Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема сатиры и юмора в таджикской детской поэзии Алиева, Нозукои

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиева, Нозукои. Проблема сатиры и юмора в таджикской детской поэзии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Душанбе, 1991.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы, йдейно-эстетичеокое воспитание человека прежде всего ложится на плачи литературы. О значении литературы в духовном воспитании человека свидетельствует тот интерес, который проявляет общество к её идейно-нравственным и эстетическим ЦЄНОСТЯМ.

. Одним кз важных факторов в формировании мировоззрения подрастающего поколения является воспитание.чувства шора. Если задача сатиры и шора во взрослой литературе заключается в перевоспитании или в. излечении от болезни, то эти средства в детской литературе призваны воспитывать и утверждать поло-аительный эстетический идеал или предостерегать детей ої недуга.

Рассматривая специфику юмористических компонентов в художественной- литературе для детей следует акцентировать внимание на таких крупных группах как компоненти, связанные с кыороц положений, ситуаций, помогающим активному развитии.действия, компоненты, связанные с народной основой ысра, отражающие единство жизненных и игровых комзнтов, изучение шора характеров и шора языкового. Чувство юмора не есть врожденное свойство и его надлежит пробудить в природе рзбенка сазыальства, развивать. Это свойство помогает человеку преодолевать есє аиз-ненные перепетии, ибо это есть сила, формирующая человека морально и идейно. "Смех - одно из самых сильных орудий против всего,-что отжило и ещё держится, бог знает на чём, вешая расти свежей кизни и пугая слабых"1 писал А.И.Герцен.

Юмор как эстетическая категория многогранен и способствует развитию различных чувств а эмоций в сознании ребенка. О социальной значении сатиры н шора в детской литературе как одного из наиболее существенных компонентов в воспитании нового человека часто говорили в своих трудах русские революционеры-

1. См.: Горький М. Лиївратура детяи J/ Собрание сочинений в
. 30-ти т.-Г.27. - И., Гослитиздат, 1353..- с.68.

2. А.И.Герцен. О письма, критикующей "Колокол". Собрание сочи
нений в 30 т. - Г.13. - М., Издательство АН СССР, 1958. -
с.190.

демократы. З.Г. Белинский (І8ІІ-Ш8), Н.Г.Червымевсхий : (1828-1889; и Я.А.Добролюбов (Ш6-І86І). Выступая против . . идей либералов оки отмечали важность и необходимость воспитания в ребенке - будущей гражданине.чувство шора.как особей. формы видения и восприятия мира.' ' * :

Непримиримая борьба А.М.Горького против буржуазных педа
гогов, всячески стремившихся ослабить значение сатиры и ваора,
их социальную природу в дэтской литературе, наыздоая свое от
ражение в ряде его статей, является пряный доказательством их
необходимости в детской литературе. Значение и необходимость
юыора и сатиры в детской литературе отстаивал такае и В.Тренин
отмечая, что: "Никто не настаивает ка том, что смешные стихи -
единственный жанр, на котором должны воспитываться наши дети,:
но в детской поэзии юмор нужен так se, как кислород в атмосфе
ре"? . '.-.'''''. .V-.V-.-'

О том, как происходит "вхождение" юыора.и сатиры в дате-, куй таджикскую литературу, как осваиваются законы этих жанров; таджикскими писателями и поэтами, ионно судить по отдельным., статьям и кьигам таджикских'литературоведов . В них содержатся ценные наблюдения по поводу.-отдельных черт .творчества писателей, создавших для детей произведения в.сатирическом и . юмористической-,ключе, но опи не отвечают на вопросы генезиса ; их поэтического,новаторства,,не.дают целостного представлений о роли и значении шора и сатиры в -тадкикской деадсой литературе. .' .-.У-.-; л .;.'-.' V''- v.' ':,:-. .:. '_.. .''чІ-'^-л'-:'-лУ v :

I. Горький U.. Человек уши которого 'заткнуты вагой; О безответственных лоцях и .о детской книге наших даей. .Литературу детям // 0 детской литературеV - ;Ц., Детская литература,1968. - С 98-101, І0І-І05, II2-II6.\v.::-:::;/; ,\<У;-,:;; 'г'Лу:

2.. См.: Бегак Б.. Ребенок '- победитель //'Детисмеются, —-.г»., Детская литература, .1979. - C.6S..'";.

3. Амоноь Р. Сурудхои >д'-рй. Дар кигаби: Аігояов Р.'Лирккаи: хзйки точж, -ІДущанбе: Дониш, 1968. V С.294-ЗІ0;'Адабиёт. ва бачагои. - Дуканбе: Йрфон,' 1981. - ?22с;_ Таърихи адабиё-та советии тоник;'-ч.У1 (I). - Душанбе, Дониііі,' 1982. - ,'46с; Бобокалонова Ч,. Матерйалхо дойр ба адабкёти .бачагона. - -Душанбе, Маориф, 1575 - 207 е.; Шермухаммодсв Ь. Назии .хал-!$ии бачагонак точик. -.Душанбе, Дониш, 1973. - 183с, Фаизул-iwos Н. "Роль фольклора в становлении и формировании таджикской детской поэзии. Канд.дне. - Душанбе, 1984.

Вместе с тем, в ряде.вышеназванных публикаций высказывается озабоченность по поводу отсутствия проблемных научных исследований, касательно шора и сатиры в таджикской детской литература. Говорится о насущной потребности в таких работах, когорыв бы аналитически вскрывали корни этих канров, их оригинальность и неповторимость в творчество отдельных писателей. Монографическое изучение данного вопроса в таджикской детской литературе становится таким образом, назревшей необходимостью.

, Выбор темы настоящего исследования диктуется значимостью юмористического и критического изображения как. одного из основных способов влияния яа психику ребенка в его идсано-эотз-тическом воспитании. Уместно привести высказывание А.Б.Луначарского, отметившего, что порой на один из способов нэ может поалиять на воспитание ребенка "и метко направленная насмешка цояет дать ваи больную победу" .

Сегодня в активе таджикской детской литературы немало юмористических и сатирических произведений, обладающих определенной идейно-эстетической значимостью. Эта литература в процессе своего развития осваивая национальный и мировой опыт художественного словотворчества, проявляет свои специфические особенности. Обширность и многоплановость тзорений таджикских писателей обуславливает необходимость обобщающего их изучения, введения новых материалов в научный обиход. Вот почему определение места и роли юмора и сатиры в таджикской детской поэзии выступает как литературоведческая проблема, которая решается в настоящей диссертации.

Очевидна целесообразность подробного рассмотрения каждого изі.напраплений - шор, сатира, з творчестве отдельных писателей на разных этапах развития таджикской детской литературы, с тем, чтобы выявить в итоге цалоотнуз картину формирования и развития, шора и сатиры в таджикской позяш: для детей.. - . .

I. Луначарский А.В. О смехе. - Литературный критик. 1935, № Ч. - С.8.

исходя из этой общей цели исследования в диссертации ставятся следующие задачи:

на основе теоретической литературы и жизненной конкретики продемонстрировать закономерность присутствия шора и сатиры в детской литературе и необходимость удовлетворения потребности ребенка к этим компонентам;

выявить оснозкук почву формирования юмора и сатиры в таджикской поэзеп: сатира для детой и сатира на детей, и определить практико-іеоретиче^кке особенности этих разновидностей сатиры; роль юмористической странички журнала "Пионер" ("tea'ал") в формировании и развитии шора и сатиры в детской поэзии, влияние фольклора на.таджикский детский шор и сатиру ь 60-70-е годы, показать творческое своеобразие поэтов з этих ианрах;

прибегая к методу сравнительного анализа проследить творческие искания отдельных поэтов в процессе создания детских юмористических к сатирических произведений, рассмотрев соотношение народності:, единства общего и национального з

их творчестве; показать значение средств худокественного изображения в эстетизации сатирических и юмористических произведений для детей; вьшвиіь иоаенты влияния русской литературы как одного из факторов становления и эволюции детской сатирической и юмористической поэзии.

Методологической основой диссертации являются научные
разработки допросов детской юмористической и.сатирической
поэзии, отечественного и зарубежного литературоведения,
сравнительного изучения литератур, изучение научно-теорети-
ческах исследований литературоведов и критиков детской ли
тературы. -

Научная и практическая значимость работы. Дроблена, ставшая предметом настоящего исследования, представляет собой малоизученный аспект таджикской литературы и данная диссертация являет собой первую попытку научного осмисленая формирования и развитая таджикской сатирической детской поэзии с периода её становления по восьшдесятые годы. Результаты выполненной работы могут, быть использованы при

написании раздела поэзии истории таджикской детской литературы, а іак::іе могут слуаить основой для создания учебников и методологических пособий для высших учебных заведений, педагогических техникумов, педагогического персонала средних школ, воспитателей детских садов и детских яслей.

Апробация работы. Диссертация обсундалась в отделе текстологии я издания литературного наследия советского периода, отделе таджикской советской литературы, секции литературоведения и научном совете ИЯЛ им.Рудаки АН Таджикской ССР. Ключевые положения работы получили отражение в опубликованных статьях, а такае докладах, прочитанных на научных конференциях: "Республиканская научно-практическая конференция молодых учёных, посвященная малоизученный проблемам истории, теории литературы, языка и таджикского фольклора" (Душанбе, 1983); "Республиканская научно-практическая конференция молодых учёных, посвященная 60-летию Ленинского Комсомола Таджикской ССР» (Душанбе, 1984).

Структура диссертации. Объективно продиктованная историей становления а развития сатирической и гаористической поэзии в таджикской детской ли'-эратуре задача контрапунктного рассмотрения наследия тадникских детских поэтов обусловила* направление и проблематику диссертационной работы. Исследование состоит из Введения, трах глав и Заключения, а также йписка использованной литературы.