Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление азербайджанского советского литературоведения Бабаев, Низамеддин Шамседдин оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаев, Низамеддин Шамседдин оглы. Становление азербайджанского советского литературоведения : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02 / АН АзССР. Ин-т лит. им. Низами.- Баку, 1989.- 53 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-3/3910-x

Введение к работе

Актуальность темы. Специфической особенностью,которая характеризует современное советское литературоведение как науку,является переживаемый им процесс самопознания. Начиная с шестидесятых годов, результатом этого процесса стало формирование у каждого народа нового исторического отношения к своему национально-классическому духовному богатству. В застойные годы литературно-художественная мысль такае переключалась с современности на историю, надежно хранящую в себе националы! о-духовну» целостность народа. Однако процесс революционной перестройки показал, что есть серьезное расхождение между реальной историей и нашим отношением к ней - историческое наукой,В последние десятилетия была искажена как история отдельных народов, так и общая согет-ская история и, соответственно этому, история художественной литературы и культуры.

Заканчивается XX век, и вместе с ним - второе тысячелетие наией эры. Наступил такой исторический период, когда все народы столкнулись с необходимостью взглянуть на свое духовное прошлое "в связи с кошфетным опытом истории" (В.И.Ленин) - на основе опыта как своей истории, так и истории человечества. Это относится и к литературоведению.

Частичное изучение и издание наследия выдающихся деятелей азербайджанского литературоведения, а также успеха в области изучения литературной критики, проблем реализма и романтизма поставили современную филологическую мысль перед необходимостью исследовать в историко-георетпческом плане, на монографическом уровне становление литературоведения как самостоятельной науки.Забытый, односторонне и бессистемно изученный период становления азербайд-ванского литературоведения теперь уже стал историей.

Исследование истории теоретико-эстетической мысли 20-30-х годов, наполненных напряженными литературными спорами,идейной борьбой а противоречиями, актуально потому,что сейчас "забытых . имен,белых пятен ни в истории, ни в литературе не должно быть. Иначе это не история, не литература, а искусственные, конъюнктурные конструкции" .

I Убежденность - опора перестройки.- Правда, 15 февраля

Необходимость для перспективы современной филологической шсли фактов, позволяидих выявить научную истину за счет конкретного исторического опыта, обусловливает исследование данной темы. Способ соединения конкретного опыта истории с его фактами,т.е. историчность, требует изучения литературоведения в едином контексте. Метод исследования определяется его предметом.

Основным предметом исследования является литературоведение 20-30-х годов, художественная литература, охватываемая им в отношении к ней.

Исторический подход выражается не в констатации хронологии фактов и процессов, а в движении от современного состояния предмета к его происхождению. Именно поэтому предмет исследования включает в себя на уровне традиций азербайджанского советского литературоведения' факты н проблемы, отражающие развитие исторического сознания в азербайджанской литературной мысля,начиная от древнейших эпох до предреволюционного периода. Проблемы,поднятые художественным развитием в ранние средние века.определяют историческую ориентацию мышления и формирование эстетического сознания. Развитие азербайджанского литературоведения от эмпиризма до социологизма состоит иа стремления художественно-эстетической мысли к историчности и процесса ее освоения.

Формирование нового марксистского литературоведения в 20-е годы происходит на почве традиций историчности. Не представив себе этапы теорико-исторического развития, формирующие эти традиции, навозмогно рсгать проблемы данного процесса.

Развитие литературоведения 1920-30-х годов может быть определено как по ого связи с прошлым,так и по воздействию па будущее, поскольку "изучить какое-нибудь явление исторически- значит изучать его в развитии" , Природа литературоведения как науки, его отличительная особенность заключается в его зависимости от состояния художественной литературы. Поэтому предает, проблема, процесс становления литературоведения на шгут быть рассмотрены в отрыве от породившей его литературы. В этой смысле древним и богатым, как правило, является литературоведение того парода, чья литература характер-зуется древностью и художественныы совершенством.

I Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. В 2-х тт. т.п.-15.: Искусство, 1978, с. 16.

Научная актуальность теш связана с возрастанием общественно-эстетической ролі классического художественного и теоретического наследия в современных условиях. Принципы гласности и демократии, провозглашенные перестройкой, еще более конкретизировали эту необходимость. Исследование "белых пятен", более всего сохранившихся в истории литературы и культуры 20-30-х годов, сегодня, помимо научно-теоретического, имеет и важное идеологическое йла-чение, поскольку споры, связанные с политической и экономической историей, личностями, литературной борьбой той.эпохи, не утяхапт и в наши дни. Восстановление исторической правды - важнейшая задача сегодняшней науки. Реферируемая диссертация возникла как своего рода ответ на потребности нынешней филологической мысли.

Цели и задачи исследования.Основная цель, диссертации зашла- -чается в прослеживании процесса формирования азербайджанского советского литературоведения как определенной научной системы и формы эстетического мышления в единстве с его категориями, определении его роли в последующем литературном развитии. Дня достижения этой цели необходимо было решить следующие научные задачи:

дать краткое описание процесса зарождения и формирования исторического мышления в литературоведении;

в типологическом плане дать условную периодизацию литературоведения, выявить исторический и эстетический характер этих периодов и проанализировать стадию становления;

определить генетические причины и общественно-исторические факторы, сделавшие возможным формирование азербайджанского литературоведения как самостоятельной науки, выявить его теоретико-эстетическую проблематику, роль национально-теоретических градаций в становлении нового литературоведения;

показать становление национального литературоведения как науки, исторически формирующейся в результате восприятия литературы как формы общественного сознания;

проследить роль революционного движения в национальном худо-яеетвенном развитии в процессе формирования историзма в литературоведении и разработке концепции истории азербайджанской литературы;

показать развитие концепции словесного искусства в литера-турсведении; становленье пролетарской литературы и особенности теории о творческом методе.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Рефери-

руемая диссертация является первым монографическим исследованием, ох!>атываицим проблемы становления азербайджанского советского литературоведения в контексте его всей тысячелетней истории и с позиции трех основополагающих аспектов его эволюции - исторического становления, методологических поисков и формирования идейно-теоретических основ. Ведь "новое не только то, что сделано лучше, чем делалось преаде.Новое также и то - и это главное, что сделано впервые,чего не было преаде"1.

Уже установившися стандартны и канонам традиционной модели классификации развития национальной эстетической мысли,делившей литературно-теоретическую эволюцию в соответствии с этапами общественного прогресса,соискатель противопоставляет собственную концепцию формирования азербайджанского литературоведения, опирающуюся на объективно-историческую логику развитии самой художественной и эстетической шсли. Именно поэтому на основе концепции и структуры диссертации - не исгорикс-хронологическая последовательность фактов, а осмысление логики их исторического движения и в таких случаях теоретический аспект в диссертации преобладает над историческим.

Исторические и эстетические аспекты отношения к предшествующему опыту филологической мысли объединены в исследовании по трем направлениям: I. Классические традиции национальной эстетической мысли.и проблемы становления литературоведения нового качества (в соответствии с проблемой историчности). 2. Разработка концепции истории азербайджанской литературы. 3. Концепция словесного искусства. (При »тои за основу взят принцип Ф.Энгельса, что "Теоретическое мышление каждой эпохи - это исторический продукт... наука о мышлении... есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления").

В работе впервые научно разработана и теоретическая типология азербайджанского литературоведения по следующей модели: а/эмпири-чоский, б/ синкретический (или универсальный), в/ аналитический, г/ биографический, д/ социологический. Определены их основные особенности.

Научнг : новизна диссертации связана с новизной материала, привлеченного к исследованию.Тут исследуются произведения,послужившие

  1. Бушмин А.С. О прогрессе в литературе.-!.: Наука,I977.C.22.

  2. Маркс К. Энгельс Ф. Собр.соч.,т.20,с. 366-267.

в 20-30-е годы причиной нападок и споров и подвергнувшиеся шесте со своими авторам репрессии в 1937 году - "Новый период азербайджанской литературы" А.Назиш (сб. "Тюрк юрду", 1927), "Октябрь и азербайджанская литература'(1930) М.Кулиева, "Рабочая книга по литературе" (1928) Х.Зейналлы и др., "Тюркская литература" (1929) "Новый период азербайджанской литературы" (1930) Б.Чобанзаде, "Взгляд на азербайджанскую литературу" (1919) СВ.Чеменземенли, "Азербайджанская литература" (1934) М.К.Алекберли, цикл литературных трудов "Забытые листки" С.Мунтаза,произведения видных турецких литературоведов М.Ф.Кёпрюлюзаде "Исследования по азербайджанской литературе" (1926), И.Хикмета "История азербайджанской литературы" (1928) и др.

Путем системного анализа в диссертация определяется решающая роль этих книг в формировании азербайджанского советского литературоведения. Диссертантом выявляются личные фонды и архивы таких литературоведов,как Э.Абид, А.Наззм, Б.Чобанзаде1',а также подняты незаслуженно запрещенные исследования,в том числе рукопись "История литературы азербайджанских тюрков" Э.Абида, определяется их теоретическое значение в истории нашего литературоведения; а также раскрывается связь азербайджанского литературоведения с позитивистской эстетикой и наследием Г.В.Плеханова.

Исследование имеет реальное практическое значение с точки зрения создания научной пстории азербайджанского советского литературоведения, выявле-пя пути исторического развития национальной литературы, заполнения значительного пробела в области изучения истории азербайджанской эстетической мысли в вузах.

Настоящая работа,рассматривающая сложную историю становления азербайджанского литературоведения,макет послужить объективному раскрытию последующих периодов развития теоретико-критической мысли.

Теоретическую и методологачеокую основу исследования определяет марксистско-ленинская философия,теория познания диалектического и исторического материализма.Использованы важнейшие результаты по

I Азербайджанский филиал АН СССР (Аз.ФАН) Личное дело И 42 н Іичное дело й 763 Махмудзаде Али Назима: Аз,«АН Личное дело ІІІ8 Чобанзаде Бекир Вагаб оглы; ЦГАЛИ Азерб.ССР фонд 171: Центральный научный архив АН Азерб.ССР.Арх.Л 2.Личное дело а 67 Эмин Абид Ашедова, ЦГАЛИ Азерб. ССР,фонд Я 170.

истории и теории литературы и искусства,литературной критики и творчества классиков, партийные документа о перестройке;учтены ваанеЛшие достижения советского,в том числе азербайджанского литературоведения, привлечена теоретические положения известных советских историков и философов, связанные с конкретным исследуемым периодом.

Апробация работы. Диссертация выполнена в соответствии с исследовательским планом отдела истории и теории критики,а впоследствии - отдела литературы нового времени Института литературы им. Низами ЛН Азерб.ССР. Основное содержание исследования отражено в монографии "Литературные споры: становление азербайджанского советского литературоведения" (1986), в-статьях, опубликованных в научных сборниках, коллективных монографиях и журналах (общее число статей - свыше 60), доложено на конференциях молодых ученых, на научных сессиях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения я "писка использованной литературы.'