Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика прозы И. Г. Торопова Гудырева, Любовь Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гудырева, Любовь Васильевна. Поэтика прозы И. Г. Торопова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Мордовский ун-т.- Саранск, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/400-6

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного изучения поэтики эпических произведений одного из самых значительных писателей современности коми — И.Г. То-ропова. Тороповедение насчитывает многолетнюю историю (с конца 1950-х годов до сегодняшних дней опубликовано более ста критических работ, включая журнальные и газетные статьи). Исследование эпических произведений писателя идет в самых разнообразных направлениях. Анализ идейно-тематических особенностей повестей и рассказов И.Г.Торопова, а также нравственно-эстетические пріщципьі, защищаемые писателем, нашли отражение в статьях Г.В.Беляева, А.К.Микушева, М.Н.Ломуновой, Н.А.Буриловой, В.В.Пахоруковой И.М.Ванеевой. Во многих работах (В.А. Латышева, О.В.Ведерникова, В.А.Лимерова, В.А.Чалмаев,В.В.Рымашевский, В.М.Скоробогатько, И.А.Воро-нина, В.А.Гальперин) речь идет о своеобразии стилевой и жанровой специфики произведений автора, о художественном своеобразии творческой манеры письма писателя, о лирическом и романтическом начале, о психологизме и исповедальности. И все же поэтика прозы И.Г.Торопова изучена недостаточно, поскольку авторы стремились рассматривать лишь отдельные произведения или аспекты творчества писателя, не задаваясь целью комплексного исследования. Таким образом, самобытность творческой индивидуальности широко известного и признанного читателем прозаика, его поэтика остаются изученными в литературе коми лишь фрагментарно. Представление о. самой литературе коми поэтому неполно без глубокого и всестороннего изучения творчества И.Г.Торопова. Анализ художественности произведений писателя позволит сделать выводы о поэтике его творчества, выявить и утвердить место писателя в истории литературы коми.

Целью диссертации является осмысление и раскрытие доминантных черт поэтики прозы И.Г.Торопова. В соответствии с целью исследования определились следующие задачи:

  1. Показать своеобразие лирического повествования в прозе И.Г.Торопова.

  2. Раскрыть психологическое и романтическое качества торопов-ского эпоса.

  3. Проанализировать стилевые особенности творчества писателя.

4. Выявить особенности наиболее характерных элементов сю-

жетно-композгадаонной организации эпических произведений

И.Г.Торопова.

Объектом исследования диссертации стали автобиографическая проза И.Г.Торопова (мелехинский цикл), роман "Коль родился человеком", повести "Земля зовется пармой", "Тян", "Осенняя песня", "Юль", "Не стреляй в медведя дважды", "Новый капитан", рассказы "Быстроногий", "Муравейник" и другие. Использованы также материалы личного (неопубликованного) фонда писателя: письма, воспоминания, отзывы.

Предмет исследования: поэтика прозы И.Г.Торопова, определение творческой индивидуальности писателя.

Теоретическую основу диссертации составили труды В.В. Ко-жинова, Г.Н.Поспелова, Б.О.Кормана, Н.П.Утехина, Б.М. Эйхенбаума, В.М.Жирмунского, Н.Т.Рымаря, Н.Л.Лейдермана.

За основу метода исследования в диссертации выбран системный подход, основанный на типологическом анализе художественного произведения. Данный метод позволил рассмотреть некоторые теоретические аспекты проблемы в сочетании с конкретным анализом текста, исследовать художественную структуру произведении: в связи с общей его проблематикой. Достаточно здесь назвать имена таких учёных, как М.М.Бахтин, А.В. Чичерин, Л.Я.Гинзбург, Е.Н.Купреянова, Б.Е.Галанов, М.М. Гирш-ман, А.Б.Есин, Э.А.Бальбуров, чьи исследования и явились методологической основой работы.

Научная новизна работы:

— впервые осуществляется целостное изучение стиля и СЮ-
жетно-композиционной организации произведений ведущего
писателя коми И.Г.Торопова;

подробно рассматривается поэтика портретирования и природоописаний в творчестве художника;

детально исследуется лирическое, психологическое и романтическое начала в прозе автора, из соединения которых и рождается своеобразие художественного видения И.Г. Торопо-вым человека и мира;

вводятся в научный оборот материалы личного (неопубликованного) фонда писателя (письма, воспоминания, отзывы).

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и методи-

ческих указаний по изучению современной литературы коми, при чтении лекций и спецкурсов по творчеству И.Г.Торопова студентам Сыктывкарского государственного ушгверситетз и Коми пединститута. Полученные результаты войдут в общее монографическое исследование кафедры коми фольклора и литературы СыктГУ "Духовная культура пермских народов. Традиции и новации".

Апробация. Основные положения диссертащш нашли отраже-іше в докладах, прочитанных на научно -методических семинарах кафедры коми фольклора и литературы СыктГУ; на Международной научной конференции "Коми-пермяки и финно-угорскіш мир" (Кудымкар, 1995); Всероссийской научной конференции "Тема природы в художественной литературе" (Сыктывкар, 1995); Международной конференции "В.И.Лыткин и финно-угорсюш мир" (Сыктывкар, 1996); Всероссішской научно-практической конференции преподавателей и студентов "Этнология пермских народов" (Сыктывкар, 1996); ежегодных годичных сессиях Ученого совета СыктГУ (Февральские чтения 1995, 1996, 1997 гг.). Результаты исследований использованы также при чтении лекций и проведении практических занятий по современной литературе коми для студентов СыктГУ и учащихся Сыктывкарского колледжа культуры им. В.Т.Чисталева. Работа обсуждена и одобрена кафедрой коми фольклора и литературы финно-угорского факультета СыктГУ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем машинописного текста составил 147 страниц.