Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX веков Кунафин, Гиниятулла Сафиуллович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кунафин, Гиниятулла Сафиуллович. Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX веков : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Уфа, 1998.- 505 с.: ил. РГБ ОД, 71 00-10/38-6

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в связи с введением в литературоведческий оборот новых письменных и изустных, памятников искусства слова прошлых веков, а также произведений и имен, искусственно изъятых до последнего времени из истории тюркояэычных литератур, по-новому раскрываются закономерности развития этих литератур, выявляются специфические национальные особенности, связи и тенденции, прежде ускользавшие из поля зрения исследователей. К числу таких важнейших проблем, требующих нового осмысления истории и теории литературы, относится, например, исследование национальных истоков и закономерностей их становления и развития. А это возможно лишь при наличии крупных работ, в частности, работ по истории и теории жанрового развития литератур. Введение в научный оборот ранее не осмысленного материала, более глубокое исследование и переоценка ряда литературных явлений, анализ генезиса и эволюции отдельных жанров, раскрытие их взаимоотнесенности и иерархической рядоположенности в пределах функционирования вскй жанровой системы и обобщение жанрового развития литературы как процесса художественного исследования личности, общества и национальной психологии позволяют сегодня обратить внимание на новые, ранее не обнаруженные закономерности развития литератур, в том числе и тюркских. Осмысление национально-обусловленной эволюции жанров и своеобразия жанровой системы каждой литературы, соотнесение ее с жанровыми особенностями других литератур регионов - одна из актуальных задач литературоведения, ибо в особенностях жанровой модели одной литературы, своеобразии взаимодействия фольклора и литературы, различных их жанров друг с другом в разные периоды истории, в становлении одних жанров и исчезновении других, в новом наполнении старых жанров и формировании новых жанровых систем раскрывается национальное своеобразие искусства слова.

Настоящая диссертация посвящена анализу жанровой системы башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX вв. в ее историческом развитии. Необходимость в ее научно-теоретическом рассмотрении давно назрела. Она диктуется прежде всего состоянием разработанности жанровых проблем в области изучения дореволюционной башкирской литературы, необходимостью перехода от изучения отдельных явлений литературы, отдельных ее родов и жанров, жизни и творчества отдельных писателей к более широким историко-литературным и теоретическим обобщениям. Исследование «теоретической истории» (Д.С. Лихачев), в том числе и жанра, в башкирском литературоведении делает пока лишь первые шаги. К тому же самые серьезные исследования, затрагивающие в той или иной степени различные аспекты жанрово-стилевого

движения, посвящены литературе советского периода . Нельзя не отметить и то, что до сих пор в башкирской литературоведческой практике значительное место занимает так называемый идейно-тематический (или проблемно-тематический) анализ, который довольно сильно препятствовал появлению новых теоретических концепций. Сейчас очень важно определить новые направления литературоведческого поиска, не замыкаться в рамках идейно-тематического и описательно-хронологического принципов изучения истории литературы, а идти вглубь самой литературы, раскрывать ее специфику как вида художественного творчества.

Е! этом отношении одним из плодотворных направлений современного литературоведения становится исследование историко-литературного процесса под углом зрения жанровой системы, позволяющее сочетать анализ общих закономерностей литературного развития с их индивидуально-творческим проявлением.

Исследование истории и теории башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX вв., изучение ее жанровой структуры - один из важных путей современного осмысления ее духовных поисков и национального своеобразия в период расцвета капиталистических отношений и просветительских идей в Башкортостане.

Бесспорно, проблема эта сложная. Дореволюционный период истории башкирского искусства слова, в том числе история развития и типология его поэтических фзрм, теоретически еще далеко не осмыслены и не обобщены. Почти нет специальных исследований, посвященных теории и практике жанров дореволюционной башкирской лирики. Из заслуживающих внимания работ можно было бы выделить всего несколько статей2. Сложность проблемы объясняется еще и тем, что вопросы генезиса и динамики исторического функционирования, взаимодействия поэтических форм, системного их изучения в башкирском литературоведении по сути еще и не ставились вообще. Преобладающий анализ отдельных жанров как литературных фактов в творчестве того или иною поэта определенного периода в истории развития литературы вытесняет полноту и последовательность изучения поэтического наследия нового времени как сложной и динамично развивающейся жанровой системы.

1 См., например: Ху <: айнов Г.Б. Пути развития башкирской советской поэзии. - Уфа: Башкниі оиздат, 1968 (на башк. яз.). В ах кто в А.Х. Башкирский советский роман. - М.: Наука. 1978; Пурга-л и и 3 . А . На пути идейной сплоченности. - Уфа: Башк. кн. иэд-во, 1979; Баимов P.H. Судьба жанра (Взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы). - Уфа: Башк. кн. изд.во,1984; Г а н н у л л и и М . Ф . Пути развития башкирской драматургии (Жизнь. Конфликт. Характер). - Уфа: Башк. кн. изд-во. 1985 (на башк. яз.); Б и к о а с в Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. - М.: Наука, 1991; Кильму-хвметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. - Уфа: Китап, 1995 и др.

2Ахмадееа В. И. Хитапы в башкирской поэзии // Учитель Башкирии. - 1970. - № 7 - С. 42-46 (на башк. яз.;) X у с а и н о а Г. Б , Система традиционных жанров в башкирской литературе // Система жанров в башкирской литературе: Сб. статей. - Уфа: БФ АН СССР, 1980. - С. 5-25 (на башк. яз.); Вильданов А.Х. Некоторые жанровые особенности просветительской поэзии // Там же. - С. 73-78; Шарипова З.Я. Жанровые формы в творчестве Хибатуллы Салихова // Там же. - С. 64-72; Кунафин Г.С Жанр іазсли в башкирской поэзии // Там же. - С. 26-34.

В свете нарастающего интереса к жанровой проблематике вырисовывается настоятельная потребность в исследованиях, в которых не только бы рассматривалась эволюция отдельных жанровых форм, но и устанавливалось бы место каждого жанра в общем процессе функционирования всей жанровой системы.

В диссертации впервые в башкирском литературоведении представлена картина эволюции поэтической системы второй половины XIX - начала XX вв. в рамках анализа жанров и жанровых разновидностей трех основных типов лирического творчества данного периода (периода формирования и развития просветительства в башкирской литературе) — песенной, манифестационно-публицистической и нарративной поэзии.

Основной целью диссертационной работой является раскрытие динамики исторического функционирования жанров башкирской поэзии нового времени как звеньев общего процесса литературного развития в целом. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

решить проблему классификации лирических форм по типам (видам), способствующим комплексному рассмотрению жанров и их разновидностей;

выявить с возможной точностью национальные и межнациональные идейно-эстетические истоки, социально-исторические причины, жанрообра-зующие силы и тенденции формирования и становления новой жанровой системы в башкирской поэзии XIX - начала XX вв.;

-проанализировать в сравнительно-типологическом плане специфические и общие свойства поэтических жанров и раскрыть закономерности жанрового развития башкирской лирики исследуемого периода;

изучить связи между поэтическими жанровыми системами различных литературных периодов с целью выявления наиболее устойчивых жанровых признаков в литературном процессе нового времени;

составить жанровую модель песенного, манифестациоігно-публицисти-ческого и нарративного типов башкирской лирики второй половины XIX -начала XX вв.;

осмыслить вклад крупнейших башкирских поэтов данного периода в развитие различных жанров, творческих методов и стилей башкирского искусства слова;

показать сквозь призму жанрового развития национальное своеобразие и интернациональные черты башкирской поэзии нового времени;

выявить через закономерности жанрового развития башкирской поэзии закономерности развития башкирской литературы второй половины XIX — начала XX вв.

Материал исследования. Основной источниковой базой для исследования послужили произведения как видных, так и малоизвестных башкирских поэтов второй половины XIX - начала XX вв., опубликованные в свое время в сборниках, на страницах газет и журналов, коллективных альманахов или же

получившие распространение среди населения в рукописной или устной формах. В поле зрения исследователя находилось творческое наследие башкирских поэтов и сесенов первой половины XIX в. и средневековья, видных представителей восточной и западной, в том числе и русской поэзии, ибо исследование любого жанра предполагает прежде всего изучение его исторического генезиса, роли не только национальных, но и инонациональных литературных традиций в его формировании, проникновения в его структуру поэтики не только национального искусства слова, но и иностранных литератур. Нельзя забывать и то, что поэзия издавна занимала в башкирском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. История ее насчитывает десятки столетий. Поэзия уже в творчестве Кул Гали, Харезми, Саифа Сараи, Кубагуша, Байка, Салавата Юлаева достигла такого уровня, который позволил ей встать в один типологический ряд с лучшими произведениями таджикской, узбекской, азербайджанской, татарской литератур средневековья.

XIX век выдвинул новую плеяду башкирских поэтов и сесенов — Б. Кутдусова, И.Мурзакаева, А.Каргалы, Ш.Заки, Х.Салихова, М.Кутуша Кып-саки, Г'абита, М.Акмуллу, М.Уметбаева, Г.Сокороя и других. Большую лепту в развитие башкирской поэзии в начале XX столетия внесли М.Гафури, Ш.Бабич, С.Кудаш, Д.Юятый, Я.Юмаев, Ф.Туйкин, С.Якшыгулов, Х.Габитов, Г.Исян-бердии, Ш.Аминев-Тамъяни, Г.Худаяров и С.Рахматуллин. Произведения многих из них далеко не сразу стали достоянием читателей Башкортостана, Татарстана и других регионов России, потому что целый ряд произведений или имен башкирских поэтов на долгие годы был вычеркнут из истории башкирской литературы нового времени. И в настоящее время многие произведения башкирской поэзии (например, произведения Ш.Заки, М.Кутуша Кып-саки, Б.Кутдусова, И.Мурзакаева, М.Акмуллы, Г.Сокороя, Ш.Аминева-Тамъя-ни, С.Рахматуллина) только лишь начинают вводиться в литературоведческий оборот. Поэтому диссертантом проделана большая работа по сбору и изучению архивных материалов, газетных и журнальных публикаций начала века, произведений известных и анонимных поэтов, бытующих в народе в рукописной и устной форме, а также работ отечественных и зарубежных ученых и писателей, посвященных башкирской литературе и, в особенности, жанровой проблеме. Весь этот материал, осмысленный в историко-тсоретическом аспекте, и лег в основу настоящей диссертации.

Теоретической и методологической основой диссертации является положение об исторической обусловленности формирования и бытования памятников культуры, принцип объективизма и историзма в изучении духовного наследия, сравнительно-сопоставительного рассмотрения его явлений. Только раскрытие социально-исторической обусловленности явлений искусства обеспечивает научную объективность познания их художественной природы и выявление их места в общем процессе развития национальной культуры.

Научно-теоретической основой диссертации послужили труды В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.Н.Веселовского, В.Я.Проппа, А.Е.Крымского, Е.Э.Бертсльса, И.С.Брагинского, И.Ю. Крачковского, И.М.Фильштинского, В.А.Жирмунского, Х.Г.Короглы, В.Н.Аникина, С.Г Лазутина, Д.С.Лихачева, М.Б.Храпченко, В.В.Кожинова, М.М.Бахтина, Б.М. Эйхенбаума, Ю.Тынянова, Г.Н.Поспелова, Н.А.Гуляева, Л.И.Тимофеева, Г.Л.Абрамовича, Л.В .Чернеца, ИФ.Волкова, Ю.В.Стенника, Н.П.Утехина, В.И.Федорова и многих других ученых. Диссертант сопоставлял их открытия с наблюдениями совіременньїх исследователей национальных литератур (в том числе и башкирской, татарской, казахской, чувашской и др. тюркоязычных литератур) А.И.Харисова, Г.Б.Ху-саинова, М.Ф.Гайнуллина, А.Н.Киреева, З.А.Нургалина, Р.Н.Баимова, Р.К.Ами-рова, Т.А.Кильмухаметова, С.А.Галина, Р.Т.Бикбаева, М.Х.Гайнуллина, Х.У.Ус-манова, И.З.Нуруллина, Т.Н.Галиуллина, Ю.Г.Нигматуллиной, Х.Ю.Миннегу-лова, У.Б.Далгата, Г.Г.Гамзатова, А.А.Гаджиева, М.К.Хамраевзі, Г.Н.Воронцова и др., которые связаны с осознанием того, что при общности судеб литератур народов России, каждая из литератур имеет свои особенности, выявление которых возможно только при условии конкретного изучения каждой из них, что открытия в области истории и теории жанров не исключают необходимости дополнения их опытом развития отдельных национальных литератур.

Эти методологические и литературоведческие принципы и определяли особенности настоящего исследования, в котором историко-теоретический и жанрово-типологический аспекты непосредственно связаны с национально-психологическими, социальными и эстетическими аспектами исследований литературы.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении на основе сравнительно-системного подхода подробно и всесторонне исследуется процесс формирования, исторического функционирования и обновления жанров поэзии одной из быстроразвивающюсся в новый период тюркоязычных литератур Урало-Поволжского района, осмысливается значительное количество литературных материалов, вводится в научный оборот немало новых имен, поэтических произведений и критических работ (в том числе и зарубежных). Большое внимание в работе уделено вопросам поэтики жанровых форм, творческих методов и литературных направлений, взаимодействия между подсистемами метод - жанр - стиль, ибо особенности поэтической структуры различных жанров и их системная соотнесенность в литературном процессе определяются природой творческих методов, смена которых на определенных этапах развития искусства слова сопровождается закономерным пересмотром представлений о ценности того или иного жанра в соответствии с его способностью удовлетворить новые общественные потребности.

Значительное место в диссертации отводится освещению типологически близких историко-литературных явлений как регионального, так и общероссийского и мирового масштаба. При оценке таких явлений литературы учи-

тывались их специфические условия, при которых они возникли: исторические, социально-экономические, политические, географические.

Такое масштабное исследование башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX вв. на новом жанрово-теоретическом уровне позволило раскрыть не только структурное и содержательное богатство и многообразие его жанров, картину их обновления в процессе взаимодействий, но и увидеть закономерности развития всей башкирской литературы данного времени и более глубоко обосновать картину смены в ней средневековой идейно-эстетической жанровой системы системой нового типа, основанной на просветительском и революционно-демократическом художественном сознании.

Практическая значимость реферируемой работы заключается втом, что она может быть использована литературоведами, фольклористами, искусствоведами, учителями-филологами, студентами высших и средних специальных учебных заведений при изучении башкирской литературы и культуры, теории литературы и фольклора. В частности, ее материалы уже в течение многих лет используются автором в лекционных курсах «Башкирская литература средних веков», «Башкирская литература XIX - начала XX веков», а также в ряде спецкурсов («Жанровые особенности башкирской сатирической поэзии XIX - начала XX веков», «Проблемы формирования и развития жанровой системы башкирской литературной песенной поэзии XIX - начала XX веков», «Культура Башкортостана и башкирская литература в XIX веке»). В этих целях составлены и выпущены вузовские программы, учебники и учебно-методические пособия для вузов и средних школ.

Материалы, наблюдения и выводы, содержащиеся в работе, существенно расширят представления о литературном наследии башкирского народа. Это поможет в сопоставительном изучении словесного искусства и других народов, прежде всего - чюркоязычных.

Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждена на расширенных заседаниях кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета и сектора башкирской литературы Института истории, языка и литературы УНЦ АН Российской Федерации. Основные положения и итоги исследования изложены в монографиях, учебниках, учебных пособиях и статьях. Общий объем публикаций по теме составляет более 90 п.л. (список основных научных трудов приводится в конце автореферата). В разные годы по теме диссертации были прочитаны доклады на республиканских, региональных, общероссийских и международных научных конференциях в Москве, Казани, Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Уфе и др. городах. По материалам диссертации состоялись выступления на различных форумах учителей-филологов и писателей республики, на ежегодных вузовских и межвузовских научно-практических конференциях.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования и позволяет изучать литературный процесс в Башкортостане второй половины

XIX - начала XX вв. сквозь призму поэтических жанров и их различных модификаций, раскрывать по мере возможности закономерности функционирования и исторического развития жанровой системы лирики данного периода.

Структура работы учитывает прежде всего этапы внутренней эволюции новой башкирской поэзии, взаимодействие ее жанров и их движение от простых к более сложным формам Поэтому в диссертации дается предпочтение ди-ахронному подходу к жанрам, способствующему раскрытию внутренних особенностей их развития и своеобразных связей с конкретной исторической действительностью.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.