, требующих своей доли, избавляется под привычным предлогом: