Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Балоева Ирина Казбековна

Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие
<
Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балоева Ирина Казбековна. Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Владикавказ, 2006.- 133 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1621

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Хронологический анализ лирики Г.Г.Малиева 17 -51

1.1. Лирические стихотворения, написанные Г.Г.Малиевьш с 1907 по 1924 гг. 17 - 44

1.2. Художественно-стилистические особенности поэзии Г.Г.Малиева 45-51

Глава II. Фольклорное отражение исторических событий как тематическая основа поэм Г.Г. Малиева 52 - 97

Глава III. Идейыо-художественные особенности прозы Г.Г.Малиева и водевиля «Охотники» 98 - 113

Глава IV. Тематика и проблематика публицистики Г.Г.Малиева 114-119

Заключение 120 - 127

Библиография 128 - 133

Введение к работе

Георгий Гадоевич Малиев, осетинский национальнвгй поэт, писал на осетинском и русском языках. Его поэзия явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманнвіх чувств осетинского народа. Плодотворное влияние поэта, писателя и драматурга сказалось во всех областях родной культуры. Г.Г.Малиев - основатель дигорской художественной литературы. Его величие как поэта-прозаика, публициста и драматурга признано всем осетинским народом.

Георгий Гадоевич Малиев родился 23 октября 1886 года в селе Христиановское.

В 1902 году Г.Г.Малиев закончил двухклассную приходскую школу в Махческе. В 1903 году поступил в Ардонскую духовную семинарию, однако был исключен в 1907 году за участие в бунте против руководства семинарии. Он пытался все же продолжить образование в Москве, в Баку, но его мечта так и не осуществилась, и он вернулся на родину.

В 1913-1914 годах Георгий Гадоевич работал корреспондентом газеты «Терек» в Моздоке, а с 1914 г, по 1917 год жил во Владикавказе и был корреспондентом все того же «Терека» («Горская жизнь», «Терские ведомости»).

В 1917 году группой осетин была образована революционно-демократическая партия «Кермен», его первым председателем избрали Георгия Гадоевича Малиева. В течение шести месяцев он возглавлял эту партию, но когда советская власть окончательно укрепилась в Осетии, неожиданно для всех, вышел из партии. Что побудило его на этот шаг, так и осталось тайной. Высказывались разные версии, но как считает А.Туаллагов: «Г.Малиев перестал верить в то светлое будущее, которое, как он надеялся, принесет революция». Это никоим образом не повлияло на его творческие принципы: он как был, так и остался великим

1 Туаллагов А. Приговоренные к бессмертии. Владикавказ, 1996. С.200.

4 гуманистом и поэтом, и целиком отдался поэзии. Своим острым пером и глубоким талантом Г.Малиев пытался бороться за истинную свободу народа, за равноправие. Он не отошел от общественно-политической деятельности окончательно (в 1917-1918 гг. он работал инструктором комитета по земельным делам народного комиссариата во Владикавказе), но главной для него была поэзия и неизмеримо то, что он создал для своего народа.

С 1923 по 1928 годы Г.Малиев работал в Дзинаге директором школы. Еще живы некоторые его ученики, которые вспоминают его добрым словом, гордятся тем, что учились у такого большого поэта.

В 1934 году Г.Малиев стал членом Союза писателей Северной Осетии. Но именно в те же годы над праведным, любимым всем народом поэтом сгустились черные тучи, он «гордый, правдивый, талантливый, бескомпромиссный, мешал многим в основном посредственностям, рвавшимся к благам, должностям и народному признанию». В ход пошли ярлыки, грязные домыслы, попытки избавиться от него, спрятав его за тюремными решетками. Но оказалось не просто собрать компромат на такого честного и чистого человека. И все же это случилось, слухи, порочащие доброе имя, сделали свое гнусное дело: Г.Малиев был арестован и осужден на десять лет. Он был сослан в Сибирь и годы неволья провел где-то в глухой тайге. Он заболел туберкулезом легких и в 1942 году умер.

При жизни поэт издал две книги своих произведений: первая из них вышла в ] 924 году в Берлине, в нее вошли стихотворения и поэма «Симд Нартов», написанные на русском языке; вторую книгу под названием «Ираф», изданную в 1935 году в г.Орджоникидзе, составляют произведения, созданные автором на родном языке: стихотворения, поэмы, три новеллы и водевиль в стихах «Охотники». В 1957 году Северо-Осетинское книжное издательство осуществило второе издание этой

~ Там же.

5 книги, снабдив ее предисловием поэта К.Казбекова. Спустя три года, в 1960 году в издательстве «Советский писатель» выходит сборник стихотворений и поэм Г.Малиева в переводе на русский язык Т.Стрешневой. Сюда вошли произведения из книги «Ираф» за исключением нескольких стихотворений, вышеназванных новелл и водевиля «Охотники». Издание сочинений поэта на осетинском и русском языках («Ираф», издательство «Ир», г. Орджоникидзе, 1973 г.), предваренное вступительным словом (что сохраняется и в настоящем издании) великого ученого-ираниста, лауреата Государственной премии СССР академика В.И.Абаева - друга Г.Г.Малиева и большого знатока его творчества, является первой попыткой наиболее полно представить перед читателем творчество одного из классиков осетинской литературы. Но и в него не вошли некоторые его произведения, опубликованные в периодической печати как в дореволюционное время, так и в годы советской власти. Не нашли здесь место, оставшиеся в рукописных вариантах стихи «Дзираска» и «К Сармату» (оба на русском языке). Многое из творческого наследия поэта до сих пор не обнаружено, и потому его нельзя назвать полным собранием сочинений. В свое время, к примеру, редактор первого издания «Ираф» Сармат Косирати в письме на имя первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВКП(б) К.Бутаева, где выражал негодование и возмущение по поводу пасквиля, представленного в обком неким Дзугаевым в качестве рецензии на эту книгу, в частности, писал: «В книге «Ираф» не помещены несколько стихотворений...». К сожалению, до сих не установлено о каких именно стихотворениях шла речь. В 1925 году поэт Андрей Гулуев опубликовал в «Известиях» Осетинского научно-исследовательского института краеведения (вьш.1) рецензию на сборник «Горские мотивы». И в ней есть строки, которые также, как и сообщение С.Косирати, наводит на мысль о том, что литературное наследие Георгия Малиева собрано на сегодняшний день

3 Малиев Георгий. Произведения. Владикавказ: изд-во «Ир», 2005. С. 15.

далеко не в полном объеме. «В сборник стихов Георгия Малиева, - пишет рецензент, - не вошли некоторые известные нам стихотворения, вероятно,

затерянные поэтом, но принадлежащие к лучшим его созданиям...». Профессор Г.Дзагуров в своей рукописной книге «Малиев Георгий Гадоевич. По личным воспоминаниям» пишет: «Георгий Малиев страдал одним качеством, которым страдали многие поэты (например, знаменитый народный поэт Барон): большой доверчивостью и вместе с тем и необычайной рассеянностью, он легко расставался со своими рукописями, отдавал их другим лицам и забывал об их существовании. Известно, что у него был готов в рукописи сборник его произведений на дигорском диалекте; он, не долго думая, опрометчиво вручил свой сборник московскому рабфаковцу Еликоеву, который уверял его, что в Москве он легко добьется его издания. Рукопись сборника Г.Малиева Еликоев положил в свой чемодан, но чемодан был украден по дороге в Москву. И бесценная рукопись Г.Малиева навсегда потеряна для осетинской литературы. Так как у него не было привычки сохранять копии своих произведений, то он не смог восстановить свой сборник». Есть и другие свидетельства относительно драматической судьбы многих произведений поэта. Кандидат филологических наук А.Хадарцева в своей книге «История осетинской драмы» (часть 2) пишет: «Поэт Васо Малиев, сын писателя, принес листок единственный сохранившийся в семье писателя автограф. Полуистертый листок содержал стихотворный текст о каких-то абреках. На память пришли воспоминания поэта А.Гулуева, который писал, что в 1922 году принимал участие в обсуждении драматической поэмы Г.Малиева «Буря», что речь шла в поэме об абреках и ее рекомендовали к постановке на сцене»/1

Если к этим сведениям о потерянных трудах Г.Малиева добавить воспоминания его детей об исчезновении во время войны большого

4 Там же. С. 17.

5 Ж. «Ираф». 1986. С.27.

6 Малиев Георгий. Произведения. Владикавказ, 2005. С.10.

7 чемодана, заполненного рукописями новых произведений, статей, писем, документов, то станет ясно, что трагедия поэта не закончилась его мученической смертью в ГУЛАГе, злой рок безжалостно уничтожил и его творческое наследие, оставшееся в рукописях.

Актуальность исследования. Обращение автора данного исследования к творчеству Г.Г.Малиева обусловлено недостаточной изученностью культурно-исторического и художественного значения творчества видного осетинского поэта и писателя современности. Изучение его творческого наследия имеет особое значение для научного освещения истории литературы и задач дальнейшего развития национальной литературы. Не вызывает сомнений и необходимость изучения влияния художественного мировоззрения осетин на постепенное формирование творческой индивидуальности Г.Г.Малиева, так как на современном этапе развития литературной мысли творческая индивидуальность писателя рассматривается в тесной связи с проблемами национально-художественного мировоззрения.

Творчество Г.Г.Малиева до сих пор подвергалось историко-
библиографическому или историко-литературному анализу.

Примечательны в этом плане труды Ш.Джикаева, Г.Дзагурова, В.Абаева и

ДР-

Надо помнить, что в середине XX века художественные ценности творчества поэта и писателя многими критиками рассматривались через призму политической конъюнктуры. Идеология искажала подлинное содержание произведений и ограничивало научное освещение творческих достижений автора. Данная диссертационная работа является первым монографическим исследованием наиболее важных моментов творчества Г.Г.Малиева, выявляющим колорит и особенности мировосприятия осетинского поэта и прозаика.

Степень изученности темы. Первым, наиболее глубоким истолкователем творчества Г.Г.Малиева был литературовед, писатель

8 Х.Ардасенов. Критик отметил в творчестве поэта следующее: «И в осетинских и в русских стихах Г.Малиева мы ощущаем страдание и горе народа, его возмущение и гнев, любовь к свободе. Поэт широко пользуется народно-фольклорными художественно-изобразительными средствами. Его образы, его язык тесно связаны с поэтикой народных песен».7 В то же время высказывались ошибочные суждения. Критик Х.Ардасенов писал: «Поэт ненавидел социальное неравноправие и глубоко сочувствовал бедноте. Но по своим идейно-эстетическим воззрениям дальше сочувствия и желания свободы не шел. У поэта не было ясного понимания путей к свободе, в его лирике говорится только о предчувствии надвигающейся социальной бури... Понятие свободы носит у Г.Г.Малиева весьма абстрактный характер». Заканчивая рассмотрение сборника стихов Г.Г.Малиева, Х.Ардасенов заключил: «Г.Г.Малиев - один из лучших осетинских лириков. Его красочные поэтические образы всегда будут украшать нашу поэзию». Взгляды на сущность и значение творчества Г.Г.Малиева развили поэты К. Казбеков и А.Гулуев, а также писатель Т.Бесаев.

Поэт А.Гулуев видит реальную жизненную почву преобладания меланхолических черт в поэзии Г.Г.Малиева. Он пишет: «Г.Г.Малиев -лирик, основной тон его творчества - меланхоличный. У поэта не найдете светлых жизнерадостных песен... Но поэт не выдумывает... Г.Малиев -прост и мощен в стихах. Обаяние его стихов неотразимо».

Поэт К.Казбеков писал о Г.Г.Малиеве: «Из всех писателей, которые писали и пишут на дигорском языке, еще никто не поднялся до творческого уровня Г.Малиева. Язык писателя точен и ясен, ритмика -словно звуки гармони, сюжеты его рассказов по своей композиции как клубок нити».10 Он объясняет причину присутствия меланхолии и тоски в творчестве Г.Г.Малиева его биографической особенностью: «Свои детские

7 Ардасенов X. О Георгие Малисве. В кн.: Малиев Г. Ираф. Ордж,, «Ир», 1980. С.42. й Там же.

9 Гул у ев А, Малиев Георгий (воспоминание). Ордж., «Ир», 1976. С.74.

10 Казбеков К. О Г.Малиеве./УРастдзинад. - 1986.-3 дек.

9 годы Г.Малиев провел в царское время, когда трудовой народ находился под двойным гнетом. В горах Дигории поэт видел мучительную жизнь народа, он был свидетелем того, как Баделята и кабардинские князья притесняли горцев. Поэтому в творчестве Г.Малиева главное место занимает тяжелый образ жизни народа, борьба против местных и кабардинских богачей, призыв народа к борьбе за свою свободную жизнь».11

Писатель Т.Бесаев дает высокую оценку творческой деятельности Г.Малиева. Он ставит поэта и писателя на один уровень с корифеями осетинской литературы, говорит о важности и значимости его творческого наследия, а также утверждает, что его сборник «Ираф» необходимо «грамотно» издать, что Г.Малиев отражает в своем творчестве идейную борьбу народа против своих угнетателей и называет единственным после К.Хетагурова «великим талантом».12

Важным звеном в изучении творчества Г.Г.Малиева явилась деятельность профессора Г.Дзагурова. Ему принадлежит одна из первых попыток собирания и издания текстов Г.Г.Малиева. Он дал высокую оценку его творчеству и позитивному влиянию на процесс развития осетинской культуры и его народа. Он писал: «Творчество Г.Малиева -большой шаг вперед в художественном развитии осетинского народа... совесть Г.Малиева осталась чистой перед его поколением. Его след не исчезнет перед последующими поколениями, а его имя всегда будет громко звучать наряду с прославленными сыновьями осетинского народа».13

Возросший интерес к творчеству Г.Г.Малиева определяется юбилейными выпусками сборников стихов «Ираф» в 1935, 1957, 1973, 2006 годах.

1 Там же.

J Бесаев Т.Г. Малиев. - Мах дуг. 1986, № 10. С. 15.

"' Там же.

Основополагающую роль в изучении творческого наследия Г.Г.Малиева сыграла статья В.ИЛбаева. Он ценил осетинского писателя за гражданский пафос его поэзии. По достоинству восхищаясь творческим гением Г.Г.Малиева, В.И.Абаев отмечал глубокое проникновение малиевского стиля народно-поэтической стихией. Он писал: «Ничем по одежде не выделялся из толпы. Но в этой скромной оболочке простого горца-пастуха скрывался вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель. Он звал молодежь к свету и к подвигу».

Качественно новым этапом в изучении Г.Г.Малиева явилось современное литературоведение. Творчество поэта стало поистине всенародным достоянием, раскрываясь в новых гранях своего неисчерпаемого содержания. В юбилейный 1986 год в честь 100-летия со дня рождения Г.Малиева издается сборник стихов «Ираф», куда включены ранее неизвестные произведения. Возросший интерес к творчеству Г.Г.Малиева способствовал изданию нового журнала «Ираф» в 1991 году под руководством сына писателя В.Малиева. Здесь широко представлены произведения Г.Г.Малиева, научно-критический подход к отдельным сочинениям писателя, а также представлен жизненный и творческий путь Г.Г.Малиева, его литературное окружение и общение, отзывы критиков, читателей, воспоминания современников, конкретный социально-исторический фон деятельности.

Принципы интенсивного, углубленного изучения художественных текстов, отдельных образов Г.Г.Малиева претворяются весьма интересно, часто тонко и оригинально в работах поэта Р.Бабочиева, профессоров: Ш.Джикаева, З.Салагаевой, А.Магометова, М.Исаева, Т.Гуриева, С.Сабаева, а также критика-литературоведа Б.Хозиева и др.

Одним из первых исследований жизни Г.Г.Малиева явилась статья «Георгий Малиев» в книге А.Туаллагова «Приговоренные к бессмертию», известная не только специалистам, но и широкой читательской публике. В

1,1 Абаев В. О Георгие Малисве. В кн.: Малиев Георгий. Ираф, «Ир», 1973. САО.

11 ней собран и систематизирован обширный фактический материал, строго документированный, что делает ее незаменимым пособием в малиевских изысканиях.

Поэт Р.Бабочиев, многие годы изучающий архивные материалы, связанные с биографией Г.Г.Малиева, существенно изменял представления читателей о жизни и творчестве поэта и его окружения. Поэт писал: «К.Хетагуров и Г.Малиев не случайно стоят рядом в нашей национальной истории. То, что удалось совершить этим двум гениям в своей короткой жизни никому уже не удалось после них. Не застав жизнеспособные литературные традиции, они поднялись на вершину Парнаса».15

Критик-литературовед Б.Хозяев считает, что лирическим и эпическим героям Г.Г.Малиева свойственна героическая борьба за лучшее будущее, их души полны возвышенными чувствами». Критик пишет, что «читая произведения Г.Малиева, перед глазами читателя проносятся удивительно красивые горы Осетии. Перед нами предстают образы сильных и талантливых героев, которые ставят превыше своего счастья счастье своего народа, делают нас сильными и дают нам опору в жизни».

А.Магометов ценит творческое наследие поэта за его патриотический пафос, называет Г.Малиева «певцом новой жизни». В своей статье «Лиру посвятил народу» А.Магометов делает упор на духовное родство поэта с его народом, на его активную социально-политическую жизнь. «Писатель хорошо чувствовал биение пульса общественной жизни, чувствовал каждой своей клеткой, был чуток к политической ситуации, публично отзывался на важнейшие перемены».

В своей статье в честь 100-летия Г.Г.Малиева поэт А.Кодзати называет «естественным» преобладание в творчестве поэта «мотивов скорби и сострадания к обездоленным». А.Кодзати считает, что талант Г.Малиева более всего проявился в лирике. Он пишет: «В ярких

15 Тан lite.

"' Хозиев Б. Гимн «свободы и света».//Растдзинад. - 2003. - 3 ноября.

17 Там лее.

18 Магометов А. Лиру посвятил народу//Молод. ком. 1986. 29 окт.. с.7.

12 романтических красках воспевается любовь чистая, неподдельная, духовное богатство простого народа. Подчас в строках преобладают грустные ноты, но это придает им еще большую задушевность и очарование».19

Профессор Ш.Джикаев считает Г.Г.Малиева народным поэтом, в творчестве которого «видны были его душевный мир, сердце народа и его ум». Он сравнивает песни Г.Малиева с «бриллиантами», которые поэт достал из глубины своего сердца и щедро подарил своему народу. Критик считает, что песни Г.Малиева являются для нас богатством, а для поэта -памятником.

Уместно сказать уже об издании его трудов к 120-летию. Эта книга «Малиев Георгий». (Владикавказ, книжное издательство «Ир», 2005 г.). Появились новые публикации.

Объектом исследования является лирика, поэмы, водевиль «Охотники», публицистические и прозаические произведения Г.Г.Малиева. Исследуются также изобразительные средства и методы художественного воплощения действительности. Определяется обусловленность выбора темы и жизненного материала творческими задачами писателя.

Целью диссертации является определить тематику, проблематику и жанровое своеобразие творческое наследия Г.Г.Малиева.

Осуществление поставленной цели определило необходимость решения следующих основных задач:

выявить основные мотивы лирики Г.Г.Малиева;

исследовать исторические события основ поэм Г.Малиева;

проанализировать идейно-художественные особенности новелл и водевиля «Охотники»;

дать тематическую характеристику публицистики Г.Г.Малиева;

|,; Кодаати А. Дружно идите к свободе!.. [К 100-летию со дня рождения Г.Малиева].-Соц. Осетия. 1986,

31 опт. 2(>ДжиккаевШ. Песнь бриллианты [К 100-летию со дня рождения Г.Мнлиева].-Растдзинад, 1986, 31 окт.

Научная новизна диссертации. Творческое наследие Г.Г.Малиева впервые исследуется в столь широком плане.

Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата творчества Г.Г.Малиева, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы, сделанные исследователями осетинской национальной литературы, диссертант попытался наиболее полно представить и обобщить творческое наследие классика осетинской поэзии. Внимание уделяется не только основным произведениям поэта, помогающим в создании целостной картины художественного мира его творчества, но в отличие от своих предшественников диссертантом анализируются также произведения, которые не были опубликованы ранее: это стихотворения «К Сармату», «Звуки», «Дзираска», поэма «Подвиг» и публицистическая статья «Чи бегара дазбэзл йес?». Помимо этого с современных позиций рассматриваются проблематика и жанровое многообразие творческого наследия Г.Г.Малиева. Это позволило прийти к соответствующим выводам в оценке творчества великого поэта.

Источниковую базу исследования составляют как опубликованные, так и не опубликованные документы и материалы, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Неопубликованные архивные документы и материалы. Среди них в первую очередь произведения самого Г.Г.Малиева, письма и воспоминания других людей, документы партийных и советских органов. Некоторые из них вводятся в научный оборот впервые. Они извлечены диссертантом из Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.И.Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия - Алания (СОИГСИ им.В.И.Абаева ВИД РАН и Правительства РСО - А.). Здесь были найдены стихотворения «К Сармату», «Звуки», «Дзираска», поэма «Подвиг» и публицистическая статья «Чи бегара дагбазл йес?».

2. Вторая группа источников представлена произведениями
Г.Г.Малиева, опубликованными в разных изданиях - газетах, журналах,
сборниках стихов. Среди них в первую очередь книги «Горские мотивы» и
«Ираф».

3. Третью группу источников составляют материалы периодической
печати. Это газеты «Терек», «Терская жизнь», «Терское эхо», «Хабар»,
«Правда», «Ног цард», «Горские мотивы», «Горская жизнь»,
«Социалистическая Осетия», «Растдзинад», «Северная Осетия» и др.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды осетинских литературоведов: Х.Ардасенова, А.Гулуева, Ш.Джикаева, Н.Джусоева, Г.Дзагурова, С.Сабаева, А.Тибилова, А.Хадарцевой, а также была ориентация на труды известных теоретиков и историков русской литературы: Г.Белинского, В.Виноградова, А.Веселовского, Л.Гинзбурга, Г.Ломидзе, Ю.Лотмана, Н.Надъярных, Г.Поспелова, М.Полякова, В.Сквознякова, К.Султанова, В.Шербина, Г.Фридлендера, М.Храпченко и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении специальных курсов на филологических факультетах Северо-Осетинского государственного университета, Северо-Осетинского государственного педагогического института, в работе школьных учителей.

Апробация диссертации. Результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры русской литературы СОГУ. Основные положения исследования изложены на страницах литературных журналов «Ираф», «Мах дуг» и в сборнике научных трудов Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова.

Структура диссертации. Данная диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и списка использованной литературы.

15 Положения, выносимые на защиту.

  1. Судьба Г.Г.Малиева и судьба Осетии в начале Ал века так или иначе обусловили тематическую направленность творчества поэта, в котором отразились самые сложные политические, социальные, нравственные проблемы.

  2. Идейно-художественный анализ стихотворений Георгия Малиева, проведенных в хронологическом порядке, дали возможность проследить путь становления поэта, процесс развития и формирования Г.Г.Малиева как гражданина и писателя, эволюцию его мировоззрения и эстетических принципов, роста творческого мастерства.

3. С 1907 по 1924 годы Георгий Малиев написал
высокохудожественные стихотворения, в которых показал не только
тяжелые условия жизни трудового осетинского народа, но с помощью
разных образных средств призывал бороться за свои человеческие права.

  1. Георгий Малиев творчески осваивал как достижения осетинской поэзии, так и богатство народной поэзии, что сочеталось в его творчестве с изображением самой народной жизни. Он один из первых среди осетинских поэтов советской эпохи начал практиковать обработку произведений фольклора. В поэмах Г.Малиев показал свободолюбивый характер осетинского народа, его борьбу за свою свободу, патриотизм и гуманность.

  2. Г.Г.Малиев как талантливый поэт мастерски пользовался самыми разными художественно-стилистическими средствами: синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями, риторическими вопросами и др.

6. Г.Г.Малиева можно назвать и мастером звуко-ритмической
организации стиха. Он довел до совершенства систему рифмовки. Звуко-
ритмическая инструментовка стиха у Г.Г.Малиева служит усилению
изобразительности, углублению мысли, эмоции и др.

7. В своих коротких рассказах Г.Г.Малиев обращал внимание на
нравственные проблемы общества, на низкие нелепые проявления

неустройства людского мира. Он поднимал проблемы социально-экономической приниженности крестьян, своевольное вмешательство представителей местных властей в жизнь простого труженика, влияние частной собственности на психологию человека.

8. В публицистических статьях Г.Г.Малиев уделял внимание вопросам формирования осетинской интеллигенции, показал отрыв обучения от жизни, боролся за чистоту родного языка, против спекуляции истории осетин в корыстных целях. Особое внимание поэт уделял совершенствованию учебного процесса. Публицистика Г.Г.Малиева дала нам право говорить о том, что он является крупным деятелем культуры и просвещения осетинского народа.

Лирические стихотворения, написанные Г.Г.Малиевьш с 1907 по 1924 гг.

Хронологическая систематизация поэзии Г.Г.Малиева способствует полному и ясному осмыслению эволюции поэтического мышления поэта, его духовного развития и мироощущения. При таком подходе учитываются обстоятельства, которые, независимо от воли автора, не могли не оказать влияния на его творческую деятельность и, больше всего, дух времени, в которое он явился, нравственное состояние, в котором Г.Г.Малиев застал общество. События его личной жизни также оказались в тесной связи с его творчеством.

Свое первое стихотворение Г.Г.Малиев написал в 1907 году, когда ему был 21 год. Уже в первом юношеском лирическом произведении отчетливо проявились скорбные думы автора о тяжелой судьбе своего народа Феелорс мазйаз - арви кизгэз, ТуНТЖ НИВЕЄНДГ32Й, Исцудеей бгерзонд, герттевгЕе, Хоыхмаз баходгагй.

(«Цазхъал») Если луна, поэтически названная дочерью неба, несмотря на свою бледность, весело плывет в небесных просторах, сияя и улыбаясь горам, то на земле ночные волны Терека, теснимые гранитными скалами, воют и стонут. Их брызги поэт сравнивал с чистыми слезами, льющимися из скорбных глаз Пурф кгенунца? еж фур мжетгей Листаг тъинггитге Цума хауй йеске цазстазй Ирд цэгети сугтэг.

На первый взгляд создается впечатление, что целью поэта было воспроизведение родного пейзажа. Но если глубже вникнуть в содержание, то можно увидеть, что образ горного потока, бьющегося о гранитные скалы, - это символическое изображение суровых условий жизни трудового народа, его стремление к свободе. «С одной стороны - баллада определенно говорит о том, что будущий большой художник смело и твердо встал на путь создания эпических и героико-романтических произведений, с другой - это как бы предвестник трагической судьбы самого Георгия».

Г.Г.Малиев, выходец из народной среды, на себе испытал все те унижения и испытания, которые выпадали на долю бедного человека. Ему были знакомы все те социальные препятствия и ограничения, которые вставали перед его сословием к образованию.

Как нам известно, поэзия Г.Г.Малиева тесно связана с его жизнью, а таюке, она выходит из самой жизни. Не из книг почерпнул он ненависть унижению человеческого достоинства в современном ему обществе, он сам перестрадал болезнями своего времени и перенес на себе тяжкое влияние его устарелых форм. Поэтому он верно изображает в своих лирических произведениях условия жизни простого человека. Ему хорошо были известны те социальные ограничения и препятствия, которые были на его пути к свободной жизни. Прочувствовав это до глубины сердца и найдя там отзвук, Г.Г.Малиев умело перенес впечатления воспринятой действительности своим творческим пером на бумагу, изобразив их с особенной любовью и состраданием. Поэтому аура его стихотворений носит несколько тоскливый, мрачный оттенок, навевая на читателя грустное впечатление.

После исключения Г.Г.Малиева из семинарии за участие студентов в волнениях, он пытался продолжить образование в российских городах. Однако, из-за своего скудного материального положения ему не удалось

Кодзати А. Дружно идите к свободе//Соц.Осетия. - 1986. - 3 дек. поступить ни в одно высшее учебное заведение России. Поэтому поэт в знак протеста против установившегося социально-политического уклада жизни в царское время, где «бедняк» - что «враг постылый», написал стихотворение «Между прочим» (1909 г.). Здесь автор в саркастической форме говорит о тех препятствиях, которые неминуемо вставали на пути «бедного отрока», пытающегося «достучаться» до «дверей храма науки славной», С болью в сердце и- отчаянием поэт заметил, что перед лирическим героем его стихотворения закрылись двери и ему ничего не осталось, как выйти вон, «проклиная удел свой горемычный». «Стихотворение «Между прочим» навеяно тяжелым положением поэта после исключения его из семинарии, в результате которого он оказался лишенным возможности продолжить свое образование».

В стихотворениях «Возвращение» и «Путевая песня» (1909 г.) поэт мастерски изобразил условия жизни горцев в тесных ущельях. Эти строки написаны поэтом в тяжелые минуты нравственной апатии и душевного отчаяния. «Изнемогший, уставший, роком злым гонимый, средь людей в дальней стороне чуждый», поэт возвратился в свой «родной аул», «юности обитель» и просит его: Приюти ж скитальца, уголок родимый, Облегчи приветом грудь больную мне. («Возвращение»)

Вернувшись в свой родной аул, первое, что увидел лирический герой, это «вековую башню», «молча и угрюмо» застывшую от страданий и слез горцев. Страж многолетний - немой свидетель многовековых страданий осетинского народа - напомнил лирическому герою, насколько несчастны горцы. «В мрачных, тесных» ущельях, где проносится пугающий «дикий крик орлов», в «шелесте трав» слышался «скорбный зов» многострадального народа. Но как бы ни страшил его «дикий крик орлов», как бы ни печалил его «плачущий и скорбный зов» бедных осетин, поэт предан им и любит сыновней любовью свой родной аул - «юности обитель». Здесь он родился, с ним связаны его светлые, юные воспоминания. Вместе с его обитателями поэт на себе испытал тяжелые условиях жизни горцев. Пронзительная, душераздирающая песня-стон о «погибших мечтах» родилась в груди поэта. Горько видеть поэту свой народ забитым и стесненным горными трущобами, куда не проникнет свет науки и знаний.

Художественно-стилистические особенности поэзии Г.Г.Малиева

Художественно-стилистические особенности каждого писателя - это в первую очередь язык писателя. Язык писателя - совокупность различных художественно-стилистических приемов, которые по определению видных российских литераторов, включают в свой состав такие средства, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, риторические вопросы, звуковые повторы, анафоры, повторения и т.д. Все они помогают поэту в создании художественного образа, усилении эмоциональности и экспрессивности, типизации характера.

Г.Г.Малиев широко использовал эпитеты. Они, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывают в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом поэтом в том или ином аспекте. В поэзии Г.Г.Малиева эпитеты прямо выражают отношение писателя к изображаемому. Например: «золотые красные волосы», «ясное солнце», «ясный взгляд» и т.д. Не менее важным изобразительно-выразительным средством языка поэта является прием сравнения. Например, «дева увяла как павший цветок», «вдруг на дворе, как злая кошка, осенний ветер заревел», «как глаз кошачий, огонь вблизи сверкнул» и т.д. Они, содержат эмоциональную окраску, выражая непосредственное отношение автора к изображаемому. Г.Г.Малиев с помощью сравнений усиливал выразительность лирических произведений. Для привлечения внимания к тому или иному явлению поэт широко использует приемы риторического обращения и риторического восклицания. Поэт пользовался им для описания душевного состояния лирического героя. С помощью риторически вопросйїпозт сосредотачивал внимание читателя на той или иной проблеме, но не для того, чтобы получить ответ от читателя. Например: «Почему я немой?», «Что случилось, не кружится веретено?», «Ой, ана, что мне делать?» и т.д. Ту же функцию, что и риторические вопросы, выполняли риторические обращения и восклицания. Поэт подчас обращался к читателям или к действующим лицам. Такие обращения делались для того, чтобы заострить внимание на объекте обращения и вызвать у читателя определенное отношение к этому объекту. Например: «Не зови, о месяц бледный, душу в ширь небес», «Будь же другом мне, о месяц». Такая же концентрация внимания на определенном предмете и внушения к нему отношения достигалось и риторическими восклицаниями. Например, «Нгелтэз, силтэз, уо мззгуртаз, Над нэзмунцаз золкъетау».

Часто пользовался Г.Малиев и такими синтаксическими конструкциями, как повторения и умолчания. Примером анафор у Г.Г.Малиева являются следующие стихи. «Пускай неведомо мне счастье Пускай я в мире одинок». «Ку рацззйцудэзй уззд даргъ гъззунгти Ку рацгейцудэей къолэз бэгрзазйтгей» и т.д. В лирических произведениях можно встретить и повторение заключительных слов в предложениях. Примерами эпифор являются: «Цазй бэзйгъосетзз маз кадззнгэзмэг, Мэз кадэзнгэгмаз, нее рэзсугъд азхилл»; «Ку азрхазццэз уй устур нихасмаз, Устур нихасмаз зазронд адэзммэз». Эти повторения, как правило, выражали горькую иронию. С помощью поэтических усилений, как и повторений, Г.Г.Малиев сосредотачивал внимание на определенной мысли, чувстве, придавал большую силу и выразительность их передачи. Например, в новелле «Смерть глашатая» автор характеризовал состояние старого глашатая при известии о его увольнении следующими словами: «Ме уэзнгтэз базир-зир кодтонца, мае хузге мжхебгел шебал адтзей, згенхаз мазбеел разилдагй. Нецибал балэгдгердтэгн йеу усмаз».

В произведениях Г.Г.Малиева мы находим и архаизмы. Их употребление придает произведениям соответствующий исторический колорит при изображении прошлого. Например: «къустелаз», «сор-сераз», «эзрхи агаз азд разхис».

Прием умолчания также часто встречается в произведениях автора. Он прибегал к фигуре умолчания тогда, когда передавал речь своего героя чем-либо сильно взволнованным и не могущие поэтому излагать мысли в их полноте и внутренней связи. Например, «Стоны и рыдания побежденных заглушаются гулом пиршества победителей и теперь ... где же правда здесь?...».

С помощью гиперболы и литоты автор заострял внимание читателей на преувеличиваемых признаках как на существенных для данных явлений. Гипербола и литота являются не только средствами поэтического языка, но и способами создания образов. Например: «Паук превращается в какое-то страшное чудовище с пылающей пастью и яростно набрасывается на меня». Примером литоты являются следующие стихи: «Фазкказсуй мазмаз наг зазнхаз Мисти къахазй ниллазгдазр».

В поэзии Г.Г.Малиева не последнее место занимало и олицетворение. С помощью олицетворения поэт выделяет в изображаемом наиболее существенные черты. Например, «бежит время», «летит тучка», «улыбается звезда». В поэтических произведениях часто встречаются и метафоры, что способствует лучшему раскрытию содержания произведения, усиливая выразительность. Например: «огненные пули», «конница льется», «шумит беда», «песнь летит». Употребление синонимов помогает Г.Г.Малиеву разнообразить речь, избегать повторений.

Идейыо-художественные особенности прозы Г.Г.Малиева и водевиля «Охотники»

Г.Г.Малиев был не только талантливым лириком, но и мастером короткого рассказа. «Мы знаем Г.Малиева не только как поэта, но и как талантливого прозаика. Те немногочисленные рассказы, которые он написал, говорят о его огромном таланте. Его короткие рассказы по-чеховски ясно отражают характеры героев, создавая у читателя определенное расположение».

Герои рассказов стали жертвами тяжелых социальных перипетий. Поэтому они напоминают нам бессмертных героев чеховских рассказов. К тому же с чеховскими рассказами их объединяет еще и их маленький объем, глубина мысли и художественное мастерство. Идейная направленность рассказов позволяет к тому же говорить об определенной общности гражданских настроений К.Хетагурова и Г.Г.Малиева. То с чем Коста боролся оружием блестящей и страстной публицистики -продажность большинства туземных старшин, их равнодушие к судьбе простого народа - разоблачается в творчестве Г.Г.Малиева в правдивых, убедительных образах. «В новеллах «Смерть глашатая», «Скрытый» и т.д. воспроизведены убедительные людские судьбы, меченные тяжкими испытаниями. У каждого из этих героев свой удел, но все они жертвы социального неравенства».2

Сюжет небольшого рассказа «Смерть глашатая» (1915 г.) следующий: в сельскую канцелярию вошел высокий полноватый мужчина. Одет он был в ветхие, латанные и перелатанные лохмотья. «Старая лохматая шапка из овчины, ветхая, вся в заплатах черкеска, перехваченная в талии кожаным ремнем, на ногах - распоровшиеся чувяки из сыромятной кожи. Это был сельский глашатай Дадо». Автор не говорит, сколько лет его герою, так как понимает, что человек, притерпевающий всю жизнь лишения и притеснения со стороны имущих, может выглядеть намного старше своих лет. К тому же тяжелый физический труд, изматывая и изнуряя человека физически и духовно, оставляет на его лице печать принадлежности к нищему социальному слою общества. Поэтому автор сам не говорит сколько лет его герою, но судя по глубоким морщинам, изрезавшим его лиц и седой бороде, ему было шестьдесят или более того. «Наверное, Дадо было больше шестидесяти лет. Во всяком случае, так можно было подумать, смотря на его сморщенные щеки и поседевшую бороду».

В этом небольшом отрывке Г.Г.Малиев ярко и убедительно отразил бытовую сторону жизни крестьянина и свое индивидуальное отношение к тем условиям жизни, в которые он был поставлен. А поставили его в это унизительное положение те, которые живут и здравствуют за счет труда таких же, как Дадо. За канцелярским столом сидели наряженные хозяин села и писарь. Они понимали свое превосходство над бедным Дадо, и это позволяет им смотреть сверху вниз на него. Резкий контраст между двумя этими социальными классами чувствуется и в манере разговора. Напротив, Дадо понимает полную зависимость своей судьбы от сидящих за канцелярским столом, и это делает его маленьким и незначительным человеком. В своем лирическом стихотворении «В ненастье» автор дал им меткое сравнение «цъифи золкъитаз» («червяки»). И действительно, судьба Дадо мало чем отличается от этих жалких тварей. Эти значительные, наряженные люди за канцелярским столом вольны как миловать, так и давить их, словно червяков.

После того, как они обменялись формальными приветствиями, наступила долгая пауза. Затем хозяин села достает из кармана белый накрахмаленный платок, вытирает им лицо и процеживает сквозь зубы: «Ну, Дадо, - наконец сказал он, - тебе, наверное, будет это неприятно, но мы решили уволить тебя с работы». Как гром средь ясного неба прозвучало для Дадо это известие. Чиновника, привыкшего с плеча решать судьбы людей, не может тронуть растерянность и отчаяние, которые они в этот момент испытывают. Для них не важно, что Дадо всю жизнь, не различая ни зной, ни мороз, исправно исполнял работу глашатая, но еще меньше их беспокоит и то, что вместе с этой работой они лишили его единственной возможности дожить ему и его старой супруге до своего естественного конца. Что мог почувствовать в этот момент бедный Дадо? Возможно, он измерил ту пропасть, в которую он стремительно упал. Единственно, что могли пролепетать его онемевшие и охладевшие губы -это: «Что я тебе сделал? Почему губишь меня?». А что удивительного в том, что вместо состарившегося и потерявшего прежний звонкий голос глашатая, они наняли молодого и какое им дело до дальнейшей судьбы этого старика. Хозяин села говорит: «Нанимаем другого глашатая. Ты уже слишком стар. Голос твой ослаб. Не годишься ты в глашатаи». Автор мастерски, до малейших подробностей, передал те ощущения, которые вызвали эти громоподобные, внезапно упавшие со всей тяжестью на его седую голову, слова. Нужно обладать титанической крепостью духа, чтобы устоять на ногах: «Ничего не смог выговорить Дадо, потолок будто бы пошел вниз, голова закружилась... Он хотел что-то сказать, но тяжелый ком подкатил к горлу». Нельзя без содрогания и жалости читать эти строки. Ведь Дадо «тридцать лет ходил глашатаем, крича во весь голос, по длинным улицам, оповещая народ о каком-нибудь событии. Услышав привычный крик Дадо, люди торопливо выходили на улицу, женщины из окон прислушивались к нему. Вот так, переходя с одной улицы на другую, из одного конца села в другой, долгие годы нес свою службу Дадо».

Тематика и проблематика публицистики Г.Г.Малиева

Из-под пера выдающегося писателя и поэта Г.Г.Малиева ввіходили не только высокохудожественные литературные произведения, но и актуальные публицистические статьи. Г.Малиев сотрудничал в таких газетах, как «Растдзинад», «Терские ведомости», «Терек», «Ног цард», «Хабар», «Горская жизнь», «Коммунист», «Терская жизнь», «Владикавказский листок».

К сожалению, публицистическое наследие Г.Г.Малиева в полной мере не удалось собрать из-за отсутствия в местных архивах всех номеров газет, где в свое время публиковался поэт. Но уже из того скудного материала, который удалось выявить в архиве СОИГСИ, можно сделать следующее заключение: Г.Малиев своими публицистическими заметками оставил заметный след в истории развития осетинской культуры. Его творческие и общественные работы тесно взаимосвязаны. Он живо откликался на все события, происходящие в обществе. В своих журналистских корреспонденциях он поднимает актуальные вопросы образования, языкознания, истории осетинского народа. Публицист находит проникновенные и страстные слова, понятные простому человеку. Язык в статьях отличается лаконизмом, иронией. Остроумие малиевского публицистического стиля находит свое наглядное выражение в заголовках статей. Предваряя публицистическую корреспонденцию остроумным заголовком, автор тем самым придавал этому материалу острое сатирическое звучание.

Как известно, Г.Г.Малиев уделял большое внимание проблеме образования в Осетии. Он видел, как часто горцы ничего не жалели для обучения своих детей грамоте и достигали иногда этой цели при очень стесненных средствах. Он также знал, что осетины по своей природе легко обучаемы, они хотят и любят учиться, народ с пониманием относится к просвещению. «Бывало, например, юноши по окончанию сельских школ целыми группами отправлялись держать вступительный экзамен в местные средние учебные заведения...», - пишет Г.Г.Малиев в своей статье «Письмо из Осетии». Однако народ, разочаровавшись в плодах, которые приносило просвещение в осетинские села, потерял к нему интерес. Народ больше не видит необходимости и толка в бесполезном вдалбливании книжных знаний в головы их детей. «Много уж этих образованных: да кто, скажи, из них принес пользу не только народу, а даже своим родителям? Бедный отец истрачивает свое состояние на сына, а он, когда станет человеком, оставляет его и живет себе где-нибудь припеваючи. Ты вот лучше работай дома: есть у нас, слава богу, чем работать - лошадь с арбой, волы с плугом. Чего еще нужно тебе? И сын, выслушав отца, покоряется ему и остается дома. Вот причины, вызвавшие вышеотмеченную реакцию» - читаем далее в статье Г.Малиева. Причину этой перемены автор видит в разочаровании осетинского народа в своей интеллигенции. Подрастающие поколения, выходя из стен школ, вступают во взрослую, самостоятельную жизнь без какой-либо нравственной ориентации и установки. «У нее нет ни твердой веры в святость призвания человека, ни высоких священных идеалов, во имя которых могла бы идти вперед, просвещая край родной. Народ ясно увидел это и разочаровался в своей интеллигенции, а вместе с тем потерял всякую охоту отдавать своих детей в «ученье»». Публицист, назвав причину оторванности народа от образования, предлагает меры против нее. Он считает, что необходимы просвещенные общественные деятели, проникнутые верой в высокое призвание человека. «Нужны люди высокого закала с пламенными духовными мечтами» - пишет публицист.

Говоря о важности правильного подхода к идее привлечения молодежи к просвещению, автор сам квалифицированно и грамотно разбирается в науках. Глубокие и серьезные познания в области языкознания и историковедения подтверждаются его статьями под заголовками «К докладу Цаголова «Об осетинском стихосложении» и «Историканам». В своей статье «К докладу Цаголова «Об осетинском стихосложений» автор на примерах опровергает утверждение Цаголова о «неприемлемости тонического стихосложения для осетинского языка». Цаголов считал, что краткие гласные в осетинском языке не могут быть ударными, так как под ударением не приобретают длительности долгих, а долгие гласные, наоборот, не могут выполнять роль равносильных кратким по природе, Г.Малиев считает, чтоЩаголова на подобное заблуждение натолкнул грамматический закон русского языка, в котором ударение неразлучно с долготой гласных и не совместимо с краткостью последних. В противоположность этому правилу, в осетинском языке краткие гласные, как пишет автор статьи, не приобретая длительности долгих по природе, могут быть ударяемыми, выполняя в стопе роль долгих по отношению к своим собратьям - неударяемым кратким; долгие гласные, наоборот, не становясь равными природным кратким могут выполнять роль кратких по отношению не только к ударяемым долгим, но и по отношению к ударяемым кратким. Вот здесь-то находится, как считает Г.Малиев, камень преткновения, через который не сумел перешагнутьЩаголов достойным образом.

Г.Г.Малиев, ратуя за грамотный, научный подход в деле просвещения народа, считает, что от самих людей зависит многое в повышении уровня их культуры. Будучи умным и наблюдательным человеком, он учил и воспитывал свой народ на примерах. В своей статье под ироничным названием «Чи бегара дгебазл йес?» (Что заставляет тебя говорить на русском языке).1 Г.Малиев приводит типичный эпизод из общественной жизни своего села, который вызвал у него определенную долю смеха и в то же время негодование. «В селении Кетляревское на праздничном митинге от имени Профессионального союза выступил сын Варасана. Он хорошо знает дигорский язык, тем не менее, начал говорить на русском языке.