Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Нугыбаева, Гулянда

Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык)
<
Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нугыбаева, Гулянда. Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык) : диссертация ... кандидата филологических наук : 00.00.00.- Алма-Ата, 1984

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. К вопросу о путях развития детской литературы в Казахстане 11

1. Великий Октябрь и детская литература в Казахстане 11

2. Становление и развитие казахской детской литературы 18

3. Детская литература Казахстана 1970-60-х годов 44

II Глава. Идейно-эстетическая значимость детской литературы Казахстана 1970-80-х годов 87

1. Проблемы нравственного формирования личности ребенка 87

2. Художественная литература в нравственном становлении личности детей 104

III. Глава. Изобразительно-выразительные функции языка в детской литературе Казахстана 1970-80-х годов 137

1. Литература и сила искусства слова 137

2. Язык как компонент художественной системы 149

3аключение 186

Список использованной литературы 191

Введение к работе

Особое значение в развитии многонациональной советской культуры, в духовном взаимообогащении всех наций и народностей Советского Союза имеет литература.

ХХІУ (8; 87), позже ХХУ (9; 80) и ХШ (10; 61) съезды КПСС подчеркнули всевозрастающую роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры. Аксиома: литература - познание мира, исследование действительности, изучение человека. Высокохудожественное произведение уточняет, а часто и изменяет наше представление о жизни, открывает такие стороны в ней, в нас самих, которые мы до того или не видели, или так глубоко не осмысливали. Литература раскрывает мир в новом свете и даже в, казалось бы, привычном, хорошо знакомом показывает нечто новое.

Вот почему от литературы ждут и дети, и взрослые решения волнующих их сложных проблем бытия. Уроками нравственного прозрения назвал литературу А.Твардовский. А прозреть - это увидеть ранее невиданное. Когда говорят: "литература, как ни один вид искусства, воздействует на человека", несомненно, имеют ввиду доминирующую силу ее прозрения. С полным основанием все сказанное относится и к детской литературе. Лучшие ее образцы на фоне гигантских социально-бытовых, культурно-экономических успехов страны знакомят юных читателей с нашей действительностью, способствуют вжиться в чувства и мысли героев, проникнуть в события, вообразить обстоятельства сегодняшних или совсем далеких от них дней, понять и осмыслить, как их сверстники минувших лет, искали себя в живом деле, в общении с людьми, в решении вопросов, касающихся всех.

С древних времен и до наших дней прочно укрепилась мысль о детстве, как о начале жизни человека, разумея и начала нравственные.

"...человек начинается с детства, - пишет наш современник С.В.Михалков, - именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом нашего общества". (138; 10).

Детская литература Казахстана - неотъемлемая часть советской литературы.

Мысль также аксиоматична. Однако именно эта "составная" литературного процесса менее всего освещена наукой. В казахстанской критике и литературоведении проблемы развития национальной детской литературы получили некоторое освещение в работах С.Му-канова, М.Каратаева, С.Бегалина, Ш.Ахметова, С.Бакбергенова, М.Зверева, М.Косенко, а в 70-80-е годы - в работах М.Алимбаева, С.Кирабаева, Н.Габдуллина, Ш.Елеукенова, С.Омарова, Б.Ибрагимова, А.Егеубаева, Б.Орынбекулы, Б.Искакова, К.Эрлих, А.Устинова, А.Розанова, Г.Фоменкова, М.Соколова, В.Владимирова и др.

В условиях НІР, когда детская литература все больше утверждает себя как "учебник жизни", когда сам феномен личности ребенка начинает с особой остротой волновать каждого человека (родителя) и всех вместе, исключительно возрастает значение детской литературы в современном обществе. В ряде исследований (21; 22; 23; 33; 65; 75; 85; 87; III), посвященных проблемам детской литературы Казахстана, отмечаются ее идейно-эстетический уровень, гражданская и социальная активность детских писателей, недостатки в художественном и идейном отношениях.

Однако некоторые проблемы детской литературы Казахстана, в особенности 1970-80-х годов, остаются актуальными, они не получили еще полного и систематизированного освещения. Это проблемы воспитания нового человека, формирование его духовности, гуманистической сущности. Именно с этими проблемами связана трактовка одного из основных вопросов искусства слова - каков есть человек, что он наследует из прошлого в настоящем, что несет с собой в будущее. Выявление этих тенденций и закономерностей -задача весьма важная и актуальная. Они-то предопределили необходимость и актуальность данной работы.

Задача исследования - раскрыть и показать роль и значение детской литературы в системе средств формирования личности молодого человека как гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма. Детские произведения писателей Казахстана 70-80-х годов в подавляющем большинстве своем не были предметом специальных работ и объектом диссертационных исследований. Детская литература Казахстана 70-80-х годов отразила во многом процессы предшествующих периодов, включая дореволюционный.

В настоящем исследовании впервые предпринята попытка проанализировать произведения детских писателей Казахстана за период с 1970 по 1980-ые годы с точки зрения партийности, органического единства духовного наследия прошлого с гуманистическими стремлениями социалистического общества, народности, диалектики национального и интернационального, пафоса гражданственности. Марксистско-ленинская методология опирается также на принципы историзма, единства содержания и формы.

"Эффективность работы по формированию сознания масс прямо зависит от того, - отмечает "Правда", - насколько точно учитываются в ней особенности периода, переживаемого нашим обществом". (15; а).

Таким периодом для Казахстана, как и для всей страны, были 1970-1980-ые годы. Это период между тремя съездами КПСС: ХХІУ (1971-76), ХХУ (1976-81), ХХУІ (1981-86), охватывающий IX, Хи начало XI пятилеток. В это время принята новая Конституция СССР, Продовольственная Программа СССР. Как и прежде, это были годы дальнейшего роста мощи, активности и авторитета Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Значительны и масштабны успехи Казахстана в этот период. Став землей целинного и космического подвига, республика продолжала бурными темпами развивать индустрию, обрабатывать необозримые плодородные поля и сады, создавать современные города и поселки, уникальные каналы и рукотворные моря, мощные электростанции, в Х-ой пятилетке дала стране трижды больше, чем по одному миллиарду пудов зерна.

Все эти и многие другие факты, несомненно, стали источником, питающим творческие мысли писателей, вдохновляющим их творить свои произведения. Сказанное вполне относимо и к детской литературе.

Марксизм-ленинизм исходит из диалектического единства содержания и формы. "Органическое единство содержания и формы, -пишет А.В.Чичерин, - определяет существенные свойства каждого -.элемента поэтического целого. Поэтому, рассматривая с точки зрения целого любую частицу поэтического произведения, мы находим в ней признаки руководящей идеи, общей методологии цело - 6 го". (192; 146).

Структура диссертации обусловлена объектом исследования. В работе три главы, Введение, Заключение и список использованной литературы.

1-ая глава - "К вопросу о путях развития детской литерату-ры в Казахстане" - состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - "Великий Октябрь и детская литература в Казахстане" - прослеживается путь, пройденный детской литературой Казахстана, с первых ее шагов до современного состояния, озаренный светом Великого Октября. То, как за исторически небольшой срок, она достигла уровня передовых детских литератур и ныне, проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, выполняет большую идейно-воспитательную роль, развивая в детях высокие качества строителя нового мира.

Во втором параграфе - "Становление и развитие казахской детской литературы" - анализируются этапы становления и развития национальной казахской детской литературы от устного народного творчества до специальной многожанровой современной казахстанской литературы, от первых малотиражных произведений писателей старшего поколения, адресованных детям, до специальных детских газет и журналов тиражом в десятки и сотни тысяч экземпляров .

Касаясь уровня развития казахской детской литературы, в этом параграфе мы отмечаем, что ныне на родном языке" выходят пионерская газета "Казахстан пионери", журналы "Балдырган", "Пионер", "Билим жане енбек". За период с 1970-80-ые годы в республике издано более 400 детских книг. С 1976 г. работает молодежное издательство "Жалын" - ("Пламя"). На каждые сто книг, издаваемых в республике, приходится двенадцать детских. Созданы Совет по детской литературе при Госкомиздате КазССР и Совет по детской и юношеской литературе при СП Казахстана. Десятки детских произведений удостоены премий и дипломов, лучшие из них представляются на Международной книжной ярмарке в Москве, переводятся на иностранные языки.

В третьем параграфе - "Детская литература Казахстана 1970-80 г.г." - рассматриваются этапы дальнейшего развития многонациональной республиканской детской литературы; источники, побудившие появлению ярких и талантливых детских произведений в 1970-80-ые годы. Те качественные изменения, которые развивали в детях высокий идеал своего времени, общественную активность и гражданственность, способствовали чувствовать и ощущать грандиозность созидательного труда советского человека.

По нашему мнению, содержание двух первых параграфов является "ключом", без которого невозможно раскрыть специфику детской литературы Казахстана и выявить ее общность с литературой предшествующих периодов.

Первая глава - "Идейно-эстетическая значимость детской литературы Казахстана 70-80-х годов". Эта глава включает два параграфа. Почти полная неразработанность проблем теории и методологии нравственного формирования личности ребенка под влиянием художественных произведений детской литературы Казахстана обусловила необходимость параграф первый назвать - "Проблемы нравственного формирования личности ребенка". В нем под углом "нравственного" зрения рассматривается сама исследуемая литература. Именно поэтому проблемы и "основные постулаты" воспитания стали композиционным стержнем. Детская литература Казахстана включает в себя, прежде всего, литературу национальную, а каждая национальная литература имеет свою специфику, исторические корни и традиции, определенным образом влияющие на национальный характер, психологию личности.

Процесс нравственного формирования личности - многоликий и многосменный. Его реальность, эффективность, бытование обеспечиваются творчеством неповторимых индивидуальностей каждого национального художника, который глубоко национален, а потому ярко своеобразен. Однако социально-политические, идейно-художественные цели у них одни - внести достойный вклад в воспитание молодого поколения, решить сложный процесс становления личности ребенка, искать и находить педагогически оправданные пути духовного развития советских детей - такова идея этого параграфа. 

Во втором параграфе - "}(удожественная литература в нравственном становлении личности детей" - рассматриваются преимущества художественной литературы перед другими видами искусства в нравственном становлении личности детей. Для детской литературы Казахстана 70-80-х годов коронной стала проблема нравственного формирования цельной личности, не знающей разрыва между словом и делом. Причем она неразрывно и тесно связана со стремлением помочь юности, которой пока все видится в розовом цвете, многое узнать, прежде чем ей вступить в самостоятельную жизнь, научить ее пройти все то, что будет, что предстоит с наименьшими потерями, сохранив свое лицо, совесть, душу, благородство, честь. С наименьшим разладом с собой и с теми, чьи судьбы пересекутся с ее.

Ш-я глава - "Изобразительно-выразительные функции языка в детской литературе Казахстана 70-80-х годов" - разделена на два параграфа.

В первом параграфе - "Литература и сила искусства слова" -применительно к национальной детской литературе анализируются изобразительно-выразительные функции языка. Художественная сила слова, его стилистические, морфологические и синтаксические возможности рассматриваются в сравнении, в органическом единстве культур двух народов - казахского и русского.

Во втором параграфе - "Язык как компонент художественной системы" - внимание обращено на язык, с помощью которого происходит знакомство юного читателя с произведениями детской литературы. На убедительных фактах из высокохудожественных детских произведений иллюстрируются взаимосвязь языка с отображаемым, выбор слов и языковых средств, их семантики в художественных целях.

В процессе анализа художественных текстов автором устанавливаются внутриязыковые особенности русского и казахского языков, художественная литература им рассматривается как важный источник обогащения словарного запаса юных читателей.

Методика настоящего исследования - конкретный анализ художественных произведений путем выяснения их объективного смысла. При анализе произведений детских писателей Казахстана в качестве сравнительного материала привлекались лучшие образцы русских советских детских писателей (С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.П.Гайдар, Б.С.Житков, А.Л.Варто, Л.А.Кассиль, В.П.Катаев, С.В.Михалков), а также русских классиков (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов), советских писателей (А.М.Горький, В.В.Маяковский, А.Н.Толстой, К.Г.Паустовский).

По ходу анализа были использованы центральные и республиканские литературно-художественные, специальные научные журналы, монографии, диссертации, статьи, а также центральная и республиканская периодическая печать, отдельные факты из русских диалектов, украинского и киргизского языков.

Теоретической базой диссертации явились исследования о путях развития советской литературы (15, 16, 17, 31, 32, 33, 40, 41, 42, 43, 60, 68, 69, 71, 73, 96, 97, 106, III, 138, 140 и др.).  

Становление и развитие казахской детской литературы

Социализм открыл перед всеми нациями и народностями, населяющими Советский Союз, широкие возможности для развития национальных культур и их содружества. Щедрый талант казахского народа расцвел в единой семье социалистических наций во главе с великим русским народом, с которым он идет уже два с половиной века плечом к плечу через все испытания времени. Проявление таланта казахским народом было многогранным, но особенно он заметен в литературе, в том числе и детской. За сравнительно короткое время она достигла "...своей зрелости и профессионального уровня, - отмечает известный казахский критик С.Кирабаев, - прочно стоит на почве казахского народного творчества". (III; 70). Ныне казахская детская литература служит советским детям, давая им правильные представления в осмыслении мира и места человека в нем. Она стала зеркалом социалистической действительности, отражая глубинные процессы, происходящие в экономическом, культурном, социальном и других сферах общества.

Казахская детская литература, как и вся Советская детская литература, теперь по праву гордится обширным количеством детских книг, рассказывающих юному читателю о том, как наш народ шел к Великому Октябрю, как в условиях жесточайшего подполья готовила партия большевиков во главе с В.И.Лениным решающий штурм царизма, как с оружием в руках отстаивала молодая Советская республика завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, как строил народ новую, счастливую жизнь. Советская детская литература дает детям информацию огромной историко-революционной, гражданско-патриотической, трудовой и военной значимости, раскрывает суть событий большой и малой важности, имевшей место на протяжении 65-лет. Она рассказывает своим маленьким читателям в доступной форме о том, над чем сегодня трудится советский народ, какие грандиозные планы он наметил на ближайшие 5, 10 и 20 лет. В осуществлении этих планов в жизнь примут участие и они, дети. Они будут продолжать дело пап и мам, дедушек и бабушек. Таков закон жизни: одно поколение сменяет другое.

На всех этапах нашего революционного движения, под руководством испытанного вождя - Коммунистической партии Советского Союза - каждое поколение советского народа достойно выполняло свою миссию, решало свои задачи, всегда добиваясь победы. Каждое поколение рождало своих героев, у которых новая смена училась мужеству, стойкости, готовности к подвигу ради великой цели - торжества идей коммунизма. И это естественно: "Время диктует людям свои законы, младшие наследуют старшим. Смена поколений включает в себя совместную работу людей разного возраста, работу рука об руку, плечом к плечу. Для каждого поколения приходит такое время, когда оно выдвигается на ключевые позиции в жизни общества. Наступит такая пора и для вас". (II; 8). Дети, личность которых формирует советская литература, будут членами коммунистического общества, этой самой высокой социальной формации, которой еще не было на земле. Поэтому детской литературе отводится в нашем обществе первостепенное значение. КПСС и Советское правительство придают ей в деле воспитания молодежи важную роль.

Бесценные указания о том, какие качества личности надо воспитывать в молодом человеке детские писатели черпают в Программе КПСС, в документах съездов КПСС, в выступлениях деятелей КПСС. Каждый партийный документ - это золотой фонд марксистско- ленинской теории воспитания молодого поколения, теории и критики советской детской литературы. Огромное влияние на развитие детской литературы, повышению ее идейно-эстетического уровня оказали постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии советской детской литературы" и "о работе с творческой молодежью". Все это, разумеется, не могло не найти отражения в детской литературе - средстве формирования нового человека - активного строителя коммунизма. Руководствуясь решениями съездов КПСС, КП Казахстана, партийными документами по вопросам детской литературы, материалами всесоюзных и республиканских съездов писателей, казахстанская детская литература конкретизировала свои цели и определила стоящие перед ней задачи. Ориентируясь на русскую и братские детские литературы, смело и самостоятельно решала и решает проблемы коммунистического воспитания детей, правдиво освещает советский образ жизни, героический труд нашего народа по претворению в жизнь пятилетних планов, его борьбу за мир, дружбу между народами.

Советская детская литература, являясь неотъемлемой частью советской литературы, настойчиво и властно вошла ныне в жизнь советских детей. Проявляя себя художественными средствами, прежде всего, величайшим даром природы - языком, она правдиво и ярко отображает положительные и отрицательные стороны жизни, вскрывает недостатки, указывая пути их устранения, воспитывает сегодняшних детей, будущих строителей коммунизма, в духе непримиримости к недостаткам, ко всему косному, противоречащему нормам социалистической морали, коллективистскому укладу жизни.

Детская литература Казахстана 1970-60-х годов

Десятилетие - срок небольшой. Однако именно за десять лет, в период между 1970-1980 годами, дальнейших высот достигла детская литература в Казахстане. Всестороннему развитию детской литературы, всего детского искусства республики, как и всей страны, мощный стимул вдохнули Постановления ЦК КПСС "0 литературно-художественной критике", "0 мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии", "0 народных художественных промыслах", "0 работе с творческой молодежью". Эти исторические документы явились собою ярким примером творческого развития ленинской идеи коммунистической партийности литературы и искусства.

Годы после принятия упомянутых выше партийных документов были насыщены напряженным творческим трудом советского народа на всех участках коммунистического строительства. За эти годы заметные позитивные перемены произошли и в республиканской детской литературе. Пополнились ряды писателей молодыми талантами, улучшился и стабилизировался выпуск литературы для детей.

С 1976 года работает для молодежи издательство "Жалын" -"Пламя". Сегодня на каждые сто книг, издаваемых в республике, приходится двенадцать детских. Десятки произведений были удостоены премий и дипломов. Среди лауреатов конкурса такие известные литераторы, как М.Алимбаев, М.Магауин; К.Мурзалиев - Лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Абая и премии ЦК ЛКСМ Казахстана и другие. В республике созданы Совет по детской литературе при Госкомиздате КазССР и Совет по детской и юношеской литературе при СП Казахстана. Углубление пафоса гражданствен-ности, гуманизма, жизнеутверждения - вот что характеризует лучшие детские произведения этих лет, в которых раскрываются проблемы всесторонней подготовки юного поколения к активной самостоятельной деятельности, к созиданию общества будущего. Основное направление в детской литературе этих лет - поиск высокого идеала своего времени. Смело отображая глубокие социальные проблемы, она увязывала их с основными тенденциями в советской и мировой литературе.

Все это значительно расширило горизонт детской литературы Казахстана и раздвинуло прйічньїе тематические рамки детских произведений, в которых родился новый герой - наш современник, юный гражданин 70-80-ых годов. Он еще очень молод, но с возросшим интеллектуальным уровнем, с индивидуальной психологией, со своим характером и миропониманием. Это Нурлан, Максим, Мадина, Вовик ("Я еще ребенок" В.Момыш-улы); Димка, Лидочка ("Искатели метеорита" Н.Имшенецкой); Айгуль, Болат, Витя ("Теплая краюшка" Г.Чер-ноголовиной). Это 13-летний Ахмет, который с серьезным видом утверждает:

Современный ребенок хорошо понимает значение труда в жизни нашего народа. Иногда, подчиняясь мгновенному влечению или настроению, он может к нему отнестись не серьезно, по-детски. Но за ребячьей игрой - настоящий, нелегкий труд: "На многих сенокосилках, жатках, срезались сиденья, потому что десятилетний мальчишка не доставал ногами до педалей управления. Прямо на лугу или в поле ребятам объясняли принцип действия грохочущей машины, и парнишка, сперва с опаской, а затем все увереннее принимался за косовицу". (114; 52-53).

Многие"авторы, работая с высоты этих требований, создали содержательные, высокохудожественные произведения, которые заслуженно завоевали признание и нашли дорогу к сердцу маленьких читателей. Это рассказы и повести С.Бегалина, М.Зверева, Б.Сок-пакбаева, Ю.Герта, Н.Сералиева, А.Белянинова, М.Гумерова, Н.Душкина, ССаргаскаева, П.Мариковского, С.Бакбергенова, В.Старкова, К.Найманбаева, Г.Черноголовиной, М.Кабанбаева, К.Кайсенова, К.Копишева, стихи - А.Дуйсенбиева, Л.Дружининой, К.Мурзалиева, Н.Ваккер, К.Идрисова, И.Калашникова, Н.Пфеффер и других, характеризующиеся углубленной пристальностью к миру ребенка, обновлением содержательности, заостренным интересом к требованиям современности. Именно поэтому их произведения овеяны жарким дыханием эпохи грандиозных свершений общества зрелого социализма, в них культивируется упорное стремление воплотить образы людей, чьими руками и разумом созидается новый мир: "Вечером они сидели всей семьей у костра. Овцы, насытившись, дремали на теплой, пригретой солнцем и такой же сонной земле. Абдрахман (заслуженный чабан совхоза "Ишимский", получил и сохранил более 14 тысяч ягнят, настриг около пятисот центнеров шерсти, сдал государству 320 тонн баранины. За свой труд он удостоен орденов Ленина и Октябрьской Революции, медалей. - Н.Г.), поджав под себя ноги в высоких мягких сапогах, сшивал ременной повод. Жена, уложив младших, тоже прилегла на кошме... Бейсен (мальчик - Н.Г.) не спал, помешивал тросточкой костер, время от времени подбрасывая в него сухой кизяк.

Художественная литература в нравственном становлении личности детей

По мнению М.Горького, внимание детей следует обращать на необычайные, яркие примеры. "Необычайным и ярким у нас, - считал он, - в Союзе является то новое, что создает революционная энергия рабочего класса. Вот на этом необходимо закреплять внимание детей, это должно быть главнейшим материалом их социального воспитания" (69; 104). Дети к нравственным выводам приходят очень медленно, не всегда приводят прямые аналогии с реальной жизнью и не до конца вникают в идейно-нравственную позицию автора, в суть гражданского пафоса произведения. Прав Ф.М.Достоевский, который писал: "Впечатления мало-помалу накопляются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека... А к сформированному погуманнее человеку получше привьются и всякие специальности". (77; 191).Г Осуществление нравственного становления личности ребенка не должно быть от случая к случаю, а систематическим, целеустремленным. В продвижении личности вперед в нравственном развитии не должно быть разрыва, как и перерыва. И то и другое вредны: они могут заполниться общественно вредными потребностями. Многие безнравственные поступки, встречающиеся у школьников, образовались именно в результате или кратковременного разрыва, или длительного перерыва в их нравственном воспитании. Свою высокую нравственную функцию "предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный пред-шествующими поколениями" (155; 172), детская литература с успехом может выполнить только при активной поддержке школы, семьи и общественности. Ибо нравственное становление подрастающего поколения - результат общих усилий. Выполняя указания КПСС и Советского правительства, следуя советам писателей старшего поколения, лучшие детские произведения советской литературы закладывают фундамент коммунистической сознательности, любви к Родине, труду, воспитывают патриотизм, гуманизм, интернационализм. В этом сила их воздействия на умы и сердца детей, отсюда их неоценимая роль в деле формирования личности подрастающего поколения.

Детская художественная литература, сохраняя нравственно-эстетические ценности, унаследованные от классической литературы народов СССР и, прежде всего, от русской классической литературы, воспитывает подрастающее поколение нравственно и идейно, являясь источником формирования литературного вкуса, обогащения жизненного опыта, повышает эмоционально-эстетическую культуру молодежи, способствует самовоспитанию. В материалах ХХУ съезда партии читаем: "Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации". (9; 77). В связи с этим неизмеримо возрастает роль книги - источника знаний, уделяется серьезное внимание привитию каждому ребенку любви к книгам, привычки ежедневно обращаться к ним. Юный читатель сознательно и заинтересованно должен относиться к книге, испытывать потребность в систематическом чтении. Постепенное накопление и углубление информации, получаемых в процессе чтения, должны обогащать ребенка, сосредоточивать его внимание к художественным особенностям произведений, языку, сюжету; расширять конкретные знания, кругозор, удовлетворять и развивать любознательность.

Удачно написанная книга вызывает живой интерес, притягивает молодых читателей. Поэтому читательский интерес, особенно детей, стержневой фактор в самовоспитании, он предопределяет выбор произведений, активизирует процесс чтения и восприятия книги, побуждает к дальнейшему чтению. Литература должна знать то, чему она учит и тех, кого она учит. Сеятель должен хорошо знать пашню, на которой он хочет сеять свои семена. Ребенок дружит с литературой, начиная с первых проблесков сознательного отношения к жизни. Она дает ему образы, которые становятся его друзьями, обогащает ум и сердце, помогает закалиться идейно и нравственно, эстетически и морально, познать истины науки, их общественный смысл, видеть науку и технику в их органической связи с жизнью общества. В период строительства развитого социализма литература, наполнившись новым содержанием, обогатившись пафосом общественной активности, высокой гражданственности, учит детей сверять свои поступки с высокими нравственными законами социалистического общества, уметь сердцем принимать все новое, то, что составляет приметы новой морали и имеющее решающее значение для жизни общества. "Осуществление планов коммунистического строительства будет тем успешнее, - указывает "Правда", - чем выше сознательность подрастающей смены. Только люди высокой идейной убежденности, политической зрелости, образованности, крепкой дисциплины и организованности, не боящиеся никаких трудностей и испытаний, могут с честью решить задачи, выдвинутые историей перед социалистическим строем" (14). Молодое поколение призвано быть носителем и творцом высших достижений современной науки и культуры, поколением сильных духом, политически грамотных, идейно-закаленных, умеющих по-ленински жить и трудиться людей. Воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма - живое, творческое дело. Советским детским писателям принадлежит в нем ответственное и почетное место. На каждом новом этапе развития нашего общества ими решаются все более сложные задачи. Главной из них было и остается формирование высокой нравственности, духовной чистоты и марксистско-ленинского мировоззрения.

Язык как компонент художественной системы

Если душевная отзывчивость юного читателя, его развитость и кругозор не будут отвечать адекватной восприимчивости идейно-нравственного замысла произведения, то даже самые лучшие творения не способны развивать дальнейшее нравственное становление личности, ибо не будут поняты идейно-нравственная позиция автора, гражданский пафос произведения. "Наивно думать, пишет А.Бочаров, - что если молодой человек или девушка прочтет "Овод" -хотя, конечно, мимо этой книги не имеет право пройти ни один человек, - из него непременно уже вырастает герой Этель Войнич. А вот в том, что из человека, которого не трогают драмы героев того же Стефана Цвейга, ничего путного не получится, - в этом я убежден абсолютно". (61; 64). Дети, особенно в раннем возрасте, эстетически и нравственно восприимчивы. Поэтому книги, адресуемые им, должны у них формировать на одном уровне и умение думать, и понимать происходящее, делать правильные выводы и обобщения, и уделять много внимания эмоциональным переживаниям. Дети должны остро ощущать и положительное, и отрицательное, столкновение нравственных конфликтов. Как этого добивались К.Чуковский, А.Гайдар, С.Маршак, Б.Житков. Эмоциональный заряд, полученный от художественного произведения, продолжает действовать, сохраняя побудительную нравственную силу, вызывая стремление к развитию до уровня нравственного становления личности. Произведения литературы, отображающие яркие представления жизнепонимания, вытекающие из самоощущения, обеспечивают глубокое, осознанное постижение нравственной проблематики, акцентируют внимание к внутреннему миру другого человека, способствуют пониманию его состояния, сопереживать с ним, обогащают моральные и психологические знания юного читателя.

Маленький мальчик Бекен, впервые столкнувшись с талантливо написанным произведением, тяжело и остро переживает смерть бедняка Бактыгула и близко воспринимает страдания Токтыгула - героев повести "Карат-Карат" Мухтара Ауэзова. "Раскрыв книгу, я начал читать. И передо мной потекла тяжелая жизнь бедняков Бактыгула и Токтыгула, обиды, которые им наносил суровый бай Салмен. Я стараюсь узнать, что же будет дальше. А когда под ударами палки падает Токтыгул, у меня на глазах выступают слезы. Будь у меня наган, я бы застрелил проклятого Салмена. События начинают меня увлекать все дальше. Бактыгул дерзит. Из табуна Салмена он крадет лошадей. Он хочет только накормить жену и детей, скрывающихся в горах. Молодое нежное мясо варится в котле. Бактыгул уже готовит нож, чтобы нарезать его. Дети глотают голодную слюну. Вдруг снаружи раздаются голоса. Это преследователи. От мяса остался один запах. Бактыгул жестоко избит. Возле него рыдают жена и дети. Все это очень знакомо и близко мне. Я не могу читать без волнения, меня бросает то в жар, то в холод. Как жаль этих бедняков! Какая суровая жизнь и как хорошо рассказал писатель, словно все это видел своими глазами". (185; 188).

Художественное произведение лишь тогда достигнет цели в нравственном становлении ребенка, когда оно сумеет донести до него жизнеописание, взаимоотношения своих героев так, чтобы он принимал близко к сердцу их радости и печали, горечи и беды, переживания и волнения. Лучшие детские книги тем и привлекательны, что, читая их, дети видят перед собой тернистый путь, по которому им предстоит идти в жизнь. Знакомясь с творениями замечательных русских и национальных детских писателей, юные читатели вырабатывают у себя собственные убеждения, взгляды на жизнь, на самого себя. Детские писатели выигрывают, когда они предельно искренни. Детская книга должна быть исследованием жизни, художественным освоением действительности, волнующим прежде всего самого писателя. Именно таким исследованием являются произведения С.Бегалина, У.ТУрманжанова, М.Иманжанова, С.Бакбергенова, Б.Сокпакбаева, М.Алимбаева, С.Саргаскаева, Т.Молдагалиева, К.Му-рзалиева и других.

Каждый писатель в меру своих возможностей стремится к нравственному воспитанию своих читателей. Это истина. Такова жизненная позиция детского писателя. Повесть Бахытжана Момыш-улы "tpn самых обычных дня" своим названием несет следующий подтекст" воспитание не есть что-то.сверхестественное. Это самая обычная жизнь. События в повести подаются во временной последовательности, в течении трех дней, с утра до вечера. В жизни Нурлана нет "Преступления и наказания". Он умеет заправлять кроватку (ведь в армии - то все придется делать самому!!!). Но он еще не умеет одеваться. Как растет Нурлан физически в задачу автора не входило, и это не есть ущербность в идейно-тематическом и художественном планах. Цель иная - показать, как правильно воспитывать ребенка. Между родителями и детьми с одной стороны, существует дистанция (она также оставлена "за кадром"), а с другой, - ее как бы нет. У родителей с детьми должен быть общий язык, дружба. Последнее вполне естественно. Детям свойственно любопытство, стремление походить на старших, а старшим свойственно любить детей, заботиться о них. Прислушайтесь к голосу природы, не пе речьте ему, и у Бас все будет в порядке. (Философский подтекст далеко выходит за рамки темы воспитания...). "Три самых обычных дня" состоят почти из одних диалогов. Мама, увидев "Скорую помощь", переживает. Как же можно переживать за людей, которых не видишь и не знаешь? Нурлан понимает, что сострадание должно быть бескорыстным. А повод для диалога - житейская, увы, по отношению к частности - печальная, но типичная ситуация. В "Трех самых обычных днях" нравоучения делаются к слову, как обычно употребляются пословицы и поговорки. А иначе и нравоучения не имели бы цены, а казались бы назойливыми, и художественность оказалась бы подменной оголенной тенденциозностью. Папа говорит Нурлану, что нельзя занимать чужие места в театре (бытовой эпизод), как нельзя занимать чужие места в жизни (философское обобщение!!!). Уступать место можно в троллейбусе, но не в жизни (та же уместная соотнесенность бытового и философского планов). Й еще одно поучение отца, когда... бьют собаку... Нурлан закрыл глаза. "-"В кино ты закрыл глаза, а в жизни не закроешь, если ты не трус... В жизни придется бороться со злом, вступаться за обиженных".

Похожие диссертации на Детская литература Казахстана 1970-80-ых годов (развитие, нравственная проблематика, язык)