Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые процессы в русской поэзии второй половины 1920-х годов : (проблема стилевой рефлексии) Морыганов, Андрей Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морыганов, Андрей Юрьевич. Стилевые процессы в русской поэзии второй половины 1920-х годов : (проблема стилевой рефлексии) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского.- Иваново, 1993.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/3564-7

Введение к работе

Актуальность темы, Целостное и объективное осмысление? литературного развития советской, эпохи » его обусловлен!тости как внутренней логикой отечественной культурной традиции. так и внешними социально-политическими ціакторами - одна из насущных задач conременного литературоведения. В ее решении особое значение имеет изучение кризисных периодов, когда слагаемые литературного процесса подвергаются резкой трансформации. Подобные сдвиги обнажают тектонические пласты художественного слова, облегчая аналитическое проникновение в "геологию стиля" и глубинные закономерности, управляющие развитием литературы. Связана это с тем, что кризису, э отличие от упадка, сопутствует включение определенных механизмов саморегуляции. В его ходе достигается большая сущностная открытость вовлеченных в кризисную ситуацию сил, устанавливаются противоречия, вызвавшие лавину деструкции, и одновременна затрагиваются фундаментальные проблемы существования культуры, раскрытие которых предопределяет содержание последующего, "ровного" этапа развития.

Вторая половина 20-х гг - один из узловых моментов в истории русской поэзии XX века. На протяжении короткого временного отрезка сталкиваются два, кризисных процесса. Один из них ведет к окончательному становлению феномена советской поэзии. Другой завершает преобразование течений, так или иначе восходящих к эстетике модернизма, в качественно иные художественные системы. Во второй половине 20-х гг формируются те стилевые модели, актуализация которых во многом предопределяет поэтическое развитие последующих десятилетий.

Научная, новизна. Поэзия второй половины ЗО'-х гг неоднократно становилась объектом исследования с точки зрения общих стилевых тенденций и доминант. Настоящую работу отличает акцент на изучении конкретного механизма их смены и взаимодействия внутри разнородных стилевых объемов. Постановка проблемы стилевой per флексии позволяет уточнить представления о протекании стилевой эволюции, а также устанопить роль явлений стилевого самостраже-ния в литературном развитии в целом. Благодаря приоритетному вниманию к сфере самосознании поэтического слава некоторой корректировке подвергается складывающаяся в последние годы модель литературного процесса советского периода.

Цель и задачи исследования. В настоящей работе предпринята
попытка проследить кал стилевого развития русской поэзии второй
половины 20-х гг в его обусловленности явлениями стилевого са-'
моотражения и с учетом их влияния на литературную эволюцию о
целом. Решению этой общей задачи сопутствует постановка более
частных вопросов! 1} об основных линиях стилевого-развития рус
ской поэзии второй половины 20-х ггш их направленности и точках
пересечения; 2) о механизме реагирования итилевых объемов на
изменения социокультурной ситуации; 33 об основных формах сти
левой рефлексии и соотношении стилевой интеграции и дифференци
ации о поэтическом языке исследуемого периода; 4) о преобразо
вании стилевых традиций начала века и значении периода второй
половины 20-х гг в истории русской поэзии XX века,

В качестве материала, привлекаются наиболее характерные каления поэзии второй половины 20-х годов с учетом их предыстории и последующих изменений Спри отборе учитывались масштаб эволюционных смещений внутри стилевого объема на протяжении второй половины 20-х годов .и-степень усиления рефлективных интенций). В центре внимания находятся как внутренне однородные в стилевом отношении течении і комсомольская поэзия, поэзия обэриутоа;, так и стилевые манеры с различной степенью индивидуальной щмаркированности* (творчество Э. Багрицкого, Н. Асеева, В. Луговского, Н. Тихонова?. В плане изучения св'ллей с общелитературным контекстам и типологическом аспекте рассматривается творчество В. Маяковского. В. Ходасевича, Б, Пастернака, О, Мандельштама. Некоторые значительные явления поэзии второй половины 20-х годов как нуждающиеся в слишком дальних выходах за хронологические рамки исследуемого периода вынужденно оставлены за пределами рассмотрения,

Мртолплпгич^скую и теоретическую, пс-ynny диссертации составляют литературоэедоведческие исследования по теории стиля и проблемам поэтического языка", труды в области культурологии и философской герменевтики, отдельные положения постструктуралистских методологий. Методика исследования опирается на принципы системно-целостного подхода к литературным явлениям и типологический интерпретации их в истерической конкретности» Определенные новации связаны с попыткой актуалиэоиать идел А.Л- Потесни об особой внутренней форме слепа в системе* поэтического языка и

вниманием к недостаточно изученной области "самоопределений* поэтического слова, возникающих внутри стиха.

Прд >гт_цч^с:кпг> яняміяццд. Результаты исследования и лежащая в его of гаве методика анализа поэтического стиля могут быть использованы при изучении истории русской поэзии и явлений современного литературного процесса. Они могут быть также достаточна широко применены в практике преподавания в высшей и средней школе,

Апрпгіаиия райпты. Результаты исследования излагались в докладах на ежегодных научных конференциях в Квзновском государственном университете <1990-1992 гг~), на зональной научной конференции в Свердловском государственном педагогическом институте і март 19В9 г.) , на IV областной конференции молодых ученых и специалистов <Иваново, май 1990 г.?, на VI Фурмановских чтениях в Ивановском государственном университете Ссентябрь-октябрь 1991), использовались при чтении лекций по истории русской литературной критики XX века, разработке просеминария "Творчество 0. Маяковского и русская культура XX векп", проведении практических занятий по введению в литературоведение и факультативных занятий в выпускных классах средних школ г. Иванова. Диссертация обсуждалась на кафедре теории литературы и русской литературы XX века Ивановского государственного университета. Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях обшим объемом около двух печатных листов.

Структура и о6у.р>м раАптн. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, содержащего 207 наименований. Общий объем работы - 230 страниц машинописного текста.