Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Муталов Ильмир Гараевич

Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков
<
Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муталов Ильмир Гараевич. Просветительство и концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала XX веков: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Муталов Ильмир Гараевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Предпосылки и этапы развития башкирской просветительской литературы 11

1. Основные факторы развития мировоззрения башкирских просветителей второй половины XIX – начала ХХ веков 11

2. Специфика просветительского реализма как одного из ведущих факторов развития художественно-эстетической мысли общества .24

Выводы по первой главе 41

ГЛАВА ВТОРАЯ. Интерпретация концепции личности в башкирской просветительской поэзии второй половины XIX – начала ХХ веков 45

1. Образ просвещенной личности в башкирской поэзии: традиции и новые тенденции в его интерпретации .45

2. Нравственно-этические ориентиры просветительской поэзии .69

Выводы по второй главе .90

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Концепция личности и художественный психологизм в башкирской просветительской прозе второй половины XIX – начала ХХ веков .97

1. Проблема постижения духовной сущности в концепции личности в башкирской просветительской прозе .97

2. Художественный психологизм как актуализация внутренней жизни человека 123

Выводы по третьей главе 143

Заключение 147

Библиография .157

Введение к работе

Актуальность темы. Духовная культура и литература народов современной России развивается в условиях глобализации, когда для поиска обновления интеллектуальных возможностей и выработки оптимальных моделей духовно-культурного развития, необходимо обратиться к литературному наследию народов нашей страны. Исследование путей становления национальной литературы, выявление истоков, закономерностей развития с позиций достижений современной теории литературы позволяет осмыслить литературное наследие. Политическая и социально-экономическая реформация, произошедшая в стране, коснулась всех сфер общества, в том числе духовных ценностей и воззрений. В этих условиях появилась потребность изучить духовное богатство народа без политических и идеологических догм. В связи с этим современная теория литературы должна найти ответы на вопросы, связующие литературу башкирского народа.

Во второй половине XIX – начале ХХ веков в духовной жизни
Башкортостана и башкирского народа получило развитие

просветительство. На общественную арену вышли просветители,
программой действий которых стали преодоление отсталости в области
образования и культуры, борьба за общественный прогресс,

формирование концепции просвещенной личности, направленной на
демократизацию общества. В этот период башкирская литература
прошла сложный путь развития, связанный с зарождением, развитием и
укреплением творческих методов просветительского реализма,

формированием нравственно-этических ориентиров просвещенной
личности, проблемами постижения духовной сущности и концепций
личности, художественного психологизма. В это время в крае
происходят крупные социальные катаклизмы, войны, революции,
развитие культуры и науки, особенно гуманитарного направления,
литературно-критической, педагогической, общественной и

философской мысли, которые получили отражение на уровне
общественного развития всех народов Российской империи, в том числе
и башкир. Вторую половину XIX – начало ХХ веков можно
охарактеризовать как период перехода башкирской литературы от
романтической к реалистической литературе. Если в начале данного
периода еще давали о себе знать старые литературные течения
романтизма, его консервативные тенденции, то с его середины стали
преобладать реалистические изображения и прогрессивно-

демократические тенденции. Просветительская литература начала борьбу против риторической условности и сделала выбор в пользу

прогресса. Идеи просветительства на территории Башкортостана
сформировались в условиях отмены кантонной системы управления,
борьбы джадидизма с кадимизмом, зарождения новых

капиталистических отношений. Основными вдохновителями

башкирского просветительского реализма были Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Риза Фахретдинов, Сафуан Якшигулов, Закир Хади и др. В их творчестве нашли отражение призывы к просвещению, образованию, интеграции башкирского населения в общественную жизнь России. Эти идеи реализуются в новых литературных произведениях путем создания новых образов в поэзии, прозе и драматургии. Все эти идейно-эстетические процессы, происходящие в Башкортостане во второй половине XIX – начале ХХ веков, в центре которых стоит проблема формирования просвещенных людей, способствующая прогрессу общества, требуют системного изучения. Без этого невозможно представить основные тенденции и особенности развития башкирского искусства слова данного периода.

Уровень изученности темы. Творческое наследие башкирских просветителей находится в центре внимания литературоведов с начала ХХ века. Так, первые упоминания о видных деятелях в гуманитарных науках нашли отражение в работе Дж. Валидова вышедшей в Петрограде в 1923 г.1 В башкирском советском литературоведении творческое наследие просветителей стали предметом изучения Г. Вильданова, С. Мирасова, Д. Юлтыя, Г. Амантая2.

Духовно-культурная общность объединяет наследие

просветителей-реалистов башкирского, татарского и казахского

народов, их литературное наследие широко исследуется гуманитариями этих народов3. Примером служит творческое наследие выдающегося поэта М. Акмуллы. Как отмечает татарский ученый Р. Ахметова: «Работу создания научной версии биографии начинают такие ученые, как Р. Фахретдинов, Г. Хасан. Современник, знакомый с творчеством

1 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар.
Вып. 1. – М.-Петроград: Гос. Изд-во, 1923.

2 См.: Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX
века. – М.: Наука, 1981, 256 с.

3 См.: Вильданов А.Х. Акмулла — певец света и разума. – Уфа, Башк. кн. изд-во,
1981, 166 с.; Кунафин Г.С. Просветитель и писатель Мухаметсалим Уметбаев. —
Уфа, 1991, 256 с. (на башк. яз.); Он же: Культура Башкортостана и башкирская
литература во второй половине XIX – начала XX века. – Уфа, 2006, 280 с.; Он
же: Башкирская литература XIX века. – Уфа, 2010, 408 с. (на башк.яз.); Он же:
Особенности развития башкирской литературы XIX – начала XX века. – Уфа,
2014, 740 с. (на башк.яз).

поэта Р. Фахретдинов пишет об Акмулле, о фактах его жизни повествует в рукописи «Мифтахетдин бине Камалетдин бине Ишмухамет». Татарский ученый Гали Хасан, собрав творческое наследие автора, выпускает сборник «Произведения Акмуллы». Сборник на сегодняшний день хранится в научном архиве Академии наук в городе Алматы. Первые критические взгляды на творчество поэта были высказаны Г. Тукаем, Ф. Амирханом, Дж. Валиди. Его произведения входят в программу обучения в медресе начала ХХ века, М. Рамзи, Х. Забир, Г. Исхаки и др. отмечают Акмуллу в библиографических трудах, календаре и учебнике-хрестоматии. Сбор материалов, касающихся биографии Акмуллы и его произведений в 1919 году продолжает ученик поэта казах Дусмаил Каскынбаев, а стихи издает М. Сергалин»4. В годы советской власти творчеству Акмуллы интерес возрастает. В 20-х годах ХХ века творчеством автора заинтересовался писатель Д. Юлтый. В 1926 году в газете «Башкортостан» от 26 августа в статье «О башкирском поэте Акмулле» пишет открытое письмо о том, что собирает информацию о жизни и творчестве поэта, и просит всех знающих стихи Акмуллы написать в редакцию. Однако мечта Д. Юлтыя выпустить собрание сочинений Акмуллы остается несбыточной. В 1935 году в Алма-Ате выходит сборник стихов Акмуллы. В сборник были включены также стихи, которые публиковались впервые. В последние годы было собрано значительное количество произведений и внесено в научный оборот, были раскрыты многие спорные моменты биографии. В 1951 году творчество Акмуллы нашло свое место в программах обучения башкирских школ, сегодня оно изучается и в вузах республики.

Большую роль в изучении творчества просветителей, пропаганде
их творчества внесли башкирские ученые-литературоведы и

фольклористы. Среди них необходимо выделить таких как А. Харисов, Г. Кунафин, Г. Хусаинов, А. Вильданов, Р. Шакур, Ф. Надршина, Г. Абдрафикова5 и др. Татарские ученые Р. Ахматов, И.З. Нуруллин6,

4 хмтов Р. Мифтахетдин Акмулла // Татар дбияты тарихы. – 2 т. – Казан:
Татар. кит. ншр., 1985. – 452-се б.

5 Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII – XIX в.) /
А.И. Харисов. – Уфа : Башк. кн. изд-во, 1973. – 312 с.; Вильданов А. Х.,
Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы XIX века. –М.: Наука 1981,
256 с.; Кунафин Г.С. Духовное сияние времен. — Уфа, 2006. — 491 с. (на башк.
яз.); Хусаинов Г.Б. Мухаметсалим Уметбаев: Историко-биографическая книга. –
Уфа: Башкнигоиздат, 1991. 208 с., Хусаинов Г.Б. Ризаитдин бин Фахретдин. –
Уфа: Китап, 1997. 304 с. (на баш. яз.); Шакур Р. Звезда поэзии. Башкирский
поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла: Жизнь. Творчество. Мировоззрение.

М.Х. Гайнуллин7, Х.Мухамметов8, М. Гусманов, Ф. Яхин, М. Гайнетдинов9 также внесли вклад в изучение и популяризацию творчества просветителей. Рукописи, первые издания просветителей, а также фольклорные материалы, касающиеся их творчества хранятся в архиве УНЦ РАН. А. Вильданов успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Просветительская литература в Башкортостане и поэзия Мифтахетдина Акмуллы» и к 150-летию поэта издал книгу «Акмулла – певец света». Р. Шакур выступил с циклом статей и издал о нем монографию «Звезда поэзии».

Г. Кунафин проделывает огромную работу по освещению биографий и творческого наследия башкирских просветителей. На сегодняшний день известны такие его монографические труды, как «Просветитель и писатель Мухаметсалим Уметбаев» (1991, на башк. и русск. яз.), «Башкирская поэзия XIX – начала ХХ веков» (2011), «Башкирская литература XIX века» (2010 г., Особенности развития башкирской литературы XIX – начала ХХ веков» (2014, на башк. яз.).

Уфа, 1981. — 144 с. (на баш. яз.). Надршина Ф.А. Духовные сокровища. - Уфа, 1992. 72 с; Надршина Ф.А. Память народная (исторические корни и жанровые особенности башкирских народных преданий и легенд). (монография) - Уфа: Гилем, 2006. 320 с. (на башк. яз.); Материалы к биобиблиографии Ризы Фахретдинова / Сост. Г.Х. Абдрафикова, В.Ю. Габидуллина; отв. ред. М.Х. Надергулов. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. 80 с.

6 Нуруллин И.З. Путь к зрелости. О зарождении и развитии критического
реализма в татарской литературе. Казань: тат. кн. изд-во, 1971. - 320 с;
Нуруллин И.З. ХХ йз башы татар дбите. Казан: Татарстан китап ншрияты,
1982. - 286 б.

7 Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала ХХ века. Казань:
Тат. кн. изд-во, 1983. - 325 с; Гайнуллин М. Доньяви эсэрлэр эзеннэн / М.
Гайнуллин// Казан утлары. = Гайнуллин М. По следам светских произведений
//Огни Казани.- 1968. -№10.-Б. 159.;

8 Мхммтов Х. Татар дбитында мгрифтчелек идеялре. Казан: Татарстан
китап ншрияты, 1961. - 150 б.

9 Гайнетдинов М. Мифтахетдин Акмулла: биографиясендэге кайбер легендалар
м фактлар турында/ М. Гайнетдинов // Гыйльми язмалар. = Гайнетдинов М.
Мифтахетдин Акмулла: о легендах и фактах его биографии // Науч.зап.. Казан,
2002.- № 10.- Б. 78-82. Яхин Ф.З. Акмулла. Шигырьлр (Фнни-текстологик
хезмт).- Казан: Татар длт гуманитар институты, 2001.- 96 б.

Наряду с литературоведами значительный вклад в изучение творческого наследия просветителей внесли философы и историки Д. Валеев, Д. Азаматов, Ф. Баишев, Ф. Даминдарова и др.10

Целью работы является изучение просветительства и концепции просвещенного человека в башкирской литературе второй половины XIX – начала ХХ веков.

изучить предпосылки и этапы развития башкирской просветительской
литературы; определить основные факторы развития мировоззрения
башкирских просветителей конца XIX – начала ХХ вв; раскрыть
специфику просветительского реализма как одного из ведущих
факторов развития художественно-эстетической мысли общества;
сформулировать концепцию личности и образ просвещенного человека
в башкирской просветительской поэзии конца XIX – начала ХХ веков;
выявить нравственно-этические ориентиры просветительской поэзии;
изучить концепцию личности и художественный психологизм как
актуализацию
внутренней жизни человека в башкирской

просветительской прозе конца XIX – начала ХХ веков; раскрыть проблему постижения духовной сущности в концепции личности в башкирской просветительской прозе.

Объектом изучения являются поэтические и прозаические произведения башкирских просветителей: М. Акмуллы, М. Уметбаева, Ш. Бабича, С. Рахматуллина, Р. Фахретдинова, З.Хади и др.

Предметом настоящего исследования является выявление просветительских идей на формирование концепции просвещенного человека в башкирской литературе конца XIX – начала ХХ веков.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили
труды как русских, советских, так и российских литературоведов Н.Д.
Тамарченко, Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева, В.Е. Хализева,

Ф.М. Хатипова, Г.Н. Поспелова, А.Б. Есина, Н.Г. Чернышевского, А.И. Харисова, Г.С. Кунафина, Г.Б. Хусаинова, А.Х. Вильданова, М. Х. Гайнуллина, И.З. Нуруллина, И. Мухамметова и др., посвященных изучению истории формирования и развития просветительства в России и особенностей сохранения просветительских идей в русской и других

10 Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа, 1989, 256 с.; Азаматов Д.М. Из истории развития общественно-политической и философской мысли Башкирии конца XIX – начала XX в. – Пермь, 1979; Баишев Ф.Н. Общественно- политические и нравственно- этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа: 1996.- 175 с.; Даминдарова, Ф. В. Духовно-нравственная традиция в социокультурном развитии: монография / Ф. В. Даминдарова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 240 с.

национальных литературах, а также вопросам творческих методов, жанрово-стилевых основ и изобразительных средств.

Методы и приемы исследования. Основной методологией
исследования, использованной при написании данной метод, сравнительно-исторический метод и метод

художественного анализа.

Научная новизна заключается в том, что впервые рассмотрена
концепция просвещенного человека в башкирской литературе конца
XIX – начала XX веков. Обоснованы следующие образы просвещенной
личности: образ ученого, образы образованного юноши и девушки,
образ национального героя Салавата Юлаева, образ солдата, образ
женщины. Определены нравственно-этические взгляды башкирских
просветителей. Установлено, что общественная и географическая
(природная) среда является основным критерием постижения духовной
сущности и концепции личности. Выявлено, что в творчестве
башкирских писателей-просветителей большое место занимает тема
воспитания молодого поколения. Рассмотрен художественный

психологизм как актуализация внутренней жизни человека и выделены характеристики, с помощью которых башкирские просветители составляют психологический портрет личности.

Теоретическая и практическая значимость заключается в том,
что работа вносит определенный вклад в башкирское

литературоведение, на основе целостного, системного анализа

башкирской просветительской литературы, творчестве ее ведущих
представителей, и может послужить методологической базой для
дальнейших исследований в данном направлении. Работа так же
представляет интерес как теоретический источник для исследователей
творчества того или иного просветителя. Идеи и выводы диссертации
могут стать основой для дальнейшего изучения вопроса, а результаты
исследований могут быть использованы для преподавания курсов
истории башкирской литературы в университетах и

общеобразовательных школах.

На защиту выносятся следующие положения:

– Выявлены и обоснованы следующие образы просвещенной личности, характерные для башкирской просветительской литературы: образ ученого, образы образованного юноши и девушки, образ национального героя Салавата Юлаева, образ солдата, образ женщины;

– Определены нравственно-этические взгляды башкирских

просветителей, звучавшие для современников как стихийный

социальный протест против национальной несправедливости и гнета,

оказавшие огромное влияние на развитие самосознания башкирского народа;

– Выявлено, что нравственно-философская категория счастья вызывает у человека чувство моральной удовлетворенности, радости, личностное светлое переживание полноты своего бытия;

– Установлено, что общественная и географическая (природная) среда является основным критерием постижения духовной сущности и концепции личности. И в этом плане отношение людей, прежде всего, к женщине, матери, ее положение в обществе определяет моральный облик общества. В результате в литературе создается целая галерея как униженных и оскорбленных, и наоборот, образованных личностей.

– Выявлено, что в творчестве башкирских писателей-просветителей большое место занимает тема воспитания молодого поколения, так как социализация ценностных ориентаций молодёжи – самой динамичной части общества, является одной из главных целей и направлений в политической и культурной жизни любого народа, любого государства.

– Рассмотрен художественный психологизм как актуализация
внутренней жизни человека и выделены характеристики, с помощью
которых башкирские просветители составляют психологический
портрет личности: поверхностные, так называемые «видимые

проявления» личности. К которым относятся поведение и внешность,
«опредмечивание» личности в деталях быта и природы, явлениях
внешнего мира; роль внешних обстоятельств в формировании личности
(напр., окружение шакирдов в «Магасуме», путешествие в «Салиме» Р.
Фахретдинова); роль обстоятельств и внешнего воздействия на
проявлениях внутреннего содержания личности: событийные

проявления духовного мира, совершения характерного поступка, ситуация когда необходимо сделать личностный выбор (напр., внезапная болезнь Магасума); глубокое проявление внутреннего мира через принципы личности, духовный рост личности в условиях меняющейся действительности за счет вовлечения читателя в исторический экскурс.

Апробация работы проводилась в форме обсуждения результатов
исследования на заседаниях кафедры башкирской литературы,
фольклора и культуры Башкирского государственного университета, на
секционных заседаниях международных, всероссийских, региональных
и республиканских конференций. В их числе: доклад «Система образов
в творчестве Акмуллы» на Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные проблемы современной башкирской

филологии и творческое наследие профессора А.Н. Киреева», посвященной 100-летию со дня рождения профессора А.Н. Киреева

(декабрь 2012 г., г. Уфа, БашГУ); «Природа жанра и стиля в
стихотворениях Акмуллы» на Международной научно-практической
конференции «Сохранение и развитие родных языков и литератур в
условиях многонационального государства: проблемы и перспективы»,
посвященной 85-летию академика АН РБ Г.Б. Хусаинова (апрель 2013
г., г. Уфа, БашГУ); «Отражение образа женщины в произведениях Р.
Фахретдинова» на Международной научно-практической конференции
«Роль личности в историко-культурном пространстве (к 260-летию
национального героя башкирского народа, поэта-импровизатора

Салавата Юлаева)» (июнь 2014 г., г. Уфа, БашГУ) и др.

По теме диссертации опубликовано 14 статей, из них 4 – в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Работа

Специфика просветительского реализма как одного из ведущих факторов развития художественно-эстетической мысли общества

С этого времени в этом медресе стали готовить мугаллимов – учителей начальных классов. Учебная программа была рассчитана на 12 лет. Подготовительный курс – ибтидаи был 4 года, первые классы – рушди 3 года, вторые классы – игдадия 4 года. Преподавателями этого учебного заведения были разработаны учебники по азбуке «Алифба», курс русского языка, морфология и синтаксис арабского языка. Специально для этого учебного заведения была написана первая научная работа А.-З. Валидова «История тюрок и татар». С 1915 г. он преподавал этот предмет в медресе. Оренбургское медресе «Хусаиния» было основано меценантами братьями Хусаиновыми в 1889 г. В этом учебном заведении была разработана программа обучения рассчитанная на 14 классов. Выпускники этого медресе получали право преподавать в мектебах и медресе среднего уровня. В этом медресе преподавали Ризаитдин Фахретдинов, Сагит Рамиев, Сагит Сунчаляй, Шариф Камал и др. Преподаватели этого медресе помимо основной работы занимались литературными переводами произведений мировой классики: «Овод» Э.Л. Войнич, «Спартак» Р. Джованьоли и др. Для самообразования учащихся была собрана богатая библиотека. Шакирды имели возможность изучать художественную, философскую, педагогическую литературу, периодические издания на различных языках: русском, арабском, турецком, персидском и др. Уровень выпускников данного учебного заведения был очень высоким. По мысли историка башкирской литературы досоветского периода, профессора Г.С. Кунафина процесс демократизации литературы, особенно в содержательном плане, проникновение в нее светских элементов, социальных мотивов гражданственности и критичности были вызваны теми бурными изменениями, которые произошли в социально-экономической, политической и духовной жизни башкир в этот период. В последней четверти XIX в. всеобщее «движение обновления», выразившееся в общих чертах как борьба против средневековой схоластики, феодальных пережитков, косности и религиозного фанатизма, начинает приобретать довольно ярко различимые контуры системности. Постепенно проблема просвещения начала заслонять все остальные стороны культурного движения, признаваться чуть ли не началом всех начал, то есть проблемой, от решения которой ставилась в зависимость сама судьба народа, его светлое будущее1. Конец XIX – начало ХХ веков ознаменован новым этапом в реформистском движении общественно-гуманитарных знаний, духовной культуре и литературе в Башкортостане. По совокупности основных признаков, этот период получил название эпохи просвещения башкирской литературы и культуры. Как и в западноевропейском просвещении, здесь выделяются следующие основные параметры этого феномена культуры: во главу угла поставлена проблема человека, отсюда и поиски нравственно-этического совершенствования и очищения человека. Назревшая революционная ситуация в стране сформировала обращенность башкирских просветителей к социальным трансформациям и политическим проблемам, затронула сложные вопросы башкирского национального самоопределения и суверенитета. Еще одной важной задачей просветителей было проникнуть в пласты национальной духовной культуры и транслировать достижения башкирской культуры другим народам. Многие просветители занялись изучением и популяризацией фольклора, истории родного края, этнографией. Из под их пера появляются исторические труды, сборники устного народного творчества, создаются новые произведения на исторические темы, песни путем стилизации2. Последствия отмены кантонный системы управления, формирование капиталистических отношений и возникновение новых социальных слоев, обострение национального и земельного вопроса среди башкирского населения все это стало пищей для размышления и творчества просветителей.

В этом просветительском движении ученые гуманитарии выделяют два крупных течения – это религиозно-реформаторский блок и демократический. Религиозно-реформаторское течение было обусловлено решающей ролью религиозного духовенства и попытками его прогрессивной части пойти эволюционным путем и постепенными реформами обновить старую систему. С момента принятия башкирским населения ислама в IX веке национальные и религиозные традиции были тесно переплетены. Большая часть населения строго придерживалось канонов ислама: пятикратный намаз, соблюдение поста ураза, хадж в мусульманские святыни – Мекку и Медину, празднование всех религиозных праздников Ураза-байрам, Корбан-байрам. Среди башкир отмечались также Мэулид и Гашура (Ашурэ) байрам. По канонам ислама проводились религиозные ритуалы в семейно-брачных отношениях, а также шариатские суды по регулированию незначительных уголовных преступлений и преступлений против заповедей ислама. Семейно бытовая обрядность представляла собой синтез исламских канонов и башкирских национальных традиций – обряд имянаречения, бракосочетание – никах, ритуалы в похоронной обрядности. Например, из древних национальных представлений и исламских канонов складывалась своеобразная картина мира, которая стала предметом научного исследования философов уже в наши дни. Свидетельством того насколько религия проникла во все сферы жизни башкир служит такой пример бардымских пермских башкир. Не имея крупных культурных центров и очагов образования, тем не менее среди населения были найдены редкие книги принадлежащие известным мусульманским богословам средневековья.

Образ просвещенной личности в башкирской поэзии: традиции и новые тенденции в его интерпретации

Нравственно-этические взгляды башкирских просветителей формировались в условиях меняющейся социальной действительности России и Башкортостана второй половины XIX – начала ХХ века. На них оказали большое влияние богатое наследие устной и письменной поэзии, лучшие образцы русской, европейской и восточной поэтической классики. Философское мировоззрение башкирских просветителей основывалось на жизнеутверждающих постулатах, выступало стихийным протестом против несправедливости и национально-колониального гнета, оказало огромное влияние на становление и развитие нравственно-этических категорий в сознании народа. Башкирские просветители осмысливали причины тяжелой судьбы своего народа, пытались найти пути выхода из сложившихся обстоятельств и прилагали все усилия, чтобы помочь.

Известный башкирский просветитель, выдающийся общественный деятель, мыслитель и поэт Мифтахетдин Акмулла был известен и почитаем у многих народов – башкир, татар, казахов, узбеков и каракалпаков. Большое внимание в своем творчестве он уделил проблемам нравственно-этического воспитания подрастающего поколения. Рефлексируя, глубоко осмысливая социальную действительность, которая его окружала, Акмулла приходит к значительным философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта, которые, кстати, были стилизованы и близкими по смыслу к рубаятам Омара Хайяма, важное место занимает тема уважения к человеку, к его чувству собственного достоинства, сочувствия его судьбе. В поучениях Акмуллы старается донести до читателя свое искреннее желание помочь людям, которые страдают от материального и духовного порабощения. Будучи правоверным мусульманином, Акмулла в своих поэтических произведениях выступал с реалистических позиций здравого смысла, рационально рассуждая о природе вещей. В стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно» он писал:

Прибавив к шести единицу, не получишь десяти, Повернув часовую стрелку, не сделаешь день ночью. М. Акмулла являлся одним из выдающихся личностей просветительской философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия. Он в своем творчестве пытался понять причины тяжелой и беспросветной жизни народа, однако ему не удалось прийти к пониманию социально-экономических оснований общественного неравенства населения. Как и французские просветители, он видел путь в общественному прогрессу в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества и бескультурья, в воспитании высоконравственного человека. Краеугольным камнем в воззрениях Акмуллы является вопрос о роли и месте знаний в общественном прогрессе. «Его творчество, воплотившее в себе наиболее передовые, демократические идеи своего времени, опиралось на классические традиции народного творчества, на лучшие достижения всей тюркской и восточной письменной поэзии и образовало восхитительную поэтическую радугу».1 Находясь на позициях религиозного идеализма в трактовке законов общественного развития, просветители считали, что улучшить материальное положение башкирского народа можно путем просвещения. Тем самым М. Акмулла и М. Уметбаев приходят к идее просвещенного гуманизма, так же, как и Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др., следуя в фарватере мировых тенденций общественного прогресса.

«Разумеется, просветительские мотивы в какой-то мере наблюдались и в творчестве предшественников Акмуллы, но они еще не обрели резких очертаний борьбы нового против отживающего. В поэзии же Акмуллы они расцвели, обрели законченность ясно сознаваемой программы»2. Мифтахетдин Акмулла предстает перед нами как выразитель народных чаяний, сказитель сэсэн, учитель, который получил известность у себя на родине и далеко за пределами Башкортостана. Роль М. Акмуллы в становлении и развитии нравственного и этического сознания башкирского народа огромна. Его имя в ряду таких деятелей литературы и просвещения второй половины XIX века, как Абай в Казахстане, К. Насыри в Татарии, Бердах в Каракалпакии, Токтогул в Киргизии.

Путь общественного развития и прогресса Акмулла видит в типичных просветительских идеях. Во-первых, он пропагандирует идеи просвещенной личности, получившей самое современное образование. Во-вторых, он настаивает на воспитании в людях высоких нравственно-этических категорий. Произведение «Наставления» стали настоящей программой нравственных ориентиров для современников, где поэт обращается к духовным основам человеческого существования для придания большей убедительности своих слов. Из всех нравственно-этических категорий на первое место Акмулла ставит совесть, и совестливость, на второе – честь и честность, на третье – ум, на четвертое – благодарность, на пятое – порядочность, на шестое – терпенье, тем самым выделил наиболее важные характеристики моральных устоев башкирского общества. Категории этики, как основные понятия науки о морали, отражают ее сущностные компоненты. Добро и зло являются ключевыми этическими категориями, которые имеют как оценочный характер, так и разграничивающие нравственное от безнравственного. Добро – этическая категория, которая объединяет все, что имеет положительное значение, отвечающее требованиям как религиозной нравственности, так и общечеловеческим ценностям. Зло – этическая категория, которая является антиподом добра, представляет собой все безнравственное, является воплощением абсолютного уничтожения, угрожающее существованию самого человечества.

Нравственно-этические ориентиры просветительской поэзии

Творчество писателей этой эпохи носит демократический характер и охватывает жизнь широких слоев населения, рассматривая злободневные темы современности. Идейно-эстетическое обновление литературы нашло яркое отражение в области содержания и в области формы. Появились совершенно новые ее виды и жанры, стали подниматься актуальные для того времени проблемы. Если до 1905 года в рассказах и повестях Р. Фахретдинова и З. Хади, в первых произведениях М. Гафури просветительские идеи, противопоставляясь религиозно-реакционному течению, защищали принципы справедливости и равенства с гуманистических позиций, то в литературе периода революции 1905–1907 годов зародились народно демократические идеи, отстаивающие требования рабоче-крестьянской массы. В годы реакции эти новые течения прекратили свое легальное существование. Однако справедливые требования, идеи свободы, выдвинутые революционной поэзией, не угасли совсем, они, с одной стороны, служили воспитанию классового сознания трудящихся, с другой стороны, питали дух народно-демократической литературы. Становление демократического направления в литературе, защищающего интересы широких народных масс, тесно связано с историей формирования реализма.

Большое место в творчестве писателей просветителей занимает тема формирования личности и воспитания молодого поколения. Социализация ценностных ориентаций молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом обществе и отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования – важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания. Мысль об этом ярко выражена в повести «Зиганша хазрат» Закира Хади: «Ребенок рождается, – говорит писатель, – чтобы стать человеком. Но если его родители лишены качеств, присущих человеку, то и ребенок станет таким же...»; «Дитя – невинное создание. Если его научить, все усвоит...». Хади ратует за обучение детей полезным и нужным ремеслам: портняжничеству, торговле, строительству; пишет он и о литературной деятельности, рисовании: «Ребенок... любит во всем подражать кому-либо..., от взрослых он перенимает религиозные обычаи, ремесла и искусства, поведение и привычки. Ребенок землепашца начнет делать соху, пахать землю и сеять семена. При умелом, правильном направлении воспитания дети должны быть полезными членами общества».

Основным условием духовного роста своих героев писатель считал изучение русской культуры, науки, языка и приобщение к русской литературе. Его положительные персонажи поступали именно так. Для формирования такой позиции были и объективные причины. Во второй половине XIX в. успешно развивалась передовая русская наука. Получают развитие общественные науки. Материалистическая философия русских революционеров-демократов – А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова – серьезно двинула вперед развитие гуманитарных наук. Крупнейшие ученые Н.А. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов и другие сделали блестящие научные открытия в области естественных и точных наук. С большим успехом были проведены крупнейшие научные экспедиции в другие страны, изучалась обширная территория России с ее многонациональным и разноконфессиональным населением. Герои произведений З. Хади, изучают светские науки, в том числе и русскую литературу. Свой досуг они проводит в получении новых знаний и музыцировании. Писатель горячо пропагандировал мысль о важности для молодежи овладевать знаниями в различных областях. Порядки, царившие в то время в России, шли наперекор этим мечтам и стремлениям. Чтобы сделать трудящихся людей счастливыми и просвещенными, одного призыва овладевать знаниями было мало. Нужно было создать им человеческие условия существования, освободить от борьбы за кусок хлеба.

По своему мировоззрению Закир Хади был далек от понимания необходимости революционной борьбы, но как художник-реалист он сумел правдиво показать тяжелую жизнь трудового народа. Здесь автор остался верным принципам реализма, описывая типичные жизненные явления, и как просветитель надеялся на воспитательную роль литературы. В дальнейшем реалистическое изображение у З. Хади постепенно начинает вытеснять просветительскую назидательность. В нравоучительном рассказе «Официант» автор поднимает злободневные проблемы открытия новых мечетей в деревнях, выбора в приходские имамы образованных мулл, авторитетных среди населения. А в таких произведениях, как «Магсум» и «Новые обитатели пещеры», он критикует устаревшие правила кадимистских медресе, где вместо воспитания будущего нации молодое поколение уродуется духовно и физически. В рассказе «Официант» и повести «Новые обитатели пещеры» писатель уже освобождается от своих иллюзий, его критика реакционных сил становится более беспощадной. Повесть «Новые обитатели пещеры» была издана самим автором в Казани в 1908 году. В этом произведении четко прослеживается приверженность автора идеям джадидизма, так как описывая обучение в старометодных медресе Хади сравнивает их с горными пещерами, а слушателей этих учебных заведений – пещерными людьми.

Художественный психологизм как актуализация внутренней жизни человека

Разложение устоев феодального общества, формирование капиталистического базиса и буржуазных отношений, развитие индивидуалистической психологии в обществе послужили объективными предпосылками к формированию просветительского реализма в башкирской литературе. В начале ХХ века башкирская литература переживала стадию бурного роста, ей характерны обращенность к жизни своего народа, освещение новых тем, использование в работе новых творческих принципов. Наблюдалось активное развитие всех стилей и направлений литературного творчества, в особенности прозаические произведения, в которой идеи просветительского реализма еще долго господствовали. В основе башкирского Просвещения находятся идеи просветительского реализма, которые отстаивали идеалы свободы, равенства и братства, нравственности и морали. Писатели этой эпохи сумели подготовить плодотворную почву для дальнейшего развития национальной башкирской литературы на благодатной ниве расцвета и утверждения национально-демократических принципов.

В национальной башкирской литературе сложились свои символические коды и художественные образы, через которые авторы пытаются донести до народа свои сакральные мысли. Можно вычленить несколько образов-типов просвещенной личности характерных для башкирской просветительской поэзии: образ ученого, образы образованного юноши и девушки, образ национального героя Салавата Юлаева, образ солдата, образ поэта. Образ ученого в произведениях этого периода, призывает народ к просвещению и науке и имеет огромное прогрессивное значение для последующих поколений. Выход из социально-экономической отсталости, из многовековой неграмотности они, главным образом, видели в одном – в получении достойного образовании. Потому их произведения стали источником благотворной и актуальной темы – темы науки. Многие известные и популярные авторы поэтических и прозаических произведений этого периода – М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшигулов, Ш. Аминев-Тамьяни, М. Гафури развивая просветительские идеи в башкирской литературе, считали, что истинной ценностью являются знания и они открыто выступают за пропаганду научных знаний, призывают молодое поколение к получению современного образования и новых ремесел.

Помимо образа ученого-просветителя, в башкирской поэзии конца XIX – начала ХХ веков довольно широкое отражение нашел и образ поэта. Этот тип лирического героя, например, часто встречается в стихах М. Акмуллы. Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Образ поэта, включенного в контекст стихов как лирический герой, многообразен – он выступает как поэт, мулла, ученый, раб, друг, дивана, факир, сирота, бенде (раб Божий) и т.д.

Важным образом просвещенной личности в поэзии этого периода является образ героя-батыра. Таким образцом просвещенного человека для башкирских поэтов-просветителей были вожди народной борьбы за свободу: Салават Юлаев, Юлай Азналин, Кинзя Арсланов.

В XIX – начале ХХ веков появились произведения, в которых авторы выводят на первый план новый тип просвещенной личности – это образ солдата. Повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку, например, произведения «Дороги войны» Габдулхака Муминова, «Война с японцами» неизвестного поэта, «Баит солдата, находящегося на войне» Н. Абунасирова и др. Массовость участия башкир-солдат на полях сражений этой войны и породили собирательный образ солдата. Простой солдат, рядовой всех войн, в Первой Мировой войне сумел разобраться в империалистической сути военного противостояния. Образ солдата в произведениях просветителей демократов становится типическим образом, для которого характерны особенности конкретно-исторической социальной действительности, перерастающие в общечеловеческие смысложизненные категории войны и мира. Рассматривая образ солдата в баитах затрагивается и вопрос о влиянии национального колорита на произведение. Образ солдата, как образ из башкирской мифологии, будет естественно функционировать в произведении, обращенном к вечным темам. Происходит мифологизация образа солдата, когда поэт создает образ главного героя с использованием мифологем и символов применяемых в национальной изустной литературе. Поэтому при персонификации в контексте произведений появляются детали из башкирского мифологического колорита. Однако есть существенное отличие баитов о героях–батырах и солдате. Образ солдата совершенно нейтрален по отношению к национальному колориту с которым связаны и художественное время и пространство произведения. В произведениях, в которых сюжет предопределяет появление национального колорита, образ солдата может появиться только в авторских отступлениях, так как он совершенно чужд какой-либо национальной окраске произведения.

М. Акмулла являлся одним из выдающихся личностей просветительской мысли Башкортостана XIX столетия, который в своем творчестве пытался понять причины тяжелой и беспросветной жизни народа, однако ему не удалось прийти к пониманию социально-экономических оснований общественного неравенства населения. Как и французские просветители, он видел путь к общественному прогрессу в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества и бескультурья, в воспитании высоконравственного человека. Краеугольным камнем в воззрениях Акмуллы является вопрос о роли и месте знаний в общественном прогрессе. Находясь на позициях религиозного идеализма в трактовке законов общественного развития, просветители считали, что улучшить материальное положение башкирского народа можно путем просвещения. Тем самым М. Акмулла и М. Уметбаев приходят к идее просвещенного гуманизма, так же, как и Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др., следуя в фарватере мировых тенденций общественного прогресса.