Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века Мелешкова Наталья Владимировна

Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века
<
Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мелешкова Наталья Владимировна. Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Мелешкова Наталья Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. музыки им. Гнесиных].- Москва, 2010.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/117

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления такого многогранного явления как музыкальная жизнь русской эмиграции в Праге 20-х – 50-х годов XX века.

Именно Чехословацкая республика стала одной из первых европейских стран, принявших беженцев из России. Причем, в отличие от других центров эмиграции, среди которых особую роль сыграли Париж и Берлин, здесь русская диаспора была поддержана на самом высоком государственном уровне. По-видимому, не последнюю роль в событиях тех дней сыграла идея славянского единства, некогда провозглашенная чешским поэтом-романтиком Яном Колларом (1793 - 1852), мечтавшим о воссоединении славянства, «у ног которого распростерлась бы вся Европа». Образ панславянизма вновь возродился под влиянием известий о трагических событиях русской революции. «Русская акция», начатая президентом молодой Чехословацкой республики Т. Массариком, приняла беспрецедентные масштабы. В результате ее последовательного и полномасштабного проведения Прага превратилась в крупнейший культурный и общественный центр русской эмиграции.

Основным стимулом поддержания культурной жизни для «русской Праги», как и для остальных «столиц» русской диаспоры, было, по общему признанию историков, «ревностное стремление сберечь национальные духовные ценности». Объединяясь в культурные институты, эмигранты осуществляли разнообразные проекты, направленные на сохранение собственных национальных традиций. Одним из главных символов суждено было стать русской музыке. Уже в первые годы после исхода из России в Праге сложилась разветвленная структура общественной музыкальной жизни, объединявшая как отдельных композиторов и исполнителей, так и целые культурные организации русского сообщества.

Их деятельности и посвящается наше исследование.

Степень научной разработанности.

Сегодня начата активная работа по освоению истории музыкальной культуры русского зарубежья. Среди значительных работ, вышедших в последнее время, нужно назвать главу «Судьбы русского зарубежья» Л.З. Корабельниковой в коллективной монографии «Музыка и XX век» под редакцией М.Г. Арановского, ее же монографию о Черепнине, диссертацию Е.В. Матюшиной об Акименко. Особый вклад в разработку этой темы вносит деятельность С.Г. Зверевой по изучению зарубежных архивов и сбору соответствующей информации. Важным вкладом в тему музыкального «русского зарубежья» стали конференции и выставки, организованные С.Г. Зверевой и М.П. Рахмановой, сборники, созданные на их основе. Однако тема русской музыкальной эмиграции в Праге до сих пор отражена в исследовательской литературе лишь фрагментарно.

Немало усилий для изучения истории русской эмиграции приложили пражские исследователи. Первые их работы в этом направлении относятся к середине 1990-х годов. Особо следует отметить труды Л. Белошевской, Й. Вацека и З. Сладека, которые определили основные пути изучения жизни и творчества русской эмиграции в Праге. В своих трудах пражские ученые предприняли попытку восстановить хронологию музыкальных событий и освятить деятельность важнейших общественных и культурных организаций русской эмиграции в Праге.

Особым вкладом в изучение русской музыкальной эмиграции в Праге стала работа И. Инова «Литературно-театральная, концертная деятельность беженцев-россиян в Чехословакии (20 – 40-е годы ХХ века)» в двух томах, изданная в Праге в 2003 г. В ней раскрывается значение Праги как одного из центров эмиграции, восстанавливается летопись ее культурной жизни, деятельности русских исполнителей, коллективов, импресарио, гастрольных выступлений русских артистов в Праге, истории Русских музыкальных курсов и т.п.

Наиболее полно культурная жизнь русской эмиграции в Праге в исследовании группы авторов в составе: Татьяны Аникиной, Юлианы Бабаевой, Любови Белошевской, Владимира Гавринева, Марины Добушевой, Игоря Золотарева, Катержины Иберл (Шарфовой), Алексей Келина, Йиржи Клапка, Анастасии Копршивовой, Виктории Крымовой, Ольги Куликовой, Марии Михловой, Светланы Михловой, Марины Обминской, Сергея Петухова, Ирины Ручкиной, Михаила Соколова, Сергея Тили, Ивана Толстого, Эльвиры Филипович, Евгения Чирикова, Юлии Янчарковой «Дом в изгнании: очерки о русской эмиграции в Чехословакии, 1918 – 1945». Объемное иллюстрированное издание рассказывает о жизни и судьбе ярких представителей русского зарубежья из различных сфер деятельности (политики, науки, культуры и общественной жизни). Глава «Художественная интеллигенция в эмиграции» включает раздел «Музыканты», где приводятся имена и раскрываются судьбы музыкантов, служивших в Национальном театре (контрабасист Владимир Ассев, певцы Лидия Балабина и Бронислав Хорович). Среди гастролеров упоминается имя Федора Шаляпина. Отдельно даются сведения о дирижерах национального театра Н.А. Малько и А.Н. Подашевском Значительная часть материалов опубликована впервые, некоторые из документов специально для этого издания переведены на русский язык.

Однако до сих пор не появилось специального объемного исследования, посвященного исключительно музыкальной деятельности русской эмиграции в столице Чехословацкой республики. Информация о музыкальных деятелях русской эмиграции скудна и обрывочна. Их биографии относятся к малоисследованной области русской музыкальной истории, а имеющиеся немногочисленные факты охватывают лишь дореволюционный период их жизни и творчества. Особенно это касается композиторов. Их деятельность остается «белым пятном» в истории «русской Праги», а творческое наследие практически не освоено. Не исследована подробно история музыкальных организаций русской диаспоры. Не восстановлен концертный репертуар русских артистов в довоенной Праге. Не ясна степень интенсивности музыкальной жизни русской эмиграции и ее вовлеченности в контекст чешской культуры. История русской музыкальной эмиграции в Праге до сих пор предстает маргинальным явлением, как в контексте жизни русской диаспоры Чехословакии, так и в контексте всей истории «русского зарубежья». Достаточно сказать, что в монографии «Русская Прага» Н.И. Командоровой, изданной уже в 2009 г., музыкальная деятельность эмиграции вообще обойдена вниманием.

Объектом исследования предлагаемой диссертации является деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге 20-х – 50-х годов как части отечественной истории и культуры.

Предмет исследования – русская музыкальная эмиграция в Праге, становление и функционирование ее общественных организаций, судьбы крупнейших музыкальных деятелей, композиторское наследие этого периода.

В центр исследования выносится проблема сохранения русской эмиграцией «первой волны» своих национально-культурных традиций.

Основной проблемой исследования обусловлен ряд задач:

изучение деятельности культурных и собственно музыкальных институтов русской эмиграции в Праге и особенностей их художественно-социального функционирования;

выявление и анализ специфических черт музыкальной жизни русской эмиграции в Праге;

восстановление персоналий русского культурного сообщества в Праге и воссоздание её исторического «портрета»;

исследование особенностей композиторской деятельности в условиях эмиграции на примере творчества С.А. Траилина.

В качестве основного материала исследования фигурируют неопубликованные документы и нотные рукописи российских архивов русской эмиграции в Чехословакии, датированные 20 – 50-ми годами XX века. Вместе с данными из пражских хранилищ, которые любезно предоставили чешские коллеги, газетными и журнальными публикациями из зарубежной прессы и книжными изданиями того времени они составили корпус источников, использованных в нашем исследовании.

Выбор материала связан с определенным ограничением: работа базируется в основном на документах, обнаруженных в архивах г. Москвы. Архивное изучение «зарубежной» темы в России в данном случае сделало возможным то счастливое для исследователя обстоятельство, что в 1946 г. материалы Русского заграничного архива в Праге были переданы в СССР. В результате он оказался «распылен» по архивам Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга). Согласно свидетельству одного из наиболее авторитетных исследователей истории русского зарубежья С.Г. Зверевой, лишь весьма небольшой и незначительный по своему содержанию корпус текстов, связанных с деятельностью Общестуденческого русского хора имени Архангельского, оказался в Музее русской культуры в Сан-Франциско.

Выбор методологии исследования диктовался междисциплинарной направленностью темы. Наряду с традиционными для музыковедения методами источниковедения, анализа музыкального текста, архивной реконструкции биографии исторического деятеля, а также историко-контекстуального рассмотрения музыкально-исторического процесса были привлечены методики смежных с искусствознанием дисциплин.

Особую важность здесь приобретает объемный корпус литературы, посвященный исследованию такого явления, как национальное самосознание. Для осмысления этого феномена был привлечен обширный круг трудов из различных отраслей науки: философии, социологии, этнологии, психологии (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, И.В. Сабенникова, В.А. Тишков, Н.С. Хрусталева).

Научная новизна. Впервые специальному комплексному рассмотрению подверглась музыкальная жизнь «русской Праги». Восстанавливается модель русского эмигрантского музыкального сообщества в столице Чехословацкой республики. Внесена ясность в характер функционирования русских концертных институтов Праги. Акцент сделан на анализе особенностей их музыкальной деятельности, репертуара, условий их социокультурного бытования. Восстановлена основная хронология проводимых ими концертов и других музыкальных мероприятий.

Особое внимание уделено Общестуденческому русскому хору имени Архангельского как выдающемуся коллективу русского зарубежья – истории его создания и деятельности (включая восстановление летописи выступлений с подробной датировкой и фрагментами музыкально-критических рецензий), репертуарной политике, методам репетиционной работы, специфике исполнительской манеры, ее связям с русской хоровой традицией, сотрудничеству с композиторами-современниками. Приводятся ранее неизвестные данные о восприятии искусства русских музыкантов зарубежной публикой, а также многочисленные свидетельства межкультурных контактов русской и чешской интеллигенции.

В исследовании воссоздаются биографии деятелей пражской эмиграции, связанных с музыкальными организациями, а также реконструируется жизнеописание наиболее значительного музыкального деятеля пражской эмиграции композитора С.А. Траилина. В научный контекст впервые вводятся обширные материалы к его творческому портрету, проделан анализ его хоровых сочинений, созданных в эмиграции, как наиболее показательной для характеристики пражского периода и художественно значимой части наследия.

Исследование основано на широком привлечении ранее не обнародованных архивных данных. Восстанавливается подробная фактология событий музыкальной жизни на основе изучения эпистолярия, уставных и отчетных материалов музыкальных обществ, а также программ и афиш концертов. Вводится новый музыкальный материал, в том числе впервые обнародован ряд хоровых произведений, и приводятся многочисленные фрагменты сочинений из композиторского наследия пражской эмиграции, рецензии и уникальные фотоматериалы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процессы сохранения национально-культурных традиций в Праге протекали под определяющим воздействием православной церкви;

  1. Спецификой музыкального сообщества «русской Праги» стала его особая монолитность, выражающаяся в постоянном активном и слаженном взаимодействии его деятелей и различных организаций;

  2. Одним из важнейших факторов сохранения национально-культурных традиций русской эмиграцией Праги 20-х – начала 50-х годов явилась созданная ею структура музыкально-концертной жизни;

  3. Главным принципом сохранения национально-культурных традиций для русской музыкальной эмиграции в Праге стала «консервация» отечественной художественной традиции рубежа XIX – начала ХХ веков.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в училищных и вузовских курсах истории музыки, а также в научных работах, посвященных изучению русской музыкальной эмиграции. Образцы хоровой музыки, обнаруженные автором в архивах и восстановленные в данной работе, могут войти в репертуар духовных и светских хоровых коллективов.

Структура диссертационного исследования включает Введение, три главы (I. «Музыкально-общественные институты русской эмиграции в Праге»; II. «Общестуденческий русский хор имени Архангельского и его роль в жизни русской эмиграции в Праге»; III. «Судьба и творчество пражского композитора-эмигранта С.А. Траилина») и Заключение. Работа снабжена списком библиографии (на русском, чешском и немецком языках) и Приложениями, в которых содержатся уставы Общестуденческого русского хора и Русского музыкального общества, афиши концертов, программы, фотографии, нотные примеры и музыкальные произведения, впервые обнаруженные в архивах.

Апробация диссертации. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных. Основные положения работы отражены в ряде публикаций по теме диссертации. Результаты исследования прошли апробацию на научных конференциях: 1) VIII Международная научно-методическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», Н.Новгород, Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2006; 2) Творческое собрание молодых исследователей, Москва, Союз московских композиторов, 2007; 3) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Международные ассамблеи искусств. “Исполнительство и педагогика. Современность и перспективы”», Пермь, Пермский государственный институт искусства и культуры, 2007; 4) Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: История и современность», Москва, ГОУ ВПО Московский городской педагогический университет, 2007; 5) Ежегодная международная богословская конференция Свято-Тихоновского православного университета, Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008; 6) Межвузовская научная конференция, РАМ им. Гнесиных, 2008; 7) Творческое собрание молодых исследователей, педагогов, исполнителей «Отечественная музыка: из прошлого в будущее», Москва, Союз московских композиторов, 2008; 8) Международная конференция «Православие и культура», Библиотека-Фонд «Русское зарубежье», Москва, 2008.

Похожие диссертации на Деятельность русской музыкальной эмиграции в Праге : 20-е - 50-е годы XX века