Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная советская литературная утопия: герой и жанр Бергалиев, Асу Туранович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бергалиев, Асу Туранович. Современная советская литературная утопия: герой и жанр : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Алма-Ата, 1991.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследуя современный литературный процесс, литературоведение шизбежно обращается сегодня к проблеме жанра утопии. История развития утопии и ее специфика предполагали ранее два аспекта исследования: худояествэнный и внохудожзственннй. Их взаимодействие было целесообразным и продуктивным, однако преобладал внехудо-жественный анализ утопии как филосовского учения, как системы этических ценностей, как типа сознания. Утопия как литературный жанр в советском литоратуроведенни не исследовалась. Поэтому, представляется необходимым решить следущие вопросы:

определить язнровуы структуру утопии;

установить диалектическую связь меяду утопическим и антйутопическвм началами в жанре;

дифференцировать утопию и утопизм.

3 настоящее время решение этих вопросов.обостряется публикацией так называемых "возЕращенкых" произведений, при анализе которых допускаются неточности и произвольность. Кроме того, теоретическая кепроясненность жанровой структуры утопии меняла соотношение мевду нею (утопией) и научной фантастикой как родовым и видовым явлениями.

Степень .изученности вопроса. В литературоведения анализировались отдельные аспекты жанра: во-первых, история классической утошш, во-вторых, национальные формы и персоналии, в-третьих, соотнесенность утопии с традиционной жанровой системой. Работы, в основном, былл посвящены истории традиционной западноевропейской yvonira, причем зачастую исследования носили скорее философский, чем литературоведческий характер. Среди них выделяется книга А.Свентоховокого "История утопии" /'Л,, 1910/, в которой сделана первая попытка систематизировать жанр. Автор выделяет английскую, французскую, немецкую утопию, отрицая существование ее в русской литература. Исследование же русской утопии носило эпизодический характер. Русская литературная утопия впервые исследуется в книге В. Святловского "Русский утопический роман" /Пг., 1922/, тде впервые анализируются произведения В.Одоевского, О.Сеняовсксто, Н.Чернышевского как. литературные утопии.

Систематическое изучение истории и теории жанра русской утопии, начатое в 1960-е года, представлено в следующих работах: Г.Тамарченко "Романы Н.Г.Чернышевского" /Саратов, 1954/, А Вритиков "Русский советский научно-фантастический роман" /ГЭ70/, Н.Чорная "В мира мире мечты и предвидения" /Киев, 1972/, Ю.Кагарлвдкий "Чго такое фантастика?" /1974/, Я.Лотман "Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в" /1974/, В.Шестаков "Эволюция русской литературной утопии" /в кн.; Русская литературная утопия. - М.:МГУ, 1976/, С.Калмыков "В поисках "зеленой палочки" /в кн.: Вечное солнце. -1.: Молодая гвардия, 1979/, Т.Чернышева "Природа фантастики" /Иркутск, 1934/, Н.Кашина "Человек в творчестве Ф.М.Достоевского" /U., 19:16/. В этих исследованиях определены связи утопии с другими жанрами художественной литературы (в частности, с философским и интеллектуальным романом), обобщен опыт развития жанра в мировой литературе, анализировалась жанровая структура русской классической уто щи ХУШ - начала XX веков.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является исследование закономерностей развития жанра утопии в советской литература, Сочетание диахронического и синхронического планов анализа позволило выделить следующие задачи:

исследовать реаультаты трансформации аанра от классических форм к современным;

систематизировать итоги эволюции в отношениях между героем и автором утопии;

определить жанровую структуру утопии;

уточнить значение утопии в советской литературе.

РаСота начинается с обобщения исследований долптера-турных форм утопии (легенды, предания), утопий-трактатов (Т.Мора, Т.Кампанелла и др. авторов), затем приводится классификация традиционных утопий; наблюдается русская классическая утопия ХУШ-ХІХ вв.: "проекты в будущем" в "Путешествии из Петербурга в Москву" Л.Радищева, романтические утопии В.іішшльбокера, А.Улыбышева, В.Одоевского,

Я»'" "

нравственная а.социальная утопии в творчестве Ф.м.Достоэзскс го и Н.Г.Чзрныаззского, описывается русская утопия рззол?>-шюпного периода (А.Богданов,А.Толстой,В.Ктпн). Как зазер-сающ'лй этап формирования накоа утопии в русской литературе анализируются произведения А.Платонова (прснде всего - пс-ззстп "Котлован" п "Юзенилъкое море", роман "Чевенгур") і; Е.Замятина (роман "Мы"). Основной объект диссертационного исследования - творчество Л.Леонова ("Дорога на Океан","Stг-стзс мистера /,:ак-Ьл;ндк", "Мироздание по Димкозу"), Ч.Айгмато ("Гі дольке века длится день"), И.Ефремова ("Туманность Андро-недії", "Сердце Змеи", "Час Быка"), А.и Б. Стругацких ("Стакеры", "Полдень, XXII зек /Возвращение/", "Трудно быть богом", "Хищные вещи зека" к др. повести), А.Адамовича ("Последняя пастораль"). В исследовании обращается внимание ка ззанмоотноззкия национальных форм утопии (русской, белорусской, тюркской).

иетсдологпческой базой при написании диссертации послу-нилп работы русских (Н.Езрдяез, Н.Фёдоров) и зарубежных (К.Эмнс, Де. Толкиен, Э.Блох, К.?,!ангзйм) Философов о соотношении идеала и действительности, утопия и утопизма. При обращении к классическим трудам снимается обыденно негативный смысл термина "утопия".

методической основой работы послуняли исследования по теории канра и по проблеме автора.

Практическая значимость работы состоит в возноеностн использования её при исследовании современного литературного процесса, в процессе преподавания литературы в вузе, з качестве вспомогательного материала для учителя литературы в средней школе. Отдельные аспекты исследования могут найти прг мэнеяие в общественных науках.

Апообацпя паботы. Разделы диссертации обсуждались ка научно-теоретической к научно-практической конференциях Даам-булского (октябрь 1937) и Чимкентского (1989) пединститутов. Ряд положений и выводов нашли отражение в опубликованных научных статьях.

Ь ""f

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.