Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Зырянов Михаил Львович

Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков
<
Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зырянов Михаил Львович. Диаконское певческое искусство русской православной традиции XIX-XXI веков: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Зырянов Михаил Львович;[Место защиты: ГОУВПО Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки], 2016.- 221 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История диаконского служения 16

1. Хиротония во диакона: основные этапы становления богослужебного чина 16

2. Канонические требования к диаконам-священнослужителям 29

3. Условия служения и обязанности диакона в различных национальных традициях 33

4. Женская диакония как разновидность церковного служения 46

Глава 2. Музыкально-литургическая деятельность диакона – чтения, возгласы, песнопения 52

1. Диаконское богослужебное чтение: звуковысотные, ритмические и синтаксические особенности 52

2. Диаконское богослужебное пение: жанровый и стилевой аспекты 71

Глава 3. Внелитургическая музыкальная деятельность диаконов в ХХ и ХХI вв. 118

1. Диаконы – церковные певцы ХХ-ХХI столетий 119

2. Диаконы – оперные и камерные певцы 134

3. Диаконы – распевщики и духовные композиторы 147

Заключение 163

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Глубокий интерес к русской духовной культуре в последние десятилетия обусловлен многими причинами. В многомерности атмосферы XXI века человеку очень сложно ощущать себя как гармоничное целое, мозаичность окружающего мира порой порождает такое же разорванное ощущение своего собственного «я». Все чаще стремление человека найти утерянную целостность проявляется в обращении к своим корням, к вечным вопросам бытия, к религиозной философии и духовному искусству.

Не менее важно и то, что в XIX-ХХ столетии в церковной жизни произошли достаточно серьезные изменения, которые касались как духовной культуры, так и собственно богослужения, и, как следствие, отношения к священству. В мемуарной литературе достаточно часто встречаются сведения о том, что на службы с несколькими известными протодиаконами публика приходила как на спектакль или концерт, а в некоторых случаях даже награждала священнослужителей аплодисментами в церковном дворе. Показательны и постоянные упоминания о качестве тембра, свойствах голоса ведущих диаконов. Тем самым служение диакона уже в XIX столетии стало восприниматься как феномен исполнительского искусства.

Однако, если исследованию иконописи, архитектуры, богослужебного
хорового пения посвящены многие научные работы, то диаконское служение
(возгласы, репертуар песнопений и проч.) не привлекало к себе внимания
музыковедов, поскольку священнослужение традиционно не

рассматривалось в контексте певческого искусства.

Теоретическое изучение диаконского пения и чтения не проводилось по нескольким причинам. С одной стороны, православное церковное искусство не существует вне живой практики богослужения, оно не выработало отвлеченных от духовного смысла упражнений, не создало специальной школьной системы обучения диаконскому священнослужению,

его художественные приемы всегда осваивались и оттачивались непосредственно в ходе службы. С другой стороны, пение диаконов практически не фиксировалось в аудио- и видеозаписях. Лишь в последнее десятилетие появилась возможность изучать служение диаконов в различных городах страны по записям и трансляциям богослужений.

Кроме того, диаконское пение и чтение, как искусство синкретическое, требует соответствующего междисциплинарного подхода, привлечения сведений не только из области музыкознания, но и истории, литературоведения, литургики, догматики.

Таким образом, возрождение духовных традиций в числе многих других поставило и задачу осмысления феномена диаконского пения и чтения в самом широком плане – от теоретического изучения до возрождения канонической исполнительской традиции. Для сохранения исчезающего искусства необходимо, прежде всего, его историческое и теоретическое исследование, анализ основных принципов внутренней организации, выявление важнейших составляющих, их стилистических особенностей.

Именно данным аспектам диаконского искусства и посвящена представленная диссертационная работа.

Степень научной разработанности проблемы. В целом, можно констатировать, что диаконскому чину посвящен весьма ограниченный круг источников.

Изучение данного явления проходило в трех направлениях: 1. Исследования богословов и литургистов, в которых изучался феномен диаконского служения в контексте истории церкви. Среди них следует особо выделить работы «История чинопоследования хиротонии во диакона» иеродиакона Николая (Летуновского), «Проблема диаконата в Православной церкви» митрополита Георгия (Флоровского), «Диаконат в Православной церкви» протоиерея Георга Ходра.

  1. Биографическая, краеведческая и мемуарная литература, прямо или косвенно затрагивающая личности выдающихся диаконов: С. Трубачева, М. Михайлова, С. Турикова и др.

  2. Работы, посвященные церковному чтению, в которых в числе прочего затрагивается и ряд богослужебных возгласов. Среди них необходимо назвать диссертацию О. Ануфриевой, исследования И. Вознесенского, Т. Владышевской, И. Чудиновой.

Таким образом, существующие исследования были направлены на
раскрытие лишь нескольких ракурсов диаконского служения: происхождение
сана, его взаимосвязь с епископским служением; разъяснение

священнодействий и степени участия в них диакона; жития отдельных канонизированных святых в диаконском чине; исследование церковного напевного чтения вне взаимосвязи с диаконским искусством.

Следует признать, что, во-первых, остатся недостаточно

исследованной собственно музыкальная составляющая служения в диаконском чине. Во-вторых, в литературе присутствуют в основном разрозненные, не систематизированные исследования о диаконском искусстве: в краеведческой литературе преобладают биографические сведения, а в богословской – анализ догматических постулатов. Все сказанное позволяет сделать вывод о важности и актуальности изучения темы настоящей работы.

Согласно заявленной теме исследования, объектом диссертации
является богослужебная и внебогослужебная деятельность диакона в рамках
русской православной традиции. В качестве предмета исследования
рассматриваются стилевые, жанровые, исполнительские аспекты

диаконского служения.

Целью настоящей работы является исследование литургического и внелитургического диаконского пения как феномена музыкального искусства.

Сформулированная цель обусловила необходимость решения

следующих задач:

  1. Поиск и изучение исторических свидетельств о диаконском служении; систематизация богословской, мемуарной, краеведческой литературы, житий святых и проч., а также архивных данных об известных диаконах современной эпохи.

  2. Анализ основных элементов хиротонии и их роли в эволюции таинства.

  3. Выявление основных этапов истории диаконского чина.

  4. Рассмотрение литургических функций диаконского служения, их роли в различных национальных традициях диаконского служения.

  5. Систематизация существующих в истории Русской Православной Церкви внелитургических функций диаконского служения.

  6. Выявление в истории православной церкви фигур диаконов, наиболее ярко репрезентирующих различные стороны музыкальной деятельности диаконов.

  7. Аудиозапись и нотная дешифровка образцов современного богослужебного диаконского пения, анализ музыкальных произведений и сборников, созданных для исполнения диаконами.

Материалами исследования стали источники трех видов:

  1. Архивные источники, содержащие сведения о различных диаконах XIX-XXI веков (интервью, некрологи, воспоминания);

  2. Нотные записи диаконского пения и расшифровки аудиозаписей, как архивных, так и сделанных самостоятельно автором диссертации;

  3. Авторские богослужебные песнопения, предназначенные для исполнения диаконами, а также сочинения композиторов-диаконов.

Методы исследования. Методология исследования опирается на методы исторического и теоретического музыкознания, источниковедения, а также литургики и гомилетики. Благодаря такому подходу становится возможным выявить и проследить генезис стилевых и жанровых средств диаконского чтения, определить основные типологические стилевые модели

возгласов и песнопений и проследить эволюцию их развития. В применении к диаконской деятельности использовано сочетание диахронического и синхронического подходов. Первый, диахронический, подразумевает изучение эволюции духовной музыкальной культуры, сравнение служения диакона в ХХ и XXI столетиях с предшествующими историческими традициями. Второй, синхронический, подход позволяет осуществить развернутый анализ образцов ХХ - XXI веков.

Источниковедческой базой диссертации стала:

Музыковедческая литература, направленная на изучение церковной музыкальной культуры. Особую роль в формировании методологической базы сыграл научный опыт авторов конца XIX -начала XX вв. - С. Смоленского, В. Металлова, А. Кастальского, А. Никольского, А. Преображенского, протоиерея М. Лисицына и др.

.Исследования «Древнерусское певческое искусство» Н. Успенского, «Древнерусская теория музыки» и «Статьи о древнерусской музыке» М. Бражникова, «Музыкальная эстетика Древней Руси» Н. Серегиной стали фундаментальной базой диссертационного исследования в музыкально-эстетическом направлении. Весьма ценными для нас стали опыты текстологических исследований, которые были проведены А. Кручининой, З. Гусейновой, Г. Никишовым. Важное значение для диссертационного исследования имел и вопрос соотношения канонического и индивидуального начал в духовной музыкальной культуре, которому посвящены работы И. Безугловой, Н. и Н. Парфентьевых, С. Фролова, О. Урванцевой.

Литература по литургике, основам богослужения и истории Церкви: Прежде всего следует назвать две книги Архимандрита Киприана Керна «Евхаристия» и «Гимнография и эортология», книги Архимандрита Филарета «Песнопения Греческой церкви» и «Литургика» иеромонаха Михаила. В них содержится интересный

материал по истории основных богослужебных чинов, а также
указания на диаконские возгласы и ектении.
Богословские работы о литургическом и каноническом аспектах
диаконского служения: фундаментальные исследования

А. Дмитриевского, митрополита Георгия (Флоровского), протоиерея Георга Ходра. А.Д. Салапатаса, статьи Патриарха Кирилла (Гундяева), архимандрита Льва (Жилле).

Научная новизна работы определяется следующими факторами. Впервые:

-диаконское служение русской православной традиции рассматривается как системное явление в контексте музыкального искусства, как феномен, обладающий комплексом иерархически организованных музыкальных признаков;

деятельность священнослужителя анализируется с музыковедческих позиций, выявлены и исследованы литургические и внелитургические функции, непосредственно связанные с исполнительским искусством и композицией.

в приложении к данному материалу применен междисциплинарный подход, использованы данные истории и теории музыки, культурологии, литургики, гомилетики, литературоведения, краеведения;

в научный обиход введены нотированные источники XIX - начала XXI веков, до сих пор не становившиеся объектом музыковедческого анализа, проанализирован наиболее распространенный в ХХ и ХХI столетиях музыкальный репертуар диаконского служения;

записаны, расшифрованы и проанализированы образцы диаконского пения священнослужителей ХХ и ХХI веков, изучены сборники, содержащие рекомендации по пению и нотные примеры с возгласами непосредственно для священнослужителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
диаконская деятельность разносторонне изучена в музыковедческом,
историческом, теоретическом и литургическом аспектах. Реализованный в
диссертации аналитический подход способствуют становлению

полидисциплинарной научной области, предназначенной для изучения
священнослужения в различных канонических традициях. Ключевые
положения работы могут служить исходными моментами для изысканий в
разных областях научного знания – музыковедении, богословских
дисциплинах, истории и теории исполнительского искусства,

искусствоведении.

Практическая значимость работы. Положения диссертации могут быть востребованы в высших музыкальных учебных заведениях – в курсах «История русской музыки» и «Древнерусская музыка», «Введение в литургику», «История и теория русской духовной музыки», «История вокального исполнительства», а также на регентских и пастырских отделениях семинарий и духовных училищ.

Апробация работы. Диссертация выполнена на кафедре теории
музыки Уральской государственной консерватории имени М.П.

Мусоргского, неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры. Основные
положения диссертации были представлены автором в виде докладов на
конференциях. Материалы диссертации опубликованы в научных журналах и
сборниках научных статей (Екатеринбург, Уфа, Казань, Челябинск,
Кемерово, Москва), среди которых – три статьи в изданиях,
рекомендованных ВАК РФ. Материалы исследования автор апробировал в
читаемых им лекционных курсах «Современная духовная музыка» и
«Библейские сюжеты в искусстве» на отделении «Древнерусское певческое
искусство» Уральской государственной консерватории имени

М.П. Мусоргского.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Диаконское служение отечественной православной традиции является единой, иерархически выстроенной системой интонирования священных текстов.

  2. Чтение и возгласы диакона представляют собой целостный комплекс художественных примов, включающий в себя характерные музыкальные параметры.

  3. Нормы диаконского служения в своих основных литургических очертаниях сохранили историческую преемственность, несмотря на значительную утрату канонической традиции.

  4. В литургическом служении диакона присутствуют как общие с церковным певческим искусством элементы, так и специфические составляющие, которые тесно связаны с сольным вокальным исполнительским искусством.

  5. В деятельности диакона XIX–XXI веках возрастает эстетический фактор, что позволяет рассматривать ее в контексте исполнительского искусства.

Структура диссертации складывается из Введения, трх глав, Заключения, списка источников и литературы и Приложений, в которых помещены нотные примеры и список святых диаконов, канонизированных Православной Церковью.

Канонические требования к диаконам-священнослужителям

Вот что сказано о происхождении диаконата в связи с Семью служителями в статье Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева): «Апостолы, сознавая, сколь затруднительно им самим без ущерба для дела проповеди пещись о столах, предложили собравшемуся множеству учеников избрать из своей среды семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6:2–3), дабы те были ответственными раздателями потребностей и служителями общих трапез. И община избрала семерых, судя по именам, по-видимому, эллинистов, которые через молитву и возложение апостольских рук были поставлены на это служение» [83, 201].

На числе семь остановились, судя по всему, из-за следующей традиции: «Иосиф Флавий в своих «Древностях» свидетельствует об обычае, по его мнению, учрежденном Моисеем, поставлять руководителей малых городских и деревенских общин в количестве семи человек. Естественно, что, вводя новое служение, вызванное общими нуждами, Апостолы могли воспользоваться именно этой привычной для евреев структурой» [83, 202]. Из этого факта, отраженного в Священном Писании, возникла традиция рукоположения не более семи диаконов в одном городе. Однако же данная традиция быстро стала нарушаться и к V веку сохранилась только в римской культуре.

Другую точку зрения на происхождение диаконского чина аргументирует святитель Иоанн Златоуст, не связывающий диаконат со служением Семи. Согласно Деяниям, представители Семи служителей имели более низкий иерархический статус, чем Апостолы, но имели право совершать такие же богослужебные действия. Толкование Иоанна Златоуста было узаконено в VII веке на Трулльском соборе. Таким образом, официальная версия рождения диаконского служения – его стихийное возникновение в подражание греко-римским и иудейским традициям, не связанное с запечатленным в Священном Писании служением Семи. Уже в упомянутом Послании к Филиппийцам и в Первом Послании к Тимофею диакон упоминается как неотъемлемая часть церковной структуры. Термин diaconus начинает обозначать, главным образом, соответствующий священный сан, хотя прежние значения за ним сохраняются еще долгое время. Функция диаконов в ранней Церкви включала служение Евхаристии и распределение пожертвований для бедных. Кроме того, диаконы являлись ближайшими помощниками епископов, занимались преподаванием богословских дисциплин. Низшие по чину, диаконы, тем не менее, почитались наравне со священниками и епископами. Так, о значении диаконов в «Апостольском предании» (III век) сказано, что диаконы помогают готовить Евхаристию, причащают верных, вносят светильники на вечерю, помогают при совершении Крещения. Подготовка Евхаристии и совершение Причастия сейчас являются принадлежностью более высоких иерархических степеней священства.

Согласно другому источнику, «Дидаскалии Апостолов», диаконы также должны открывать церковные двери и охранять их от неверных и недостойных, следить за порядком в храме, являться посредниками между епископом и прихожанами, призывать к покаянию. Иногда диаконы по повелению священника или епископа могли сами крестить и принимать исповедь. Перечисленные в источниках IV-V вв. – например, «Апостольских постановлениях» – функции младшего священного сана становятся все более разнообразными, но право на совершение Таинств и некоторых чинов диаконы постепенно теряют. В IV-V вв. формируется и современный облик облачения диакона. Основной отличительной чертой его становится ношение на одном плече ораря, а несколько позднее частью священных одежд становится стихарь. Постепенно разрастается и классификация диаконских чинов – появляются иподиаконы и архидиаконы9.

В католической традиции диаконский сан в общей структуре церковного служения всегда рассматривался как подчиненный, вспомогательный. В документах древней Западной Церкви диаконы обычно воспринимались как служители епископа: аналогичное упоминание содержалось и в 18-м Правиле I Вселенского Собора. В те времена диаконы образовывали собой некое рабочее окружение епископа, и в этом качестве получали различные задания, преимущественно в сфере церковного управления и организации помощи нуждающимся. Видимо, тогда же и сам термин «диакония» приобрел смысл именно социального служения.

В Западной Церкви диаконы обладали широким кругом обязанностей, но были ограничены и зависимы в своих правах. Они действовали лишь согласно указаниям своего епископа, все решения принимал сам архиерей. Согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Вместе с тем, как посланники и представители епископа, действующие от его имени, диаконы занимали важное и влиятельное положение в христианских общинах. Соответственно, и характеризовались они не только как «служители» епископа, но и как его «апостолы и пророки», его «ухо, око и уста, сердце и душа» [1Тим., 2:30, 31, 32, 44].

Женская диакония как разновидность церковного служения

Мирная (великая) ектения соединяет прошения об отдельных лицах и отдельных нуждах (например, о епископе, священстве, о путешествующих, болящих, пленных и т.д.). Название этой разновидности дали первые ее слова Миром Господу помолимся, а также великое содержание 11 прошений. Великая ектения является основной, стандартной формой с закрепленным текстом, поэтому имеет не так много вариантов исполнения. На богослужениях ее читают в размеренном темпе, четко проговаривая фразы, делая в конце каждой строки интонационные закругления; фразы диакона и хоровые аккламации четко чередуются. Она открывает богослужение, поэтому произносится достаточно торжественно и велегласно.

Сугубая ектения - наиболее масштабная из стандартных вариантов жанра. Она содержит усиленные мольбы обо всех православных людях и сопровождается троекратным Господи, помилуй. Поэтому на рядовых вседневных богослужениях часто бывает, что длительные фразы-прошения диакона полностью идут под постоянное пение хора, а диакон читает их чуть ли не скороговоркой. На праздничных же и архиерейских богослужениях, где торжественность ритуала возрастает, сугубая ектения произносится в медленном темпе, очень распевно, со сложными и развитыми распевами, выстраивая погласицы, диакон образует с хором теснейшее взаимодействие29.

Такой же манерой произнесения обладает заупокойная ектения как разновидность сугубой, но ее отличают скорбность атмосферы, преимущественно минорная тональность в хоровых репликах и значительная роль нисходящего движения в репликах диакона. Кроме того, характерно понижение тесситуры, снижение динамики и использование просительных интонаций в возгласах.

29 О сугубых ектениях см. подробнее: Уминский А., протоиерей. Божественная Литургия. Объяснение смысла, значения, содержания. [185, 85-92]. Стандартный текст просительной ектении имеет множество разновидностей произнесения: диакон может ускорить темп чтения, при этом наложить произносимую фразу на звучание хора, для того, чтобы сократить время чтения длительных прошений. В идеале от избранного хором музыкального материала зависит и тесситура, и характер, и темп произнесения ектении диаконом.

Ектения появляется в истории музыки и как авторское произведение. Можно привести целый список лишь наиболее закрепившихся в практике сочинений: «Великие ектении» Сергия Трубачева, Н. Лысенко, Н. Кедрова-сына, митрополита Илариона, «Великая», «Сугубая» и «Просительная» ектении П. Чеснокова, «Великая ектения», «Просительная ектения» и «Ектения об оглашенных» Н. Кедрова-отца, «Сугубые ектении» А. Веделя, Б, Брагаря, Г. Подольского, В. Ковальджи, «Просительная ектения» и «Ектения об оглашенных» А. Архангельского, а также многочисленные хоровые переложения и импровизации менее известных священнослужителей-музыкантов. Существует также множество сборников ектений различных напевов, как в авторских редакциях, так и в анонимных переложениях. В частности, А. Кастальский создал 4 подобных сборника: «Знаменного распева», «Болгарского распева», «Сербского напева» и собственный авторский сборник. Также можно вспомнить общие сборники ектений «Ектеньи просительные разных напевов», «Ектеньи сугубые разных напевов», «Ектеньи на литии», сборник И. Валяева «Ектеньи разные» и др.

Наблюдая за архиерейскими богослужениями и службами в крупных приходах, можно отметить следующее. Великие и сугубые ектении, как наиболее значимые, произносятся наиболее опытными протодиаконами с сильными и красивыми голосами; просительные ектении препоручаются рядовым диаконам; малые же ектении («Паки и паки миром господу помолимся») произносят самые молодые диаконы, иногда ставленники (только что рукоположенные священнослужители). В последнем факте особенно ярко проявляется большая важность ектении для чина диакона – ектения составляет первое чтение, которое ему поручается самостоятельно произнести на Литургии. Также в процессе работы автором были найдены доказательства того, что одну ектению могут произносить сразу два диакона30. А в Екатеринбургской епархии в последние три года появилась традиция поочередного возглашения прошений одной ектении всеми служащими диаконами (их количество порой достигает десяти).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Ектения важна и как концентрированное выражение молитвы, и как важнейший элемент формообразования в богослужении. Это самый важный богослужебный жанр богослужения для диакона, основа всей его литургической деятельности, практически диаконское служение на литургии строится вокруг разных видов ектении.

В «Настольной книге священнослужителя» важность ектении объясняется следующим образом: «Ектения содержит прошения, подобные тем, что священник тайно возносил в молитвах светильничных» [120, 120]. Это значит, что диакон, совершая ектению, от лица всех прихожан возносит такую же молитву, что и посвященные в более глубокие тайны епископ и священник.

Диаконское богослужебное пение: жанровый и стилевой аспекты

Наиболее всего талант диакона проявляется, конечно же, на амвоне храма. Далеко не все священнослужители являются профессиональными музыкантами, вокалистами или дирижерами, но иметь красивый сильный голос – часто необходимое условие вступления в сан диакона. И в истории Русской Православной Церкви есть несколько имен, которые стали символами диаконского служения – не регенты, не певцы, не создатели церковных песнопений, но диаконы – в самом каноническом понимании этого сана.

Первым в этом списке стоит имя Великого Архидиакона Константина Розова43, единственного человека в истории, заслужившего этот высочайший чин. В 2014 году Константину Васильевичу исполнилось бы 140 лет. Его имя стало символом диакона своей эпохи.

Константин Васильевич Розов родился в селе Жданово Симбирской губернии (сейчас – Нижегородская область) в семье приходского священника Василия Розова. Начальное образование он получил в сельской школе, а в 1883 году поступил в Алатырское духовное училище, по окончании которого в 1889 году он уехал в Симбирск, продолжать образование в Симбирской духовной семинарии. Вскоре после поступления в семинарию за выдающиеся вокальные данные Константина приняли в архиерейский хор Троицкого Собора Симбирска, что как нельзя лучше способствовало развитию голоса будущего диакона. По окончании духовной семинарии в 1895 году Константин Васильевич был определен псаломщиком Всехсвятской церкви, где в 1896 году он венчался с купеческой дочерью, Любовью Ивановной Полововой. В августе этого же года он был назначен Симбирским епископом Никандром на диаконскую вакансию и определен на служение в Симбирском Кафедральном Троицком Соборе, а 13 сентября 1896 года был рукоположен в сан диакона. В 1897-1898 гг. о. Константин одновременно состоял законоучителем в Городском приходском училище № 6.

Редкий по красоте и силе голос и определил будущее Константина Розова. Прослышав о могучем басе симбирского диакона, талантливого священнослужителя пригласили в Москву, в рамках программы возрождения древнерусской певческой культуры. В 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Розов был определен на штатное диаконское место в московский Храм Христа Спасителя. Затем митрополит Владимир причислил Константина Васильевича к причту Большого Успенского Собора и возвел его в сан протодиакона. Именно служение в Храме Христа Спасителя стало для Розова переломным моментом в его жизни, и, одновременно, смыслом и кульминацией всех его духовных трудов.

В 1903 году, во время одного из посещений Москвы, на богослужении при участии протодиакона Розова в Большом Успенском Соборе присутствовала императорская семья. После этого высочайшего посещения протодиакон Константин был пожалован именными часами и приглашен к служению в домовой храм Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. Но Розов не хотел оставлять московскую епархию, и отказался от августейшего предложения. Ведь именно в Москве Розов обрел широкое народное признание: его называли одной из четырех достопримечательностей Москвы, наряду с Большим театром, Синодальным хором и Третьяковской галереей.

Великий Архидиакон пользовался громаднейшей популярностью в народных массах и среди аристократии, имел множество поклонников, специально ходивших в храм «на Розова». Особенно заметно голос Константина Розова выделялся на чине Торжества Православия при возглашении «анафемы». Развивая древнерусскую традицию исполнения богослужебных текстов, Константин Розов довел это искусство до артистического совершенства. Безукоризненно владея богатой звуковой палитрой голоса и тонко используя свои вокальные возможности, он стремился к наиболее выразительной литургической интонации прочтения богослужебного текста. Диакон обладал исключительным чувством ярко образного восприятия прочитанного слова, стремился к максимальной смысловой и музыкальной выразительности, что наиболее способствовало подлинно проповедническому, ораторскому воздействию на слушателя. Обращал на себя внимание, прежде всего, голос необыкновенного бас-профундового тембра, исключительного объемного звучания, без всяческих «шероховатостей», а также красивое и мужественное лицо, статность, высокий рост. Ценили в протодиаконе и особенное благоговение в совершении службы. Отметим, что и по прошествии многих десятилетий перед каждой службой Константин Васильевич тщательно репетировал свои возгласы и чтения.

Диаконы – оперные и камерные певцы

С недавних пор список диаконов-композиторов и певцов пополнился именем Германа (Рябцева) – известного музыканта, мультиинструменталиста, принявшего монашеский сан иеродиакона. Уроженец Днепропетровска, он в 1983 году познакомился с Александром Кузьминым – братом Владимира Кузьмина, известного советского рок музыканта. Вместе с братьями Кузьмиными Рябцев переехал в Москву, где вошел в состав их группы как ударник-перкуссионист и флейтист. Вместе они записали альбом «Возьми с собой». Но сразу закрепиться в группе «Динамика» ему не удалось. Рябцев стал членом вокально инструментального ансамбля «Красные маки», который некоторое время сопровождал Владимира Кузьмина, но в целом был самостоятельным коллективом. В 1985 году он стал играть сольную партию в группе «Динамика». Постепенно Рябцев освоил множество эстрадных инструментах, от синтезатора до саксофона.

К сожалению, в 1986 году группа «Динамика» была расформирована. Рябцев присоединился к творческому коллективу Юрия Антонова, но вскоре решил создавать собственные сольные альбомы. До 1989 года он был солистом Росконцерта; на этой должности Рябцев первым в истории советской эстрады стал выступать под сопровождение фонограммы-«минусовки». Композиторский стиль Рябцева был весьма интересен – он объединил в себе принципы рок-музыки и академические правила композиции.

Но, видимо, жизнь солиста-музыканта во многом не устраивала Рябцева. В 1991 году он удалился в Валаамскую обитель. Сейчас иеродиакон Герман – регент мужского хора Валаамского монастыря и создатель множества церковных песнопений. Каждый год выходят все новые диски с его записями обработок знаменного распева и разнообразных партесных сочинений.

Говоря о диаконах-композиторах, нельзя не вспомнить имя протодиакона Екатеринбургской митрополии Андрея Мезюхи. Он исполняет служение действующего протодиакона Свято-Иоанновского кафедрального собора Екатеринбурга. Судьба его очень интересна. Он родился в 1958 году, с самого детства начал заниматься музыкой, и в дальнейшем его жизнь была насыщена различной музыкальной деятельностью. Отец Андрей был одним из немногих диаконов нашей епархии, который получил полное музыкальное образование, закончив музыкальную школу по классу баяна, Свердловское музыкальное училище им. Чайковского по классу эстрадного вокала и Свердловский театральный институт.

Показательно то, что в молодости Андрей Егорович был рок-певцом, участником достаточно известной в городе группы «Каталог». Именно в связи со своей деятельностью рок-певца Андрей Егорович и решил продолжить свое музыкальное образование, поступив в 1978 году в училище, вскоре после открытия там отделения музыкального искусства эстрады. Одновременно с этим Андрей Егорович, начиная с 1980 года стал работать в Свердловской филармонии. К тому времени уже был профессиональным вокалистом. Первые годы в филармонии будущий отец диакон провел в ансамбле «Лица друзей», а затем стал музыкантом-солистом. Все это время не прекращалась и его работа в группе «Каталог», которая в начале 80-х гг. начала осваивать электронику. Но в 1990 году группа прекратила свое существование, и Андрей Егорович смог полностью сосредоточить свои силы на своей работе в филармонии.

Перемены, произошедшие в стране в начале 90-х, сильно повлияли на судьбу Андрея Мезюхи. Проработав в филармонии до 1994 года, он решил посвятить себя служению Богу, и был рукоположен в сан диакона.

Благодаря своему усердному служению и, в немалой степени, своему замечательному голосу, отец Андрей вскоре был повышен в чине и стал протодиаконом, одним из двух протодиаконов, которые стали лично сопровождать архиепископа (а затем и митрополита) Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в его служении. Вот уже девять лет отец Андрей является протодиаконом нашей епархии.

В своем новом богослужебном чине, отец Андрей не оставил музыку. Он продолжал сочинять и исполнять песни, но теперь в них стала преобладать духовная тематика, появились замечательные духовные песни-баллады. Несколько раз он выступал с благотворительными концертами, в том числе и на сцене Свердловской филармонии. Результатом и, одновременно, творческой вершиной его музыкально-миссионерской работы стала запись двух альбомов. Первый был записан в 2007 году и получил название «Слушай», в нем было 12 композиций, наполненных глубокой мудростью и духовными пытливыми исканиями. Второй альбом выпущен совсем недавно, он посвящен памяти друга отца Андрея, Александра Сычева, тоже солиста группы «Каталог», поэтому помимо авторских песен отца Андрея в нем есть и записи Александра Сычева. Этот альбом называется «Наше время».

Кроме тех песен, что вошли в эти два альбома, у отца Андрея есть и другие сочинения в песенном и балладном жанрах. Но, по его словам, концертная и авторская работа требуют очень серьезной моральной и физической подготовки, что иногда сказывается на богослужебной деятельности. Поэтому сейчас отец Андрей постепенно сокращает профессиональные занятия музыкой, и все реже выступает с концертами.

Вклад отца Андрея в музыкальную культуру нашего города очень значителен. Его нравственная поэзия, его духовные песни призывают слушателя к Богу, пробуждают в нем самые лучшие чувства, даруют покой и надежду. При этом Андрей Егорович – прежде всего диакон, служитель Бога, славящий Его своим прекрасным голосом, и поэтому его музыкальные творения всегда будут нести на себе частицу Божественной благодати.