Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. Али Мухаммед Салек

Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг.
<
Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Али Мухаммед Салек. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.15.- Москва, 2003.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/650-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I . Национально-освободительное движение в Западной Сахаре 18

1.1. Западная Сахара: краткий исторический очерк 18

1.2. Рождение Фронта полисарио и провозглашение Сахарской Арабской Демократической Республики 29

Глава II. Западносахарская проблема в международных организациях 66

2.1.. Рассмотрение сахарской проблемы в Генеральной Ассамблее ООН и в Международном Суде 66

2.2. Позиция Лиги Арабских Государств по западносахарской проблеме 76

2.3. Организация Африканского Единства и западносахарское урегулирование 80

2.4. Мирный план ООН по урегулированию западносахарской проблемы 86

Глава III. Позиция мировых держав по урегулированию западносахарской проблемы 108

3.1. Позиция западных стран: США и Франции 108

3.2. Позиция РФ (СССР) и стран Восточной Европы 113

Глава IV. Западносахарский вопрос и проблема объединения Арабского Магриба 118

Заключение 132

Примечания 141

Список литературы

Рождение Фронта полисарио и провозглашение Сахарской Арабской Демократической Республики

Современная Западная Сахара представляет собой уникальное государственно-правовое образование, структуру и функционирование институтов которого понять весьма сложно без краткого экскурса в его историческое прошлое с упором на постколониальный период. Отдельные фрагменты истории не только западно-сахарского народа, но и других народов региона требуют критического осмысления, но это выходит за рамки нашей работы. Мы же сознательно попытались сузить хронологические границы нашего исследования, ограничив его 1964 - 2002гг.

Говоря об истории западносахарского вопроса, необходимо, прежде всего, определить временные рамки, период, исследование которого помогло бы пролить свет на корни конфликта, его причины и влияющие на него факторы. Поэтому в этом разделе мы кратко рассмотрим две эпохи, имевшие исключительное значение в истории Западной Сахары, эпохи, когда происходило определение ее политико-географических границ и цивилизационных признаков. Мы имеем в виду, во-первых, - проникновение ислама, а во-вторых, колониальное вмешательство. При этом будем обращаться и к другим историческим периодам, как предшествовавшим, так и последовавшим за этими событиями, с тем, чтобы подтвердить или, наоборот, опровергнуть те или иные идеи и утверждения. В древние времена в рассматриваемом регионе одна негроидная цивилизация, пришедшая с запада Африки, наложилась на другую (о чем свидетельствуют неолитические стоянки, где были обнаружены ручные топоры и зернотерки) и смешалась с нею, дав начало народу кочевников и пастухов; этот народ жил здесь в течение тысячелетий, вплоть до появления берберов.

Первобытные жители Западной Сахары, помимо отдельных предметов материальной культуры, оставили множество наскальных рисунков, большинство из которых все еще ждет своего исследователя. Тем не менее, на основе имеющихся археологических материалов ученым оказалось возможным провести интересные сравнения между первобытными жителями Западной Сахары и древними аборигенами Канарских островов, выявившие поразительное антропологическое сходство.1

Собственно исторический период Западной Сахары начинается с перехода туда первых кочевников с верблюдами из ливийской Сахары и Северной Африки. По времени он соответствует римской эпохе, тогда многие берберские племена оказались оттесненными вглубь Сахары, где они предпочитали вести свободную, хотя и бедную, полную опасностей жизнь кочевников. Следовательно, начиная с III в. н.э. берберы Зената и Санхаджа распространились по всей Западной Сахаре вплоть до Сенегала и Судана. Продвигаясь вперед, они рыли колодцы, сажали финиковые пальмы, создавали в оазисах очаги оседлости.2

Затем в страну дважды вторгались арабы (VIII и XIII вв.), в результате чего между более развитыми и образованными пришельцами и кочевниками скотоводами-берберами начался процесс духовного, политического и, в меньшей степени, этнического объединения. На этой основе через несколько веков сложилось арабо-берберское население Западной Сахары, которое сохранило от своего берберского прошлого общественную структуру, обычаи и нравы, а у арабов заимствовало религию, письменность, язык и частично культуру.

Историки сходятся на том, что жители Западной Сахары восходят своими корнями к населению Аравийского полуострова. В найденных в Западной Сахаре рукописях есть сведения о том, что племена, проживающие в Сегиет Эль-Хамра и Рио-де-Оро, переселились сюда из Аравии еще до возникновения ислама. Это мнение подкрепляется тем, что хасанские племена, населяющие Западную Сахару и сегодня, сохранили привнесенные порядки, обычаи и традиции. Некоторые историки полагают, что эти племена перебрались в Северную Африку за несколько веков до начала христианской эры, примерно в 480 г. до н.э. В связи с этим, существует утверждение, что предками берберов были йеменцы-кахтаниты, которые в свое время активно переселялись из Аравии в Судан, Магриб, Андалузию и на Средиземноморские острова. Такие крупные знатоки генеалогии прошлого, как Мухаммед Ибн-Хазам и Ибн-Халдун, возводят берберов к племени химьяр.

Арабо-берберские жители Западной Сахары впоследствии были не однократно втянуты в серьезные религиозные распри, нередко раздиравшие мусульманский мир и положившие начало еретическим и раскольническим сектам. Они также принимали участие в раздорах соперничавших кланов, оспаривавших власть в Марокко и претендовавших на престол, когда лемтуны, то есть берберские племена, основали династию Альморавидов, способствуя объединению всех арабо-берберских племена южного Марокко и Западной Сахары в конфедерацию.

Позиция Лиги Арабских Государств по западносахарской проблеме

Еще один аспект. Дипломатическая деятельность является главной составляющей работы в области международных отношений. Ряд исследователей полагают, что сколь бы ни были действенны естественные факторы государственной мощи, определяющая роль принадлежит все же дипломатии, призванной сбалансировать действие этих факторов и использовать их с максимальной эффективностью для достижения внешнеполитических целей данного государства. И если такая дипломатия важна для независимых государств, то ее значимость еще более возрастает для народов, все еще борющихся за свою независимость.

Наиболее важные задачи дипломатии САДР состояли в следующем: -снискать симпатии и понимание международной общественности; - обеспечить получение материальной и моральной поддержки; -противодействовать марокканской информационной и пропагандистской политике на международной арене; - подготовить почву для налаживания и упрочнения отношений с членами мирового сообщества.

Главными органами сахарской дипломатии были Комитет по международным вопросам и министерство информации. Кроме того, во многих государствах мира существовали представительства фронта ПОЛИСАРИО - например, в США, Великобритании, Франции, Германии и на Кубе, а также посольства САДР в Алжире, Ливии, Иране, Сирии, Мексике, в большинстве стран Африки и Латинской Америки.

Важнейшим результатом, достигнутым сахарской дипломатией, стало то, что ПОЛИСАРИО имел представителя при ООН (1979г.) и что представитель Фронта был заместителем генерального секретаря ОАЕ. Кроме того, миссии и делегации фронта в различных странах разъясняли суть западносахарской проблемы, сахарские дипломаты выступали с заявлениями и меморандумами, адресованными международным и региональным организациям - таким, как ЛАГ, Движение неприсоединения и т.д. К 1984 году 76 государств на всех континентах признали фронт ПОЛИСАРИО в качестве освободительного движения и САДР как государство, которому должен принадлежать суверенитет над территорией Западной Сахары. Плодами усилий сахарской дипломатии стало обращение к идее референдума в Западной Сахаре в 1982г., согласие Марокко сесть за стол переговоров с Фронтом ПОЛИСАРИО, не признававшимся Рабатом на протяжении 24 лет, а также поддержка международным сообществом справедливой борьбы сахарского народа за независимость и свободу.

На наш взгляд, необходимо остановиться также и на целом ряде мифов, которыми сопровождалось появление сахарского освободительного движения и которые продолжают бытовать до сих пор, время, от времени воплощаясь в форме упреков, адресуемых этому движению. На настоящий момент сделано, сказано и написано немало в целях укрепления в сознании миллионов людей определенных стереотипов и заблуждений, касающихся проблемы Западной Сахары.

Итак, первый миф: арабский мир стремится к объединению, в то время как сахарцы хотят отделиться, создав новое государство. Второй миф: Марокко имеет историческое право на присоединение Западной Сахары. Третий миф: Фронт ПОЛИСАРИО является прокоммунистическим движением. Четвертый миф: численность населения Западной Сахары невелика, и это станет препятствием на пути создания государства со всеми его институтами и учреждениями.

Пятый миф состоит в опасении Марокко, что "новое государство" в Западной Сахаре, будет слишком тесно связано с Алжиром, вплоть до создания общей федерации. Эти страхи можно понять, если вспомнить, что само Марокко некогда пыталось аналогичным образом "поглотить" Мавританию, а теперь обвиняет в схожих намерениях Алжир. Марокканцы прибегают при этом к историческим и религиозным аргументам, представляющим собой тень давно развеявшихся мечтаний. Таким образом, используя подобную аргументацию, марокканцы хотят "убить сразу двух зайцев".

По поводу первого мифа надо сказать следующее. Сахарцы были и останутся приверженными идее арабского единства. Мы неоднократно и с самых разнообразных трибун призывали к такому единству, однако, мы против аннексии в любых ее формах. Мы убеждены, что единство может быть лишь добровольным, но не навязанным. Поэтому мы выступили против аннексии Ираком Кувейта в 1990 году, хотя, казалось бы, чем это не шаг к единству с точки зрения проповедников этой идеи в ее фальшивой интерпретации? На наш взгляд, ни арабские режимы, ни экономика арабских стран на сегодняшний день не готовы к единству. Более того, сейчас арабы, переживающие период разочарования в идее национального объединения, стали говорить о единстве с иронией. Богатые монархии Персидского залива никогда не пойдут на объединение, хотя и используют эту идеологему в своем лексиконе в паллиативных дозах, предназначая их исключительно для местного употребления и желая немного успокоить арабов, фактически лишенных права на свободное волеизъявление. Второй миф, связанный с пресловутым "историческим правом" Марокко на Западную Сахару, на котором Рабат постоянно выстраивал всю свою аргументацию, также не выдерживает критики. Быть может, марокканцы и считают эту территорию своей, но разговоры о его фактическом праве утратили всякий смысл после того, как это требование было отвергнуто ООН и Международным судом в Гааге. Разве не удивительно, что, несмотря на это, Марокко требует "возвращения" Западной Сахары, но не требует, чтобы Испания вернула оккупированные ею города Сеуту и Мелилью, которые, по единодушному признанию всего мира, должны принадлежать Марокко? Когда "право" вступает в противоречие с законом, необходимо обратиться к истории приобретения этого права и убедиться в непредвзятости закона.

Мирный план ООН по урегулированию западносахарской проблемы

Прежде чем начать разговор о мирных инициативах по урегулированию проблемы Западной Сахары, нужно вернуться к тому времени, когда в ООН впервые был поставлен вопрос о необходимости обязать Испанию провести референдум, в ходе которого сахарский народ мог бы самоопределиться. Это произошло 14 ноября 1975 г.; в этот день сахарский вопрос был включен в досье Организации Объединенных Наций как вопрос, связанный с деколонизацией.

20 декабря 1966г. ООН подтвердила право сахарского народа на самоопределение в резолюции № 2229.29 Поначалу Испания старалась обойти выполнение этой резолюции, предприняв попытку создания Сахарской ассамблеи под собственным контролем. Однако события в регионе стали развиваться таким образом, что Испании пришлось изменить свою политику. Дело закончилось подписанием трехстороннего Мадридского соглашения с Марокко и Мавританией, предусматривавшего передачу территории Западной Сахары этим двум государствам.

Итак, идея проведения референдума в Западной Сахаре впервые была обозначена в 1970-е гг. Тогда территория находилась под контролем испанской колониальной администрации, затем она передала эту функцию Мавритании и Марокко, после чего вновь был поднят вопрос о необходимости проведения референдума для самоопределения сахарского народа. В первом случае требование организации референдума исходило от Марокко, желавшего присоединить Западную Сахару, тем самым лишая сахарский народ права на свободное волеизъявление. Именно этим объясняется обращение Марокко в Международный суд в 1974г. с просьбой рассмотреть и выдать заключение по западносахарскому вопросу, который превратился в серьезную региональную и международную проблему.

Появление мирного плана по урегулированию проблемы Западной Сахары в его нынешнем виде совпало по времени с распадом СССР, т.е. пришлось на 1991г.

Поначалу это была чисто африканская идея. После долгой войны, обернувшейся многочисленными жертвами и убытками сторон и являвшейся камнем преткновения на пути к межафриканскому и межарабскому сближению, последовали попытки стран региона, международных и региональных организаций усадить конфликтующие стороны за стол переговоров с целью выработки политического решения проблемы.

В 1985 г. ГА ООН приняла постановление № 40/50, опирающееся на постановление № 104, принятое ОАЕ в Аддис-Абебе 10 июня 1983г. Документ призвал стороны к прекращению огня, проведению референдума для самоопределения сахарского народа и началу прямых переговоров между участниками конфликта. Председателю ОАЕ и Генеральному секретарю, ООН рекомендовано приступить к координации усилий с целью выработки единого плана урегулирования, сближающего подходы сторон.31

В качестве базы для переговоров были приняты упоминавшиеся документы: ГА ООН № 40/50 и ОАЕ № 104 как содержащие предложения, с которыми участники конфликта согласились в принципе. Выработанные предложения были приняты в изложены сторонам 11 августа 1988 г., а 30 августа было получено согласие сторон принять их за основу для разрешения конфликта, продолжающегося с 1975 г.32

20 декабря 1988г. на специальном заседании СБ принял постановление № 621, в котором одобрил предложения Генерального секретаря о назначении своего специального представителя в Западной Сахаре, который должен будет незамедлительно вступить в контакт со сторонами. Выбор пал на юриста из Уругвая Акроса Эспиаля. В качестве наблюдателей на переговорах были также задействованы Алжир и Мавритания.

27 июня 1990г. СБ единодушно одобрил предложения Генерального секретаря, которые впредь стали называться "мирным планом". Была принята резолюция № 658, дословно повторяющая положения доклада Генерального секретаря (S/21360). В резолюции № 690, принятой 19 апреля 1991г., СБ объявил о сформировании миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре МИНУРСО (MUNURSO). Временные рамки реализации плана -после прекращения огня 6/9/1991г. и вплоть до объявления итогов референдума в конце января 1992г. План предусматривал и базу для определения участников референдума: это испанская перепись населения Западной Сахары, проведенная в 1974г., когда регион еще находился под колониальным управлением; численность населения, по испанским данным, составила 74902 человек. 4

На наш взгляд, необходимо остановиться на тех условиях, в которых возник этот план. Это был период, когда расшатались устои двуполярного мира (Восток - Запад), распался СССР и пали социалистические режимы. Люди стали по-новому смотреть на романтику социализма. Это было время, когда призрак глобализации стал угрожать не столько освободительным движениям, сколько национальному суверенитету государств вообще. Глобализация стремится к тому, чтобы человечество жило в одномерном, единообразном мире, в котором теряется национальная специфика и нивелируется национальная идентичность, а обычаи, традиции, религиозные верования и самобытность народов передаются забвению в интересах транснациональных корпораций, которые желали бы превратить весь мир в свой сырьевой придаток.

Позиция РФ (СССР) и стран Восточной Европы

Одной из характерных черт современного развития большинства государств арабского мира является их стремление укрепить свою независимость и суверенитет, занять достойное место на мировой арене и поднять социальный, экономический и культурный уровень жизни населения. Особая роль в реализации намеченных планов отводится деятельности различных политико-экономических группировок, представляющих заметное явление в международной жизни.

К началу 1980-х годов в арабском мире в силу различных внутренних и внешних факторов преобладающими стали центробежные тенденции, отношения между арабскими странами обострились. Общеарабские отношения отошли на второй план, уступив место узконациональным интересам. В этой ситуации ЛАГ оказалась практически недееспособной, не смогла проявить себя действенной и эффективной организацией в деле решения внутриарабских проблем. Естественным в связи с этим стало зарождение центростремительной тенденции на субрегиональном уровне.

Одним из центров интеграционного развития стал субрегион Магриба, где мечта об объединении, окрашенная ностальгией, живет подспудно вот уже в течение семи веков, основываясь на том, что единый Магриб существовал уже дважды в далеком прошлом: в античные времена при правлении царя Масинисса (283-149 гг. до н.э.) и в исламские времена при правлении берберской династии Альмохадов (1147-1269 гг.). В новейшей истории возникновение первых союзов, имевших целью объединить государства Магриба и сообща решать стоящие перед ними задачи, датируется концом 1950-х - началом 1960-гг. Начиная с этого времени, был предпринят ряд попыток, добиться магрибинского единства. Дело, однако, ограничилось оформлением разного рода двухсторонних и тройственных союзов, которые быстро распадались. Негативную роль здесь играли различия в социально-экономических структурах, политических и идеологических приоритетах стран региона, существовавшие между ними пограничные и иные споры.

С середины 1970-х гг. главным "раздражителем" на магрибинской арене стала западносахарская проблема, не раз приводившая Алжир и Марокко на грань вооруженного конфликта. Наслоившись на давнюю борьбу двух ведущих государств за лидерство в регионе, она фактически стала «камнем преткновения» на пути любых усилий по нормализации межмагрибинских связей, препятствовала общему оздоровлению политического климата в Северной Африке".2

Создание в 1989г. Союза Арабского Магриба вывело на качественно новый уровень отношения между государствами субрегиона. Впервые в истории магрибинских государств на столь высоком уровне юридически было оформлено политико-экономическое объединение подобного масштаба, и не на словах, а на деле нашла свое воплощение идея магрибинского единства. Как отмечает в своей работе "Великий Магриб" французский журналист Поль Бальта, "образование САМ является началом реализации мечты о Великом Магрибе".3

Комплексный анализ центростремительных и центробежных тенденций в Магрибе, их влияния на развитие отношений между государствами субрегиона, современного состояния интеграционных процессов в арабских странах Северной Африке, а также возможных перспектив и путей развития ситуации в магрибинских странах будет целью данного раздела.

Характер деятельности САМ с момента его образования в значительной степени определяется сохранением достаточно серьезных разногласий политического и экономического свойства между странами-участницами данной организации.4

Различия в политических системах, экономических структурах, неурегулированность отдельных спорных вопросов в отношениях друг с другом являются источниками напряженности в регионе, главной из которых остается алжиро-марокканский территориальный пограничный спор.

Алжир в этом споре придерживался принципа uti possedetis (владей тем, чем владеешь) и исходил из статус-кво.5 Алжир оспаривал позицию Марокко в вопросе исторических прав последней на спорный пограничный район, подчеркивая, что в наше время не существует карты, на которой бы определенным образом была обозначена граница между Марокко и Алжиром. Имеющиеся документы и факты противоречат друг другу. Марокканцы же утверждали, что в доколониальный период власть марокканских султанов распространялась и на часть современного Алжира вплоть до оазиса Туат. Такое толкование истории давало основания для подобного рода претензии и распространяло их не только на алжирскую Сахару, но и на часть республики Мали и всю Мавританию, а также на Западную Сахару, составляющих так называемый Большой Магриб.6 Конфликт между двумя арабскими государствами вызвал озабоченность во всех арабских и африканских странах, так как существовала реальная опасность того, что проблема неурегулированных границ на континенте может в любое время взорваться и намерение решать этот вопрос силовым путем может послужить плохим примером для других государств Африки. Поэтому понятны энергичные действия глав африканских государств, которые выступили с миссией доброй воли. Их позицию намного облегчало то, что Марокко и Алжир являются членами Лиги Арабских Государств и Организации Африканского Единства.

В Хартии Африканского Единства в качестве одного из основополагающих принципов ОАЕ подтверждается принцип статус-кво. Следует отметить, что после получения Марокко независимости, Рабат принял на себя обязательства Франции, по которым со стороны Марокко не было сделано никаких оговорок. Под этим можно понимать также и согласие с линией современной границы Марокко с Алжиром. Такой подход можно использовать и по западносахарскому вопросу, так как здесь определяющим фактором является статус-кво. И Алжир, и Марокко были колониальными территориями Франции, в то время как Западная Сахара была испанской колонией. Владение какой- либо территорией без явно выраженного согласия населения является только фактическим, а не юридическим владением, которое не имеет оправдания в современном международном праве. С точки зрения норм современного международного права, при решении пограничных споров государства должны руководствоваться, прежде всего, принципом самоопределения, учитывать волю населения, проживающего на данной территории, выраженную должным образом.

Похожие диссертации на Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах : 1964-2002 гг.