Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип историзма в литературе Бурятии (на материале творчества русскоязычных писателей) Тулохонов, Сергей Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тулохонов, Сергей Михайлович. Принцип историзма в литературе Бурятии (на материале творчества русскоязычных писателей) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Улан-Удэ, 2000.- 42 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Аналі одного из главнейших свойств искусства осуществляется в дн сертации на материале эстетической общности, порожденной с< бытиями, непосредственно близкими нашей современности ( широком смысле - весь 20-й век), которая, в свою очередь (р^ беж веков и тысячелетий), тоже является самоценной в плаь возможного воздействия на события будущего. Имеющиеся у» в Новом времени мрачные примеры и исторического, и литер; турного порядков свидетельствуют о чрезвычайной важност подлинно исторического, «неза-мутненного», взгляда исследовг теля, свободного от каких-либо идеологических догм. В это. смысле оперирование термином «историзм», осознавание коте рого в отечественной науке связано по преимуществу с воззре ниями идеологов советского времени, совершенно необходимо новому российскому литературоведению, «всматривающемуся» словесную, действительность 20-го века.

Новое качество «старого» принципа придает историзм) осмысляемому ныне прежде всего как художественный элемен искусства взамен прежнему, по большей части социологизиро ванному и тем самым неполному, пониманию, особую актуаль ность.

Исследования в отечественной науке о литературе начи-я со второй половины 1950-х годов включали в себя различные правления анализа литературного процесса, но в конечном ore почти все они сводились, к поискам художественности. Ес-[ ранее таковая обычно находилась исключительно в области явственных проблем в силу значительных ограничений со сто->ны государства, то с конца 1980-х годов «содержательяо-зрмальное» литературоведческое внутреннее противоборство )степенно перерождается в «формально-содержательное» (с шьным «арсисом-иктом» на первой части - по стиховой анало-!и), подтверждая основательно забытую в нашем Отечестве ан-[чную истину: «Forma dat esse rei» .

В подтверждение стоит упомянуть последнюю значительно работу в данном направлении - коллективную монографию Іроблема историзма в русской советской литературе (60 - 80-е їдьі)» (1986)J, окончательно обобщившую, как оказалось вско-;, весь советский опыт в этом направлении. По прошествии іемени стала очевидно недостаточной его ориентированность і один, особый, творческий метод, на положительного героя в :шении проблемы характера и обстоятельств, а также на другие эменты, в том числе и из смежных наук, например, на концеп-ш истории государства по версии краткого курса «Истории Ш(б)».

События постсоветского периода настоятельно требуют ;мысления фактов литературной действительности с более объ-тивной точки зрения.

Исходя из вышесказанного, автор принимает в качестве ШОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ предположение, что Литерату-i Бурятии возникла и развивалась под преобладающим воздей-вием материалистического историзма, характерного для всех щиональных литературных общностей советского периода и шрямую связанного с особенностями недавней истории госу-

дарства - в основном с физическими и интеллектуальными pi прессиями и проистекающим отсюда «единомыслием».

Следует предположить и то, что, казалось бы, явное с ее временной точки зрения отрицательное воздействие подобнь «особенностей развития» на молодую Литературу Бурятии стал в конечном итоге объективно положительным явлением. Боле того, можно также представить, что баланс положительного отрицательного не смещается в сторону последнего и на прим* pax постсоветской словесности, понесшей огромные потери связи с утратой литературой государственно-идеологическо функции и переходом книгоиздания к рынку.

Обозреть это сложное явление представляется ВОЗМОЖНЫ] с помощью «бинокулярного» взгляда, включающего в себя ра: личные его «дистанции» и позволяющего исследователю опреде лять истинные «координаты» предмета. Таким образом, МЕТО ДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА- ИССЛЕДОВАНИЯ должна состоят из нескольких направлений литературной науки.

Прежде всего следует упомянуть преобладающее в совре менной отечественной науке и с советских времен известное ка Марксистско-ленинское литературоведение, дававшее ранее : дающее сейчас исследователям художественной литературы объ ективно-материалистический взгляд на положение вещей, кото рый сам по себе в конечном итоге, как оказалось, все же недос таточен для всеобъемлющего охвата литературной действитель ности в силу своей категоричности и однонаправленности. Дл: полноценного анализа совершенно необходим комплекс мето дов, «генетически» предшествовавших и «упрощенных» Маркси стско-ленин-ским литературоведением впоследствии для своеп пользования. Опыт литературной науки дает ответы на возни кающие вопросы нового художественно-словесного бытия.

Во второй половине 19-го века под воздействием мно гообразных факторов, в том числе тенденции общенаучного де

терминизма предшествующего столетия, интереса романтиков к национальному и «местному» колориту, под влиянием французской исторической науки, оформилась Культурно-историческая школа в литературоведении, одним из основных импульсов которой была биографическая тенденция в литературной критике. Принципиальная черта этого метода - «сознательный» историзм и, как следствие, генетический подход к художественным произведениям, отсюда как главный результат - разработка историко-генетической методологии и создание оригинальных историй национальных литератур. Усиление сравнительно-исторических исследований (наряду с психологическими) в Культурно-историческом методе привело к созданию специальной дисциплины - Сравнительно-исторического литературоведения (компаративизм), изучающего сходство и различия между национальными литературно-художественными явлениями, а также типологические аналогии литературного процесса, литературные связи и влияния.

Параллельно развивались методологии, способ рассуждения которых предполагал цепь умозаключений от частного к общему, что укладывается общей совокупностью (дедукция - индукция) в понятие «разнонаправленный объективный взгляд». Одним из самых характерных направлений такого рода был критический импрессионизм Серебряного века.

Методологическая база, необходимая для исследования принципа историзма в Литературе Бурятии, может быть определена, исходя из приведенного выше краткого обзора, как Био-графо-импрессионистический метод. Биография и личность писателя, рассматривающиеся в нем как определяющий момент творчества, а также импрессионистический портрет конкретного деятеля литературы, позволяющий «[...] при исследовании художественной словесности обращать главное и особенное внимание на тот неизбежный и самоочевидный, на тот бесспорный фактор литературы, каким является сам писатель, т.е. его творческая индивидуальность»4', - оба этих угла зрения исследо-

вания позволяют в совокупности с типологическим фоном общей картины литературной жизни, по нашему мнению, достичь требуемой сложным материалом многоплановой «картинки».

Применительно к литературе импрессионизм сейчас понимается по меньшей мере двояко: как стилевое явление (в широком смысле) и как авангардистское течение начала нынешнего века (в узком). По своим эстетическим принципам и техническим приемам литературоведческий импрессионизм на рубеже 19 - 20-го веков, сблизившись с модернизмом (прежде всего с символистским миропониманием) и некоторыми другими явлениями (прежде всего с идеологией «потока сознания»), постепенно превратился в особое мироощущение, позволяющее науке о литературе (прежде всего отечественной, находящейся на методологическом «пере-путье» после утраты в начале 1990-х годов приоритета марксистских ориентиров) ощутить литературную жизнь конца 20-го века в разнообразно-многочисленных и чрезвычайно противоречивых фактах.

Важнейшими признаками импрессионистического стиля являются отсутствие заранее заданной методы, невсеобъемлющее воссоздание предмета, однако - с акцентами на характерных «точках» («первое впечатление», «боковая правда»), позволяющих исследователю литературы «компактно» охватить значительную часть эмпирического поля.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ достигаются в диссертационной работе благодаря прежде всего основанному на подобном индуктивном обобщении совершенно новому (выявление тенденций литературной жизни через частные ее проявления) осмыслению нового по сути (литературный процесс как совокупность самодостаточных творческих личностей) материала.

Детальное рассмотрение функционирования принципа историзма на отдельно взятом региональном пространстве Россий-

ской литературы, являющееся решением значительной научной задачи, есть первый основной результат данной работы.

Биографо-импрессионистическая методология, основывающаяся на живых традициях классического российского литературного знания о Золотом и Серебряном веках русской словесности и несомненных новаторских успехах отечественной науки в области Советской многонациональной литературы, а также на особенном внимании к проблемам творящей личности, связанном прежде всего с судьбой и творческой манерой писателя, в данном виде сформулированная автором и являющаяся новым и, на его взгляд, перспективным научным направлением, есть второй основной результат диссертации, достигнутый в осмыслении трагических событий 20-го (ожидаемого Серебряным как «платинового») века.

Более частные проявления новизны проведенного иссле-довния касаются моментов, связанных преимущественно с обоснованием необходимости новой точки зрения на объекты, уже бывшие предметом исследования, но получившие в данной работе существенно новое освещение. Это прежде всего то, что связано с переосмыслением природы художественного, ранее имевшей преимущественно содержательное толкование, - новый взгляд в значительной степени обращен к форме.

заключается в том, что методология анализа литературного процесса может быть использована как целостная система обстоятельно-компактного обзора истории любой национальной литературы, (в том числе и для рожденных в советское время). Это в полной мере относится и к Литературе Бурятии. В принципе, с этой точки зрения такая история литературы может представлять собой собрание монографических «портретов» деятелей данной литературы. Следовательно, количество томов каждой истории в

таком случае будет красноречиво свидетельствовать о «качестве» национально-региональной литературной жизни.

Монографические исследования творчества деятелей литературы сами по себе могут являться и представляться для широкого ознакомления как законченные книжные научно-популярные издания, которые будут воздействовать на национальное просвещение (в широком смысле), совершенно необходимое в настоящий период становления современной российской государственности. Биографический взгляд на литературный процесс представляется плодотворным и с точки зрения преподавания историко- и теоретико-литера-турных дисциплин на всех уровнях российского образования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выводы и положения исследования докладывались на научных конференциях различного уровня в течение 1980 - 1990-х годов. Они нашли отражение в публикациях, увидевших свет на страницах периодической печати и различных изданий (в том числе и в основном - научных сборников).

С наибольшей полнотой наблюдения диссертанта представлены в книгах «Силуэты писателей Бурятии. Выпуск I» (1998, 13 п. л.) и «Историзм Литературы Бурятии» (2000, 12 п. л.). В русле методологии диссертации издано учебное пособие «Лекции из истории мировой литературы. Краткий курс» (1997, 4 п.л.; 2-е издание, исправленное и дополненное, 8 п.л., 1999), подготовленное автором как «организующий» материал для курсов «История мировой литературы» и «Культурология. Из истории мировой литературы», читающихся в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете согласно требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Кроме того, в рамках учебных программ ВСГТУ диссертантом читаются элективные курсы «Из истории

литературы Новейшего времени (нобелиат)», «Литература Бурятии» и «Литература и Авангард».

  1. Литература Бурятии есть составная часть Российской литературы, которая, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом и одним из самых ярких явлений Всемирного литературного процесса.

  2. Литературе Бурятии внутренне присущ принцип историзма, одно из самых характерных качеств словесного искусства как элемента общественного сознания современной российской (и шире - мировой) цивилизации.

  3. Полноценное изучение функционирования принципа историзма в Литературе Бурятии возможно с точки зрения Био-графо-импрессионистического метода, основывающегося на передовых достижениях литературоведения, позволяющего устанавливать истинные «координаты» этой проблемы и в конце концов разрешать ее.

  4. Функционирование принципа историзма в Литературе Бурятии многопланово: общелитературные и частно-теоретические закономерности его проявления обусловлены особенностями развития национальной словесно-эстетичес-кой общности.

Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Библиографии общим объемом более 12-ти печатных листов.