Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология Мусукаева, Анжелла Хамитовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мусукаева, Анжелла Хамитовна. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1993.- 47 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение национальных литератур в их связях с историческими условиями жизни народов, в широком культурном, этногенетическом, географическом контексте - однд из важных задач современного литературоведения.

Литературы народов Северного Кавказа проходили первые этапы развития в период 20-х годов. Но многие из этих народов имели, своих художников слова и свои литературные.традиции до 1917 года: можно назвать имена адыгских просветителей XIX века Ш.Нотаова, . С.Хан-Гирея, С.Казы-Гирея,. Адыль-Гирея Кешева (Каламбия), осетинского поэта и публициста Коста Хетагурова и др. Письменная литература не стала достоянием народным, и наличие в ней отдельных, пусть и значительных, имен не дает права причислять данные литературы к литературам с давними традициями, хотя и понятие "молодые литературы", все еще имеющее хождение, неточно, не исчерпывает содержания литератур северокавказского региона: адыгейской,кабардинской, черкесской, карачаевской, -балкарской, осетинской, чеченской, ингушской, ногайской, абазинской.

Неверно было бы подходить и к жанру романа в этих литерату-pax как к "молодому". У каждой из- них были свои истоки романного мышления ь духовной культуре народа, и именно они определяли его особенности - национальные, жанровые и т.д.

Интенсивное развитие романа невозможно понять в отрыве от тех духовных ценностей, которые создавались народами Северного Кавказа-на. протяжении многих веков, от этно-культурных факторов.

Жанровое разнообразие романа в литературах региона еще только определяется. Наибольшее распространение получил историко-ре-волвционянй роман, возможно, отчасти и потому, что он больше других восходит к народно-героическому (нартскому) эпосу,к эти-ко-героячеекому народному сознании. Пришло время по-новому оценить вклад этого вада романа, освободить его от тех схематиче -«сих наолодняй, иэдергек, которне наблюдаются в частности в трактовках как <уздержательно-идейннх моментов, „так и образной структури произведений. Это касается также и других видов северо-кавказского романа - собственно исторического, романа о Великой Отечественной войне з романа о современности.

В современном литературоведении проблемы художественной и этно-культурной типологии соверокавказского романа до сего времени не исследовались специально.

Дель и задачи работы. Процесс становления национальной прози в литературах региона проходил в контексте развития всей советской литературы. Последнее обстоятельство способствовало ускоренному формированию новых жанров даже в тех литературах, в которых не было соответствующей художественной "базы" - примерно так судят по привычке (или по незнанию) многие литературоведы и культурологи, словно бы не замечая тех поистине неоценимых. сокровищ, которые таят, в себе.многовековые культурные традиции народов Северного Кавказа. Этнография > именно та научная отрасль, без которой литературоведению'приходится подчас трудно, хотя факт этот до конца им пока и не осознан. Одна из. задач

- 4 -диссертации в том.и состоит, чтобы "оживив" традиции многовековой культуры, показать их конструктивную роль в рождении жанра. романа, в создании новых эпических структур в тесном взаимодействии литературы с национальным фольклором. Процесс этот прослеживается в своей специфике на разных этапах и в своеобычной трансформации в разных видовых романных образованиях. В работе сочетаются историко-литературные характеристики с теми новыми подходами, которые формируются сегодня применительно к литера -турному наследию.

Научная новизна работы. Генезис северокавказского романа в общем и целом освещен. Его интенсивное изучение относится ко времени 70 - начала 90-х годов, когда роман оформился в своем территориальном бытии как объективная реальность. Он стимулировал и научный поиск, и достаточно серьезный результат предпри -нятых исследований.

Назовем некоторые работы, специальные, а также те, в которых так или иначе наличествует романная проблематика: Х.Хапаро-ков. Пути развития адыгских литератур (1968) ; Ф.Урусбиева. Путь к ванру (1972) ; Л.Бекизова. От богатырского эпоса к роману (1974) ; К.Шаззо. Художественный конфликт и эволюция жанров .в адыгских литературах (1978) ; Ю.Тхагазитов. Адыгский роман (1987); А.Схаляхо. Идейно-художественное становление адыгских литератур (1988) ; К.Султанов. Динамика жанра (особое и общее в опыте современного романа) (1989) ; У.Панеш. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур (1990) и др.

Многие считают порой расцвета северокавказского романа 50-60-е годы. В это время действительно появляются крупные эпиче-

ские полотна: в кабардинской литературе - Торцы" А.Шортанова, "Род Шогемоковых" Х.Теунова. "Вершины не спят" А.Кешокова; романы балкарцев - Торные орлы" Ж.Залиханова, "В теснине" О.Эте-зова, "Мурат" М.Шаваевой, "Новый талисман" Б.Гуртуена ; чеченцев - "Мюрид революции" М.Мамакаева. "Месть" МЛ.'агомедова; осетин -"Навстречу жизни" Е.Уруймаговой, карачаевцев - "Голос в горах" Д.Кубанова и др., - перечень мояно продолжить. 3 большинстве из них преобладает историческая и историко-революционная тематика, они занимают одно из ведущих мест в прозе региона (См. об этом в "Истории советской многонациональной литературы" (М., 1970-74 гг.). "Очерках истории карачаевской литературы" (1966), "Исто -рии дагестанской советской литературы" (1967), "Очерках'истории осетинской советской литературы" (1967), "Очерках истории кабардинской литературы" (1963), "Очерках истории балкарской литературы" (1981) и т.д.). В диссертации сравнивается современный романный опыт с его началами 30-х годов в избранном авторе аспекте художественной и этно-культурной типологии, которая, как мы считаем, позволяет проникнуть вглубь мировидческих и собст -венно художественных представлений народов Северного Кавказа,начиная с самой древности. Такой ключ способствует новому взгляду на этот огромный художественный пласт.

Время, в которое создавались романы, продиктовало и свои требования и свои штампы. Художественная и этно-культурная типология, выдвигая на передний план аксиологические принципы,дает возможность пристальнее всмотреться в сущностные ценности,за "черно-белыми" стереотипными конструкциями увидеть главное.

Проблемы взаимосвязи и взаимовлияния фольклора w литературы, роли и места фольклорных мотивов, тем, символики в худояес-

твеняой литературе занимают одно из важных мест в литературоведении5. Большинство исследователей северокавказских литератур придерживаются концещии определящей роли фольклора в формировании национальной прозы: Л.Бекизова, Х.Хапсироков, Н.Музаев, А.Караева, А.Теппеев. Ф.Урусбиева, К»Шаззо. Ю.Тхагазитов, А.Схаляхо и др.-, хотя периоды, которые традиционно ими выделяются (ЗО-е годы - время учебы, подражания, порой копирования фольклора, 50-70-е годы - развитие литературы по возрастающей в качестве поступательного движения от фольклора к литературе) требуют дальнейшего досконального анализа, чему мы тоже уделяем в своей работе внимание.

В диссертации впервые ставится проблема художественного этнографизма как важнейшего компонента романной структуры, пересматриваются конкретные оценки произведений и акцентируются ак-. сиологические моменты в предпринятой автором этно-культурной типологии жанра.

Практическая значимость диссертации. Работа может быть использована при создании учебного курса "Литература народов Рос-ст", а также историй литератур народов Северного Кавказа, при чтении курса лекций по литературам народов Северного Кавказа, спецкурса по проблемам жанра романа.

Апробация работы. Тема диссертации утверждена Ученым со-

-Далгат У. Литература и фольклор. - М., 1981; Пошатаева А. Литература и'фольклор. -U»,- 1981; Медриш Д. Литература и фоль^-кяорная традиция. - Саратов, 1980; Бакмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. -М., 1983 ; Гамзатов Г. Преодоление, станов-

' ление, обновление: на -путях формирования дагестанской литературы. - Махачкала, 1986 и др.

'зетом Кабардино-Балкарского госуниверситета ІЗ.ОІ.1986 года.Работа- обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского госуниверсигета 29.10.1992 года. В монографии "Северокавказский роман. Художественная и этно-куль-турная типология" (Нальчик, 1993, 12 п.л.) отражена концепция диссертации. По отдельным проблемам романа опубликованы, статьи автора в республиканской периодике. Вывода по исследуемой теме изложены также в докладах и выступлениях на региональных и республиканских' конференциях. По теме диссертации изданы два мето-пичеоких пособия для студентов, которые находят применение в учебном процессе.

Структура работы обусловлена характером избранной темы, а также методом сравнительно-типологического анализа. Диссертация-состоит из введения, трех глав, построенных по принципу сочетания историко-литературного и культурологического аналияя жанра и-охватывающих материал от первых романов 30-х годов до совре -менности. Завершается диссертация заключением и библиографией.