Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы истории культуры и культурного наследия в творчестве Всеволода Иванова 40-60-х годов Панкова, Елена Алексеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панкова, Елена Алексеевна. Проблемы истории культуры и культурного наследия в творчестве Всеволода Иванова 40-60-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1990.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность и новизна исследования

В творчестве классика советской литературы Всеволода Вячес-вовича Иванова можно условно выделить несколько периодов, ко-рые с разной степенью полноты освещены в советском литературо-цении. О произведениях 20-30-х гг. написано много литературовед-ских и критических работ. Однако существуют прозаические произ-дения, созданные преимущественно в 40-е - начале 60-х гг., корне при жизни Вс.Иванова практически не издавались и были опуб-кованы лишь после его смерти. Исследователями эти произведения учены недостаточно. Им посвящены главы монографий Гладковской А. "Всеволод Иванов. Очерк жизни и творчества" Ш.І972), "Жиз-любивыЯ талант" (1988); Краснощёковой Е.А. "Художественный мир еволода Иванова" (M.I980); 2-я глава книги Пудаловой Л.А. "Про-. Всеволода Иванова и фольклор" (Томск,1984); кандидатские дис-ртации Галузо А.В., Ивановой Л.Н., Сердобинцевой Г.М., Зимина Д., Цейтлина Е.Л., а также отдельные статьи, в основном рассма-твающие рассказы "Фантастического цикла". Однако в этих рабо-ос тема культуры, волновавшая Вс.Иванова начиная с конца 40-х >дов и вплоть до конца жизни, представлена лишь в виде отдельных іагментов и наблюдений преимущественно над некоторыми произве-шиями этого периода. (Как правило, понимание Ивановым культуры осматривается лииь в связи с романом "Эдесская святыня"). В іссертации Сердобинцевой Г.М. "Философско-романтическая проза :еволода Иванова 40-60-х годов", в главе 2-Й, встречается тер-ш "концепция культуры", однако исследовательница, во-первых, зязывая понимание культуры Вс.Ивановым с пониманием историзма, осматривает по сути лишь идею преемственности, а во-вторых, іализирует в этом плане лишь роман "Эдесская святыня", который эактует как исторический роман, и повесть "Опаловая лента".

Новизна темы диссертации определяется тем, что проблемы культуры в творчестве Вс.Иванова 40-х-начала 60-х годов рассматриваются нами как целостная мировоззренческая концепция писателя, в той или иной степени нашедшая свое выражение во всех произведениях 40-60-х гг., как художественных, так и публицистических и теоретико-литературных.

Именно с начала 40-х годов Вс.Иванов целенаправленно обращается к проблемам культуры, остро осознавая необходимость изучения ее. В 1939 г. он записывал: "Я, наверное, зря пропустил і своих писаниях тему искусства. А между тем какой это могучий и настоящий материал ! Надо написать пьесу, роман, - и вообще мне об искусстве. Присмотреться к нему. Это - настоящее .

В диссертации предпринята попытка посмотреть на творчество Вс.Иванова по-новому, с высоты сегодняшнего дня оценить его позицию как гражданина и как художника в сложный период культа лит-ности. В связи с этим по-новому расставлены акценты в трактовке многих произведений Вс.Иванова (в частности рассказа "Агасфер"] в первую очередь нами обращается внимание на гуманистический п фос творчества Вс.Иванова. Впервые раскрыта антикультовская направленность произведений Вс.Иванова, в этом плане подробно анг лиэируется роман "Вулкан".

Актуальность исследования определяется его темой: культурные и прежде всего - нравственные ценности в современном общест

В статье "Социалистическая идея и революционная перестройкг М.С.Горбачев указывает на принципиально новое, что вкладываете* сейчас в понятие "социализм",в отличие от недавнего прошлого,кс гда "во имя достижения великой цели" оправдывались любые, самые

I. Иванов Вс. Переписка с А.М.Горьким. Из дневников и записных книжек. - М.Советский писатель, 1985. - С.309-310.

счеловечные средства. "Политическая целесообразность" о{)ициаль~ ставилась выше "формальной законности", что ликало политику рального начала. Поправ идеи и принципы человеческой нравствен-сти и справедливости, авторитарно-бюрократическая система /.../ стойчиво внедряла в общественное сознание "особые", отличные от всечеловеческих, нормы общежития к поведения. /.../ Новый облик циализма - это его человеческий облик /.../ !гуманный социализм. /.../ Будущее -. знаниями, культурой".

Именно сейчас, когда в натем обществе восстановлено истиннее отношение общечеловеческих и классовьх ценностей, особого вни-лия и изучения заслуживает творчество писателей, не понятих и справедливо осуждавшихся в своё время, чьи опасения за судьбі; льтуры в XX веке, особенно её нравственно-эстетических ценностей, :азались печально пророческими. В общественно-исторический период, >гда ценности культуры духовной "енжались", а подчас и отрица-ісь ценностями культуры политической, Зс.Иванов выдвинул КОНЦ^П-:> культура.',доказывая необходимость сохранения культурных и крав-'векных ценностей и утверждая самостоятельную эстетическую цен->сть искусства как одного из явлений культуры.

Цели и задачи работы состоят в том, чтобы на основании ака-!за творчества Зс.Иванова 40-60-х гг.: художественных произведена, как прозаических, так и драматических, публицистики, воспомп-ший, заметок по теории искусства - показать наличие у Зе.Иванова глостной мировоззренческой концепции культуры и культурного раз-ітия. Главная цель работы обусловила ряд конкретных задач: 1)про-

Партийная жизнь.-1989. 24.-С.8-9, 13.

- б -

следить эволюцию концепции культуры Вс.Иванова (трактовки им са
мого понятия "культура", ее структуры, принципа преемственности
2) определить, как в условно-исторической форме отразилась в пр
изведениях Вс.Иванова политическая и культурная жизнь страны ис
следуемого периода; 3) выявить и описать принципы поэтики произ
ведений "Фантастического цикла", обусловленные использованием
Вс.Ивановым мифа, легенды и сказки ; 4) изучит

функции мифа в концепции культуры Вс.Иванова.

Методология и методика исследования. Решая поставленные в диссерташш задачи, мы руководствовались основополагающими мето дологическими принципами марксистско-ленинской философии, учить вали достижения современной культурологии, литературоведения. Определяющим в работе является индуктивный подход. Исследование целостной концепции культуры в творчестве Вс.Иванова предполаг ет учет всех направлений его творчества, рассмотрение творчесті писателя как единой художественной системы. В диссертации приме нлются историко-функциональный и структурно-типологический мете исследования.

Практическая ценность. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при решении задачи осмысления литературного г цесса середины XX в., при чтении лекционных и практических курс истории советской литературы,проведении семинаров и спецсеминаї

Источники. Основными источниками диссертации являлись публу ции произведений Вс.Иванова в Собрании сочинений в 8 тт.(М.:Ху-дож.лит.,1973-78). Помимо этого велась работа с архивом Bc.Ивa^

Апробация работы. По теме диссертации сделаны доклады на научной конференции по проблемам теории и истории культуры на историческом факультете МГУ: "Категория времени в романе Вс.Ивг

- 7 ->ва "Одесская святыня" (1986 г.); на семинаре по теории и исто-ш культуры при Совете молодых ученых исторического факультета Т: "Проблема самореализации личности в творчестве А.Платонова Вс.Иванова 30-х годов" (1907 г.). Опубликованы две работы, зе - приняты к публикации.

Объем и структура . Диссертация состоит из введения, двух іав и заключения. Прилагается библиография.