Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Таджикско-индийские культурные связи (конец XX – начало XXI вв.) МАДЖИДИ УМЕДЖОН КУДРАТУЛЛО

Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
<
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
Таджикско-индийские культурные связи
(конец XX – начало XXI вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

МАДЖИДИ УМЕДЖОН КУДРАТУЛЛО. Таджикско-индийские культурные связи (конец XX – начало XXI вв.) : диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.15 / МАДЖИДИ УМЕДЖОН КУДРАТУЛЛО;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Влияние политических процессов в центральной азии на развитие таджикско-индийских культурных связей В 90-е годы ХХ в. С.18-73

I.1.Геополитические пр оцессы в регионе и состояние международного культурного сотрудничества Таджикистана С.18-44

1.2. Из истории становление таджикско –индийских культурных взаимоотношений С.45-62

1.3. Сотрудничесво Республики Таджикистан и Республики Индии в конце ХХ- начале ХХI вв . С.63-73

ГЛАВА II. Культурные взаимодействия таджикистана и индии в первом десятилетии ХХI в . С.74-104

II.1.Укрепление международно-правовой базы культурного сотрудничества стран С.74-87

II.2. Развитие таджикско-индийских отношений в сфере культуры С.88-104

ГЛАВА III. Развитие культурных взаимоотношений таджикистана и индии в первой половине второго десятилетия ХХI в. С.105-136

III.1. Приоритетные направления таджикско-индийских культурных связей С.105-117

III. 2. Перспективы сотрудничества и основные проблемы культурных взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Индии С.118-136

Заключение С.137-146

Список использованных источников и литературы С.147-162

Список принятых сокрашений

Введение к работе

Актуальность темы исследования: После распада СССР и приобретения Таджикистаном независимости (9 сентября 1991г.) в истории таджикского народа начинается новый этап. Суверенная наша республика теперь начала самостоятельно решать свои внутренние и внешние проблемы, реализация которых привели в 90-е годы к немалым трудностям и рискам. Эти угрозы были определены в послании президента Эмомали Рахмона к Маджлиси Оли (2006г.), который в частности отметил: «… глобализация, как и везде, создала серьезную угрозу для национальной самобытности, аутентичности, высших нравственных и духовных ценностей нашего национального облика и судьбы. По этой причине постоянные и решительные усилия, по их защите стали приоритетным направлением внутренней и внешней деятельности молодого государства Таджикистана и потребовали ряда эффективных мер»1.

Среди этих мер важное место занимало установление и развитие культурных взаимоотношений со многими странами мира, прежде всего, со странами Востока, в том числе, и с Республикой Индией.

Таджикский народ исторически имел глубокие и многогранные связи с индийским субконтинентом. Индия одной из первых стран признала независимость Таджикистана, дипломатические отношения с которой были установлены 28 августа 1992г.2

Изучение культурной связи стран в современной исторической науке
становится все более значимым, ибо именно культура сближает народы и
направляет их на сотрудничество в другие составляющие

жизнедеятельности общества.

Актуальность избранной темы обусловлена следующими факторами:
во-первых, таджикский и индийский народы близки по духу и менталитету,
органический связаны узами тысячелетней дружбы, глубокими

историческими и гуманитарными связями, национальными традициями и
взаимной симпатией к культуре друг друга; во-вторых, протекающие на
рубеже двух последних веков сложные процессы регионального и
глобального характера, потребовали более тесного взаимодействия двух
государств как на двухстороннем, так и на региональном и международном
уровнях; в-третьих, Таджикистан и Индия, как два сравнительно молодые
государства за короткий срок независимости накопили немалый опыт
культурного взаимодействия, который требует объективного и

всестороннего изучения; в–четвертых, обращение к исследуемой теме, безусловно будет способствовать повышению научного интереса молодежи республики к изучению истории и культуры Индии, к определению своей причастности к прошлому и настоявшему ее народа; в-пятых, полученные результаты исследования докажут, что во взаимоотношениях двух стран имеются еще немало возможностей и резервов, реализация которых в

  1. Народная газета, 2006, 26 апр.

  2. Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан (МИД РТ)// Материалы управления стран Азии и Африки. Папка №6.С.5.

будущем позволит вывести на новый качественный уровень культурное сотрудничество наших стран.

Необходимость глубокого и объективного изучения этих проблем
диктуется еще и тем, что в конце ХХ – начале ХХ1 вв. на фоне новых
геополитических вызовов, глобализации экономики, с одной стороны, и
географических условий Таджикистана с другой, вновь активизировались
вопросы социальной и духовной природы народов, наций, цивилизаций в
целом. Только путем изучения истории взаимодействия культур разных
народов можно понять и лучше осознать суть современных

глобализационных процессов.

С учетом всего вышеизложенного актуальность темы исследования не вызывает сомнений. На наш взгляд, дальнейшее развитие отношений между Таджикистаном и Индией особенно перспективно в будущем в культурной сфере. Изучение же проблем истории культуры народов, как социально и исторически сложившегося многогранного явления, безусловно, имеет не только научное и познавательное значение, но и призвано приносить определенную практическую пользу, позволяющая творчески использовать накопленный опыт, успехи и достижение в дальнейшем развитии современной культуры народов.

Степень разработанности проблемы. Таджикско-индийское

сотрудничество в культурной сфере в годы независимости (1991-2014гг.) практически остается неизученным или малоизученным. По этой теме не существует ни одной крупной монографии, в которой бы освещались все основные аспекты культурного сотрудничества между двумя странами в исследуемый период. Изучению же отдельных аспектов и сторон этой сложной и многогранной проблемы было осуществлено многими отечественными и зарубежными исследователями.

Отдельные вопросы современной международной политики и взаимоотношения Индии с зарубежными странами были освящены в работах российских авторов1.

К нашей теме ближе подходит работа С. Абашина «Культурные процессы и транскультурные влияния в современной Центральной Азии»2. В ней описаны основные тенденции, которые определяют культурные процессы в центрально-азиатском регионе после распада СССР. При этом автор отмечает, что «постановка задачи не предлагала более деятельного исследования отдельных культурных институтов и направлений»3. Многие его выводы имеют гипотетический характер. Тем не менее, на выводах

1 Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации.-М., 2003; Индийское исследование в
странах СНГ //Материалы научной конференции.- М., 2007; Чайтанья, Д.Б. Индийская музыка.– М.:
Музыка, – 1980; Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в системе глобальной
трансформации мировой системы международных отношений/Под ред. А.А. Князева, А.А. Миграняня.-
Бишкек, 2009; Селяпинов О.П. Дипломатические отношения государств: принципы, формы и методы.-М.,
2004.

  1. Абашин С. Культурные процессы и транскультурные влияния в современной Центральной Азии.-М., 2001.С.3.

  2. Там же.С.3.

именно российских ученых мы опирались при освещении теоретических основ проведенного исследования.

В процессе работы над данной темы мы опирались на работы известных отечественных дипломатов и историков, в работах которых изложены основные принципы и этапы становления международной политики Таджикистана в период независимости1. Так, в монографии З. Саидова «Таджикистан: межгосударственные отношения в период становления внешней политики»2 дана оценка многовекторной внешней политике «открытых дверей» Республики Таджикистан в современный период.

Особый интерес представляли для нас исследования отечественных историков и статьи деятелей культуры, посвященные некоторым аспектам культурных отношений между Таджикистаном и Индией3.

Указанные авторы, в основном в объеме одной статьи, рассматривают позитивные аспекты взаимоотношения культур Таджикистана и Индии в период независимости, что не дает целостного представления о культурном сотрудничестве в различных сферах.

В рамках исследуемой проблемы определенный интерес

представляют работы, которые не касаются ее напрямую, но расширяют наше представление об Индии и складывающем в современном мире культурном взаимоотношении между странами4.

Так, в работах Ш. Пулодовой «Век лояльности» (2002г.), «Дорогой дружбы» (1991г.) представлены история литературы на персидском и урду языках в Индии, духовные и социальные идеи этой древней страны, а также отдельные стороны культурных отношений Индии и Таджикистана.

Стоит также отметить работу профессора Х. Раджабова «Это есть Индия» (2008г.), в которой вошли воспоминания автора о пребывании в Индии, особенно интересны его размышления об индийской духовной культуре, ее богатстве, многогранности и благотворном воздействии на культуру других народов.

1 Дубовицкий В.В. Внешняя политика Республики Таджикистан (1991-2010гг.)//История таджикского
народа: в 6 т.-Душанбе, 1998-2011. Т.6; Зарифи Х. Многовекторная дипломатия Таджикистана.-Душанбе,
2010; Назаров Т., Сатторзода А. Современная таджикская дипломатия.-Душанбе, 2006; Саидов З.Ш.
Внешняя политика Таджикистана на современном этапе.-Душанбе, 2006.

2 Саидов З.Ш. Таджикистан: Межгосударственные отношения в период становления внешней политики:
монография. Изд. 7-е, доп. Душанбе: ООО «Контраст», 2013.

  1. Олимов М. Вклад академика А.Мирзоева в изучение культурных взаимосвязей Средней Азии и Индии // Известия АН Таджикской ССР. Отделение общественных наук. 1984. №4. С.92-96; Табаров Н. Во имя мира и дружбы (О фестивале Индии в СССР и СССР в Индии) // Агропромышленный комплекс Таджикистана. – 1958. №12. С.48-51; Шахиди М. Взаимопонимание в глазах: (О международном сотрудничестве со странами Зарубежного Востока в области культуры) // Памир. 1990. №1. С. 132-142; Пулатова Ш. Таджикистан – Индия: взаимовлияние и взаимообогащение // Бизнес и политика. – 2001. 12 января; Декада Индии в Таджикистане // Вечерный Душанбе. – 1990. 26 января; По добрым традициям: Информация о декаде советско-индийской дружбы, посвященной 39-ой годовщине провозглашения Республики Индии // Коммунист Таджикистана. – 1989. 26 января; Асимов М. Он был нашим искренним другом (1989 год объявлен в Индии годом Д.Неру) // Коммунист Таджикистана. – 1989. 19 апреля; Душанбе – Калькутта: обратная связь (О развитии и взаимообогащение культур Таджикистана и Индии) // Коммунист Таджикистана. – 1987. 29 января.

  2. Искандаров Б.И. Средняя Азия и Индия: торговые, культурные и политические связи (краткий очерк). – Душанбе, 1993; «Очерки истории Синда в XVII - начале XIX веке».- Душанбе, 1993; Пулодова Ш. Век лояльности. – Душанбе, 2002 (на тадж. яз.); Ее же. Дорогой дружбы.-Душанбе, 1991 (на тадж. яз.); Раджабов Х. Это есть Индия. – Душанбе. ТГНУ, 2008 (на тадж. яз.).

Кроме того, проблемы сотрудничества Таджикистана и Индии затрагиваются также в ряде научных статьях1.

Так, известный таджикский ученый М. Олимов выступил в Нью Дели на международном семинаре в Институте международных исследований университета им. Дж. Неру с докладом «Таджикско-индийские отношения. Современное развитие» (2009г.), в котором дал краткий исторический анализ работ по разносторонним (в том числе и культурным) таджикско-индийским отношениям в период независимости.

Интересными, на наш взгляд, являются и статьи доцента ТНУ З. Рахматуллоевой2, которая в разные годы делиться своими впечатлениями с читателями на страницах периодической печати.

Большую помощь в исследовании избранной проблемы нам оказали труды зарубежных ученых, в особенности индийских исследователей3, например, работа Ш. Тхарура «Индийский мир: Индия и мир в ХХIвеке» (2012г.) хотя и не касается напрямую поставленной диссертантом проблемы, но она весьма расширяет наше видение складывающихся в мировом пространстве взаимоотношений между странами.

Недавно опубликованная книга под редакцией Раджива Бхатии, Меруэрта Абусеитова и др. «Индия и Центральная Азия в поиске новых горизонтов сотрудничества»4, которая явилась результатом форума научных кругов Индии и стран Центральной Азии, внесла весомый вклад в исследовании нашей проблемы. Обзор литературы об истории культуры и истории современной Индии будет неполным, без упоминания «Избранных сочинений об изучении проблемы подчиненности (Индии)»5, особенно работ Гаятри Чакраворти Спивак, Ранаджит Гуха, а также исследование о культурных связях Индии с народами Центральной Азии Мансуры Хайдар «Индия и Центральная Азия: Связи и взаимоотношения»6. Анализ данной проблем представлен также в книге индийского ученого Б. Кумар «Индия и Центральная Азия: от древнейшего до современного периода»7.

1 Олимов М. Таджикско-индийские отношения. Современное развитие//Материалы семинара по Таджикистану /
Институт международных исследований Университета им. Джавахарлала Неру. – Нью Дели, Индия 2009.С.1-7;
Убайдуллоев, З.Ф. Индия и Таджикистан: Отношения в современный период и перспективы их развития /
З.Ф.Убайдуллоев // Индийские исследования в странах СНГ. Материалы научной конференции. М.: – 2007; Асимов М.
Он был нашим искренним другом (1989 год объявлен в Индии годом Д.Неру) // Коммунист Таджикистана. – 1989. 19
апр.

  1. Рахматуллоева З. Индийская девушка стала борцом за свободу// Чумхурият, 2005, 25 янв. (на тадж. яз.); Она же. Роль женщины в индийском обществе// Бонувони точик, 2007, №2.С.21-22 (на тадж. яз.); Она же. Прогулка по цветнику независимости// Адабиёт ва санъат, 2012, 13 сент. (на тадж.яз.).

  2. Tharoor S. Pax Indica: India and the World of the 21st Century. Penguin Books. New Delhi. 2012; Joseph S.Nye, Jr. “Soft Power”. Foreign Policy, No.80, Twentieth Anniversary (Autumn 1990) pp.153-171; См. Также. S.N.Chatterji. Iranianism: Iranian culture and its impact on the work from Achaemenian times. The Asiatic Society, Kolkata, 2008; См. также. Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. М., Наука, 1977; Дева Ч.Б. Индийская музыка / пер. с англ. Е.М.Гороховик. М.: Музыка, 1980. (); Tagore Rabindranath. Creative Unity Vishv Books, New Delhi; Shereen Ratnagar. Trading Encounter. From the Euphrates to the Indus in the Bronze Age Oxford University Press, 2004. Также Shereen Ratnagar. Understanding Harappa: Civilization in the Greater Indus Valley. Tulika. 2006.

4 India and Central Asia: Exploring New Horizons for Cooperation. Edited by Rajiv K Bhatia, Meruert Abusseitova, Laura
Yerekesheva and Athar Zafar. Indian Council for World Affairs. Shipra Publications. New Delhi, 2014 ISBN: 978-81-7541-
786-1. 384 pp.

5 Selected subaltern studies (Oxford University Press, 1988).

6 Central Asia. The Great Game Replayed. An Indian Perspective. Edited by Nirmala Joshi, Delhi, 2003.

7 B.B.Kumar. India and Central Asia: Links and Interaction // International Seminar “India and Central Asia:
Classical to Contemporary Periods”. Editors: J.N.Roy and B.B.Kumar. 1-3 March 2004, Astha Bharati

Важным вкладом в изучение истории культурного сотрудничества Таджикистана и Индии являются использованные нами диссертационные исследования. В первое десятилетие независимости Таджикистана в стране было защищено ряд докторских и кандидатских диссертаций, посвященных истории, литературы и языку Индии. Так, докторская диссертация М.А. Олимова1 посвящена историографии Индии XIII-XVIII вв.

Х. Раджабов2 посвятил сове исследование «Становление и развитие современного рассказа хинда» литературе Индии, а также еще ряд кандидатских диссертаций были защищены по языку и литературе Индии3. Наиболее близкой по своему содержанию к нашей теме является исследование Т.Х. Турсунова4, посвященная разносторонним связям Таджикистана и Индии в 1917-2005гг. Хотя в своем исследовании автор не рассматривает специально вопросы культурных связей, тем не менее, он использовал соответствующий содержательный фактический материал. На основе проведенного исследования Т.Х. Турсунов приходит к выводу о том, что в указанный период для Индии приоритетным направлением сотрудничества стала сфера культуры. В целом, работу Т.Х. Турсунова, несмотря на ограниченность материала по современному периоду и отсутствие индийских источников, можно считать первым исследованием в отечественной историографии, частично посвящённым изучаемой нами проблеме.

Таким образом, наш анализ литературы, посвященной исследуемой
проблеме показал, что в отечественной науке отсутствует комплексное
исследование, охватывающее разносторонние аспекты таджикско-

индийского культурного сотрудничества в годы независимости.

Большинство рассмотренных работ содержат минимум информации без анализа и обобщающих выводов. До сих пор не введены в научный оборот ряд документов и архивных материалов.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в комплексном изучении и анализе важнейших аспектов двухстороннего сотрудничества Республики Таджикистан и Республики Индии в сфере культуры, раскрытии уровня развития и динамики этих связей в новейший период истории суверенного Таджикистана.

Для достижения поставленной цели автором были определены следующие задачи:

- проанализировать процесс формирования и развития таджикско-индийских отношений в новых исторических условиях;

Publication, New Delhi.

1 Олимов М.А. Фарсиязычная историография Индии XIII-XVIIIвв.- Дис. …. док. ист. наук.-Душанбе, 1994.-518с.

2 Раджабов Хабибулло. Становление и развитие современного рассказа хинда.-Дис. … док. фил. наук.- Душанбе.-
320с.

  1. Pulatova S. Tajik Indology during the period of independence of the republic of Tajikistan // India-Tajikistan: Revitalizing a traditional relationship. Edited by Mahavir Singh. Published for Maulana Abul Kalam Azad Institute of Asian Studies, Kolkata [by] Anamika Publihsers & Distributors, 2003. C. 128.

  2. Турсунов Т.Х. Установление и развитие дипломатических, торгово-экономических и культурных отношений между Таджикистаном и Республикой Индия (1947 – 2005 гг.). Автореф. дис. … канд. ист. наук: Душанбе, 2006. 22 с.

- рассмотреть международно-правовые основы взаимодействий
Таджикистана и Индии в гуманитарной сфере;

- дать анализ эволюции основных направлений таджикско-индийского
сотрудничества в области культуры в контексте истории взаимоотношений
двух стран;

- определить содержание, результаты и проблемы таджикско –
индийских культурных связей в 90-х годах ХХ в.;

- проанализировать приоритетные направления, реализуемые проекты
и нерешенные проблемы культурного взаимодействия Таджикистана и
Индии в период первого десятилетия ХХ1в.;

- определить дальнейшие пути развития и перспективы таджикско-
индийских культурных связей в первой половине второго десятилетия
ХХ1в.

Методологической основой исследования явились принципы историзма, единство национальных и общечеловеческих ценностей и диалектический подход к изучению исторических событий. В работе был использован сравнительно-исторический метод, комплексный и системный подходы к изучению исторических процессов, применение которых позволило изучить проблемы таджикско-индийских взаимосвязей в исследуемый период. Автор также применил методы научного познания, такие как анализ и синтез, обобщение, описание, сопоставление, аналогия и т.д.

Источниковедческую базу исследования можно разделить на следующие группы:

1.Официальные документы, которые включают государственные и правительственные документы, соглашения, тексты договоров, деклараций и т.д., заключенных между Республикой Таджикистан и Республикой Индией, выступления высшего руководства, глав министерств и ведомств и посольств обоих стран, которые позволили выявить главные направления, стратегию развития и сотрудничества между двумя странами.

Важное значение для нас имел сборник документов, составленный А. Сабуровым и З. Саидовым1, где дается анализ основных международных событий и фактов внешней политики Республики Таджикистан в 1992-2003гг.2

Важными источниками для исследования являются выступления и доклады министров иностранных дел3, чрезвычайных и полномочных послов Республики Таджикистан в Республике Индии, в которых приводятся сведения о мероприятиях, проводимых в гуманитарной сфере в Таджикистане и в Индии.

1 Сабуров А., Саидов З. Таджикистан на рубеже: реализация национальных интересов на международной арене. -
Душанбе, 2005.

2 Рахмонов Э. Ш. Таджикистан в зеркале истории. От Арийцев до Саманидов.- Лондон, 1999, т.1. (на тадж. яз.); Он же.
По пути единства и созидания. -Душанбе, 1996; Он же. Политика мира и созидания. Выступления и речи.- Душанбе,
2001; Он же. Таджикистан: десять лет независимости и национального единства. – Душанбе, 2001.

3 Зарифи Х. в Будущее с оптимизмом //Таджикистан, 2003, №3; Он же. Дипломатия Таджикистана должна более
активно защищать экономические интересы страны // НИАТ «Ховар», 2007, 27 дек.

2. Архивные материалы, в частности, материалы Центрального
государственного архива Республики Таджикистан (ЦГА РТ)1, текущего
архива Министерства культуры2, образования и науки3 и иностранных дел
Республики Таджикистан4, Таджикского общества дружбы, культуры и
сотрудничества5, Академии наук Республики Таджикистан6, Союза
писателей Республики Таджикистан7, а также текущий архивов некоторых
вузов Таджикистана, в которых приводятся конкретные данные о развитии
таджикско-индийского сотрудничества в образовательной сфере.

3. Немалым подспорьем в ходе проведенного исследования явились
беседы диссертанта с некоторыми представителями культуры
Таджикистана и Индии8, в которых затрагивались актуальные вопросы
современного таджикско-индийского сотрудничества. Этот ценный
материал помог нам высветить имеющиеся нерешенные проблемы в
отдельных направлениях взаимоотношений сторон в сфере науки,
образования, искусства, а также наметить рекомендации в деле
дальнейшего развития таджикско-индийского культурного сотрудничества.

4. Периодическая печать. Немаловажное значение в процессе
исследования в качестве источников имело привлечение многообразных по
своей направленности и содержанию материалов периодических изданий:
газета «Джумхурият», «Народная газета», «Садои мардум», «Азия - плюс»,
«Бизнес и политика» и др. на таджикском, русском и английском языках, в
которых были опубликованы тексты договоров, соглашений, протоколов,
касающихся темы диссертации, а также аналитические и информационные
статьи, посвященные сотрудничеству Таджикистана и Индии в различных
областях культуры9.

Объектом исследования является анализ развития культурных связей между Таджикистаном и Индией в современных условиях.

Предметом исследования являются перспективные формы и методы двухсторонних взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Индии в культурной сфере в исследуемый период истории.

1 Центральный государственный архив Республики Таджикистан (ЦГАРТ), ф. 60 (Таджикское общество дружбы и
культурных связей с зарубежными странами), ф. 60; ЦГА РТ, ф. 360 (Министерство образования Республики
Таджикистан).

  1. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Папка договорных отношений за 1993-2013гг.

  2. Текущий архив Министерства образования Республики Таджикистан. Годовые отчеты за 1993-2013гг.

  3. Текущий архив Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. Годовые отчеты за 2002-2010гг.

  4. Текущий архив Таджикского общества дружбы, культуры и сотрудничества. Годовые отчеты за 1999-2005гг.

6 Текущий архив Академии наук республики Таджикистан. Отчеты об основных итогах научной и научно-
организационной деятельности за 2005-2014гг.
7Текущий архив Союза писателей Таджикистана. Годовые отчеты за 2001-2013гг.

8 Беседа автора с М.Ю. Калоновой, 22 марта 2012 г., Душанбе; Беседа автора с первым заместителем директора
Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, Холикназаром Х. 22.11.2013; Беседа
автора с Сингх Й. Атташе по культуре Посольства Индии в Таджикистане. Душанбе, Июнь, 2013г.; Беседа автора с
индийским исследователем Давендрой Каушиком, Нью Дели, сентябрь, 2013; Беседа автора с зав. отделом
Центральной и Южной Азии Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки
Академии наук Республики Таджикистан Олимовым М.А., Душанбе, август 2015г.

9 Азия-плюс (1997-2013гг.), Бизнес и политика (2000-2014гг.), Вечерний Душанбе (199702013гг.), Вестник посольства
Индии (2002-2012гг.), Джумхурият (1998-2014гг.), Международная жизнь (2000-2013гг.), Народная газета (1992
2013гг.), Садои мардум (1995-2013гг.).

Хронологические рамки исследования охватывают в основном 1991-2014гг. – время установления и развития культурных отношений независимой Республики Таджикистан и Республики Индии. Именно в этот период начала развиваться новая внешнеполитическая деятельность современного Таджикистана, а также была усовершенствована нормативно-законодательная база взаимоотношений страны с зарубежными странами, в том числе и с Индией.

Основные положения, выносимые на защиту:

- После обретения независимости между Таджикистаном и Индией начали устанавливаться новые взаимоотношения на основе подписанного в 1993г. «Соглашения в области культуры, искусства, образования, науки, средств массовой информации (в том числе кинематографии) и спорта», присущие полноправным, дружественным и независимым государствам.

За более чем 20 лет двухстороннего сотрудничества между государствами были приняты более 50 нормативно-правовых документов и меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве, включая сферы культуры и образования. Однако, сфера культурных взаимоотношений составляет малое количество из принятых документов.

После принятия Соглашения о культуре, научно-техническом обмене и принятия программы о культурном обмене, образовательно-научные связи Индии и Таджикистана активизировались и к настоящему времени составляет 150 по линии научно-технической помощи и 30 стипендий профессионального образования граждан Таджикистана. Индийские граждане также учатся на основе квоты в Таджикском государственном медицинском университете.

- Обмены в сфере музыки в начале XXI в. становятся приоритетными.
Индийский культурный центр предоставляет краткосрочные курсы для
таджикистанцев по музыке, танцам и языку хинди.

- Важную роль в организации культурных мероприятий как в
Таджикистане, так и в Индии играет Индийский культурный центр при
поддержке Индийского совета по культурным отношениям с зарубежными
странами. Таджикские граждане, в рамках стипендиальной программы,
также участвуют в среднесрочных программах по музыке, вокалу,
музыкальным инструментам.

- Двухсторонние таджикско-индийские отношения в сфере
культурного сотрудничества положительно сказываются на развитие их
отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества (1996
2014гг.), где уже созданы механизмы сотрудничества в гуманитарной
области, соединившая творческую энергию, опыт, интеллект и уникальную
культуру разных народов.

- Для того, чтобы преодолеть трудности в деле дальнейшего развития
культурного сотрудничества, рекомендуется учредить «Фонд развития
культуры», в новой Программе культурного обмена Таджикистану
необходимо сделать акцент на подготовку таких специальностей, как

работники музеев, театров, галерей, библиотек и др., продвигать креативные идеи, не ограничиваться днями культуры, а организовывать регулярные мероприятия в стране и за рубежом.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что
проведенное исследование является первой обобщающей работой, где
дается комплексный анализ таджикско-индийского сотрудничества в
области культуры в современных условиях. В исследовании дан анализ
эволюции таджикско-индийских отношений, проанализированы

международно-правовые основы взаимоотношений Республики

Таджикистан и Республики Индии в области культуры, намечены перспективы таджикско–индийского сотрудничества на взаимовыгодной основе в ближайшем будущем, а также введены в научный оборот малоиспользованные официальные государственные документы и архивные материалы.

Практическая значимость исследования. Результаты

исследования, теоретические и практические выводы по истории культурных связей между двумя народами являются существенной основой для проведения дальнейших исследований по современной отечественной истории таджикского народа. Практическая значимость исследования также заключается в том, что содержащиеся в ней методические и методологические положения, могут быть использованы внешнеполитическими ведомствами и учреждениями Республики Таджикистан для практического решения внешнеполитической и культурной деятельности страны в индийском направлении. Сформулированные в работе выводы и положения могут быть использованы при разработке учебных планов и учебных и методических пособий по таким предметам как «Международные отношения», «Страноведение», «Политология», «Культурология» и по истории народов Центральной Азии и Индии в высших учебных заведениях страны.

Апробация результатов исследования. Диссертация была

обсуждена на расширенном заседании Отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан 1 октября 2014г. и была рекомендовано к защите.

Основные положения и материалы диссертации нашли отражение в
различных докладах на научных конференциях профессорско-

преподавательского состава факультета международных отношений ТНУ, а также Российско-Таджикского (славянского) университета, опубликованы на страницах научных сборников, изданных Академией наук Республики Таджикистан, научных периодических изданий Таджикского национального университета, Российско-Таджикского (славянского) университета, Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Из истории становление таджикско –индийских культурных взаимоотношений

В конце ХХ начале ХХ1 вв . человечество вступило в новую эпоху своего развития. Ускоренное развитие коммуникаций в 90-е годы создало принципиально новые возможности для получения информации и влияния с ее помощью на общественное сознание. Тем самым оно представило гражданам развитых и, а в меньшей степени успешно развивающихся стран качественно новые «степени свободы». В сочетании с исчезновением страха перед уничтожением в глобальной ядерной катастрофе и демократизацией бывших социалистических стран это созд ало принципиально новую общественную атмосферу, основой которой стало кардинальное усиление независимости личности1.

Первый кризис глобальной экономики (1997-1999гг.) убедительно доказал человечеству качественно возросшую по сравнению даже с первой половиной 90-х годов взаимосвязанность и взаимозависимость различных стран и регионов Земли. Он убедил человечество в том, что повышение интенсивности коммуникаций способны не только улучшить, но и качественно осложнить социально-экономическую ситуацию как в отдельных странах, так и в мире в целом2.

Нельзя игнорировать воздействие Средств Массовой Информации на психику человека: войны, концлагеря, репрессии и политический иск, не прекращающая волна кризисных ситуаций практически во всех направлениях человеческой д еятельности. Это своеобразная трагедия личности, которая многократно становится перед необходимостью нравственного выбора.

Культура, как и наука не смогли противостоять мощнейшему течению ХХ века, вовлекшему его в индустрию удовольствий, придав ему коммерческий характер. А чего стоит засилье «массовой культуры», где личность-ничто, а малой группе - личность все. На почве неудовлетворённости своим знакомым инициируется стремление к необычному, экзотическому, чужому. А не все всегда воспринимается 1 поверхностно, искаженно, по-дилетантски . Вместе с тем, как известно, все проблемы кроятся и в человеческой природе «Сама жизнь, пишет А. Яковлев - ставит нас перед проблемой поистине ключевой в этой завершающей части столетия. Вопрос стоит очень жестко: сумеет ли общество проснуться раньше, чем концентрация взрывоопасных проблем достигнет критической массы? Думаю, даже уверен: это проблема глобальная» . Событие 90-х одо ХХ и начала ХХ1вв. Европе и Азии, обнаруживавшие различные тенденции ак интеграционного характера (развитие Европейского Союза), так и политически аргументировавшего международного вмешательства во внутренние процессы, происходящие в государствах (операция «Буря пустыне», события в Югославии, Афганистане) были оценены учеными, политическими аналитиками, как проявления кризиса суверенитета национального государства. Л.В. Сморгунов поэтому поводу отмечает: «Хотя национальные государства не исчезли, а процесс формирования национальных государств на Востоке и Юге продолжался с не меньшей интенсивностью, тем не менее, национальные государства стали ощущать натиск ряда факторов глобализации» .

Геополитическая ситуация в Центральной Азии характеризуется особенностями, вытекающими из переходного периода, которая оказывала влияние на все стороны государственной, общественной, экономической и культурной жизни: новое толкование приобрело значение понятия государственности; изменились в определенной степени очертания некоторых границ; произошел распад коммуникационной системы; новое значение приобрело понятие пространства в постсоветском регионе, в котором начали действовать новые независимые республики.

Одним из важных факторов, влияющих на культурные процессы в регионе, оставалась внешнеполитическая активность ведущих мировых и региональных держав, таких как РФ, США, КНР, Турция, ИРИ, Индия, Пакистан и др.

В становлении внешней политики суверенного Таджикистана таджикский исследователь З . Саидов выделяет два этапа1. Первый начинается в 1992 году (хотя государственную независимость Республика Таджикистан получила 9 сентября 1991 года) и завершается в марте 2000 года. На первом этапе Таджикистан прошел путь «от актуальных для международной обстановки тех лет дипломатических акций до реализации полномасштабной концепции взаимодействия с внешним миром»2. Данный этап характеризовался «насыщенностью событиями, в том числе связанными с гражданской войной (1992-1997гг.) и преодолением ее последствий в рамках мирного процесса установления национального согласия» (с 27 июня 1997г. до 1 апреля 2000г.)3.

Сотрудничесво Республики Таджикистан и Республики Индии в конце ХХ- начале ХХI вв

Постепенно культурные взаимодействия укреплялись не только между двумя различными регионами, но теперь в рамках одной политической системы – в рамках Кушанской империи, согласно индийскому исследователю Б .Н.Мукерджи, многие регионы современной Центральной Евразии включая Туркестан до Мерва на северо-западе, Меверенахр вплоть до границ Шаша, и Согдиану (Согд), указывая в этом контексте район Согда (между Самаркандом и Бухарой) на севере, и Кашгар в Синьцзяне на востоке, большую часть Афганистана, почти весь Пакистан, северную Индию вплоть до восточной границы Южного Бихара, части Центральной Индии (включая территории Акара или Санчи) и части Декана1. В этот период, после западной эллинистической культуры, правители империи были настроены националистически. Они не были против эллинистической культуры, но именно благодаря эллинистической культуре начали смотреть на красоты жизни по-другому. Последовало культурное многообразие народов империи, синтез с древними местными традициями, толерантность восприятия культуры иного народа была на высоком уровне2. Хотя бактрийский язык (кушанское письмо) был принят в качестве государственного языка, на территории империи широко практиковалось многоязычие3. Советский исследователь, академик Академии наук Республики Узбекистан Э.Ртвеладзе сообщает, что на территории империи н аряду с бактрийской (сформировавщейся на греческой основе) письменностью использовались и кхарошти, брахми, пехлевийская, арамейская и согдийская письменности4. Кушанские правители покровительствовали всем религиям, у которых имелось множество последователей в рамках империи – шиваизм, буддизм, вишнаизм, джайнизм и другие1. Как уже отмечалось, в этот период шли взаимодействия народов в рамках одной политической системы, которая объединила почти всю Центральную и Южную Азию, наблюдалось тесное общение между различными народностями, стали вырабатываться общие культурные ценности, формировалась общность в культуре всех народов2. Эти объединительные тенденции нашли свою общность в костюме народов этого периода. Например, в монографии Г .М. Майтдиновой отмечается, что тохаристанский костюм раннесредневекового периода имеет своим истоком местное бактрийское наследие, восполненное кушанским, эфталитским, сасанидским, тюркским и индийским влиянием, образуя с ним единый сплав3. Отличительная особенность данного периода заключалась в распространении религии буддизма на всей территории империи и дальнейшее влияния религии на искусство. Исследователь Г. Майтдинова пишет, что ювелирные украшения были основным предметом в торговле. И так как многие ювелирные украшения привозились из Индии, это существенном образом повлияло на развитие таджикского ювелирного искусства. Одним из подтверждений этого влияния может служить Дальверзинский клад, где были найдены браслеты, аналогичные ювелирным изделиям Таксилы из Индии4. Другой особенностью было то , что под влиянием религии буддизма начали строиться наземные буддийские памятники – монастыри, имевшие квадратную форму, которые доходили до восточного Туркестана и северного Китая5. Согласно выводам ученых, строительством памятников вначале занимались индийские зодчие и специалисты архитектурно-декоративного искусства, о оставило индийский след в облике памятников . Именно с распространением религии буддизма расширился культурный взаимообмен Таджикистана и других стран Центральной Азии с Индией.

Далее, в средневековье с развитием духовной культуры таджиков, особенно в «золотой век» истории таджикского народа (X-XV вв.) на укрепление духовных связей с индийским субконтинентом оказала влияние таджикская классическая литература. Творения Амира Хусрава Дехлави, Зебуниссо, Мухаммада Икбала, а также творца исламских духовных ценностей - Мир Саида Амира Али Хамадони, с именем которого связано распространение ислама в штатах Джамму и Кашмир Индии, оставили неизгладимый след в духовной культуре индийского народа. При правлении делийского Султаната Алоуддина Хилджи в Индии широкую известность получило имя Абуали Хусайна ибн Абдуллаха ибн Сино. По его «Канону по медицине» преподавали в делийских медицинских школах. Благодаря индийскому врачу и ученому Хакиму Фатхулло ибн Шерози Гелони с арабского на таджикский - фарси был переведен «Ал-конун фи-т-тиб» Абуали ибн Сина .

Сотни таджикских ученых, философов, писателей и поэтов приезжали в Кашмир. Это в первую очередь зависело от желаний правителей этого региона. С именами Султана Шамас-уд-дина Шахмири, Султана Шахаб-уд-дина и Султана Кутуб-уд-дина связывают крепкие культурно-духовные связи Кашмира с Центральной Азией и с таджикским народом, в частности. Кашмирский поэт Шям Лал Пардеси приводит имена исателей, интеллектуалов, людей калама, которые посещали Кашмир: Мир Саид Али Хамадони, Мавлано Афзал Бухори, Саййед Хусайн Хоразми, Саййед Нуриддин Самарканди, Саййед Харам Мухаммад Хоразми, Мулло Парсо

Развитие таджикско-индийских отношений в сфере культуры

Заинтересованные министерства и учреждения должны были информировать Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан о результатах проведенных мероприятий1. Данный механизм реализации принятых планов на сегодняшний день является эффективным, однако он ограничивает свободу инициативности и представительности между отдельными министерствами и институтами. Это в первую очередь касается области культуры и образования. Культурная сфера в комиссии была представлена заместителем министра культуры, культурологом, доктор-искусствовед Ф. Азизи.

В начале нового тысячелетия (вторая декада XXI века) международные отношения в Республике Таджикистан вступают в новую фазу. Наряду с развитием двусторонних и многосторонних отношений в республике 1 марта 2012 года принимается «Государственная программа по реализации Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан в области правового обеспечения международных отношений на 2012-2015 годы».2 Целью данной программы являлись правовое обеспечение, укрепление, усиление и поддержка двусторонних и многосторонних международных отношений Республики Таджикистан на региональном, межрегиональном и мировом уровне на основе взаимовыгодного сотрудничества, уважения территориальной целостности и равноправия в доступе к демократическим ценностям современного мира. Итогом пятого официального визита Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона в Индию (сентябрь, 2012г.) стало то, что нормативно-правовая база была дополнена еще рядом документов. В том числе: 1. Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Таджикистан и Министерством здравоохранения и благосостояния Республики Индия о сотрудничестве в сфере здравоохранения и медицины; 2. Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Республики Таджикистан и Министерством труда и занятости Республики Индия о сотрудничестве в сфере социальных отношений и труда; 3. Программа обмена между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в сфере образования; 4. Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан и Министерством текстильной промышленности Республики Индия о сотрудничестве в текстильной отрасли; 5. Программа сотрудничества между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Индия в сфере культуры и искусства на 2013 – 2015 годы; 6. Меморандум о взаимопонимании между Комитетом молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан и Министерством по делам молодёжи и спорта Республики Индия о сотрудничестве в сфере спорта и молодёжи1;

В ходе визита, а также во время двусторонних встреч были определены приоритетные направления дальнейшего двустороннего сотрудничества. В числе важных инициатив , способствующих переходу на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества, было названо создание Центра реализации различных современных технологий Индии в Таджикистане2.

Было подчёркнуто, что обе страны будут прилагать усилия для прямого транспортного сообщения, в том числе железнодорожного. Привлечение индийских инвестиций в создание коммуникаций, развитие торговых отношений Таджикистаном, с его регионами входит в разряд стратегически приоритетных направлений сотрудничества. Поэтому в ходе официального визита Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Республику Индия были запланированы встречи с делегациями Федерации Торгово промышленной палаты, Конфедерации промышленности Центра Ассоциации торговли и промышленности Индии. 3 сентября 2012 года состоялась еседа относительно расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в результате которой было подписано 6 новых документов между соответствующими государственными учреждениями Таджикистана и различными государственными и частными компаниями Индии .

В области образования и технического сотрудничества количество квот гражданам Республики Таджикистан было повышено до 150. Таджикистан играет ключевую роль в Центральной Азии, особенно будучи ближайшим соседом Афганистана и имея современное светское общество, светско 2 образованное население .

Культурная составляющая двусторонних отношений стала занимать важные позиции во втором десятилетии XXI века, особенно в связи с повышением уровня взаимоотношений до стратегического значения. Согласно «Программе сотрудничества в области культуры и искусства», подписанной Правительствами обоих стран, в сентябре 2012 года культурное направление сотрудничества приобрело комплексный характер .

Анализ этого важного документа показывает, что в целях повышения теоретического уровня культурных взаимоотношений между Таджикистаном и Индией предусматривалось обеспечение сторон необходимой литературой: «Обе стороны удут поощрять обмен публикациями, литературной исследовательскими материалами в области культуры искусства».

Перспективы сотрудничества и основные проблемы культурных взаимоотношений Республики Таджикистан и Республики Индии

Таджикское общество в настоящее время вступило в новый этап укрепления своей независимости на основе использования всех имеющихся возможностей. Перед обществом стоит задача сделать государство Республики Таджикистан более сильным, динамично развивающимся и успешным о всем параметрам глазах прогрессивной мировой общественности. Одним из важнейших факторов, стимулирующих основы будущего миропорядка и общенациональной политики государства, является его национальная культура, которая существенно влияет на общественно-политическую, национальную жизнь в стране и ее международный имидж.

Исходя из вышеизложенного материала, следует заметить, что сегодня вектор развития нашего государства постепенно начинает следовать направлениям общемирового развития, что ведет к укреплению и расширению демократии и повышению качества духовной жизни народа, обогащающаяся все больше на основе свободного ее общения в процессе взаимодействия культуры других народов.

Особо важное значение сегодня имеет при этом сотрудничество близкими по духу и культуре народами восточных стран, в частности, с Индией. Сотрудничество культурно-гуманитарных бластях занимает важное место во взаимодействии двух народов и соответствует пунктам о стратегическом взаимодействии.

Так, МИД Таджикистана отмечал: «На деловом уровне немаловажно торгово-экономическое и культурное сотрудничество между двумя странами, призванное играть ключевую роль в двухсторонних таджикско-индийских отношениях. Тем не менее, в конце 2002года в Нью-Дели состоялось первое заседание совместной таджикско-индийской комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству»1.

В последующие годы таджикско-индийские отношения отличались стабильностью, а в последние годы расширением форм сотрудничества в других областях науки, образования и искусства.

Одним из приоритетных направлений культурно-гуманитарного сотрудничества между двумя странами, является научно-образовательная сфера.

Так, С Саидов – чрезвычайный полномочный посол Республики Таджикистан в Республике Индии в статье «20 летие прочных и эффективных взаимоотношений» (на тадж. яз .) отмечает, что к конце 2011 года в таджикских вузах насчитывалось более 300 студентов, являющихся гражданами Индии. Кроме того , всемерно укрепляются научные связи ученых Академии наук Республики Таджикистан и Республики Индии. Ярким примером, подтверждающий данный факт явилось торжественное мероприятие, посвященное 20-летию установления дипломатических связей Республики Таджикистан и Республики Индии, на котором присутствовали представители научных учреждений и общественности Индии. В заключении был показан документальный фильм о Таджикистане, снятый совместными усилиями индийских и таджикских кинематографистов2.

Кроме того, в сфере науки ученые Таджикистана поддерживают связи с научными центрами Индии. Академия наук Республики Таджикистан сотрудничает с такими центрами, как Университет им. Джавахарлала Неру, Делийский университет, Университет Джамму, Университет Сринагара и Институт Азиатских исследований им. Мауланы Абдул Камал Азада. Установлены связи между Центром стратегических исследований при

Президенте Республики Таджикистан и Институтом изучения и анализа вопросов обороны1.

Так, по предложению премьер - министра Индии А.Б. Вадапаи, индийские специалисты начали перевод работы Б. Гафурова «Таджики» на английский и индийский языки, которая была опубликована в 2005 году на английском языке под названием «История Центральной Азии»2.

Ежегодно большая группа таджикских студентов и специалистов по различным отраслям знаний проходят стажировки и курсы повышения квалификации по своим специальностям в Индии. Кроме того, группа офицеров –работников Министерства обороны Республики Таджикистан обучалась в Военной национальной академии Индии, после окончания которой вернулась на Родину3.

Примечательным фактом современного периода таджикско-индийских взаимоотношений является то, что устанавливается долговременное сотрудничество между средними и высшими учебными заведениями.

Активную роль в проведении культурно-научных мероприятий, играет как было отмечено выше, Зороастрийский колледж города Бомбея. С именем Президента данного колледжа д -ра Мехер Муз связаны многие взаимные визиты культурных деятелей Таджикистана и Индии. Взявшись за развитие культурной составляющей современной индийской политики, Зороастрийский колледж продолжает и сегодня сотрудничать с Российско-Таджикским (славянским) университетом в области научных обменов.

Так, в м еморандуме о взаимопонимании Всемирного общества «Шах Бахрам Бек /зороастрийские колледжи/» говорится о том, что он готов брать на себя следующие обязательства: 1. принимает исследователей для про ведения научных исследований на получение стипендии бакалавра философии, магистра философии, доктора философии и доктора других наук; 2. предоставляет образовательную инфраструктуру необходимую для исследований, в том числе библиотечные условия и другие соответствующие исследовательские справочники каждому исследователю из Таджикистана, Индии и других стран»1.

При этом, в этом документе указано, что «Президент Зороастрийского колледжа доктор, профессор Мехер Мастер-Мус и руководители учебных заведений отвечают за обеспечение качества исследовательской работы…2.

Далее в Меморандуме отражены обязанности Российско-Таджикского (славянского) университета, в частности, о том, что он «выдает совместно с Зороастрийским колледжем удостоверение ученой степени научным исследователям, завершившими свою диссертационную работу…, а также направляет студентов в Индию для проведения научно-исследовательской работы а Зороастрийский колледж на период от одного до шести и более месяцев по подготовки диссертации на соискание ученой степени»3. Для Таджикистана важен тот момент, что «приглашают квалифицированных лиц в Российско-Таджикский (славянский) университет через Зороастрийский колледж для обучения специальных дисциплин , совпадающих с направлениями научной работы каждого специалиста в соответствии с факультетами Зороастрийского колледжа»4.