Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика башкирских песен Илимбетов, Валит Халитович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Илимбетов, Валит Халитович. Поэтика башкирских песен : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Уфа, 1998.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Без анализа поэтики песенного творчества, без глубокого проникновения в художественную структуру текстов произведений невозможно раскрытие идейно-тематического богатства и национального своеобразия развития и формирования данного жанра.

Песня является одной из самых массовых форм литературы и искусства, одним из традиционно сильных видов в системе лирических жанров. В этом синтетическом, словесно-музыкальном виде искусства "музыка ... сама по себе ... "неконкретна", она в значительной мере неопределенна ... Конкретную суть песенного рассказа человек все же узнает из словесного материала песни"1. По утверждению Н.П.Колпаковой, словесный текст песни, как произведение поэзии, имеет право на самостоятельное изучение его художественных особенностей, в частности, и на классификации по законам словесного искусства2.

Несмотря на чрезвычайную популярность, жанр песни в башкирском литературоведении исследован недостаточно. Работы С.Галина посвящены, в основном, вопросам периодизации и классификации исторических народных песен дооктябрьского периода3. В них также уделяется внимание некоторым сторонам поэтического строения древних эпических и лирических песен.

Жанр песни рассматривается также и в исследованиях крупного башкирского ученого Кирея Мэргэна4. Однако, можно судить по самим названиям этих трудов, они посвящены фольклору, жанр песни изучается а них с позиции поэтики фольклора.

і М.Исаковский. О поэтическом мастерстве. - М., 1952, с. 10.

2 Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни- Русский фольклор. - М., -Л.,
1960,вып.5,с.168.

3 Йылдар пэм йырзар /Годы и песни/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1967.- 157 с. /на башк.яз./

Башхорт халхынын. йыр поэзияпы.Йыр жанрынын, хайпы бер мэсьэлэлэре. /Песенная

поэзия башкирского народа. Некоторые вопросы песенного жанра/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 197. -256 с. /на башк.яз./

Тарих пэм халых поэзияпы /История и народная поэзия/

-Уфа: "Китап", 1996. -288 с. /на башк.яз./

4 Халых кунеленен. кезгепе /Зеркало души народа/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960.-98 с. /на башк.яз./

Мэцгелек шишмэ. Фольклор жанрзары усешенен. хайпы бер мэсьэлэлэре /Вечный родник.

Некоторые вопросы развития жанров фольклора/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1978. -192 с. /на башк.яз./

В книге К.Ахмедьянова "Поэтическая образность"1 рассматриваются некоторые вопросы поэтической символики, поэтического параллелизма и стилевых особенностей отдельных видов песни по материалам дореволюционного фольклора.

В научном труде Г.Кунафина "Башкирская литературная песенная поэзия XIX - начала XX веков. Проблемы формирования и развития жанровой системы"2 раскрываются генезис и динамика исторического функционирования жанров башкирской литературной песенной поэзии данного периода как звенья общего процесса литературного развития в целом.

В статьях Р.Сафина "Еще раз о песенных текстах"3,"Путешествие в страну песен4" дается критический анализ текстов башкирских песен 60-70-х годов.

Как видно, эти и другие исследования посвящены либо отдельным конкретным вопросам жанра, либо выяснению тех или иных особенностей. Надо отметить то, что основное внимание в научных работах башкирских ученых уделялось народным историческим песням и преимущественно фольклорным материалам. Другие разновидности песенного жанра продолжают оставаться вне поля зрения исследователей. Отсутствуют труды, последовательно и системно рассматривающие поэтику жанра в контексте лирических форм. Поэтому очень актуальна проблема широкого и масштабного изучения башкирской песни, начиная от древних образцов до произведений сегодняшних поэтов-песенников, разрабатывающих все ее жанровые и тематические направления. Концептуальное изучение жанра башкирской песни в связи с жанрами лирической и эпической поэзии поможет, на наш взгляд, определить особенности эволюции песен, особенности поэтики ее основных разновидностей. Вместе с тем, как нам представляется, это окажет воздействие на процесс дальнейшего развития башкирского песенного творчества.

1 -Уфа: "Китап", 1994. - 192 с. /на башк.яз./

2 -Уфа: игле Блшк.уїшв-та, 1997. - /на русск.яз./ - 155 с.
5 TaFbi ла йыр текстары тураИында.

-AFH?en, 1964, N 1 l.c.69-73.
4Йыр?ар ияенэ бер сэйэхэт.
-Агизел, 1982, N S.c.103-109. ,

Целью данной работы является анализ жанров и жанровых разновидностей башкирской песни, изучение эволюции и поэтики жанра от древних ее образцов до современных произведений.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие конкретные задачи:

1. Определение места и роли песни в системе лирических жанров
литературы.

2. Изучение идейно-тематических жанровых особенностей-исторических и
лирических песен на различных этапах их развития,

  1. Исследование принципов взаимодействия поэтов-песенников с фольклором и песнетворчеством других народов.

  2. Анализ творчества известных башкирских поэтов-песенников, определение их творческой индивидуальности,, роли традиции и новаторства в развитии поэтики жанра.

  3. Определение задач и направлений дальнейшего развития песнетворчества и научного исследования в этой области.

Научная новизна. В таком полном аспекте историко-теоретическом поэтика башкирских песен рассматривается впервые. Новой является и системное изучение поэтики всех жанровых и тематических направлений песенного творчества разных периодов, определение перспектив развития башкирской песенной поэзии по разным тематическим направлениям. Масштабность исследования поможет полнее представить природу поэтики жанра. В основу композиционного построения диссертации положен принцип сочетания теоретического и исторического подходов к изучаемому предмету.

Теоретической основой диссертационной работы,наряду с
монографиями башкирских авторов послужили труды В.Г.Белинского,
Н.А.Добролюбова, А.Н.Веселовского, С.Г.Лазутина, Н.Л.Колпаковой,
С.Д.Мухоплева, Б.Уахатова, В.М.Новика, Д. Р. Рогаль-Левицкого,

Р.Х.Курбатова, И.Надирова, М.С.Магдеева, Г.Н.Воронцова и других исследователей - представителей многонациональной литературы, в известной степени способствующие дополнению проблемы изучения поэтики башкирской песни как своеобразного жанра художественного творчества.

Источнпковой базой научного анализа послужила народная песенная поэзия, произведения поэтов-песенников, опубликованные в сборниках, в периодической печати, а также находящиеся в архиве Башгосфилармонии в рукописном виде.

Практическая ценность диссертации состоит в следующем:

проведенные исследования существенно расширяют представления о башкирской песне, предоставляется возможность рассмотреть процесс непрерывного количественного и качественного изменения и развития всего национального песенного жанра;

наблюдения и выводы данной научной работы могут быть применены при изучении поэтики песен не только башкир, но и других народов;

результаты исследований, ее основные положения и выводы могут быть использованы литературоведами, искусствоведами, фольклористами, учителями-филологами, студентами высших и средних учебных заведений при изучении истории и теории литературы, культуры и искусства, а также поэтами в их практике песнетворчества.

Апробация ' работы. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета.

Основные положения ее отражены в докладах, выступлениях на научных конференциях, в статьях, опубликованных в специальных сборниках и на страницах периодической печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка распространенных песен на стихи диссертанта.