Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль молодой прозы Беларуси 20-х годов и его социокультурная детерминация Барановская, Марина Константиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барановская, Марина Константиновна. Стиль молодой прозы Беларуси 20-х годов и его социокультурная детерминация : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Минский пед. ин-т.- Минск, 1992.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/3613-5

Введение к работе

Актуальность тем».Особое внимание, которое в последнее время уделяется изучению белорусской литературы 20-х годов, продиктовано в первую очередь необходимостью создания новой "Истории белорусской литературы XX века". Именно по этой причине ученые обращаются к, казалось бы, изученному материалу., предлагают новые концепции основных направлений развития белорусской литературы первых послереволюционных десятилетий, анализируют произведения, которые из-за "особенного" идейного содержания ранее не могли стать объектом исследования. Появляются оригинальные историко-литературные работы, которые отличаются от предыдущих более объективной оценкой и богатой фактической основой.

Исследования историко-литературного плана, как правило, содержат характеристику литературы 20-х годов, жанрово-стилевых тен-' денций, художественных особенностей произведений этого периода. Однако, следует заметать, использование названного аспекта предпочтительнее в изучении литературного процесса первого послереволюционного десятилетия, нежели в изучении структуры произведений. Исследование же изобразительных возможностей слова, связей, существующих между системой / произведением / и ее элементами, как частных проявлений определенных тенденций в развитии литературы, предполагает несколько иной подход, специфика которого обусловлена особенностями изучаемого объекта.

Объективность и убедительность выводов монет быть достигнута при условии использования комплексного подхода. В исследовании стиля прозы 20-х годов целесообразно объединить положения теории литературы с разработками по психологии творчества и философии искусства, так как психологический аспект в изучении особенностей художественной формы способствует выявлению генетической специфики стиля, а философский — мотивации эстетических качеств литературы определенного периода, творчества писателя или одного прр-изведения,обусловленных воздействием внутри- и внелитературных факторов.

Чтобы выявить причины тех или иных изменений в литературе, следует всесторонне изучить образную систему и ее компоненты как следствие различных, воздействий. Такой путь исследования даст возможность не только классифицировать отилевые особенности, но и сделать

аргументированные ойобщония, которые могут быть использованы в новой "Истории белорусской литературы XX века".

Целью диссертационной работы являетоя исследование воздействия социокультурной детерминации на процесс развития литературы путем анализа становления индивидуального стиля у разных писателей в литературном контексте 20-х годов»

Материалом исследования послужили рассказы, повести и романы 20-х годов М.Чарота, А,Бабареки, М.Зарецкого, Я.Неманского, К.Кра-пивы, Л.Калюги, А.Мрыя, КЛорного.

Методологической основой диссертации являются положения филос< фии о социальной природе познания, художественной деятельности, о социокультурной.обусловленности творчества. В своем исследовании автор использовал выводы работ отечественных и зарубежных ученых по теории стиля и по истории литературы.

Научная новизна работы заклинается в том, что для исследование стиля прозы использованы положения теории стиля, психологии творчества и философии искусства. Автор диссертации предлагает схему, которая показывает механизм воздействаия социокультурных факторов на стиль» На основа вывода о социокультурной детерминации стиля ведется анализ особенностей образной системы произведений "Маладняка а "У8вншшаи» характеризуются закономерности появления как образа-схемы, так а неповторимого художественного образа. Принцип детерминизма позволяет объяснить причины существования двух типов образ; в прозе 20-х годов, а также выявить факторы, которые обусловили ра 'дачный уровень художественности произведений.

Оригинальностью отмечен выбор исследуемого материала. Кроме довольно известных произведений,объектом анализа стали ранее малоизвестные рассказы А.Бабареки, Л.Калюги, А.Мрыя и К.Крапивы.

Таким образом, философско-лигературоведческий подход в изучении стилевых особенностей прозы 20-х годов — это новая возможное! мотивация структурного разнообразия белорусской литературы XX столетия, характеристики прогрессивных и регреосивных тенденций в раз витай искусства слова.

Теоретическое и практическое значение. Диссертационная работа содерзнт теоретические еыводы о функциональной специфике категорії отнля. Учет двусторонней связи-детерминации, существующей между ли тературой, культурой и социумом, и в связи с этим использование фи лософекпх понятий "социокультурная детерминация" и "форма социокул

урной детерминации" способствует углубленному анализу образной сио-еш произведений 20-х годов, основных тенденций в развитии литера-уш, обусловленных действием двух противонаправленных форм детео-ишапии.

Теоретические разработки и выводы, содержащиеся в диссортатга, югут быть использованы в новой "Истории белорусской литератутш XX шка", в курсах лекций по теории литературы, при чтении спецкурсов jo теории стиля и истории белорусской литературы 20-х годов.

Апробация. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании сафедры белорусской литературы филологического факультета Балгооуки-зерситета и на заседании кафедры белорусской литературы МИМ*

Структура работы, диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.