Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика современной казахской лирики Карибаева, Бахыт Карибаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карибаева, Бахыт Карибаевна. Поэтика современной казахской лирики : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Бишкек, 1994.- 54 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Эта диссертационная работа впервые в казахском литературоведении рассматривает поэтику казахской лирики. Современная казахская лирика являет собою расцвет многовековой национальной поэзии. Она представляет собой не случайный каприз жанра, а исторически обусловленную закономерность. Анализ казахской лирики требует прежде всего исследования национального поэтического языка, эстетических ценностей казахского народа. Иными словами, мы должны воспринимать данный литературный феномен как единое духовное явление, без расчленения па его составляющие. Современная лирика должна получить объяснение также с точки зрения исторической поэтики, причем не столько в хронологическом аспекте, сколько с точки зрения выяснения национальных особенностей казахской поэзии, выявления ее глубинных истоков. Здесь важно помнить два определяющих момента: во-первых, само понятие «поэтика» претерпевает известные метаморфозы в соответствии с конкретной эпохой; во-вторых, художественно-поэтические особенности лирики определяются специфически национальным комплексом нравственных, этических, эстетических, философских представлений конкретного народа.

Лирическая поэзия занимает огромное место в казах-скоп литературе, исследователями достаточно описаны жанровое и стилевое своеобразие национальной лирики: вместе с тем проблемы межстилевых и внутрижанровых своеобразий, вопросы лирического языка как специфического художественного явления являются актуальными в казахском литературоведении. Также ощущается острая нехватка теоретических работ, синтезирующих в единое целое достижения различных литературоведческих дисциплин; поэтика казах-скоп литературы до сих пор не сложилась в единую гармоничную систему. Все вышесказанное особо характерно для

изучения современной казахской лирики, потому анализ проблем исторической поэтики (не только поэзии) особенно актуален б казахском литературоведении.

Зарождение письменной традиции в казахской литературе привело к серьезным изменениям в основных параметрах национальной поэтики: новая литература стала больше вбирать в себя идеи, формы, композиционные приемы, языковые особенности классических мировых литератур как восточной, так и европейской. Поэтому проблемы исторической поэтики в казахском литературоведении неразрывно переплетены с содержанием поэтики теоретической. Немало сделано исследователями также в .области изучения казахского стихосложения, однако сегодня вес более явственной становится необходимость углубления наших знании, в частности актуальными являются вопросы влияния.на казахский стих классических арабо-персидских размеров (аруз и др.), исто-, рико-морфологическое освещение генезиса таких традициоп-' пых форм, как «жыр», «кара елен» и др. Особо необходимо отметить недостаточную разработанность проблемы преемственности древнеписьменных орхоно-еннсейских. «Кудаткч-билик» Ю. Баласугуни, «Днвап-лугат-ат-тюр», И. Кашгарп, памятников тюркоязычной литературы с устным народным творчеством казахского народа п современной поэзии.

Нет слов, развитие поэзии ' неудержимо, и каждое поколение открывает для себя новую поэтику. Но ценность этой новой поэтики определяется не дистанцией разрыва с традиционными формами, а, наоборот, глубиной и прочностью ее связей с многовековой национальной поэтикой. Соответственно, пи один серьезный , вопрос теоретической поэтики сегодня невозможно решить без соотнесения прошлого и настоящего (с проекцией в будущее), без многоаснек.ч-ного и тщательного исследования проблем художественной преемственности, проблем новаторства и традиции. Ибо в современной поэтике причудливо сочетаются такие разнонаправленные магистрали, как силлабический и тонический принципы стихосложения, публицистичность п утонченная лирика, свободный стих и точная рифма.

В горниле устного поэтического творчества были выкованы непреходящие художественные ценности. Выбор темы и разработка сюжета, образно-метафорическая насыщенность и многозначность поэтического слова — эти и многие другие художественные приемы в многовековой своей истории дали

универсальную систему магического воздействия посредством человеческого слова. Эта система называется пацпопаль-. ной поэтикой. Таким образом, собственно национальная поэтика как художественно-эстетический и психологический феномен не была еще объектом специального научного исследования. Указанное обстоятельство серьезно отразилось также на возможностях-научного освоения современной казахской лирики, которая характеризуется многими специфическими чертами.

Нет сомнения, что основной доминантой развития современной национальной поэтики является симбиоз устно-народных и письменных традиций казахской литературы, помноженный на коэффициент интенсивного воздействия мировой и в особенности русской культуры.

Этот процесс начался не сразу и не вдруг, он имеет глубокие корни. Творчество Абая Куиаибаева, реформатора казахской поэзии, несет на себе отпечаток инокультурных влияний, определивших лицо новой национальной поэтики. Можно сказать, что с этого периода стал явственно ощутим — п он все набирает силу — процесс вовлечения казахской поэзии в орбиту мировых литературных связей. Это—восьма значительное явление и, на наш взгляд, недостаточно исследованное, ибо в нем отражен процесс выравнивания культурных потенциалов различных пародов и наций, характерный для эпохи в целом.

Как видно из вышесказанного, понятие национальная поэтика не есть нечто однородное, раз и навсегда данное. Национальная поэтика есть' отражение поступательного движения истории, она динамична н многосклонна, ибо вбирает в себя все новые эстетпко-художественпые веяния. Этот диалектический момент, на наш взгляд, должен всегда сопутствовать не только исследованиям в области исторической поэтики, но, в первую очередь, теоретической поэтики.

Научная новизна исследования

В казахском литературоведении нет монографических исследований, обобщающих опыт развития современной поэтики, в особенности поэтики 60—80-х годов. Ибо сама современная поэзия неуклонно развивается в качественно новые явления и закономерности, но теория литературы и, в частности, поэтиковедение, недостаточно оперативно реагируют на эти изменения. Существует ряд проблем, решение ко-

торых потребует широких комплексных мер и объединенных усилий различных специалистов. Речь идет прежде всего о теоретическом осмыслении существа, содержания и форм национальной поэтики. Нет слов, многие признаки национальной поэтики выделаны, систематизированы, описаны, однако все эти работы носят локальный, узкоспециальный характер, тогда как на повестке дня стоит вопрос системного обобщения, концептуального охвата указанных явлений в контексте мировой художественной культуры.

Продолжает оставаться открытым вопрос об эволюции поэтических жанров казахской литературы, о соотношении видоьых и родовых признаков в этих жанрах. Одна из основных проблем исторической поэтики — взаимовлияние эпоса и лирики — представляет огромный интерес для выяснения генезиса национальной поэтики, в которой лиро-элическая традиция имеет не только глубокие корни, но и целиком проецируется на реалии современной литературы.

Безусловно, анализ художественного произведения как
идейно образного единства — сложнейший вопрос в науке о
литературе. Динамикой баланса формальных и содержа
тельных элементов определяется научная концепция иссле
дователя, его способность глубже проникать в суть художе
ственного явления.
Опасности подстерегают исследователя
со всех сторон. Можно погрузиться в содержание н впасть в
формализм. - <

В сфере филологических наук внимание ученых мира сегодня приковано к поэтическому слову как самоценной эстстнко-философской категории и связанной с ней проблеме поэтики литературного произведения. «...Явления стиля, помимо их тесной связи с творческой индивидуальностью писателя, характеризуются и признаками более общего характера, типологическими чертами. Стилевые начала также обладают свойствами проницаемости, позволяющими им действовать за пределами своей первоначальной функции. Эти стороны, особенности литературного процесса и являются объектом изучения исторической поэтику п стилистики».1 Таким образом, говоря о соотношении собственно поэтики с общим литературоведением, можно сказать, что не только наука о литературе развивается под знаком поэтики, но и, наоборот, что поэтика как самостоятельная наука

1 Храпченко М. Б,- Художественное творчество, действительность,
человек.— М. Сов. писатель, 1976. С, 357. , !

$ J

выходит на широкие орбиты обшелнтературоведческих и — если оценивать явление в целостности — философско-эсте-тнческнх, культурных исследований.

В этой связи необходимо отметить важность осмысления национального художественного опыта, вскрытия идейных, эстетических и психологических доминант, определяющих своеобразие казахской литературы. В этом — истоки одной из наиболее сложных проблем литературоведения, проблемы традиции и новаторства. Здесь кроется не менее важная проблема соотнесения национального и инонационального в художественной практике казахского народа, более того, эта проблема неминуемо вырастает до степени обобіЦения роли и значения национальной литературы в контексте мировой литературы и культуры, что возможно лишь на основе фундаментальной теории национальной поэтики. Все эти проблемы выступают особо резко, будучи сфокусированы на локальный объект казахского литературоведения — историю национальной лирики.

Методика и методология, В казахском литературоведении продолжает оставаться крайне неразработанной методика стилевого анализа литературного произведения. Даже само понятие художественного стиля практикуется исследователями довольно произвольно, сводя его содержание либо к вопросам грамматики, либо к явлениям тематического плана. Таким образом, проблема стилистики (как и шире — поэтики) разрешима лишь при сочетании методов языковедческого и литературоведческого анализов. Этот подход особо необходим при анализе поэтических произведений, ибо такие важные составляющие поэтики, как природа метафорообразования, система эпитетов, экспрессивно-усилительные приемы и т. д.. невозможно объяснить без привлечения лингвистических данных, в свою очередь, эти последние обретают конкретное наполнение только в живой ткани художественного произведения. Как пишет К. Омра-лпев: «У нас существует немало работ, выполненных под лозунгами «поэтический язык», «язык писателя (поэта)», «эпический язык» и т. д. Однако, несмотря на то, что объекты исследования представляют собой литературные произведения, внимание обычно фиксируется па моментах обше-языкопедческнх, а не художественно-стилистических. Чрезвычайно редко объектом исследования становятся компонен-

ты собственно художественной стилистики, такие, как жанр, композиция и т. д.»1.

Современная наука должна не только использовать многовековой опыт литературоведения, но и освоить новые приемы и методы, охватывающие весь арсенал художественной выразительности. Новейшие достижения науки связаны корнями с теми разнородными и противоречивыми учениями, которые складывались в начале XX века.

Б те же годы совершенно новую методологию предложили ученые, работавшие па стыке лингвистики и литературоведения: Л. В. Щебра, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов и др. Вместе с тем складывались новые направления, пытающиеся преодолеть тенденцию искусственного сведения вопросов поэтики к вопросам языка: психологическое (А. И. Белицкий, А. Г. Горнфнльд н др.). морфологическое (В. Я. Проп, Г. А. Шенгсли и др.), социологическое (В. М. Фриче, В. Ф, Переверзев, Г. Н. Поспелов и др.). В это же время возрождается интерес к методам исторической поэтики. То грандиозное здание, которое осталось незавершенным в творчестве А. Вессловского, стало объектом активной деятельности нового поколения ученых, пытавшихся охватить опыт развития мировой литературы и эстетики. Современные ученые (Храпченко М. В. и др.) тонко дифференцируют понятия «историческая поэтика» и «история литературы» пли «история стилистики», показывают разнообразный характер отношении. «...Историческая поэтика в центре своего внимания ставит исследование эволюции способов и средств образного освоения мира, как соцнально-зстетического функционирования, судеб художественных открытий»2, — пишет Храпченко М. В. Как следует из сказанного, само понятие «историческая поэтика» является методологическим новшеством, открывающим новые перспективы исследования.

По-видимому, сущность проблемы состоит в том, что зачастую научные труды стоят па расстоянии от реалий жанра, стиля,, поэтики, мировоззрения автора. При этом есть угроза подмены литературоведческого анализа простым перечнем тех или иных художественных приемов, что ведет к забвению диалектических принципов научного исследования.

К. бміралпсв. Казак поалшсыпыц жанры мен стилі.—Ллматы:—1983-—240 б.

2 Храпченко М. В. Указ. соч., с. 357.

Перечисленные выше литературоведческие концепции затрагивают наиболее принципиальные, магистральные проблемы методологии. Задача последующих исследователей— не ограничиваться традиционными, идущими еще со времен Аристотеля, методами литературного анализа. Мы стремились охватить материал исследования как бы в нескольких измерениях, синхронно-горизонтальный срез дополнить вер-тпкалыга-диахропным. Поэтому проблема исторической поэтики у нас тесно переплетена с проблемами поэтики теоретической. Объект исследования, вынесенный в заглавие работы, подается в идентификации, на наш взгляд, только в комплексно-концептуальном охвате. Этим объясняется и частичный отказ от детализации частных аспектов но имя обзора проблематики в целом. При этом что-то неизбежно оказалось упущенным, о чем-то сказано скороговоркой. Хотелось бы верить, что эти моменты компенсируются достижением главной цели данного исследования — описанием поэтики как внутренне-динамичной (за счет противостояния традиции и новаторства) и в то же время наиболее устойчивой и определяющей субстанцией национального художественного творчества.

Материал исследования. В данной работе мы сделали попытку рассмотреть основные проблемы национальной поэтики на материале современной казахской лирики. Взяв за основу творчество крупнейших, на наш взгляд, поэтов—М. Ма-катаева, К. Мырзалнсва, Ж. Нажимедснова, М. Шаханова, мы, тем не менее, обращаемся п к творчеству других совре-» менпых казахских лириков, ибо только в широком сопостав-внтельпом анализе можно определить важные стилеформи-рующие процессы национальной литературы, ее эстетико-фнлесофекпе параметры и перспективы развития.

Автором сознательно ограничен круг исследуемых явлений, ибо сквозное движение, без установления которого вообще невозможно содержательное определение понятий национальной поэтики, наиболее рельефно проявляется как раз-таки на локальном материале. Вместе с тем, мы стара1-лись охватить достаточно объемный пласт поэтики, который бы позволил не просто отметить частные особенности, но исследовать основные закономерности литературного процесса.

Цель исследования. Основная цель нашего исследования заключается в выделении наиболее сильных, вершинных (па

наш, естественно, взгляд) достижений современной казахской лирики, и лишь посредством этих всех критический анализ должен был соединять и находить основные закономерности в творчестве остальных поэтов.

Архаичные образы дореволюционной поэзии соседствуют с символами и реалиями космического века. Изменилось само поэтическое мышление — оно вышло из колыбели национальной замкнутости, сегодня ей характерно ощущение «космизма», целостности всего мира. Одной из целей монографии является показать это сквозное движение национальной поэтики на частном примере развития казахской лирики, в относительно небольшом временном отрезке.

Целью работы было не описание индивидуальной поэтики (хотя без этого обойтись было невозможно, что мы п сделали в той мере, какая не нарушила бы целостности исследования) , а выделение основных закономерностей современного литературного процесса. В современной казахской лирике есть своя лирика — это стихи тех поэтов, чье творчество целиком посвящено человеческой душе, сконцентрировано на мельчайших движениях этой души, на нюансах отношений, оттенках эмоций. Лирика эта отмечена своеобразной медитативностыо, озаренностью,»избранностью. Художественный стиль их строится на легких, «сладкозвучных» оборотах, они виртуозы рифмы. Но и сама рифма для них имеет лишь подсобное значение. Цель их — передать настроение, динамичный и неповторимый момент человеческого общения.

Апробация диссертации осуществлялась во взаимодействии научного, учебно-педагогического и литературно-творческого контекстов. Содержание диссертационного исследования раскрывается в монографии «Поэтика современной казахской лирики» (изд. «Жазушы, 1988 г.), учебном пособии «Современная казахская лирика» (изд. КарГУ, 1933 г.) и в более 30 научных статьях, литературно-критических выступлениях на страницах республиканской печати, тезисах и докладах профессорско-преподавательского состава КарГУ.

Материалы диссертации послужили основой для чтения спецкурсов «Жизнь и творчество Магжана Жумабаева/>, «Поэтика современной казахской лирики».

Работа обсуждена на заседании отдела современной казахской литературы АН Республики Казахстан п Ученым

Советом Института литературы и искусств ЛН Казахстана. Окончательное обсуждение прошло па кафедре казахской литературы Карагандинского государственного университета.

Теоретическая и практическая значимость

Несмотря на создание удовлетворительных курсов по «Истории казахской литературы», «История казахской поэтики» еще не написана. Содержание первой, конечно, включает освещение основных проблем поэтики, но уже, в. силу своей структуры и специфики, не может охватить проблематику в ее цельности и своеобразии.

На сегодняшний день основное направление исследований по исторической поэтике составляет изучение индивидуальных особенностей творчества -выдающихся казахских писателей и поэтов. Нет слов, это необходимый и ценный труд. Однако не хотелось бы, чтобы круг исследований по исторической поэтике замкнулся на этом. Безусловно, необходимы работы более масштабного, обобщающего характера, в которых паше,л бы отражение синтез художественных принципов, поэтико-образующнх начал в рамках исторических периодов, эпох и национальной поэтики в целом.

Практическое применение результатов исследования в трех планах осуществляется достаточно давно и постоянно, с этим связана преподавательская деятельность диссертанта, ее участие в литературном процессе.

Основные положения материала исследования могут найти применение при составлении учебников, учебных пособий и при разработке спецкурсов для высших учебных заведений.

По своей структуре диссертация является концептуальным монографическим исследованием теоретического характера. Она построена таким образом, что основной текстологический материал был всегда в перекрестье историко-культурных и историко-литературных традиций. Отдельный раздел главы посвящен особенностям поэтики Биржап-сала и Ахан-сэри. В орбиту поэтиковедчеекпх изысканий вовлечено также наследие основоположника письменной традиции казахской литературы Абая Купанбаева, лирика-классика XIX века, недавно реабилитированного Магжапа Жумабаева, поэзия К. Аманжолова, А. Тажибаева как связующих звеньев между 'национальной классикой и современной поэзией.