Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные искания в современной узбекской повести (М.М. Дост, Т. Мурод, Г. Хатамов) Ташпулатов, Гафуржон Гуломович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ташпулатов, Гафуржон Гуломович. Нравственные искания в современной узбекской повести (М.М. Дост, Т. Мурод, Г. Хатамов) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Ташкент, 1993.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность геми. Бурные процессы происходили и продолжают происходить на 1/5 части планеты, ранее называемой Советским Со-взом. Распад некогда великой деркавы потряс весь мир, приведя в движение дремлющие общественные силы, вызывая цепную реакции взрывов. Республики Союза, обретя самостоятельность, стали независимыми.

Литература, являющаяся чутким барометром общества, еще в доперестроечный период стала откликаться на процессы, происходящие в стране. В литературу пришел новый герой, общечеловеческие и нравственные искания которого привлекло пристальное внимание общества. Проблема гуманности стала в центре современной повести. Новый взгляд на классовость, социальность, даже партийность создал свой собственный тип литературного героя, отмечанного специфическими чертами и в бытовых своих проявлениях и во всем своем поведении, выработал свой художественный стиль. '

Это новое литературное направление следует рассматривать в его целостности." з его ведущих художественных, философско-психо-логических тенденциях, в его истоках и истории. Это направление можно.было бы назвать гражданственно-гуманистическим, поскольку эстетическая система, свойственная ему, явственно опирается на идеи развития национального самосознания и самоопределения народов. Тема личности, непримиримой, порывающей путы подавления и запретов, открыта добру и человекоявбив.

Народы, до сих пор сыотрев'шие на свою историю и историю своей культуры сквозь призму догматов, запретов и социальных стереотипов, кзчали постигать ее истинные ценности.

Началось переосмысление норм, насаждаемых десятилетиями.

Принципы партийности и классовости, возведенные в ранг политического канона, начисто лишали народы, в том числе узбекский, своих великих исторических деятелей, художников и ученых, их научного и худояественного наследия.

Узбекская проза 80-х годов развивалась в основном в направлениях:

изображения процессов национального самосознания народа и своеобразия его национальной культуры и бытия;

изображения нравственно-психологической индивидуальности личности человека.

интенсивное обращение узбекских художников х истории народа,

е

с?

?

общества и психологии человека, отмеченных печатью времени, нашло свое воплощение в содержании узбекских повестей.

Нравственная и социально-бытовая революция середини 60-х годов коренным образом изменила сознание людей, открыла для яанра широкие возможности развития.

К повестям, в которых изображен новый герой дотоле незаметный и скромный, относятся такие произведения, как "Возвращение в Галатепе", "Мустафа" Му рада Мухамма^а Доста, "Люди в лунной ночи", "Ночь, в которую ржала лоыадь" Тагая Му рада, "Луна над колодцем" Гаффара Хагэмова и др. По-разному складывалась судьба зтих повестей и их авторов. Особенно слокно и трудно складывалась судьба Тагая Му рада и его повестей, подвергшихся резкой, абстракционистской критике. 3 чем только не обвиняли автора. - и в идеализации, и в псзгизацик отсталости и феодальной патриархальщины и т.д., и т.п.

Приход в литературу простого, безыскусственного человека труда, глубокое исследование его богатого духовного мира, разнообразие художественно- изобразительных средств и приемов, воплощение его характера и личности все это свидетельствовало, что гуманистические и нравственные поиски узбекских писателей дают свои плоди.

Нравственно-философские поиск:: прозаиков в изображении человека, в исследовании истоков национального сознания, его этических основ, красоты внутреннего мира, его прекрасных стремлений в причинно-следственных связях сознания человека с народной нравственностью и объективной реальностью и составляем цель и задачу нашей работы.

Изучение канра повести 80-х годов во всем его разнообразии, определение его места в литературном процессе, освещение художественно-эстетических проблем, поставленных временем, выявление основных тенденций развития жанра и принципов изображения человека также входят в задачу. на si ей диссертации.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -
раскрнть художественную трактовку человека, нравственно-философ
ские искания узбекских писателей 80-х годов в ходе системного
анализа повестей My рада Мухаммеда Доста, Тагая Му рада, Гаффара
Хагамова.

Исследование новой концепции человека в узбекской повести 80-х годов, иного более сложного и свободного отношения к чело-

веку, его внутреннему духовному миру, к его не только груду и
связанных с ним перекиваний, но и к сфере чувств простых труже
ников самых различных сословий гакке входиг в цель нашей диссер
тации. .

Рассматривая повести 60-х годов, исследуя и выявляя принципы изобракония человека в процессе тех бурных катаклизмов политических, социальных, нравственных, философских, происшедших в обществе, мы обращали внимание в структуре каждого образа не только на социальное, повседневное и преходящее, но и на вечное в сфере чувств, в духовном мі'ре литературното героя к какому бы сословие он не принадлежал, какого бы интеллектуального уровня он ни был.

Цель» нашей работы является:

анализ ормы и содержания каждой повести, их диалектического единства с акцентом на определение его художественности ;

выявление принципов изображения человека ;

определение философской и социально-психологической ин- ' терпретации человека, взятого в сложных, многогранных, а порой . и трагических связях со средой его обитания, бытового и духовного, низкого и высокого, прозаического и поэтического в каждом литературном герое ;

выявление нравственного, взыскательного, жесткого отношения писателей 60-х годов и к самому человеку, изображенному героем повести, но и к той социально-общественной-среде, порождением которой он является ;

исследование изображения и оценки доброго и злого, светлого и темного, здорового и больного, эгоистического и аяьтруа-листического, нравственного и аморального в человеке и социально-психологической их детерминированности объективными обстоятельствами ;

исследования случайного и типического, индивидуального и типологически общего, сенсуалистического и рационального и т.д.

В диссертации на ставится цель рассмотреть все повести 80-х годов. Для анализа отобраны те из них, в которых художественное изображение современного человека проведено концептуально словно, многозначно, противоречиво, реалистически точно и кесгко, психологически глубоко. Поэтому к литературоведческому анализу повлечены произведения Л.М.Досга, Т.Мурада и Г.Хатамова, где псхаз человека вызвал споры, возражения, г порой и осуждение.

7 ' -

Объектом исследования стали повести "Мусгафа", "Возвращение в Галагепе" Мурада Муха'ымада Доста, "Круг", "В ночь, когда ржал конь", "Люди в лунной ночи" Тагая Мурада, "Возвращение", "Луна над колодцем" Гаффара Хагамова.

Научная новизна и теоретическое значение диссертации опре-ляются тем, что специальное литературоведческое исследование повестей Мурада Мухаммада Доста, Тагая Мурада и Гаффара Хагамова в аспекте концептуально сложной художественной трактовки человека и в таком сочетании проводится впервые.

Рассматривая жанр повести как самобытный, оперативный и разведывательный, мы попытались выявить и своеобразия жанра повести 80-х тодов. Помимо традиционных компонентов, определяющих природу жанра (характер, масштаб охвата жизненных событий, объем) на повесть воздействует и новый тип героя, романное мышление, поликонфликтносгь, расширение сюжетно-композиционных и просгранственно-гременных параметров, увеличивших емкость среднего эпического жанра.

4 Герой с неоднозначным, противоречивым характером становится ведущим героем жанра. Он предопределяет углубление и усложнение психоанализа, психологические подробности преобладают над событийностью, психологический стиль становится главенствующим.

3 узбекской повести 80-х годов наряду со сложными, неоднозначными характерами изображаются и герои нравственные, мужественные, правда с определенной ее статичностью. Однако писатель художественно глубоко проникает в сложную, меняющуюся противоречивую йизнь. Они, эти герои, проходят трудные испытания на стойкость гуха и убеждения, веры и любви. В отобранных для анализа повестях, изображающих драматическую современность, поднимаются и решаются вечные темы-и проблемы любви, добра, верности, чести и благородства. Таковы герои Мурада Мухаммеда Доста, Тагая Мурада.

Тип героя повестей определяет стиль произведений.

Человек и объективная реальность, отображенные в повестях, ставших объектом диссертационного исследования, - это не только продукт семидесяти с лишним лег господетвоваваего тоталитарного строя, но ьароднои нравственности, тех общечеловеческих и вечных ценностей, которые всегда живы в духовной ипостасии, в литературе, культуре, сознании каждой нации.

3 этой связи каша работа представляет собой попытку пока-

зать того, что человек, изображенный в повестях 80-х годов, является хранителем народной нравственности, общечеловеческих и вечных ценностей.

Методологической основой диссертации стали работы ведущих наших ученых, исследующих проблему героя и времени, метода и принципов изображения человека.

3 этом плане для нашей диссертации весьма полезным и плодотворным был теоретический.опыт таких ученых, как М.Бахтин, Г.Гуковский, Д.Лихачев, М.Храпченко, 'Л.А.Султанов, Б.А.Назаров, . С-Мамаджанов, Х.Абдусаматов, С.Мирвадивв, Э.Каримов, У.Нориа-тов, Г.Салямов, Н.В.Владимирова, Н.Худойберганов и др.

Практическое значение исследования. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в трудах по теории и истории жанра повести, а также в учебниках и учебных пособиях по современной узбекской литературе, в лекционных курсах, спецсеминарах на филологических факультетах вузов, в школе.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в 2-х статьях и 4-х тезисах докладов, сделанных на научных конференциях в Институте литературы им. Алишэра Навои Академии наук Республики Узбекистан.

Структура диссертации. В соответствии с поставленной проб- лемой-и методологией исследования, целями и задачами диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.