Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поиски композиционных решений в узбекских романах 70-х годов Каримова, Санобар Мирзаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримова, Санобар Мирзаевна. Поиски композиционных решений в узбекских романах 70-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Ташкент, 1990.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Композиция понимается как построение произведения, определенная система средств организации образов и раскрытия их связей и отношений-Она обусловливается мировоззрением автора, конкретными ндейно-художсствепнымн задачами, которые он перед собой ставит. Зрелые в художественном отношении произведения отличаются композиционным единством т(Сйіьі її замысла. Определенная историческая эпоха, воссозданная писателем, динамика событий и действии персонажен, служащие раскрытию идеи произведения, требуют в свою очередь его четкой композиционной структуры. Таким образом, композиция литературного произведения в основном определяется художественно-эстетической позицией автора.

Вопросы поиска композиционных решений, обеспечи-

вающих пдсппо-художествеппую целостность литературного произведения, связь композиции с индивидуальным стилем автора стоят в ряду самых актуальных проблем современного литературного процесса.

Подлинно художественное произведение не может не
обладать внутренней ограниченностью. 13 своем трактате
«Что такое искусство?» Л. 1-І. Толстой пишет: «В настоящем
художественном произведении — стихотворении, драме,
картине, песне, симфонии — нельзя вынуть один стих,
одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и
поставить в другое, не нарушив значение самого произ
ведения, точно также как нельзя по нарушить жизни
органического существа, если вынуть один орган из своего
места и вставить в другое». (1).

В. Г. Белинский также подчеркивает, что «целостность, единство действия, соразмерность в частях — составляют необходимое условие каждого художественного произведения». (2). Как считает В. Г. Белинский, .художественное произведение представляет собой не механическое нагромождение составляющих, но органическую, обусловленную внутрен пей необходимостью связь частей в единое целое»; к этому іТТолстой Л. Н. Поли. собр. соч. Т. 30, М., 1951, С 131. 2. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 5, М., 1958 С 30.

-я-

организму нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего
отпять. «Сверхзадачей» композиционного построения

художественного произведения и является раскрытие перед читателем какой-либо части совокупного, какой-либо одной грани действительности в качестве «ее целостности*. Истинный художник, благодаря своему таланту и мастерскому владению композицией, может обратить в произведение искусства «кусочек» действительности.

Композиционные поиски по сути всегда имеют одну
важнейшую задачу: выявление связи между различными

картинами действительности, показ эволюции человеческих

характеров. Вне контекста художественного произведения

композиция сама по себе не имеет ценности, она

значима лишь для раскрытия сути типичных характеров
в типичных условиях.

Проблема композиции художественного произведения давно уже является объектом исследования советского литературоведения. В этой области имеются определенные достижения. (1), Однако в узбекском литературоведении проблемы ^композиции и индивидуального стиля авторов изучены недостаточно всесторонне. Между тем, произведения узбекских писателей дают прекрасный материал для анализа композиционных принципов, изучения органической связи между идейным замыслом и его художественным воплощением.

По даной проблематике в узбекском литературоведении имеется ряд научно-теоретических работ, принадлежащих И. Султанову, Л. Каюмову, X. Якубову, М. Кошчанову, У.

1 а). Атнмов Т. Роль, композиции в художественном воп
лощении идей произведения. Автореферат, Алма-Ата.
1956 (на материалах казахской советской прозы).

б). Образэкунов Ш. Сюжетно-композпцнонные построения повестей Ч. Айтматова. Автореферат, Фрунзе, 1982.

в) Розанова Л. Н. Своеобразие композиции

романа Л. Н. 'Толстого «Война и мир». Автореферат, Ы„ 1975

г). Шимня Б. К. Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада, Автореферат, М., 1977

д). Якубова Р. X. Иденно-композициошюе единство романов Д. М. Достоевского конца 1869-х начала 1870-х годов. Автореферат. М.-, 1981.

Актуальность проблемы. Композиция понимается как построение произведения, определенная система средств организации образов и раскрытия их связей и отношении-Она обусловливается мировоззрением автора, конкретными пдепно-художественными задачами, которые он перед собой ставит. Зрелые в художественном отношении произведения отличаются композиционным единством дан U замысла. Определенная историческая эпоха, воссозданная писателем, динамика событии и действий персонажен, служащие раскрытию идеи произведения, требуют в свою очередь его четкоіі композиционной структуры. Таким образом, композиция литературного произведения в основном определяется художественно-эстетической позицией автора.

Вопросы поиска композиционных решений, обеспечи-

вающих идейно-художественную целостность литературного произведения, связь композиции с индивидуальным стилем автора стоят в ряду самых актуальных проблем современного литературного процесса.

Подлинно художественное произведение не может не
обладать внутренней ограниченностью. В своем трактате
«Что такое искусство?» Л. Н. Толстой пишет: «В настоящем
художественном произведении — стихотворении, драме,
картине, песне, симфонии — нельзя вынуть один стих,
одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и
поставить в другое, не нарушив значение самого произ
ведения, точно также как нельзя пе нарушить жизни
органического существа, если вынуть одни орган из своего
места и вставить в другое». (1).

В. Г. Белинский также подчеркивает, что «целостность, единство действия, соразмерность в частях — составляют необходимое условие каждого художественного произведения». (2). Как считает В. Г. Белинский, художественное произведение представляет собой пе механическое нагромождение составляющих, но органическую, обусловленную внутреп иен необходимостью связь частей в единое целое»; к этому Ї7 Толстой Л. II. Поли. собр. соч. Т. 30, М., 1951, С 131. 2. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. Т. 5, М., 1958 С 39.

организму нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего
отнять. «Сверхзадачей» композиционного построения

художественного произведения и является раскрытие перед читателем какой-либо части совокупного, какой-либо одной грани действительности в качестве «ее целостности». Истинный художник, благодаря своему таланту и мастерскому владению композицией, может обратить в произведение искусства «кусочек» действительности.

Композиционные поиски по сути всегда имеют одну
важнейшую задачу: выявление связи между различными

картинами действительности, показ эволюции человеческих

характеров. Вне контекста художественного произведения

композиция сама по себе не имеет ценности, она

значима лишь для раскрытия сути типичных характеров
в типичных условиях.

Проблема композиции художественного произведения давно уніс является объектом исследования советского литературоведения. В этой области имеются определенные достижения. (1), Однако в узбекском литературоведении проблемы композиции и индивидуального стиля авторов изучены недостаточно всесторонне. Между тем, произведения узбекских писателей дают прекрасный материал для анализа композиционных принципов, изучения органической связи между идейным замыслом и его художественным воплощением.

По даной проблематике в узбекском литературоведении имеется ряд научно-теоретических работ, принадлежащих И. Султанову, Л. Каюмову, X. Якубову, М. Кошчанову, У.

1 а). Атимов Т. Роль композиции в художественном воп
лощении идей произведения. Автореферат, Алма-Ата.
1956 (на материалах казахской советской прозы).

б). Образэкунов Ш. Сюшетно-компознциопные построения повестей Ч, Айтматова. Автореферат, Фрунзе, 1982.

в) Розанова Л. Н. Своеобразие композиции

романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Автореферат, М., 1975

г). Шимня Б. К. Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада, Автореферат, М., 1977

д). Якубова Р. X. Идейно-композиционное единство романов Д. М. Достоевского конца 1869-х начала 1870-х годов. Автореферат. М., 1981.

Норматову. Однако специальных исследований, посвященных выявлению и раскрытию связен между композицией художественного произведении и художническим мастерством, творческой индивидуальностью автора, пока нет. Первое исследование подобного рода имело место лишь в области лирики. (2).

Таким образом, тема настоящей диссертации определяется весьма актуальными проблемами композиции, сюжета и системы образов в художественных произведениях современной узбекской литературы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИИ. Объектом псследова
пня для данной работы мы избрали поиски композицион
ных решений в узбекской романистике 70-х годов, уделив
особое внимание идейным позициям писателей, их
творческим приемам, системе образов в их произведениях.
По мере необходимости, мы останавливались также на роли
зскалпрованиого художественного конфликта в построении
так называемого «напряженного» сюжета повествования.

Исходя из этого, вопросы композиции мы стремились изучать в органической связи со следующими проблемами:

основные направления поисков композиционных решений в узбекской романистике 70-х год'>з:

место системы образов в композиционном построении романа;

связь композиционного своеобразия произведения со стилистической индивидуальностью автора;

роль в композиционном построении разнотипных сюжетов, связанных с основным конфликтом произведения;

место художественного конфликта в композиционном построении произведения;

органическая связь композиции и сіоніста;

значение композиционных элементов (таких, как портрет, пейзаж, интерьер, ретроспекции) в детерминации художественности произведения.

(2) Камол Дж. Композиция в лирической поозпн. Дне. канд. наук. Т., 1970,

Освещая эти вопросы, мы попытались вынести свою
оценку узбекской романистике 70-х годов, определить
се достижения, выявить причины творческих недостатков,
словом, стремились обобщить научно-теоретический опыт
но проблемам композиции литературно-художественного

произведения. Эпоха пастой способствовала потоку серых,
схематизированных, поверхностных произведении, по
истинно талантливые и честные писатели все же

создавали высокохудожественные книги, отражавшие
правду тоіі эпохи. Под таким ракурсом мы и исследуем
этот период. . . -

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДПССТЕРТАЦПП. Идейно-компо
зиционный анализ литературно-художественного произве
дения обогащает наши знания о нем, углубляет наши
представления о художественном мышлении их автора,
выявляет роль композиции в общем идейном замысле
Произведения.

Одной из самых актуальных проблем узбекского литературоведения является исследование художественного мастерства узбекских писателеіі, в частности вопросов композиции, тесно связанных с паучпо-теоретпческимн проблемами современного литературного процесса.

В настоящей работе мы стремились рассмотреть воп
росы композиции узбекской романистики 70-х годов в их
связи с индивидуальным стилем авторов. Исследуя

структуру романов, мы анализировали "их идейно-художественную концепцию, систему образов, сюжет, художествен-1 пый конфликт и композиционное построение.

Интересные наблюдения по данной проблематике,
имеющиеся в узбекском литературоведении, носят все же
фрагментарный характер: объектом исследования были
лишь отдельные романы, вся же проблема целиком в
масштабе 70-х годов не рассматривалась. Настоящее
исследование в определенной степени восполнит этот
пробел. Изучая закономерности композиционного

построения узбекской романистики 70-х годов, мы стреми
лись всячески подчеркнуть неразрывную связь, существующую
между индивидуальным стилем автора, компо-

зицией произведения н его идейным содержанием.

В процессе работы над диссертацией, .мы опирались прежде всего па учение классиков марксизма-ленинизма о природе искусства и литературы, а также па решения партии и правительства, касающиеся проблем многонациональной советской литературы и литературоведческой критики. Методологическим руководством послужили также труды крупных советских теоретиков литературы, '.исследовавших проблемы композицц.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Теоретические выводы, следующие из настоящей диссертации, могут быть использованы литературоведами, филологами и студентами при изучении современного литературного процесса, применены молодыми писателями в их творчестве а также использованы в качестве материала для спецсеминаров в ВУЗах и разработок для студентов при изучении истории советской литературы.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящей работе мы

ограничились рассмотрением проблем композиции и индивидуального авторского стиля в узбекской романистике 70-х годов. Изучение многообразия н богатства композиционных структур более 50-ти узбекских романов, созданных и 70-е годы позволили придти к определенным теоретическим выводам. Наряду с нденно-художестненпым замыслом писателя важную роль играет избранный им жанр. В жанре многопланового, сложного в композиционном отношении романа обязательно проявляются неповторимая творческая индивидуальность художника, мир его идей и образов. Объектом нашего исследования стали романы Адыла Якубова, Сапд Ахмада, Мпрмухсппа, Ппрпмкула Кадырова, Уткура Хашимова.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация была обсуждена
на совместном заседании кафедр русской и узбекской

литературы Кокапдского государственного педагогического
института им. Муклми, в отделе теории

литературы п литературных взаимосвязей Института

языка и литературы им А. С. Пушкина АН УзССР, па кафедре узбекской литературы Ташкентского государственного педагогического института им. Низами и получила положительную оценку.