Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов Степин, Сергей Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степин, Сергей Николаевич. Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Саранск, 2000.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/301-7

Введение к работе

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию развития жанров русской поэзии Мордовии 1970-90 гг.

Современная русская поэзия Мордовии - явление своеобразное и оригинальное. Выявление закономерностей развития русской литературы Мордовии невозможно без решения целого ряда литературоведческих проблем, без обстоятельного рассмотрения и объективного анализа конкретных явлений и особенностей современного литературного процесса.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием строгой научной классификации лирических жанров, что не позволяет дать полной картины их бытования в русской литературе Мордовии. Первые попытки разделения по формам и видам были сделаны в трудах отдельных мордовских исследователей. Современному этапу развития как русской, так и мордовской поэзии посвящены работы Н.Л. Васильева, В.М. Макушкина, М.И. Малькиной, Е.И. Чернова, С.Г. Девяткина, Н.Я. Бардина и др. Между тем, существующие исследования творчества отдельных поэтов Мордовии требуют обобщения с точки зрения жанров и их развития, что делает данную диссертационную работу актуальной и современной.

Исследования в данном направлении движутся вперед медленными темпами, потому что недостаточно осознанно ее практическое значение и место русской поэзии в литературном процессе Мордовии.

Одним из актуальных вопросов является проблема классификации литературных жанров. Известный современный литературовед И. Золотусский считает: « Наступает настоящее время освобождения жанров. Сначала появляются новые формы, а за ними и новые идеи... После эпохи усталости, иро-

нии и отображения жизни как таковой последует эпоха нового романтизма и новой идеальности»1.

Тема актуальна и потому, что до настоящего времени в литературоведении нет единого мнения в определении жанров.

Для анализа нами взят литературный материал, хронологические рамки которого можно обозначить последним двадцатилетием. Хотя этот рубеж несколько условен, но и значителен тем, что является отрезком времени, который стал началом переломного этапа и всестороннего отражения современности, глубокого показа интеллектуального и духовного исканий лирического героя наших дней на фоне бурных общественно-политических изменений.

Выбор поэтических произведений определил следующие цели и задачи диссертационной работы, которые состоят в выявлении тех новых процессов и характерных тенденций, которые наметились в русской лирике Мордовии 1970-90-х годов. При этом рассматриваются лирические произведения поэтов республики таких, как В. Гадаев, Б. Соколов, В. Юшкин, Э. Симдянова, К. Смородин, А. Терентьев, В. Юдина, В. Егоров, А. Громыхин, Н. Рузанкина и др., опубликованные в последние десятилетия. В работе делается попытка проследить, как лирика 1970-90-х годов, с одной стороны, боролась за духовное обновление общества, отстаивая общечеловеческие ценности, утверждая неповторимость и самоценность личности, а с другой стороны, какое отражение получили современные процессы в произведениях того специфического жанра, о котором В.Г. Белинский писал : «Это царство субъективности, это мир внутренний, мир начинаний, остающихся в себе и не выходящих наружу»'.

Целью предлагаемого исследования является:

1 Золотусский И.В. Взгляд. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 218

показать, исходя из анализа конкретных произведений, что даже в пределах одного стихотворения могут сочетаться признаки лирики, эпоса и драмы;

соотнести традиционное определение специфики жанров мордовской литературы с реально существующей поэтической системой русской лирики Мордовии;

дать общую характеристику наиболее развитых, доминирующих жанровых форм;

выявить основные родовые признаки в их исторической эволюции;

обнаружить влияние традиций и новаторства на коренную перестройку всех уровней литературного процесса, благодаря которому русская поэзия республики вписалась в систему литературы Мордовии.

В соответствии с поставленными целями в диссертационной работе сформулированы следующие задачи:

  1. Определить и дать характеристику основным жанровым образованиям русской лирической поэзии Мордовии. Обозначить наиболее перспективные тенденции жанровых исканий в современной русской лирике Мордовии 1970-90-х годов.

  2. Показать на конкретных примерах жанровое развитие русской лирической поэзии Мордовии, вьивляя при этом роль национальных традиций, с одной стороны, и влияние российской поэзии, с другой.

  3. Отметить своеобразие и особенности поэтического творчества современных русских поэтов на пути освоения как новых лирических жанров, так и обогащения традиционных.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, системати-

1 Белинский В.Г. Взгляды на русскую литературу. - М.: Современник, 1988. -С.651

задней и анализом имеющегося материала. Данная работа направлена на обобщение теоретических выкладок и решение проблем функционирования жанров лирики в русской литературе Мордовии.

Методологической и теоретической основой работы явились труды выдающихся литературоведов и теоретиков литературы: В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др., а также исследования мордовских литературоведов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы, А.В. Алешкина, В.М. Макушкина, Н.Л. Васильева, Г.И. Горбунова, С.Г. Девяткина, М.И. Малькиной, Е.И. Чернова и др.

Свои выводы и обобщения, сделанные на основе изучения конкретного поэтического материала, мы сопоставляем с ранее известными теоретическими положениями ученых. Методологическими принципами работы явились конкретно-исторический подход и принципы преемственности. Это позволило рассмотреть жанр как категорию, лишенную чисто эстетической замкнутости. В целях объективности исследования применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе различных методов таких, как:

историко-теоретический, который направлен на выявление истоков, содержания и художественной сущности изучаемого материала;

структурно-аналитический, определяющий конкретные идейно-тематические и художественно-изобразительные аспекты;

метод интеграции знаний, позволяющий выявить определенные закономерности функционирования традиций и новаторства в современной русской лирике Мордовии.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении русской поэзии Мордовии в жанровом разрезе, определенного новой идейно-эстетической системой, вытекающей из опыта российской многонациональной литературы. Более того, переход от описательного пути исследования к проблемному вызван потребностью выявления основных тенденций истори-

ко-литературного процесса, специфику которого мы взяли за основу исследования.

Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей, занимающихся анализом особенностей развіпия литературных жанров национальных литератур Поволжья, осмыслением актуальных проблем современной русской литературы Республики Мордовия. Результаты исследования могут быть использованы в различных аспектах учебной работы в ВУЗе: при изучении процессов жанровой динамики русской литературы республики, а также при проведении курсов по выбору, при разработке соответствующих глав учебников и методических рекомендаций, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования рассматривались на кафедре литературы Мордовского госпединститута имени М.Е. Евсевьева, в отделе литературы и народного творчества Научно-исследовательского института языка, литературы , истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия, на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, а также изложены в публикациях по теме исследования.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 175 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.