Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века Чолакова, Сусана Серго

Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века
<
Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чолакова, Сусана Серго. Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Чолакова Сусана Серго; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2011.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/321

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Балкарская проза прошла сложный путь становления, прежде чем обрела собственный голос и достигла такой художественной зрелости, которая сделала возможным её выход на общероссийскую арену.

Истоки формирования жанра рассказа в русской и балкарской литературах неодинаковы. Русская литература имеет глубокие корни своего становления и самоопределения, уходящие к прошлому как в отечественном, так и в мировом литературных пространствах. Отсюда многообразие художественных традиций русской литературы в развитии жанров драмы, поэзии, прозы (в том числе и прозы «малых» форм).

Особым этапом развития балкарской прозы стали 60-80-е годы ХХ века. Они отмечены ее жанровым и стилевым обогащением. В этот период интенсивно развиваются жанры «большой» прозы – повесть, роман. Параллельно развивается и жанр рассказа. Для «малой» прозы характерна ёмкость повествования, глубина художественного отражения и внутренняя динамика. Жанр рассказа более мобилен и чувствителен к изменениям художественных явлений в литературном процессе. Именно жанры «малой» прозы давали писателям возможность поиска своего стиля, индивидуального почерка. А если принять во внимание, что рассказ 1960–80-х годов в общероссийском литературном процессе поднялся на новые рубежи социально-философского осмысления жизни, становится понятным возрастание интереса к этому жанру в национальной балкарской литературе.

Актуальность темы диссертационного исследования и представленного в нем материала обусловлены рядом причин. Традиции и жанровое своеобразие рассказа в балкарской литературе 1960–80-х годов недостаточно исследованы в теоретическом и историко-литературном планах. Кроме того, аспекты, связанные с взаимовлиянием русской и балкарской литератур в этом жанровом сегменте художественной словесности, в большинстве своём остаются вне поля зрения литературоведов. Это, прежде всего, касается выхода на конкретных авторов, анализа процессов межличностного взаимодействия и взаимовлияния художников слова.

Эпоха 60–80-годов ХХ века стала особенной для балкарского народа, поскольку совпала с периодом реабилитации и возвращения этноса на свою историческую родину, что предопределило возрождение утраченных позиций в развитии национального языка, культуры, литературы. Данный период «балкарского ренессанса» с его широтой и многомерностью процессов самоутверждения стал этапным для развития всех сфер науки и культуры, во многом определив пути дальнейшего развития балкарской национальной литературы.

Нами предпринята попытка многоаспектного исследования жанра рассказа в балкарской литературе обозначенного периода, установления параллелей, выявления особенностей взаимодействия, диалога балкарских писателей с авторами других национальных литератур (в частности, с писателем русского Севера Ф. Абрамовым).

В работе выявляются социальные, общечеловеческие темы и проблемы в художественном наследии Э.Б. Гуртуева, А.М. Теппеева, Ж.З. Токумаева, З.Х. Толгурова, Х.И. Хажкасимова, Ф.А. Абрамова и других авторов.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – исследование как общих, традиционных для жанра рассказа в целом, так и специфических, присущих балкарскому рассказу 1960–80-х годов жанровых особенностей в контексте взаимодействия и взаимовлияния разных национальных литератур в едином литературно-художественном процессе. Особое внимание уделено влиянию русской литературы на становление, формирование и развитие балкарского рассказа.

Намеченная цель достигается решением следующих задач:

– изучение процесса обновления жанровых форм балкарского рассказа на протяжении всех этапов становления балкарской прозы;

– выявление художественных особенностей и проблемно-тематической направленности балкарского рассказа периода 60–80-х годов ХХ века;

– классификация жанровых форм балкарского рассказа 1960–80-х годов, выделение и теоретическое обоснование рассказов с трагическим содержанием, сатирических, юмористических рассказов;

– определение роли и места балкарской прозы «малых форм» в общем процессе эволюции национальной литературы;

– выявление механизма взаимодействия русской и балкарской литератур в жанре рассказа.

Материал исследования. Художественным материалом, на основе которого проводится исследование и выявляются основные жанровые признаки балкарского рассказа обозначенного периода, выступили произведения Б. Гуляева, Э. Гуртуева, Х. Кациева, С. Хочуева, А. Теппеева, Ж. Токумаева, З. Толгурова и других авторов. Выбор имен обусловлен значением и степенью влияния названных писателей на формирование и развитие жанра балкарского рассказа.

Научная новизна и значимость предлагаемой диссертационной работы обусловлены тем, что она является одной из первых попыток целостного осмысления и многоаспектного анализа жанра рассказа в балкарской литературе 1960-80-х годов. Традиции и жанровое своеобразие рассказа в национальной литературе названного периода рассмотрены нами в теоретическом и историко-литературном планах.

В диссертации предлагается развернутый анализ проблемы художественного взаимодействия русской и национальной литератур, а также различных прецедентов балкарской литературной школы, обусловившего новое прочтение жанровых, художественно-стилевых форм рассказа в творчестве балкарских писателей. Особое внимание уделено вопросам формирования авторской самобытности, индивидуальности, узнаваемости. Проблема взаимовлияния русской и балкарской литератур в данном жанровом сегменте рассматривается с выходом на конкретных авторов, на анализ процессов межличностного взаимодействия и взаимовлияния художников слова.

Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертационном исследовании в обобщённом виде представлена эволюция жанра рассказа в балкарской литературе 1960–80-х годов. Системный анализ художественных произведений балкарских писателей позволяет выявить закономерности в развитии балкарской национальной прозы, определить её приоритетные нравственно-эстетические, социально-исторические и онтологические установки.

В диссертации осуществляется попытка определения уровня и степени воздействия традиций русской литературы на балкарскую, выявления тенденций взаимодействия и взаимовлияния литератур в общероссийском культурном пространстве.

Теоретический потенциал диссертационной работы определяется также тем, что она может стать частью общего корпуса научных изысканий в области северокавказских литератур, спровоцировать дальнейшие исследования жанровой парадигмы балкарской прозы.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов и материалов в практике преподавания национальной литературы, как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях, а при разработке спецкурсов и спецсеминаров по балкарской прозе и эволюции жанра рассказа в ней.

Теоретической и методологической базой исследования стали труды ученых, литературоведов, критиков, посвященные проблемам жанровой классификации, функционирования и специфики жанров «малой» прозы, а также вопросам жанрово-стилевых исканий в многонациональной отечественной прозе: Л. Аннинского, В. Апухтиной, А. Архангельского, А. Бочарова, И. Золотусского, Л. Крутиковой-Абрамовой, Ф. Кузнецова, Д. Лихачёва, Г. Ломидзе, А. Нинова, Ю. Оклянского, Б. Панкина, П. Ульяшова, Г. Цветова, М. Храпченко и др.

На формирование научной концепции нашей работы оказали также влияние исследования северокавказских ученых: З. Кучуковой, А. Мусукаевой, А. Теппеева, З. Толгурова, Ю. Тхагазитова, Ф. Урусбиевой, Т. Чамокова, Т. Эфендиевой и др.

Степень изученности темы. Жанр рассказа с его особой лаконичностью, ёмкостью в плане историко-социального отражения жизни представляет объект непреходящего интереса для глубоких литературоведческих исследований.

Наш интерес к жанру рассказа в балкарской литературе и его роли в творческом становлении национальных авторов 1960–80-х годов обусловлен тем, что северокавказское литературоведение и критика не в полной мере исследовали данный аспект балкарской национальной словесности, в большей степени ориентируясь на анализ и научную интерпретацию больших прозаических форм. Данная сегрегация творческого потенциала балкарских прозаиков и их художественного наследия в пользу средней и крупноформатной прозы сохраняется и в настоящее время. Актуальным на сегодняшний день является также изучение жанра рассказа в контексте взаимодействия и взаимовлияния русских и балкарских литературных школ.

К исследованию интересующей нас и смежных с ней проблем в разное время обращались видные ученые и литературоведы: Л.А. Аннинский («Контакты»), Г.И. Ломидзе («Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР», «Советская многонациональная литература»), И.В. Стеблева («Изучение тюркских литератур в России»), Д.С. Лихачёв и др.

Ряд интересных работ принадлежит северокавказским учёным: З. Кучуковой, А. Мусукаевой, А. Теппееву, З. Толгурову, Ю. Тхагазитову, Ф. Урусбиевой, Т. Чамокову, Т. Эфендиевой и др.

В последние годы появился также ряд диссертационных исследований по балкарской прозе.

Однако, несмотря на серьезное количество глубоких трудов по вопросам северокавказской и, в частности, балкарской литературе, среди них нет отдельного исследования жанра балкарского рассказа в обозначенных нами аспектах. На сегодняшний день остается много нерешенных проблем, среди которых – проблема специфики становления, эволюции и художественной реализации жанра рассказа в балкарском литературном процессе 1960-80-х годов. Предлагаемая диссертационная работа восполняет образовавшийся в северокавказской науке о литературе пробел.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Развитие жанра рассказа в балкарской литературе от 1920–30-х до 1960-80-х годов шло от доминирующего влияния традиции и традиционности до обретения самостоятельности, расширения жанровой парадигмы и тематической направленности.

2. Основные разновидности жанра рассказа в балкарской литературе 1960-80-х годов – социальный рассказ с трагическим содержанием, сатирический и юмористический рассказ.

3. На жанр рассказа в балкарской литературе оказала влияние русская литературная традиция. Процессы взаимовлияния и взаимодействия литератур, художественного заимствования как объективной необходимости и творческой закономерности периода 1960–80-х определили специфику формальной и содержательной стороны балкарского рассказа.

4. Для балкарского национального рассказа 1960–80-х годов характерны процессы жанрового и стилевого синтеза. Жанр рассказа в этот период зачастую приобретает черты средней повествовательной формы и наоборот. Художественный материал сам «выбирает» адекватную художественную организацию, что приводит к появлению синкретичных жанровых образований, расширению смысловых границ и выходу за рамки дифференцированных жанровых понятий.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в ряде статей, опубликованных в журналах и вестниках, в том числе в рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (май, 2011), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2011).

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80-х годов XX века