Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура поэтических образов : (на материале поэзии народов Северного Кавказа) Толгуров, Тахир Зейтунович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Толгуров, Тахир Зейтунович. Структура поэтических образов : (на материале поэзии народов Северного Кавказа) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Бакин. гос. ун-т.- Баку, 1990.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/1392-7

Введение к работе

Современное литерзтуроводонье разделено на три слабо свя-зашшх друг с другом корпуса, акцентированных па исследовании фори, смысла и сгрукгурії поэтического текста. Попытки создания новых теоретических подходов локализованы в стикових областях этих традиционных направлений..

Однако понятно "смысл" зачастую трактуется исследователями как произвольно определяемая сяпсетно-эмоциональншг'канва произведения, поэтому формально-смысловые экстраполяции в большинстве случаев несостоятельна.

Работи ез по структуре отличает отсутствие исторического подхода в понимания архитектура тканевых единиц. Временные трансформации предполагаются только на уровне этпко-эстетнческпх категорий, мутации структуры дакэ кэ гппотогируются, что отмочено ещэ М.Бахтиным?

Очевидно, что структурные образования не могут бнть достоверно исследованы ц проанализированы вне контекста их эволюционного развития, прячем сам этот процесс должен рассмагрішгться не как создание новых смислових я формальных конструкции, а как постепенное подключешю все нових п новых ярусов отражения. В некотором смысле, нале понимание эволюция тканевого образа не что иное, как трактовка движения системы от-низких урошей отражения ко.все более слогшим, сам образ - не продукт ач?а рефлексии, а запечатленный процесе, модель момента отражения о наличием соответствующих уровней фиксации посгулатазей информации разного типа.

Актуальность гогдн. Несколько последних лет развития литературной обстановки в стране привели к создании ситуации, в которой зачастую оказываются бессильными традишонннэ методы критиком.: Бахтин М. Проблемы содержания материала и форма в словесном художественном тв->рчэсгпо//Стагы1.-:,;. ,;;уд-;.етствоиная литература, 1933.~

- 'г -ческого и литоратуроведчоского анализа.произведении. Этоиу способствовал и выход на обозрение огромного массива литературы "андеграунда", во многих своих составлящих оказавшзііся ничуть не слабой признанной, и эстетическая реабилитация многих авторов, до этого лребшзавцих вне рамок советского искусства, и демократизация этических канонов, и шюгно другие факторы.

Апларат жо актуальной критика представляет собой на со-годняЕний донь восьма запутанный конгломерат противоположных і'.і'лядов, этшю-фиософених систеы, различных оценочных установок, методик анализа. Следует признать, что ішнешее поло-кешю - результат не только объективной слоаности предлагаемого материала, но и плод несоответствия теоретической бази настоящему этапу, закономерно передавшей свои недостатки кивоії критике.

Ряд исследователей отмечает вступление в силу ранее малозначащего фактора равного взаимовлияния нацкональных литератур, пол;чиЕшего новое функциональное качество в связи с переходом многонациональной советской литературы в фазу культурного полицентризма.

С этой точки зрения крайне ванны проблемы ускоренного развития литератур. Они представляет особую ценность для по-ниглания хода эволюции, так как форсированное развитие предполагает сохранение в стихотворной ткани архаичных типов представлении, т.е. следует ожидать не только хронологической сжатости, но и концентрации всевозможных структур.

В 82оц связи появление за последний период ряда»произво-деиий ищпональных авторов на русском языке может настораживать, 0о свидетельствует об органичном усвоении русской ЛИТО-7

ратур» с соответствующими стереотипами гл тления. Это обстоятельство, сочетаясь с малым количеством носителей языка, и, следовательно, его малой адаптационной потенцией, монет привести к отмиранию определенных групп образов, что крайне нежелательно, но весила вероятно при полном отсутствии методов систематизации и идентификации специфических национальных структур.

Таким образом, актуальность теин определена жпзнонннми требованиям! текущего литературного процесса и, думается, что изучение очерченного круга проблем особенно остро необходимо именно для новописьменных народов, составлягауих большинство этноса Северного Кавказа.

Степень разработанности проблем. К сожалении, статичное рассмотрение поэтического образа явно доминирует в литературоведческих работах, и это обстоятельство естественно суиает рамки его аналитического восприятия на всех уровнях исследований, вплоть до терминологического. Большинство статей и моно- грагоий вычленяют тканевый образ из общего контекста его эволюции, описывают его единовременную интерпретацию. По нашему мнению это - основной и фундаментальный пробел в изысканиях по данному кругу проблем, обусловивший все прочие недостатки исследований.

Проекция же каких-то структурных иди структуропредлолага-ицпх систем на материл поэзии народов Северного Кавказа, видится на сегодняшний день разрозненными эпизодами. Исследователи пренебрегают углубленны!.- разбором ткани прочвведегтіі,-занимаясь'либо.общетеоретическими проблемами, либо описательно-эмпирическими толкования".1:! садетов и идей анторог..

Всё ке по многим аспектам накоплен значительный научный потенциал различной степени приближения к нашому пониманию темы - от решения вопросов в пограничных областях научного поиска, до соприкосновения к прелого схондения в некоторых точках методологического скелета и освещении тэх или иных произведений.

Диссертация учитывает опыт предыдущих изысканий в области формы. Это, в первую очередь, касается работ В.Шкловского и Б.Эйхенбаума, некоторых анализов отилометристов. Из наших современников наибольший интерес представляв! работы М.Гасиа-роза, где наблюдается недвусмысленный выход на уровень инфраструктурной базы стиха.

Основной ко опорой послукали исследования по теории художественного отражения и структуре образа, а именно, работы М.Храпченко, Ю.Лотмана, В.Жирмунского, С.Васильева, М.Арнау-дова, Р.Веймана, Л.Гинзбург, И.Лейзерова, А.Потебни, Х.Редв-кера, К.Кодуэлла, Л.Тимофеева, В.Ванслова,- Г.Гачева.

Анализу конкретного материала поэзии народов Северного Кавказа значительно помогли статьи и монографии К.Зелинского, Г.Гамзатова, Л.Антопольского, С.Рассадина, Г.Асатианп, Н.Дку-сойты, М.Сокуроаа и некоторых других авторов.

Были изучены и диссертащюннве работы, такие способствовавшие уточнений направления научного поиска.

Цель и задачи исследования. Понятие "художественный образ" весьма широко и, включая в себя многие, зачастую неоднородные категориальные признаки, является одним из базовых понятий эстетики. Сложность ого анализа усугубляется разнообразием и непохожестью выразительных средств различных видов мс-куссчва.

Мы попытались вияснить сооигоеониє гносеологической и аксиологической, потенции актуально наличествующего образа в эстетически зпачимом контексте, причины вневременной стабильности, суггестивности их; установить гвнорпрущпо уровни сознания, определить общественное /конвенциональное/ и индивидуальное в художественном образе, установить нутационныевозможности эстетического феномена как такового, его зависимость от социума, от характера практической деятельности.

Автор дал своё толкование тканевого образа как комплекса ассоциаций и обрлссваї ход развития этих комплексов от прос-тейЕИХ ко всё более сложным системам, реализацию их в творчестве отдельных авторов и формирование фонда этих систем.

Но менее ваяным виделось нам перолохеште выработанных .схем анализа на материал поэзии яародоз Северного Кавказа, построение таких-то градационных систем на шкале новнзин-арха-йчностз л, соответственно, больисЗ или меньше!! информационной насыщенности тканевых поэтических единиц, подразумевая под систематизацией подобного рода поиск путей развития гносеологических возмояшостей поэтического языка и мышления.

Научная новизна исследования,. Многочисленные работы по структуре образа, кал правило, посвящэнн двум компонентам - первичному и вторичному'объектам, я признаётся существование лишь внешней ассоциативной связи. Видалив последнюю в качестве конструкционного элемента тканевого образа, мы имеем возможность вияснить способы реализации эстетического заряда тканевых единиц, реальных объектов и их поэтических воплощений, так как именно конструкционная /внутренняя/ ассоциативная связь выполняет роль носителя эстетического в тканевых единицах.

Предложенная трехкомпонентность структуры позволяет проследить эволюционные трансформации образа, а это, в свою очередь, устанавливает связи литературного явления с культурным субстратом; подводит нас к выделению определенных устойчивых конструкции поэтического мировосприятия.

Исследование структуры ассоциативных комплексов, в данной
работе, учитцващзе равноправное существование в образах трёх
базовых компонентов при.решающем значении внутренней, ассоциа
тивной связи, позволило впервые с большой долей вероятности
выделить девять типов тканевых единиц, наиболее широко распрост
раненных в современной ПОЭЗИИ. "

Также впервые проведена массированная проекция определенной структурологической системы на Северокавказский литературный регион.

Г/:етодологической основой явились, принципи' диалектического понимания развития вообще и эволюции эстетического сознания в частности. Автор опирался при этом на труды классиков философии, работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина,

Теоретическое и Практическое значение работы. Предлагав- мая классификация образов предопределяет более, строгий подход при анализе текстов, нежели сложившаяся в настоящее время система описательных определений. Выстроенная градационная цепь тканевых единиц мокет обеспечить жёсткость оценочных критериев на шкале архаичности.

Кроме того, такое понимание образа должно привести к появлению в разработанных проблемах новых направлении поисков.

В этом смысле интересной представляется нам и сфера жанровых изысканий, и разработки в области теории стиля, регио-

- 7 -зальная и нацпонаїчтая локализация - неё, где но: '.т;.-:г»;т vnr«-

fSC УЧЁНОГО 1С КОЛИЧЄСТНЄПННМ С0О7Н0ГМППЯМ ТПГЮТ) ТЭКГ/гуалЫТЧ"

образований. Бполнп оггрардашвдми «нгляцолп би но.та?."і! г-г-зї'—го увязать чисто числовые показатели /допустим, процентное СООТ-НОШеНИв ИКСКЩИХСЯ СТруКТуріШХ еДІШЛц/ С ЄООТВЗїСТІЗЧПІ'Ш'П категориальными комплексами по разделив проблематики и япделить нозяе До'йеренцналшгэ рядь, звести идентификацию пс ксеоіі характеристике текста. Что зо касается яадиш>д.уачы1ого стиля, то при анатазе произведен:]!'! ш показали, что литшы;1 творческий почерк во ІЛІОГОМ зависит от частоты употребления определен-них структур.

Одновременно с этим'ЕОЗКОШІ0 сущостроиплио национальных образований. Нами вияснено, к примеру, что в наотолипіі период поэзия народов Севернсго Кззказа тяготеет к двухуровневым ассоциативным комплексам с ярко вирахоннкм уатернашшм началом, з то врэгм как русско-язучная советская гоэзчя отмечена ипгро-кіш использованием классических' единиц. Лодоопоэ рассмотрение вопроса о сущности я специфике национального в поэзии достаточно оригинально.

Надеемся, что пат подход ».:оетг внести толику ясности в самый болезненный вопрос текущей критики - nopvii и критерии оценки эстетической значності! произведения. '.ІЧ ни в коей мере не претендуем на полное реігсенпо. Но возмгкчость иостроо-ння иерархической лестницы по принципу возрао'гош.еп лноорматіш-ней насыщенности отрицать трудно, хотя,, конечно, количество передаваемой ннформзцчч - отнюдь не гарантия сегетпчоокого качества. Подразумевая, однако, что оволтацчокрчл алгоритм, иду— вд'і'і от простого к сл'.'-кчої.'у, реально переложить на ооотяэтетпу-

- a -

^П"обал.і.ч диссертационной работп. Содерцаш!« диссертации. отписало в статьлч автора, спуоликоиашшх п готоня.цнхся :: почати.

(,'тр.укглуі мюсерггі'.іій. Диссертация состоит из введения, тпох глав, заключения и биоляограуии.