Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Мингалиева Лейсан Эмитовна

Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика
<
Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мингалиева Лейсан Эмитовна. Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Мингалиева Лейсан Эмитовна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/961

Введение к работе

Актуальность исследования. Татарская драматургия в своем развитии прошла длительный исторический этап. На протяжении более чем 120 лет в татарской драматургии наблюдался активный поиск новых литературных форм отображения объективной реальности, художественных образов, сюжетов, при этом не утрачивалась ее национальная самобытность. Постепенные перемены в социокультурной жизни общества приводили к смене культурных и социальных парадигм, изменению художественной картины мира в литературе, специфики образной системы национальной драматургии, а также к коренным изменениям идейно-тематического содержания произведений. В связи с этим возникает необходимость создания системного представления о современной татарской драматургии, поэтапного изучения основных направлений ее развития, систематизации и анализа драматических произведений в контексте той или иной эпохи с точки зрения объективности отображения действительности, идейно-тематической направленности и художественного своеобразия. При этом важно учитывать процесс ценностной инверсии, которому подверглись традиционные представления в тот или иной исторический период.

Так, если в начале своего творческого пути татарские драматурги Г.Ильяси, Ф.Халиди, Ф.Карими, Г.Камал, Г.Исхаки в пьесах акцентировали внимание на проблемах отцов и детей, просвещения и безграмотности, богатства и нищеты с точки зрения просветительского реализма, в начале XX века в произведениях Г.Камала, Г.Исхаки, Г.Кулахметова, ФАмирхана, М.Файзи, С.Рамиева, Ш.Камала, К.Тинчурина, КБогданова, Б.Кабира, Х.Забири, Г.Кариева, Г.]у1онасыйпова и других писателей, драматургов приоритетными стали темы джадидизма и кадимизма, историческое прошлое, реалии той эпохи и будущее татарского народа. Центральным образом драматургии этого периода становится человек как единица общества. Рассматривая татарскую драматургию советского периода на примере произведений К.Тинчурина, Г.Ибрагимова, Ш.Усманова, Ф.Бурнаша, А.Тагирова, Х.Такташа и др., можно проследить ее стремительную эволюцию и разветвление на несколько ступеней в зависимости от форм художественного воплощения эпохи и своеобразия передачи объективной

действительности. Драматургия в свою очередь создала предпосылки для развития и процветания татарского театра, являющегося незаменимым источником воспитания, духовного и эстетического обогащения людей.

На сегодняшний день современная татарская драматургия представляет собой активный творческий процесс, важными задачами которого являются объективное отображение современных реалий, эстетико-нравственных ценностей общества, поиск новых литературных форм, образов, сюжетов, учитывающих специфичность переживаемого литературой момента, выработка иного взгляда на роль и функции художественной литературы. При этом не разрывая преемственную связь с традициями мировой литературы и татарской драматургии предшествующих лет.

Произведения драматургии являются наиболее любимыми у читателей и зрителей. Богатство языковых средств, стилевых приемов авторов, декорации, музыкальное сопровождение спектаклей, проникновенная игра актеров служат главному назначению театра -«совершенствованию человека, его души»1. Ведь не зря же великий татарский поэт Г.Тукай писал: «Театр ведет к свету...»2.

Актуальной задачей современного литературоведения является изучение татарской драматургии последних лет (1985-2009 гг.) и представление её целостной картины с точки зрения тематики, проблематики произведений, художественного воплощения идеи, эпохи и героя, системы образов, индивидуального стиля авторов, глубинных течений и перспектив развития данного литературного жанра. Несмотря на внушительный список работ, освещающих отдельные аспекты татарской драматургии последних лет, до настоящего времени указанная проблема не подвергалась должному исследованию в монографическом плане с точки зрения тематического разнообразия и художественной специфики произведений современной татарской драматургии в тесной взаимосвязи с русской и мировой драматургией. Это обусловило выбор темы и актуальность нашего исследования.

1 Авилов А. Беседа с актером / А. Авилов // Театральная жизнь. - № 6. -1986.

2 Тукай Г. Шигырьлэр, поэмалар Ьэм экиятлэр / Г. Тукай. - К.: Татар, кит. нэшр,
1986.-Б. 103.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является представление целостной картины современной татарской драматургии, ее тематического разнообразия и художественной специфики произведений на примере творчества драматургов Т.Миннуллина, А.Гилязова, И.Юзеева, Ф.Яруллина, З.Хакима, Р.Хамида, М.Гилязова, Д.Салихова, Г.Каюмова, Амануллы, определение актуальных проблем татарской драматургии последних лет и пути их решения. Для достижения намеченной цели, сформулированы следующие задачи:

систематизация и анализ произведений татарской драматургии, отражающих современную общественно-экономическую среду: своеобразие изображения взаимообусловленности судеб страны и народа, взаимоотношений общества и человека, духовного мира человека в общенациональном контексте;

рассмотрение художественного воплощения нравственных категорий и ценностей в произведениях современной татарской драматургии:

определение художественной специфики решения проблемы взаимоотношений между поколениями в морально-нравственном аспекте;

исследование степени разработанности и раскрытое проблемы взаимной обусловленности материального благополучия и нравственных качеств;

изучение особенностей художественного отображения проблемы бытия и философии смысла жизни в произведениях современной татарской драматургии.

Состояние научной изученности проблемы и темы.

Современная татарская драматургия всегда находилась в центре внимания литературных критиков, ученых, специалистов сценического искусства. В шестом томе 6-томника «История татарской литературы»3 дан общий анализ Н.Ханзафарова драматургии 1960-1990 гг. Помимо этого, сюда вошли монографические исследования А.Ахмадуллина о творчестве отдельных драматургов.

3 Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. - т.6: 60-90 еллар эдэбияты. - Казан: «Раннур» нэшр., 2001.-544 6.

Наиболее полные и глубокие исследования нашли отражение в монографических трудах и литературно-критических изданиях, статьях4, в которых приведены высказывания и обобщения теоретического или критического характера, касающиеся драматургии рубежа XX-XXI вв., дан анализ отдельных пьес.

Кроме того, имеются и специальные научные изыскания:
защищена кандидатская диссертация и опубликована монография
А.М.Саттаровой5, в которой автор анализирует исторические,
социально-политические, социально-бытовые, лирико-

психологические пьесы через призму концепции эпохи и героя, рассматривает проблемы свободы личности и тоталитаризма, взаимоотношений героя и власти. Диссертации Ф.Миннуллиной и Г.Шакировой посвящены творчествам двух драматургов второй половины XX века: Ю.Сафиуллина и Т.Миннуллина6.

Наряду с научными исследованиями в области современной татарской драматургии на татарском языке, существует широкий ряд критических статей, авторами которых являются русские ученые, драматурги, режиссеры, актеры7. В них освещаются основные

4 Эхмэдуллин А. Кунеллэрне уятыр: Хэзерге татар драматургиясе: Монография /
Азат Эхмэдуллин. - Казан: Мэгариф, 2007. - 223 б; Закиржанов Э.М. Заман белэн
бергэ: вдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Э.Закиржанов - Казан: Татар.кит.нэшр.,
2004. - 175 б; Ж^амалиева 3. Таныш моцнар: Куренекле шагыйрь пэм драматург
И.Юзеевка багышланган методик - библиографик ярдэмлек. / З.Жамалиева ТР
Милли китапханэсе / Казан: Татар, кит. ношр., 2003. - Б.186.; Игьламов Р. Аяз
Гыйлэжев - драматург. [Аяз Гыйлэжев. Сайланма эсэрлэр. - 5т.] / Р.Игьламов. -
Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - Б. 440; Ханзафаров Н. Драмаларда кунел
деньябыз: Т.Мицнуллиннын хэзерге драматургиясенэ бер караш / Н. Ханзафаров
// Мэдэни жрмга. - 2002. - 15 март. - №11. - Б. 12; Галимуллин Ф. Ич
эЬэмиятлесе - гражданлык / Ф.Г. Галимуллин // Социалист Татарстан. - 1984. -
23 декабрь; Галимуллин Ф. Тормышны ярату / Ф. Галимуллин // Казан утлары. -
1986.- №10. и др.

5 Саттарова A.M. Современная татарская драматургия (1985—2000 гг.):
Концепция эпохи и героя / А.М.Саттарова. - Казань: Гуманитария, 2003. - 152 с.

Миннуллина Ф.Х. Драматургия Юнуса Сафиуллина (эволюция творчества): Автореф. дис. канд.филол.наук / Ф.Х.Миннуллина. - Казань, 2004. - 26 с; Шакирова Г.А. Драматургия Туфана Минуллина 80-90-х годов: Автореф.дис. канд.филол.наук / Г.А.Шакирова. - Казань, 2000. - 19 с.

Дуров Л. Осмысление увств / Л. Дуров // Современная драматургия. - 1983. -№1. - С. 262- 263; Кончалвский А. Дикарь с букварем / А. Кончаловский // Аргументы и время. - 17 августа. - 2006; Кончаловский А. Победа рынка над

направления развития литературного процесса, в частности русской и мировой драматургии последних лет, отдельные положения в которых можно рассматривать и применительно к татарской драматургии на современном этапе эволюции.

Основные требования к современной татарской драматургии были обозначены на совещании драматургов, проходившем с 30 сентября по 2 октября 2008 года в Альметьевске8. Здесь рассматривалось состояние драматургии на нынешнем этапе развития, исследовались новейшие тенденции в сценической литературе, способные вывести татарскую драматургию на более высокий уровень, в то же время обсуждались актуальные проблемы современной драматургии, требующие оперативного решения: отсутствие в произведениях героев эпохи, современности, однобокость в выборе сюжетов и тем, отсутствие драматургов, пишущих на татарском языке в соседних республиках и др. По мнению участников совещания, современной татарской драматургии не хватает глубины и актуальности. Произведения должны вызывать у читателя восторг, касаться глубин человеческой души, в то же время отражать глобальные проблемы человечества.

На сегодняшний день отличным стимулом для активного развития татарской драматургии, появления новых талантливых драматургов, сюжетов, литературных форм, образов является ежегодный конкурс «Новая татарская пьеса». Здесь наряду с пробами пера начинающих писателей проходят мастер-классы метров татарской драматургии, происходит обмен опытом. Драматурги, принимающие участие в конкурсе, прибывают в постоянном творческом поиске. Это, безусловно, оказывает благотворное влияние на эволюцию современной татарской драматургии.

Ежегодно выходят в свет новые сборники пьес современных татарских драматургов9. Весомым вкладом в изучение татарской

искусством. Как маркетологи берут верх над творцами / А. Кончаловский // Российская газета. - 2005. - 9 февраль. - С. 12; Серебренников К., Максимова В. Новая драма, "Мещане" и другие.../ К. Серебренников, В. Максимова // Страстной бульвар. -10. - №3-63. - 2003.

8 Гыйльметдинова 3. Драматурглар экыены. Элмэт. 2008 ел / З.Гыйльметдинова //
Сэхнэ, 2008. - октябрь. - Б. 2.

9 Татар драматургиясе (1960-1980). Сайланма пьесалар. «Мэктэп китапханэсе»
сериясе. -21т./Тез. Ьэм кереш мэкалэ авт. А.Саттарова. -Казан: ТаРИХ, 2003. -

сценической литературы явилась публикация библиографического справочника татарских драматургов-прозаиков, драматургов-поэтов, артистов-драматургов10. Данное издание может служить источником материала при монографическом изучении творчества отдельных драматургов и литературного процесса в целом.

Научная новизна диссертации заключается в создании системного представления о современной татарской драматургии; впервые комплексно в контексте эпохи в монографическом плане исследуются основные проблемы, освещаемые современной татарской драматургией, ее идейно-тематическая направленность, а также художественная специфика произведений. Кроме того, в процессе работы исследовались основные тенденции и направления в современной русской и мировой драматургии, оказавшие непосредственное влияние на развитие и состояние татарской драматургии последних лет.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

- для представления целостной картины современной
татарской драматургии целесообразно проводить систематизацию и
анализ драматических произведений исходя из их проблематики,
художественного воплощения идеи, индивидуального стиля авторов,
системы образов;

авторская позиция раскрывается в тесной взаимосвязи с сюжетом и композицией произведений;

разнообразие жанровых форм, изобразительно-выразительных средств языка драматических произведений, стилевые приемы авторов способствует художественному воссозданию действительности, раскрытию идеи.

получивший большой резонанс в русской драматургии последних лет новый вид театрального искусства «Новая драма» в той или иной степени оказал влияние на творчество татарских драматургов, в частности М.Гилязова;

436 б.; Яда татар пьесасы: Альманах, вч кисэк: Идел-пресс, беренче кисэк - 2004. - 435 б.; икенче кисэк - 2004. - 438 б.; еченче кисэк - 2005. - 432 б. 10 Татар драматурглары: бибклиографик белешмэлек / Тез. Ф.Ганиева, Р .Яруллина, А.Сатгарова. - Казан. Татар, кит. нэшр., 2007. - 271 б.

- определенный ряд утверждений и заключений, выдвинутых в критических статьях русскими драматургами, режиссерами, театральными критиками, актерами (Л.Дуров, А.Кончаловскии, К.Серебренников, А.Карась, М.Курочкин, А.Авилов), касающихся исследования основных направлений развития литературного процесса, в частности драматургии последних лет, можно рассматривать и применительно к татарской драматургии на современном этапе эволюции;

Метод исследования. В диссертации используются
сравнительно-исторический, системный, сравнительно-

типологический методы.

Методологическую основу диссертации составили монографические, литературно-критические труды Ахмадуллина А., Ханзафарова Н., Галиуллина Т., Галимуллина Ф., Валиева М., Яхина А., Закирзянова А., Залялиевой М., Сверигина Р., Гилязова А., Гимрановой Д., Кадыровой Ф., Кончаловского А., Дурова Л., Кашшафа Г., Нуруллина И., Мухаммадиева Р., Саттаровой А., Серебренникова К., Карася А. и других ученых и критиков. В них нашли отражение наиболее полные и глубокие исследования пространства современной драматургии, проанализированы отдельные произведения, приведены высказывания и обобщения теоретического или критического характера, касающиеся современной драматургии.

Объектом исследования выступает современная татарская драматургия.

Материалом для настоящей работы стали более сорока драматических произведений и театрапизированных версий прозы, написанных в 1980-2009 гг драматургами Т.Миннуллиным, А.Гилязовым, И.Юзеевым, Ф.Яруллиным, З.Хакимом, Р.Хамидом, М.Гилязовым, Д.Салиховым, Г.Каюмовым, Амануллой.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые комплексно исследуются основные проблемы, освещаемые современной татарской драматургией, в монографическом плане, приведен системный анализ драматических произведений в контексте эпохи с точки зрения тематического разнообразия и художественной специфики пьес. Выявлены основные тенденции развития современной драматургии.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы педагогами в процессе изучения

произведений современной татарской драматургии, при монографическом изучении творчества отдельных драматургов в средних общеобразовательных школах и педагогических колледжах; методистами при подготовке учебников, хрестоматий, учебных программ и учебно-методических пособий; преподавателями педагогических вузов при подготовке лекций по татарской драматургии, спецкурсов; в системе повышения квалификации работников образования. Кроме того, диссертация может служить материалом для переиздания истории татарской драматургии конца XX - начала XXI вв. и татарской литературы в целом.

Апробация работы осуществлялась в виде докладов на научных конференциях различных уровней: VI Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде», VII Международная научно-практическая конференция «Этнодидактика народов России: от национальных образовательных систем - к глобальному образовательному пространству», XI Кирилло - Мефодиевские чтения «Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи», Республиканская научно-практическая конференция имени Ф.Амирхана, итоговые научные конференции ТГГПУ, конференции молодых ученых.

Основные положения исследования отражены в девяти статьях, опубликованных в международных, российских, республиканских научных журналах, в том числе имеется статья в рецензируемом издании ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертации на Современная татарская драматургия : тематическое разнообразие и художественная специфика