Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Хоу Юэ

Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития
<
Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Хоу Юэ; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2009. - 24 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Основы китайского фортепианного образования 13

1.1 Атмосфера традиционной музыкальной культуры 13

1.2 Появление клавишных инструментов в Китае 15

1.3.Этапы истории китайского фортепианного образования 19

1.3.1 Китайское фортепианное образование в ранний период (конец 19 начало 20 вв.) 19

1.3.2. Создание государственных музыкально-образовательных учреждений и фортепианное обучение в них (1919 - 1937) 20

1.3.3. Военные годы (1937-1949) 27

1.3.4. Первые 17 лет после образования КНР. 31

1.3.5. Период «культурной революции» (1966-1976) 40

1.3.6. 1980-е годы 20 века — новый этап развития китайского фортепианного искусства. Небывалый «фортепианный бум» 41

Глава II. Становление и развитие китайского детского фортепианного образования 48

2.1 Детская фортепианная музыка китайских авторов до 1980-х годов 51

2.2 Фортепианное обучение и труды китайских педагогов по детской фортепианной музыке 53

2.3. Китайское детское фортепианное творчество 1980-х-2000-х годов 79

2.4 Специфические черты китайских фортепианных сочинений для детей 96

2.5 Система образования в начале 21 века: государственные и частные детские музыкальные школы 98

Глава III. Исследование китайского детского фортепианного образования в свете существующих проблем 108

3.1 План анкетирования и его проведение. 108

3.1.1 .Исходные вопросы. Масштаб анкетирования и выборка 108

3.2 Общие итоги анкетирования. Его второй этап 111

3.2.1 Цель обучения музыке 113

3.2.2 Процесс обучения 115

3.2.3 Учителя, семья и родители. Причины ухода учащихся из Детской школы искусств 121

3.2.4. Внешкольное детское музыкальное образование 136

3.3 Итоговые выводы 138

3.4 Китайская детская фортепианная, педагогика : проблемы 21 века 141

3.4.1 Одностороннее понимание функции музыкального воспитания 142

3.4.2 Нарушение закономерностей психического, развития, детей и особенности обучения 143

3.4.3 Игнорирование развития интереса к музыке, неуважение к активности детей 145

3.4.4 Недостаточное понимание важности аттестации 145

Заключение 148

Список литературы 151

Приложение 1. Учебная программа по фортепианной специальности начальной школы при Центральной консерватории 164

Приложение 2. Учебная программа фортепианного отдела начальной школы при Шанхайской консерватории 170

Приложение 3. Всекитайский детский фортепианный конкурс «Кубок Синхай» 181

Введение к работе

Китай - многонациональная страна с древней культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в искусстве, в том числе и в музыке

Вплоть до сегодняшнего дня китайская музыка сохраняет своеобразие и особенности, свойственные ей столетиями И, в то же время, постепенно включается в процесс глобальной эволюции мирового музыкального пространства Исключительное место в современном китайском социуме принадлежит фортепианному искусству. На протяжении более чем 100-летнего периода своего существования оно укоренилось в сознании миллионов людей, достигнув значительных высот в исполнительстве, композиторском творчестве, педагогике. Такие фортепианные сочинения китайских композиторов как «Малая флейта пастушка» Хэ Лутина, «Удар грома в засушливую погоду» Чэнь Пэйсюна, «Вышивание рамки доски с надписью золотом» Ван Цзяньчжун, «Танец утреннего ветра» Дин Шаньдэ, «Лан Хуахуа» Ван Лисаня, «Кошкерский танец» Ши Фу, «Фестивальная ночь с факелами» Ляо Шэпцзина, «Три вариации Янгуан» Ли Инхая по популярности у китайской публики можно сравнить с «Временами года» Чайковского и «Лирическими пьесами» Грига, пользующимися известностью во всем мире.

Особое место в онтологии и гносеологии фортепианного искусства занимает детская фортепианная музыка

Вопрос о влиянии музыкального воспитания на развитие ребенка изучался многими музыкантами, педагогами и философами Китайцы считали и считают, что музыка имеет самое непосредственное отношение к нравственности Все они, начиная с Конфуция и кончая сегодняшними музыкантами-педагогами, рассуждали о влиянии музыки на развитие людей Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. Он полагал, что музыкальное воспитание делает людей добрыми и душевными.

Об эстетической функции музыкального воспитания много спорят ученые Некоторые из них считают, что основное внимание надо уделять анализу музыкальных способностей, подчеркивая роль умений и навыков Другие считают, что ценность эстетического воспитания несравнима с собственно шітеллектуальньш развитием Автор диссертации уверен, что эти две точки зрения имеют право на существование, но ему кажется, что мало исследуется внутренняя связь между ними Выдающаяся функция детского музыкального воспитания, без всякого сомнения, заключается в его художественном содержании Как уникальное искусство музыка действительно является катализатором эстетического воспитания, она играет огромную роль в формировании художественных способностей детей и призиваний им благородных моральных качеств А рост эстетического чувства естественно ведет к повышению музыкальных способностей Кроме функции эстетической музыкальное воспитание играет важную роль в умственном развитии детей. Этого, кажется, многие не осознают, уделяя серьезное внимание лишь эстетической стороне вопроса и фактически отрицая другие функции. В практике детского музыкального воспитания автор, долгие годы наблюдая за процессом художественного роста большого числа детей, обнаружил со всей очевидностью, что музыкальное воспитание влияет не только на культуру, но и на развитие других качеств и способностей Поэтому, нельзя считать, что функция детского музыкального воспитания только в формировании достойных эстетических взглядов На самом деле ребенок узнает и открывает для себя много нового и интересного в иных сферах, музыкальное обучение направлено на развитие воображения, создает условия для развития произвольного внимания, в современной психологии есть основания говорить о том, что эволюция музыкального воспитания тесно связана с психологическими особенностями обучающихся (Л С Выготский), музыка передает и вызывает такие чувства и переживания, которые иногда нельзя полноценно вербально выразить Одном словом, музыкальное воспитание влияет на эстетическое восприятие, способность к познанию, интеллектуальное и внеинтеллектуалыюе развитие, ум, чувственность, внимание, понимание, мышление в целом и тд Хорошее музыкальное воспитание воздействует на характер детей, помогает им вырасти жизнерадостными, активными, уверенными и ловкими Музыку невозможно сравнить ни с чем Именно поэтому воспитание посредством музыки нам кажется сегодня столь же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой

Исключительная роль в этом процессе отводится детской фортепианной музыке. В современном мире она стала своего рода универсальным языком, который осваивают будущие музыканты разных специальностей и будущие слушатели - любители музыки

Актуальность данного диссертационного исследования. Будучи одной из важнейших областей национального музыкального искусства, детская фортепианная музыка и исполнительство Китая тесно связаны со всей национальной музыкальной культурой и отражают характерные особенности ее развития Это неотъемлемая составная часть многонациональной китайской культуры, опирающаяся на богатства уникального народного песенного и инструментального фольклора, уходящего своими корнями в глубокую древность. В наше время огромное значение детского фортепианного образования в духовном развитии личности и общества постепенно получило заслуженное признание, было высоко оценено и принято представителями педагогических и искусствоведческих кругов, интеллектуальной и политической элиты современного китайского государства.

Детская фортепианная музыка Китая сформировалась в самостоятельную область музыкального творчества Однако, необходимо отметить, что многочисленные интереснейшие факты и историко-хронологическая информация, касающаяся этого вопроса, в целом остаются неизученными На сегодняшний день в Китае еще нет фундаментальной музыковедческой работы, которая бы рассматривала бы национальную фортепианную музыку для детей с точки зрения комплексного историко-теоретического анализа. Не исследован вклад выдающихся китайских композиторов в становление детской музыки как средства воспитания, формирования личности Не существует сколько-нибудь значительных работ, посвященных характеристике прошлого и настоящего детского фортепианного образования в КНР.

В последние четверть века в связи с кардинальными изменениями в социальной и духовной сферах китайского общества обострилось внимание к личности детей, стремление к ее разностороннему развитию Главные задачи заключаются в формировании у детей музыкальных интересов и вкусов, раскрытии творческого потенциала ребенка на уроках музыки, воспитании у подрастающего поколения любви и уважения к родной природе, родному краю Поэтому изучение истоков китайского детского фортепианного образования, периодов ее развития, способов преломления народных традиций является актуальным как в плане историко-теоретическом, так и в свете его эстетико-педагогической значимости.

Степень изученности проблемы. Проблема систематического исследования детского фортепианного образования Китая в настоящее время еще не приобрела должного освещения, несмотря на то, что в Китае 80 процентов из обучающихся музыке детей учатся игре на фортепиано. В той или иной мере интересующие нас вопросы освещены в публикациях Бяиь Мэн, Ван Лисан, Вэй Тингэ, Дань Чжаои, Ин Шичжэнь, Ли Инхая, Ли Пэйлань, Чжао Щаошэн, Чжу Гун-и. Все они посвящены различным вопросам истории и теории китайской музыки, китайским композиторам, фортепианному исполнительству и упражнениям для детей. Детское фортепианное творчество рассматривается в них либо в русле общего развития музыкальных жанров, либо в процессе анализа сочинений того или иного композитора. Авторы этих трудов не ставили своей задачей дать полное представление о детской фортепианной музыке. Но их значение в накоплении и осмыслении музыковедческих знаний о детском фортепианном образовании бесспорно

Объектом данного диссертационного исследования служит музыкальное воспитание детей и юношества в классе фортепиано

Предмет исследования - самобытный путь становления и развития китайского детского фортепианного искусства (композиторского творчества, исполнительства, образования) в его тесных связях с традиционной музыкальной культурой, процесс обучения игре на фортепиано учащихся детских музыкальных школ и курсов, особенно в последние десятилетия

Диссертация ставит своей целью систематизацию фактов и событий, обобщение особенностей эволюции китайского детского фортепианного образования, а также выявление его связи с народным творчеством, анализ проблем, разработку теоретических основ использования фортепианного искусства в современном образовательном процессе Осуществляемый впервые анализ китайского детского фортепианного образования неизбежно затрагивает широкий круг проблем. Использованный в работе материал дал возможность вести исследование в трех основных ипостасях: истоки становления и развития (исторический аспект), условия бытования (творческий аспект), процесс профессиональной подготовки юных пианистов (методико-аналитический аспект) Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующие задачи диссертации:

-охарактеризовать особенности становления и развития китайской

фортепианной культуры,

- выявить главные исторические предпосылки становления и развития детского фортепианного искусства в Китае;

- систематизировать теоретические и практические взгляды китайских педагогов о детской фортепианной музыке,

- комплексно проанализировать ряд наиболее ярких фортепианных опусов для детей китайских композиторов конца XX - начала XXI веков и обобщить их характерные черты,

-рассмотреть фортепианное обучение, учебные материалы и репертуар в государственных и частных детских музыкальных школах и курсах,

- разработать и экспериментально апробировать предложенную методику начального обучения детей и юношества в классе фортепиано, проанализировать ее эффективность и предложить конкретные рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс учебных заведений Китая

Основной методологической и исследовательской базой диссертации послужили труды отечественных музыковедов-исследователей И Кайцзи, Хун Шикуй, Чжоу Гуанжэн, Бянь Мэн и др. поднимающие вопрос о детском фортепианном искусстве, работы исследователей-пианистов, музыкантов-педагогов, среди которых необходимо назвать Чжу Гун-и, Ин Шичжэнь, Дань Чжаои, Ли Пэйлань, Ли Инхая и др, которые уделяют большое внимание фортепианной исполнительской технике и педагогике Изучены системы музыкального воспитания иностранных мастеров, актуальные ныне и в Китае (Эмиля Жак-Далькроза, Карла Орфа, Золтана Кодаи, Шиници Судзуки, Дмитрия Кабалевского и др ) 

В диссертации проведен исторический, научно-методический, музыкально-теоретический анализ детского фортепианного искусства -творчества, исполнительства, педагогики и использованы следующие методы исследования

- наблюдение за процессом преподавания фортепиано в детских музыкальных школах и курсах,

- целостный анализ учебных планов и программ, учебников, методической литературы и учебных пособий, предназначенных для детских музыкальных школ и курсов,

- типологический анализ - в ходе проведения педагогического эксперимента в классе фортепиано детской музыкальной школы, - анкетирование и обобщение полученных результатов;

- сравнительный анализ эффективности методики,

- систематическое социолого-аналитическое исследование и изучение разных аспектов музыкальных интересов учащихся, их родителей, педагогов.

В целом было опрошено 600 детей и родителей. Дети в возрасте 4-12 лет, обучающиеся в различных детских музыкальных школах, среди них большинство в Детской школе искусств при Цзилиньском институте искусств

Основные положення, выносимые на защиту:

- китайская фортепианная культура пережила разные этапы развития и впитала в себя национальные традиции различных народностей страны,

- начиная с 80-х годов фортепианное искусство, особенно детское, в результате общественных реформ стало пользоваться в КНР небывалой популярностью,

- китайская детская фортепианная музыка выросла на почве народных традиций, являясь частью современного профессионального музыкального искусства,

- фортепианные произведения для детей можно вычленить в самостоятельную область, имеющую свои характерные стилистические отличия,

- проблемы в области детского фортепианного образования имеют комплексный характер и касаются детей, их родителей, педагогов.

Научная новизна Настоящая работа представляет собой первую попытку комплексного исследования китайского детского фортепианного образования, исполнительства, композиторского творчества. Цель, предмет и задачи диссертации определили её научную новизну. Впервые в китайском музыкознании предпринято целенаправленное изучение детского фортепианного образования как феномена музыкальной культуры, возникшего в последние десятилетия, в историко-культурном и педагогическом контекстах. Впервые прослежен путь детской фортепианной музыки для детей в Китае, выведепы определенные закономерности ее развития Одновременно показана целостная картина фортепианного творчества национальных композиторов, посвященного детям, открыта возможность расширить сферу исследовательских поисков и теоретических обобщений.

Также в диссертации впервые привлечены материалы, характеризующие состояние детской фортепианной музыки Китая конца XX - начала XXI столетий, что позволило выявить истоки некоторых существенных явлений китайского фортепианного искусства.

Практическая значимость. Обобщенные фактические данные о детском фортепианном образовании обеспечивают возможность их более широкого применения в музыкально-образовательном процессе Материалы диссертации могут быть широко использованы для изучения истории музыкального образования, истории фортепианного искусства, для методики обучения игре на фортепиано; в процессе работы над исполнением фортепианных сочинений китайских композиторов в музыкальных школах, училищах, институтах и других учебных заведениях страны, а также при проведении воспитательной работы с учащимися В этом заключается практическая значимость диссертации.

Теоретическую значимость приобретают выявляемые универсальные и специфические черты» методы и приемы изучения детского фортепианного образования Существенен анализ основного детского фортепианного репертуара в ходе его формирования представителями китайской композиторской школы. Представлено теоретическое обоснование перспектив дальнейшего развития фортепианного образования в КНР.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть включены в содержание дисциплин по истории китайского фортепианного искусства, могут быть использованы при составлении учебных программ, служить пособием для педагогов начального, среднего и высшего звена

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им А, И. Герцена Основные положения диссертации были изложены автором в всеми публикациях, в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях

Структура и объем диссертации- Диссертация включает 183 страницы Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений Библиография содержит 173 наименования, в том числе 125 на китайском языке.  

Создание государственных музыкально-образовательных учреждений и фортепианное обучение в них (1919 - 1937)

По мере того, как были вынужденно открыты большие китайские порты, которые заполнили приезжие торговцы и миссионеры, иностранные художники начинают обращать внимание на древнюю китайскую культуру. В 1904 году в Шанхае в клубе Дэцяо (клуб немецкой эмиграции) состоялся первый сольный фортепианный концерт в Китае [61,с. 15]. Исполнителем был Марио Пачи - известный итальянский пианист и дирижер, ученик Джованни Сгамбати (1841-1919), который в свою очередь был учеником Ф.Листа. По воспоминаниям специалиста по истории китайской музыки Ляо Фушу, М. Пачи по приглашению американца-импресарио А. Строка во второй раз приехал в Китай на концерты, в« 1918 году, после чего решил поселиться в Шанхае, где дожил до глубокой старости. Он взял на себя обязанности первого дирижера симфонического оркестра «Гонлуцзюй», в котором играли русские музыканты, переехавшие в Шанхай после Октябрьской революции, и итальянские музыканты, которых пригласил Пачи. Кроме концертной деятельности Пачи занимался педагогикой: у него обучалось старшее поколение китайских пианистов, такие как Юй Бяньмин, У Или, Чжан« Цзюньвей, и тогдашние молодые пианисты Чжу Гун-и, Чжоу Гуанжэн, Фу Цун, которые впоследствии стали известными исполнителями и педагогами. О методах обучения игре на фортепиано М. Пачи рассказывается в статье Чэн Чженвея «Как Фу Цун учился музыке» следующее: «Пачи ставил медную пластинку на тыльную сторону руки Фу Цуна и заставлял его так играть. Если не получалось — бил по рукам. Целый год они занимались только этюдами» [121,с.5].

В педагогике Пачи подчеркивал упор на силу и независимость пальцев. Такой метод был устойчиво воспринят китайскими пианистами и использовался ими не только при исполнении классики (Бах, Моцарт, Бетховен), но и произведений композиторов-романтиков (Шопена, Листа, Рахманинова), а также Прокофьева, Бартока и даже музыки Дебюсси с ее завораживающе-импрессионистским колоритом. «Строгая пальцевая техника стала существенной особенностью подавляющего большинства китайских пианистов» [3,с.12]. Таким образом, Пачи воспитал ряд видных исполнителей, и его имя было внесено в анналы китайской музыки.

Кроме того, одними из первых из иностранных музыкантов-преподавателей являлись американцы. Например, Рут Сталь (Ruth Stahl) и Грэхеме (Grahams) преподавали в Яньцзинском университете. В США получили фортепианное образование китайские музыканты Ван Жуйщан, Ли Энькэ. По возвращении на-родину они становятся достаточно умелыми педагогами, способствуют тому, что положение китайского фортепианного обучения изменяется к лучшему. В 1920-е годы в Китае начали организовывать концерты выдающихся музыкантов из разных стран, формируется круг любителей фортепианного искусства в Шанхае, Пекине и других крупных городах.

В то время ведущим организатором концертов был американец А.Строк. Выступали певец Ф. Шаляпин, пианисты Л. Годовский, Артур Рубинштейн, С. Рахманинов, скрипачи Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Ж. Сигети. Яркие гастроли выдающихся музыкантов, бесспорно, содействовали распространению европейской музыки в Китае.

Создание специальных учебных музыкальных заведений, воспитание специалистов-вокалистов, инструменталистов, композиторов, — залог развития отечественного музыкального дела. С прихода к власти движения «4 мая» (1919) до начала антияпонской войны. (1937) китайское фортепианное искусство быстро росло благодаря основанию специальных учебных музыкальных заведений, в первую очередь, открытию Шанхайского государственного музыкального училища. В разных городах появлялись музыкальные организации, например, Ассоциация музыкальных исследований при Пекинском университете (1919), Шанхайское китайское эстетическое общество (1919), Датунское музыкальное общество (1920) и др., которые нередко организовывали концерты и музыкальные курсы.

Важную роль в этом процессе сыграл доктор Щао Юмей (1884-1940) — известный педагог и композитор. В 1901 году он поехал в Японию обучаться в Токийском институте по классам фортепиано и пения, а также в Императорском университете по специальности «общая педагогика». Окончив в 1909 году университет, Щао Юмей в 1912 году отправился в Германию учиться в Лейпцигской консерватории и одновременно на факультете философии Лейпцигского университета, где получил ученую степень доктора наук, защитив в 1916 году диссертацию «Исследование китайских древних музыкальных инструментов». В Китае он был первым из тех, кто осознал, что для профессиональной направленности фортепианной культуры необходимы специальные учебные музыкальные заведения, представляющие собой самостоятельно организованные структуры. Решению этой проблемы Щао Юмей посвятил всю свою жизнь [80,с.35].

Единственным, кто одобрил предложения Щао Юмея, сделанные им после возвращения из Германии (1920), был Цай Юаньпэй. — педагог, который занимал тогда пост министра просвещения, и пригласил его работать в Пекинском университете в, качестве научного руководителя- «Ассоциации. музыкальных исследований». Будучи директором данного университета, Цай Юаньпэй помог Щао Юмею создать Пекинское женское высшее музыкальное педагогическое училище (1920), Музыкальные курсы при Пекинском университете (1922) и факультет музыкального искусства Пекинского училища искусств (1923). В результате предпринятых усилий в этих трех музыкальных заведениях были введены специальности фортепиано, вокал и композиция. Преподавали Щао Юмей и Ян Цунчжи, получивший образование во Франции, кроме того, для ведения-курса фортепиано были приглашены иностранные пианисты, жившие тогда в Китае. В то время на юге ученики Ли Шутона (Фэн Цзункай, У Мэнфэй и Лю Чжипин) создали Шанхайское педагогическое музыкальное училище (1920), переименованное в 1923 году в Шанхайский художественный педагогический институт, в 1925 году открыли музыкальный факультет Шанхайского художественного училища и музыкальный факультет Шанхайского института искусств. Вышеуказанные музыкальные заведения явились первыми официальными школами для обучения игре на фортепиано в Китае [80,с.47].

Шанхайское государственное музыкальное училище и фортепианное образование в нём. В 1927 году в Китае шли междоусобные войны, страна находилась в раздробленном состоянии. Цай Юаньпэй был освобожден от должности министра просвещения, и музыкальные заведения, руководимые Щао Юмеем, вынуждены были прекратить свое существование. 27 ноября того же года Цай Юаньпэй, работавший в должности директора Нанкинского государственного университета, пользуясь своим влиянием, вновь поддержал Щао Юмея в его усилиях создать Государственную консерваторию в городе Шанхае. Таким образом, наконец-то, был заложен основательный фундамент китайского фортепианного исполнительства и педагогики.

Было очень разумным, что Щао Юмей создал консерваторию именно в Шанхае, ведь тогда в Шанхае собрался ряд китайских и иностранных музыкальных специалистов, имелся в достатке педагогический персонал, кроме того, там существовал первый на Дальнем Востоке симфонический оркестр под руководством М.Пачи. Поначалу консерватория включала четыре факультета: вокальный, фортепианный, композиции и скрипичный. Педагогами по фортепиано были Ван Жуйшан и Ли Енкэ, которые обучались в США.

К сожалению, нанкинское правительство не придавало должного значения музыкальному образованию, зачастую задерживало денежные средства или даже вообще переставало обеспечивать ими консерваторию. На втором году после создания консерватории нанкинские власти «вынудили ее сократить масштаб своей деятельности и заменить название «Консерватория» названием «Музыкальный институт» [3,с.16]. Одновременно были освобождены от своих должностей Ван Жуй-шан и Ли Енкэ ввиду того, что они будто бы «подговорили» учащихся на студенческие волнения. Курс фортепиано был прекращен. Однако, Щао Юмей и его товарищи не сдавались. Щао Юмей покупает рояль за счет средств, которые ему как директору выделили для покупки легковой машины в личное пользование. Несмотря на затруднительное положение в институте, Щао Юмей приглашает на должность профессора с высокой зарплатой Бориса Захарова. То было событие, которое оказало особое влияние на китайский пианизм [35,с.25].

Китайское детское фортепианное творчество 1980-х-2000-х годов

Период реформ и открытости привел начиная с 1980-х годов к активизации контактов китайской и европейской музыки, что способствует дальнейшему распространению фортепианной культуры. Китайская детская фортепианная музыка также входит в новый этап. Китайские композиторы сочиняют специально для детей уже не исходя из «общефортепианных» соображений, а со знанием специфики детского восприятия. С началом фортепианного бума число учащихся игре на фортепиано увеличивается с каждым годом, и практически все вновь написанное оказывается востребованным.

Чтобы познакомить детей с раннего возраста с разнообразием народной музыкальной культуры, композиторы, хорошо владеющие спецификой фортепиано и современной техникой, используя самые разные жанры народного музицирования, аранжируют фольклорные мелодии и сочиняют оригинальные детские фортепианные произведения, издают сборники. Большой популярностью среди детей пользуются такие альбомы, как «30 песенок на севере от Великой Китайской стены» (1997) Хуан Анлуня, «Детские фортепианные багатели — 56 китайских народных песен» (1999) Фань Цзумэна, «Китайские фольклорные фортепианные пьесы для учащихся» (2002) Ван Хайбо, «Сборник фортепианных произведения по страницам китайской народной музыки» (2005) Шунь Илинь. В этих сочинениях, предназначенных для исполнения детьми, смело сочетаются черты прошлого и настоящего, используются новые средства выразительности.

Творческая практика современных композиторов Китая заключает в себе оригинальные идеи, сочетающиеся с непременным стремлением сохранить и обогатить национальные традиции музыкальной культуры.

Некоторые известные композиторы ведут огромную работу, популяризируя китайскую музыку, рассказывая о своем народе и своей прекрасной стране. В 1987 году Чжу Цзяньэр сочинил «Колыбельную песню» (ор. 19 No.l) и Концертино (ор. 19 No.2), в 1992 году - сюиту «Впечатления о юге» (ор.ЗЗ), в этом же году Сан Тон написал «9 фортепианных багателей на тему народной песни». В 1999 году вышла в свет Токката Ду Минсиня, а когда наступил 2000 год, Ван Цзяньчжун выполнил Сонатину, и через два года - «Сюиту для юношей, вступающих в новый век». «Танец барабана» написан Лю Чэньчэнем в 2002 году. В этих опусах, используя китайские детские народные песни, общеизвестные и популярные, композиторы обычно применяют типичную петатонную ладовую систему и демострируют немало авторских оригинальных композиционных приемов.

Чжу Цзяньэр родился в 1922 году. Окончил факультет композиции Московской консевотории в 1960 году. С 1975 года Чжу Цзяньэр живет и трудится в Шанхае. В сюите «Впечатления о юге» (ор.ЗЗ) композитор цитирует народные песни пяти нацменьшинств юго-западного региона. Здесь народный музыкальный язык, стиль, дух времени и современная виртуозность объединены на высоком содержательном уровне [79,с.65].

Первый номер - «Танец цветов» основан на народной песне национальности Буи. Музыка отличается изяществом, свободой и спокойствием. Подчеркивается певучесть мелодии, голоса, несущие функцию фона, чуть слышны, они не должны быть тяжелыми, грузными. При исполнении демонстрируются черты характера: ловкость, остроумие, шаловливость. Следует обратить внимание на степень интенсивности звучания, контраст легато и стаккато в начальном и конечном разделах с легато, арпеджио и свободной фактурной фантазией в средней части. Политональное движение в правой и левой руках, сохраняя свою трехмерность, объединяется в целостную линию. Наконец, в кульминации педаль не будет слишком полной, она должна оставаться легкой. Четвертый номер - лирический. Это песня народности И в характере свободном, импровизационном. Отсутствие фиксированного темпа и «вольная» метрика дают исполнителю возможность игры рубато. Чувство необузданное, тон тонкий и изменчивый: либо веселый, либо сдержанный, либо оживленный, либо лирический. Пятый номер - «А Лили», оригинал которого относится к одной из коллективных песен и танцев народности Наси. Вначале раздается как будто звук Манло (популярный инструмент Наси), издалека, потом вблизи, что приводит к быстрой фиксированной фигурации, которая нередко используется при игре на Насикоусянь1 Необходимо подчеркнуть синкопированный ритм остинатного движения. В итоговой кульминации демонстрируется удаль лихих насийцев

В 21 веке появился еще ряд написанных специально для детей фортепианных произведений. В мае 1999 года в районе Баошань Шанхая «Фортепианный клуб юношей» организовал фестиваль-конкурс детских фортепианных произведений 21 века под девизом «Развитие национальной культуры, процветание детского музыкального творчества в новом столетии, содействие фортепианному художественному образованию, повышение эстетических качеств следующего поколения». Ассоциации музыкантов разных городов и крупные музыкальные учреждения, в том числе, Центральная консерватория, Шанхайская консерватория, Китайская академия музыки, Сычуаньская консерватория, Уханьская консерватория принимали активное участие в этом мероприятии. Вплоть до 31 января 2000 года на конкурс было подано 406 работ из 27 провинций и городов страны. Пресса назвала его крупнейшим событием в области детской фортепианной музыки с момента основания КНР. Жюри отметило 50 лучших произведений, составивших программы 10 концертов, собравших около 2000 детей исполнителей и слушателей. Заключительный итоговый вечер прошел 30 апреля 2000 года в зале Шанхайской консерватории. Так новая группа детских фортепианных произведений увидела свет.

Приведем результаты этого фестиваля: Первая премия: Чжао Си — «Тропические рыбки» (сюита); Вторая премия: Чжан Чао - «Три народные песни Дяньнаня» (юг провинции Юньнань) — «Дети гор», «Горная луна», «Горный огонь», Сюй Цзяньцян - «Дневники ученика» (сюита).

Дипломы: Чжу Цзяньэр - «Веселый ребенок», Ли Инхай - «Вариации Игун», Ло Чжунжун — Третья сонатина, Цзай Сисянь - «Мама рассказывает о прошлом», Хуан Чжунь — «Труд — самый славный », Ши Фу — «Вариации Ва Хаха», Ван Лишань - «Рисунок младшего брата» (сюита), Хуан Хувэй - «Я люблю снежный лотос», Цзинь Сян - «Золотое детство» (сюита), Чу Ванхуа — «Посвящение сегодняшним детям - завтрашней опоре государства» (сонатина), Цзян Цзусинь - «Один день в детском саду»;

Среди отмеченных пьес, по нашему мнению, особого внимания заслуживают «Вариации Игун» Ли Инхая. Это произведение написано для детей, которые уже овладели этюдами Черни ор.599 и ор.849. Пьеса сочинена в этническом стиле. Автор — Ли Инхай, как уже отмечалось выше, всю жизнь занимался петантоникои, которая активно используется в музыкальной практике со времен древнего Китая [70,с.378]. Пентатоника, как известно, подразделяется по видам и ладовому составу. Гун и шан в традиции рассматриваются как первая и вторая ступени пентатоники, остальные ступени — это цзюе, чжи и юй.

Учителя, семья и родители. Причины ухода учащихся из Детской школы искусств

К оценке учителей музыки обращены следующие 5 вопросов:

1. Довольны ли дети учителями, которые занимаются с ними? 94% детей довольны или сравнительно довольны, 1% недоволен, 5% не ответили.

2. В чем причины недовольства? Считают, что учителя не обладают высокой квалификацией (3%), плата за обучение велика (12%), у учителей не хватает ответственности (6%), педагогический метод не верен (6%). 73% детей не ответили на этот вопрос.

3. Какие стороны обучения желаете усилить? 62% желают, чтобы преподаватели больше работали над собой, 43% - чтобы преподаватели повышали свою исполнительскую технику, 27% — чтобы уделяли больше времени произведениям, которые включены в аттестационный список; 7% — чтобы большее внимание уделялось основным упражнениям, 7% - не ответили (некоторые родители выбрали несколько вариантов).

4. Должна ли деятельность преподавателей быть направленной на воспитание в ребенке гармоничной личности и учитывать психические особенности ребенка? 68% детей и родителей выступают «за», 4% - «против», для 19% неясно, о чем идет речь, 9% не ответили.

5. Известны ли родителям уровень профессионального образования учителей? 58% знают, 36% не знают, 6% не ответили.

Следующие вопросы относятся к семьям и родителям детей.

1. Какая профессия у родителей? Среди родителей преобладают государственные служащие, кадровые (партийные) работники, преподаватели, врачи, военные и милиционеры - 58%; рабочие и производители-единоличники составляют 20%; 22% не ответили.

2. Какой семейный доход в месяц? В 15% семей доходы в размере 1000 юаней в месяц, в 61% семей месячные доходы в размере 1000-3000 юаней, в 21% - 3000-5000 юаней, в 2% - свыше 5000 юаней. 1% не ответил. Для сведения: государственные служащие, кадровые работники, преподаватели, врачи, военные и милиционеры зарабатывают 3000-5000 юаней в месяц, рабочие — 1000-3000 юаней, производители-единоличники — 5000 юаней.

3. Сколько денег тратится на детское музыкальное воспитание в месяц? Какой это процент семейных расходов?

100-300 юаней (60% ), 300-500 юаней (28%), свыше 500 юаней (4%), 8% не ответили. В 70% семей эти траты составляют 10-20 процентов семейных расходов, в 18% семей - 20-30 процентов, в 5% семей - свыше 30 процентов, 7% не ответили.

4. Сколько юаней на музыкальное воспитание сможет выдержать семья в месяц? 64% предложили 100-300 юаней, 28% - 300-500 юаней, 8% не ответили.

5. Знаете ли вы, какие особенности характера проявляют ваши дети в процессе обучения? 74% родителей знают, 21% приблизительно знают, 2% не знают, 3% не ответили.

6. Довольны ли существующим состоянием своих детей при обучении музыке? 57% родителей относительно довольны, 19% довольны, 17% недовольны, 7% не ответили.

7. Согласны ли с участием детей в аттестации? 71% родителей согласны, 6% не согласны, для 17% родителей все равно, 6% не ответили.

8. В каких целях предполагаете участвовать в аттестации? Для того, чтобы получить диплом (7%), проверить знания (34%), дать толчок к дальнейшему обучению(51%), иметь дополнительные отметки при поступлении в среднюю школу и вуз (7%); 12% родителей не ответили. Причем некоторые родители выбрали не один вариант.

9. До каких пор по мнению родителей детям нужно заниматься музыкой? 31% родителей предпочитают до окончания начальной школы, 16% - до окончания 9-летнего обучения, 9% - до окончания 12-летнего обучения, 12% родителей желают, чтобы дети поступили в консерваторию; 28% пока не знали; 4% не ответили.

10. Что важнее, интерес или профессиональные знания? 67% родителей предпочитают интерес к музыке, 33% - приобретение профессиональных знаний.

11. Дорожат ли родители ходом обучения и результатами? 92% родителей дорожат, 7% — нет, 1 % не ответил.

12. Надо ли придавать большое значение регулярности специальных занятий? Все сто процентов ответили, что надо.

13. Интересуются ли родители профессиональным мастерством и техникой у детей? 95% родители интересуются, 1% не интересуется, 4% не ответили.

В личных беседах и с помощью телефонного опроса нами выяснены основные причины ухода учащихся: во-первых, переселение, смена места работы родителей; во-вторых, потеря интереса к учебе или отставание от учебного плана занятий. 90%, однако, перестали заниматься вследствие методических и психологических ошибок педагогов, чрезмерного внимания, нетерпения и придирчивости родителей. Многие учителя слишком дорожат технической тренировкой и не уделяют должного внимания воспитанию интереса, любви к музыке. В результате к концу семестра порой остается половина группы из 20 детей, вторая половина бросает обучение. Кроме того, неадекватно ведут себя некоторые родители: автор диссертации наблюдал, как они постоянно сравнивают своих детей с другими, ругают и даже поколачивают своих детей. Такие дети учатся с трудом.

Недостаточное понимание важности аттестации

Безусловно, всекитайская музыкальная аттестация полезна для детской музыкальной деятельности. Во-первых, во время аттестации у детей появляется возможность общения со специалистами, которые точно ориентируют детей; во-вторых, дает детям возможность выразить себя, и их достижения при обучении игре на фортепиано будут признаны обществом. Кроме того, музыкальная аттестация может закалять психику детей и способствует развитию интереса к обучению. Однако некоторые родители ошибочно понимают цель и значения аттестации, для них значимым является само получение диплома. В связи с этим, при обучении игре на фортепиано, дети начинают очень мало уделять внимание учебникам и различным упражнениям, играя лишь те произведения, которые включены в программу аттестации. Другие же родители слишком торопятся увидеть успехи собственных детей, требуя от них не только того, чтобы не учитывали советы преподавателей, но и по возможности перепрыгивали через классы. Таким образом, это не только лишает музыкальную аттестацию начальной функции, но и ведет к следующим последствиям:

1) Из-за чрезмерной заинтересованности родителей в результатах увеличивается психическая нагрузка на детей. У них появляется чувство самоунижения. В связи с тем, что не сдали экзамен, некоторые даже бросают играть. В то время как другие, становятся все более высокомерными, добившись лишь небольших успехов. Все это сказывается на формировании и развитии здоровой психики.

2) Играя лишь те произведения, которые включены в программу аттестации, дети перестают придать должное значение систематическим техническим упражнениям и комплексным музыкальным навыкам. С одной стороны, техника при исполнении произведений становится всё более односторонней, а сообразительность, художественный вкус и творческие способности снижаются. С другой стороны, уменьшение количества исполненных произведений приводит к ненужному повторению, ослабляется связь между техникой исполнения и самой музыкой, при этом игра становится автоматичной, за счёт чего, пропадает развитие чувства музыки.

Музыкальное воспитание в настоящее время занимает прочное место в нашей жизни. Педагоги-музыканты, основываясь на новых принципах образования, активно совершенствуют музыкально-образовательный процесс в общеобразовательной школе, в детской музыкальной школе, в детском саду. С развитием общества перед нами возникают все новые задачи — решить проблемы детского музыкального образования в нашей стране, способствовать его здоровому развитию. Это призыв не только к обществу, но и требование к учителю музыки и родителям в частности. Рост знаний, призыв к качественному воспитанию, необходимость обучения в течение всей жизни, новаторство, высокие моральные требования, необходимость в высококвалифицированных специалистах, строительство высокоразвитого и высокоцивилизованного государства, все это предъявляет высокие требования к детскому музыкальному образованию. Китайская поговорка гласит, что вырастить дерево—дело десятка лет, вырастить человека—дело сотни лет. Мы должны стоять на высоте требований эпохи.

Похожие диссертации на Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития