Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип историзма в современной казахской прозе (на материалах национального исторического романа) Елеукенова, Гульнар Шериаздановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елеукенова, Гульнар Шериаздановна. Принцип историзма в современной казахской прозе (на материалах национального исторического романа) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Алма-Ата, 1991.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность LT6M,u. Роман - это тот жанр, который адэкваген инамике действительности, емкая по своей природе художественная, труктура, обусловленная временем. Охватывая ведущие тенденции эпо-я в ее исторической преемственности, он обладает способностью остижения диалектики противоречий личности и общества.

Исторический роман создает своего рода опору в этом многоас-вктном исследовании действительности, так как картины прошлого

высоты современного видения, воплощая в себе накопленный духовий потенциал поколений, определяют и подходы к осмыслению назрев-пх задач, стоящих перед человечеством. Отсюда неизменный интерес ікадемической науки и литературной критики к этому *анру.

Наше литературоведение имеет достаточно серьезный опыт в [зучении истории отечественного романа. В ого поле зрения новыо іазновпдности романа и направления романного мышления. D то же іремя, наука о литературе, в силу определенных общественных услс— ІИЙ, связанных с идеологическими приоритетами в культуре, разви-іалась в тенденциозном ключе как в идейном, так и стилевом отно-

ІЄНІШ.

Из литературы и истории вследствие ее чрезмерной политизации інпадалл имена многих известных писателей, предавались запрету їх произведения, что не могло не отразиться на обр.е.: содержании і поэтк^е современной литературы.

Казахский роман достиг наибольших успехов прежде всего в историческом жанре. Вместе с тем здесь было немало потерь: старатель-«jii обход острые углов, придуманные в угоду господствующей коньга- домыслы, пустой пылью затмевавшие-правду истории. Кйк до-:т«жв«і!«і,так и потеря романа определяются мерой историзма - ос—

повного принципа художественного изобрачопия. Если художнику удавалось обойти "узлу" нормативов и реализовать возможности правдивого, исторически -онкрвтного показа действительности, то принцип историзма срабатывал в полной мере. II, наоборот, когда автор пытался "соответствовать" устоявшимся канонам, терял внутреннюю свободу, следуя псевдоисторизму, появлялось очередное благополучное, усредненное произведение.

Актуальность исследования теми "Принцип историзма в современной казахской прозе (на материалах национального исторического романа)" диктуется идейно-эстетической значимостью ее в литературном процессе, направленном на переосмысление исторического прошлого в условиях "повзрослевшего" состояния современного общества.

Отмечая актуальность разработки проблемы историзма в национальном романе о прошлом, автор диссертации подразумевает и необходимость углубленного литературоведческого исследования художественного опыта в создании образов видающихся исторических деятелей и раскрытия сущности исторического явления. Малоизучен-ность этого аспекта исторической прозы также позволяет говорить об актуальности темы и предполагает конкретные пути исследования и в смысле сравнительно-типологического изучения, что не противоречит принципу историзма, а предполагает новое прочтение произведений родной литературы на фоне общего состояния словесного искусства.

.&ШаЬШШЬ&Ш9&9рШШ,ШР- Исследованию исторического романа л проблемы историзма уделялось достаточное внимание.

о чем свидетельствуют работы, иосвяцешше данной проблемо . Безусловным достижением нашого литературоведения следует

признать исследования о многонациональной литературе и националь-

ном казахском романе .

В литературоведческих трудах рассматриваются различные аспекты исторического rsaiipa в свете разрабатываемых авторами вопрс— сов литературы .

I Горький М. Собр.соч.: в 30 т.1.1., 1953. Т.27; Колцшов В.З. Историзм.//Краткая литературная энциклопедия.;.!., I960; Лсадуллаев С.Г. Историзм, теория и типология социалистического реализма. Баку, 1969{Александрова І.П. Советский исторически!" роман и вопросы историзма. Киев, 1971; Метченко Л. Кровное завоеванное: Из истории советской литературы. LI. ,І975;Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978; Петров СМ. Русский советский исторический роман. М., 1980;Шик З.Г. Проблема историзма в современном литературоведении и критике/Діетодологическле п философские проблемы языкознания и литературоведения. Новосибирск, I9D4; Проблема историзма в русской советской литературе 60-80 годов. М., І9С6; .Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.

2. Ауэзов М. Мысли разных лет: По литературным тропам. Алма-Ата, 1961; Смаилов Е. Проблемы теории литературы. Алма-Ата, 1940 (на каз.яз.); лумалиев К. Теория литературы. Алма-Ата, 1969 (на каз.яз.);КаратаевМ. Мировоззрение и мастерство. Алма-Ата; 1965; Ахметов 3. "Поэтика эпопеи "Путь Абая" в свете истории ее создания. Алма-Ата, 1984;КабдУлов 3. Искусство слова. Алма-Ата, I9S2 (на каз.яз.); Лизунова Е. Современный казахский роман. Алма-Ата, 1964; Бердпбаез Р. От легенды к роману. Алма-Ата, І97Є;Зле-укэнов Ш. От фольклора до романа.- эпопея. Алма-Ата, 1937;Ауз— зоиа Л. Исторические основы эпопеи "Путь Абая". Алма-Ата, ISC9; Агымов 1. Поэтика казахских романов. Алма-Ата. 1975 (на каз.яз.), Маїітанов Е. Социально-психологический анализ казахской прозы. Лл'.-гз-Ата, 1937 (но кэз.'пз.).

о. Кирабазв С. Высокое.назначение. Алма-Ата, IS35; Еургали-QB Р. Поэтика драны. - Алма-Ата, 1979 (на каз.йз.); Адибаев X. Мера таланти. Алма-Лтз, N71 (на каз.яз.); Назарбаев М. Эстетичео-'„ кое богатство нашей литературы. Алма-Ата, І976.Н.ГабдуллїШг. Облик соараменника. Алма-Ата, 1972 (на каз.яз.X.

Однако в соплеменных условиях, когда происходит переоценка ценностей, возникают новые приоритеты в политике, экономике, культуре, необходимо более углубленное изучение исторических, художественно-эстетических и нравственных ценностей. Ныне литера туроведение осваивает новые исторические высоты общественного са мосознания. Ибо именно литература сыграла немаловажную роль в подъеме и раскрепощении человеческого духа. Сама культурная жизн общества требует обновленного подхода к проблемам художественного творчества, к устоявшим во времени и не теряющим своего значе ния произведениям искусства.

ДіДЬ_ІШ50ШЩИіІ заключается в разработке проблемы историзи в казахской литературе на основе достижений теоретической и обще венной мысли. Для реализации этого плана диссертант пытается решить следующиеконкретные задачи:

  1. Показать соотношение историзма научного и художественно] на различных этапах развития литературы.

  2. Выявить пути формирования исторического мышления в общее венно-литературной ситуации 60-х - 00-х годов.

  3. Раскрыть степень 'художественного историзма ,в романном Жанре и его влияиио на современный литературный процесс.

Исторические романы I9G0-I9P0 годов, Я!Ш1Шя,объщДоу Исследования настоящей работы, во многом определяют характер движения прозы последних лет.

Аяго'рой'.диссертации учтена необходимость переосмысления в свете нынешних перемен исторических произведений, ставших в евс В ия предметом активного критического анализа (романы Н.'Есепбе дина, А.Алимзаяова, А.Кэкильбаева, М.Магауина. А.Сергеева и др. В работе впервые рассмотрено своеобразие новых исторических прс .ведении,изданных в последние годы (романы А.Шаркпова, С.СматаеЕ

К.їїумадилова, К.Салгарина и др.).

метрдодргіїчрркой, осново]} диссертации послужили научные труда, документально-архивные материалы, в которик определена концэпция освоения общечеловеческих ценностей. В ряде положений автор использует высказывания ведущих литературоведов, историков страны по вопросам теории романа, истории Казахстана.

Еанр отражает наиболее устойчивые "вековечные тенденции развития литературы, "аир живет настоящим, но всегда помнит свое начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития . Исторический роман в современной литературе является одним из самих интенсивно развішающихся и популярных жанров. Наличие многообразия тем и проблем исторического романа, способствует разработке различных классификаций его в современной литературоведческой науке» При этом за основу берутся определенные проблемно-тематические, композиционные признаки.

Историзм "это та основа, которая помогает с одной стороны, понять специфику исторического романа как самостоятельной канро-ВОІЇ категории, а с другой - определить его место в сложной многоаспектной литературе о прошлом и соотнесенность его с произведе-

»2

ниямя о современности .

Автор придерживается проблемно-тематической классификации, потому что полагает: тематика и проблематика исторического романа определяет его структуру, выбор изобразительных средств.

  1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия. 1979. С.І2І-І22.

  2. Александрова Л.И. Советский исторический рсман: Типология и поэтика. - Киоз. Вища'Школа, 1937. СЮ.

8 Приоритетность идейно-тематического качества исторического романа обусловлена целым рядом его специфических признаков, вытекающих из особенностей жанра, предполагающего насыщенность историческим материалом, документальность, подлинные исторические лица в качестве героев, интерес к народной лсизни. Эти задачи естественны для художника-реалиста при изучении прошлого, так как последовательный историзм в осмыслении событий требует от него прежде всего четкого отбора фактов. В казахской литературе существуют различные типы исторического*романа: историческая хроника, истори-ко-публицистический, психологический, социально-философский и другие. Однако независимо от типа произведения художественный историзм предназначается для того, чтобы осветить существенные, характерные стороны исторических событий, чтобы не остаться в плену малоизвестных и незначительных фактов, а это достигается полетом фантазии, интуицией романиста, котораязпоследствии может найти подтверждение в истории. Поэтому важнейшую роль в историческом жанре играет художественный вымысел и домысел. Надо отметить, что в силу определенных обстоятельств, исторические материалы национальной жизни, особенно древнего периода, не получили закрепления в письменных документах, а это положение еще более усиливает аначение авторской фантазии в исторических романах.

Рйганад новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята попытка осмыслить движение исторического национального романа как жанровой категории, в основе которой находится истори: определяющий направление и обогащение реалистического идейно-художественного единства.

' Диссертационная работа представляет собой монографическое жоследованяе, в котором по-новому рассматривается соответствие л «вратурао-художественшас произведений принципу историзма и сущее

9 венно восполняет пробели нынешних подходов в изучении поставленной проблемы.

Практическое значение данной диссертации состоит в том, что» она посвящена важной, малоразработаннои в казахском литературоведении проблеме - принципу историзма, сыгравшего огромную роль в художественном обобщения действительности казахскими романистами, в становлении и развитии романного мышления, в обогащении творческого опыта художников слова.

Работа существенно дополняет традиционные представления о путях исторического романа и вопросах историзма как движущейся с|нь лософской, эстетической категории в современной общественно-литературной ситуации. Научные и практические результаты исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, а также для широкого круга читателей, интересущихся вопросами литературы.

Апробация, диссертации. Основные положения работы отражены в пяти опубликованных статьях, объемом около 2,5 печатных листа.

Диссертация была обсуждена на заседании отдела казахской советской литературы, на Ученом Совете Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова АН Каз.ССР.

Структура исследования. Объем диссертационнойработы - IZ7 страниц машинописного текста. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии из 80 названий.