Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема автобиографизма в прозе Михайла Стельмаха 60-70-х годов Таран, Надежда Егоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таран, Надежда Егоровна. Проблема автобиографизма в прозе Михайла Стельмаха 60-70-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Киев, 1990.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Усиление автобиографизма в произведениях различных жанров -важная черта литературы народов СССР последних дэоятилетий, свидетельство возрастающей роли творческой индивидуальности в культурной и общественной яизни, в решении проблем, которые сегодня приобретают особую остроту и значимость в условиях перестройки, борьбы против национально-духовной нивеляции человека, за нравственное оздоровление общества.

Актуальность. пс,длалования обусловлена прежде всего весомостью творчеокого наследия М.Стельмаха, в художественной практике которого использование автобиографизма имеет характер определенной закономерности и мотивируется стремлением передавать "одну чистую правду души" /Н.Гоголь/; утверждением глубоко гуманистической концепции человека, осмыслением собственной судьбы как.неотделимой части судьбы народа.

Исследователи давно обратили внимание на автобиографиче^ісий характер прозы М.Стелыдаха, Труда О.Бабышшна, И.Дузя, М.Домниц-кого, А.Руденко-Десняка, Й.Семенчука, П.Коионенко, О.Килимника, В.Марко, Г^Штоня, Н.Жулинского, З.Голубевой и других свидетельствуют о большом внимании ученых к вопросам художественного мастерства писааоля, Интересные суждения о таланте М.Стельмаха высказаны в статьях В,Дончика, М.Наенко, В.Яременко,П.Хропко, И.Лу-ueHKQj П,Зедч_енко, Н.Алекоеевой, В.Борщевского, Й.Кравченко. Ватсныв наблиденіїя в этом плане были сделаны исследователями в связи с анализом таких произведении, как "Гуси-лебеди летят.,,", иЩедрн15 вечер", "Дума q тебе", "Четыре брода",

Однако даяе в лучзсс труда;:, где обстоятельно рассматривается разнообразные г ади творчеотза Ц.Стельмах. < вопрос автобиографизма как пр.'шципа художественной организации материала хотя и падншалпя,

однако специально не рассматривался. Иногда он вызывал противоречивые суждения, которые не нашли обобщений в этом аспекте. В некоторой степени это объясняется тем, что автобиографизм как эстетическая категория еще не имеет целостного теоретико-литературного обоснования. До настоящего времени остаются неизученными функции и оначешіе автобиографизма в произведении, автороіше приемы и способы трансформация жизненных фактов в факты искусства. Частично этот пробел восполняет Б.Черяоиваненко в диссертации "Автор и герой Проблема автобиографичности ь прозаическое прокзведении'70десса, 1982/.

Исследования отдельных аспектов проблемы на материале русской /Е.Иванова, А.Пантедзеез, Й.Пахошва, Г.Орлова, А.Просвирнава, А.Мереясинокая, К.Котовчихина/, белорусской /В.Атрашкевич/, казахской /Л.Иитесва/, узбекской /А,Кабилова/ и Других национальных литератур свидетельствуют о- разных подходах их авторов к определению сущности автобиографизма, В украинском литературоведении этот вопрос поднимался лишь б некоторых набладенгях исследователей в связи с изучением сиешшх проблем /ЙЛулйнскиЯ, Н.Мазепа, Е.Шпчлевая- И.Ходоркивский, Г.Сивоконь й др,/«

Следует заметить, что на практике автобиографизм обычно понимается как отображение в художественных произведениях событий из низли автора или вызванных ими настроений. Такое определение дается, например, в Шевченковском словаре. Аналогично трактует это понятие Б.Лесин.2 В основных ив справочных изданиях как обще-

  1. Шевченківський словник: В 2-х т. /Біда. ред. Є.П.Кирилюк. ~ Т.I.- К.: Видавництво УРЕ, J977.- С.20-2І.

  2. Лесин В.М. Літературознавчі, терміни: Довідник для учнів,-К.: Радянська школа, 1985.- С.7.

«цшгаопедического, так и специально-литературоведческого харак-'вра этот терлик на встречается.

Целью исследования является выявление специфики автобиогра-мзма в повестях М.Стельм&ха "Гуси-лебеди летят...", "Щедрый ве-tep", "Дума о тебе", "Четыре брода" в контексте таких проблем, :ак личность и время, художник и эпоха, формирование характера в іго этнической среде и др. На этом материале автор делает попытку обосновать выдвинутый им тезио об автобиографизме ;ак своеобразном принципе художественной ірганизацииматериала, который помогает пи-іателга глуб.т.е раскрывать правду души, а через нее - большую правду іека. Ведь вкрааая себя, худсяннк внрадает тем самым и свою эпоху.

Рассматривая "автобиографизм", "автобиографичность" в их взаимосвязи, автор исследования, основываясь на накопленном науч-[ом опыте /труда Ч.Арнаудова, Л.Выготского, Л.Гикзбург, Г.Вязов-ікого, А.Левидова, Л.Новнченко, З.Шагценко, Н.Крутнковоя, С.Кры-ганивского и др./, предпринимаот попытку разграничить эти понятия, точнить их значения.

Отличие видится в том, что "авто б ко графич-[ о с т ь" оперирует фактами действительности /использование шсателем автобиографических материалов/, а "автобио- р а ф и з м" - их имитацией. Иначе говоря, ^этобио^рафичндси-проявляется обла22И_2ДШ13. а Ш223И2ЕЕ1'22!4 " S 2Р &ЕШ-

Исходя из этого ставятся сиедутаріе задачи:

- проследить пути освоение азтобнограйизма как принципа художественной организации материала в творческой прак-т:п;е предшественников М.Стельмаха;

раскрыть специфику автобиографизма в дилогии М.Стельмаха "Гуси-лебеди летят...'\ "Щедрый вечер"|

показать особенности автобиографизма как черта авторской концепции человека в романах "Цума о тебе", "Четыре брода"

Методологической основой исследования является диалектико-матерналнстическое учение о формировании личности,о ведущей роли социального фактора в ее развитии, труда по методологии литературоведения и общих проблем истории и теории литературы. .

. В работе использованы историко-генатический и сравнительно-типологический метода исследования, которые обеспечивают конкретно-исторический анализ художественных произведений при соотнесении индивидуального стиля писателя с общим развитием литературного процесса, использование теоретических положений в научном обмислений проблеми.

Материалом для исследования стали тексты произведений М.Стельмаха "Гуси-лебеди летят..." /1954/, "Щедрый вечер" /1967/, "Дума о тебе" /1969/, "Четыре брода" /1979/, их. архивные машинописные варіанти о авторскими правками, материалы музеев, личные встречи " беседы исследователя с членами семьи М.Стельмаха, статьи и выступления писателя в печати, а также недавно опубликованные воспоминания знакомкх и близких о нем.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней

сделана попытка принципиально по-новому подойти к трактов ке автобиографизма как принципа художественной организации жизненного материала;

впервые в украинском литературоведении на широком фактическом материале прослеживаются закономерности освоения автобиографизма в практике-'украинских пузанков;

- исследуются характер и специфика автобиографизма в прозаических произведениях М.Стельмаха 60- 70-х годов /в структуро повествования, характерэобразовании, авторской кон-цопціш человека, раскрытии эпохи через душу писателя/. Настоящее исследование углубляет представления о формах и средствах воплощения авторской индивидуальности в художестве-шом произведении, раскрывает новаторские поисіш М.Стельмаха использования автобиографизма в художественно*, решении актуальных прилеп времени.

Прагтшаюв значение диссертации. Основные наблюдения, положения и шзода работы имеют практическое значение для понимания характерних особенностей современного литературного процесса. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшем идейно-эстетическом освоении творчества М.Стельмаха, при изучении литературы в вузе, средней школе, а также в воспитательной и массово-пропагандистской работе.

Апробация работы. Отдельные разделы диссертации и вся работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры украинской литературы Киевского государственного педагогического института имени Л.М.Горького. Результаты'исследования были апробированы на Всесоюзной /Николаев,1978/,республиканских научно-теоретических и практических конференциях /1978, 1987, 1988, 1990/, а также в учебно-воспитательном процессе вузов, твоя, в работе на курсах повышения квалификации учителей при 01W. Отдельные положения нашли свой отражение в публикациях, указанных з автореферате.

Структура и объем диссертации» Работа ишет введен з, три раздела, заключительную часть, список использованной литературы /176 наименований/. Основной текст работк - 174 страницы.

'5