Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика современного казахского романа Рахимжанов, Тиштыбай Набиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимжанов, Тиштыбай Набиевич. Поэтика современного казахского романа : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Алма-Ата, 1993.- 54 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изучение поэтики жанров современной казахской художественной литературы является на сегодня одной из важнейших и сложнейших проблем казахского литературоведения.

Поэтика является наукой, изучающей строение литературного произведения и эстетическую систему его изобразительно-выразительных средств. Иначе говоря, центральной проблемой поэтики выступает структура художественного произведения с ее концепцией и авторской позицией.

Значимость настоящей проблемы не только в ее малоизученнос-ти и в необходимости выявления всех составляющих компонентов литературного творения, более полного раскрытия своеобразия стиля писателя, его мастерства и особенностей творческой лаборатории. Поэтому объектом нашего диссертационного исследования являются исторические романы о людях искусства рассматриваемые как одно из достижений современной казахской литературы.

В анализируемых наш произведениях заметны общие признаки характерные для людей искусства, поэтов, певцов, композиторов, в частности схожесть их сложной судьбы, творческой психологии и духовной биографии в условиях социально-психологической действительности в изображении конфликтных и сюжетных ситуаций на фоне быта, этики и эстетики казахского народа. Художественно-эстетический уровень исторических романов - обьекта исследования соответствует современным критериягл. Имеющиеся общие особенности в личной и общественной жизни героев дают нам возможность рассматривать проблемы поэтики на основе ;:янра романа, посвященного теме о людях искусства.

Литература - это синтетическое искусство, создаваемое и

выражаемое посредством образного слова. Поэтика исследует особенности, различные аспекты художественной функциональности искусства слова, т.е. а это - достаточно широкий спектр проблемы. Б диссертации всестороннему анализу подвергаются изобразительно-выразительные средства и различные проявления поэтики произведения: жанрообразущие факторы романа, искусство сюжетного построения, функция художественной детали, роль портрета и пейзажа, внутреннего монолога и диалога; типы и формы авторского повествования, своеобразие символики и т.д.

Выяснение этих вопросов позволяет раскрыть природу эпического жанра-романа, показать в целом взаимосвязь компонентов структуры произведения в фокусе ее поэтики.

Степень разработанности проблемы. Проблемы поэтики произведения всесторонне и глубоко рассматривались в трудах А.Веселов-ского "Историческая поэтика" (J1.,19A0), А.Потебни "Эстетика и поэтика" (M..I976J ,"Теоретическая поэтика" (M..I99CJ, В.Вино-кура "Филологические исследования" (М.,1990) , В.Виноградова "Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика" (M..I963J, Б.Жирмунского "Теория литературы. Поэтика. Стилистика" (Л., I977J, Н.Гея "Художественность литературы. Поэтика. Стиль" Ш.,1975; и др.

Вместе с тем необходимо отметить и труды, посвященные поэтике произведений отдельных писателей и поэтов.

К примеру, А.Потебня уделяет особое внимание изучению теории поэтической речи. По его представлению, язык как средство

I .Бахтин М. Проблемы-поэтики Достоевского. М.,1979; Чудаков-А. Поэтика Чехова. М. ,1971; Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.,1988; Тимофеев Л. О поэтике Блока. М.,1964; Ковалев В. Поэтика Льва Толстого. М.,1983; Бочаров С. Поэтика Пушкина. М.,1974 и др.

общения, как художественно-эстетическая категория состоит из
трех планов: внешнего ^фразового,/ оформления, внутренней формы
и содержания. - - /.( -„

А.В.Жирмунский утверждавший, что "поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство"5, главное внимание обращает на роль стиля в определении границы между поэтическими: неязыковыми своеобразиями художественного произведения.

Б казахском литературоведении, особое, место принадлежит

фундаментальному труду А.Баятурсынова "Теория словесности" (1926J, в котором наряду с делением литературы на виды и роды

рассматривавтся форма и содержание, интонация и рифма казахского стиха, художественно-выразительные средства.силлабического стихосложения.

Нельзя не отметить также работы С.Сейфуллина "Казахская литература" (I932J, С.Муканова "Казахская литература Д века" (1932./, учебники по литературной хрестоматии Е.Исмаилова, К. Думалиева.

Теория литературы как раздел науки в казахском литературоведении на сегодня представляет собой оформившуюся и развитую область. Об этом свидетельствуют литературоведческие труды К.Жумалиева, М.Каратаева, З.Кабдолова, З.Ахметова, Р.Бердибае-ва, Р.Нургалиева и других известных исследователей.

Вместе с тем, работ, непосредственно посвященных, поэтике, явно недостаточно. Их можно перечислить, это труды: Атымова М. "Поэтика казахских романов", Нургалиева Е. "Поэтика казахской драматургии", Абдрахмановоя Т. "Поэтика Касыма Амалжолова" и 1 "Поэтика современного казахского романа" - автора этих строк.

I. ffir

Жирмунский Bv М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977, с.15

В названных работах исследователи стремились охватить проблемы поэтики разножанровых произведении, понять природу художественного творчества.

Нашей цель» является исследование на материале современных казахских романов-об известных деятелях искусства и литературь об Абае, Ибрае, Махамбете, Акан сери, Жаяу Мусе, Мали, Дине Нурпеисовой; проблем поэтики этих произведений, композиции, изобразительно-выразительных средств, повествовательной структуры, характера и сюжета. Следует отметить, что в казахском лу. тературоведении проблема поэтики современного казахского ромаї-: в монографическом плане не рассматривалась.

Цель и задачи исследования:

рассмотрение диалектики единства содержания и формы, худо жественно-эстетических особенностей современного казахского романа, выяснение природы жанра и идейной концепции произведения;

освещение системы изобразительно-художественных средств способов воплощения авторского замысла;

уточнение роли психологического анализа и эстетических средств в романе;

исследование функции художественных деталей в тесной св^ зи с творческой манерой мастера искусства слова;

раскрытие типов и форм повествования в романах, способов проявления авторской позиции;

определение тесной функциональной взаимосвязи сюжета и характера в структуре романа.

Обьект исследования - казахские исторические романы о тво] ческих личностях.

..- 5

Главными героями этих произведения являются личности эмоциональные и творчески активные, характеризующиеся тесной связью-с окружающей средой, социальной,неоднозначностью, сложностью в психологическом мире. Развитие характеров в этих произведениях строится на фоне изображения традиционной национальной словесной культуры, многогранной степной жизни, драматической эволюции общества.

Эстетическая роль компонентов поэтической структуры романа зависит не только от направленности, замысла писателя, но и от уровня теоретических познаний в области поэтики. Первостепенное значение здесь принадлежит творческому масштабу, интеллекту и таланту писателя. Когда говорим о художественной структуре исторических романов, посвященных людям искусства, следует исхо-из главного аспекта поэтики, стиля и мастерства писателя.

Анализ текста художественного произведения с применением специальных методов структурного подхода позволяет конкретизировать не только особенности сюжетосложение, идейно-тематическую основу, а также стиль писателя, мастерство, систему изобразительных средств.

Научная новизна исследования. Поэтика современного казахского романа, главными героями которого являются люди искусства, в казахском литературоведении в монографическом плане рассматривается впервые.

Целостность поэтической системы художественного произведения прослеживается в каждом ее элементе, преследуя цель раскрыть художественно-эстетические особенности компонентов структуры. С этой точки зрения рассмотрены внутренний мир героя, логика поступков и действия, воссоздание мировоззрения посред-

,-..' 6

ством средств психологического анализа: портрета, пейзажа, внутреннего монолога, диалога. .;

Определена роль художественной детали в раскрытии.творческой психологии людей искусства, эволюционные.изменения характеров. Б диссертации и уделяется внимание бытовым, этнографическим деталям, несущим содержательную информацию о культурно-исторических, культурно-бытовых особенностях той эпохи.

Выявлены типы повествования: от имени автора-повествователя, героя-повествователя, рассказчика-повествователя и формы повествования: характерологическая, психологическая, публицистическая; несобственно - прямая речь,- изображение, описание и др.

Выявлено, что сюжет,являясь одной из сторон формы художественного произведения, раскрывая его содержание, воспроизводит обстановку социально-исторического развития, определяет тему, проблему произведения и придает идейно-эмоциональную окраску сценам.

Установлено, что современный казахский роман при сопоставлении с произведениями русской классической литературы! с творческим "ОПЫТОМ писателей стран СНГ показывает значительный рост

мастерства казахских писателей.'-* ."'--

' Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды ученых по общественным наукам, труды по истории литературы, поэтике и теории литературы.

Практическая значимость работы. Содержание-диссертации, выводы и обобщения по теории современного казахского романа имеют и методическое," и практическое значение. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в

7 спецкурсах и спецсеминарах в вузах республики по истории и теории литературы.

Настоящая работа восполняет некоторые пробелы в малоизученной области казахского литературоведения по вопросам поэтики, стиля и мастерства писателя.

Как первая работа, комплексно рассматривающая поэтику современного казахского романа, посвященным людям искусства, диссертация представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемой поэтики; для преподавателей, педагогов, творческой интеллигенции, работников культуры и искусства, а также широкого круга читателей.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий по казахской литературе для студентов вузов, училищ и учащихся школ.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в работе "Поэтика современного казахского романа" (Алма-Ата: изд-во КазГПУ, 1992. - 216 с J ив ряде статей, опубликованных в научных сборниках и журналах.

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедр казахской литературы АТУ им.Абая и КазГНУ им. аль-Фараби и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии .