Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Попова Матрена Петровна

Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.)
<
Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попова Матрена Петровна. Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.) : с. 21-22 (6 назв.)

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Идейно-тематические искания современных якутских поэтов 10

1.1. Гражданская лирика 11

1.2. Пейзажная лирика 24

1.3. Любовная лирика 39

ГЛАВА II. Поиски жанровых форм современной якутской поэзии. Малая и средняя формы 44

II. 1. Переосмысление фольклорных жанров 47

II.2. Формы, заимствованные из классических европейских жанров 61

II.3.Формы, заимствованные из восточной поэзии 71

ГЛАВА III. Поэтика современной якутской женской лирики (опыт гендерного исследования) 82

III. 1. Проблема гендерного исследования женского литературного творчества 85

III.2. Особенности якутской женской лирики 93

III.2.1. Субъектные формы выражения авторского сознания в современной якутской женской лирике 100

III.2.2. Архетипы в современной якутской женской лирике 105

III.2.3. Особенности поэтической фонетики В.Петровой-Венеры 118

Заключение 128

Список использованной литературы 134

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается заметный интерес отечественных литературоведов к современному литературному процессу как отдельной значимой проблеме, что связано со следующими, последовательно вытекающими один за другим неамаловажными фактами. Прежде всего, на художественных произведениях современных писателей отразились колоссальные изменения социально-политического характера, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, освобождены от идеологической регламентации общественное сознание и духовная жизнь, благодаря чему в настоящее время в России наблюдаем процесс возвращения к творчеству репрессированных писателей и к ранее запрещенным произведениям отдельных авторов. Кроме того, в современной литературе, как и литературе каждого исторического периода, присущи своя система жанров, свои художественные и эстетические поиски, - которые требуют пристального внимания со стороны литературоведов. Особый интерес в данном направлении представляет лирика как наиболее мобильный, оперативный, чутко реагирующий на социальные перемены род литературы.

В отечественном литературоведении написано немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом, и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX в.: типология и эволюция» В.Н.Баракова, «Русская советская лирика конца 1970-80-х годов (Художетсвенные искания. Полемика)» Н.Н.Гашева, «Современная советская поэзия» В.А.Зайцева, «Современная философская поэзия» А.Павловского, учебные пособия «Русская постмодернистская» И.С.Скоропановой, «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» Н.Л.Лейдермана и М.Н.Липовецкого, «История русской литературы. 90-е годы XX» Ю.И.Минералова и др.

В национальных литературах осмыслению текущего литературного процесса и особенно поэзии, тоже уделяется большое внимание. Известны монографические исследования «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х.И.Бакова, «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития колмыцкой поэзии XX в.» В.Д.Пюрвеева, «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р.Т.Бикбаева, «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С.Ж.Балданова, «Становление, развитие и спад Бурятской литературы (1917-1995)» В.Ц.Найдакова, «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» А.Л.Кошелевой, «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: традиции и новаторство» Н.Н.Таскараковой и др.

В центре внимания данного исследования - кардинальные вопросы обогащения поэтической тематики, жанрового разнообразия и развития женской лирики. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной якутской лирики. Отдельные аспекты нашей темы исследованы в монографиях и статьях Н.Н.Тобурокова, Н.З.Копырина, П.В.Максимовой, В.Б.Окороковой, М.Н.Дьячковской, Л.Н. Романовой и др. В их работах через принципы сравнительного стиховедения исследована советская поэзия тюркоязычных народов Сибири, в том числе и якутская поэзия 1980-х годов [146]; освещена проблематика современной якутской поэзии[65]; в ракурсе системного освещения жанровой типологии якутской поэзии рассмотрены основные жанры, жанровые формы[79]; выявлены творческие индивидуальности в женской поэзии[101]; проанализирована звуковая организация якутского стиха 1980-90-х гг. [42]; рассмотрены проблемы стиля и поэтики современных авторов [121]. Однако нужно заметить, что в якутском литературоведении нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию современной якутской поэзии. Основываясь на достижениях предыдущих поэтов в области жанра, поэтики, современная якутская поэзия ищет новые пути преобразования. На данном этапе в изобразительной системе поэзии видим отражение нового образного мышления, сочетающегося с переосмыслением средств выражения устного творчества народа саха. Кроме этого, якутская женская лирика, отличающаяся своеобразным видением мира, внесла значительный вклад в развитие современной поэзии. Современная якутская поэзия, охватывающая два последних десятилетия XX века и начало XXI века, интересна и многообразна обновленным «возвращением» к вековым традициям фольклора в области формы, обращением к жанровой системе мировой литературы, отражением современного уклада жизни.

Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной якутской поэзии. Для этого предпринята попытка исследовать продолжение традиций и новаторских поисков в творчестве якутских поэтов, идейно-тематическое, образное обогащение, развитие жанровой системы национальной литературы. А также рассмотрена поэтика современной женской лирики в тендерном аспекте.

Объект исследования. Современный литературный процесс, отраженный в поэтических произведениях малой и средней формы 1980-2000-х годов.

Предметом исследования являются лирические стихотворения известных якутских поэтов В.Новикова-Кюннюк Урастырова (1917-1990), П.Тобурокова (1917-2001), И.Гоголева-Кындыла (1930-1998), С.Тарасова, М.Ефимова, Р.Багатайского, Н.Харлампьевой, и тех молодых поэтов, чье творчество интересно в силу оригинальности изложения авторского мировосприятия на родном языке (А.Старостин-Сиэн Кынат, О.Корякина-Умсуура, А.Парникова-Сабарай Илгэ, Н.Михалева-Сайа, С.Капитонов, В.Петрова-Венера и др.

Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций современной якутской поэзии. В соответствии с этой целью определены следующие задачи: - проследить идейно-тематические искания современных якутских поэтов;

- проанализировать жанровые формы, композиционно-строфические особенности современной якутской поэзии;

- доказать теоретическую необходимость тендерного подхода к исследованию литературы; выявить субъектные формы выражения авторского сознания и трансформацию архетипов в современной якутской женской лирике.

В ходе исследования поставленных задач применяются следующие методы:

1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- методы теоретического исследования (сравнительно - исторический, теоретический анализы).

Методологической и теоретической основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов В.М.Жирмунского, Г.Н.Поспелова, И.В.Стеблевой, М.Н.Эпштейна, В.Е.Хализева, Г.А.Гуляева, А.Б.Есина, С.Н.Бройтмана и исследования в области поэзии якутских ученых Н.Н.Тобурокова, А.А.Бурцева, Н.З.Копырина, П.В.Максимовой, В.Б.Окороковой, З.К.Башариной, М.Н.Дьячковской, В.Г.Семеновой, Л.Н.Романовой и т.д. Для исследования якутской лирики в гендерном аспекте нами использованы труды «Антология тендерной теории», «Пол, тендер, культура» в двух томах западных и русских исследователей, монография «Гендер: лингвистические аспекты» А.В.Кирилиной, докторская диссертация «Поэзия К.М.Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века» (1999) Е.З.Тарланова, где отдельной главой рассмотрена русская женская поэзия XIX века, статьи по женской литературе в феминистическом журнале «Преображение» (выходит с 1993г.), для выявления архетипов в женской лирике труды К.Г.Юнга, Е.М.Мелетинского. Кроме этого, для выявления фольклорных форм в лирических жанрах якутской поэзии опирались на исследования якутских фольклористов Г.У.Эргиса, И.В.Пухова, Г.М.Васильева, С.Д.Мухоплевой, А.С.Ларионовой и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дается историко-типологическое описание основных тенденций развития современной якутской поэзии. Также рассмотрено жанровое своеобразие поэзии изучаемого периода, на конкретных примерах раскрыто влияние фольклора на возникновение новых жанров в якутской поэзии и на эволюцию ее поэтики. Женская лирика впервые изучается как явление тендерных особенностей художественного творчества: прослежены основные изменения архетипов под влиянием современных социально-культурных условий, показана специфика изобразительных средств произведений, созданных современными авторами-женщинами, доказано, что начальная рифма аллитерация в истории якутской версификации стала более заметным явлением в творчестве современных поэтов

Практическая значимость. Материалы диссертации, результаты исследования могут быть полезны для изучения истории якутской литературы; теоретические выводы по современной якутской поэзии могут быть использованы в виде лекционных материалов в высших и средних специальных учебных заведениях. Также тендерное исследование женской лирики может представить особый интерес как новое направление в якутском литературоведении.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на международной научной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 7-8 сентября 2000), на научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А.Я.Уваровского и 100-летию якутской художественной литературы «Якутская литература от истоков до наших дней» (Якутск, 2000, 17 ноября); на научно — методической конференции молодых преподавателей и аспирантов, посвященной Дню науки и Дню родного языка (Якутск, 2001, 15 февраля); на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 45-летию ЯГУ (Якутск, 27-28 ноября 2001), на первой республиканской научно- практической конференции «Духовность - веление Времени» (30 ноября 2001), на научной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения классика якутской литературы А.И.Софронова - Алампа (Якутск, 7 декабря 2001) и в статьях, опубликованных в разных изданиях.

Структура диссертации. Исследование, посвященное выявлению новаторских тенденций современной якутской поэзии, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающих 177 наименований. Основная часть работы изложена на 133 стр. машинописного текста. В первой главе в ракурсе идейно-тематических исканий якутских поэтов устанавливается проблематика современной якутской лирики; во второй рассмотрены более значимые в современной якутской поэзии малые и средние формы, имеющие новаторский характер. Третья глава посвящена тендерному исследованию современной женской лирики.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1.Современные якутские поэты, не отказываясь от актуальной тематики, углубляют ее в своем творчестве до философских обобщений, при этом придерживаются национальной эстетики.

2.Одной из основных тенденций современной поэзии является попытка возродить фольклорные жанры в качестве литературных форм, вместе с этим она начала тяготеть к точному соблюдению канонов европейских и восточных форм не только в структурном, но и в содержательном плане. 3.Творчество человека в большей степени является продуктом его социального пола (гендер), а не биологического. В произведениях творческой личности отражается усвоенный им жизненный опыт, дух времени, что можно рассмотреть на примере творчества современных оэтов.

4.Субъектные формы выражения авторского сознания в женской лирике отличны от подобного в мужской лирике. Также с помощью определенных архетипов можно выявить особенности женского творчества.

5. Поэтическая фонетика демонстрирует не только техническое мастерство поэта, но может передать и чувственный мир автора.

Гражданская лирикаa

Как отмечает В.Е.Хализев, лирической поэзии под силу «запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами ... истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием» [163, 134]. Но, тем не менее, именно гражданская лирика наиболее объективно передает настроение своей эпохи, показывает динамику политических общественных изменений страны, чем другие тематические группы. Также гражданскую лирику от произведений на другие темы отличают «...зачины возвышенно-патетические, часто выражаемые риторическими фигурами: восклицаниями, обращениями, вопросами и т.д.» [166, 172].

В гражданской лирике выявляется позиция поэта как гражданина. Об этом в 1981 году интересную заметку сделал известный российский поэт Е.Евтушенко в своей статье «Гражданственность - высшая форма самовыражения»: «...каждый молодой писатель должен вносить в гражданственность литературы свои личные черты, черты новых, родившихся вместе с ним тайн, которых никто - ни его дед, ни отец, ни литературные учителя - не может так чувствовать всей кожей, как он сам» [43, 82-83].

Гражданская лирика доминирует в современной якутской поэзии, благодаря своей актуальности, выразительности, эмоциональности. Если в предшествующие десятилетия в гражданской лирике преобладала публицистика, которой присущи плакатность, риторичность, склонность к пропаганде идеологических догм, то, начиная со второй половины 1980-х годов, особенно в творчестве старшего поколения поэтов П.Тобурокова, С.Тарасова, М.Ефимова и молодых авторов О.Корякиной-Умсууры, А.Старостина-Сиэн Кыната, Н.Михалевой-Сайа она поиобрела новые черты. Для современной лирики характерны: тяготение к философскому осмыслению действительности, углубление внутренних переживаний лирического субъекта за судьбу всего человечества, «малой Родины», родного народа; усиление интереса к собственным корням, национальной истории и культуре, обычаям и традициям. Кроме этого, особенно молодое поколение поэтов старается создать облик своих современников, передать их думы и стремления в новых художественных формах.

За последние два десятилетия произошли крупнейшие социально-политические события, которые потрясли каждого гражданина нашего когда-то могущественного государства. Если советский простой человек жил, веря в дружбу, взаимоподдержку братских народов, в строительство идеального общества, то в последнее время эти идеалы постепенно рухнули и сейчас критически оцениваются не только историками, но и основной массой общества. Соответственно в художественной литературе, являющейся отражением жизни, «выработаны новые критерии оценки общественно-политической деятельности. Писатели не могут пройти мимо крушения старых авторитетов, публикации новых, потрясающих фактов истории нашей многострадальной страны» [145].

Как отмечал Д.Лихачев, настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса [75]. В наше переходное время этот кризис сильнее ощущается поэтами старшего поколения, что отражено в их позднем творчестве, полном переживаний о судьбах страны, времени, человечества, поиска духовной опоры. Такое явление наблюдается по всему бывшему Советскому Союзу. Например, исследователь современной русской поэзии В.Зайцев отмечает, что в своих стихах последнего времени «шестидесятники» Е.Евтушенко, А.Вознесенский передают «трагический гуманизм раздумий и переживаний о судьбах страны, времени, человечества» [53]. Такое умонастроение характерно и творчеству поэтов национальных литератур [89,85].

Народный поэт П.Н.Тобуроков, ранее известный как детский писатель и автор многих лирических песен, в своем творчестве стал часто обращаться к гражданской лирике. Он открыто выразил свое недовольство руководством страны, обвиняя его в отсутствии устойчивой иерархии ценностей, расслоении общества на богатых и бедных (сборник «Оччоттон-баччада» - «Пережитое»). В этом плане П.Тобуроков унаследовал этические принципы поэзии якутских классиков — говорить правду, ибо поэт всегда стоит выше обстоятельств времени. В его стихотворениях, написанных в 1980-ые годы, лирический герой, как и у многих советских поэтов, переполнен чувством гордости за свою Родину - могучую державу, которая свершила великие достижения в области науки, промышленности. Поэт преклоняется перед образами Ленина, Партии, Москвы, Мавзолея как символами великой державы, объединившей многие народы в одну большую дружную семью. Эти мотивы слышатся в таких стихотворениях поэта, как «Аан дойду норуотун сурзір» («Сердце народов мира»), «Лениннэр мелуйуеннэр» («Ленинцев миллионы»), «Эйэ сиргэ олохсуйар» («Мир торжествует на земле»). А отрицательные явления общества, недостатки человеческих характеров метко отмечены и раскритикованы в рамках сатиры (например, в сборнике сатиры П. Тобурокова «Таас кэлии, тимир содох» - «Каменная ступа, железный пест», 1989).

В гражданской лирике П. Тобурокова последнего десятилетия слышится мотив разочарования в современном строе общества. Поэт открыто указывает на моральное падение общества, причиной которого стали политические, экономические изменения в нашем государстве. Например, в стихотворениях «Албын уонна сымыйа» («Обман и ложь»), «Сэттэ кутуйах партията» («Партия семи мышей») через диалог аллегорических образов автор критикует современное политическое состояние государства. А в таких стихотворениях, как «Ырыы кэмэ - ырыынак» («Время похудения — время рыночных отношений»), «Ырыынак кэмин кыыпа» («Девушка времени рынка»), он выражает свое недовольство негативными сторонами рыночной экономики, где, к сожалению, так называемые «новые люди» — коммерсанты обманывают доверчивый «простой» народ. Хотя в вышеприведенных поэтических произведениях П.Тобурокова и преобладают мотивы беспокойствия, их тональность не минорная, а скорее мажорная, эмоционально выраженная с публицистическим пафосом. Также статьи П.Тобурокова, написанные в последнее время, в тематическом плане перекликаются с его гражданской лирикой.

Переосмысление фольклорных жанров

На протяжении всей истории многих национальных письменных литератур фольклор всегда участвовал в формировании и развитии их жанровых систем. Об этом справедливо отмечают в своих работах ведущие исследователи национальных литератур Р.Н. Баимов (башкирская литература), В.Г. Демин (литература коми), О.В. Кузнецова (мордовская литература). Например, башкирский литературовед Р.Н. Баимов пишет, что многовековые традиции народа «не могут не участвовать в формировании жанров литературы, не могут не влиять на природу художественного многоязычного сознания российской литературы»[8, 17-22]. Так, современные башкирские литературные песни являются продолжением народных песен. В современной тывинской литературе в творчестве поэтов весьма ощутимы народные традиции, что дало совершенные и оригинальные формы искусства, такие, как колыбельные песни, жанр плача, частушки, загадки, пословицы [63].

Якутской литературе также присущи ярко выраженные фольклорные традиции. Тем не менее, фольклорные лирические жанры на всех этапах истории якутской поэзии постоянно не функционируют. На якутскую литературу в целом фольклор влияет в большей степени в отношении композиции (в лиро-эпических произведениях), языка и стиха. Поэтому возрождение фольклорных лирических жанров малой и средней формы на современном этапе развития якутской письменной поэзии интересует нас как новое явление и требует специального исследования.

Первые якутские поэты А. Кулаковский - вксекулээх влексей, А.Софронов-Алампа, П.Ойунский в своих поэтических произведениях подчеркивали органическую связь между устной и письменной литературой. Их значительные произведения по своей жанровой природе восходят к устному народному творчеству. Якутская интеллигенция 1920-х годов выражала свое желание видеть якутскую литературу самобытной, национальной, в том числе и ее жанры. За национальную самобытность произведений первые якутские поэты на протяжении отечественной литературной истории не раз подвергались критике как буржуазные националисты, а «фольклоризированные» поэтические произведения других якутских поэтов считались отголосками устарелых взглядов. Тем не менее, в определенные периоды развития якутской поэзии отдельные фольклорные жанровые формы находили свое место. Например, в 1920-30-е годы в якутской поэзии активно развивался жанр политической песни. В конце 1930-х годов писатели Якутии увлекались обработкой сюжетов якутских сказок (например, С.Кулачиков-Эллэй в 1938 году написал литературную сказку «Чурум-Чурумчуку»). Выходят один за другим отдельными книгами олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского, «Мюльджю Сильный Неспотыкающийся» Д.М.Говорова, «Богатырь тойон Джагарыма на рыжем длинногривом коне» К.Урастырова.

Во время Великой Отечественной войны якутские поэты особое внимание обращали на жанровые формы народной обрядовой поэзии. Об этом справедливо пишет в своей книге «Тяжелое испытание» литературовед Н.З.Копырин: «В старину народ твердо верил в магическую силу слова, которое, считалось, имеет свое иччи, т.е. живой дух, способный претворять изреченное в действительность... Естественно, что фольклорные жанры -анда ар (клятва), алгыс (благопожелание), кырыыс (проклятие) - в тяжелую военную пору вновь ожили, стали средствами, умножающими силу поэтического слова» [66, 19]. Исследователь Г.М.Васильев приходит к убеждению, что именно годы Великой Отечественной войны «...ознаменовались наивысшим подъемом народной поэзии» [24, 157]. З.К.Башарина в учебном пособии «Якутская литература во время Великой

Отечественной войны» (1997) отмечает некоторые различия в содержательном плане форм обрядовой поэзии военного времени от фольклорных жанров: «Если в старинной клятве человек говорит « нарушу клятву - попаду в беду», то в осовремененных клятвах солдаты клянутся Родиной, Партией, Народом» [15,6]. Формы клятвы во время войны встречаем у таких поэтов-фронтовиков как С.Кулачиков-Эллэй, С.Васильев, М.Тимофеев-Терешкин, М.Кузьмин-Макар Хара. Песни-алгысы сочинялись поэтом С.Васильевым, народными сказителями С.Зверевым, М.Шарабориным-Кумаровым. Формы проклятий характерны для творчества Т.Сметанина.

В 1950-60-е годы якутскими поэтами, как отмечает В.Т.Петров: «...Освоен другой канал, связи с родным фольклором... Это - трансформация передовых, созвучных современности идейно-эстетических, этических взглядов и особенностей мировосприятия родного народа...» [106, 74]. Таким образом, для якутских поэтов в это время фольклор становится средством для идейно-эстетического осмысления жизни, времени, судьбы народа, а также особенная поэтика фольклора для отдельных поэтов становится стилеобразующим началом. Обращение к фольклорным традициям в это время характерно для творчества Г.Вешникова-Баал Хабырыыса, С.Васильева-Борогонского, В.Новикова-Кюннюк Урастырова, П.Тобурокова, Сем. Данилова.

За последние два десятилетия мы наблюдаем у поэтов возрастание интереса к исконно фольклорныму материалу. Якутские поэты стараются создавать национально-самобытные произведения, опираясь на народное творчество. Для этой цели они используют не только традиционные поэтические символы и образы, но обращаются и к фольклорным жанрам. Таким образом, якутские поэты вновь стали пробовать свои силы в переплавке фольклорных поэтических жанров в литературные жанровые формы. Также нужно отметить, что оригинальные фольклорные жанровые формы встречаются в основном в творчестве молодых поэтов. Жанровые формы фольклорной лирики наиболее близки творчеству молодой поэтессы О.Корякиной-Умсууры. Творчество О. Корякиной-Умсууры отличается от своих современников своеобразным раскрытием избранной темы, образностью и главное -оригинальным жанровым подходом в своих поэтических произведениях. В ее творчестве наблюдаем переосмысление жанровых форм обрядовой поэзии, таких, как удаганский (шаманский) напев — «кутуруу тойук», фольклорные элегические формы «мунгатыйыы» - «жалоба на свою судьбу» (стихотворение «Муттатыйыы»), «кэп туонуу» — «размышление о судьбе» (стихотворение «Кэп туонуу»). Данные элегические формы рассмотрены литературоведами И.Г.Спиридоновым, А.А.Бурцевым, В.Г.Семеновой при исследовании творчества якутского поэта - классика А.И.Софронова-Алампа. К этим формам по своему содержанию близко и другое стихотворение поэтессы -«Мэнэрийии». Здесь, как и в первых двух элегических стихотворениях, заглавие дублирует название поэтической формы.

Проблема гендерного исследования женского литературного творчества

Понятие гендер. Тендерные исследования - новое направление гуманитарного знания, находящееся в нашей стране на этапе формирования. В науке, особенно в антропологии и этнографии, постоянно указывались социально и культурно значимые различия в поведении, обычаях мужчин и женщин. Однако разграничение понятий биологического пола и пола социального (гендер) возникло только в период постмодернизма.

Термин гендер изначально являлся английским синонимом грамматической категории рода. Как отмечает А.Кирилина, в научное описание понятие гендер введено для того, «чтобы провести границу между понятием биологический пол (sexus) и социальными и культурными импликациями, вкладываемыми в концепты мужское — женское: разделение ролей, культурные традиции, отношения власти в связи с полом людей» [60, 24]. Тендерная концепция выдвигает точку зрения, по которой «феминность и маскулинность являются не только признаками конкретных биологических организмов, но и социально и культурно обусловленными концептами, позволяющими рассматривать себя как бинарную оппозицию, включающую не только наличие / отсутствие определенного признака, но и категорию оценки» [60, 24].

В отечественном научном дискурсе термину гендер синонимичны понятия социальный пол и пол. Тендерные исследования начались в западной науке в конце 60-70-х гг. XX в. и в первую очередь охватывали области таких наук, как история, социология, психология, потом и лингвистика. Исследователями тендерных отличий являются И.Гоффман, М.Фуко, О.Воронина, Н.Пушкарева, А.Кирилина и др. По утверждению ученых, тендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом, предписываются культурными традициями и являются важным аспектом социальной организации. А.Кирилина об этом говорит следующее: «Основные теоретико-методологические положения тендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации; а также самоидентификация личности. Тендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации» [60;9]. Кроме того, исследователи выдвигают тезис о господстве в обществе патриархата, культуру рассматривают как отражение маскулинного мира.

В 1970-х годах тендерные исследования в области языка получили толчок, благодаря Новому женскому движению в США и Германии. Это послужило основой для возникновения в языкознании направления, названного феминистской лингвистикой или феминистской критикой языка. Главная цель данного направления состояла в разоблачении патриархата - мужского доминирования в общественной и культурной жизни. Впоследствии феминистский критицизм охватил область литературоведения: начались исследования женской литературы как отдельной проблемы. Один за другим выходят работы по женской литературе, такие, как «Литературная жизнь» Э.Моерса (1978), «Новый феминистский критицизм» под редакцией Э.Шоуолтера (1985) и т.д. В них в центре исследования находятся женщины-читательницы, женщины-героини и женщина-писательница, как производительница текстуальных значений. Анализируя творчество женщин, Э.Моерс приходит к выводу, что женское творчество считается второстепенным с точки зрения «большого» литературного дискурса, где преобладают авторы-мужчины. Однако феминистский литературный критицизм не стремится предлагать абстрактную женскую теорию против мужской. Его цель - доказать равнозначность и полноправность существования в мире множества культур и культурных практик. Особое внимание в феминистском литературном критицизме уделяется понятию женского письма, основными исследователями которого являются Э.Иксу, Л.Иригарэ. По их мнению, введение понятия женского письма освобождает женщину от маскулинистского типа языка, стремящегося к единой истине. Отличие женского текста от текста мужского она видит в том, что первый текст в первую очередь выражает бесконечное и плюральное Желание. Другая исследовательница женского письма высказывает иное, противоположное первому суждение. Так, Н.Миллер обращает больше внимания на связь контекста и читателя. Как отмечает М.Рюткенен, Миллер исследует повествовательные, жанровые, контекстуальные особенности женского письма, «...при этом утверждает, что в литературном тексте нет никаких формальных знаков о тендере автора, что не существует никакого достоверного метода, с помощью которого стало бы возможным определить тендер автора по одному только тексту» [122]. А Э.Нордгрен утверждает, что задача литературного феминизма заключается в том, чтобы «...разрушить сложившиеся патриархальные клише, традиционный образ мышления, доминирующий в литературе и литературоведении; анализировать прошлое и будущее, добиться нового подхода к осознаванию себя мужчиной или женщиной» [94].

Таким образом, в западном литературоведении за последние годы вырос интерес к творчеству женщин (в основном, женщин — прозаиков), появилось много научных исследований, женских издательств. В то время как в России, несмотря на большое количество писательниц, исследование их творчества, а также теоретических аспектов данного вопроса находится в зачаточном состоянии. Исследования в основном ограничиваются научными статьями, заметками об отдельных авторах, произведений.

Волна феминизма, захлестнувшая страны Запада в 1970-1980-е годы, остро поставила вопрос о необходимости полноправного участия женщин как в партийных руководящих органах, так и во властных структурах в масштабах всего общества. С середины 80-х годов на фоне общедемократического движения усилился интерес к положению и проблемам женщин в советском обществе: «Стали возникать негосударственные организации, общества, клубы, объединения политического, социального, культурного и даже развлекательного характера, пытавшиеся тем или иным образом улучшить положение женщин, предоставить новые возможности самовыражения, защитить их права... были попытки и научного осмысления происходящих процессов - при научных и учебных институтах»[152]. В эти годы в советской литературе появляются яркие произведения, созданные писательницами, такими, как Б.Ахмадулина, Т.Бек, Л.Петрушевская, Л.Разумовская, Т.Смертина, Т.Толстая, В.Токарева, С.Капутикян и благодаря им в отечественном литературоведении актуальным становится вопрос изучения литературного произведения в тендерном аспекте. Таким образом, начиная с 1980-х годов в России ученые начинают исследовать женскую литературу как отдельную проблему и вводят понятие гендер. Тендерными исследованиями занимаются, в частности в русской литературе, Н.Габриэлян, М.Рюткенен, Е.Трофимова и др.

Субъектные формы выражения авторского сознания в современной якутской женской лирике

«Лирическое переживание — как отмечает В.Е.Хализев, - предстает как принадлежащее говорящему (носителю речи). Оно не столько обозначается словами (это случай частный), сколько максимальной энергией выражения. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души» [163, 133]. Но, тем не менее, исследователи литературы при определении взаимосвязи лирического героя и автора в настоящее время несколько расходятся. Как далее отмечает В.Е.Хализев, от традиционного представления о слитности, тождественности носителя лирической речи и автора, восходящего к Аристотелю, отличаются суждения ряда ученых XX в., в частности М.М.Бахтина, который усматривал в лирике сложную систему отношений между автором и героем, «я» и «другим», а также говорил о присутствии в ней хорового начала. Эту мысль продолжил С.Н.Бройтман. Если в двух родах литературы: эпосе и драме четко разграничиваются автор и герой, то: «Лирика же дала иную линию развития: отказавшись объективировать героя, она не выработала четких субъектно-объектных отношений между автором и героем, но сохранила между ними отношения субъектно-субъектные» [21, 142]. В древней лирике автор является «хоровым автором». То есть, как отмечает М.М.Бахтин, «...в лирике я еще весь в хоре и говорю из хора ... Этот автор состоит из определенного числа лиц, живущих в одном определенном месте, имеющих один определенный возраст и один определенный пол»[13, 148-149].

«Говорящим (носителем речи)», «носителем переживания» в лирическом произведении является лирический герой. Синономичны ему словосочетания «лирическое я», «лирический субъект». Некоторые литературоведы, например Б.О.Корман, Л.Я.Гинзбург, С.Н.Бройтман этот ряд синонимов лирического героя рассматривают по отдельности. Например, в своих трудах Б.О.Корман героя поэтического произведения разделяет на автора повествователя, собственно автора, лирического героя и героя ролевой лирики [67, 13]. С. Бройтман сюда включает еще лирическое «я», «которое не совпадает с лирическим героем»[21, 144]. Этот термин в науке был использован впервые И. Анненским. Лирический субъект, как видно из перечисленных вариантов, традиционно передается мужским полом. Потому В.Д.Сквозников пишет: «Переживание, лирический образ характера — это совсем не обязательно «он» или «она», сам по себе такой «герой» не принадлежит ни к мужскому, ни к женскому полу. Показательно, что романсы и песни на стихи, где изложение идет от лица мужчины, с успехом поют и женщины, и чаще всего без всякой замены соответствующих слов, - и, как правило, нас такая подстановка не коробит, не кажется противоестественной, даже если прототипичность переживания сама напрашивается» [127, 189]. Эти слова В.Д.Сквозникова отражают традиционное отношение в литературоведении к термину лирический субъект.

В исследованиях творчества талантливых русских поэтесс А.Ахматовой, М.Цветаевой лирическая героиня в основном ограничивается обозначением терминами лирический субъект, герой и только в нескольких современных работах как лирическая героиня. Таким образом, разделение лирического субъекта по половому признаку носит противоречивый характер.

Мы попытаемся рассмотреть образ женщины в качестве лирического субъекта. По нашему мнению, лирический герой и лирическая героиня не могут быть восприняты в одном лице, хотя бы в интимной лирике, где есть чисто мужской взгляд на объект любви, и женское переживание, где отражаются и любовь, и жизненный опыт женщины. Кроме этого, вне интимной (любовной) лирики поэтесс лирическая героиня тоже существует. Например, в гражданской лирике О.Н.Корякиной-Умсууры лирическая героиня удаганка, просящая у светлых божеств покровительства народу. В лирике Н.В.Михалевой-Сайа лирическая героиня сидит у камелька с распущенными волосами и размышляет о прошлом, настоящем и будущем своего родного народа.

В целом, искусством, как отмечает П.Н.Недоброво, «до чрезвычайности разработана поэтика мужского стремления и женских очарований, и, напротив, поэтика женских волнений и мужских обаяний почти не налажена»[90]. В любовном литературном пространстве мы больше встречаем женщину как воспеваемого мужчиной - объекта. Соответственно, мы больше знаем и понимаем мужское чувство к женской красоте.

В якутской поэзии (да и в литературе в целом), в которой преобладают поэты - мужчины, воспета и идеализирована красота якутской женщины. И благодаря появлениям авторов - женщин нам стал реально доступен внутренний мир женщины. Ее любовь к мужчине позволяет нам воспринимать мужчину уже как объект переживаний. Благодаря любовной лирике поэтесс в поэзии в целом появляется новый объект наблюдения и восхищения - это образ мужчины.

Женщина в качестве лирического субъекта возникает в творчестве поэтесс и в некоторых поэтических произведениях отдельных поэтов. У первых субъект-женщина выступает как форма авторского сознания, у вторых в качестве ролевого героя. Лирический субъект-женщина четче выделяется особенно в интимной лирике поэтесс, где душевное переживание автора и героя воспринимается как одно целое. Здесь через описание чувства субъекта-женщины открываются новые грани любовной тематики, отличные от традиционного освещения этой темы в поэзии вообще. Во-первых, объектом восхищения и любви у субъекта-женщины является образ мужчины, что естественно возбуждает другие чувства и переживания, чем у лирического героя поэтов-мужчин. Во-вторых, лексический пласт поэтесс обладает некоторыми различиями по сравнению с лексикой поэтов-мужчин, воспроизводится из жизненного опыта, культурного концепта женщины. Например, в лирике Н.Харлампьевой, А.Парниковой-Сабарай Илгэ, О.Корякиной-Умсууры встречается детальное описание от первого лица внешности лирической героини, для которой очень важен цвет своих платьев, красота украшений, подчеркивание черт лица, тела (глаз, рта, лба, шеи, рук). При исследовании лирики А.Ахматовой и М.Цветаевой В.Лосская тоже обращает внимание на частое упоминание у обеих частей лица или тела: глаз, рта, лба и шеи, рук и походку [77, 185].

В творчестве поэтесс существует особая категория образности, которая в зависимости от их стиля носит индивидуальные черты. Например, в изобразительной системе якутской поэтессы О.Корякиной-Умсууры постоянно встречается особая образность, основанная на сравнении частей тела женщины с предметами домашнего обихода. Например, «чороон сурэ им кымыпа» - «кумыс моего сердца-чорона», «туос урапалыы сандаарыйбыт туепум» - «светится моя грудь, словно берестяная ураса».

Похожие диссертации на Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 - 2000 гг.)