Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. Магомедов Закир Мустафаевич

Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг.
<
Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедов Закир Мустафаевич. Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Магомедов Закир Мустафаевич; [Место защиты: Дагестан. гос. ун-т].- Махачкала, 2009.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1131

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных. работ, посвященных вопросу о месте в табасаранском литературном процессе творческой индивидуальности Ш. Казиева. Востребованность исследования по творчеству данного поэта подтверждается тем обстоятельством, что оно представляет собой ценную составляющую современной табасаранской литературы.

Проблеме творческой личности Ш. Казиева некоторое внимание уделено в монографических трудах М. Юсуфова, а также коллективном труде «Дагестанская литература 1965 - 85-х годов».

Несмотря на значимость выполняемой Ш. Казиевым в табасаранском литературном процессе роли, его поэтическое творчество еще не было объектом монографического исследования.

Объектом исследования является поэзия Ш. Казиева. В качестве предмета исследования взяты лирические стихотворения различной тематической и жанровой принадлежности: миниатюры, сонеты, элегии, посвящения, послания. Изучаются лиро-эпические произведения: баллады «Судьба», «Первая охота», «Две руки», «Каменное сердце», «В пути», героико-философские поэмы «Ями-сат», «Земля и пепел», философская поэма «Человек и кафтар», поэма-утопия «Пропасть» и сатирическая поэма «Рогатый осел».

Теоретическая и методологическая основа работы. В работе используются аналитический, сравнительно-исторический и исто-рико-типологический методы, позволяющие разносторонне изучить лирические и лиро-эпические произведения Ш. Казиева. Теоретической основой работы служат фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: Г. Гегеля, В. Белинского, И. Бехера, А. Бушмина, А. Веселовского, В. Виноградова, В. Жирмунского, Н. Конрада, Л. Лотмана, И. Неупокоевой, Г. Поспелова, Б.

Реизова, А. Соколова, К. Султанова, Л. Тимофеева, Б. Храпченко, и других. В процессе формирования взглядов автора работы значительную роль сыграли труды известных дагестанских литературоведов и фольклористов: А. Абдуллатипова, А. Вагидова, Г. Гамзатова, Р. Кельбеханова, М. Курбанова, С. Хайбуллаева, X. Халилова, Ч. Юсуповой, М. Юсуфова и других.

Степень изученности темы исследования. В специальных литературоведческих трудах последних десятилетий наблюдается заинтересованность творчеством Ш. Казиева. В контексте развития дагестанской многонациональной литературы о творчестве табасаранского поэта говорится в обобщающем труде «Дагестанская литература 1965-85-х годов»1. В своей книге «Табасаранская национальная литература»2 М. Юсуфов также проявляет интерес к поэзии III. Казиева, рассматривая его в контексте табасаранских литературных процессов 1970 - 1990-х гг. В труде Ч. Юсуповой «Дагестанская поэма: становление и развитие жанра» рассматриваются казиевские поэмы. Исследовательский интерес к творчеству Ш. Казиева возрос после выхода в свет в 2000-м году его книги «Терновый венец» на русском языке и публикаций в различных изданиях авторских переводов стихов на русский язык. На оригинальную поэтическую манеру письма поэта, гражданскую направленность и философский характер его лирики обратил внимание Н. Переяслов в своей статье «Шамиль Казиев: обретение света»4, опубликованной в газете «Дагестанская правда».

Изучение творчества Ш. Казиева находится на начальной стадии. Несмотря на научный интерес, в современном литературоведении отсутствуют монографические труды, областью специально-

1 Дагестанская литература 1965-1985 годов / под ред. Ч.С. Юсуповой // Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 5, д. №757.

Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. - Махачкала, 1986.

Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. -М, 1989.

Переяслов Н.Н. Шамиль Казиев: обретение света: [Критика творчества поэта Ш. Казиева] // «Дат. правда». - 2004., 23 июня. - С. 13. 4

го исследования которых является творчество Ш. Казиева. На сегодняшний день оно нуждается в глубоком всестороннем исследовании.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в осмыслении проблемы роли творческой индивидуальности Ш. Казиева в современном табасаранском литературном процессе. Цель исследования достигается путем:

  1. исследования художественного метода поэта, тематики, проблематики, поэтики и изучения специфики эстетического осмысления поэтом действительности и человека;

  2. исследования стилевых и композиционно-строфических особенностей малых стихотворных жанров в аспекте новаторства и традиций;

  3. выявления жанровой, идейно-тематической и типологической общности поэтического творчества поэта и современной табасаранской поэзии;

  4. изучения жанрового состава его поэзии на лирическом и лиро-эпическом уровнях;

  5. изучения путей жанрового обогащения.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое монографическое исследование поэзии Ш. Казиева, проведенное с позиций сравнительного анализа. Впервые выявляются типологически общие и специфические черты его творчества. В сферу исследования вовлекаются все жанры, встречающиеся в его поэзии, а также обозначаются основные проблемно-тематические линии творчества поэта.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые изучается творчество одного из значимых для современного табасаранского литературного процесса поэтов, творчество которого оставалось малоизученным. Диссертация может оказать помощь в дальнейшем исследовании современной табасаранской литературы. В работе с целью определения связей творчества

Ш. Казиева с народными истоками указаны примеры не упоминавшихся до сих пор в научных трудах образцов табасаранского фольклора и мифо-религиозных представлений табасаранцев, поэтому данный труд представляет интерес и для исследователей табасаранского фольклора.

Практическая ценность заключается в том, что материалы работы, основные положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекций по «Истории дагестанской советской литературы», «Истории табасаранской советской литературы» в Даг-госуниверситете и Даггоспедуниверситете, при составлении учебников и учебных пособий по табасаранской и дагестанской литературе для высших учебных заведений, педагогических училищ, колледжей и общеобразовательных школ республики; сама работа -как учебное пособие по творчеству Ш. Казиева.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа факультета дагестанской филологии Дагестанского государственного университета. Основные положения и выводы работы опубликованы в российском реферируемом научном журнале «Вопросы филологии», в межвузовских тематических сборниках Дагестанского государственного университета.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. лирика Ш. Казиева имеет новаторскую направленность, поскольку принадлежит философской лирике, являющейся ведущим направлением дагестанской поэзии второй половины XX в.;

  2. человек и окружающая его действительность являются основными предметами философского постижения;

  3. взвешенный жанровый состав лирики Ш. Казиева способствует обогащению родной поэзии и решению актуальной для современной табасаранской поэзии проблемы формализма;

  1. тенденции заимствования и преемственности являются двумя факторами, дающими возможность двигать современный табасаранский литературный процесс;

  2. баллада и современная поэма являются новыми для табасаранской поэзии лиро-эпическими исанрами. Они получают развитие в творчестве Ш. Казиева;

  3. в развитии творческой личности Ш. Казиева заметную роль сыграла мировая, в частности русская поэзия.

Структура диссертации. Исследование включает 158 страниц машинописного текста и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг.