Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Дашиева Лидия Данииловна

Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты
<
Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дашиева Лидия Данииловна. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты : историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Новосибирск, 2007 268 с. РГБ ОД, 61:07-17/96

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Круговой танец хор в контексте этнокультурных традиций бурят

1.1. Вопросы терминологии 22

1.2. О происхождении кругового танца хор 28

1.3. Егор в обрядовом и не обрядовом контекстах 39

1.4. Семантика и жанровая атрибутика 63

ГЛАВА 2. Звуковысотно-ладовое строение напевов хора

2.1. Общие вопросы 82

2.2. Классификация ладозвукорядов в хоре 94

2.3. Ладозвукоряды в контексте принципа составное 110

2.4. О взаимодействии ладовой функциональности и интонационности 117

ГЛАВА 3. Ритмические структуры хорных песен

3.1. Некоторые вопросы методологии 142

3.2. О бурятском народном стихосложении 144

3.3. Архитектоника бурятских хорных песен 150

3.4. Ритмико-синтаксическая организация припевов западно-бурятской о хора 153

3.5. Ритмико-синтаксическая организация восточно-бурятского хора 167

3.6. Взаимосвязь звуковысотно-ладовой организации и ритмоформул 178

3.7. О взаимодействия ритма и кинетики хора 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193

ЛИТЕРАТУРА 196

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Произведения традиционной музыки представляют собой уникальное явление не только как памятники духовной культуры, но и как яркие свидетельства истории, религии, этногенеза любого народа. В жанровой системе традиционной музыки бурят важное место занимают произведения богатейшей песенно-танцевальной культуры, до сих пор активно функционирующие в народной жизни. Среди них большую популярность приобрел круговой танец ехор. Он по сей день отличается значительной сохранностью традиций, отражающихся в композиции, содержании, кинетике танца, семантике вербальных текстов ехорных песен и, прежде всего, музыкальных особенностях его локальных разновидностей. К сожалению, нужно отметить, что исследование музыкальной стилистики бурятских народных песен и танцев значительно отстает от других областей изучения традиционной культуры бурят, полнее и лучше представленных в работах филологов-фольклористов, языковедов, этнографов, религиеведов и др. Анализ особенностей мелодики, метроритма, лада, фактуры и формы бурятских фольклорных произведений, безусловно, станет ценным источником но осмыслению формирования традиционной культуры бурят, в том числе и мувыкально-диалектной.

Изучение музыкальной составляющей бурятского ехора еще не было предметом специального исследования. Между тем важность и необходимость такою исследования заключается в том, что оно позволяеі выявить жанровые разновидности кругового танца, интонационную специфику ехорных напевов, а также региональные различия его локальных традиций в конкретных этнических группах бурят. Одним из главных аспектов настоящей работы является

рассмогрение не только целостной этнокультурной традиции, но и звуковысотио-ладового и ритмического строения бурятского круговою танца ехор. Очевидная недостаточная освещенность его ладозвукорядной, ладофункциональной и ритмической организации обусловливают актуальность темы настоящего исследования.

Цель данной работы двоякая: с одной стороны - обобщить имеющиеся в бурятской науке данные историко-эгнографического и музыкально-теоретического харакіера; с другой - выявить ведущие закономерности ладового и ритмического строения бурятского ехора Для достижения указанной цели необходимо решение ряда задач. Одни связаны с раскрытием этнографического содержания ехора как культурного феномена бурятского народа, другие направлены на выявление ею собственно музыкальных параметров. Отметим следующие задачи:

рассмотрение кругового танца ехор в контексте

этнокультурных традиций бурят, определение ею функции, места и значения в обрядовой системе и необрядовой практике;

выяснение вопросов происхождения, семантики, жанровой

атрибутики ехора;

уточнение терминологии, связанной с буряіским ехорои;

выявление этнолокальных типов ладовой организации
ехорных напевов;

рассмотрение ангемитонной ладовой системы и гемитоники

в коніексте ладов монодийного типа, акцентируя внимание на проблемах ладовой усюйчивости, ладовой переменности, вопросах составности и диффузное і и монодийных ладов;

типолої изация ладозвукорядов бурятского ехора;

ладофункциональная и ладоинтонационная характеристика

ехориых напевов на примере локальных разновидностей;

классификация ритмических моделей ехора и выявление наиболее типичных ритмических формул;

координация ритмических структур с іииами танцевальных движений в локальных разновидноеіях бурятского ехора;

сравнительный анализ западнобурятского и

восточнобурятского ехоров и выявление общих и отличительных особенностей лада, ритма, композиции и кинетики;

проведение параллелей с круговыми ганцами друїих
сибирских этносов: якутским осуохавч, эвенкийским
ехорье, эвенским хэдье, долганским хэйро

Музыкальным маїериалом исследования являются 210 образцов западнобурятских и восточнобурятских ехориых напевов. В работе предлагается анализ нотных примеров из трех сборников бурятских народных песен Д.С.Дугарова, опубликованных в 1964, 1969, 1980 гг. [80, 81, 82]; сборника «Буряад-монгол арадай дуунууд» (сост. Анандын Айлгагуйн Нумаа, нотировки Н.Р.Гомбодоржиевой), изданною в 2003г. и посвященного творчеству шэнэхэнских буря г1 [247]. В диссертации

1 Шэнэхэнские буряты - этническая группа бурят Внутренней Монголии КНР. Общая численность шэнэхэнских бурят составляет примерно девять іьісяч человек. Самые первые семьи этой группы бурят поселились в местности Шэнэхэн в 1918-20 гг. сразу после революции 1917 г. Очевидно, по месту проживания они получили свое этническое название. Несмотря на социальные изменения, произошедшие в их жизни, шэнэхэнские буряты сумели сохранить свои традиции и обычаи, культуру и язык [68, с. 202]. К сожалению, традиционная музыка шэнэхэнских бурят еще не стала предметом специального исследования.

также анализируются нотировки ехорпых напевов автора (10 образцов см. [72]), Д.Д. Аюшеева (6 образцов [242]), П.М.Берлинского (4 примера [252-254]), Т.Е.Гергесовой (5 примеров [59]), Р.А. Иванова (4 примера [255-256]).

В исследовании весь корпус фольклорного материала дифференцируется на две региональные группы:

  1. западнобурятская (эхирит-булагатская и аларо-гункинская1) группа. Это ехор западных бурят, проживающих в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе: эхириг-булагатский ехор (24 образца), боханский (25 образцов), тулунский и зиминский (8 образцов), качугский (3 образца). Ехор западных бурят, проживающих в Республике Бурятия (РБ): ехор хонгодоров (67 образцов), байкало-кударинцев и баргузинцев (17 образцов); всего 144 примера.

  2. восточнобурятская (хоринская и цонголо-сартульская): ехор хори-бурят (23 примера), южнобурятский - ехор селенгинцев или цонголо-сартулов (14 примеров); всего 37 образцов. Вследствие того, что круговой танец южных бурят - селенгинский ехор ~ по музыкальным признакам имеет общие черты с хори-бурятским ехором, целесообразно объединить их в одну региональную группу (восточнобурятский ехор).

В сравнительном анализе двух крупных региональных групп акцентируется внимание на локальных разновидностях кругового танца Осоо, Айдуусай, Ульмээшэлхэ, Дэрбээшэи и др., функционирующих внутри каждого региона. Причем региональные особенности западнобурягского и восточнобурятского ехоров выявляю і ся по

1 Аларо-тункинскую региональную группу принято относить к западным бурятам. Она принадлежит одному из крупных бурятских племен -хонгодорам, проживающим в Аларском районе Иркутской области, Тункинском, Окинском, Закаменском районах Республики Бурятия (РБ) (см. сноску на с. 12-13).

му шкальным признакам (мелодика, лад, ритм, форма), вербальным (словесный текст ехорных песен) и кинетическим (хореографические модели) параметрам. В связи с особенностями фольклорного стихосложения при анализе ритмических структур западнобурятских и восточнобурятских ехорных песен уточняется вопрос координации слова и ритма, соотношения ритма вербального текста и музыкального ритма с учетом кинетики (ригма танцевальных движений) в контексте сравнительного анализа двух регионально-диалектных груші. Говоря о классификации ехора, нужно отметить, что по типам напева и танцевальным стилям Д.С. Дугаров выделяет восемь вариантов кругового танца бурят: аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, закаменский, байкало-кударинский, баргузинский и заимствованный у западных бурят восточнобурятский ехор [83, с. 85]. На наш взгляд, такая дробная дифференциация свидетельствует о богатстве локальных разновидностей западнобурятского ехора, которые целесообразно объединить в крупную регионально-диалектную группу .

Характер исследования определяет его методологическую базу. В работе используется методология комплексного и системного подходов, выработанных в отечественной науке: этнической истории, этнографии, филологии, фольклористике и этномузыкознании. Подобный подход давно признан наиболее целесообразным и убедительным, поскольку позволяет представить целостный анализ историко-эгнографических и музыкально-стилистических параметров, в частности, ладовых и ритмических особенностей кругового танца ехор как явления бурятской традиционной культуры. Анализ этнокультурного контекста кругового танца ехор основан на подходах, применяемых в бурятской этнографии

1 Эхирит-булагатский ехор представлен различными локальными традициями байкало-кударинского, баргузинского, идинского ехоров, а аларо-уш инский, тункинский и закаменский - ехора хонгодоров

СП. Балдаевым [11-12, 14, 16], К.Д. Басаевой [22-23], Д.С. Дугаровым [83, 85-87, 91], И.А. Манжигсевым [133-134], Д.А. Николаевой [144], Т.Д. Скрынниковой [183-184], И.Е. Тугутовым [193-195], М.Н. Хангаловым [217-220]; в работах бурятских филологов-фольклористов Т.С. Бардахановой [25], Т.М. Болдоновой [31-32], Г.Д. Санжеева [177], М.И. Тулохонова [199], А.И. Уланова [204-205], М.П. Хамаганова [213-215]; этнохореографов Т.Е. Гергесовой [59-60], М.Я. Жорницкой [96]. В исследовании используются методы интонационного и типологического анализа элементов системы фольклорно-этнографического текста, разработанные в отечественном этномузыкознании И.И. Земцовским [101-104], А.А. Баниным [21], A.M. Мехнецовым [135], Н.М. Кондратьевой, В.В. Мазепусом, Г.Б. Сыченко [118], Ю.И. Шейкиным [238-239] и др. В аналитических разделах глав широко применяются методы, сложившиеся при изучении различных параметров монодийных культур, в частности, ладов народной музыки (Э.Е.Алексеев [4-7], С.П.Галицкая [52-54, 56], К.В.Квитка [108-110], Х.С.Кушнарев [124]); слогоритмический метод (А.А.Банин [18-20], Е.В.Гиппиус [62-63], Н.М. Владыкина-Бачинская [26, 43], Б.Б.Ефименкова [94], Ф.Колесса [113], М.Г.Кондратьев [116-117], А.В.Руднева [171-173], Н.В. Леонова и др.). Наконец, при сравнении бурятского ехора с круговыми танцами якутов осуохай, эвенов хэдье, долган хэйро, эвенков ехорье используется сравнительно-сопоставительный метод.

Новизна работы связана с тем, что в ней впервые иредприняю специальное изучение бурятского кругового танца ехор и его локальных разновидностей в музыкально-этнографическом аспекіе. Если в бурятской науке имеются сведения о ехоре историко-этнографического, культурологического и филологического характера, то настоящая диссертация представляет собой первое монографическое исследование, в котором изучение музыкальной организации ехора способствует

целостному описанию жанра традиционной музыки бурят. В связи с этим впервые проводится анализ звуковысотно-ладового и ритмического строения ехорных напевов, типологизируются и выявляются их общие и отличительные черты в регионально-диалектных группах бурят. В настоящей работе впервые предпринят культурологический анализ ехорной традиции в сравнительно-ареальном контексте традиционных культур народов Сибири и Северной Азии при анализе круговых танцев якутов, эвенков, эвенов и долган. Впервые введены в научный обиход архивные материалы, связанные с деятельностью автора настоящей диссертации в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

Практическая ценность диссертации заключаеіся в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении бурятскою кругового танца ехор. Описанные закономерности ладовой и ритмической организации бурятского ехора восполняют пробел в современном бурятском эномузыкознании и в некоторой степени закрывают белые пятна в истории традиционной музыкальной кулыуры бурят. Полученные результаты диссертации могут быть полезными для развития бурятского стиховедения и в этом смысле, вероятно, позволяют наметить дальнейшие пути комплексных филолого-музыковедческих исследований. Выявленные типы ладового и ритмического строения бурятского круювого танца ехор возможно задействовать в сравнительно-исторических и типологических исследованиях музыкальных культур народов Сибири.

Кроме того, материалы диссертации могут найти пракіическое применение в учебной практике, в частности, при ведении специальных курсов «Народное музыкальное творчество», «История музыкальной культуры народов Сибири» и др. в высших и средних специальных учебных заведениях. В Республике Бурятия эти материалы уже

фигурируют при чтении лекционного курса «Буряіское народное творчество», разработанного автором настоящей диссертации и опубликованного в качесіве учебно-методического пособия «Традиционная музыкальная культура бурят» [72].

Структура работы определяется посіавленньши в ней проблемами. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы, включающего 258 наименований на русском, бурятском и монгольском языках, и трех Приложений.

В Главе 1 - "Круговой ганец ехор в контексте этнокультурных традиций бурят" - представлен анализ терминологии, происхождения, семантики, функциональности и жанровой атрибутики ехора.

В Главе 2 - "Звуковысотно-ладовое строение напевов ехора" -типологизируются лады на основе ладозвукорядов; рассмаїриваются принципы составное, диффузности, ладовой переменности, ладовой функциональности и интонационности в контексте ладов монодийной природы на примерах локальных разновидностей ехора.

Вопросы терминологии

Одним из самых любимых и популярных танцев бурят, дошедших до наших дней, является круговой танец ехор.

В настоящее время термин еохор (в русской транскрипции ехор) употребляется в качестве общенационального названия кругового танца бурят. У западных прибайкальских бурят он особенно популярен под этническим названием наадан1 или хатар2паадан, а песни, сопровождающие круговой танец - пааданаи дуунууд (от наадан -«иі-ра», дуун - «песня», мн.ч. дуунууд), т. е. «игровые песни» (вариант -наадан зугаа {зугаа - букв, «беседа, разговор, пир, увеселение») или хатар пааданаи дуунууд - «танцевальные песни». Иногда западные буряты называют круговой танец ejxjp (вариант яахор). У закаменских хонгодоров, по происхождению западных бурят, круговой танец имеет названия из составных слов: еохор наадан или яахар наадан, иногда шахал [51, с. 131]. Термины, обозначающие их танцевальные песни -еохорой дуунууд (ёхорные песни) или идентичные прибайкальским пааданаи дуунууд (игровые песни). По мнению информантов, пааданаи дуунууд являются самыми ранними ёхорными песнями, которые закаменские хонгодоры называют еще ундэкэн нааданай дуунууд -«коренные игровые песни» (отундэкэн - «корень, коренной, основной») [67, с. 13, 21] или же у тункинских хонгодоров - уряани еохор-«старинный ехор» (отурайни - «прежнее, прежний») [232, с. 472].

По древней традиции нааданы (в значении «игра» и «танец») завершали родовые шаманские обряды жертвоприношений ташганы, а позднее, уже в советское время, - 1960-е гг., ламаизированные обряды обоо. Поэтому, по предположению Д.С.Дугарова, хороводные танцы бурят в древности являлись составной частью обрядовых игрищ и были связаны с родовыми культовыми местами, проводившимися здесь молениями и жертвоприношениями, что и отразилось в традиционном названии кругового танца наадан [83]

У восточных забайкальских бурят этническими терминами еохор и юрьечгэ (один из древнейших обрядовых танцев хори-бурят) обозначаются сами танцы, а песни именуются еохорои дуунууд (вариант - хатарай дуунууд), нэрьеэнэй дуунууд.

На наш взгляд, в изучении бурятского кругового танца ехор одним из важных вопросов является уточнение терминологии, обусловленной делением на традиционную, функционирующую в культурной традиции, и профессиональную, введенную в научный обиход исследователями, как правило, отличающуюся некоторыми расхождениями с народной.

В бурятской фольклористике круговой ритуальный ганец исследователи называют: ехорь (И.Г.Гмелин, Г.Н.Потанин), ехзр (П.Ф. Требуховский) еохор, яахор, наадан, хатар наадан (Г.Д.Санжеев, Д.С.Дугаров, Б.В.Олзоев, И.А.Манжигеев, И.Е.Тугутов и др.), хатарха (МЛІ. Хангалов), еэхэр (С.П.Балдаев, Т.Е. Гергесова)

Самые ранние упоминания о бурятском ехоре в научной литературе встречаются в фундаментальной работе немецкого путешественника XVIIIB. И.Г. Гмелина «Путешествие через Сибирь», изданного в Германии на немецком языке в 1752 гг. [64], книге известного русского путешественника и этнографа XIX в. Г.Н.Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии» [169]. В этом объемном издании (состоит из 1026 страниц и приложения из 26 таблиц и рисунков) находятся данные по истории, религии, этнографии и фольклору бурят, монголов, алтайцев и других народов. Уникальность труда Г.Н.Потанина заключается в обилии ценной информации о свадебных и шаманских обрядах, похоронных и семейных обычаях, религиозных верованиях и традиционной культуре кочевников. Фрагментарные сведения о бурятском круговом танце находятся в статьях авторов XIX в. русских миссионеров1 В.Н.Копылова [120], Н.И.Затопляева [100], А.К.Ордынского [159], И.А.Подгорбунского [167] и др.

В описании различных обрядов название бурятскою круговою танца ехор дано в старорусской транскрипции, где твердый знак «ъ» в конце слова «ехоръ» (вариант ехэръ) иногда заменяется на мягкий «ь» -«ехорь» [169, С. 30-31; 100; 159; 167]. По-видимому, здесь присутствует связь с названием эвенкийского кругового танца ехорье (см. ниже).

Для выяснения семантики, функционального значения, условий бытования и других особенностей бурятского круговою танца необходимо уточнить этимологию слова еохор (ехор).

Общие вопросы

Лад - один из фундаментальных параметров звуковысотного строения традиционной музыкальной системы. В современном этномузыкознании ему всегда уделяется особое внимание. Разумеется, это относится к любому музыкально-поэтическому жанру традиционной культуры каждого этноса.

В настоящей диссертации автор опирается на концепцию лада, функционирующую в отечественном теоретическом музыкознании. Как известно, еще в конце 30-х гг. XX в. в «Учении о гармонии», давно ставшем классическим (первое издание - 1937г.), Ю.Н.Тюлин представил ее (имеется ввиду концепцию) в общем виде и сформулировал определение лада: «Лад надо понимать как л о г и ч е с ки дифференцированную систему качественных взаимоотношений тонов (разрядка Ю.Тюлина)» [202, с. 79]. Далее Ю.Тюлин пишет: «Лад является системой интонационного происхождения -интонацион ной системой, основанной на единстве чувственного и логического и подчиняющейся общим законам музыкального восприятия и творчества, а не плодом теоретического изобретательства» [там же, с. 80].

По определению Ю.Н.Холопова, «лад - это системное і ь высотных связей, объединенных центральным звуком (или созвучием), а также воплощающая ее конкретная звуковая система (чаще в виде звукоряда)» [225, с. 291]. Подобное глубинное понимание лада изначально предполагает принципиальную гибкость в его приложении главным образом к профессиональной музыке композиторского творчества.

Вполне естественно, что в теснейшей связи с общей теорией лада стала активно развиваться монодииная ладовая теория, основанная на материале традиционной (фольклорной и профессиональной) музыки разных этносов. В современном теоретическом музыкознании изучению вопросов ладового строения монодии посвящены фундаментальная монография Х.С. Кушнарева «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» [124], У.Гаджибекова «Основы азербайджанской народной музыки» [48], монография Е.В. Герцмана «Античное музыкальное мышление» [61]. В своей наиболее общей форме монодииная ладовая теория представлена в работах С.П.Галицкой [54] и Ю.Н.Холопова [224]. Имеются и другие фундаментальные работы в области ладовой теории [4-5; 29; 78; 115; 224 и др.].

Поскольку многие бурятские исследователи трактуют традиционную музыку бурят как монодийное явление [84; 88; 122-123; 157-158], представляется целесообразным исследовать специфичность ладообразования в бурятском ехоре с позиций монодии (имеется ввиду однолинейность и мономелодийность, термины СП. Галицкой [54]). Поэтому в настоящей диссертации ангемитонная ладовая система и гемитоника, реализованные в напевах бурятскою ехора, рассматриваются в контексте ладов монодийного типа. Ладовые аспекты бурятского кругового танца ехор исследуются на трех уровнях: бурятского традиционного ладового мышления, его локальных разновидностей, а также отдельных образцов данного жанра. Такой подход представляется нам наиболее убедительным и целесообразным. Причем предполагается осветить те параметры каждого из обозначенных уровней, которые на первоначальном этапе изучения представляются наиболее существенными. К ним относятся тииологизация ладозвукорядов бурятского ехора на основе моделирования, выявление структурных связей между звукорядом и ладофункциональной организацией ехорных напевов, их ладоинтонационный анализ и, наконец, выработка ладовой типологии бурятского ехора в этнических группах. Подобное типологическое исследование проводится впервые и, вероятно, на его базе возможна постановка иной проблематики, в гом числе и сравнительно-исторической, к которой необходимо обратиться в будущем. Данные, полученные в результате анализа ехорных напевов, отражают, с одной стороны, характерные признаки ладовой системы бурятской традиционной музыки в целом, а с другой, выявляют особенности ладообразования ехора в локальных традициях.

В настоящей главе автор предпринимает попытку рассмотрения бурятской ладовой системы (на примере ехора) в связях и взаимоотношениях многих ее компонентов, среди которых большое значение имеют такие фундаментальные свойства монодийной ладовой организации, как диффузность и составность.

Некоторые вопросы методологии

В ряде проблем, связанных с изучением традиционной музыки любого этноса, наряду с ладом особое внимание уделяется ритму как одной из важной составляющей музыкальной стилистики. Безусловно, музыкальный ритм в музыке устной традиции имеет ведущее значение. Он является выражением одной из глубинных сторон фольклорной памяти, реализованной во времени. Это наиболее самостоятельный и значимый компонент музыкального искусства, который является «не только главным носителем текстообразующей функции, но и важнейшим средством выразительности, основой эстетической организации художественного текста. ... Ритмическая сторона текстов выступает знаком их функции, что обусловливает ее четкую выраженность, рельефность, ее семантическую нагруженность» [94, с. 7].

Методологической основой исследования ритма народных песен независимо от их этнической принадлежности, является, как правило, метод изучения слогового ритма, который подразумевает аналитические процедуры свертывания и приведения к обобщенному виду [18-20; 43; 63; 94; 111; 113; 116-117; 171-173; 181; 190; 223; 231]. Например, в русской музыкальной фольклористике принят следующий порядок анализа слогоритма: в первую очередь выявляются границы ритмических единиц всех архитектонических уровней, выписываются суммарные музыкальные времена каждого слога формулы, затем слоговые структуры типизируются посредством снятия пунктирного ритма, суммирования пауз и выравнивании сверхнормативных дроблений [94, с. 59-60]. Безусловно, слогоритмический метод и выбор аналитических процедур, успешно апробированный в восточно-славянской музыкальной фольклористике, наиболее соответствует фольклорному материалу нашего исследования. Кроме того, он позволяет выявить типичные ритмоформулы (далее РФ) бурятского ехора и типологизировать их в контексте локальных традиций.

В бурятском этномузыкознании слогоритмический мегод применялся недостаточно последовательно [84; 157]. Исключением являются диссертационное исследование О.В. Новиковой [148] и статьи В.В. Мазепуса и О.В. Новиковой [131; 149]. На основе универсально-грамматического метода анализа [130] в них описана многоуровневая система ритмической организации пентатонических бурятских народных песен, преимущественно селенгинской традиции и установлены некоторые закономерности бурятского песенного стиха. Тем не менее, все же вследствие недостаточной разработанности ритмической системы песенного стиха анализ музыкально-слогового ритма бурятского фольклорного текста представляет значительную сложность и налагает определенную ответственность на исследователя. К сожалению, в настоящее время в бурятской филологии отсутствуют специальные работы, в которых были бы сформулированы и обобщены единые закономерности системы бурятского фольклорного стихосложения на материале поющегося и непоющегося стиха. На наш взгляд, слогоритмический метод направит изучение бурятской ритмической системы и ритмических единиц на всех архитектонических уровнях, начиная с самых малых ритмических единиц (РФ), и раскроет некоторые закономерности поющегося стиха. На первоначальном этапе ее изучения задачей нашей работы является выявление наиболее характерных ритмических формул ехорных напевов, что в известной степени позволит определить ритмические особенности традиционного музыкального мышления бурят.

Похожие диссертации на Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты