Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Вдовенко Татьяна Викторовна

Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы
<
Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вдовенко Татьяна Викторовна. Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 279 c. РГБ ОД, 71:01-13/8-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-педагические основы социальной работы в сфере досуга в странах западной европы 24

1.1. Историко-педагогический анализ становления и развития социальной работы в сфере досуга в зарубежных странах 25

1.2. Досуг как сфера социальной работы в странах Западной Европы 58

1.3. Социально-демографический портрет клиентов социальной работы в странах Западной Европы 73

Глава II. Технологии социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы 82

2.1. Технологии социальной работы с разными категориями населения Великобритании в сфере досуга 91

2.2. Индивидуальные социальные службы сферы досуга Ирландии 124

2.3. Технологии социальной работы в сфере досуга в сельской местности Франции 142

2.4. Полифункциональный характер содержания социальной работы в сфере досуга в других странах Западной Европы 146

Глава III. Кадровое обеспечение социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы 159

3.1. Профессиональный и волонтерский уровни социальной работы в сфере досуга в зарубежных странах 159

3.2. Институты подготовки специалистов социальной работы в сфере досуга 164

3.3. Современные технологии и организационные формы подготовки специалистов социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы 199

3.4. Научно-исследовательская деятельность специалистов социальной работы в сфере досуга 211

Заключение 222

Приложения 233

Использованная литература 240

Введение к работе

!#

і Актуальность проблемы исследования определяется целым рядом

! обстоятельств. Теоретические интерпретации связаны в первую очередь с

| тем, что структура социальных ценностей чрезвычайно сложна: одни ее

і элементы способствуют революционизации сознательных процессов,

стимулируя движение к новым общественным идеалам, другие

обусловливают консервацию социально значимых стабильных состояний

общества.

Двадцатое столетие близится к концу. Его исторический опыт

огромен и неоднозначен. Оно дало великие открытия в науке и технике.
і Человечество овладело ядерной энергией, вырвалось в космос, проникло в

, w свое генетическое начало, осуществило ранее невиданный рост экономики,

выработало либерально-демократические принципы государственного

устройства, осознало великую значимость гуманитарных прав. Оно

1 постоянно ищет оптимальные формы сосуществования внутри себя и во

,1

взаимоотношениях с природой. Но для XX века были характерны и

непрерывная цепь кровавых войн, беспрецедентная гонка вооружений,

. вспышки социальной, расовой, национальной и религиозной

! нетерпимости, насильственные революции и контрреволюции, невиданный

j разгул терроризма, убийств, насилия, грабежа, обмана и экологических

бедствий.

Изменение социально-экономической ситуации в Российской

Федерации в последнее десятилетие обусловило появление и обострение

разноплановых проблем, решение которых так или иначе связанно с

технологиями социальной работы. Социологическая наука выдвигает

свою точку зрения и набор вопросов для изучения сферы свободного

;

времени, значение которой увеличивается по мере возрастания
^ экономического и культурного потенциала общества. Рационализация и

повышение культуры досуга органически связано с совершенствованием всей системы жизнедеятельности, в том числе и социальной работой, которая выступает как явление, способствующее процессам социализации представителей всех слоев общества, социальной интеграции групп и индивидов, а также поддержанию стабильности общества.

Историческое развитие общества способствовало возникновению
института социальной работы. Определенные потребности различных
социальных групп и отдельных индивидов выдвинули на первый план
вопросы организации социальной помощи и поддержки.
^ Объект исследования — процесс социальной работы в сфере досуга в

развитых странах Западной Европы.

Предмет исследования — педагогически ориентированное содержание, организация и технологии социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы.

Цель исследования — исследовать возможности использования в
условиях России педагогического потенциала социальных технологий
W европейских стран в социальной работе в сфере досуга в России.

Достижение цели определяется необходимостью постановки и решения следующих исследовательских задач:

  1. Изучить и выявить педагогический потенциал досуга как сферы социальной работы с населением стран Западной Европы.

  2. Исследовать исторические предпосылки становления и развития социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы.

3. Проанализировать и обобщить основные педагогически
ориентированные технологии и содержание социальной работы с

населением стран Западной Европы в сфере досуга.

  1. Исследовать систему профессионализации специалистов-организаторов досуга в странах Западной Европы.

  2. Обосновать возможности и механизмы использования зарубежного опыта социальной работы в сфере досуга населения в российских условиях.

  3. Разработать научно-методические рекомендации в адрес разноведомственных структур по использованию зарубежного опыта социальной работы в сфере досуга.

^ Гипотеза исследования основывается на том, что теоретические

концепции, а также опыт, накопленный в социальной работе стран Западной Европы в сфере досуга, могут быть использованы в отечественной социальной практике при условии детального анализа их содержания и обобщения возможностей и путей адаптации к российским социокультурным и экономическим условиям, что позволит внести определенный вклад в развитие теории и методики социальной работы в

W России и будет способствовать гармонизации отношений личности и

общества.

Таким образом, проблематика исследования заключается в определении педагогического и рекреационно-досугового потенциала социальной работы на основе опыта западноевропейских стран и рассмотрении его во взаимосвязи с национально-культурными традициями России.

Актуальность данного исследования рассматривается в свете
взаимообогащающего влияния различных существующих ныне культур. В

последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, в том числе людей, оказавшихся в кризисных ситуациях.

Разрешение многих проблем социальной работы связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

В исследовании раскрываются средства, методы и формы приобщения человека к культуре, определяются механизмы создания условии для реализации потенциала личности.

Целевые установки и методология социальной работы позволяют
создать примерную модель, отражающую, с одной стороны, механизм
взаимосвязи, с другой — степень включения отдельной личности и разных
групп населения в релактивно-оздоровительную и культурно-досуговую
деятельность в условиях свободного времени.
^ Документальным материалом исследования послужили:

  1. Документы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, Декларация о правах и свободах человека, документы Всемирных конгрессов ЮНЕСКО, посвященные анализу состояния и путей совершенствования организации свободного времени разных групп населения;

  2. Материалы департаментов здравоохранения и социальных служб, исполнительных органов управления стран Западной Европы;

*

~~~~"*

  1. Законодательные акты Конгресса США, палаты общин Великобритании и органов законодательной власти других зарубежных стран, касающиеся организации социальной работы и государственной политики в сфере досуга;

  2. Отчеты и доклады различных комиссий Великобритании, Франции, Германии и других стран, связанных с социальными службами;

  3. Бюллетени департаментов культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты США, Канады, Великобритании, Германии, Франции по проблемам культуры и социальной работы;

  4. Материалы международных и региональных съездов, симпозиумов, научных конференций по проблемам философии, социологии, психологии, социальной работы, педагогики досуга;

  5. Научная периодика России и зарубежных стран, вестники, обзоры, различные публикации, посвященные проблемам социальной работы и культурно-досуговой деятельности.

  6. Материалы наблюдений, анкетирования, опросов, осуществленных в научных командировках.

Проблемы позитивной социализации личности становятся особенно острыми в периоды политического и социального переустройства общества, смены общественных установок, кризиса ценностных, моральных и нравственных структур общественного сознания. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы социальной защиты, поддержки и помощи человеку как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организаций гуманитарной направленности.

Проблема социального воздействия актуальна на государственно-общественном уровне, особенно для России с ее вековыми традициями человеколюбия, сострадания и гуманности. Именно здесь на рубеже XIX и

~-—— -

І XX веков в связи с развитием социальной и специальной педагогики

і w появилось понятие "социальное воспитание".

В этот же период возникает социальная работа за рубежом. В странах Западной Европы накоплен большой опыт, и хотя механически нельзя перенести его в Россию, некоторые идеи и разработки, используемые в социальной работе Запада, могли бы быть полезны в нашей стране.

Следуя в развитии социальной работы за странами, которые уже
прошли многолетний путь в этом направлении, Россия, разумеется, не
может и не должна копировать их модели. В то же время мировой опыт —
один из важнейших источников роста и развития этой работы в нашей
стране. Дальнейшее плодотворное совершенствование социальной работы
в России возможно лишь на путях конструктивного слияния
ф отечественного опыта и мировой практики в целом, на путях внедрения

инновационных идей, выведенных из достижений различных стран, на
основе совершенствования методологии и методики социальной работы с
і учетом местных условий и возможностей [203].

В международных документах зафиксированы вопросы о социальной
защите права каждого на социальное развитие, социальное воспитание,
социализацию. Из этих документов и практики социальной работы за
^ рубежом также явствует, что основными направлениями и средствами

социального воспитания и развития личности в цивилизованном обществе наряду с трудом, учением, общением является и досуг, то есть широкие связи с социальной средой.

Научные разработки проблем, связанные с изучением свободного времени в условиях социальной работы в странах Западной Европы, дают возможность определить влияние социокультурной среды на

— —— _ . _—„ . _._ ._

формирование личности. В отечественных исследованиях предлагаемый принцип остается за рамками рассмотрения конкретных проблем.

В зарубежных публикациях превалирует рассмотрение процессов групповой динамики в оценке механизмов влияния на личность. Вместе с тем в западной социальной психологии тридцать и даже более лет назад встречались публикации, анализирующие именно влияние социокультурной среды на личность. Это были, например, исследования В. Заззер и М. Уртич (Франция), Р. Аргайло (Англия), Д. Смит (США) и некоторые другие, в основном касающиеся детей и подростков.

Особая актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки методов социальной поддержки людей, особенно в кризисной ситуации. Проблема свободного времени в сочетании с социализацией личности также относится к числу остроактуальных. Она должна решаться за счет обеспечения каждого члена общества достаточным и гарантированным количеством свободного времени и создания на этой основе многофункциональной культуры досуга, отвечающей потребностям личности.

Анализ эмпирических данных свидетельствует, что социальная работа за рубежом представляет собой институт, активно способствующий процессам социализации, социальной интеграции групп и индивидов, а также поддержанию стабильности общества в целом. Одним из факторов, стабилизирующих социально-политическую обстановку в этих странах, несмотря на присущие им противоречия, являются высокий потенциал и сложившиеся традиции социальной работы, главной особенностью которой является ее гуманистическая направленность. Эта мысль подтверждается ведущими зарубежными учеными в области социальной работы, такими как А. Браун, А. Твелветриз, А. Треневе, В. Кулшед,

Дж. Дизегу^ Л. Доннели, Л. Клинтон, М. Паин, О. Стивенсон, П. Виллис, Т. Расель, Ф. Парслоу, Ш. Шпиро, и др. В условиях существования системы социальной поддержки незащищенных групп населения социальная работа за рубежом выступает как профессиональная деятельность, в основе внимания которой находится человек. Досуг в сфере социальной работы — это серьезный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных культурных ценностей.

Создается своеобразная педагогическая ситуация, при которой социальная работа выступает как эффективное средство формирования социально активной личности. Это своеобразие вызывает необходимость разработки особой методики социального вмешательства в соответствии с социальными потребностями общества и индивида.

Вместе с тем особо значимая сфера жизнедеятельности личности — досуг — нередко оказывается вне поля зрения социальных работников в силу различного рода причин, главной из которых представляется отсутствие профессиональной компетентности в этой области.

Одна из важнейших задач социальной работы — активизация собственных ресурсов человека. Социальный патронат повседневного бытия является неотъемлемой составной частью жизни западного общества, а образ социального работника присутствует в сознании западного человека как связующее звено — медиатор в системе отношений "личность — общество". Данная профессия обладает характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость, а с другой — обусловливают ее внутреннюю противоречивость. Квалифицированная помощь людям может быть оказана социальным работником лишь в том случае, если он имеет высокий уровень профессионализма и определенную мотивацию на оказание социальной помощи и поддержки.

Рассматривая социальную работу как особую профессию, которая

W формировалась под воздействием представлений о сущности

профессионализма в их неоднозначных отношениях с современным

государством и философией прав человека, Теодор Шанин ("Социальная

работа как культурный феномен современности") отмечает, что именно

она, социальная работа, дает богатый фактический материал относительно

структуры и самосознания современных обществ в их кризисных точках.

Отечественные исследования проводились в русле общей психологии

(Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. С Кузьмин, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн), возрастной психологии (Е. А. Климов, В. И. Коваль,

Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов) и определили не только соотношение

понятий благотворительности и социальной работы, но и выявили

сущность и характерные черты каждой.

Российские ученые А. И. Антонов, А. И. Арнольдов, А. А. Асмолов,
Ю. К. Бабанский, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, Б. 3. Вульфов,
С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова, Н. А. Давыдов, В.И. Жуков,
Н. М. Иовчук, И. А. Липский, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев,

А. В. Мудрик, Л. Е. Никитина, Ю. П. Платонов, Н. М. Платонова,
М. И. Рожков, Ю. В. Савин, А. А. Северный, В. А. Сластенин,

ф Е. А. Суслова, Е. П. Тонконогая, В. С. Торохтий, Г. Н. Филонов,

С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, Т. Ф. Яркина внесли существенный вклад в становление социальной работы в нашей стране.

Создание системы социальной поддержки незащищенных групп населения является результатом усилий государства по соблюдению прав человека. Социальная работа в сфере досуга — мощный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных и

'

культурных ценностей. Сфера досуга, в свою очередь, объединяет людей, группы, сообщества, нации.

В современном мире социальная работа получила широкое признание. Вместе с тем прошедший в июле 1998 года в Иерусалиме Всемирный конгресс социальных работников подтвердил озабоченность специалистов социальными проблемами современного общества. Именно поэтому актуальность данного исследования рассматривается в свете взаимообогащающего влияния различных существующих ныне культур.

В последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, оказавшихся в кризисной ситуации.

Анализ литературных источников (как-то: о социальной работе в Англии — Бенсона "Working Creatively With Groups", в США — Биррена "The Psychology of Aging", во Франции — Моро "Des vacances des personner agees aux Baleorres", в Испании — Покара "Derecho Comunetario del Trabajo Madrid Cevitas" и др.) и исследование зарубежной практики социальной работы (автор был участником международных конференций, симпозиумов, семинаров, экспериментов) подтвердили вывод о том, что разрешение многих проблем социальной работы за рубежом связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

Российские ученые (М. А. Ариарский, С. Н. Артановский, Г. М. Бирженюк,
И. М. Болотников, Б. Я. Зазерский, А. С. Запесоцкий, С. Н. Иконникова,
Т. Г. Киселева, Ю. И. Кротова, А. П. Марков, В. Н. Орлов,

И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, Б. А. Титов,

— — - - . . _ .

В. Е. Триодин и др.) внесли большой вклад в разработку принципов
Ш организации досуга.

Теоретическими и методическими предпосылками для исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б. Г. Ананьев,

B. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Л. Дранков, И. С. Кон и др.). Общие
принципы, содержание и методика воспитания личности взяты из работ
Н. К. Гончарова, Г. Е. Конниковой, Н. В. Кузьминой и др.

Теория деятельности как основа общекультурного развития личности разработана М. С. Каганом, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским,

C. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Сущность и специфика различных
проблем культурологии, культуры как синтеза всех видов человеческой

W деятельности обоснованы М. А. Ариарским, Д. М. Хыкиным,

С. Н. Артановским, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовским, А. П. Марковым, С. Т. Махлиной, Э. В. Соколовым, В. Е. Триодиным и др.

Существенный вклад в раскрытие рекреативного, познавательно-образовательного, эстетического потенциала досуга, в обоснование взгляда на культурно-досуговую деятельность как существенный резерв развития личности, внесли Б. А. Грушин, В. А. Ядов, Э. В. Соколов, И. В. Бестужев-Лада, В. Д. Патрушев, Г. А. Евтеева, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, Г. Е. Зборовский.

Большой вклад в научный анализ проблемы социального воспитания за рубежом внесли отечественные ученые Ю. Н. Кротова, И. А. Новикова, Б. А. Титов, Н. А. Кострова, Н. А. Горбунова, зарубежные ученые А. Адерраба, С. Байданп, Д. Белл, Дж. Брунер, Д. Миллер, Ж. Пиаже, К. Роберте и др.

Все вышеназванные работы отвечают на частные вопросы, затрагивают лишь отдельные аспекты социокультурной, культурно-досуговой деятельности, решают, к сожалению, ограниченный круг проблем. Большое значение для данной работы имело исследование А. С. Запесоцкого, особенно определение потенциала гуманитарной культуры в решение проблем индивидуализации и социальной интеграции молодежи, а также разработка теоретико-методологических основ и условий реализации возможностей гуманитарной культуры в сферах образования и досуга.

Определенный интерес представляют исследование

М. Ю. Горбуновой, посвященное социокультурной мотивации в структуре профессиональной деятельности социальных работников, а также ряд диссертаций, защищенных в Институте педагогики социальной работы Российской академии образования (1998—1999 г.г.) — разработка содержания, методов организации профессиональной деятельности социального педагога общеобразовательной школы; определение условий эффективной социально-воспитательной работы с подростками в городском парке культуры и отдыха; разработка теоретических и методических основ социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями; изучение социальных ценностей россиян и характер их воздействия на процесс преобразований современного российского общества.

Тем не менее сложность объекта исследования, отсутствие сложившихся теоретико-методологических оснований анализа и

сравнительного изучения социальных ценностей, неразработанность эффективного методического аппарата обусловливают необходимость углубленных системных исследований на концептуально новых основах.

Теоретическая и практическая значимость и недостаточная
W разработанность проблемы социальной работы в сфере досуга обусловили

выбор темы и проблемы исследования, которая еще не была предметом специального научного анализа.

Настоящая работа представляет собой результат исследования западноевропейского опыта социальной практики в сфере досуга и направлена на определение возможности использования такого опыта в развитии социальной и досуговой педагогики в России с целью сокращения разрыва в уровне отечественных и зарубежных социальных технологий.

Методологическую основу исследования определяет диалектический
подход, раскрывающий сущность педагогического анализа, с учетом того,
W что социальная работа в сфере досуга обусловливается социально-

экономическими условиями жизни общества, уровнем его социокультурного развития и духовно-нравственного состояния. Важным также являются положения науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о творческой и деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир и себя; системный и комплексный подход в изучении явлений; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и х сословными.

В исследовании применялись принципы объективности и научности, общие методы сбора эмпирической информации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Раскрыта сущность и целевые установки социальной работы в сфере досуга как одного из механизмов социальной поддержки населения.

  1. Определены понятие досуга и роль педагогики в организации досуговой деятельности как специфических форм социопсихологической реабилитации людей, находящихся в кризисной или проблемной ситуации.

  2. На основе обобщения и систематизации западноевропейского опыта социальной работы в сфере досуга определены новые для отечественной социальной практики критерии, принципы и подходы к реабилитационной досуговой педагогике.

  3. Методологические позиции и методический инструментарий социальной работы в сфере досуга разработаны на основе использования методов социально-демографического анализа, что позволяет дифференцировать формы социального патроната в зависимости от социальных, возрастных и социокультурных особенностей объектов воздействия.

  4. Информационная база исследования в значительной мере представлена малоизвестными в отечественной науке и социальной практике сведениями о феномене досуга и его роли в жизни человека, что существенно дополнит научные представления и расширяет научный лексикон в этой области.

  5. В исследовании представлен инновационный подход к проблеме трансформации зарубежного опыта в сфере досуга в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в России и ментальным статусом россиян.

Целевые установки социальной работы, методология, принципы и методика позволяют создать примерную модель, отражающую, с одной стороны, механизм взаимосвязи и взаимозависимости социальной работы государства и общественных организаций, с другой — степень включения отдельной личности и разных групп населения в релактивно-

^^*

оздоровительную и культурно-досуговую деятельность в условиях свободного времени.

Участвуя в деятельности социально-досуговых центров, человек преодолевает одиночество, отстаивает свое достоинство, поскольку досуг, как сфера сверхнормативной и нерегламентированной деятельности, представляет широкие возможности, с одной стороны, для индивидуализации, с другой — способствует социальной интеграции. Сфера досуга содействует расширению социальной базы, политической деятельности, включению личности в решение общенациональных, региональных и местных проблем; обеспечивает систему условий, способствующих социальной востребованности и продвижению личности на всех этапах ее жизненного развития; иными словами, является определенной гарантией социальной занятости и осуществления прав в решении программ социально-экономического развития различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Представленный социально-демографический портрет объекта воздействия социально-досуговых центров раскрывает особенности различных социально-демографических групп населения. Анализ социально-досуговой деятельности различных категорий населения, нуждающихся в поддержке, подтверждает, что эта деятельность способствует укреплению творческого и духовного потенциала.

Практика социальной деятельности состоит в применении ее ценностей, принципов и технических приемов, возможности обеспечивать консультации специалистов различного характера. Социальная работа I требует познания человеческого поведения, социальной экономики и деятельности культур но-досуговых институтов. Это оплачиваемая профессиональная деятельность, которая помогает людям преодолеть

.—~ —

серьезные трудности в жизни, она предполагает заботу, поддержку и
W квалифицированную консультацию по самым различным вопросам.

С момента возникновения социальной работы существуют
разногласия по поводу того, что же она собой представляет. В основном
возражения и споры возникают между теми, кто считает, что это — та
деятельность, которая должна стремиться изменить структуры общества,
которые подавляют определенные группы людей, и которые считают, что
необходимо помочь приспособиться к условиям окружающей жизни и в
том случае, если эти люди не могут или не желают принимать
существующие нормы жизни общества — например, жестокое поведение
по отношению к детям — в таких случаях необходимо использовать
законодательную власть, чтобы пресечь такое поведение.
W Существует точка зрения, что социальная работа возникла из той

работы, которая проводилась различными благотворительными
организациями, начиная с 1875 года. Говоря об истоках этой работы,
ученые и практики нередко считают, что современная социальная работа
— это лишь свежий вариант религиозной благотворительности, уходящей
корнями в средневековье. Однако их объединяет лишь общая
альтруистическая установка. По всем прочим параметрам — целям,
методам и структуре, а также по тому, что связано с особой подготовкой
работников — они весьма существенно отличаются. Акцент в
благотворительной деятельности был сделан на творящего добро, а его
вклад измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи.
Задача современного социального работника в том, чтобы человек,
которому он помогает, смог в результате обходиться без этой помощи и
без самого социального работника, т.е. главная цель здесь — вернуть
Щ человеку способность действовать самостоятельно.

"

С самого начала эта работа основывалась на личных контактах между добровольцами, предлагавшими практическую помощь, совет и поддержку, и теми, кто нуждался в этой помощи: сироты, брошенные или избиваемые родителями дети, немощные пожилые люди, неполные или конфликтные семьи, бездомные, лишившиеся дома и семьи в результате быстрого развития промышленности и общей индустриализации общества.

Таким образом, социальная работа формировалась как составная часть того общества, которое в итоге реформирования и урбанизации оставляло за бортом жизни большую группу населения. Первые добровольцы — социальные работники — были прикреплены к госпиталям, судам, тюрьмам. Некоторые из них оказывали благотворительную помощь нуждающимся на дому. Эта деятельность, по сути дела, явилась фундаментом сегодняшней социальной работы в более совершенном и осмысленном виде. Сейчас широко используется метод систематического интервью, чтобы выявить проблемы, стоящие перед человеком, группой, семьей; запись, план работы и другие методы по улучшению ситуации.

l v4jK середине XX века социальная работа получила значимую поддержку психологов и других специалистов, и это стало приносить ощутимый результат. Используя приемы психоанализа, социальные работники стали обращать больше внимания на зарождение и создание семьи; изучать и по возможности контролировать мотивацию и корни неадекватного поведения. Это практическое взаимодействие между социальным работником и клиентом заложило в большинстве случаев прочные добрые отношения между ними.

В конце 1960 — начале 1970-х годов социальная работа и все, кто был в нее вовлечен, начали выражать свою солидарность с рабочим классом.

Так, например, началась активная деятельность в центре для безработных. Безработные объединялись в сообщества (комьюнити) для того, чтобы быть солидарными в своих действиях, ознакомиться со своими правами и получить необходимые советы для выхода из кризисной ситуации. При работе с отдельными индивидуумами социальные работники прилагали максимум усилий, знаний и опыта, чтобы помочь преодолеть трудности. Каждая фаза этой работы в своем развитии, естественно, порождала критику как с внешней стороны, так и изнутри.

Вместе с тем изучение историографии вопроса, анализ имеющейся по данной проблеме литературы свидетельствуют, что данная тема не нашла должного освещения и достаточной научно-теоретической разработки.

Автор данного исследования является координатором международной программы ТАСИС по социальной работе от Гуманитарного университета профсоюзов в Санкт-Петербурге, что предоставило возможность исследовать и изучать накопленный зарубежный опыт социальной работы в сфере досуга. Автор надеется, что это может быть полезным при решении социальных проблем в нашей стране. Автор прочел ряд лекций за рубежом и в России, в СП6ГУП, участвовал в проведении семинара по программе обучения социальных работников Ленинградской области, организованного Комитетом по труду и социальной защите населения совместно с Международным институтом "Женщина и управление" и шведским международным агентством по развитию сотрудничества "SIDA".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы содержит богатый педагогический потенциал, так как ее определяющая

сущность — активизация внутренних ресурсов человека и создание
Ф оптимальных условий для их реализации.

  1. Социальный патронат — сложившаяся в обществе система социальной поддержки населения со стороны государства, общественных и религиозных организаций, а также частных лиц в досуговой деятельности рассматривается как способ реализации социальной политики государства в релактивно-оздоровительной сфере. \

  2. Рационально и целенаправленно организованный досуг выполняет функцию компенсации стрессовых состояний и способствует снижению уровня социального и психоэмоционального дискомфорта. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как форма социальной адаптации человека в условиях изменившихся параметров среды обитания.

4. Эффективность культурно-досуговой деятельности в системе
Ф социальной работы определяется следующими условиями:

— репрезентативностью информации о характере социального
запроса на культурно-досуговую деятельность в регионе с учетом

[ направленности интересов и уровня интенсивности потребностей

I представителей различных социальных групп и слоев населения;

— адекватностью представлений об особенностях социально-
экономической и демографической ситуации в регионе;

а — гуманистически ориентированной идеологией социальной работы,

основанной на культурно-историческом опыте и духовных традициях конкретной страны, народа, социальной общности;

— наличием кадровой структуры в системе социальной работы,
профессиональный потенциал которой гарантирует оптимальное качество
услуг в сфере досуга;

-— степенью развития информационных каналов обратной связи между субъектом социального патроната и его объектом для оперативной

экспертизы эффективности деятельности аниматоров и провайдеров и внесение в нее необходимых корректив.

  1. Досуг в системе социальной жизни рассматривается, с одной стороны, как создающие новые возможности личностной самореализации, с другой — как обеспечивающие саморазвитие культуры посредством изменения норм, систем ценностей, стилей жизни и образцов поведения, гарантирующие культурную трансмиссию и компенсирующие негативные последствия нарушений культурного баланса в обществе.

  2. Образование и досуг определяются как важнейшие сферы личностной самореализации и социальной интеграции, что с необходимостью должно найти отражение в соответствующих положениях государственной политики.

  3. Основу профессиональной подготовки аниматоров и провайдеров составляет высшее гуманитарное образование, включающее широкий спектр человековедческих и общественных наук.

— — — ---— .

Социально-демографический портрет клиентов социальной работы в странах Западной Европы

Философия гражданских прав в том виде, как она сложилась в XVII—XVIII веках, во главу угла ставила равенство людей перед законом. Однако практическая реализация подобных программ вскоре выявила их слабости. Америка и Франция показали, что республиканская форма правления, гарантируя равенство политических и юридических прав, сама по себе не приводит к фактическому равенству граждан. Более того, разрушение старой системы взаимосвязей лишало многих людей существовавших ранее традиционных форм социальной защиты и плодило нищету. Поляризация общества по имущественному признаку усиливалась, началось резкое ухудшение условий существования некоторых групп людей и появление нового мира городских трущоб. Представления о правах человека, сформулированные социал-демократами (тон задавали немцы), расширяется, охватывая, помимо гражданского, также и "социальный" аспект: необходимость обеспечить всем членам некий минимум благосостояния и стабильности. Социальные аспекты стали включаться в политические программы. Эта фаза развития идеи гражданских прав полностью сложилась к концу Второй мировой войны в

Швеции и Англии и вскоре распространилась в других странах Западной Европы. Опыт поколений показал, что, несмотря на все усилия и значительные расходы, большинство важнейших социальных проблем не поддались искоренению: продолжают присутствовать бедность, преступность, социальная напряженность.

Новый цикл философии прав возник как реакция на универсализм и государственность старой системы. Стало ясно, что эти качества сковывают свободу индивидуального выбора, мешают видеть конкретные людские проблемы, живого человека, реальные проблемы меньшинств. Прежнее представление о правах человека тормозило развитие социальной работы, мало способствовало представлению о ее профессионализме, о своеобразии методов и приемов работы.

Происходит переоценка ценностей, и в этой связи все отчетливее проявляется значимость влияния культуры на человеческую личность, в том числе и на личность с ограниченными возможностями, временно или постоянно нуждающуюся в опеке и поддержке. Именно поэтому особое место занимает сохранение и накопление духовных ценностей каждого человека в отдельности и определенной социальной группы в целом. В течение долгих лет, прошедших со времени Второй мировой войны, европейские страны явственно ощущают потребность действовать в тесном контакте друг с другом, улучшая современное качество жизни и закладывая фундамент будущей модели общества социального благосостояния и социальной защиты.

В обществе, которое мы стремимся создать и создаем, должны править социальная справедливость и демократия, разум и культура. Эти цели, пути их достижения отражены в документах Европейского сообщества и "Декларации о правах человека", где, в частности, говорится следующее: "...Права человека и его свобода — эта часть общего населения европейцев. Совершенствуя человеческую личность, давая ей образование, делая для нее доступными достижения культуры, организуя ее досуг, мы можем создать новую уникальную модель, которую нужно постоянно обогащать и пополнять" (EC.5/98d. Р. 10).

"Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозглашала право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. Правовой характер носил и международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, в котором государства зафиксировали свою обязанность обеспечить равное для мужчины и женщины право каждого человека на участие в культурной жизни (ст. 15, п. 1а). Ряд статей Декларации непосредственно закрепляли статус социальной работы, определяя ее право на участие в развитии личности. Статья 22: "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности, прав в экономической, социальной и культурной областях...".

В Декларации фиксировалось право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию. Утверждалось также право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, в научном прогрессе, наслаждаться искусством и пользоваться всеми благами общества [435, с. 11—12].

Европейская Социальная хартия (1961) дает более яркое представление о расширении прав человека с помощью социальных служб. В данном документе права рассматриваются как свобода действий личности и право человека на труд, на участие в работе профсоюзов, а также на организованный досуг и отдых, на медицинскую помощь, социальную поддержку. Что особенно важно, здесь подчеркиваются обязанности государства и общества перед личностью. Впервые эта тема была затронута в Декларации ООН в 1948 году, а затем в различных документах европейских стран.

Брустер и Тиаг (1989) в своей работе "Социальная политика в Европейском сообществе" выделяют две фазы развития социальной политики и осознания обществом значения влияния культуры на личность и организацию досуговой деятельности [458, с. 40—41]. 1957—1972 гг. — первая фаза, эмфазисом которой были как равные права личности в получении работы, социальной поддержки, так и учреждение единого европейского фонда для поддержки инициатив молодежи. Великобритания, Дания и Ирландия одни из первых выдвинули идею единой Европы, одной из главных задач деятельности которой должны стать экономическое, социальное и культурное развитие.

Технологии социальной работы с разными категориями населения Великобритании в сфере досуга

Утверждения о том, что западная цивилизация все более превращается в "цивилизацию досуга", далеко не истинны. Тем не менее тенденция к увеличению свободного времени населения существует. В той или иной мере она проявляется во всех странах мира. Количественное увеличение досуга приводит к его качественным изменениям: изменениям содержания, социально-культурной функции, его места в жизни. Понятие "досуг", как подчеркивают исследователи, может использоваться на практике в различных смыслах. Как отмечается в работе О. Тенисоретского [281, с. 8—17], для теоретиков 60—70-х годов было характерно отношение к досугу как ко времени, обладающему наибольшими возможностями для раскрытия потенциала человека.

Особый интерес при анализе различных точек зрения на определение содержания и характера досуга представляет то, что часть исследователей связывает участие в досуговой деятельности с обязательным развитием личности. Собственно, здесь находит подтверждение классическая формулировка досуга, психологический и педагогический подход к нему.

Американские ученые, в частности Риесман, трактуют досуг как удовольствие, понимание красоты и чудес окружающего мира, замечают, однако, что это не всегда зависит от супермаркетов и развития промышленности [427, с. 27—32]. Досуг — это то, что каждый достигает по своему желанию. Вместе с тем следует учить людей проводить свой досуг, как учатся играть на музыкальных инструментах, учатся наслаждаться природой, думать. Досуг — это образ жизни, и это означает вовлечение человека в интересную для него деятельность; досуг имеет гуманистическую сущность.

Умение рационально проводить досуг надо постоянно совершенствовать, и в этом человеку должна оказываться помощь и поддержка опытными специалистами. Ученые ставят конкретные вопросы: кому нужен досуг? Какой досуг необходим человеку в различные периоды его жизни и в какой мере? Каково значение досуговой деятельности в развитии личности в молодые годы, какую роль играет он в пожилом возрасте? Дж. Неулингер, с которым связано психологическое направление в изучении досуга, считает, что исследования психологов в области досуга могут быть плодотворными, если будут носить системный характер, но эта сфера настолько обширна и многогранна, что ученые будут заниматься этой проблемой многие годы. В настоящее время наибольшее распространение получила его модель, в основе которой свобода — условие полноценного досуга. Первое, что необходимо для этого, — точно вычленить время, которое остается после того, как выполнены все необходимые дела или, наоборот, заполнить свободное время (в случае безработицы, инвалидности).

Досуговая деятельность выполняется ради самого человека, а не ради какой-либо сверх заданной цели; личность желает заниматься этой деятельностью. Здесь имеется в виду большее, чем просто свободное время в обычном понимании. Это должна быть такая его часть, когда у человека имеется не только стремление восстановить силы, отдохнуть, но и еще достаточно желания и энергии, чтобы с энтузиазмом стремиться что-то сделать, конечно, обязательно приятное для него, соответственно его потребностям и интересам [420, с. 17—28], или же быть вовлеченным в эту деятельность специалистом.

Вместе с тем зарубежные исследователи проблемы свободного времени считают, что для досуга необходим определенный уровень развития интеллектуальных данных, потому что досуг — это не просто свободное, т.е. не занятое работой, время, досуг требует личностного отношения со стороны участника, его деятельности, требует контакта с тем, кто его организует.

Другой элемент, необходимый, по мнению ученых, для досуга, — это то, что он дает возможность не только рационально провести свободное время, но и получить удовольствие. Таким образом, это не просто время, используемое для восстановления сил, чтобы человек мог вновь вернуться к работе или ощутить себя уверенно, чувствуя себя по-настоящему

отдохнувшим. Досуг — более емкое понятие, чем рекреация, так как для него дополнением являются деятельность для собственной пользы, он предполагает достижение определенных личностных результатов, преодоление проблемных ситуаций.

Итак, досугу посвящается время, свободное от работы и других обязанностей; однако для плодотворного проведения досуга необходимо также благожелательное отношение участника к этой деятельности и возможность такого ее вида, который доставляет ему удовольствие и проводится для его (человека) собственного блага и по собственному желанию. Закономерно, что целый ряд зарубежных ученых ставит вопрос, не является ли досуг для взрослых тем, чем для детей является игра. Отвечая на этот вопрос утвердительно, мы имеем в виду даже людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями.

В определенном смысле досуг — это игра, как игра — это поведение человека для его же блага. Так, например, историк Йохан Хейзинга, изучая культуру средневековья, был поражен тем значением, которое придавалось игре в средние века по сравнению с тем, как мы относимся к игре в наше время. Это открытие побудило его заняться исследованиями, посвященными роли игры в человеческой культуре [411, с. 47]. Выводы этого ученого сводятся к тому, что все виды и формы цивилизации начинались как игра: культура зарождалась как игра с самого начала. Хейзинга предложил удивительный, и убеждающий вывод, что игровое начало и элементы игры есть в юриспруденции, философии, экономике и политике. Разве философия не начинается и не заканчивается игрой идей? Экономисты "играют" с деньгами и трудом, политики проводят политическую игру, цель которой преобладание влияния, превосходство, дающее право победителю играть роль короля или президента. Подтверждений вышесказанному можно привести множество из нашей жизни.

Полифункциональный характер содержания социальной работы в сфере досуга в других странах Западной Европы

Одной из наиболее часто и успешно применяемых методик наряду с массовыми в социальной работе, связанной с досугом, является групповая работа. Она используется в социальной работе во многих странах мира. Эта методика приемлема при работе с людьми всех категорий и возрастов, включая детей, взрослых и пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, с криминальными группами, а также с теми, кто страдает от потери близких людей, от конфликтов в семье, безработицы или несчастных случаев. Отдельно решаются проблемы этнических меньшинств. Не забыты и те, кто активно ищет возможность самосовершенствования.

Групповая работа часто проводится в дневных центрах досуга жилых районов и в других учреждениях.

Итак, почему же групповая работа так важна и популярна? Прежде всего потому, что все воспитываются в группах, где проводят свободное время. Это естественное окружение, хотя в социальной работе часто приходится создавать новые группы, чтобы объединить людей, имеющих общие нужды и проблемы. Можно определить некоторые причины, чтобы объяснить, почему именно группы могут так много сделать в социальной работе. Они объединяют людей, которые находятся "в одной лодке". Нет другого способа встретиться с теми, кто обладает идентичными потребностями, имеет такой же опыт, может предложить поддержку и действительно понять, почему они вместе. Группы придают людям силу, дают возможность почувствовать себя независимыми. Например, в отношениях между субъектом и объектом объект зависит от субъекта, а в группе человек является помощником других членов группы, так же как другие помогают ему. Это развивает в нем чувство уверенности, личного удовлетворения и достоинства. Это один из подходов. Кроме того, группы могут оказывать сильное влияние на индивидуумы через влияние равных. Такая работа — это предпочтительный метод для некоторых категорий людей. Например, многие подростки чувствуют себя более комфортно в группе с себе подобными, чем рядом со взрослыми социальными работниками. Групповая работа может быть эффективной в использовании ресурсов, так как, к примеру, встреча с десятью людьми вместе занимает меньше времени, чем встречи с каждым в отдельности. В реальности все не так просто, ибо такая работа требует большой подготовки и поддержки вне группы, особенно, когда члены группы должны быть вовлечены в досуговую деятельность микрорайона. Если люди уже работают в этом округе, то это будет действенным способом экономить время. Было бы ошибочно думать, что работа в группах — это панацея для социальной работы. Кроме того, к примеру, для людей, которые переживают кризис после потери близкого человека или после несчастного случая, также существуют потенциальные проблемы.

Групповая работа — это комплексная и высокопрофессиональная деятельность. Она широко используется для организации свободного времени. Можно спорить о том, является ли она более профессиональной, чем работа один на один в каждом конкретном случае, но, безусловно, она более комплексна, системна, так как в эту деятельность вовлечено больше человек. Вместе с тем она более действенна, чем массовая работа, так как здесь имеется более конкретный объект влияния. Невозможно рассмотреть все теоретические и практические аспекты работы в группе, обозначим лишь основные моменты, касающиеся расписания и требований по профессиональной подготовке социальных работников, которые хотят работать с людьми в группах. Их можно разделить на ценностные ориентиры и профессиональное мастерство [359, с. 44].

Основополагающим в любом методе социальной работы является сохранение достоинства личности. Суть групповой работы состоит в том, что она дает равные возможности каждому человеку, т.е. учитывается потенциал личности. На практике это означает, что давление не будет оказываться ни на кого и никто не будет вынужден делать что-либо против воли. Это также подчеркивает, что ни один человек не будет подвергаться дискриминации личностных характеристик, таких как внешность, пол, ограниченные возможности, принадлежность к той или иной народности, религия, возраст. Члены группы должны хорошо понимать ее динамические изменения. Многое опирается на социологию и психологию, при этом учитываются численность и состав группы; взаимодействие внутри группы; лидерство группы; власть; сила и контроль; взаимосвязь между задачей и действиями группы; открытые и закрытые группы; ролевые игры; невербальное общение и т.д. Необходимо определить различные методы групповой работы, которые включает групповую психотерапию, модели поведения и понимания, гуманистические подходы, группы самопомощи, группы социальной деятельности 358, с. 19].

Современные технологии и организационные формы подготовки специалистов социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы

Молодежь приезжала туда чуть ли не из всей Англии, причем там встречались молодые люди разных сословий. Приток посетителей, становившихся членами этого Клуба и охотно плативших небольшой вступительный взнос, позволил открыть при нем специальный магазин, где продавались свадебные платья и костюмы, а также наборы украшений.

Так как после свадьбы молодые пары обычно по привычке приходили в Клуб, то организаторы этой программы создали консультативный центр "Семья", где проводились лекции и беседы по темам, волнующие молодые супружеские пары.

В последующие годы в Семейном центре при Бристольском университете функционировали различные секции и клубы. Следуя велению времени и чувствуя потребности общества, центр постоянно искал новые пути. В 1960—1970-е годы там успешно действовала Ассоциация родителей, и ряды этой Ассоциации быстро множились. Родители собирались в центре, решая свои проблемы. Одну группу родителей волновало обучение детей в переходном возрасте, другую — болезнь детей, третью — отклонение в поведении подростков и т.д. Совет Семейного центра включился в работу Ассоциации родителей и стал активно помогать в поисках работы для молодежи, вступающей в жизнь.

В то время Семейному центру удалось приобрести небольшую ферму неподалеку от Бристоля, и там образовались новые рабочие места. При центре открыли юридическую консультацию, где работали вчерашние студенты юридического факультета Бристольского университета. Именно в 70-е годы студенты организовали кружок ремесел для людей всех возрастов. В свободное время посетители центра с удовольствием занимались выпиливанием из дерева, вышиванием, плетением корзин, рисованием и т.д. Несколько позже эти занятия были объединены в терапию досуга или терапию художественного творчества. Во время таких занятий раскрывался творческий потенциал личности.

Следует заметить, что Бристольский университет увеличивался, открывая новые факультеты, специальности. При тесном сотрудничестве Семейного центра с университетом центр тоже развивался стабильно, хотя почти всегда число желающих стать его членами было значительно больше, чем он мог реально принять. Плата за членство в центре была невысока и зависела от личных доходов, меньше всех — для пожилых людей.

Дирекция центра стала составлять точный график, по которому члены центра могли приходить туда. Молодежь собиралась преимущественно по вечерам, два-три раза в неделю, пожилые люди — днем. Спортивные занятия, танцевальные вечера по субботам и воскресеньям, "обеды в кругу друзей" для малообеспеченных или безработных за символическую плату собирали много желающих.

В последующие годы члены центра с удовольствием совершали поездки по стране, а также во Францию, Германию. На эти поездки давались значительные скидки.

Особое направление получила в центре работа с пожилыми людьми. Начиная с 1950-х годов отношения к пожилым в обществе стало меняться в лучшую сторону. Клуб пожилых людей при Семейном центре принимал все больше новых членов. Поскольку охватить всех желающих было невозможно да и не у всех хватало сил и здоровья для регулярного посещения клуба, была создана программа под названием "Из дома в дом". Суть этой программы сводилась к тому, что к пожилым людям приходили члены клуба из инициативной группы, добровольцы, работники социального центра, чтобы рассказать о том, что происходило в клубе, принести интересную книгу и т.д.

В самом клубе студенты музыкального факультета создали хор, в репертуаре которого были народные песни и классические произведения. Правда, в одном из отчетов о деятельности этого клуба отмечается, что мужчины проявляли значительно меньшую активность, чем женщины, что огорчало последних, однако не уменьшало их энергию. Из года в год они проводили выставки кулинарных изделий, букетов цветов, рисунков.

Для разнообразия деятельности членов клуба для пожилых было проведено деление на возрастные подгруппы, чтобы каждый мог выбрать себе занятие по силам и возможностям. Характерными для этого периода являются занятия рисованием, в которых принимали участие все возрастные группы. Доброй традицией стало совместное празднование Рождества и Пасхи и организация ярмарок с продажей рисунков и поделок, выполненных членами клуба.

В конце 60-х годов стало очевидным, что Семейный центр Бристольского университета объединяет все больше людей различного возраста с различными жизненными установками. Понятие комьюнити (сообщество) уже прочно вошло в жизнь социальных работников, и Семейный центр стал называться комьюнити Бартон-Хилл при Бристольском университете. Также стало традицией то, что президентом центра назначался, как правило, вице-канцлер Бристольского университета. Это еще больше объединяло университет и центр.

Похожие диссертации на Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы