Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Логицизм И. Г. Ламберта Гордова, Татьяна Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гордова, Татьяна Викторовна. Логицизм И. Г. Ламберта : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.07 / Санкт-Петербург. ун-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2265-4

Введение к работе

Актуальность исследования.

Математическая логика, возникшая в рамках формальной логнкп и уже давно получившая статус самостоятельной науки, а также тесно связанная с ней семиотика, прочно вошли в нашу жизнь и испытывают постоянно растущее внимание к себе с теоретической и практической точек зрения. В первую очередь это связано с возрастающей ролью процессов содержательной обработки информации, необходимостью создания искусственных знаковых систем: языков ітрограммтіровашія, информационно-поисковых языков, языков для описания сложных систем и тл.

На фоне широкомасштабной компьютеризации и автоматизации, стремительного прогресса яаукп в целом н математической логики в частности представляется актуальным обращение к первым попыткам математического описання естественного языка и создания математической логики и семиотики. Родоначальником математической логики признан В.ГЛейбшщ, отцом семиотики считают Ч.С.Пирса, а имя крупного немецкого ученого ]8 века Иоганна Генриха Ламберта оказалось за пределами исторического описания математической логики п семиотики. Хотя в его трудах содержится развитая концепция исчисления, названная им логической алгеброй, которая по мнению авторитетных ученых (Стяжкпн Н.И., Кузичева З.А.), стоит намного ближе к современной математической логике, чем исчисление, созданное Лейбницем, и им впервые в истории философии используется термин "семиотика" для обозначения учения о знаках, и задолго до Пирса предлагается вариант систематического построения семиотики.

Несмотря на признание значительного влияния И.ГЛамберта на процесс формирования математической логики, все же чаше в нем видят математика, физика, астронома. А тот факт, что логика занимала центральное место в его философских исследованиях, и что именно в ней он сделал большинство своих открытий и обогатил ее массой плодотворных и важных идей, до спх пор не нашел должного выражения в интерпретациях его учения. Диссертант считает, что, во-первых, это связано с тем, что он свою логику назвал не просто логакоп, а придумал для этого совершенно новое искусственное слово, по которому невозможно определить, что скрывается за этой логикой, названной термином "дианойология", означающим в переводе с греческого "силу разума" или "учение о силе разума". Дианойология занимает у Ламберта всю первую часть его главного философского произведения "Новый Органон". Поверхностным читателем поэтому может быть пропущено то, что в ламбертовьгх работах вообще находится развитая сие-

тема логики. Разработки, касающиеся логистики, пли логической алгебры, как называет ее сам Ламберт, не представляют собой отдельного, специального произведения, этим проблемам в большей степени посвящена статья "Шесть опытов знакового искусства в науке о разуме' и отчасти им отведено место в "Новом Органоне" и "Архитектонике".

Другим обстоятельством, сыгравшим свою роковую роль в недооценке великой деятельности, было высказывание пользующегося большим авторитетом в академических кругах Канта о логике Ламберта, что это - нечто каверзное, которое, как и все "заумности", конечно, развивают ум, но не имеют какого-либо существенного применения. Как известно, Кант относил логику к числу таких наук, которые сразу достигают своего завершенного состояния, и он считал, что логика со времен Аристотеля не сделала заметного продвижения вперед, и что здесь все снова и снова "перемалывается одно и то же зерно в той же самой мельнице". Это, опирающееся на большой авторитет Канта, мнение оставалось неизменным на протяжении длительного времени и дало повод для отрицательных высказываний о логике Ламберта, как например: "жесткий рационализм"1.

Кроме того, по мнению диссертанта, вышеизложенное замечание Канта и общее отношение к идеям, развиваемым Ламбертом, оказали пагубное влияние и на творчество самого ученого. Он начинает сомневаться в истинности своего пути в деле создания исчисления. Тема логистики, смело развиваемая им в "Шести опытах знакового искусства в науке о разуме" (1753г.), уже не получает своего дальнейшего развития в последующих работах. Ламберт отказывается от своего первоначального замысла введения логического исчисления в "Новый Органон" (1764г.), и там он, по сути дела, приближается к общепринятому в то время, традиционному способу изложения логики.

Следующим значительным обстоятельством, затрудняющим изучение достижений И.ГЛамберта, является отсутствие до снх пор издания собрания сочинений Ламберта, хотя начало общему изданию его работ было положено двумя первыми томами "Opera Mathematika", Zurich, 1948 под редакцией Андреаса Шпайзера, что представляет собой переиздание четырехтомного труда Ламберта "Beitrage zum Gebrauch der Mathematik und deren Anwendung" (Дополнения к использованию математики и их применение), 3 Teilet in 4 Banden, Berlin, 1765, 1770, 1772.

'BartheJ E. Archiv for Geschichte der Mathematik, der Naturwissenschaft und Technik. Berlin, 1929,Bd.ll,Heftenl-2,s.49.

Научное наследие Ламберта в целом составляет огромное количество работ по философии, лотке, математике, физике, химии, астрономии, медицине и другим наукам, но лишь незначительная часть из них попала в печать (из 1027 написанных им работ опубликовано 190).

Вследствие таких препятствий и недооценок достижений Ламберта выпали из исторического описания процесса формирования математической логики и семиотики, и вряд ли можно назвать какое-либо исследование, которое могло бы полно и глубоко охарактеризовать его заслуживающее высокой оценки творчество в этом направлении.

Поэтом)' осмысление логистической системы Ламберта и тесно связанного с ней "учения о знаках" представляется достаточно важной и актуальной.

Степень разработанности темы и основные источники.

Следует заметить, что несмотря на обилие публикаций о Ламберте, его творчестве, данной теме отведено очень мало места и в нашей отечественной, и в зарубежной научной литературе.

Чаще всего исследователи2 склоняются к проведению параллелей между идеями Ламберта и Канта. Будучи современниками, два великих ученых вели между собой длительную переписку и часто спорили по тем или иным философским вопросам, поэтому тема влияния их друг на друга долго оставалась актуальной и привлекала к себе пристальное внимание.

Среди специальных научных монографий, отчасти затрагивающих вопросы логического исчисления, проблемы, метод и специфику логической алгебры Ламберта, в первую очередь нужно отметить диссертационную работу Петра Бергера "I.H. Lamberts Bedeutung in der Naturwissenschaft des 18 Jahrhunderts" (Значение И.Г. Ламберта в естествознании 18-го века), Copenhagen, 1959.

Если обратиться к структуре диссертации Макса Айзенринта "I.H.Lambert und die wissenschaftliche Philosophic der Gegenwart" (И.Г. Ламберт и современная философия науки), Zurich, 1942, то в постановке проблемы обнаружится некоторое сходство с темой нашего исследования, так как он наряду с анализом ламбертовой феноменологии, сравнением достижений Ламберта с результатами Плукэ, также рассматривает вопросы символизации познаиия, знакового искусства и логаческого исчисления. Но

2 Baensch О. I.H.Lamberts Phiiosophie und seine Stelllung zu Kant, Tubingen und Leipzig, 1902, Zimmermann R. Lambert, der Vorganger Kants. Ein Beitrag zum Vorgeschichte der Kritik der reiner Vemunft. Denkschriften der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, philosophisch-historischeKlasse, Bd. 29, Wien, 1879.

оно, по мнению диссертанта, не может претендовать на значимое в полной мере представление достижений И.Г. Ламберта в работе над всеобщим знаковым искусством, М.Айзенринг в основном опирается на материалы переписки Ламберта и его произведение "Новый Органон", т результате чего под знаковым искусством понимается ни что иное, как привлечение геометрической символике к формализации процессов познания, а под логическим исчислением - отношения между понятиями, изображенными посредством линий и точек, так как алгебро-лопгческая концепция не была включена в "Органон", что было отмечено ранее. По сути дела здесь рассматривается лишь один незначительный момент всеобщего знакового искусства Ламберта.

Только труды англоязычных авторов свидетельствуют о' глубоком понимании идей и достижений Ламберта. Американский философ Ч.Пирс назвал его "крупнейшим логиком своего времени".3 Замечательные успехи, достигнутые Ламбертом в логике по сравнению с его современниками, подчеркивает и английский логик Дж.Венн.4

Краткий обзор публикаций зарубежных авторов, в большей или меньшей степени посвященных логической стороне многогранного научного творчества Ламберта, показывает, что все-таки нет ни одного исследования, которое могло бы полно и убедительно преподнести его логическую концепцию в целом, оценить его попытку реформирования логики и создания всеобщего знакового искусства, значение которого - быть не только средством доказательства, но и искусством научного открытия. А тот факт, что в он в третьей части своего "Нового Органона" под заголовком "Семиотика" впервые в истории философии систематизировано оформляет семиотику как общую теорию знаков, вообще оставлен без внимания.

Что касается отношения к научной деятельности Ламберта в нашей стране, то здесь следует отметить, что ум, талант и эрудиция этого ученого еще при его жизни были признаны и высоко оценены, судя по многократным приглашениям к сотрудничеству с предоставлением места профессора и жалования в Петербургской Академии Наук.

К числу наиболее известных и значимых современных исследователей логической концепции Ламберта относится Н.И.Стяжкнн. Он дал высокую оценку его достижениям, отмечая, что у Ламберта уже имеется развитая система логического исчисления, стоящая ближе к современной форме математической логики, чем лейбшгпевская. Сгяжкин указывает, что некото-

3Peirce. Collected Papers, Cambridge, USA, 1932, Vol. П, p. 197. 4 Venn J. Symbolic Logic London, 1881.

рые разработки Ламберта предвосхитили ряд более поздних логико-математических формализмов, а именно: размышляя над созданием логической алгебры, он выводит при этом ряд законов, подобных тем, которые лш уже в более совершенном и снстематпзлрованном виде имеем у Джорджа Буля; "теория квантпфикаїши у И.ГЛамберта фактически содержит в себе все основные результаты квактификационного учения Гамильтона, относящегося уже к XIX веку"5, а семиотика Ламберта может расцениваться как идейное предвосхищение семиотики Ч.С.Пирса, которого мы называем родоначальником этой науки.

Большой вклад в изучение научного наследия Ламберта внесла диссертационная работа Ю.П.Рогового "Философские и логические исследования И.ГЛамберта" (Л., 1974). Автор этого труда детально проанализировал теорию познания в философской системе Ламберта, выявил основное па-правление его исследований. В главе, посвященной логическим исследованиям, Роговой подробно рассматривает ламбертову систему традиционной логики, а в отдельном параграфе дает краткое изложение произведения "Шесть опытов знакового искусства в науке о разуме", имеющего наибольшую ценность в деле создания логического исчисления.

Предпринятая Ю.П.Роговым попытка систематизировать взгляды и разработки Ламберта имеет важное значение не только для выяснения места его творчества в прошлом и настоящем, но и для вскрытия "пустых мест" в изучении философского и логического наследия ученого. К числу таких "пустых мест" относятся его семиотика и идея всеобщего знакового искусства.

Немалую значимость для выявления зачатков символической логики в произведениях И.ГЛамберта имеют публикации З.А.Кузичевой, появившиеся к 250-летнему юбилею ученого.

До сих пор ни в нашей, ни в зарубежной научной литературе нет ни одного монографического исследования, посвященного логицизму Ламберта, между тем, его идеи, несомненно, заслуживают тщательного изучения.

При работе над темой диссертации ее автор, кроме оригинальных трудов самого Ламберта и работ вышеперечисленных ученых, обращался к исследованиям: С. Эрхардта, М. Графа, О. Хан, Д. Хубера, К. Дюрра, К. Крпнельке, X. Левенхаупта, М. Штека, Р. Вахснера, Е. Альбрехта, X. Арндта, В. Петерса и др.

5 Стяжкин Н.И. Формирование идей математической логики. М., 1967, с 268.

Целъ и основные задачи исследования.

Целью диссертации является историко-философский анализ возникновения и развития одного из ранних вариантов математической логики и семиотики, а также установление теоретической и практической значимости логических идей И.ГЛамберта в свете достижений современной математической логики и семиотики, и выявление преемственности в развитии логических идей. Указанная цель предполагает постановк) в решение следующих задач:

обосновать влияние процесса поиска искусственных языков на становление математической логики;

выявить истоки и идейные корни логистики, или логической алгебры И.ГЛамберта;

уточнить связь между "универсальной характеристикой" Лейбница и исчислением, созданным Ламбертом;

показать, как логистика отделяется от традиционной логики и оформляется в самостоятельную дисциплину;

раскрыть сущность понятия "всеобщего знакового искусства" Ламберта;

рассмотреть и охарактеризовать ламбертово "учение о знаках";

установить ламбертовы принципы анализа и классификации знаков;

определить ценность и место "Семиотики, или учения об обозначении понятий и вещей" в истории науки.

Теоретической и методологической основой исследования являются оригинальные труды И.ГЛамберта по логике и семиотике, материалы его дневника и переписки с И.Кантом, Л.Эйлером, Г.Плуке и другими известными его современниками, а также работы зарубежных и отечественных исследователей, рассматривающих некоторые аспекты данной темы.

В качестве основных используются методы: конкретно-исторический и логический в их единстве, сравнительный и системный подход к творчеству ученого.

Научная новизна и практическая значимость диссертации обуславливается самой постановкой проблемы и ее актуальностью. В исследовании предпринята попытка проанализировать и обобщить слабо изученную проблему на базе малоизвестных источников и литературы с позиций современного уровня развития математической логики. Новизна разработок выражается в следующих положениях:

в ходе анализа исходных теоретических и практических оснований логистики И.ГЛамберта раскрыто и уточнено понятие "всеобщего знакового искусства";

впервые осуществлен системный подход к концепции всеобщего знакового искусства;

выявлены некоторые особенности, а также достоинства и недостатки исчисления Ламберта;

впервые дана общая характеристика "Семиотики", детально проанализированы наиболее важные пункты этого учения;

отмечено уже существующее у Ламберта различение семантических, синтаксических и прагматических параметров знаков;

на основе проведенного анализа структуры, общей идеи и направления исследования "Семиотики" выявлено ее отношение к пограничной области между языкознанием и философией языка, с одной стороны, и семиотикой или семантикой современной логистики - с другой;

предложен вариант усовершенствования построенной Ламбертом силлогистики, учитывая его же более поздние достижения в теории квантп-фпкацни;

актуализированы алгебро-логаческие идеи Ламберта в свете современной математической логики.

Материалы и результаты диссертации могут быть использованы для подготовки соответствующих учебных пособий по курсу истории логики, а также отдельных лекций и семинаров по курсу символической логики. Теоретические положения и результаты, содержащиеся в исследовании, могут быть полезны для дальнейшего изучения творчества И.ГЛамберта.

Апробапия работы.

Диссертация обсуждена на кафедре логики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета и рекомендована к защите. Некоторые положения исследования были представлены и обсуждены на Российской научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке" (Санкт-Петербург, июнь 1994г.), а также на семинарских занятиях со студентами философского факультета.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

-ia-