Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные тенденции развития Татарской литературной критики в 20-30-е годы : (Проблемы метода и героя) Гилазов, Тагир Шамсегалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гилазов, Тагир Шамсегалиевич. Основные тенденции развития Татарской литературной критики в 20-30-е годы : (Проблемы метода и героя) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Российская Академия наук. Казан. науч. центр. Ин-т языка, литературы и истории.- Казань, 1992.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-1/2277-7

Введение к работе

Актальность_исслейования. 8 условиях коренной перестройки нэтаего общества, когда открываются широкие возможности для ведения научного поиска, свободного от всяческих догм идеологического и политического характера, остро ощущается необходимость в переосмислений сложившихся оценок, в новой систематизации явлений, в том числе концептуальном рассмотрении различных периодов истории татарской литературной критики. Обращение к истокам татарской советской литературы, литературной критики и эстетической теории продиктовано тем, что ато время - один из противоречивых и сложных периодов формирования и развития национальной советской литературы и критики. Действительно, в 20-е годы в литературно-критической жизни наблюдается сосуществование, взаимодействие и борьба многих тенденций, часто - разнонаправленных. А уже в 30-е годы. победили, утвердились и дали богатые плоды лишь определенные из них, подавив другие и тем самым изменившись в собственном-существе. Именно в эти годы начинается коррозия эстетических отношений искусства и действительности, прочное срастание политики и искусства, превращение искусства в политику, введение творчества в жесткое догматическое русло.

В сложной общественно-исторической, литературной жизни 20-30-х годов, в условиях идейно-эстетических споров, борьбы мировоззрений формируются и развиваются основные принципы советского искусства. Выбор темы нашего исследования обусловлен еще и тем, "то рассматриваемые проблемы до настоящего времени остаются спорными, объектами горячих дебатов, они находятся в центре идейно-эстетической борьбы современности. Неслучайно сегодня такой интерес вызывают материалы творческих дискуссий 20-30-х годов. Теоретические статьи этих лет, обзоры рецензий, а также различного рода выступления интересны не только в историческом плане; они сегодня, как никогда, остры и злободневны, потому что могут дать ответы на многие волнующие нас проблемы, воспроизвести картину литературной и общественной жизни этого периода. Исследование их поможет, во-первых, выяснить, какую роль сыграл каждый из критиков в становлении нормативной эстетики, во-вторых, по существу разобраться в том, что в литературно-критических исканиях того

времени было действительно ложным, ошибочным, "вульгарным", а что отояжяло конкретно-исторически'/ момент литературоведческой истины и должно ^ыть оценено нэ^'и, должно войти в арсенал современной литературное жизни.

Принципы партийности и классовости литературы, нового творческого »'етодя и гштерятурного героя в татарской литературной критике Нормировались в тесной, сложной взаимосвязи с теми тенденция->-и,которые были характерны для общественно-исторического процесса 20-3D-X годов.. Они были во многом связаны с марксистско-ленинской идеологией; их абсолютизация происходила под диктатом сталинской партии и командно-административной системы; в самой природе нового типа государства были заложены потенции развития именно такого, играющего подчиненную, зависимую роль искусства Так общими усилиями закладывались основы нормативной теории v усства.

В исследовании литературно-критического г .щесса 20-30-х годов татарскими литературоведами сделано нема' , (работы Г.Хаяита, Х.Госмана, М.Хасанова, М.Магдеева, Ф.Мусина, А.Ахмадуллина, Н.Юзе-ева, Р.Мухамадиева, Т.Галиуллина, Н.Гиззатуллина, Э.Бариевой и др.*"}. Однако этот интереснейший, сложный период развития национальной литературной критики не представлен еще во всей полноте как сохранивший свою сложность единый, целостный процесс литера-турно-ястетической мысли. 3 то же время и проблемы, освещае-

Еелая Г. Угрожающая реальность // Вопросы литетатуш. -
Т990. - V» 4. - С.9". . -

Халит Г. Проблемы творческого метода в татарской литературе (1905-1932^. Дио. ...д-ра" филол.наук.- Казань. " 1968; Герои, рожденные революцией- к проблеме героя и. метода таталской советской литеюатупы. - Казань, 1967; Госманов X. Егедаёнче елларда татар поязиясё.- Казан, Т964; Хасанов М. Писатель, ученый, рево-лкшионел: Страницы жизни и творчества Галимджана Ибрагимова. -И., 1987; Магдеев У. ^ятасская" советская литетатушая критика (Т9Т7-Ї932 rrj. 5*с. ...канп.филол.наук.- Казань", I9E3; Мусин Ф. ^дебият белене пен тенкыйть//іатар эдзбияты тарихь?г4-т. - Казан, 1989; Ахмадуллин А. Татарская драматупгия: Истоки и формирование социалистического реализма. - ж.л 1983; Галиуллин Т. І^гхание времени (Вопросы становления и пазвития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года) - Казань, 1979; Батжева Э, Методология советской литературной критики (І9І7-І932 гг.}. Дис. .. .канд.филол.наук. -Казань, 1982 и др.

№Є в работах вышеуказанных учених, нуждаются в переосмыслении и переоценке с современных позиций.

Целью диссертационное работы является выявление роли татарской литературной критики 20-30-х годов в формировании и развитии основных тенденций и решении узловых проблем татарской советской литературы, рассмотрение их в общественно-историческом контексте

ЭПОХИ.

Дня достижения этой цели необходимо было регаитъ следующие задачи:

а) показать, как в условиях идеологизации, политизации, де
гуманизации и деморализации художественной литературы некоторая
часть литепэтурных критиков и литературоведов узко, а нередко
утрированно и искаженно понимала принципы классовости и партий
ности, превратив их в идеологическую доктрину, в оружие полити
ческого давления на творческие сипы.

б) исследовать истоки становления и развития концепции нор
мативного социалистического реализма в условиях тоталитарной сис
темы, в условиях превалирования мировоззрения над эстетическими
компонентами художественного творчества; рассмотреть идейно-эсте
тическую борьбу за гегемонию указанного реализма и теоретические
воззрения литературоведов и критиков относительно других методов.

в) проследить историю формирования в узкоклассовых рамках
"пролетарской" литературы концепции литературного героя, утратив
шего человеческое "я", общечеловеческие ценности и нравственные
черты в характере.

Материал_исследования. В диссертационной работе многосторонне представлена литературно-критическая жизнь 20-30-х годов - теоретические статьи, литературные портреты, различного рода выступления, письма, а также письма и статьи критиков и писателей: Г.Ибрагимова, Дж.Валиди, Г.Рахима, Г.Нигмати , Г.Сагди , Г.Гали, 4>.FypHaraa, К.Наджми, М.Джалиля, АЛайзи, Х.Такташа, ГЛалита, Г.Кагашафа, Х.Хайри, ^.Хусни, М.Амира и др. Диссертантом изучены периодические издания тех лет, материалы литературных и литературоведческих дискуссий, современные точки зрения по проблемам, поставленным литературоведением 20-30-х годов, работы по истории и теории литературы и критики, материалы современных дискуссий.

^102Я2Н22Ё_Н_!2Е1ИН22Й_2И.12Ё Диссертации являются идейно-теоретические воззрения классиков философских и фило-

логических наук по вопросам развития и функционирования литературы, ее художественной специфики. Диссертант также опирается на теоретические концепции, содержащиеся в трудах ведущих советских литературоведов Г.Белой, Г.Митина, В.Зиганевской, А.Гангнуса, А.Зись, В.Ерофеева, А.Николаева и др.

Главный принцип исследования заключается в том, "...чтобы каждое положение рассматривать лить (об) исторически, (уЗ) лишь в связи с другими, (у) лить в связи с конкретным опытом истории".

Исходя из целей и задач нашей работы, мы попытались объединить теоретические воззрения критиков и литературоведов вокруг узловых вопросов татарской литературной критики 20-30-х годов.

Научная„новизна исследования заключается в выявлении закономерностей развития литературно-критической гасли, в более широком и полном охвате-литературного процесса 20-30-х годов, включающего в себя спорные теоретические и историко-литературоведческие вопросы этого времени.

Научная новизна диссертации.определяется также тем, что впервые в татарском литературоведении предпринята попытка рассмотрения основных тенденций литературной критики с позиций сегодняшнего дня.

0Е&їН25_2їіНЇЇМ22їь исследования состоит в обогащении научных знаний по истории татарской литературы, в уточнении и переосмыслении основных тенденций в татарской литературной критике указанного периода с современных позиций. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы в составлении "Истории татарской литературной критики", в лекционных курсах "История татарской литературной критики", "Теория литературы", "История татарской литературы", в проведении спецкурсов и спецсеминаров по литературному краеведению в университете и пединститутах, факультативных занятий в средней школе.

Апр_обация_р.аботы. По те«е диссертации опубликованы 7 статей. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях университета (1989, 1990, І99Г), на конференциях, посвященных 70-летию образования ТССР и 90-летию татарского поэта Х.Тактагаа. Ряд положений и выводов изложен при

Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд. 30 ноября 1916 года// Поли.собр.соч. -Т.49.-С.329.

чтениях лекций для студентов Казанского университета по истерии татарской литературной критики.

Стр_укту_2а_2боты. Диссертация состоит из введения, трех глав заключения и списка использованной литературы.