Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы Быкова Ольга Павловна

Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы
<
Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Быкова Ольга Павловна. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2001.- 378 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/24-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы (по русским рукописным источникам XIT-XVIII в.) 8

Глава 2. Содержание службы Пятидесятницы 49

Глава 3. Поэтика песнопений службы Пятидесятницы 87

1. «Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие» 91

2. «Егда Дух сниде Святый во огненных языцех» 110

3. «Троицу единосущную песнословим» 130

Приложение 1. (к Главе 1) 146

Приложение 2. (к Главе 2) 168

Приложение 3. (к 3 Главы 3) 171

Часть II

Предисловие 175

Стихиры службы Пятидесятницы по списку РГБ, Ф. 304, № 450 (факсимильное воспроизведение) 179

Сборник песнопений службы Штидесятницы второй половины XVTI-XVIII в 199

Примечания 313

Комментарии 336

Указатель 345

Заключение 349

Список рукописных и старопечатных источников 355

Список литературы 361

История формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы (по русским рукописным источникам XIT-XVIII в.)

Цель первого этапа исследования — проследить историю формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы монодической традиции XII-XVIII веков.

Исследование базируется на методах источниковедческого и текстологического изучения памятников древнерусского певческого искусства. Безусловно, главным источником в данной связи оказывается певческая рукопись. Однако, анализ особенностей фиксации чинопоследования в рукописной традиции должен проводиться на основе сопоставительного рассмотрения как певческих, так и богослужебных книг. В результате, оказывается возможным получить наиболее полное представление об истории формирования цикла песнопений службы. В настоящей работе под циклом понимается круг песнопений, непосредственно созданных для данной службы и исполняющихся только раз в году в день Пятидесятницы1.

В процессе анализа учитывается широкий круг рукописных и старопечатных источников XII-XVIII веков. В их числе — Устав, Триодь, Триодный и Праздничный стихирари — книги, в которых фиксировалось чинопоследование службы Пятидесятницы на протяжении отмеченного периода . Необходимо отметить, что в научной литературе встречается три определения певческой книги, содержащей песнопения Триодного круга: Стихирарь с уточнением Постный или Триодный4, а также Триодь йотированная5. По отношению к певческой книге, содержащей песнопения Двунадесятых праздников, как правило, используется определение «Праздники»6. Опираясь на позицию Н. В. Грузин-цевой, нами приняты определения Триодный и Праздничный стихирари. Как пишет ав тор, «формализованное» заглавие «Триодный стихирарь» указывает «на общность с нено-тированным богослужебным сборником (Триодью Постной и Цветной), на объединение в нем циклов песнопений от Воскресенья о мытаре и фарисее до Воскресения всех святых, а не какой-либо их части и обобщенно характеризует основной жанровый состав песнопений, входящих в него»; более того, данное название подчеркивает принадлежность Триодного стихираря «к определенной разновидности древнерусских певческих сборников, куда относятся также стихирари Минейный и Праздничный» [55, с. 40]. В Главе последовательно рассматриваются следующие вопросы:

1. характер отражения чинопоследования службы Пятидесятницы в выявленных рукописных и старопечатных источниках: Уставе, Триоди, Триодном и Праздничном стихирарях;

2. согласование репертуара песнопений, фиксируемого в Уставе, Триоди, Триодном и Праздничном стихирарях;

3. история формирования цикла песнопений с точки зрения состава и порядка исполнения в службе;

4. история формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы с точки зрения музыкальной организации.

День Пятидесятницы праздновался на Руси со времен принятия Христианства. Дошедшие из глубины веков ранние рукописные памятники, фиксирующие службу Пятидесятницы, относятся, главным образом, к ХП в. От них ведется история письменной фиксации одного из самых торжественных Двунадесятых праздников Русской Православной Церкви.

История службы Пятидесятницы находится в тесной и неразрывной связи с историей Православного богослужения в целом. Как показало исследование источников, изменения, затрагивающие чинопоследование службы Пятидесятницы, соответствовали церковным реформам, происходившим в русском богослужении. Исходя из этого, в истории службы оказалось возможным выделить три периода.

Первый период охватывает XI-XIV в., когда, как известно, основным регулятором богослужения на Руси был Студийский устав. Будучи введенным во второй половине XI века в Киево-Печерской лавре преподобным Феодосием Печерским, Студийский устав, распространившись по Руси, действовал в качестве основного вплоть до реформ митро полита Киприана (f 1406 г.), при котором в русское богослужение стал вводиться Иерусалимский устав.

Согласно Студийскому Уставу, служба Пятидесятницы открывается в субботу восьмой недели по Пасхе Вечерней. Как правило, в Уставе начало Вечерни не выделяется особым заголовком и сводится к ремарке «В туж суб[боту] вечер» (РНБ, Соф. 1136, л. 42). Ярко выраженный заголовок киноварными буквами большего размера относится к Утрени — «В нед[елю] Пянтикос[тную/тии] на Утрени» (РНБ, Соф. 1136, л. 42). Здесь название праздника представлено греческим словом. Далее следует Литургия. Завершается праздничная служба Вечерней — «В тот же день на Вечерни» (РНБ, Соф. 1136, л. 43 об.), которая совершалась сразу же по окончании Литургии. В этом состоит особенность чи-нопоследования дня Пятидесятницы, сохраняемая на протяжении веков. В центре данной Вечерни оказывается совершение молитв, сопровождающихся коленопреклонением, отчего в литургической литературе она получила название «Вечерня коленопреклонения» [203, с. 120]. Это определение используется и в настоящем диссертационном исследовании. Однако, отражение данной характерной черты Вечерни в заголовках рукописных источников появляется позднее (см. об этом далее).

С XIV в. в русском богослужении намечается перевес в сторону Иерусалимского устава, который становится основным в XV в.8 С его принятием открывается второй период в истории службы Пятидесятницы.

Согласно Иерусалимскому уставу, служба Пятидесятницы включает в себя Всенощное бдение, состоящее из Малой вечерни, Великой вечерни и Утрени, Литургию и Вечерню коленопреклонения. Одним из распространенных заголовков, открывающих раздел службы Пятидесятницы в рукописных источниках, становится порядковое обозначение недели с указанием главного события, произошедшего в этот день — Сошествия Святого Духа: «Неделя 8. В ню ж празднуем сшествие С[вя]т[а]го Д[у]ха. на с[вя]тыа ап[о]с[то]лы» (Иерусалимский устав, РНБ, Погод. 271, л. 309). Если в древнейших списках начало Вечерни, совершаемой после Литургии, отмечалось кратким предписанием, то в списках Иерусалимского устава особенность данной Вечерни — коленопреклонение — фиксируется в самом заголовке, например: «В туж нед[е]лю вечер клеплет позарану вечерню службы рад[и] коленнаго преклонения» (РНБ, Погод. 32, л. 157; Погод. 287, л. 239).

По сравнению со Студийским уставом, чинопоследование было расширено за счет введения Малой вечерни. Кроме того, на Великой вечерне появляется раздел Литии, отсутствующий в студийской богослужебной практике, и упраздняется раздел на стиховне Утрени.

Второй период завершается первой половиной XVII столетия. Церковные реформы, проводимые в середине XVII в. при патриархе Никоне (1652-165 8)9, положили начало третьему периоду.

Как показало исследование, Цветная Триодь, изданная в самом начале патриаршества Никона (1653 г.), не была еще исправлена. Здесь содержится прежний порядок чи-нопоследования службы Пятидесятницы, принятый со времен введения Иерусалимского устава. Исправленное издание Цветной Триоди было осуществлено в период межпатриаршества в 1660 г.10 при царе Алексее Михайловиче. Служба Пятидесятницы предстает здесь в измененном виде. Последующие издания Цветной Триоди (1670 г., 1680 г. и др.) совпадают с изданием 1660 г. Этот же чин службы Пятидесятницы отражен и в старопечатном Типиконе 16 82 г.

Сопоставление до- и пореформенной редакций службы Пятидесятницы показывает, что последование частей службы осталось прежним (Всенощное бдение, Литургия, Вечерня коленопреклонения). Основные изменения коснулись, главным образом, состава стихир Малой вечерни и раздела Литии Великой вечерни.

Итак, служба Пятидесятницы испытала две волны изменений. Первая — была связана с введением Иерусалимского устава в XV в., что внесло ощутимые изменения в структуру службы студийской богослужебной практики; вторая — проходила в рамках уже сложившейся богослужебной традиции по Иерусалимскому уставу и характеризовалась заменой стихир отдельных разделов службы.

Отражение чияопоследования службы Пятидесятницы в рукописных и старопечатных источниках XII-XVHI в.

Как известно, регламент служб каждого дня фиксируется в Уставе, определяющем состав, порядок и чин церковных обрядов. Устав включает в себя две части — литургическую и дисциплинарную. В свою очередь, литургическая часть делится на месяцеслов-ную и триодную. При этом, подвижные праздники, к которым относится день Пятидесятницы, содержатся в триодной части, объединяющей в себе службы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых.

Как в Студийском, так и в Иерусалимском уставах служба Пятидесятницы помещается в триодной части. Ей отводится отдельный раздел (равно, как и другим службам), в рамках которого подробно отражается порядок чинопоследования, указываются инципи-ты всех песнопения, чтений и молитвословий. Таким образом, в Уставе предстает образец, согласно которому совершается служба.

Полные тексты, звучащих в день Пятидесятницы песнопений, чтений, коленопреклоненных молитв фиксируются в Триоди, где, подобно триодной части Устава, собраны службы от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. Триодь может быть разделена на две части — Постную и Цветную11. Цветная Триодь содержит службы пятидесятидневного периода по Пасхе, куда и входит служба Пятидесятницы.

«Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие»

Пятидесятница — праздник, уходящий корнями в глубокое ветхозаветное прошлое. Сведения о ветхозаветной Пятидесятнице и ее сопоставление с Пятидесятницей новозаветной представлены в синаксарии службы — собрании исторических сведений о празднике, читаемом по 6-ой песне канона Утрени. «В сий день, в неделю осмую по Пасце, Святую Пятдесятницу празднуим, и сию прияхом от еврейских книг», — начинается повествование синаксария. Далее поясняется — почитание Пятидесятницы, с одной стороны, связано с тем, что «пятидесятим днем, в няже постився Моисей, Вигописштыи Закон прият»; с другой — «чести ради седмичнаго числа».

Собирая исторические сведения о празднике, составитель синаксария, по-видимому, обращался к неким источникам, свидетельства чему находятся в самом тексте: «Ови убо тоя ради вины глаголют...» или «Другим же непщевася...». Размышляя о почитании «седмичного числа», не исключена возможность, что автор опирался на текст «Слова на святую Пятьдесятницу» Григория Богослова (f ок. 389 г.).

Как известно, одна из важнейших сторон богословской деятельности Григория Богослова определяется изложением православного учения о Лицах Святой Троицы. Это имело огромное историческое значение. В IV в. было распространено лжеучение Ария о Втором Лице Святой Троицы. В своих творениях Григорий Богослов опровергает Арианство и дает законченное догматическое учение о Лицах Святой Троицы. В данной связи, особенно важными являются «Пять слов о богословии» (именно за эти «Слова» святитель Григорий получил имя Богослова), «Слово о поставлений епископов и о догмате Св. Троицы», «Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге» [см. 51, с. 14]. Учение о Святой Троице содержится и в «Слове на святую Пятьдесятницу». Не случайно, это произведение оказало большое влияние на гимнографию службы Пятидесятницы .

Итак, с чем связано особое почтение числа семь?

Григорий Богослов посвящает начальную часть своего «Слова» размышлениям над этим вопросом.

«Известно то, — рассуждает святитель, — что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил сей видимый ныне мир, а в седьмый день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означающей по-Еврейски покой [...] чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и годах» [51, с. 576]. К чествованию Пятидесятницы, по мысли Григория Богослова, привело именно чествование «седмеричного числа». Позволим себе еще раз процитировать «Слово» : «число седмь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, при чем не достает одного дня, но оный занят нами от будущаго века и есть осьмый, вместе же и первый, или лучше сказать, единый и нескончаемый» [51, с. 576].

В синаксарии службы также говорится о том, что число семь «о себе слагаемо, творит пятдесятное, единому оскудевающу дневи. Честь же седмочислия у еврей, не точию во днех есть, но и в лета достизающая».

Во времена новозаветные в 50-ый день по Пасхе сошел Святой Дух на апостолов, и «мы», как толкуется в синаксарии. «по Пасце, пятдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго».

Еще в дохристианские времена за названием «Пятидесятница» закрепилось два значения. С одной стороны, так определяется весь пятидесятидневный период после Пасхи, с другой — собственно праздник Пятидесятницы6. Это сохранялось и в христианской традиции.

Протоиерей Николай Озолин отмечает, что «изначальное празднование Пятидесятницы находит свое основание в новозаветных Писаниях и, в сущности, является их литургической транспозицией» [162, с. 37]. Как следует из новозаветных Писаний, смерть Иисуса Христа, Его Воскресение и Его Вознесение были условием пришествия Святого Духа.

Робер Кабье, исследовавший эволюцию пасхальной пятидесятницы на протяжении первых пяти веков, пишет, что Пентикостия выражает прославление Воскресения, «празднование приобщает нас к торжеству восхождения воскресшего Господа, являющемуся центром, вокруг которого располагаются все элементы, выражающие полноту искупительной тайны. Содержание праздника, таким образом, не исчерпывается только лишь Воскресением Господа, но включает также все другие Его спасительные действия: явление ученикам, Вознесение, ниспослание Параклита, «второе и славное Его пришествие» и т.д.» [цит. по: 162, с. 30-31]. Автор отмечает, что первоначально в 50-ти дневном периоде ни один день не выделялся, но вскоре «стали придавать особенную торжественность отданию этого праздничного периода [...]. Однако не было никакого единообразия и унификации в способе выделения последнего дня Пятидесятницы в разных Церквах» [цит. по: 162, с. 37].

Если в Константинополе и Риме на протяжении IV в. Пентикостия завершалась на 50-ый день Сошествием Святого Духа, то в Палестине и Сирии, напротив, 50-ый день завершал весь период празднованием Вознесения Христова [162, с. 37]. Как заключает Робер Кабье: «празднование отдания пасхального времени не что иное, как воспоминание восшествия на небеса Господа нашего, не исключая, впрочем, памятования излияния Святого Духа. Или, точнее весь пятидесятничный период в целом посвящен празднованию этих тайн, но завершающее его Воскресение выделяется особенно: оно как бы подводит итог, «концентрирует», если можно так выразиться, в одном дне мистическое содержание пятидесяти дней» [цит. по: 162, с. 37].

По мнению протоиерея Николая Озолина, «сиро-палестинская практика общего празднования восшествия на небеса Господа и излияния Святого Духа [...] породила иконографию этой местной традиции празднования». Композицию, в которой оба события объединены в одном многорегистровом изображении, исследователь определил как

«Вознесение-Пятидесятница». Приведем в пример описание этого изображения : «В верхнем регистре — Христос восседает на престоле в мандорле, которую держат четыре ангела, Он без бороды и с короткими волосами. В нижнем регистре — апостолы образуют две симметричные группы, состоящие из двух, налагающихся друг на друга рядов, в каждом из которых по три апостола. Фигура Богородицы в центре нижнего регистра выделена значительно менее [...], так что она лишь несколько возвышается над нижним рядом апостолов. Таким образом, в центре остается свободное пространство, и помещенное в нем изображение составляет специфику этой композиции.

Действительно, непосредственно под мандорлой возникает Божественная Десница. С двух сторон от этой Десницы из мандорлы исходят короткие лучи света, устремленные к каждой группе апостолов. Божественная Десница широко открыта. Она ниспосылает Святой Дух "в виде голубине", и мы видим его между св. ап. Павлом и св. ап. Петром над Богородицей. [...] Очевидно, что перед нами композиция, объединяющая Вознесение и Сошествие Святого Духа в одном изображении [выделено автором — О. Б.]» [162, с. 47].

Итак, первоначально 50 дней по Пасхе праздновались как единый период, в центре которого оказывается Вознесение Христово, обетование и ниспослание Святого Духа.

Единство пятидесятидневного периода по Пасхе проявляется и в литургической практике Православной Церкви. Это — название самой книги, в которой содержатся богослужебные тексты от Пасхи до Недели всех святых — Пентикостарий; запрет на совершение коленопреклонения на протяжение 50-ти дней по Пасхе, который упраздняется на Вечерне Пятидесятницы; а также выделение праздника Преполовения Пятидесятницы, маркирующего середину пятидесятидневного периода.

Это единство находит свое отражение и на уровне богослужебных текстов как самой службы Пятидесятницы, так и других служб Цветной Триоди (особенно — Преполовения и Вознесения). В службе Пятидесятницы это —самогласная стихира 1 гласа «Пятдесятницу празднуим» и два седальна — «Попразднственный вернии», глас 4 (подобен «Удивися Иосиф»), «По востании Христе» глас 8, (подобен «Повеленное тайно»); а также отдельные мотивы коленопреклоненных молитв.

В тексте седальна по 1-ом стихословии Утрени «Попразднственный вернии» и в третьей коленопреклоненной молитве Вечерни «Приснотекущий, животный, и просвети тельный источниче» праздник Пятидесятницы предстает как венец единого периода — «попразднетвенный», «конечный», «последний» — цЛопразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятпица» (седален); «в сей поаіедний и великий спасительный день Пятдесятницы праздника» (молитва).

В тексте седальна по Полиелее «По востании Христе» очерчивается время от Пасхи до Пятидесятницы, и при этом особо выделяются три самых главных события — Воскресение и Вознесение Господа и ниспослание Святого Духа: «По Востании Христе, еже от гроба, и еже к высоте небесной божественном Вознесении, боговидцем славу Твою низ-посіаі еси щедре,/(уха Правого оновивый учеником». В первой коленопреклоненной молитве «Пречисте, нескверне, безначальне» Вознесение и Пятидесятница представлены во взаимной связи: «в день сей Пятдесятный, воньже по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, и седении одесную Тебе Бога и Отца, низпосла Святаго Духа на святыя своя ученики и апостолы».

«Троицу единосущную песнословим»

В литературе о богослужении русской Православной Церкви служба Пятидесятницы характеризуется как «праздник в честь и прославление Св. Троицы и в память сошествия Св. Духа на Апостолов» [158, с. 650; 152, с. 178]. Три названия праздника — Пятидесятница, Троицын день и Духов день — объясняются литургистами следующим образом. Представим мнение П. Лебедева: «Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие [Сошествие Святого Духа на апостолов — О.Л] совершилось в ветхозаветный праздник пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день. Он называется также днем сошествия Св. Духа на апостолов от воспоминаемого события, и — Троицыным днем. Это последнее наименование объясняется главным образом из того, что с сошествием Св. Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресв. Троицы и таким образом как учение Иисуса Христа о Боге Триедином, так и участие всех трех лиц Божества в домостроительстве спасения человека достигли совершенной ясности и полноты» [121, с. 74].

Особый взгляд на возникновение названия «Троицын день» представлен в книге Г. П. Георгиевского «Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве». Автор считает, что в отличие от Запада, где есть «нарочитое празднование Св. Троицы», и к ХШ веку «римские христиане уже имели особый праздник в честь Св. Троицы», который празднуется и теперь «в восьмой день по сошествии Св. Духа, в нашу неделю всех святых», на Руси не было такого праздника [42, с. 140]. Русские, по его мнению, именно в день Пятидесятницы празднуют Троицын день.

Г. П Георгиевский связывает распространение названия Троицын день с именем преподобного Сергия Радонежского: «Православному русскому человеку легко догадаться, с какого времени распространился на Руси этот праздник. В нашем религиозном представлении неразрывно соединены имена Св. Троицы и преподобного Сергия. [... ] Это соединение имен Троицы и Сергия и это постоянство в храмоздании [при Троицких храмах строились Сергиевские приделы — О. Б.] ясно свидетельствуют, кому Россия обязана и почитанием Троицы, и Троицкими храмами, и Троицыным днем» [42, с. НОНІ].

Священник Павел Флоренский пишет о дне Троицы как о «литургическом творчестве именно русской культуры», «творчестве преподобного Сергия», указывая на то, что Византия не знала этого праздника. «Праздник Пятидесятницы, — по мнению о. Павла Флоренского, — бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открытого онтологического значения. С XTV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы...» [241, с. 231].

Рассмотрение заглавий, которыми открывается служба Пятидесятницы в рукописных источниках XU-XVIII в., а также в Синодальных изданиях Устава и Цветной Триоди, показывает, что в рукописях ХП-ХШ в., главным образом, используется греческое название праздника: «В неделю Пянтикостную» (См., например: Студийский Устав — ГИМ, Единоверч. 120, л. 60 об.; Триодь — ГИМ, Воскрес. 27, л. 183, РГАДА, Ф. 381, № 137, л. 244; Триодный стихирарь — РГАДА, Ф. 381, № 148, л. 196). Оно сохранилось вплоть до наших дней и открывает чинопоследование Пятидесятницы в современных изданиях Цветной Триоди.

Большим разнообразием отличаются заголовки в йотированных рукописях XV-XVIII в.: «Неделя Пятидесятная, Сшествие Святаго Духа на святыя ученики и апостолы» (РНБ, Кир.-Бел. 680/937. л. 142); «Неделя Святыя Пентикостии» (РНБ, Сол. 47/1413, л. 137 об.); «Неделя 8-я по Пасце Сшествие Святаго Духа» (РНБ, Кир.-Бел. 684/941, л. 221); «В неделю 8-ю празднуем Сшествие Святаго Духа от Отца на апостолы» (РНБ, Сол. 690/768, л. 202 об.).

Использование в заголовке имени Святой Троицы является скорее исключением, чем правилом, и появляется в певческих книгах ко второй половине XVII века. При обзоре рукописных источников выявлено две рукописи с такими заголовками: «Праздник Троице» (РНБ, Погод. 418, л. 101); «В неделю 8-ю по Пасце празднуем Пресвятыя и Жи-воначалныя Троицы» (РНБ, Соф. 484, л. 196 об.). Отметим, что включение в название праздника имени Святой Троицы является характерным в поморской старообрядческой письменной традиции: «В неделю Пятдесятную празднуем Святыя и Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа» (БАН, Собр. Каликина, № 178, л. 211 об. и др.).

Таким образом, название Троицын день не было изначально представлено в древнерусской письменной традиции, а со времен Сергия Радонежского оно распространилось в устной форме, тогда как в письменной традиции (особенно в Уставе и Цветной Триоди) служба восьмой недели по Пасхе продолжала обозначаться как неделя Пентикостии.

Г. П. Георгиевский, рассматривая название «день Троицы», отмечает, что главным событием, раскрывающимся в чинопоследовании службы, оказывается Сошествие Святого Духа. Для «нарочитого же прославления Св.Троицы», — по мнению автора, в службе нет «ни тропаря и кондака, ни паремии, ни канона, ни Апостола и Евангелия, и во всем богослужении этого дня о Св. Троице особо напоминает лишь одна стихира Льва императора «Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся» [42, с. 139].

Действительно, при первом приближении к рассмотрению содержания поэтических текстов службы оказывается, что «особым», «нарочитым напоминанием» о Святой Троице выделяется славник 8 гласа «Приидите людие». Его текст принадлежит перу Византийского императора Льва VI (f 911 г.), известного также под именем Лев Мудрый. Архимандрит Киприан (Керн), характеризуя содержание данной стихиры, заметил, что она могла бы по праву называться догматиком, «так как прекрасно излагает в этой краткой форме главное содержание тринитарного догмата» [98, с. 83].

Однако, и в других песнопениях службы появляются мотивы, связанные с образом Пресвятой Троицы. Так, в уже рассмотренной стихире «Преславная днесь», текст которой составлен на основе Деяний апостольских, после изложения цепи событий дня, в заключении подчеркивается, что апостолы заговорили «странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы». Воспеванием Святой Троицы открывается текст стихиры 2 гласа: «Троицу единосущную песнословим». В тропарях 9-ой песни 1-го канона Сошествие Святого Духа предстает как путь к познанию Святой Троицы: «Ныне возсиявшее дохновение свыше апостолом являше: от негоже освятившеся, Троицу всем сказаша» (тропарь «На палящей древле»); приведем полностью текст второго тропаря 9-ой песни: «Закона естеств кроме, странное слышашеся учеников: единому бо гласу гла-сящу Духа благодатию, различие оглашахуся людие, племена и языки божественная величия, Троицы ведению научающе».

В процессе анализа песнопений службы нами выявлен один из приемов организации гимнографических текстов — «нанизывание» предложений однотипной конструкции. Такой прием характерен и для других произведений древнерусской литературы [см., например, 226]. В связи с рассмотрением данного приема в песнопениях службы Пятидесятницы, обращает на себя внимание то, что количество слов в последованиях предложений однотипной конструкции оказывается кратно трем. На наш взгляд, триадность, возникающая в текстах песнопений дня Троицы имеет особое значение. Попытаемся показать это в ходе дальнейших рассуждений.

Соотносимые слова предложений однотипной конструкции могут быть расставлены друг над другом. В результате такой расстановки текст можно представить в виде таблицы. Подобный подход дает возможность рассматривать текст не только «по горизонтали», но и «по вертикали», что значительно расширяет возможности его понимания. Как пишет В. В. Колесов: «"Выход на вертикаль" словесного плетения позволяет преодолеть ограничения линейного членения традиционных формул...» [101, с. 94]. Однотипные предложения, расположенные в смежных строках, объединяются различными видами параллелизмов: грамматическим, семантическим, звуковым.

Возникающая при расстановке соотносимых слов конструкций таблица может быть названа матрицей. Термин «матрица» используется в научно-технических отраслях, полиграфии, математике и принимает различные значения. По отношению к вербальным текстам понятие «матричное построение» разрабатывается в работах Д. Л. Спивака. Данные построения были выявлены исследователем на основе анализа широкого круга материала. Автор доказывает наличие матричных текстов в культуре Восточноевропейского и Западноевропейского Средневековья, традиционной культуре Индии и Китая [215, с. 64-79].

Сборник песнопений службы Штидесятницы второй половины XVTI-XVIII в

НЕДЕЛЯ СВЯТЫЯ ПЕНТИКОСТИИ

В субботу вечера На Мал ей вечерни на Господи воззвах поставим стихи 4, и поем стихиры, глас 1:

Пятдесятниі{у празднуим (Дважды) (см. № 1), Языками инородных (см. № 2), Вся подает Дух Святый (см. № 3),

Слава, и ныне, глас 8:

ЕгдаДуха Твоего послал ecu Господи (см. № 10);

На стиховне самогласны, глас 2: Видехом сеет истинный (см. № 4),

Стих: Сердце чисто созижди во мне Более, и Дух прав обнови во утробе моей. Во пророцех возвестил ecu нам путь (см. № 5),

Стих: Не отверлси мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене. Во дворех Твоих воспою (см. № 6),

Слава, и ныне глас тойже: Tpouijy единосущную песнословим (см. № 8);

Ныне отпуіцаеши, Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш, Яко Твое есть царство, отпустительный тропарь, глас 8: Благословен ecu Христе Более наш. И прочее обычно.

И Отпуст.

На Велицей вечерни

Обычное стихословие. На Господи воззвах поставим стихов 10, и поем стихиры самогласны 3 первыя, повторяюще первую. Таже 5 втораго гласа, повторяюще первую.

Вход.

Свете тихий, Прокимен дне, и чтения. Числ чтение, Глава 11: Рече Господь к Моисею: собери ми семьдесят мужей от старец Израилевых [...] егда даст Господь Духа Своего на них.

Пророчества Мои лева чтение, Глава 2: Тако глаголет Господь: чада Сионова радутейся [...] и будет всяк, иже аще призовет Имя Господне, спасется.

Пророчества Иезекилева чтение, Глава 36: Тако глаголет Господь: приму вас от язык, и соберу вы от всех язык странных [...] и будете Ми в люди, и Аз буду вам в Бога.

На литии стихиры самогласны - 3 втораго гласа: Во пророцех возвестил (см. № 5), Во дворех Твоих воспою (см. № 6), Во дворех Твоих Господи (см. № 7),

Слава, и ныне, глас 8: И чтение в Богослове. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Духъ Твой благий наставит мя на землю праву. Стих Господи услыши молитву мою, внуши моление мое. Всякое дыхание. Евангелие Иоанна, зачало 65 Сущу позде. Конец имже держите, держатся.

Вокресение Христово не глаголем, но абие псалом 50. Таже Слава — Молитвами апостолов. И ныне — Молитвами Богородицы. Таже стих Помилуй мя Боже.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Славословие великое. Отпустительный тропарь праздника. Таже, Ектений. И творит священник Отпуст сице:

Иже в виде огненных язык, с небесе низпославый Пресвятого Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благий и Человеколюбец.

Литургия

Глаголем антифоны сия. Антифон 1, псалом 18, глас 2: Стих 1 — Небеса поведают славу Божию Стих 2 —День дни отрыгает глагол Стих 3 — Во всю землю изыде вещание их Слава, и ныне — Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Антифон 2, псалом 19, глас тойже: Стих 1 — Услышит тя Господь в день печали

Стих 2 — Насчет ти помощь от Святого, и от Сиона заступит тя Стих 3 —Даст ти Господь по cepdify твоему Слава, и ныне — Единородный Сыне

Антифон 3, псалом 20, глас 8: Стих 1 — Господи, силою Твоею возвеселится царь Стих 2 — Желание сердца его дал ecu ему Стих 3 — Яко предварил ecu его благословением Тропарь Благословен ecu Христе Боже наш.

Входное Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Таже, тропарь Благословен ecu Христе Боже наш. Слава, и ныне: Кондак Егда снизшед языки слия.

Вместо же Трисвятого Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Прокимен, глас 8 Во всю землю изыде вещание их. (И до отдания). Стих Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 3 Егда скоичавашася дние Пятдесятницы. Аллилуиа, глас 1 Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Стих С небесе призре Господь, виде вся сыны чеповеческия. Евангелие от Иоанна, зачало 27 В последний день великий праздника. За Достойно поем до отдания ирмос Радуйся Царице.