Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аспекты творчества Альфреда Корто. Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность Якупова, Ольга Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якупова, Ольга Александровна. Аспекты творчества Альфреда Корто. Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Магнитогорская консерватория.- Магнитогорск, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/3642-4

Введение к работе

Фортепианное искусство XX века, отличающееся небывалым разнообразием композиторских и исполнительских стилей, национальных традиций и школ, нуждается во все более глубоком научном осмыслении. В процессе его исследования, наряду с изучением фортепианной музыки, вопросов исполнительства и педагогики в целом, большую актуальность приобретает комплексный анализ творческой деятельности крупнейших пианистов века, обладавших неповторимой индивидуальностью. К их числу принадлежит французский пианист Альфред Корто, который вошел в национальную и мировую музыкальную культуру как самобытный художник, внесший огромный вклад в развитие исполнительского искусства. Будучи универсальной творческой личностью, Корто утвердил себя в разных амплуа — солиста-концертанта, ансамблиста, дирижера, педагога, редактора, музыкального писателя, организатора музыкального образования, общественного деятеля. С художественно-творческой точки зрения все стороны его деятельности были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому научное исследование феномена Альфреда Корто с современных музыковедческих позиций представляет большой интерес для развития истории, теории и методики исполнительского (фортепианного) искусства. Этим определяется актуальность настоящей диссертации.

Методологической основой исследования явилось разработанное отечественной музыкальной наукой учение об интонационной природе музыки и ее связях с социально-историческим контекстом определенной эпохи, о значении фактора исполнительского «переинтонирования» (Б. В. Асафьев) для адекватного восприятия звучащего произведения, фундамент которого был заложен Б. В. Асафьевым и Б. Л. Яворским, а затем широко развит в российском музыковедении. В частности, настоящее комплексное исследование личности и творческой деятельности Корто неизменно опиралось на выдвинутое ими представление о содержательных взаимосвязях трех основных видов музыкальной деятельности — композиторской, исполнительской и слушательской, —впоследствии широко разработанное в трудах Л. А. Ма-

зеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, С. С. Скребкова и других отечественных музыковедов.

Фундаментальное значение для настоящей диссертации имели труды отечественных специалистов в области истории и теории фортепианного искусства — А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, Л. Е. Гаккеля, Н. П. Корыхаловой, А. А. Николаева, В. М. Спиридоновой, С. М. Хен-товой, Г. М. Цыпина и др., а также работы Е. М. Зингера, Я. И. Миль-штейна, Н. П. Толстых, посвященные фортепианному искусству Франции. Основополагающее методологическое значение также имели труды крупнейших отечественных исполнителей— «Об искусстве фортепианной игры» Г. Г. Нейгауза и «Пианизм как искусство» С. Е. Фейн-берга, в которых глубоко обоснованы и раскрыты пути достижения единства художественного и технического начал в культуре музыкального исполнительства, получившие затем теоретическую разработку в фундаментальных исследованиях В. Ю. Григорьева, А. В. Ма-линковской, М. М. Берлянчика, В. П. Сраджева и др.

Хотя искусство французского пианиста и привлекало внимание современников, исследовательская литература о Корто на иностранных языках в целом малочисленна. Она представлена лишь двумя крупными монографиями, принадлежащими Бернарду Гавоти (1995 г.) и Томасу Мэнсхарту (1994 г.). Остальные зарубежные публикации о Корто рассредоточены по различным монографиям, сборникам, журналам, посвященным иной проблематике*.

Материалы о Корто на русском языке крайне ограничены. Имеется лишь сборник «А. Корто. О фортепианном искусстве» (М., 1965), составленный К. X. Аджемовым и снабженный его комментариями, а также краткие статьи о нем, написанные К. X. Аджемовым и С. М. Хен-товой.

Ограниченность литературы о Корто и его искусстве побудила к поиску дополнительных источников информации как в отечественных архивах и хранилищах (ГЦММК им. М. И. Глинки, РГБ, РГАЛИ), так и за рубежом. Ими стали документы, расширяющие представления о выступлениях Кортов Москве и Петербурге в 191ІИІ936 годах, а также письма пианиста крусским музыкантам—М. Олениной-д' Альгейм, А. Зилоти, Ю. Померанцеву, К. Аджемову.

* К ним примыкают и представляющие большой исторический интерес краткие суждения о пианисте, оставленные некоторыми российскими и зарубежными музыкантами — К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, А. Б. Гольденвейзером, Л. В. Николаевым, В. В. Софроницким, А. Казеллой, М. Тальяфферо, В. Горовицем.

Ввиду малого количества материалов о Корто на русском языке основным источником диссертации стало литературное и редакторское наследие самого Корто — его монографии «Аспекты Шопена» («Aspects de Chopin») и «Французская фортепианная музыка» («La musique francaise de piano»), фундаментальная серия трудов «Издания для работы» («Editions de travail»), а также записи многочисленных выступлений и мастер-классов, сделанные Жанной Тьеффри и изданные под общим названием «Курс интерпретации». Много ценных сведений различного характера было найдено в не переводившихся ранее на русский язык монографиях Б. Гавоти («Alfred Cortot», Paris, 1995) и Т. Мэнсхарта («Aspects of Cortot», Great Britain, 1994), а также в воспоминаниях других учеников Корто — Д. Бидаль, И. Лефебюр, отсутствующих в российских хранилищах. Учитывая, что до сих пор в отечественном музыкознании не было специального исследования, посвященного деятельности Корто в целом, указанные источники в комплексе позволили обеспечить научную достоверность информации, используемой в диссертации.

Основная цель настоящей диссертационной работы состоит в осмыслении феномена Корто, определении его значения в мировом фортепианном искусстве XX века и приобщении к этодгу опыту нового поколения исполнителей. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

проанализировать жизненный и творческий путь Корто в аспекте становления его уникальной художественной личности;

выявить основные концептуальные позиции исполнительской эстетики Корто, показать их эволюцию;

охарактеризовать отношение Корто к мировой фортепианной литературе, раскрыть специфику его репертуарной политики;

раскрыть своеобразие подхода пианиста к интерпретации сочинений Шопена, Шумана и французских композиторов начала века;

определить концептуальные положения педагогической системы Корто, обозначить в ней стабильные и мобильные компоненты, выявить противоречия, показать ее сущность в контексте сложного процесса развития фортепианной педагогики в XX веке;

раскрыть и оценить оригинальность редакторского метода Корто, осмыслить его комплексный (исполнительско-дидактический) характер;

выявить основные параметры взаимосвязи различных сторон творческой деятельности Корто: исполнительства, педагогики, редактирования;

- обозначить роль и место Альфреда Корто в мировой исполни
тельской культуре XX века.

В работе использованы следующие методы исследования, традиционные для исторического и исполнительского музыкознания:

анализ и обобщение литературных данных и архивных материалов, в том числе специально переведенных с иностранных (французского и английского) языков;

текстологический анализ редакций и аналитическое исследование приложенных к ним педагогических комментариев;

сравнительный анализ записей исполнения А. Корто и ряда выдающихся (отечественных и зарубежных) мастеров фортепианного искусства;

метод сравнительной характеристики высказываний и письменно зафиксированных положений французского мастера с концептуальными установками, методологическими принципами и методами отечественной фортепианной школы.

Научная новизна настоящей диссертационной работы определяется тем, что наследие Альфреда Корто в совокупности его творческих ипостасей впервые становится предметом специального музыковедческого исследования. При этом автор предпринимает попытку представить многогранное творчество французского музыканта в качестве целостного (структурно весьма сложного) культурного и художественного феномена. В значительной мере новым является и комплексный характер исследования, в котором совмещены музыкально-исторический, исполнительский (творческий и методический) и источниковедческий подходы.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты значительно дополняют и углубляют существующие в отечественной музыкальной науке представления об одном из крупнейших зарубежных музыкантов первой половины XX века, что может заметно обогатить учебные курсы истории и теории фортепианного искусства, истории зарубежной музыки, методики обучения игре на фортепиано. Разработанные в диссертации положения и изложенные результаты исследования могут представить большой практический интерес для исполнителей и педагогов, ищущих новые пути и средства формирования исполнительского мастерства, развития интерпретаторского мышления, высоко художественного воплощения мировой фортепианной классики.

Апробация работы. Диссертация поэтапно и в целом обсуждалась на кафедрах специального фортепиано, музыкальной педагогики,

психологии и методики Магнитогорской государственной консерватории и была рекомендована к защите. Материалы исследования использованы в статьях: «Актуальные проблемы фортепианного исполнительства и педагогики: К изучению наследия Альфреда Корто» (Сборник «Вопросы подготовки игузыканта-педагога». — Магнитогорск, 1997) и «Шопен Альфреда Корто» (Сборник «Из прошлого и настоящего музыкальной культуры», 1998), а также в депонированных статьях «Педагогика Альфреда Корто в свете современной методологии дгузыкально-исполнительского искусства» (Магнитогорск, 1997) и «Исполнительская эстетика французского пианиста Альфреда Корто» (Магнитогорск, 1998). Построение диссертации. Особенности содержания и источнико-вой базы исследования, в которой адаптируется значительное число материалов и документов, ранее неизвестных российским музыкантам и педагогам-аналитикам, предопределили общую структуру работы. Она состоит из двух томов. Первый том — основной — включает Введение, четыре главы и Заключение. Во втором томе сосредоточены приложения: нотные примеры, данные анализа звукозаписей, переводы литературно-методических сочинений Корто и работ исследователей его творчества, а также писем мастера, программы выступлений пианиста в России, рецензии, перечень изданных редакций фортепианных произведений, дискография концертанта. Собранные автором диссертации материалы имеют самостоятельную научную ценность. В их числе — впервые переведенные на русский язык редакторские комментарии из «Edition de travail» («Венгерская рапсодия» № 2 Листа; Мазурки Шопена ор. 63 № 3, ор. 67 № 1, 2, ор. 68 № 1, 2; Этюды Черни ор. 748 № 1, 11), фрагмент последней рукописи Корто — начало незавершенной работы о Роберте Шумане, а также письма пианиста к М. Олениной-д'Аль-гейм. Завершает том список литературы.