Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Байрамукова София Казбековна

Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа
<
Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байрамукова София Казбековна. Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Майкоп, 2005 159 c. РГБ ОД, 61:05-10/1346

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальные и инонациональные истоки романа в литера турах народов северного кавказа: теоретические аспекты 11

Глава 2. Формирование историко-революционного романа: типология и национальное своеобразие 37

Глава 3. Поэтика сюжета исторического романа 91

Заключение 141

Библиография 149

Введение к работе

Роман - универсальный жанр литературы: он, как известно, синтезирует в своем идейно - художественном мире элементы всех родов литературы -эпоса, лирики, драмы.

Возникнув в античности, роман обрел основные жанровые формы в западноевропейских литературах в эпоху Возрождения, а в России - в XIX веке.

За свою долгую историю роман, естественно, эволюционировал и содержательно, и эстетически, но сохранил в своей структуре главные жанровые признаки: эпический охват жизни, художественное исследование бытия и характера человека, сюжетно - композиционную всеохватность, не замкнутость, а распахнутость сюжета во времени и пространстве и т.д.

Со времен средневековья и до наших дней, роман, пожалуй, самый читаемый вид художественной литературы. Это естественно, ибо ни один другой жанр словесности не способен так полно охватить и выразить лик истерии, судьбы человечества и отдельно взятого человека. В.Г. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года" писал: "Роман и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии". Далее критик объяснял, почему так случилось: "Причины этого - в самой сущности романа и повести как рода поэзии. В них лучше, удобнее, нежели в каком-нибудь другом роде поэзии, вымысел сливается с действительностью... Роман и повесть, даже изображая самую обыкновенную и пошлую прозу житейского быта, могут быть представителями крайних пределов искусства, высшего творчества... В нем соединяются все другие роды поэзии - и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого им события, и драматизм как более яркий и рельефный способ заставлять высказываться данные характеры...» [23:802]

В другой статье, «О русской повести и повестях Н.В. Гоголя» критик констатировал: «Роман все убил, все проглотил... Какие книги больше всего

читаются и раскупаются? Романы и повести». И далее: «...В каких книгах

* излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философиче
ские системы, и, словом, все науки? В романах и повестях». [22:102]

Мы широко процитировали В.Г.Белинского, потому что критик исчерпывающе определил жанровую сущность романа и причины его популярности. Таким образом, суждения критика имеют непреходящее теоретико-методологическое значение и служат отправной точкой в исследовании романа как жанра литературы, на каком бы языке он ни писался, в какое бы время он ни появлялся.

Первые романы в новописьменных литературах бывшего Советского
#Л Союза, в том числе и в северокавказских, появились в 20-30-х годах, и, под-

f« тверждая правоту великого критика, стали ведущим жанром письменной

словесности, с которой связаны наиболее значительные идейно-эстетические
достижения молодых литератур. Авторами первых романов в литературах
народов Северного Кавказа, как правило, были основоположники нацио
нальных литератур. В течение почти столетия этот жанр является самым вос
требованным читателями и неизменно привлекает к себе внимание критиков
и литературоведов. К настоящему времени в литературах народов Северного
и Кавказа накоплено большое количество романов самого различного содер-

* жания и видовых форм.

В предлагаемой диссертационной работе большое место отводится проблемам типологии, потому что автор убежден, что без типологических исследований невозможно понять диалектику общего и особенного в художественном развитии и уникальности великих произведений искусства.

Поскольку не все романы писателей региона одинаково хорошо известны широкому кругу читателей и специалистов, в нашей работе подробнее говорится о тех произведениях, которые меньше стали объектом литературоведческого внимания. Делается это для того, чтобы расширить плацдарм

исследования и тем самым полнее и объективнее рассмотреть проблему, ставшую предметом диссертационного исследования.

Роман - и содержательно, и эстетически, - естественно, подвержен эволюции, как и все другие явления духовной культуры. Без учета опыта новописьменных литератур теория и практика романа, полагаем, не будут полными.

В исследовании проблем романа в северокавказских литературах, проделана большая работа. Можно без натяжки утверждать, что эпический жанр прозы изучен основательно. Изданы монографии, статьи, освещающие вопросы возникновения, становления и развития романных форм. Однако остается немало вопросов, требующих дальнейшего анализа, уточнения и обобщения.

Так, например, в литературах народов Северного Кавказа мало исследованным остается проблема поэтики романа, посредством которой реализуется реальное содержание эпического повествования, находящегося в непрерывном развитии и трансформации. Поэтому мы выбрали темой нашего диссертационного исследования проблему поэтики романа в новописьменных литературах народов Северного Кавказа, в которых в последние десятилетия появились такие разновидности исторического романа, которые, на первый взгляд, кажутся неожиданными. Они требуют серьезного научного осмысления и анализа.

Не все виды романа представлены в каждой национальной литературе. Так, например, исторический роман о далеком прошлом наиболее интенсивно развивается в абхазской, адыгейской, кабардинской и, отчасти, в абазинской литературах менее интенсивно - в балкарской, карачаевской, ногайской и черкесской. В каждом отдельном случае - свои объективные причины такого «неравномерного» развития видов романа. В карачаевской и балкарской словесностях ускоренными темпами разрабатывается тема Великой Отечественной войны. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что писатели неспра-

ведливо репрессированных народов стремились показать на самом убеди-
у тельном материале - на подвиге сынов и дочерей народов, на которых был

навешан ярлык предателей, на фронтах Великой Отечественной, в партизан-ских отрядах, в трудовых коллективах тыла. Это, кажется, понятно и оправдано. В черкесской и ногайской - другие причины, в обсуждении которых нет в данной работе особой надобности.

Исходя из изложенного, может показаться, что литературы народов Северного Кавказа в нашей работе представлены неравномерно. Мы исходили из наличного материала, каким он представал перед нами.

Считаем необходимым подчеркнуть, что проблема, взятая нами в каче-
стве диссертационного исследования, рассматривается на фоне всероссии-
;< ского литературного процесса. Поэтому в нашей работе значительное место

отводится сравнительно-типологическому аспекту проблемы.

Сказанным определяется актуальность темы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Как уже сказано, роман в литературах
Северного Кавказа довольно основательно изучен: появились моно
графические исследования, теоретические статьи, предисловия и послесло-
4 вия, аналитические публикации, учебники и учебные пособия для школ и ву-

зов, однако до сих пор нет специальной монографической работы, посвященной поэтике исторического романа. В предлагаемой диссертационной работе впервые предпринимается попытка комплексно исследовать весь круг вопросов, входящих в понятие «поэтика», и проследить их эволюцию от первых произведений до современных. Этим определяется научная новизна работы.

Объектом исследования стали романы на историческую тему в абазинской, абхазской, адыгейской, балкарской, кабардинской, карачаевской, ногайской и черкесской литературах. Исследование ведется в сравнительно-сопоставительном плане.

Народы, литературы которых привлекаются к анализу, относятся к разным языковым семьям — иберийско-кавказской (абазины, абхазы, адыги) и тюркской (балкарцы, карачаевцы, ногайцы). Основанием для объединения их в одной исследовательской работе являются следующие обстоятельства. Абазины, адыги, балкарцы, карачаевцы и ногайцы долгое историческое время живя на довольно ограниченном пространстве Северо-Западного Кавказа, тесно взаимодействуя в областях материальной и духовной культуры, обмениваясь культурными ценностями, взаимообогащая друг друга продуктивными заимствованиями, стали весьма близкими по быту, по миропониманию, по эстетическим предпочтениям и т.д. По этому в их устной и письменной словесности, в музыкальной и хореографической культуре много типологически сходного близкого (при сохранении, конечно, и национально-самобытного). Все это сказалось и на структуре романа. Что касается абхазов, то они с доисторических времен и до наших дней неотделимо включены в духовное пространство некогда единого (по предположениям ряда ученных) протоабхазо-адыгского этноса. Это единство сохраняется и поныне. Не только сохраняется, но и становится «плотнее». Ученые гуманитарии, изучая духовную культуру северокавказцев, постоянно вписывают абхазскую литературу в единый абхазо-адыгский контекст. В нашей работе мы следуем этой традиции.

Кроме того, привлекаемые к анализу литературы, составляют одну систему историко-культурного типа; у них четко выраженная региональная общность духовного развития, основной чертой которого является «многообразные длительные и устойчивые связи и взаимодействие литератур внутри данной общности». [101:215]

В свое время И.Г. Неупокоева отмечала, что «На карте всемирной литературы ясно различаются группы литератур, близких по своим историческим судьбам, имеющих общее художественное наследие, пути развития которых были во многом сходны. Каждая национальная литература внутри

этой группы связана с другими многими «валентностями» - этническими, географическими, языковыми, общностью фольклорного наследия... Основой таких связей является близость или общность исторических судеб народов». [101:216]. Вывод ученого подтверждается и историей развития северокавказских литератур. Поэтому, естественно, в нашей работе мы следуем методологии И.Г. Неупокоевой.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых литературоведов, в частности, В. Авидзбы, А. Алиевой, М. Бахтина, Л. Бекизовой, А. Бушмина, В. Виноградова, Г. Гамзатова, Б. Гацака, У. Далгат, Д. Дюришина, К. Зелинского, Л. Егоровой, А. Караевой, В. Кожинова, Н. Конрада, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Р. Мамия, А. Мусукаевой, Н. Надъярных, И. Неупокоевой, П. Палиевского, А. Теппеева, 3. Толгурова, В. Тугова, Ю. Тхагазитова, М. Храпченко, В.Цвинария, Т. Чан-каевой, К.Шаззо, Л.Якименко и многих других. Результаты их исследований мы внимательно учитываем в нашей работе.

Метод исследования - конкретно-исторический и типологический. Особое внимание в диссертации уделяется еще не изученным и мало изученным проблемам романа в литературах народов Северного Кавказа - темам, героям, национальным и инонациональным истокам, сюжетно-композиционным особенностям, поэтике сюжета, вопросам этнографизма и фольклоризма на разных этапах развития прозаического эпоса, типологическим закономерностям и национальному своеобразию, а также более частным аспектам поэтики жанра.

Цели исследования. Основной целью настоящего исследования является определение поэтики новописьменного романа в литературах народов Северного Кавказа в их эволюции - от первых образцов до современных, установление путей восхождения романа к зрелому эстетическому качеству. При этом, памятуя о том, что наша работа - не история романа в северокавказских литературах, не пытаемся охватить весь имеющийся романный мате-

риал, а сосредотачиваемся на наиболее типичных произведениях, в которых наиболее полно воплотились основные закономерности эволюции жанра.

Задачи исследования. Поставленные цели потребовали решения следующих задач:

выявить сложившиеся жанровые разновидности исторического романа;

определить поэтику исторических романов в литературах народов Северного Кавказа в эволюции;

- комплексно и разноаспектно исследовать все вопросы поэтики
современного исторического романа;

- попытаться определить, в чем проявляется национальное своеобразие
каждого национального романа.

Научно-теоретическая значимость работы, по мнению диссертанта, заключается в том, что привлеченный к анализу материал ряда литератур, имеющих типологическую общность в типах развития, подготовят почву для создания теоретических работ, обобщающих опыт формирования поэтики романа в новописьменной художественной словесности. Выводы и заключения, как полагает диссертант, имеют определенное общеметодологическое значение.

Практическая значимость работы: Выводы и заключения диссертационного исследования, по мысли автора, помогут созданию объективной картины поэтики романа в новописьменной литературе; они могут быть использованы в учебной практике высших и средних учебных заведений Северного Кавказа, а также при создании школьных и вузовских учебных пособий, при написании квалификационных дипломных и диссертационных работ, при проведении семинаров и спецкурсов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

I. Изучение поэтики жанра новописьменного романа - сложная филологическая проблема. Научное решение ее требует учета и объективного

изучения всего комплекса вопросов, выявляющих как общие закономерности развития романа в новописьменных литературах, так и реализация особенного в художественной культуре каждого отдельно взятого этноса.

  1. Значительное теоретическое и методологическое значение имеет до сих пор мало изученная проблема роли национальных художественных традиций и опыта русской литературы в возникновении, становлении и развитии романа в новописьменных литературах, в формировании их поэтической структуры.

  2. Новописьменный роман, развивающийся на современном этапе в контексте мировой романистики, несет на себе заметную национальную самобытность в образной системе, в поэтике и языке. Учет их важен для построения объективной истории романа.

4. Реальная картина возникновения и становления романа в ново
письменных литературах порою не согласуется с распространенными теоре
тическими схемами. Это обстоятельство требует уточнения, дополнения, а в
ряде случаев пересмотра прежних научных положений.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на региональных и внутривузов-ских научных конференциях, опубликованы в ряде изданий автора (см. Библиографию).

Структура диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определена характером избранной темы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Национальные и инонациональные истоки романа в литера турах народов северного кавказа: теоретические аспекты

Ни один из исследователей проблем возникновения, становления и развития новописьменных литератур не обошел, пожалуй, вопросов взаимодействия и взаимовлияния фольклора и письменной словесности. Так, к примеру, известный литературовед Л.А.Бекизова справедливо отмечает: "Важное значение для быстрого роста литератур ранее бесписьменных народов имеют собственное национальное наследие, традиции русской литературы, опыт близких по языку, по другим историко-литературным признакам литератур. .. завоевание мировой литературы". [18:7]

Таким образом, ученый выделяет все источники, обеспечившие становление полнокровного реализма в новописьменных литературах: родной фольклор, традиции русской литературы, опыт близких по типу развития литератур, художественно-эстетические завоевания мировой классики. Все это, безусловно, верно.

Другой, не менее известный критик, Н. Г. Джусойты определяет задачи, стоящие перед исследователями новописьменных литератур: "Выяснить, какие своеобразные черты накладывает на эстетический опыт писателей, представителей молодых литератур, их прямой путь от фольклора к развитому реализму, к реалистическому изображению действительности". [59:32] Задачи, сформулированные маститым исследователем северокавказских литератур, в значительной степени реализованы в трудах названных и неназванных нами ученых филологов Северного Кавказа. В последнее время появилось немало работ, "в которых освещается роль фольклора в становлении литературных жанров и целых литературных направлений". [61:171]

Итак, сделано много, однако, как уже сказано, недостаточно исследованной проблемой остается, в частности, роль и значение фольклорного наследия и опыта русской литературы в становлении поэтики романа в новописьменных литературах. До сих пор нет комплексного монографического исследования по этой теме. Наше исследование - попытка, в меру наших сил и возможностей, восполнить этот пробел в северокавказском литературоведении.

Пытаясь выяснить национальные истоки романа в литературах народен Северного Кавказа, мы, прежде всего, обращаемся к фольклору как к совокупности проявления народного художественного сознания. При этом мы стараемся не выпускать из виду, что "художественная форма, язык искусства вырабатывались в пору первых шагов литературы, прежде всего и главным образом, именно в фольклоре, там, где живая жизнь уже была объектом художественного, творчества... к моменту воз никновения литературы, фольклор располагал богатейшим героическим и сказочным эпосом, разнообразными формами лирики, обрядовой календарной поэзии". [61:183] :"

В статье «Советский роман - многонациональный!» В.Пискунов, анализируя большие эпические формы прозы в младописьменных литературах, верно указал, что это своеобразный тип романа и повести, "оригинально сочетающих в себе традиции фольклора и достижения реализма. Это отнюдь не роман - примитив, жанр, не дотянувший еще до реализма, а особый тип крупного, эпического произведения, неизвестный литературам, далеко продвинувшимся по пути психологизма, последовательно переживавшим все стадии историко-литературного процесса». [118:61]

В этой связи встает задача - конкретно рассмотреть традиции фольклора, сыгравшие важную роль в становлении и развитии романа.

«Прежде всего, роман, конечно, связан с развитием эпоса вообще» [82:128] Здесь весь гвоздь в слове «вообще». И тот, и другой относятся к одному роду - эпосу. Великий немецкий романист Томас Манн оригинально заметил: "Эпос - примитивный прообраз романа..." Древний эпос и роман опираются на идентичные способы изображения действительности, стремятся к исчерпывающей полноте раскрытия характеров в связи с исторической средой. Но роман нового времени не выводится из древнего эпоса. Более того, роман как бы отвергает древний эпос. Роман - это эпопея частной жизни. И не только. Роман - это художественный анализ современного общества. Эпос же рассказывает о временах, давно минувших. В нем изображается не-расчленная жизнь всего общества.

В эпосе характеристика героев часто внешняя, ибо в нем главный интерес сосредоточен на событиях, а не на переживаниях персонажей. Видимо, поэтому можно сказать: ты ведёшь себя, как Печорин, Онегин, Обломов, но нельзя сказать, как Эдип, Сосруко. Уместнее: ты хитер, как Сосруко, силен, как Батараз и т.д., т.е. можно применить внешний, оценочный эпитет...

"Роман как жанр считается по традиции эпосом частной жизни, в центре повествования в романе обычно стоит судьба отдельной личности, развитие ее характера и самосознания в определенных социально-исторических условиях. Хотя и индивидуальная жизнь героя в романе обусловлена состоянием общества и народной жизни, но она обладает и относительной самостоятельностью, и именно этим, в частности, отличается роман от предшествующего ему фольклорного эпоса, для которого характерна нерасчлен-ность индивидуального и народного сознания", - верно отмечает Эйно Карху. [164:153-54]

Роман обращен к «внутреннему человеку» (Белинский), а в эпосе события - внешние. В эпосе, поэтому, почти нет индивидуализации речи (речь Сосруко, Одиссея не отличается от речи сказителя), а роман строится на индивидуализации речи персонажей.

Но, все-таки, роман — жанр эпический. В этом смысле он сближается с эпосом (но не вытекает из него) по полноте изображения жизни, по широте охвата событий. Гегель заметил: в романе «снова полностью выступает богатство и многообразие интересов, состояний, характеров, жизненных отношений, широкий фон целостного мира». [43:273] Давно и хорошо известно, что эпос в ее классической форме отличается всеобъемлющей широтой и многогранностью охвата бытия и человека определенной исторической эпохи. По мысли Гегеля, у Гомера «подлинный эпос находил слово для всего, что представляет собою нация» [43:287] то же самое можно сказать и о «Нартах» северокавказских народов.

Формирование историко-революционного романа: типология и национальное своеобразие

В историко-революционном романе в литературах народов Северного Кавказа, как, впрочем, и во всех новописьменных, обнаруживается много типологически общего в сюжете, композиции, образной системе, вытекающие из идентичности общественного и социально-экономического развития народов. В нем немало и национально-самобытного, обусловленного своеобразием жизнеуклада этноса, его жизнепонимания, особенностей языка, образного мышления и многими другими факторами. Все это дает основание изучать проблему формирования романа в общем контексте развития региональных литератур, а также в связи со складывающейся общественно-политической ситуацией, порождением которого является и само произведение. «При этом...появление того или иного произведения или множества типологически сходных произведений, образующих систему, не зависит от объема и временной протяженности этой ситуации», а зависит «от ее общественной значимости, философской насыщенности и от динамики ее протекания». [117:18]

Зарождение, становление и эволюция северокавказского национального романа связаны с художественным изображением эпохальных событий -революции, гражданской войны, строительства социалистических отношений во всех сферах материальной и духовной жизни. Эти события, как их ни оценивай, неимоверно интенсировали, обострили до крайностей общественные процессы. Последние, в свою очередь, оказали глубинное влияние на все стороны жизни, на каждого социума - в позитивном или негативном плане. Перед романом в молодых литературах была поставлена задача - художественно отразить эпохальные процессы и на этом фоне проследить рождение нового человека с новым мировоззрением, с новым взглядом на жизнь, в том числе и на прошлую. Другими словами, показать рождение социалистического человека. Опыт решения указанных проблем в изобилии имелся в русской литературе - учителе национальных литератур. Традиции русского историко-революционного романа были перенесены на национальный - где механически, а где творчески.

Почти все национальные романы повторяли сюжетно-композиционное строение, систему образов, эволюцию характеров русского историко-революционного романа.

Расстановка персонажей в национальном романе осуществлялась по принципу - «черное - белое».

Молодые же романисты Северного Кавказа, следуя сюжетной схеме русского историко-революционного романа, за редким исключением (И. Па-паскири, Т. Керашев) не выводили фигур, которым ведомы были бы «хождения по мукам».

Нельзя сказать, что национальные авторы не живописали «муки народные», но муки эти, как правило, не были связаны с мировоззренческими и психологическими проблемами, с мучительным переходом от понятного «мое» к вовсе непонятному «наше». Всякая революция, какие бы благородные цели ни преследовала, несет с собой много негативного, связана со страданиями, сомнениями, даже растерянностью, с людскими трагедиями, порою завершающимися драматически. Такие «сложности» редко находили изображение в первых романах национальных романистов. Людские страданил, как правило, связаны с режимом царской России, с этой «тюрьмой народов», как позже выразился знаменитый акын. Многое соответствовало, как принято говорить, действительности. Поэтому в сценах, изображающих нищету, невежества, бесправие молодые романисты добивались наибольших художественных успехов, нежели в сценах «идеологических».

При всей драматичности общественной ситуации, на которую пришлось возникновение и становление новописьменных литератур, их жанро вой системы, нельзя не видеть и очевидные позитивные стороны литературного процесса. Учась у русских писателей, первые романисты овладевали искусством выстраивания сюжета, организации композиции, компановки системных образов, их эволюции во времени, историзма мышления.

Романисты новописьменных литератур стремились к художественному изображению конкретно-исторического содержания эпохи революции И ПС следующего строительства социализма. Другое дело, на каком эстетическом уровне это удавалось осуществить. Стремясь следовать, может быть, интуитивно, принципу реального историзма, национальные романисты, естественно, редко когда могли подняться до высот истинного реализма.

Во всех романах северокавказских писателей на историко-революционную тему центральный герой, проходит три ступени развития. В соответствии с этим в поэтике романа три сюжетных узла.

«При этом, - указывает литературовед В. Тугов, - тщательному художественному исследованию подвергаются социальные причины, приведшие народные массы к сопротивлению царскому режиму и открытой борьбе с ним. В центре повествования ставится человек, прошедший путь от покорности хозяевам жизни к анархическому бунту, а от него - к осознанной социальной борьбе». [142:21]

Герой романа черкесского писателя X. Абукова «На берегах Зеленчука» (1930) Хасан - батрак. Он и сын кулака Мусса - друзья с детства. Теперь они антиподы. Это обстоятельство порождает сложную психологическую ситуацию.

Жизнь, по мысли автора, неизбежно заставляет Хасана искать причины социального неравенства.

Путь понимания этих причин оказался мучительным. И писатель внимателен в исследовании эволюции сознания батрака. Покорный хозяину Хасан, по натуре робкий, исполнительный, начинает задумываться над тем, почему так устроена жизнь, что человек, казалось бы, такой же как он сам, которого с детства знал, с которым дружил, играл в одни и те же игры, делил все, живет в богатстве и роскоши, а он — бедняк, продающий свой труд за жалкие гроши и не выбивающийся из нищеты. Долгие и мучительные раздумья. Постепенно Хасан начинает понимать, откуда богатство Муссы: оно нажито трудом бедняков, а присвоено богачом, который не гнушается и заурядного воровства. В сознании Хасана зреют социальные чувства. Покорность и робость начинают уступать место открытому протесту. Он бросает в лицо Муссе гневные слова: «Видишь ли, Мусса, ты богатеешь не потому, что бережешь, а потому, что грабишь, обираешь и объедаешь других». [15:97] Затем, писатель старается показать становление социального сознания бедняка под влиянием агитационно-пропагандистской работы большевиков. Как это происходит? В стычке Хасан убивает Муссу и пускается в бега. Он, как и его друзья, осознает, что «большевики - за правду», что они борются против тех, кто «обкрадывает народ».

Поэтика сюжета исторического романа

В советской филологической науке существовало мнение, что исторический роман - это эпическое повествование о событиях, происходивших до социалистической революции, открывшей, как тогда говорилось, "новую эру в истории человечества". Согласно этой теории, в историческом романе обязательны исторические личности, наряду, конечно, с вымышленными героями.

В нашей работе мы пользуемся терминами «исторический роман», «историко-революционный роман» условно, для того, чтобы разграничить эпические полотна о далеком прошлом народа и повествования, рассказывающие о путях народа к революции и о строительстве основ социализма. Между названными видами романа нет непроницаемой границы. В историко-революционном романе, также как в историческом, может изображаться реальная история, реальные исторические лица, а в историческом - присутствовать мотивы и идеи историко-революционного. В поэтике и стиле обоих видов романа есть как общие, так и индивидуальные особенности.

Исторический роман, как и все другие жанры литературы, эволюционирует во времени, обогащается; поэтика его порою радикально меняется, вбирая в себя миф, предание, притчу и т.д. В современном историческом романе на смену строго объективному повествованию нередко приходят субъективно аналитический рассказ, миф, притча; порою реальные исторические события служат лишь фоном, на котором разворачиваются человеческие судьбы и т.д.

К настоящему времени в северокавказских литературах сложились, на наш взгляд, следующие виды исторического романа: 1) эпическое повествование об историческом прошлом, изображающее подлинные события и выводящее реальные исторические лица; 2) произведение об историческом прошлом, в котором события и персонажи вымышленные; 3) исторический роман-притча, широко опирающийся на мифы, предания, притчи и в котором сильно философско-аналитическое начало. В поэтике первых двух типов романа множество типологических схождений - идеологических, сюжетно-композиционных, образных. Первым историческим романом, появившимся в литературах народов Северного Кавказа является, если не ошибаемся, "Горцы" кабардинского прозаика А. Шортанова.

В романе большое количество действующих лиц - разных социальных групп, разных национальностей, разного общественного положения. Действие происходит в Кабарде, в России, в ряде зарубежных государств, имевших геополитические интересы на Кавказе. Среди персонажей - реальные исторические лица и вымышленные герои (их на много больше реальных). При этом вымышленные герои - это типы, в которых легко узнаются определенные социальные типы кабардинского общества, за которыми стоят реальные прототипы.

В «Горцах» мы встречаемся с известными в истории личностями - генералом царской армии, затем наместником Кавказа Алексеем Петровичем Ермоловым, с великим руководителем национально-освободительного движения шейхом Шамилем, правителями Кабарды, Северного Кавказа, всего Кавказа, учеными, общественными деятелями.

Создавая свой роман, писатель оказался в сложном творческом поло-жении. Многие материалы - официальные документы, архивные и письменные источники, воспоминания очевидцев и т.д., относящиеся к изображаемой эпохе, не были доступны в то время, когда писали роман (они стали известны много позже). Поэтому, естественно, автор первого исторического романа в северокавказских литературах мог не знать многое в многосложных, порою лукавых хитросплетениях политических интересов России, Тур ции, Персии, Англии на Кавказе, но некоторые определяли судьбы Кабарды и кабардинцев, и не только их. В этих условиях недостаток исторических документов писатель вынужден был восполнять художественным вымыслом, вписывающимся в правду истории.

Сдерживающим творческую свободу писателя фактором стало и то, что в то время трудно было говорить всю правду о колониальной войне на Кавказе. Писатели вынуждены были исходить из принятого в советской ис-торической науке тезиса: Россия играла цивилизаторскую роль в отношении завоевываемых окраин. Это в какой-то степени соответствует действительности. Но это не вся правда. Истина в том, что Кавказская война, как и всякая колониальная была захватнической; она сопровождалась разорением края, истреблением коренного населения, разрушением материальной и духовной культуры, деформацией сложившихся в веках этических и нравственных норм и т.д. Кавказская война - величайшая трагедия в истории се-верокавказцев.

В исторических трудах и художественных произведениях, конечно, го-ворилось о том, что Россия вела на Кавказе колониальную войну, но нередко получалось так, что завоевание края было чуть ли не благом для завоеванных. Эта тенденция в той или иной степени сказалась и в романе «Горцы». Так, например, жестокий «усмиритель» Кавказа генерал Ермолов выведен в романе весьма привлекательно. Он умен, почти добр как и многие его сподвижники. О том, что генерал был жестоким истребителем горцев (он этого и не скрывал), писатель почти не говорит. И не мог говорить как и о многом другом. Видимо, поэтому Ермолов и подобные ему персонажи, стали центральными в романе. Главное в «Горцах» - жизнь кабардинского общества в период Кавказской войны.

По идеологическим соображениям писатель, несколько приукрашивает и личность Шоры Ногмова. Для чего Шортанов порою вольно обращается с фактами биографии просветителя. На это, указывал критик Б.Гоффеншефер, который отмечал, что писатель "посылает" Шору в Дагестан на учебу в медресе только с одной сюжетной целью - познакомиться с Шамилем, и годы, о которых говорит автор, далеко расходятся со временем учебы Шоры Ног-мова в медресе. В трактовке фигуры Ногмова явно сказалась переоценка автором грани допустимого художественного вымысла в историческом романе». [46:21]

Похожие диссертации на Поэтика новописьменного исторического романа :На материале литератур народов Северного Кавказа