Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ автора и способы его воплощения в русской драме ХХ века. 20-60-е годы ("Плодотворный момент" в развитии гуманистических концепций и художественных форм) Антипьев, Николай Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антипьев, Николай Петрович. Образ автора и способы его воплощения в русской драме ХХ века. 20-60-е годы ("Плодотворный момент" в развитии гуманистических концепций и художественных форм) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1991.- 37 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования определяется небывалой активностью образа автора в советской драматургии, специфическими взаимоотношениями автора и персонажа, автора и читателя, концепции автора и гуманизма, чрезвычайным вниманием читателя, зрителя к позиции художника, поэтике ее выражения, пристальному интересу к "внутренней действительности" художественного произведения. А также недостаточной изученностью проблемы аєтора в теории и истории драматургии.

Цель и задачи работы. Диссертант стремится дать концепцию драматического бития образа автора в советской драме, очертить трагические перипетии гуманизма драмы в связи с гуманизмом времени. Материалом избрана советская драматургия в ее наиболее характерных по гуманистическому содержанию и выражению образа автора "плодотворных моментах"/ Г.Э.ЛессингЛ'

Новизна исследования состоит в анализе д р а м атической функции образа автора в советской пьесе. Образ автора определяется художественным целым пьесы и н е сводим к позиции драматурга. Позиция нравственно и социально определенна, образ эстетически неопределен, многозначен и многолик. В сознании читателя образ становится социально и нравственно определенным и преврашается в позицию. Каждая эпоха имеет не только своего Гамлета, но и своего Шекспира, а точнее сказать, его образ. Эпоха всякий раз воспринимает одну из возможных граней многоликого образа.

Реальный автор и его образное воплощение могут находиться в отношениях действительного и возможного, реального и идеального, согласия и противостояния.

В диссертации автор и персонаж соотносятся с "обстоятельствами и "средой" /понятия И.Ф.Волкова/. Обстоятельства - нравственная и духовная сфера автора, среда - сфера персонажей. При необходимости, если этого требует замысел, автор и персонажи могут перемещаться из одной сферы в другую. Эти переходы всецело содержательны и требуют особых драматических мотивировок. Персонаж, переходя из среды в сферу обстоятельств, становится "вестником автора". В работе подробно рассматриваются формы образного присутствия автора в драме. Образ автора соотносится/" по способу существования в пьесе? с "Енесценическим персонажем". Эта мысль Енушена

4.

самой драматургией, часто используюшей эту эффективную форму существования сценического персонажа /"Гоголь, Чехов, Булгаков, Леонов и др./. Автор как внесиенический персонаж - специфически драматургическая форма. Еедь духовное содержание драмы - "невидимое и невыразимое словами" / К. С. Станиславе кий ), В театре и драматургии "невидимое" ( атмосфера, подтекст, внесиенические действия и внесценические персонажи/ имеют первостепенное значение. Взаимодействие видимого /среда/ и невидимого /обстоятельства/, слова и образа /внешнее действие и внутреннее/, персонажа /видимое/ и автора ( невидимое/ способствуют преодолению "схематизма драмы" ( Гегель/.

Разграничение внешнего и внутреннего ( видимого и невидимого/ ведет к различению авторского и персонажного уровней поведения и обобщения ( поэтика автора и персонажа, подтекст автора и персонажа, использование героя как средства для достижения автором скрытых от персонажа целей /. В диссертации анализируются условные Формы выражения авторской активности в драме / деталь-лейтмотив, образ-лейтмотив, гротеск и остранение/.

Для рассмотрения драмы 20 - 30-х годов вводятся понятия: "тендеї циозная драма" { В.Еиль-Еелоцерковский, В.Вишневский, В.Иванов, Е.Лавренев, В.Маяковский, Н.Погодин, К.Тренев J, "диалогическая драма" /Ь.Олеша/, "драма гуманизма" /.Булгаков/.

Эти понятия выражают и обобщают реальное противостояние и взаимодействие классовых и общечеловеческих позиций в советской драме, нашедших свое выражение в образе автора и концепции гуманизма.

В работе образ автора анализируется в связи с предназначенность! пьесы для публичного воспроизведения /'возможный адресат драмы, нарушение сценической иллюзии, большой диалог/.

После революции принципиально изменились отношения оппозиции: автор - адресат. Реципиент стал активным действующим лицом и на сцене, и в зале. Это оразилось на структуре драмы, на типе образа автора. Поэтому в диссертации предпринята попытка в самых обших чертах восстановить образ нового адресата. Образ восстанавливается по книге А.М.Топорова "Крестьяне о писателях". ?тот образ подтверждается живыми участниками литературного процесса 20 - 30-х годов - Л.М.Леоновым и А.П.Платоновым. Нами рассматриваются самые общие характеристики нового читателя, зрителя. Они корректируются,

5. уточняются драматургической практикой русской { А.С.Пушкин,Н.В.Гоголь, А.П.Чехове и советской драматургии, а также прямыми теоретическими наблюдениями драматургов XIX и XX веков fА.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.П.Чеход/. Основные противоречия между классовым и общечеловеческим подходом ясно еидны в качестве восприятия классической и советской литературы реципиентом новой действительности. Подробнее об этом будет сказано при воспроизведении содержания второй главы диссертации.

Проблема работы, способы ее решения были апробирова-н ы в лекциях, спецкурсах, спецсеминарах для студентов Иркутского педагогического института, на практических занятиях и лекциях для зарубежных преподавателей в ИГПИЯ им.Хо Ши Мина. Раздел о драматургии А.В.Еампилова обсуждался и был одобрен на Всесоюзном совещании критиков. Книга "Наедине с совестью" /"I98I7, где дан эстетически целостный анализ драматургии Вампилова, была награждена дипломом на Всесоюзном литературном конкурсе им.А.М.Горького.

Книга "Откровенность" ^'Современник", 1984 J, основной раздел которой посвящен драме, представлена в реферативном журнале Академии наук СССР С I98&, ТА ).

Обшей методологической основой диссертации являются достижения современной литературоведческой и эстетической мысли. Специальная методологическая основа работы определяется трудами исследователей, разработавших методы анализа поэтики литературы, ее гуманистического пафоса и принципы изучения советской драматургии.

Итоги исследования могут использоваться в спецкурсах, семинарах, лекциях по советской драматургии.

Работа состоит из пяти глав, введения, заключения и списка использованной литературы.