Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Башкирские музыкальные инструменты в системе этноорганологии: сохранение и развитие традиции в современном культурном пространстве Сагитов Ришат Рафкатович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагитов Ришат Рафкатович. Башкирские музыкальные инструменты в системе этноорганологии: сохранение и развитие традиции в современном культурном пространстве: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Сагитов Ришат Рафкатович;[Место защиты: ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»], 2018.- 209 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исследовательские направления башкирской этноорганологии 12

1.1. Становление башкирской этноорганологии 13

1.2. Электрофоны в контексте традиционного этноинструментализма 19

1.3. Цифровые программные средства для создания музыкальных композиций 29

1.4. Фактурный потенциал национальных акустических и электронных музыкальных инструментов 34

Глава II. Звуковысотные и тембровые характеристики башкирских традиционных фоноорудий 39

2.1. Идиофоны 43

2.2. Мембранофоны 56

2.3. Хордофоны 61

2.4. Аэрофоны 75

2.5. Электрофоны 98

Глава III. Фактурная организация башкирских инструментальных наигрышей в традиционных и цифровых аранжировках 104

3.1. Этническая специфика традиционных видов инструментальной фактуры 105

3.2. Фонические основы национального цифрового репертуара 145

3.3. Цифровые аранжировки в национальной учебно-педагогической сфере 154

Заключение 167

Список литературы 172

Приложение 196

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Музыкальная культура России конца ХХ – начала ХХI века вступила в новую фазу своего развития, связанную с научно-техническим прогрессом, общественно-политическими изменениями и транснациональным взаимодействием. Благодаря изобретению новых средств передачи и сохранения информации расширились акустические и пространственно-временные границы музыки.

Транскультурные изменения коснулись и традиционной музыки башкирского этноса, гибкость и толерантность которого позволяли пережить самые неблагоприятные периоды исторических и экономических потрясений без заметных потерь, сохранив самоназвание башкорт и своеобразие музыкально-инструментального искусства. Инновационные процессы, изменившие звуковое пространство, поставили национальное музыковедение перед необходимостью осмысления и системного изучения новых направлений развития музыкальной культуры, объединяющих традиционную, академическую и компьютерную музыку.

В большей части исследований по музыкальной этнографии фиксировались преимущественно негативные стороны глобализационных изменений, такие, как ассимиляция этнического своеобразия и вытеснение традиционного музицирования искусственными звуковыми системами; вес-тернизация и коммерциализация музыки, а также перерождение многополярной культуры в универсальный субкультурный микст. Позитивные же проявления технизации фоносреды, одно из которых – внедрение в этно-сферу значительного пласта электронной (компьютерной) музыки, включающего в себя электрофоны1, оставались в стороне от изучений.

1Электрофоны – пятый класс музыкальных инструментов в структурной систематике Хорнбостеля-Закса наряду с идиофонами, мембранофонами, хордофонами и аэрофонами.

Проблема недостаточности аналитической информации, научных изысканий, связанных с поиском перспективных путей сохранения традиционного музыкального искусства на современном этапе, инспирировали актуальность и новизну темы диссертационного исследования «Башкирские музыкальные инструменты в системе этноорганологии: сохранение и развитие традиции в современном культурном пространстве».

Степень разработанности темы. Исследованию народной инструментальной музыки башкир посвящено значительное количество трудов, первым из которых считается монография С.Г. Рыбакова2. Учёный достаточно объективно оценивает культурную среду многонационального уральского региона, особо выделяя в ней башкирский этноинструмента-лизм: «…музыка Башкир <…> делится на два разряда: на музыку инструментальную и музыку вокальную. Первая чуть ли не преобладает над последнею…» (курсив наш – Р.С.).

Из последующих работ, посвящённых инструментальному творчеству башкир, знаковыми являются труды С.И. Руденко – археолога, антрополога и этнолога, автора монографии по духовной и материальной культуре башкир3, и Л.И. Лебединского – музыковеда, фольклориста, автора и составителя сборника башкирских народных песен и инструментальных наи-грышей4. Исследования этих учёных – основа башкирской музыкальной этнографии, их работы чаще других упоминаются и цитируются в научной и учебной сфере.

2 Рыбаков С.Г. Записки Императорской академии наук: Том второй, номер 2. Му
зыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. – СПб.: Типография Император
ской Академии Наук, 1897. – 330 с.

3 Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Физический тип баш
кир // Записки Императорского Русского географического общества / С.И. Руденко. –
Петроград, 1916. – Т. 43. – Вып. 1. – Ч.1. – 312 с.

4 Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. /
Л.Н. Лебединский. – Москва: Музыка, 1965. – 245 с.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась внедрением в российское инструментоведение науки этноорганологии5, систематизирующей и рассматривающей все фоноорудия6 с позиций источника звука, конструкции и способа звукоизвлечения. И если в работах Л.Н. Лебединского список башкирских народных инструментов ограничивался аэрофоном курай, идиофоном кубыз и двумя хордофонами – скрипкой и мандолиной, то, начиная с 1985 года, в работах по национальной органологии появились подробные описания гармоники в различных вариантах, несколько позже в исследованиях Р.Г. Рахимова рассматривались уже 46 7 , а в работах Л.Ф. Ишмурзиной – 54 народных инструмента8.

Развитие этноорганологии на рубеже ХХ-XXI веков поставило перед музыкальной этнографией новую задачу – специализированный анализ не только традиционного, но и электронного инструментария. Значительный сдвиг в искусстве и инновации, связанный с электронными музыкальными инструментами (далее – ЭМИ), пока мало привлекает музыковедение, которое в лучшем случае рассматривало новые преобразования как самовыражение массовой субкультуры. Представленная диссертация является одним из первых исследований, посвященных электронной музыке в целом и башкирской инструментальной – в частности.

5Этноорганология: (греч.– этнос – народ, органон – орудие, инструмент, логос – учение) – наука о народном музыкальном инструменте.

6Фоноорудия – термин, предложенный этноорганологом Ю.И. Шейкиным, для обозначения архаических звучащих предметов, которые многие исследователи ранее не рассматривали в качестве музыкальных. В контексте диссертационного исследования, фоноорудия – музыкальные инструменты, используемые во всех сферах культурной деятельности человека, включающие инструменты досуговые, прикладные, сезонные, изготовленные из природного материала и другие.

7 Рахимов, Р.Г. Фактурная организация башкирской народно-инструментальной музыки: автореф. дисс. … канд. иск.: специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство. – Москва, 1994. – 24 с.

8Ишмурзина, Л.Ф. Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир: этноорганологическая систематизация: Автореф. дисс. … канд. иск. : специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство. – Магнитогорск, 2013. – 23 с.

Исходя из актуальности и степени разработанности темы был определён объект исследования - музыкально-инструментальная культура как значительная часть материальных и духовных ценностей башкирского народа.

Предмет исследования - сохранение традиций инструментального искусства башкир в процессе транскультурного взаимодействия.

Цель исследования - выявить типологические и специфические особенности сохранения башкирских инструментальных традиций на современном этапе.

Поставленная цель выдвинула необходимость решения следующих задач:

исследовать конструкционные и фонические свойства башкирских народных инструментов;

выявить характерные виды фактурной организации башкирских инструментальных наигрышей;

дать органологическую характеристику национальным электрофонам;

определить условия, необходимые для сохранения этнических музыкально-инструментальных традиций в современном цифровом пространстве;

сформулировать методические рекомендации по работе с цифровой аранжировкой народной мелодики в условиях академического музыкального образования.

Решение поставленных задач позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Башкирский этноинструментарий, насчитывающий в настоящее время 54 предметных наименования, представляет собой значительный материально-культурный пласт.

  1. Вхождение электромузыкальных инструментов в число башкирских традиционных фоноорудий является закономерным процессом.

  2. Основные виды и выразительные возможности фактурной организации этноинструментального репертуара получили отражение и развитие в электронной (компьютерной) музыке.

  3. Материал представленного исследования раскрывает перспективные направления работы с цифровой аранжировкой народной мелодики в условиях академического музыкального образования.

Методологической основой исследования стал научно обоснованный подход к аутентичному материалу, сложившийся в музыкальной этнографии, касающийся фоноорудий монодийной традиции в комплексе смежных проблем. Построение концепции работы было бы невозможным без опоры на корпус фундаментальных трудов исторического и теоретического музыкознания.

В основу анализа конструкции башкирского этноинструментария был положен метод структурной классификации, предложенный Ф.О. Гевартом и В.Ш. Майоном в конце XIX века для систематизации известных в то время музыкальных инструментов, и доработанный берлинскими этномузыкологами Э. Хорнбостелем и К. Заксом в 1914 году9. К середине ХХ века данная исследовательская методика прочно вошла в европейскую этнографическую систему10, а в 1975 году была дополнена российским инструментоведом К.А. Вертковым в направлениях национально-территориального признака11.

9Hornbostel, E. M. von, Sachs C. Systematik der musikinstrumenten.– Zeitschrift fur Ethnologie XLUI, 1914. – 553 p.

10Howarth, James. Musical instruments through the Ages. Ed. A. Baines. – London, 1961. – 383 р.; Marcus, S. A survey of musical instruments. – New York: 1975. – 833 р. и другие.

11Вертков, К. А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. В. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Э. Язовицкая. – Москва: Музыка, 1975. – 400 с.

В начале 1980 годов этнограф И.В. Мациевский развил классификатор до развёрнутой науки «Этноорганология», добавив к двум основным признакам (источник звука и способ звукоизвлечения) третий – этнофонию (звучание, репертуар народного инструмента)12.

Структурная классификация музыкальных инструментов неоднократно уточнялась и развивалась, её последняя «ревизия», состоявшаяся в 2017 году (в рамках европейского проекта MIMO13), касалась структуризации класса электрофонов.

В настоящее время российская этноорганология – развитая наука,
охватывающая многие научные направления музыкальной этнографии.
Опубликованы значительные разработки, из которых особо можно выде
лить искусствоведческие исследования Д. И. Варламова,
М. И. Имханицкого, Л.Ф. Ишмурзиной, Г. М. Макарова, С.В. Пучкова,
Ю.И. Шейкина, В. И. Яковлева и других учёных.

В число основных методологических источников диссертации, касающихся теоретических проблем инструментальной монодии, вошли работы С. П. Галицкой, С. А. Закржевской, Р. Г. Рахимова и П.У. Куйвинена. Важной составляющей при систематизации характеристик национальной мелодики стали наработки, опубликованные в трудах М.С. Алкина, Н.В. Ахметжановой, И.М. Газиева, Р.Т. Галимуллиной, Г.С. Галиной, Ф.А. Надршиной, Р.Г. Сагадеевой, Р.С. Сулейманова и других искусствоведов Башкортостана.

В разделах диссертационного исследования, касающихся взаимодействия компьютерных технологий с музыкой, широко применялись инновационные методы, разработанные в Учебно-методической лаборатории Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена под ру-

12Мациевский, И.В. Формирование системно-этнофонического метода в органоло-

гии // Методы изучения фольклора / И.В.Мациевский. – Ленинград, 1983. – С. 54–63

13MIMO (англ. – Musical Instrument Museums Online) – Музеи музыкальных инст-

13MIMO (англ. рументов в онлайне

ководством профессора И.Б. Горбуновой – главного научного сотрудника и специалиста по образовательному направлению «Информационные технологии в музыке»14.

Материал исследования. Основу исследовательской базы диссертации составила систематизация практических аранжировок башкирских песен и наигрышей с применением виртуально-цифровых инструментальных средств. Для этого диссертантом были записаны, расшифрованы и проанализированы 118 композиций башкирских авторов, работающих с компьютерными технологиями. 50 из них, наиболее ярко отражающих системообразующие компоненты цифровой транскрипции национальной мелодики, вошли в число иллюстраций.

Научная новизна исследования:

– впервые башкирские электрофоны стали объектом этноорганоло-гического анализа;

– впервые цифровые аранжировки башкирской народной мелодики были рассмотрены с позиций их фактурной организации;

– выявлено оригинальное развитие монодийных элементов в башкирской инструментальной музыке;

– предложена конструктивно-функциональная методика работы с цифровой аранжировкой народной мелодики в условиях академического музыкального образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Диссертация представляет собой первое комплексное изучение феномена башкирской инструментальной культуры с позиций конструкционных особенностей фоноорудий, включая электрофоны, и фактурной организации их репертуара. Основные выводы могут быть полезными в науч-

14 Горбунова, И.Б. Информационные технологии в музыке. – Т.1: Архитектоника музыкального звука: Учебное пособие / И.Б.Горбунова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 175с.

ных разработках музыки монодийной традиции и в работах по взаимодействию традиционной, академической и электронной музыки.

Результаты исследования могут быть использованы в вузовском учебном процессе по циклу дисциплин «Инструментоведение и инструментовка», «Основы студийной звукозаписи», «Компьютерные технологии в искусстве», «Основы композиции и компьютерной аранжировки», «Музыкальная информатика».

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре Теории музыки Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова и на кафедре Музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Основные направления исследования на протяжении ряда лет апробировались в научной, педагогической и музыкально-исполнительской деятельности диссертанта. Его главные положения представлены в докладах и сообщениях на Всероссийских (с международным участием) научно-практических форумах «От традиции к академизму: к 110-летию российского баяна» (Уфа, 2016) и «С.Г.Рыбаков и башкирская традиционная музыкальная культура» (Уфа, 2017), а также в сборниках научных трудов, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали театральные учреждения Республики Башкортостан: Башкирский академический театр им. М. Гафури, Национальный молодежный театр им. М. Карима, Уфимский государственный татарский театр «Нур», а также Альметьевский государственный татарский драматический театр и Мензелинский государственный татарский драматический театр им. С. Амутбаева. Ряд сочинений, выполненных автором с применением современных цифровых

средств, входит в репертуар ведущих солистов-вокалистов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 244 наименований и приложения.

Электрофоны в контексте традиционного этноинструментализма

Исследованию основных признаков электрофонов, истории их возникновения, распространения и внедрения в музыкальную практику посвящены специализированные исследования, подробный анализ которых не входит в число основных задач диссертации. Но для решения проблемы исследования необходимо расставить приоритеты, без которых многие затрагиваемые положения были бы безосновательны. Ниже рассматриваются некоторые из них.

Считается, что появление собственно электромузыкальных инструментов ведёт начало с 1919 года с изобретения фоноорудия, не имевшего на тот моментаналогов. Это терменвокс русско-советского учёного Льва Термена (см. фото 1-8)10.

С именем Л.С. Термена связано и изобретение ритмикона11 (1931) – первой в мире драм-машины, кардинально изменившей всю музыкально-инструментальную практику12. Однако, поскольку работы Л.С. Термена не выходили за рамки научного эксперимента, первой собственно драм-машиной с банком из 12 ритмических стилей с басовым сопровождением для массового использования является изобретение американца Рудольфа Вур-литцера (1959) (см. фото 1-9).

Несмотря на то, что изобретения Л.С. Термена и Р. Вурлитцера считаются первым прорывом в мир электронных музыкальных тембров и новых технологий (к слову, первый цифровой сэмплер был разработан в Лондоне компанией EMS лишь в 1969 году13), некоторые исследователи считают, что история электромузыкальных инструментов (далее - ЭМИ) начинается с изобретения электроклавесина Ла Бор де [235], работавшего на статическом электричестве (1761).

Ещё одна группа учёных ведёт исторический отсчёт от «Поющей дуги» британского физика Вильяма Ду Боиса Дадделя (William Du Bois Duddell, 1869-1942)14. Прорывом в области создания ЭМИ многие считают изобретение Тадеушем Кэхиллом телармониума (США, 1897) - продукта научно-технической революции и массового внедрения электричества в производство и быт.

Любая из вышеперечисленных позиций имеет право на жизнь, так как каждый из упомянутых инструментов стал первым в своём конструктивном направлении. Их обобщает одно - с момента изобретения началась эпоха нового музыкально-инструментального тембра.

В связи с тем, что основное направление диссертационного исследования - башкирский этноинструментарий в комплексе органологических проблем и сохранение исполнительских традиций с применением современных цифровых технологий, материал по истории электромузыкальных инструментов ограничивается упомянутыми выше экземплярами - их «прародителями».

Появление электронных музыкальных инструментов в башкирской было непосредственно связано с научно-техническим прогрессом и социально-политическими изменениями. Самый простой анализ сферы национального музицирования показывает, что в настоящее время уже нет ни одного направления, где бы не применялись ЭМИ и музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ). Башкирская инструментальная музыка исторически мгновенно среагировала на появление компьютерной субкультуры, а молодое поколение исполнителей с восторгом приняло условия нового направления и с лёгкостью стало применять МКТ даже к аутентичным фольклорным образцам. Появились музыкальные композиции, в которых успешно сочеталось звучание «живого» тембра национальных музыкальных инструментов с электронными.

Значительный сдвиг в искусстве и инновации, связанные с ЭМИ, поначалу мало заинтересовало академическое музыковедение, которое в лучшем случае рассматривало новые преобразования как самовыражение массовой субкультуры. В немногочисленных исследованиях данное направление обрело определение «электронная музыка» (далее – ЭМ) с пояснением, что это «вид музыки, звуковая структура которого не могла быть создана и/или исполнена без использования вспомогательных электронных технологий» [155].

В других работах из общего пласта ЭМ был выделен узкий сектор музыкальных произведений, получивший определение «академическая электронная музыка» (англ.academic electronic music). К этому направлению была отнесена исключительно авторская музыка, «при создании и исполнении которой используются электронные музыкальные инструменты и технологии»15 [142].

В связи с отсутствием какой-либо системы, многие наработки МКТ пока не имеют теоретического обоснования и в настоящее время используются эмпирически, «методом проб и ошибок».

Существует множество интернет-ресурсов, где в открытом доступе можно обнаружить широко востребованные обработки башкирских народных песен и наигрышей в исполнении профессиональных и самодеятельных групп. Здесь есть записи начинающих инструменталистов, по которым можно определить направления творческих поисков авторов, воспитанных на образцах традиционной монодии; представлены многочисленные композиции опытных электронных аранжировщиков, продолжающих и развивающих башкирские музыкальные традиции на новом уровне [95].

Из десятков национальных коллективов и вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) автором диссертации были выделены основные, оставившие след в башкирской культуре второй половины ХХ века. Наиболее известные из них следующие:

профессиональная эстрадная группа Бахти Гайсина (1961);

ВИА «Радуга» (г. Стерлитамак, 1967);

ВИА «Орфей» (Уфимский государственный институт искусств, рук. В. Суханов, 1968);

ВИА «Белые крылья» (г. Баймак, рук. А. Бондарев, 1976);

ВИА «Родник» Дома техники строителей (г. Нефтекамск, рук. О. Лютый, 1979);

ВИА «Умырзая» (к/х им. Ленина Кигинского района БАССР, рук. В. Шарифуллин, 1982) и многие другие.

Как следует из вышеприведённого списка, первые попытки применения ЭМИ в Башкирии ведут своё начало с 1961 года и связаны с деятельностью профессиональных филармонических эстрадных коллективов.

Многочисленные гастрольные поездки ведущих ансамблей стимулировали на периферии Башкирии организацию групп, количество которых не поддаётся подсчёту. И если качество репертуара столичных коллективов было достаточно высоким, то массовое увлечение новыми тембрами привело к выходу известного Постановления Президиума ВЦСПС [77], ограничивающего «распространение низкопробных образцов музыкальной культуры» и направленного на создание учебно-методического центра для руководителей эстрадных коллективов.

С этого времени начались попытки переподготовки руководителей массового движения ВИА на базе профессиональных сценических групп.

Одной из них стала аккомпанирующая группа артистов Башкирской государственной филармонии под руководством аккордеониста, народного артиста БАССР, заслуженного артиста РСФСР Б.М. Гайсина (см. фото 1-10)16. Знакомство с периодикой показало, что Б. Гайсин первым в Башкирии применил простой одноголосный электроорган Ionika (производство ГДР) в составе эстрадного ансамбля под руководством заслуженной артистки РСФСР Ф.Я. Кудашевой.

Автор диссертации обработал значительное количество специализированной литературы, но нигде не нашёл даже малейшего упоминания, что дорогу новым стилям и направлениям проложило молодое поколение баянистов-аккомпаниаторов. В то же время самый простой поиск без проблем выявил фамилии уфимских баянистов, которые смело осваивали вершины аккомпанемента с применением цифровых технологий (см. табл. 1-1).

Мембранофоны

По Хорнбостелю – Заксу источником звука мембранофонов является туго натянутая перепонка [111, с. 244]. Звукоизвлечение возможно ударом, щипком, трением, а также струёй воздуха или голосом.

Башкирские мембранофоны представляют собой малочисленную группу инструментов, так согласно национальной традиции часто заменяются на прикладные идиофоны (см. раздел 2.1.3.). В таблице 2-2 приводятся инструменты группы башкирских мембранофонов, известных по прямым и косвенным упоминаниям в письменных источниках (см. табл. 2-2).

Характеристика ударных мембранофонов по Хорнбостелю – Заксу следующая: «исполнитель сам производит ударные движения» [111, с. 244]. Наиболее полное описание имеет следующий ряд инструментов этой группы:

Киле (башк. «ступа»; индекс 211.211.2, классификационная характеристика – «трубчатый барабан») – представляет собой вышедшую из употребления деревянную ступу для размельчения продуктов. Иногда киле мог накрываться перепонкой животного происхождения. На инструменте могли играть пальцами и ладонью, в редких случаях – специальными палочками. Никаких подробностей об ареале распространения и репертуаре подобного инструмента пока не найдено [60].

Тыйбл, или дыбыл (индекс 211.311, классификационная характеристика – «односторонний рамный барабан») – рамный ударный военный мембранофон. Описан в работе башкирского этномузыколога Н.В. Ахметжановой, как военный мембранофон дыбыл, представляющий собой большую раму свободной геометрической формы, обтянутую перепонкой животного происхождения [10, с. 10]. Возможно, что название этого инструмента дошло до нас из XIII века со времени булгар, где в «Сказании о Йусуфе» он был отмечен под названием «тыйбл»: «…Йосуф при полном войске вышел к своему отцу. / Раздались звуки быргу, тыйбл, карней, нэккар…»45.

Донгор (индекс 212, классификационная характеристпика – «Погрему-шечный барабан») – ударный инструмент типа бубна. Впервые описан башкирским историком Ф.Ш. Абсаликовой [2].

Другой донгор был зафиксирован в 1987 году в Мишкинском районе РБ. Представлял собой каркас, на который натягивалась специально выделанная кожа животного происхождения. Нижняя мембрана этого инструмента изготавливалась из овечьей шкуры, а верхняя – из собачьей. Деки прижимались друг к другу деревянными обечайками путём скручивания жил крупнорогатого скота гусиными косточками и украшались матерчатой бахромой.

Этот единичный случай имеет все признаки заимствования у марийской диаспоры РБ.

Аналогичный инструмент с тем же индексом и характеристиками, но под названием награ отмечен в одной из работ башкирского филолога М.И. Багаутдиновой: «…инструмент из цилиндрического деревянного корпуса, обтянутого с обеих сторон шкурой» [12]. Подобные мембранофоны считаются наиболее древними инструментами, которые известны и под другими названиями – нэккер, нэккар, нэгърэ.

Что касается фрикционных мембранофонов, то их характерной особенностью является то, что «перепонка приводится в колебание трением» [111, с. 246].

Из башкирских фрикционных мембранофонов наиболее полное описание имеют следующие:

Кэбэ, или думбурзяк (индекс 232.11, классификационная характеристика – «односторонний шнуро-фрикционный барабан») – отмечен Р.Г. Рахимовым в 1984 году в инструментальной группе фольклорного ансамбля Сибайского совхоза. Представляет собой выдолбленный из дерева, вышедший из употребления бочкообразный сосуд для сбивания кумыса, на треснутое дно которого была натянута мембрана с привязанным к ней пучком конского волоса. Музыкант проводил по хвосту руками, смоченными в рассоле, захватывая волосы в правый и левый кулак поочередно (по словам исполнителя, «тянуть за хвост»). Инструмент использовался в ансамбле с баянами, мандолинами, скрипками и кураями для усиления сильной доли такта традиционных наигрышей. Иллюстрация аналогичного фрикционного мембранофона под названием «Думбурзяк» есть в работе М.И. Багаутдиновой (см. фото 2-10). К сожалению, автор, кроме названия и рисунка, не указал ареал распространения инструмента, источник полученной информации и исполняемый репертуар.

Фрикционные мембранофоны вряд ли были широко распространены в башкирской традиционной музыкальной культуре из-за функциональной неприемлемости. Вероятнее всего, эти инструменты были на какое-то время заимствованы у украинских переселенцев и имели узколокальное распространение46.

Напеваемые мембранофоны (воздушные мирлитоны47) отличаются от фрикционных наличием перепонки, которая «подвергается непосредственному воздействию, без предварительного накопления воздуха в резервуаре» [111, с. 247]. Из башкирских мирлитонов известны каба (торак) и тейес.

Каба, или торак (башк. гребень, индекс 241, классификационная характеристика «Свободные мирлитоны») представляет собой расчёску48 с наложенной на неё тонкой полоской бумаги. Подобные мирлитоны просты в изготовлении и имеют скорее прикладное значение, только имитируя музыкальный инструмент, а также усиливая и изменяя тембр голоса. Несмотря на то, что в известных письменных источниках отсутствуют какие-либо подробные описания, каба был широко распространён в середине ХХ века как вспомогательный инструмент, копирующий игру и звучание губной гармошки.

Тейес (башк. берестяная коробочка, туесок; индекс 242.8; классификационная характеристика - «свободный сосудо-мирлитон») представляет собой две лёгкие коробочки, соединенные крепкой нитью длиной до 10-15 метров (см. фото 2-11). В башкирском быту зафиксирован как детская игрушка, имитирующая проводную связь. В сельской местности юга Башкирии аналогичный мирлитон имеет название капкас (башк. крышка).

В обоих случаях это – детская игрушка из двух лёгких коробочек из бересты, картона или других вспомогательных материалов с продёрнутой сквозь них тонкими жилами или прочной нитью.

Мирлитоны успешно функционируют в республиках Средней Азии и имеют подробные описания (см. фото 2-12). Их генезис не разработан, но традиция изготовления и использования в качестве сигнального и, возможно, обрядового музыкального орудия имеет довольно глубокие корни.

В завершении раздела отметим, что к одной из национальных традиций башкирской культуры относится использование вышедших из употребления бытовых предметов в качестве музыкальных инструментов. Несмотря на то, что материал для их изготовления (обработанная шкура животного происхождения, конский волос и бочкообразный сосуд) присутствовал в башкирском быту в неограниченном количестве, мембранофоны не имели распространения. Этому могли способствовать две причины:

1. Можно предположить связь с так называемым «кузнечным» запретом середины XVIII века49, направленным против изготовления башкирами любых предметов, имеющих не только прямое, но и косвенное милитаристское назначение. Вследствие этого в современной инструментальной культуре башкир практически отсутствует характерная военная музыка, в которой мембранофоны в виде различных барабанов – основная группа инструментов, направленная на подъём боевого духа воинов и психологическое давление на противника в период боевых действий50.

2. Основной спецификой башкирского традиционного инструментального репертуара считается мелодическая орнаментальная распевность, не связанная с жёстким метроритмическим обострением. Отсюда и отсутствие ударных мембранофонов, характерных для значительной части ориентальных культур монодийной направленности.

В силу этих причин национальные мембранофоны нечасто используются и в современном музицировании, и за редким исключением не встречаются в акустических и электронных композициях.

Электрофоны

Изучение башкирских электрофонов за небольшим исключением связано с работами автора настоящей диссертации84. Наряду с поиском, исследованием и публикацией народных мелодий и наигрышей в цифровом контексте велась их научная обработка, каталогизация и нотирование с использованием мультимедийных возможностей компьютера [95].

Электрофоны (ЭМИ), как упоминалось выше, были введены в научный оборот по предложению Курта Закса в 1940 году [141]. Из-за сложностей с определением источника звука первоначально подразделялись на две большие группы: 1) собственно ЭМИ (синтезаторы искусственных тембров, не имеющие акустических аналогов); 2) адаптированные акустические инструменты с электронным звукоснимателем (подробнее см. раздел 1.2. диссертации).

Современное подразделение ЭМИ имеет более сложную и разветвлённую структуру, в которую вошли электроакустические и большая группа виртуальных инструментов (РС с соответствующим программным обеспечением). Их последняя систематизация, выполненная в 2011 году, несмотря на правки и дополнения, даёт общее представление об основных направлениях работы специалистов (см. табл. 2-5).

ЭМИ имеют характерный тембр, который безошибочно распознаётся слуховым методом. Однако теоретический аспект ЭМИ как пятого класса структурного классификатора Хорнбостеля – Закса имеет несколько пока не решённых проблем. Одной из них является основной классификационный признак – источник звука, роль которого у электрофонов чаще всего выполняет мембрана звукового устройства, что формально переводит ЭМИ в мембранофоны. Пятому классу ЭМИ соответствуют только по способу звукоиз влечения – мембрана приводится в колебание электросигналом генератора звуковой частоты86.

Если при первоначальном подразделении ЭМИ на 2 группы – адаптированные акустические инструменты (индекс 51) и собственно ЭМИ (индексы 53–55) – способ звукоизвлечения был относительно понятным, то с возникновением виртуальных инструментов, которым в систематике отведено место «Software» (англ. программное цифровое обеспечение) с индексом 56 без дополнительных подразделений, появляются многочисленные вопросы, ответы на которые не даны и в настоящее время.

Сложности возникают из-за отсутствия общепринятой семиографии электронной партитуры. Все наработки этого направления представляют собой графику индивидуального характера, отмечающую основные композиционные линии. Если запись некоторых акустических композиций во второй половине ХХ века представляла собой символы, далёкие от традиционной нотографики (см. илл. 2-1), то в интерфейсе некоторых программ-конвертеров ещё можно найти графику, совмещающую электронные символы с нотными обозначениями и клавиатурой фортепиано (см. илл. 2-2). Но в последних интерфейсах музыкальных программ наблюдает полный отказ от нотографики и замена её символами, близкими к осциллографическим изображениям (см. илл. 2-3).

Несмотря на то, что очередной пересмотр систематики состоялся сравнительно недавно, постоянно обновляющийся компьютерный программный продукт вносит коррективы в любую создаваемую систему. Универсального алгоритма, учитывающего перманентное обновление ЭМИ, пока не найде-но87.

Группа башкирских электроакустических инструментов в настоящее время малочислена, существуют единичные разработки идиофонов (кубыз Р.А. Загретдинова с электронным возбудителем, индекс 511), хордофонов (думбыра с пьезоэлектрическим звукоснимателем, индекс 513) и аэрофонов (курай со встроенным динамическим микрофоном, индекс 514)88. Аналоговые и цифровые устройства, а также виртуальный инструментарий (индексы 53–56) в национальной культуре применяется общепринятые, каких-либо этнических отличий пока не отмечено.

В завершении главы можно сделать некоторые выводы.

– Структурная систематика Хорнбостеля – Закса, несмотря на более чем 100 лет существования, востребована и современной музыкальной этнографией.

- Башкирские народные инструменты не ограничиваются списком из 54 предметных наименований, рассматриваемых выше, поиск исчезнувших фоноорудий успешно продолжается.

- Часть инструментов: идиофоны тимер-кубыз и калак, хордофоны -думбыра и кыл-кубыз89, аэрофоны - курай, гармоника (баян), хорнай и ка-мыш-курай прошли всестороннюю апробацию и успешно функционируют в исполнительской и педагогической практике.

Электрофоны как пятый класс органологической классификации в настоящее время представляют собой значительный пласт национальной культуры и имеют сложную структуру, для систематизации которой требуется создание пока отсутствующего высокотехнологического, исследовательского алгоритма и специальной семиографии.

Цифровые аранжировки в национальной учебно-педагогической сфере

Учебно-педагогическая сфера – крайне консервативная система, которая принимает инновации только после многолетней апробации. Музыкально-компьютерные технологии (далее – МКТ), несмотря на их распространение и применение практически во всех сферах деятельности человека, подтверждают этот тезис: «Трудности компьютеризации музыкального образования заключаются в том, что компьютер нельзя просто добавить к существующей дидактической системе» [40], – отмечают ведущие специалисты.

Практика внедрения ЭМИ в учебный процесс выработала следующую последовательность:

- интеграция теоретической концепции с требованиями основных принципов дидактики, истории, психологии и философии;

- выработка теоретической концепции учебного процесса;

- проведение экспериментов;

- подведение их итогов;

В результате разработки образовательного направления «Музыкально-компьютерные технологии в образовании и искусстве» появился следующий перечень содержательных модулей [21]:

- изучение основ инструментовки и оркестровки;

- освоение стилистики популярной и академической музыки;

- изучение программных и аппаратных средств создания аранжировок на персональном компьютере.

В данном разделе диссертации рассматриваются основные итоги этого учебного направления, которые с 2006 года активно развиваются на кафедре музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий Института педагогики Башкирского государственного педагогического уничер-ситета им. М. Акмуллы (далее - кафедра МИ и МКТ)153. Материал соответствует требованиям «Формулы специальности»154 и «Области исследований»: п/п 35 «Музыкальное образование (история, системы, методики)». В разделе анализируются примеры, касающиеся внедрения этнических музыкальных инструментов в учебный процесс направления «Музыкально-компьютерные технологи в образовании и искусстве», составленные на основе минимальных требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к уровню подготовки бакалавров и специалистов с учетом специфики образовательного учреждения.

Структура программы бакалавриата ФГОС третьего поколения включает блоки с её вариативной частью, где изучаются предметы национально-регионального компонента:

Блок 1 – «Дисциплины (модули)», включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 – «Практики», в полном объёме относится к вариативной части.

Блок 3 – «Государственная итоговая аттестация», относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации. (см. табл. 3-11).

Много внимания в этом направлении было уделено техническому оснащению аудитории для занятий этнической музыкой и ЭМИ.

В настоящее время кафедра МИ и МКТ имеет собственную «Лабораторию цифровых средств обучения», которая оснащена:

интерактивной доской,

проектором,

компьютерами (10 шт.) с поддержкой компьютерных музыкальных программ, MIDI-клавиатурой и выходом в сеть Интернет,

звуковой картой «M-Audio»,

студийным оборудованием (конденсаторный микрофон «Rode 2», мак симайзер, микшерный пульт «Mackie 1202» и др.).

Далее, на примере работы кафедры МИ и МКТ, рассматривается инновационный учебный процесс, где изучаются этнические и электронные музыкальные инструменты и который может быть спроецирован на музыкальные кафедры гуманитарных вузов со студентами с музыкально исполнительской и музыкально-теоретической подготовкой, а также на курсы переподготовки направления «Народное художественное творчество» (далее – НХК).

Сведения, представляющие собой повторение учебного курса информатики начального и среднего специального образования, в вузовском образовании затрагиваются в виде краткого обзора. Основное внимание здесь обращено к материалу, необходимому для понимания свойств музыкального звука и места электронной музыки в системе БНИ. В процессе обучения освещаются основные аспекты музыкальной акустики, кратко, в контексте башкирского этноинструментария, рассматривается структурный классифи катор музыкальных инструментов Хорнбостеля – Закса, где подробно анализируется пятый класс «Электрофоны».

Программа обеспечивает реализацию следующих дисциплин (модулей), разработанных автором диссертации на основе структуры программы бакалавриата ФГОС третьего поколения:«Информационные технологии в музыке»; «Основы композиции и компьютерной аранжировки»; «Основы студийной звукозаписи», а также «Основы звукорежиссуры кино и телевиденья», «Синтезатор», «Звуковой дизайн мультимедиапрограмм».

В число основных направлений и содержательных модулей возможно включение следующих направлений:музыкально-компьютерные технологии в искусстве создания национальных композиций; изучение основ инструментовки и оркестровки с включением в состав этнических электрофонов; звуковое оформление сценического представления; электронная музыка; освоение стилистики этнической, популярной и академической музыки.

Работа в рамках образовательного стандарта имеет хорошо разработанное методическое обеспечение. Сложность может возникнуть в ходе преподавания дисциплин, по которым отсутствуют разработанные учебные пособия. Поэтому освоение базовых положений автор диссертации осуществлял по уже имеющимся наработкам анализа музыкального произведения, подробно рассматриваемого в предыдущих разделах:

1. Состав этнического фоноинструментария;

2. Ритмомелодика;

3. Фактурная организация.