Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова Кадырова, Саида Магомедовна

Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова
<
Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадырова, Саида Магомедовна. Своеобразие творческого наследия Абдуллы Омарова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Кадырова Саида Магомедовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/594

Введение к работе

Актуальность данной диссертационной работы определяется необходимостью исследования творчества Абдуллы Омарова в монографическом плане, учитывая специфику исторической эпохи и те задачи, которые стояли перед образованной частью дагестанской интеллигенции в сложный для нашей республики период, когда она становится частью России. В процессе работы над темой исследования мы обнаружили, что степень разработанности проблемы не отвечает глубине и значимости творческой деятельности Абдуллы Омарова.

Мы также считаем, что в современном дагестанском литературоведении назрела необходимость заново осмыслить и создать историю литературы Дагестана, отражающую более полную и объективную картину развития и становления литературы в нашей республике. Свою крупицу в историю литературы Дагестана внёс и Абдулла Омаров.

Степень изученности темы. Творчество Абдуллы Омарова богато и многогранно. Кроме создания очерков, он собрал и перевёл на русский язык лакские сказки, анекдоты и присловья. В 1865 году он переводит на лакский язык отрывок «Вода, воздух и их видоизменения» из книги К.Д.Ушинского «Детский мир», им составлены учебники на новом, усла-ровском алфавите, в том числе и «Арифметика» (1867), он сам обучал детей на лакском языке.. При непосредственном участии Абдуллы Омарова была выпущена казикумухская азбука с элементами грамматики и хрестоматийным фольклорным материалом. Великолепно образованный для своего времени, Абдулла Омаров был одним из самых активных строителей культурной жизни в Лакии.

До нас дошли и письма Абдуллы Омарова, которые свидетельствуют о его значительной роли в усовершенствовании эпистолярного жанра дагестанской литературы.

Тем не менее, творчество Абдуллы Омарова до сих пор в полной мере не изучено и монографически не исследовано. Так, А.Гусейнаев в предисловии к книге «Абдулла Омаров» отмечает: «В течение более чем ста двадцати лет никто не занимался изучением жизни и творчества Омарова, ни разу не опубликовывались отдельным изданием и труды этого незаурядного человека и писателя».

Действительно, хотя имя Абдуллы Омарова в последние десятилетия и статю более популярным, нет фундаментальных литературоведческих работ по изучению его жизни и творчества. В то же время этнографы давно признали его труды классическими и ссылаются на них как на надёжные источники, лингвисты и фольклористы отмечают значительную роль Абдуллы Омарова в создании грамматики лакского языка и сборе лакского фольклора. Мастерство Абдуллы Омарова и его прогрессивная дея-

тельность не раз вдохновляли журналистов, писателей и поэтов. Народный поэт. Дагестана Юсуп Хаппалаев написал большую поэму об Абдулле Омарове, которая называется «Безгрешный грешник». Писатель Д.Н.Трунов в книге «Свет из России» (1956) отметил заслуги Абдуллы Омарова: «Это был одарённый человек, обладающий незаурядным умом. Он замечателен и как историк, и как этнограф, педагог, собиратель фольклора, переводчик». Особенности языка, лексики и стиля очерков Абдуллы Омарова прослеживаются в исследовании учёных-лингвистов А.А.Абдуллаева и Э.З.Сантуевой «Вопросы языка и стиля русскоязычной прозы А.Омарова, С.Габиева, Э.Капиева» (2000).

Из работ современных литературоведов, посвященных творчеству Абдуллы Омарова, наиболее значительными являются труды А. Гусейнае-ва, С.Х.Ахмедова и Ф.О.Абакаровой.

Абачаре Гусейнаеву, как мы уже упоминали, принадлежит вступительная статья о жизни и творчестве Абдуллы Омарова в книге «Абдулла Омаров. Дагестан: время, судьбы». Он сумел охватить наиболее важные вехи жизни и творчества Абдуллы Омарова, систематизировать все материалы и работы, опубликованные в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и других изданиях. Абачаре Гусейнаеву удалось также собрать, перевести с арабского и лакского языков на русский язык и подготовить к изданию ранее не опубликованные письма писателя-этнографа. Он сопровождает их комментариями, проливающими дополнительный свет на личность и творчество исследуемого автора, и дает общий анализ писем Абдуллы Омарова, адресованных Мирзе Сулейману. В этом мы видим большую заслугу А.Гусейнаева и его неоценимый вклад в дело изучения жизни и творчества Абдуллы Омарова.

Ахмедов С.Х. в работе «Художественная проза народов Дагестана» акцентирует внимание на жанровой природе сочинений Абдуллы Омарова, доказывая, что их следует рассматривать как художественно-этнографические очерки. Подробнее он останавливается на произведении Абдуллы Омарова «Воспоминания муталима», считая, что оно выходит за рамки художественно-этнографического очерка, приобретая черты автобиографической повести. Творческий портрет Абдуллы Омарова и исследование композиции, системы образов и особенностей языка его произведений мы находим также в фундаментальном труде Ахмедова С.Х. «История лакской литературы» (т.1, 2008), являющемся ценным вкладом в современное литературоведение. Профессор Ахмедов С.Х., рассматривая на обширном фактическом материале процесс становления и развития лакской литературы, подчёркивает, что «игнорирование арабоязычных и русскоязычных писателей привело бы нас к искажению сложной картины

формирования и развития национальных литератур, к их значительному обеднению».

Мы находим упоминание об Абдулле Омарове и в труде академика Г.Г.Гамзатова «Литература народов Дагестана дооктябрьского периода» (1982). Классифицируя просветительские течения в дагестанской культуре второй половины XIX века, учёный-литературовед выделяет зарождавшуюся в тот период дагестанскую интеллигенцию в отдельную группу: «...под непосредственным влиянием русской научной мысли зародился совершенно новый тип горской просвещенческой интеллигенции, представленной Казанфаром, А.Омаровым, М.Хандиевым, А.Чиркеевским, Г.-М.Амировым, Б.Далгатом и т.д. Это были не столько художники, сколько идеологи, учёные, этнографы, фольклористы, языковеды, ратовавшие за собирание и изучение национального культурного наследия, за обучение горских детей на родных и русском языках». Мы в целом не можем не согласиться с мнением авторитетного учёного, но в данной диссертационной работе мы попытаемся доказать, что произведения Абдуллы Омарова имеют также и художественную ценность.

В трудах дагестанских учёных-литературоведов, как мы уже отмечали, содержится очень много ценных сведений о жизни и творчестве Абдуллы Омарова, однако они не получили всестороннего исследования.

Таким образом, творчество Абдуллы Омарова в целом осталось мало изученным.

Объектом исследования являются очерки Абдуллы Омарова «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки», а также письма, адресованные своему другу и современнику Мирзе Сулейману, поэту и видному дагестанскому просветителю второй половины XIX столетия.

Предмет исследования - поэтика очерков Абдуллы Омарова и особенности эпистолярного жанра, впервые рассматриваемые в полном объёме в идейно-художественном аспекте.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена критическим отношением к утверждению ряда учёных о том, что сочинения Абдуллы Омарова носят сугубо этнографический характер и лишены художественности, а также тем, что в ней впервые сделана попытка исследовать письма Абдуллы Омарова и составить по ним, насколько это возможно, жизненный и творческий портрет автора.

Цель работы состоит в исследовании элементов художественности в очерках Абдуллы Омарова «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки», а также в анализе эпистолярного жанра писателя-этнографа.

Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:

- проанализировать очерки Абдуллы Омарова «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки»;

выявить и определить соотношение этнографического и художественного в очерках Абдуллы Омарова;

определить роль и значение эпизодов, диалогов и деталей в очерках Абдуллы Омарова;

раскрыть роль и образ автора в очерке «Воспоминания муталима»;

уточнить жанровую природу сочинений Абдуллы Омарова;

исследовать письма Абдуллы Омарова;

проследить жизненный путь и просветительскую деятельность Абдуллы Омарова.

Методы исследования, использованные в данной диссертационной работе, предполагают изучение литературы в её социально-исторической детерминированности. Поэтому нами использованы сравнительно-исторический, культурно-исторический, историко-литературный, а также аналитический методы, ориентированные на изучение внутренней организации художественного текста. Ракурс методов данной диссертации продиктован исследовательской задачей: проследить не только теоретические аспекты возникновения произведений Абдуллы Омарова, написанных в жанре художественно-этнографического очерка, но и выявить типичность и особенность моделей его произведений в результате сопоставления с русской и европейской литературой.

Для решения поставленных задач автор диссертационного труда опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Теоретическим фундаментом исследования стали научные труды русских, советских и дагестанских литературоведов, критиков и культурологов, рассматривающих природу поэтики художественного произведения с исторической, сравнительной, родовой, жанровой и эстетической позиций.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования базируется на фундаментальных научных трудах и монографиях В.Веселовского «Историческая поэтика» (1989), В.Жирмунского «Теория литературы: Поэтика. Стилистика» (1977), М.Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» (1975), М.Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (1972), Г.Гамзатова «Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане» (1978) и «Литература народов Дагестана дооктябрьского периода» (1982), САхмедова «На путях развития дагестанской советской прозы» (1978) и «Художественная проза народов Дагестана» (1996), А.Гусейнаева «Жизнь и творчество Абдуллы Омарова» (1990), ШМазанаева «Русскоязычная литература Дагестана» (1984), ААбдуллаева и Э.Саитуевой «Вопросы языка и стиля русскоязычной прозы А.Омарова, С.Габиева, Э.Капиева» (2000), Г.Мусахановой «Очерки кумыкской дореволюционной литературы» (1959), И.Лейберова «Цебельдинская находка» (1976),

Г.Ханмурзаева «Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века» (1982), Э.Кассиева «Очерки лакской дореволюционной литературы» (1959), К.Султанова «Очерки истории дагестанской литературы XIX - начала XX вв.» (1978), Р.Ф.Юсуфова «Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период» (1988) и др.

Таким образом, теоретической и методологической базой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению, выводы и заключения известных учёных-литературоведов, а также исследования, непосредственно посвященные изучению жизни и творчества Абдуллы Омарова.

Нам представляется важным обратить внимание на личную сопричастность Абдуллы Омарова ко всем проявлениям быта и бытия дагестанского народа, глубокое знание и погружение в жизненный материал и освещение его как бы изнутри. Мир национальной жизни, передаваемый Абдуллой Омаровым, не опосредован «чужим восприятием», а открыт читателю-горцу обилием знакомых с детства подробностей и мелочей, составивших основу подлинной художественности его очерков. Для русского же читателя очерки Абдуллы Омарова открывают жизнь горцев без прикрас, обнажая своеобразие образа жизни, быта и характера дагестанского народа, реалистически воспроизводя национальную специфику.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества Абдуллы Омарова и его просветительской деятельности в отечественном и дагестанском литературоведении. Фрагментарность анализа его очерков и писем побудили автора данной работы сделать попытку глобального анализа сочинений Аб? дуллы Омарова, определить его эстетическую позицию, проанализировать поэтику, стиль и язык его произведений в контексте жанровой принадлежности.

Практическая ценность работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании творчества Аб^ дуллы Омарова. Она позволяет говорить о самобытности и важной значимости творчества Абдуллы Омарова в зарождении русскоязычной прозы и в формировании критического реализма в дагестанской литературе. Основные выводы и положения данной диссертационной работы могут быть использованы в трудах, посвященных рассмотрению путей развития дагестанской прозы, а также внедрены в вузовский учебный процесс. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества Абдуллы Омарова на факультетах дагестанской филологии Даггосуниверситета, Дагпедуниверситета и в педагогических училищах республики, а также материал работы может быть введён в школьную программу по дисциплине «Дагестанская литература».

На защиту диссертации выносятся следующие положения:

1. Абдулла Омаров является одним из основоположников русскоя
зычной прозы в дагестанской литературе. Произведения Абдуллы Омаро
ва носят не сугубо этнографический, а художественно-этнографический
характер.

  1. «Воспоминания муталима» Абдуллы Омарова - автобиографическая повесть с элементами художественно-этнографического очерка.

  2. Творчество Абдуллы Омарова способствовало формированию критического реализма в дагестанской литературе и носит многогранный характер, преимущественно просветительский.

4. В очерках Абдуллы Омарова центральное место занимают Даге
стан и дагестанцы. В них много ценной информации о Стране гор, о лю
дях и их быте, об их нравах и характерах, о состоянии просвещения, кото
рые в совокупности создают яркий и цельный образ дагестанского народа.
Автор объективно и глубоко реалистически отражает окружающую дейст-
вительность и жизнь горцев.

5. Художественно завершённые эпизоды, живые диалоги и исполь
зованные Абдуллой Омаровым в очерках изобразительно-выразительные
средства способствуют созданию ярких образов. Язык очерков Абдуллы
Омарова и меткая и выразительная речь его героев максимально близки к
живой разговорной речи горцев. Национальная лексика, использованная в
очерках Абдуллы Омарова, представляет собой характерный признак рус
скоязычной литературы дагестанцев.

6. Абдулла Омаров во многом усовершенствовал эпистолярный
жанр дагестанской литературы. В письмах Абдуллы Омарова зримо про
ступают образы автора и адресата, а также специфика конкретной истори
ческой эпохи.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета и изложены в статьях и тезисах, опубликованных в научном журнале «Известия Дагестанского государственного педагогического университета». Общественные и гуманитарные науки», в сборниках статей кафедры литературы ДГПУ, в тезисах докладов на межвузовских и внутривузовских научных конференциях. По материалам диссертации опубликовано 6 статей.

Структура и объём диссертации обусловлены объектом исследования, состоянием разработки темы, целями и задачами диссертационной работы. Исследование включает 157 страниц машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.