Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская сатирическая поэзия 50-80-х годов Кашфиева, Ляйсан Амировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кашфиева, Ляйсан Амировна. Татарская сатирическая поэзия 50-80-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Каз. науч. центр ин-т языка, литературы и истории.- Казань, 1991.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/33-7

Введение к работе

Акту.альность_иссле20вания. В условиях перестройки и демократии, когда происходят коренные изменения в жизни общества, крутые перемены в образе мышления и в мировоззрении, закономерным явля -ется возрастание интереса к сатире.Критика и самокритика, как движущие силы прогресса,находят свое художественное воплощение именно в сатирических жанрах.Недаром М.Е. Салтыков-Щедрин называл себя "летописцем минуты".Для сатирических жанров характерна резкая реакция на злободневные вопросы и своевременная их оценка.Это особенно присуще поэтической сатире."Повышенная чуткость поэзии к острой злободневной тематике, к запросам жизни, емкость ее форм,- отмечает А.Жирков,- возможности особо экспрессивного воплощения жизненного материала способствовали широкому и органическому проникновению в нее сатирического начала".

Татарской поэзии с давних времен свойствен комизм. Уже в произведениях поэтов Х1У века С.Сараи.Котб встречаются элементы сатиры и юмора.Едким смехом пронизаны стихи таких поэтов прошлого, как М.Кулый/ХУПв./.Г.Кандалый ДШ./.М.Акмулла /ХІХв./ и др.

Сатира, по мнению В.Белинского, расцветает в периоды общественных кризисов и острой политической борьбы. Бурный рост'татарской сатиры связан с наступлением периода реакции после первой русской революции.Появление на арене смеха таких талантливых сатириков начала XX века,как Г.Тукай,Ш.Бабич,Г.Камал, М.Гафури и др..обусловило качественный скачок сатирических жанров.

После революции 1917 года в сатирическую поэзию приходит Х.Такташ.Вместе с М.Гафури, Г.Камалом, Ф.Бурнашем он направляет сатирическую стрелу против внутренних и внешних врагов страны, яростно борется с мещанством и другими социальными и человеческими пороками.Если-30-е годы характеризуются некоторым сужением спектра воздействия сатиры, что объясняется практикой замалчивания ошибок, недостатков, порожденной культом личности, то в годы Великой Отечественной войны наблюдается некоторое оживление поэтической сатиры, объектом для которой стал фашизм.

%ирков А.В.Русская советская сатирическая поэзия 30-х годов :Дис...канд.филол.наук.-Фрунзе,1964.-с.39.'

2Гуляев Н.А.Белинский о сатире/Др.Томского ун-та:Т.139-~
. о

Послевоенная сатирическая поэзия - новый этап, своеобразная страница в истории национальной смеховой культуры.Она заслуживает внимания как широтой охвата наболевших я до сих пор нерешенных проблем современности, так и своеобразием развития всей жанрово-стилевой системы.В творчестве таких талантливых сатириков этого периода, как А.Файзи, АЛсхак,С.Ъаттал,З.Мансур,Г.Афзал,Ш.Галиев и др., четко прослеживаются новые тенденция развития поэтической сатиры, эволюция ее тем я жанров, средств сатирической типизации. Сатирическая поэзия 50-80-х годов прежде всего интересна тем, что она является зеркалом общественной жизни своего времени.Через большие трудности и препятствия сатирика стремились выявить недостатки псевдосоциалистической действительности, которые тормозили развитие страны.Такие симптомы застоя, как ошибки в руководстве, в политике партии, в кадровом вопросе, в ведении хозяйства,в сатирической поэзии находят отражение yse с 50-х годов.

Татарское литературоведение немало сделало для исследования отдельных периодов и вопросов национальной сатиры / работы Р.К.Га-ниевой.У.Й.Гягладеева.Н.Г.Юзеева-.Т.Н.Галиуллина и др./^Однако в целом сатирическая поэзия 50-80-х годов, закономерности ее тематического и жанрового развития, особенности художественной специфики остаются неисследованными. Необходимость теоретического исследования татарской сатирической поэзии 50-80-х годов связана с тем,что без изучения истории, истоков, эволюции послевоенной поэтической сатиры нельзя понять своеобразие современной татарской литературы в целом и ее. национальное своеобразие.Актуальность настоящей работы определяется также возрастанием роли сатиры в условиях пере-, стройки, злободневностью тем и проблем послевоенной поэтической сатиры и в наши дни.

Теоретической и методологической основой исследования послужили высказывания В.Г.Белинского,Н.Г.Чернншевского.М.Е.Салтыкова -Щедрина,Б.В.Маяковского и др. по вопросам развития и функционирования сатиры, ее художественной специфики.При освещении общетеоретических вопросов, анализе природы комического мы опирались на исследования Ю.Борева,Л.Эвентова,Й.Эльсберга,Е.0змителя,А:2иркова и др.

Исходя из основных проблем нашей работы / традиция и тенденции развития/, изучение поэтической сатиры мы попытались осуществить

многоаспектно.Выявление традиций позволяет глубже заглянуть в истоки, проследить историю развития и становления сатирической поэзии, установить ее взаимрсвязь с мировой литературой, определить национальную специфику татарской сатиры.Тенденции же развития сатирической поэзии в послевоенные годы, этапы ее роста, практическая 'новизна четко прослеживаются в тематическом и жанровом аспектах.

Цль_работы состоит в том, чтобы определить особенности эволюции татарской поэтической сатиры 50-80-х годов, ее национальное своеобразие, место в мировой смеховой культуре.Исходя из этого определены следующие задачи:

изучение фольклорных традиций в сатирической поэзии 50-80-х гойов;

исследование традиций классической национальной .литературы в сатирической поэзии 50-80-х годов;

раскрытие воздействия восточной и западной литератур на разви- -тие татарской сатирической поэзии;

изучение эволюции тем и проблем сатирической поэзии 50-х,60-70-х, 80-х годов, исходя из социально-политических условий;

определение жанрово-стилевого богатства поэтической сатиры, выявление тенденций развития.

^ате^яал_исследдвания. В диссертации анализируются произведения татарской поэтической сатиры 50-80-х годов, а также некоторые произведения устного народного творчества, классической национальной и игровой литературы.

Научную_ношзну. исследования определяют следующие моменты: 1/ выявляются истоки, прослеживается история развития татарской

сатирической поэзии; 2/ определяются этапы развития послевоенной татарской поэтической

сатиры; 3/ выявляется структура жанровой системы татарской сатирической поэзии 50-80-х годов, прослеживается эволюция жанров поэтической сатиры; 4/ фактическая основа сатирической поэзии пополняется за счет исследования творчества нового поколения поэтов-сатириков 8С-х годов.

!ІВ5І5ї!ЇЗ1я^З^М22їь_имле^вания.Ь'атериал диссертации может быть использован при чтения вузовского курса лекций, при подготовке спецкурсов,'а такае при составлении учебных пособий по

татарской литературе.Диссертация может служить основой монографического исследования татарской сатирической поэзии.

Апробация. Основные положения диссертации отражаются в 6 публикациях. По изучаемой проблематике сделаны выступления на Итоговых научных конференциях КГУ в 1990,1991 годах, на конференциях, посвященных 70-летию образования ТССР и 90-летию Х.Такташа. По теме дассертащга прочитаны лекции студентам 4-5-х курсов факультета татарской филологии, истории и восточных языков КГУ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.