Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко. Две тенденции развития русской юмористики Николаев, Дмитрий Дмитриевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаев, Дмитрий Дмитриевич. Творчество Н. А. Тэффи и А. Т. Аверченко. Две тенденции развития русской юмористики : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ.- Москва, 1993.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/3261-X

Введение к работе

. Актуальность темы исследования.-В истории русской литера--тури до сих пор существуют целые области, почти не привлекавшие внимания исследователей. В. частности,., недостаточно.изучена русская юмористика, в первую очередь юмористическая проза. Творчество целого ряда писателей фактически остается зс пределами общей история литературы,"мало учитызается при анализе литературного процесса.

Между.тем, еще в XIX в. в России ставится задача теоретического осмысления проблемы комического в связи с художественной практикой русских писателей, в критических статьях В.А.Жуковского, В.Г.Белинского, С.П.Шевырева, В.П.Андросова вырабатываются принципы анализа комического произведения, оценки его художественного уровня и литературной значимости. Однако внимание привлекают превде всего сатирические произведения, юмористика ке остается практически вне поля зрения, несмотря на то, что к концу XIX в. в России формируется развитая система профессиональной юмористической литературы со своими периодическими изданиями, своей читательской аудиторией, своими "классиками", специализирующимися именно в данной области.

Качественные изменения в русской пмористике происходят в начале XX в., что в значительной степени обусловливается переосмыслением роли комического. Новое поколение юмористов воспринимало свое творчество не просто как зубоскальство, "смех ради смеха*, а как живительное лекарство, помогающее преодолевать противоречия и утверждающее истинное отноиенкс к нгаи. Гос- ' подствозавшим зо^второй половине XIX з. ззглядам'ошо противо-поставлено по сути дела новое направление в литературе, для

- a -

которого главным б комическом явилась не возможность отрицания, а всз.чозиосгь утверждения.

Выступление юмористов "новой волны" единым фронтом, их противопоставление юмористам старой школы возсе не подразумевает единообразия творчества писателей. В данной-работе предметом изучения становится творчество Н.А.Тэффи (ІВ72-І952) и А.Т.Аверченко (І88І-І925) - двух крупнейших представителей нового, так называемого "сатириконского" направления, в -произведениях которых реализовались две основные тенденции развития русской тао-ристики, соответствующие, на наш'взгляд, двум основным принципам создания комического.

Выделение двух тенденций'в отечественной юмористике, связанных с именами Н.А.Тэффи и А.Т.Аверченко, не случайно и тлеет давние традиции. Отчасти это обусловлено объективными причинами, отчасти случайным совпадением - первые книги юмористов вышли почти одновременно. Уже в 1910 г. рецензенты - Вл.Кранихфельд ("Современный Нир", # 9), М.Кузмин ("Аполлон", 10) - сравнивая сборники "дебютантов", указывали на значительные стилевые различия. М.Кузмин попытался обозначить наметившиеся две тенденции как "русскую" и "американскую": ". ,\г. Аверченко проявляет явную склонность к американизму, чем он основательно отличается от г-жи Тэффи, практикующей юмор чисто русский".

Большинство критиков и исследователей, касавшихся проблемы развития русской юмористической прозы начала XX в., выделяли именно творчество Н.А.Тэффи и А.Т.Аверченко. Об этом писали А.И. Куприн, А.В.Аыфитёатров, В.А.Амфитеатров (Кадашев) и др. В сов-

I. Куприн А.И. Аверченко и "Сатирикон" // Сегодня.- 1925. 29 марта (№72). С. 10; Амфитеатров А. Емср после Чехова // Сегодня. І93І. 31 января (?s ЗІ). С. 2-3; Амфитеатров В. Очерки истории русской литературы. Прага. 1922.

ремённом -литературовгдении" существенные различия в стилевых манерах двух юмористов, в тематике произведений отмечали А.Г. .Соколов в обтем курсе "История русской литературы конца XIX -начала XX века"1, Л.А.Спиридонова (Евстигнеева) в фундаментальной монографии "Русская сатирическая литература начала- XX века"~, О.Н.Михайяоз.в книге "Страницы русского реализма. (За-метки о русской литературе XX века)*"3. Творчество И.А.Тэффи и А.Т.Аверченко привлекало внимание и зарубежных специалистов -Э.Нитрауэр, Э.Хейбер, Д.Левицксго. В конце 1980-х - начале 1990-х г.г. з связи с переизданием в СССР произведений Тэффи и Аверченко опубликовано также несколько вступительных статей и предисловий, рассказывающих об их гизненнон и творческом пути. Цели и задачи исследования. Главной целью работы является изучение основных тенденций развития русской юмористической прозы начала XX в. в связи с общими закономерностями литературного процесса. В исследовании анализируется творчество двух -крупных русских юмористов, что позволяет выявить, не только общие жанрово-стилевые изменения, но и показать влияние творческой индивидуальности писателя на пути развития литературы, ведь, как подчерки-

  1. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX -начала XX века. М. 1979.

  2. Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века. М. 1977. См. также ее книгу "Куриал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы" (М. 1963), статьи "Противление злу смехом {Чехов и'Тзф|>и)" // "Чехов и его время" Ш. 1977)?и "Сатирические и юмористические журналы'1 // "Русская литература и журналистика начала XX века,. І905-І9І7. Буржуазно-либеральные и модернистские издания" (М. 1984) и другие работы.

  3. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма. {Заметки о рус-. скоЯ литературе XX века). М. 1982. Си. также его предисловия к сборникам А.Аверчёкко "Юмористические рассказы" Ш. І954) и "Избранные рассказы" (МІІ985), Тэффи "Рассказы" {'Л. 1971) и др.

вал А.Н.Соколов, "творчески одаренной личности принадлежит большая роль в создании стиля. Такая личность осуществляет художественную закономерность стияяИА.

Научная новизна. Впервые юмористика рассматривается в качестве особой отрасли литературы со своими повременными изданиями, специфической периодизацией и т.д. В диссертации обобщены результаты обследования ведущих столичных: газет, шористичезних к сатирических журналов и книг с тем, чтобы наиболее полно выявить закономерности развития русской юмористики в начале XX века. Это позволило проследить как-эволюцию различных направлений в юмористике, так и реализацию той или иной тенденции в творчестве конкретного писателя. Проводится развернутый анализ поэтики юмористической прозы Н.А.Тзффи й А.Т.Аверченко. Выводы, явившиеся итогом историко-литературного исследования, давт воэмозмость говорить о существовании двух стилевых-разновидностей шора, связанных с построением произведений на показе комического нарушения .нормы, либо выявлении комизма самой нормы. .

Практическая значимость. Собранный и проанализированный фактический материал, методология исследования, еыводы могут быть использованы при подготовке общего курса истории русской литературы нсяца XIX - начала XX в.в., спецкурсов по истории и теории комического, русскому рассказу, творчеству "сатири-концов? Полученные при изучении обіцих тенденций развития русской комической литературы данные подтвергдалт и уточняют некоторые положения, характеризующие литературный процесс нача-

I. Соколов А.Н. Теория стиля. М. 1968. С. 158. .

ла XX в. в целом и его восприятие критикой тех лет, что может найти"применение в курсе истории русское критики и в работах, посвягаекных литературной борьбе различных "направлений. Наконец, общая методология иояет лечь в основу дальнейшего изучения русской юмористики'.

Апробация. Диссертация обсукдалась на'заседании кафедри истории русской литературы XX века филологического факультета МГУ и.»?. К.З.Ломонсссва. Ка основе диссертации на Ломоносовских чтениях 1933 г. был сделан доклад "Обідне тенденции развития русской юмористики в начале XX в.". Фактический материал и теоретические выводы легли в основу ряда публикаций, а -также подготовленных для двухтомного словаря-справочника "Литературная и худоиественная жизнь России начала XX в." (под обзеЯ редакцией профессора А.Г.Соколова), выход которого планируется в издательстве "Вислая скола", статей о крупнейших русских писателях-юмористах к ведущих сатирико-шористическях гурналах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии.