Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие даргинской литературы в контексте общесоюзного многонационального литературного процесса Вагидов, Абдулла Магомедович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вагидов, Абдулла Магомедович. Развитие даргинской литературы в контексте общесоюзного многонационального литературного процесса : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02 / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС.- Москва, 1988.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-9/2520-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования. ХХУП съезд НПСС, последующие пленумы ЦК КПСС, XIX Всесоюзная конференция КПСС, опираясь на марксистскот-ленинекий анализ развития социализма, приняли судьбоносные решения, нацелившие народ и партию на ускорение социально-экономического развития и'.всестороннего обновления общества. Реализация исторических решений по перестройке всех сфер жизни советского общества.может быть достигнута при оптимальном сочетании интересов всех национально-государственных образований и страны в целом. "Интернационализации экономики, да и всей общественной жизни нам не избежать. И всякое стремление к национальной замкнутости может привести к экономическому, и духовному оскудению",- - говорил М.С,Горбачев на XIX Всесоюзной конференции КПСС. Нынешний этап развития советского многонационального государства, сопровождаемый ростом национального самосознания, с особой остротой ставит вопрос о диалектике национального и интернационального в культуре.

Сложившиеся реальности межнациональных отношений требуют, кроме, всего прочего, объективного изучения дореволюционной и советской истории и культуры народов и народностей страны с ' тем; чтобы определить .особенности их движения к нынешнему состоянию, экономики и культуры, а также выявить исторически общезначимое, оказавшее воздействие на социальный и духовный прогресс других народов. Изучение с этих позиций советской литературы, которая, благодаря идейно-эстетическому вкладу ее составляющих, превратилась в единство разноязычных национальных литературу стало в настоящее время главной, задачей литературоведческой науки. Только при таком анализе можно ожидать эффективных исследовательских результатов.

I. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - I июля.1988 г. -М.: Политиздат, 1988.,- С.61. .-. .:.-' .-.-

Проблема идейно-художественного единства многонациональной советской литературы и жанрово-стилевого ее многообразия широко и всесторонне изучается во многих работах. Теоретическое ее осмысление началось еще в 20-30-е годы, и это, в первую очередь, связано с деятельностью М.Горького.

Неослабевающий интерес к этой проблеме в наши дни. подтверждается фактом издания Институтом мировой литературы им. R.Горького четырех выпусков под знаменательным названием "Единство".В них,а также в книгах Н.Васселя, Ч.Гусейнова, Г.Ломидэе, В.Оскоцкога, М.Пархоменко, К.Султанова, Ю.Суровцева и других показана историческая подвижность явления, которое называется единством литератур братских . советских народов.

На пути к этому, единству, как известно," а литературах народов СССР шло формирование реалистических принципов и способов изображения человека и действительности.

В трудах советских ученых Ю.Андреевау А.Дубровина, Г.Іомидзє, Д.Маркова, Е.Новикова, В.Сучкова, М.Храпченко, Л.Яї менко и других осуществлена задача раскрытия исторической сущности, изучения эстетических возможностей многонациональной советской литературы с точки зрения становления и утверж-

I. Бассель Н.М. Проблемы межнациональной общности эстонской советской литературы. - Таллин: Ээсти раамат, ІУ85;Гусейнов Ч.Г.. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. - М.: Советский писатель, 1988; Ломидзе' Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. - 3-е изд. М".: Современник, 1982; Оскоцкий В.Д. Богатство романа.. Многообразие и единство. Проблемы. Наблюдения. Полемика. - М.: Советский писатель,- 1976;. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. - М.: Просвещение, 1978; он же: Горизонты реализма. О традициях и новаторстве советской литературы. - М.: Советский писатель, 1982; Султанов К.К.Преемственность и обновление (Современная проза Северного Кавказа и Дагестана). - М., 1985; Суровцев 0.И. Необходимость диалектики. (К методологии изучения интернационального единства советской литературы}. - М-: Художественная литература, 1982; он же: В 70-е годы и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса. -М.: Советский писатель, 1985.

дения метода социалистического реализма как искусства высдей правды. Немало сделано „в трудах названных и других литературоведов для исследования сущности и форм идейно-художественной общности национальных литератур народов СССР. Созданы труды, в которых исследованы научно-теоретические предпосылки формирования искусства нового типа, показано становление теории социалистического искусства в наследии К.Маркса,, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, раскрыто значение марксистско-ленинских идей для развития идейно-эстетических принципов социалистического искусства.

Несмотря на то,что советской наукой создана надежная база, дающая возможность для дальнейшего углубленного познания как отдельных национальных литератур, так и путей формирования их общности, единства и многообразия литературного процесса, дагестанская литература как составная часть-многонациональной советской литературы,, обретшая широкую известность, ставшая одним из ярких, сложных и самобытных явлений социалистической культуры, пока еще не изучена литературоведением с точки зрения ее идейно-эстетического бытования: в многонациональном литературном процессе. Перед исследователями, дагестанской многонациональной советской литературы

.эта задача встает не только из-за необходимости анализировать явления, тенденции современного художественного процесса, но и показать национально-эстетические закономерности приобщения кавдой.из литератур к общесоюзной многонациональной, общности, их. вклад в мирову» духовную сокровищницу.

-Благодаря трудам 5.Абакаровой, З.Акавова, С.Ахмедова, А.Гусейнаева, К.Султанова, Ч.Юсуповой и других материал дагестанской литературы приведен в систему,что дает возможность для теоретического осмысления литературных явлений. Исследования, і..Вагабовой,.Г.Гамзатова, К.Султанова, С.Хайбул-

,лаева,.Р.Юсуфова,.в которых анализируется,своеобразие складывания..типа художественного опыта, создают предпосылки для

_ 4 -выработки научной концепции истории литературы народов Дагестана, изучения процесса формирования и развития дагестанской межлитературной зональной общности, ее функционирования в региональной общности литератур народов СССР.

Литературоведами уже созданы работы, позволяющие судить о дагестанской литературе как составной части многонациональной советской литературы. В "Истории советской многонациональной литературы*, "Истории дагестанской советской лите-ратуры'г, очерках истории национальных советских литератур -даргинской, лакской сделана попытка поставить конкретные национальные литературы народов Дагестана в контекст общедагестанского и общесоюзного литературного процесса. При всей значительности проделанной исследовательской работы и в этих, и в других трудах пути развития национальных литератур рассматриваются параллельно. Органическое взаимовлияние идейно-эстетических принципов отражения действительности не продемонстрировано диалектически, восхождение к единству не показано с учетом уровня развития отдельной литературы, входящей во всесоюзную многонациональную общность

Подлинная история литератур народов СССР не как собрание параллельно, может быть, и однотипно развивающихся идеологических образований, а как система, единство-художественных структур может быть создана только в результате теоретического изучения истории каждого отдельного компонента в его соотношении со всем многонациональным содружеством. Так открывается заманчивая перспектива увидеть отдельную литературу как определенную художественную ценность с ее идейно-эстетическими возможностями, соотнесенными с общесоюзным литературным процессом.

Дагестанские литературоведы-еще не создали работы, которая демонстрировала бы идейно-эстетические возможности какой-либо из литератур народов Дагестана в сравнении, сопоставлении с художественными обретениями, сделанными многонациональной советской литературой. Да и во всем совет-

- 5 -ском литературоведении такого рода исследования, ыожно сказать, только начинаются.

Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена отсутствием методологически выверенных существенных исследований на материале одной какой-либо дагестанской литературы в контексте всесоюзного литературного процесса. А необходимость в исследованиях процессов взаимодействия и взаимообогащения, сближения и формирования региональной, всесоюзной общности литератур народов СССР, выводящих на изучение проблемы взаимодействия советской культуры с мировой культурой, диктуется ускоренной интернационализацией многих явлений в мировом масштабе, которая, как сказал М.С.Горбачев на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, "сопровождается умножением числа и своеобразия вариантов национального и регионального развития стран и народов. Безусловно, разнообразны и варианты культурного развития народов, но история в некоторых чертах повторяется, и изученный опыт многонациональной дагестанской литературы, или точнее - взаимодействия трех компонентов: отдельной национальной литературы, зональной системы национальных литератур, общесоюзной межлитературной общности - может быть полезен для других народов. Опыт даргинской литературы, в течение первых десятилетий советской власти включившейся в единое культурно-историческое целое - зональную межлитературную общность, а в последующем ставшей полноправным компонентом, составной частью многонациональной советской литературной общности, будет показателен не только и не столько как идеологический факт. Он демонстрирует эстетические возможности одной из многочисленных народов и народностей страны, чьи творческие потенции можно было реализовать в полную меру только в годы советской власти. Литература как художественное творчество народа - феномен, и его изучение в совокупности с другими сопредельными литера-

I. Горбачев М.С. Революционной перестройке — идеологию обновления. Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года. Постановление Пленума ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1988. -С.39.

турами приводит к выводам, значительным^ не только для истории изучаемого объекта, в настоящем случае - даргинской литературы. Изучение механизма взаимодействия даргинской литературы с дагестанской межлитературной общностью раскрывает также особенности ее функционирования и бытования в общесоюзной межлитературной общности. А эти проблемы пока еще не стали предметом анализа в работах советских литературоведов.

Изучение советской литературы в ее единстве предполагает осмысление отдельной литературы, ее теоретической истории, осознание ее принадлежности к содружеству как эстетически полнокровного явления. Такое рассмотрение даргинской литературы проводится в настоящей диссертации впервые. Автор исходил из положения, высказанного НоКонрадом: "Наше время - эпоха национальных литератур, но вместе с тем эпоха литературных общностей".

Послеоктябрьское развитие народов СССР характеризуется взаимосвязаннос'тьзд их социально-политического, культурного, литературного развития. Но социальная и национальная свобода, ставшая реальностью бытия советских народов, предопределила и своеобразие каявдой из культур народов СССР. История даргинской литературы - красноречивое свидетельство этому. Расцвет неповторимого даргинского художественного слова мог приблизить словесное искусство небольшого народа к единству литератур. Встают также задачи познания, особенно в период демократизации общества.перестройки общественного сознания, тормозящих факторов развития национальных литератур, в частности - даргинской, имеющих как объективный, так и субъективный характер.

Познание историко-литературных последствий социально-исторической, идеологической, морально-психологической ситуации, при которой, с одной стороны, был осуществлен возможный только в годы советской власти скачок в развитии

I.Конрад Н.И.Запад и Восток: Статьи. - 2-е изд. - М.: Наука, 1972. - С.294.

культуры, а с. другой -допущены перерывы в естественном протекании литературного процесса, прежде всего - в застойные годы, делает актуальность настоящей работы для советского литературоведения несомненной.

Цель и основные задачи исследования. Создать теоретическую историю даргинской литературы, рассмотреть ее современное состояние путем раскрытия ее взаимодействия с дагестанской зональной общностью, эстетического "поведения" в '-' общесоюзной региональной общности - вот главная цель настоя- . щей работы. Она достигается путем решения следующих задач, -определенных нами как кардинальные для реализации поставленной цели:

. .- обозначить и определить историко-теоретические аспекты изучения даргинской литературы в контексте общесоюзного литературного процесса. Без осмысления даргинской литературы как эстетического феномена, возникшего и.развивающегося по внутренним законам, присущим только ему, невозможно обрисовать ее художественную значимость в дагестанской межлитературной, а тем более в общесоюзной общности. В связи с этим встает задача изучения генезиса, своеобразия ускоренного развития даргинской литературы, возникновения в ней жанровых образований и идейно-художественных концепций;

- обосновать и показать синхронное существование типо
логически однородных эстетических явлений в даргинской

и других литературах народов Дагестана, раскрыть своеобразие литературного, художественного сознания даргинцев, теоретически обосновать художественную природу даргинской литературы, определить ее значимость как составной части дагестанской межлитературной и общесоюзной общности;

- проанализировать, как даргинская литература стано
вилась и.развивалась на национальной почве, подвергаясь

в то же время влиянию.литератур других народов Дагестана и СССР, показать процесс .расширения и углубления диапазона взаимовлияний дагестанских национальных литератур, проследить, каким образом в результате такого взаимодействия

обогащается даргинская литература, приобретая новые художественные формы и приемы;

- раскрыть причины возникновения застойных явлений в
даргинской литературе, <ее нерешенных проблем, тем.самым ..
способствовать развитию практики.

Теоретической и методологической основой предпринятого исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма L документы съездов и конференций партии, пленумов ЦК КПСС, прежде всего ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной конференции КПСС. Автор использовал имеюіцуюся по теме диссертационного исследования научную литературу.

Научная новизна и значимость работы определяется тем, что в ней в русле наметившегося в советском литературоведении качественно нового направления по комплексному изучению форм общности советской многонациональной литературы выявлены:

- качественные особенности и тенденции развития даргин
ской литературы на разных этапах ее становления и развития

в контексте дагестанской и общесоюзной литературных общностей;

закономерности формирования реалистических принципов и способов изображения человека и среды как проявление и реализация внутренних, генетических эстетических потенций, а также изучения и освоения, преломления и использования опыта более развитых литератур;

идейно-эстетические, жанрово-стилистические доминанты, определяющие облик даргинских писателей, чье творчество в тот или иной период развития литературы '>: ло для нее характерным и определяющим.

И, наконец, самое главное свойство, обеспечивающее научную новизну и значимость настоящей работы, это - разработанные на основе сравнительно-типологического метода изучения литературы новые принципы анализа конкретной литературы в контексте общесоюзной и зональной межлитературной общности и их практическая реализация на материале одного из компонентов этого комплекса.

Решение малоизученной в советском литературоведении... актуальной проблемы, осуществленное в диссертации, имеет не только художественно-эстетическое, но и теоретико-методологическое, а также идеологическое значение, так как оно реализовано на материале, ранее не бывшем предметом исследования.

Предпринятый в диссертации системно-целостный анализ даргинской литературы с точки зрения ее исторического развития и современного состояния, а также ее места в структуре дагестанской и общесоюзной литературных общностей является первым образцом подобного исследования в советском литературоведении. Аналогичные работы, осуществленные на материале многонациональной советской литературы, будут способствовать решению широкомасштабной комплексной задачи по воссозданию исторической поэтики советской литературы. И она не может быть реализована без изучения всех компонентов, составляющих"общесоюзную межлитературную общность, к числу которых относится все еще не исследованная самобытная литература даргинцев.

Анализируя художественную словесность как эстетическое . средство воспроизведения национальных традиций и мироощущения даргинцев, автор показывает внутреннюю эволюцию сознания человека от обыденного, стихийно-материалистического до сознательно-материалистического и революционно-критического. Отсюда выводится мысль об осознании горцем ответственности за судьбы своего народа, всего человечества, его умении глубоко проникать в объективно-реальный смысл жизненных явлений.

Предложенный в настоящей работе методологический подход обязывает к строго научной оценке вклада даргинской литературы в дагестанскую межлитературную общность, а также во всесоюзную культуру. Теоретическую историю советской . многонациональной литературы можно создать лишь проанализировав таким образом процесс развития всех ее составляющих. Такой подход, несомненно,, будет плодотворным и для исследования идейно-культурных процессов, происходящих в мире.

Работа демонстрирует роль русской и. других литератур народов СССР в идейно-художественном обогащении даргинской литературы.

Опираясь на марксистскую теорию о неравномерности исторического развития человечества, а также о возможности ликвидации отставания отдельными нациями и народностями, автор диссертации показывает объективную картину развития художественного сознания даргинцев со второй половины XIX в. и до настоящего времени. Ретроспектива позволяет лучше узнать настоящее и заглянуть в будущее.

В соответствии с коренным методологическим принципом марксистско-ленинского учения о необходимости комплексного, системного подхода к явлениям природы и общественной жизни в данной работе мы предлагаем опыт' исследования даргинской литературы как эстетического целого, развивающегося по своим внутренним генетическим законам, и тем самым показываем особенности ее вхождения как составной части в общесоюзную и дагестанскую межлитературные общности. Памятуя о том,что единичные факты, взятые "вне целого, вне связи"-, - как пишет В.И.Ленин, - пониманию этого целого не способствует, мы оцениваем определенное произведение или творчество поэта в общей цепи развития литературы. Пользуясь сравнительным методом, предметом которого является, как показывают труды U.Алексеева, Н.Гудзия, В.Жирмунского, Н.Конрада, Г.Ломидзе, Д.Маркова, К.Неупокоевой, не только литературные связи и типологические схождения, но и черты различия, автор показывает не только общее в развитии многонациональной советской литературы, но и то,чем отличается даргинская литература от других литератур в разные периоды ее развития.

Научно-практическая ценность настоящего исследования состоит в том,что она может быть моделью при анализе дагестанских и других литератур народов СССР, встретивших Великий Октябрь с подобным социально-экономическим и куль-

I, Ленин В.И. Статистика и социология. // Поли, собр.соч. - Т.30. - С.350.'

-II -

турно-историческим развитием. Речь не идет о том,что выработана парадигма, схема, в которую можно укладывать материал той или иной литературы. Предложенный метод,' расковывая исследовательскую мысль и научное воображение литературоведа, будет способствовать оригинальному подходу при изучении проблемы взаимодействия и взаимообогащения литератур. Смелые и неординарные, одновременно научно-обоснованные выходы в другие литературы, сопоставления не только поднимает исследовательскую мысль на новый уровень, но и усиливают интернационалистскую, воспитательную миссию литературы и литературоведения. А сегодня как никогда остро вста- ла задача интернационального воспитания советских людей. "Следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно, формировать культуру межнационального, общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира", - записано в резолюции..XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Практическое значение диссертации состоит в возможном использовании ее материалов, положений и выводов в научно-исследовательской работе, при создании теоретической истории, исторической поэтики советской литературы, учебного курса по литературе народов СССР, при разработке проблемы традиций и новаторства в национальных литературах.

Практическая ценность работы заключается в том,что проанализированные и решенные в ней проблемы могут найти отражение при чтении лекционного курса на филологических факультетах вузов Дагестана по дагестанской и даргинской литературам в их генезисе, развитии и современном состоянии, спецкурсах по истории и теории дагестанской поэзии и прозы, а также на практических и семинарских занятиях со студентами филологических факультетов. .

I. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - I июля 1988 года. - М.: Политиздат, 1988. - С.137-138.

- 12 - '

Б диссертации не только исследованы общие закономерности развития даргинской литературы и тем самым осуществлено ее теоретическое освещение и историческое описание, но и очерчен круг открытий того или иного писателя, самое главное, произведения прозы и поэзии проанализированы как системы, имеющие "свои собственные взаимосвязанные закономерности, і собственные измерения и собственный" смысл , что способствует новым творческим поискам писателей и эстетическому и нравственному воспитании населения.

Апробация и публикация^ Все основные положения диссертации опубликованы автором в б монографиях и учебнике-хрестоматии для дагестанской школы и статьях на даргинском и русском языках. Три монографии отрецензированы в республиканской печати и получили положительную оценку.

Диссертация обсуждалась на кафедре социалистической культуры Академии общественных наук при ЦК КПСС.