Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Ничков Борис Владимирович

Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия
<
Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ничков Борис Владимирович. Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Минск, 2005.- 329 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-17/7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ДУХОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 22

1.1. Музыкальные инструменты (зарождение, развитие, устройство) ...22

1.2. Сольное и ансамблевое исполнительство 28

1.3. Народные духовые инструменты в музыкальном и вербальном фольклоре 36

ГЛАВА 2. Просветительская деятельность музыкальных и благотворительных обществ и кружков 47

Глава 3. Роль инструментария в развитии профессионального исполнительства на духовых инструментах 73

ГЛАВА 4. ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БЕЛАРУСИ 92

4.1. Камерные сочинения 92

4.2. Концертные произведения для духовых и ударных инструментов.. 105

4.2.1. С оркестром 105

4.2.2. С фортепиано 118

4.2.3. Соло 130

4.3. Репертуар для духового оркестра 135

ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 141

5.1. Музыкальные школы 141

5.2. Средние специальные музыкальные учебные заведения 157

5.3. Белорусская государственная академия музыки 173

5.3.1. Кафедра духовых и ударных инструментов 173

5.3.2. Творческие связи кафедр духовых инструментов с ведущими вузами СССР (СНГ) и зарубежными музыкантами... 207

5.4. Отражение современных проблем духового исполнительства в научно-методической литературе 224

ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В БЕЛАРУСИ 229

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 272

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 281

ПРИЛОЖЕНИЯ 330

Введение к работе

В истории Великой единой и неделимой Российской империи Белая Русь занимала свое особое место. Во-первых, Беларусь, судя по грамотам Б. Хмельницкого, несомненно, была носителем языка, понятного и малороссам, и великороссам (малороссы говорили на языке, который соответствует нынешнему белорусскому). Во-вторых, Белая Русь, вследствие географического положения, являлась звеном, соединяющим (или разъединяющим) великороссов и поляков, причем ее народ сохранил без существенных изменений и язык, и музыкальную культуру. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю нашего Отечества в разные периоды его истории, музыкальная культура Беларуси достигла высокого уровня развития.

Важнейшим компонентом музыкальной культуры является исполнительство, в том числе и на духовых инструментах. Ведь без звукового воплощения нотного текста произведение композитора не живет, как бы и не существует. Игра на духовых инструментах на протяжении многих веков носила утилитарный характер. Соответственно, и исполнительство осуществлялось в традиционных рамках, присущих той или иной стране. С течением времени оно разделилось на «народное» и «академическое». Народная традиция является объектом исследования фольклористики. Ретроспективный же ракурс игры на академических духовых инструментах изучает история исполнительства. Разделение деятельности музыкантов на 2 типа произошло в Беларуси в XIX веке, что и определило хронологические рамки исследования. Вместе с тем, исполнительство на академических духовых инструментах возникло не на пустом месте. Потому представляется необходимым проследить хотя бы фрагментарно истоки данного типа деятельности музыкантов. В трудах советских и зарубежных исследователей область духовой инструментальной культуры освещена, в целом, на макроуровне. В частности, существует фундаментальный труд "Духовые инструменты в истории музы-

5 кальной культуры" С. Левина (881), книги "История зарубежного исполнительства на духовых инструментах" и "История отечественного исполнительства на духовых инструментах" 10. Усова (202; 203), "Советское духовое инструментальное искусство" А. Черных (208). Особенности использования академических духовых инструментов широко освещены в трудах Г. Берлиоза, (22), А. Веприка (30; 31), А.Дмитриева (54), А. Карса(75), А. Модра (106), У. Пистона (173), Д. Рогаль-Левицкого (182), а также других изданиях (216-218).

Вопросы духовой инструментальной культуры и истории исполнительства на духовых инструментах были включены в учебные и методические программы музыкальных вузов бывшего СССР и быстро привлекли к себе внимание исследователей духового исполнительства, что нашло отражение в публикациях, кандидатских и докторских диссертациях (4; 47; 53; 78; 83; 90; 94; 98; 136; 170; 183, 201 и др.). Однако в этих немногочисленных трудах отсутствуют сведения о духовой инструментальной культуре Беларуси.

Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших сторон истории музыкальной культуры Беларуси, мало изученной и потому едва отраженной в научных трудах, — духовой инструментальной культуре, представляющей собой всю совокупность творческих достижений многих поколений отечественных музыкантов.

Прошлое столетие привлекло внимание многочисленных исследователей белорусской музыкальной культуры, которая получила развитие в самых различных жанрах и направлениях музыкального искусства. В конце 70-х гг. заметно активизируется исследовательская деятельность бело-

В дальнейшем при работе с источниками необходимо учитывать то, что многие документы (в частности, личные дела преподавателей, приказы по учебному заведению) находятся в папках, сводных книгах, имеющих, как правило, сквозную нумерацию страниц. Именно эти номера страниц указаны в основном тексте диссертации. (К сожалению, в ряде документов четкий принцип нумерации либо не соблюдается, либо вообще не используется. -Прим. автора.)

русских музыковедов в различных областях отечественного музыкального искусства. Специальной областью исследования становится богатейшая национальная история исполнительского искусства и культуры, в частности, исполнительского искусства на духовых инструментах. Первое диссертационное исследование на тему "Становление и развитие духового оркестрового исполнительства Беларуси (в контексте национальной художественной культуры)" было завершено в 1991 г. А. Коротеевым (83). Однако результатов данной работы недостаточно для научного обоснования исторических процессов формирования и развития данной традиции, для определения роли духовой инструментальной культуры в истории музыкальной культуры Беларуси в целом1.

Отдельным вопросам этноорганологии, органофонии, исполнительства на народных духовых инструментах посвящены работы Н. Никифоровского (118-119), Е.Романова (185), И. Назиной (116-117), М. Козловича (77-80),

A. Фролова (207). Процессы становления музыкального образования в Бела
руси, в том числе и на духовых инструментах, прослеживаются в трудах

B. Прокопцовой /Масленниковой/ (97; 177), А. Капилова (74), О. Дадиомовой
(48-50), А. Коротеева (82). В некоторых коллективных трудах и монографиях
белорусских исследователей, таких, как "Очерки по истории советской бело
русской музыкальной культуры" (169), "Музычны тэатр Беларусі. 1917 -
1959" (114), "Музычны тэатр Беларусі. 1960 - 1990" (115), "Музычная аду-
кацыя у Беларусі" В. Масленниковой (97), "Скрипка белорусская" А. Капи
лова (74), "Музычная культура Беларусі XVIII стагоддзя", "Нарысы гісторьй
музычнай культуры Беларусі", "Музыкальная культура городов Беларуси в
XVIII веке" О. Дадиомовой (48-50), содержатся отдельные сведения об ор-

Исполнительство на духовых инструментах подразделяется на 3 типа - оркестровый, ансамблевый, сольный. В свою очередь, оркестровое исполнительство делится на ряд жанров и т. д. Таким образом, труд А. Коротеева (83) освещает лишь одну из многих сторон исполнительства (не говоря уже о таком более сложном явлении как духовая инструментальная культура, в целом).

7 кестровых коллективах, музыкантах-духовиках, дирижерах, инструментарии. Однако все они даны в ряду других компонентов музыкальной культуры, в целом, не становясь предметом специального изучения.

Необходимо отметить также, что в последние годы не только в странах СНГ, но и в Беларуси значительно вырос интерес педагогов и исполнителей на духовых инструментах к истории, и теории духовой инструментальной культуры. Так, в Ростове-на-Дону в декабре 1995 г. проходила международная научная конференция "История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах", в которой приняли участие ученые Беларуси, Молдовы, Литвы, России, Узбекистана и Украины. В апреле 1998 г. на Украине (Ровно) состоялась международная научно-практическая конференция "Проблемы развития духовой музыки в странах Восточной Европы", которая также привлекла внимание ученых многих стран (в том числе Австрии и Швеции). Начиная с 1995 г. в Беларуси (Несвиж) ежегодно проходят научные конференции, посвященные различным проблемам белорусской культуры, в том числе и вопросам духового музыкального искусства.

Проходит время, уходят из жизни музыканты-духовики, а вместе с ними — и часть истории исполнительства, которую так важно знать молодому поколению белорусских музыкантов. Представление о музыкальной жизни Беларуси будет явно неполным без воссоздания картины становления и развития академической духовой инструментальной культуры, сложившейся в течение веков.

Первоисточники и источники, послужившие основой данной работы, разделяются по типологическим признакам на тематические (общеисторические работы), тематико-типологические (диссертации, авторефераты, рецензии и др.), документальные (афиши, отзывы, отчеты, объявления, письма, архивные материалы).

На основе архивных документов, периодических газетных изданий и других источников в диссертации рассматриваются народные истоки исполнительства, деятельность музыкальных и благотворительных обществ и

8 кружков в Беларуси, вопросы обеспечения музыкальными инструментами,

роль духовых инструментов в творчестве композиторов Беларуси, подготовка профессиональных музыкальных кадров; представлены биографические данные многих видных преподавателей и исполнителей-духовиков, приведены выдержки из отчетов и отзывов выдающихся музыкантов, показана исполнительская деятельность наиболее ярких музыкантов-духовиков, освещена концертная деятельность духовых ансамблей, дан анализ участия белорусских музыкантов в исполнительских конкурсах, даны сведения о диссертациях и научно-методических работах преподавателей Белорусской государственной академии музыки. Материалы исследования широко иллюстрированы разнообразными архивными материалами — афишами, фотографиями.

В силу того, что работа имеет не только сугубо научную, но и практическую значимость, она может быть адресована как исследователям, профессиональным музыкантам, так и учащимся, студентам высших музыкальных учебных заведений, а также всем, кому дорога историческая память отечественной музыкальной культуры.

9 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации

Ушедший XX век положил начало многостороннему научному изучению музыкального искусства Беларуси, имеющего глубокие исторические корни и традиции. Повышение исследовательского интереса к отечественной музыкальной культуре прошлого, как к целостному художественному феномену, к проблемам становления национальной музыкально-исполнительской школы обусловлено закономерными культурно-историческими процессами современной художественной жизни, направленными на углубление общегуманитарных аспектов осмысления национальной истории и культуры.

Впервые обширный пласт духовой инструментальной культуры Беларуси становится объектом специального исследования, открывая для современного музыкознания практически неизученную сферу этой инструментальной традиции за 200 лет ее существования. Исследование отечественной духовой инструментальной культуры заполняет серьезный пробел в истории художественной культуры Беларуси, позволяя во всей полноте осмыслить процессы становления данной музыкально-исполнительской традиции, основ и принципов музыкального образования, педагогики.

Данное исследование носит неслучайный характер. Оно в полной мере согласуется со спиральностью развития познания, с одной стороны, и диалектикой «общее - частное» с другой. На протяжении многих лет инструментальная исполнительская культура Беларуси изучалась лишь как некий фон для исследователей музыкальной культуры. Сейчас же, настала пора, с одной стороны, перейти от общего - к частному, с другой, -на новом витке спирали познания нужно вычленить неотъемлемые части исполнительской инструментальной культуры (струнную, духовую,

10 фортепианную и т. д.). И, наконец, пора показать, что нынешнее состояние

музыкального исполнительства (прежде всего, на духовых инструментах)

является результатом исторического развития на протяжении веков, а не

революционного скачка в течение нескольких десятилетий XX века.

Несомненно, тема диссертации актуальна по своей проблематике, соответствующей современным направлениям развития гуманитарных наук.

Первоисточники и источники, обнаруженные и систематизированные в результате работы над темой диссертации, отражают многоаспектные процессы бытования и развития отечественной музыкальной культуры, одним из важнейших компонентов которой является духовая инструментальная культура. В результате анализа использованных первоисточников и источников, а на их основе — разнообразных ракурсов самого художественно-стилевого феномена «духовая инструментальная культура», исследование направлено на решение одной из основополагающих задач белорусской музыкально-исторической науки — освещение истории отечественной музыкальной культуры. Помимо того, что указанный пласт музыкально-исполнительской и педагогической традиции является достаточно самостоятельной, сложной, многоуровневой функциональной системой, его контекстные связи высвечивают целостную картину национального развития исполнительской профессиональной деятельности. Потому работа приобрела не только черты музыкально-исторического, но и социологического, культурологического исследования.

Содержание диссертации потребовало разработки соответствующей источниковедческой базы исследования, в связи с чем изучены историко-культурные, информационные, эпистолярные, финансово-хозяйственные документальные материалы пяти архивов Беларуси, в том числе Национального государственного исторического архива Республики Беларусь, привлечено 633 первоисточников и источников научного, методического, справочного характера, уникальный и обширный фотографический и иллюстративный материал.

Связь работы с крупными научными программами, темами

Диссертация выполнена в соответствии с Планом научно-исследовательских и методических работ Белорусской государственной академии музыки на 2001-2005 гг. Материалы и результаты работы включены в Государственную программу "Культура" (2001-2005 гг.).

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является воссоздание исторического пути развития духовой инструментальной культуры Беларуси.

В соответствии с целью необходимо решить адекватные задачи исследования:

разработать методологическую основу исследования, определить системные компоненты духовой инструментальной культуры и рассмотреть ее как исторически сложившийся феномен;

выявить и изучить различные источники, неизвестные ранее архивные материалы, на основе которых реконструировать важнейшие исторические факты и показать путь становления духовой инструментальной культуры в Беларуси;

показать народные истоки духового исполнительства;

осветить деятельность музыкальных и благотворительных обществ и кружков в Беларуси;

проследить путь обеспечения инструментарием учебных заведений и творческих коллективов;

выявить и ввести в научный обиход наиболее значительные сочинения, написанные белорусскими композиторами для духовых инструментов;

показать связи духовой инструментальной культуры с развитием современной отечественной композиторской школы;

осветить исторически сложившуюся систему подготовки специалистов в исследуемой области;

восстановить и систематизировать сведения о музыкантах-исполнителях, педагогах, сформировавших указанную традицию как национальное

12 явление;

обозначить динамику качественных и количественных характеристик таких компонентов национальной духовой инструментальной культуры, как исполнительство и педагогика;

осветить современное исполнительство на духовых инструментах в Беларуси.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является духовая инструментальная культура Беларуси. Предмет исследования — становление национальной исполнительской и педагогической школы.

Гипотеза

Обнаруженные в архивах Беларуси разнообразные по содержанию рукописные и печатные документальные источники (историко-культурные, справочные, финансово-хозяйственные), а также многочисленные музыкальные произведения белорусских композиторов позволяют с высокой степенью достоверности утверждать, что развитие духовой инструментальной культуры Беларуси исторически связано с основными тенденциями развития национальной музыкальной культуры, в целом, с деятельностью музыкальных обществ и кружков второй половины XIX — начала XX вв., организующих собственные симфонические оркестры, с просветительской ролью периодических изданий и средств массовой информации, с деятельностью музыкантов-исполнителей и педагогов, а также белорусских композиторов XX века, создавших национальный фонд сочинений для духовых инструментов.

Методология и методы проведенного исследования

В основе методологии исследования в области истории исполнительства лежит принцип историзма, согласно которому значимые события рассматриваются в общеисторическом контексте. С другой стороны, важную роль играет представление о духовой инструментальной культуре как о функциональной системе, деятельность которой обеспечивает целостность

13 процесса развития творческого потенциала музыкальной национальной

культуры и искусства. Эта система создана потребностями социального развития общества.

Слово "система" бытует в языке давно и само по себе весьма многозначно: комплекс (система занятий), конструкция (системы оружия) и т.д.

В отличие от обиходного использования, научные понятия системы появились, главным образом, во второй половине XX века, что было вызвано в значительной мере техническим прогрессом и активным вмешательством человека в природу. В итоге, существует большое число теорий и понятий системы1. Однако далеко не все они могут послужить инструментом для исследования. Поскольку музыкальная деятельность, как часть музыкальной культуры, корректируется и управляется обществом, постольку для целостного представления о деятельности музыкантов необходима опора на теорию саморегулирующейся функциональной системы, созданную академиком П. К. Анохиным, который впервые указал причину несостоятельности существующих ее понятий: "В результате этого коренного недостатка -отсутствия системообразующего фактора - все имеющиеся сейчас определения системы случайны, не отражают ее истинных свойств и поэтому, естественно, не конструктивны, т. е. не помогают ставить новых, более объемных вопросов для исследования" (2, 25). Системообразующим фактором он считает "конкретный результат деятельности" (2, 33). П. К. Анохин отмечает, что "системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействия и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получения

1 Ряд теорий систем рассмотрен в монографии А. И. Уемова (200), где показано, что не все они направлены на достижении полезного результата деятельности. Иначе говоря, существующие системы, как правило, не являются саморегулирующимися и функциональными. С другой стороны, о неофункционалыюсти существующих теорий систем однозначно говорит П. К. Анохин (2).

фокусированного полезного результата" (2, 35).

Схема строения функциональной системы1 (рис. 1) непроста:

обратная связь

игнал о состоявшемся действии

Оценка обстановки /пусковой стимул/

Принятие решения

Предусмотрение результата

Программа действия

PQ О

I I

Параметры действия

Результат действия

действие

сигнал к совершению действия Рис. 1 Схема работы функциональной системы.

Деятельность, направленная на получение фокусированного полезного результата, начинается с оценки обстановки, которая служит в качестве пускового стимула. Вследствие этой оценки система принимает решение.

Решение намечает программу деятельности и формирует предположение о результате. На данном этапе происходит сличение программы и предполагаемого результата, затем начинается действие, результат и параметры которого сообщаются обратно для сличения предполагаемого и реального результатов. Если результаты не совпадают, то в программу деятельности вносятся изменения. Так, благодаря наличию обратной связи и происходит саморегуляция работы компонентов и системы, в целом.

1 Данная схема представляет собой адаптацию рисунка П. К. Анохина (2, 87).

15 Экстраполируя теорию П. К. Анохина на область искусства, можно

составить схему работы функциональной системы духовой инструментальной культуры (рис. 2).

Обратная связь

і Г * I

Музыкальные

потребности общества

Организация музыкальной деятельности

Создание базы деятельности (инструментарий, репертуар, обучение деятельности, места выступлений)

Конечный

результат

деятельности

(концерты,

конкурсы

и пр.)

обратная связь Рис.2

Пусковым стимулом в данной системе служит уровень развития общества, порождающий музыкальные потребности. Эти потребности ведут к организации деятельности, т. е. к принятию решения. Конечный результат не может быть получен без создания базы деятельности. Саморегуляция всей системы достигается посредством обратных связей (отзывов слушателей, денежных сборов). Конечный результат деятельности оказывает воздействие на каждый компонент системы. С другой стороны, все компоненты системы содействуют получению полезного результата. Второй канал обратной связи информирует уровень организации о достаточности (или недостаточности) базы деятельности, необходимой для соответствующего конечного результата работы всей системы.

Функциональную систему духовой инструментальной культуры составляют компоненты, без которых невозможно ее существование. Исключение из деятельности любого компонента непременно приведет к деградации и, в итоге, к декомпозиции всей системы (к невозможности

получения полезного конечного результата).

Таким образом, содержание труда, посвященного истории духовой инструментальной культуре Беларуси, первоначально должно включать в себя, вне всякого сомнения, изучение деятельности компонентов данной функциональной системы. Потому объектами внимания являются: музыкальные потребности общества, организация музыкальной деятельности, обеспечение инструментами, создание отечественного репертуара для духовых инструментов, обучение игре на них, концертная и научная деятельность исполнителей. Сам же подход к исследованию с функциональных позиций представляет собой одновременно и метод, и инструмент, и форму изучения.

При проведении исследования использован ряд методов, широко известных в исторической науке:

  1. Исторический метод с необходимо присущей ему описательностью.

  2. Проблемно-хронологический метод, предполагающий разделение крупного объекта исследования на более мелкие, каждый из которых рассматривается в хронологической последовательности.

  3. Сравнительно-исторический метод, предусматривающий изучение определенных фактов в связи с динамикой исторической обстановки.

  4. Метод логического анализа, имеющий многоуровневую структуру (анализ единичных явлений, событий, фактов, анализ истории в пределах определенного периода, переход от анализа к синтезу на макроуровне, который вновь становится источником анализа) и позволяющий локализовать исследование на той или иной стадии процесса познания.

При разработке методологии исследования были также учтены соответствующие аспекты ведущих специалистов в областях белорусской музыкальной культуры и духовой инструментальной культуры — О. Дадиомовой, А. Капилова, М. Козловича, А. Коротеева, С. Левина, В. Леонова, Р. Маслова, И. Назиной, В. Прокопцовой /Масленниковой/, Ю. Усова, А. Черных и др.

17 Академическая духовая инструментальная культура стала функционировать как система лишь в XIX веке, что стало определяющим для установления хронологических рамок исследования.

Научная новизна и значимость полученных результатов Диссертация является первым комплексным исследованием духовой инструментальной культуры Беларуси. В работе использован обширный пласт новых материалов по истории отечественной музыкальной культуры, истории отечественной духовой инструментальной культуры, исполнительству на духовых инструментах, вопросам образования и педагогики (в научный обиход впервые введены около 300 первоисточников).

На основе архивных документов, а также широкого спектра иных первоисточников и источников в диссертации впервые реконструированы, изучены и систематизированы:

народные истоки исполнительства на духовых инструментах,

деятельность музыкальных и благотворительных обществ и кружков в городах Беларуси,

обеспечение музыкальными инструментами,

формирование отечественного репертуара для духовых инструментов (творчество композиторов Беларуси для духовых инструментов),

подготовка профессиональных музыкальных кадров,

биографические данные видных преподавателей и исполнителей-духовиков,

творческие связи выдающихся советских и зарубежных музыкантов с белорусскими коллегами,

сведения о диссертациях, научных и методических работах преподавателей Белорусской государственной академии музыки, посвященных духовой инструментальной культуре,

зарождение, развитие и становление национальной исполнительской школы игры на духовых инструментах.

Практическая (экономическая, социальная) значимость получен-

18 пых результатов

Диссертация имеет, главным образом, прикладное значение. Потому материалы работы могут быть использованы в полном объеме в лекционных курсах истории исполнительства на духовых инструментах, музыкальной социологии и истории музыкальной культуры Беларуси, послужат основой для научных исследований, учебников, методических пособий, содействуя всемерному расширению знаний об отечественной музыкальной культуре. Результаты исследования составляют основу для создания специализированных справочных изданий: «Словарь исполнителей на духовых инструментах», «Произведения белорусских композиторов для духовых инструментов» и пр.

Материалы работы внедрены в учебную практику Белорусской государственной академии музыки, Белорусского государственного университета культуры, Белорусского государственного института проблем культуры, факультета повышения квалификации при Белорусской государственной академии музыки. Музыкальные произведения белорусских композиторов для духовых инструментов, систематизированные в исследовании, введены в учебные и конкурсные программы, пополнили концертный репертуар белорусских музыкантов-исполнителей.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

  1. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах неразрывно связаны с жизнью народа, являются неотъемлемой составной частью общей музыкальной культуры и важнейшим связующим звеном в исторической цепи становления профессиональной духовой инструментальной культуры в Беларуси.

  2. Формирование отечественной духовой инструментальной культуры находится в едином ряду исторических процессов развития и эволюции музыкальной культуры Беларуси в целом. Деятельность музыкальных обществ и кружков в Беларуси во второй половине XIX — начале XX века была направлена на приобщение населения к русской и

19 европейской музыкальной и театральной культуре, на активную

пропаганду лучших произведений симфонической и оперной музыки русских и зарубежных композиторов, для чего создавались оркестры и воспитывались профессиональные музыканты-исполнители, в том числе и на духовых инструментах. Решающую роль указанные учреждения (как интернациональные, так и национальные) сыграли в развитии музыкального образования в Беларуси, где организовывались школы, курсы, кружки, преподавали высокопрофессиональные педагоги-музыканты.

  1. Обеспечение музыкантов академическими инструментами лучших мировых фирм, а также становление национального репертуара для духовых инструментов непосредственно способствовало росту профессиональной исполнительской культуры белорусских музыкантов.

  2. Становление и развитие музыкального образования в области духовых инструментов в Беларуси были предопределены историко-социальными и историко-культурными процессами и детерминантами в жизни белорусского общества, а также уникальной трехступенчатой системой музыкального образования (школа-училище-вуз).

  3. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах, отвечающей современным требованиям и получившей международное признание, являлось частью общего процесса освоения профессиональных основ музыкальной деятельности педагогом, исполнителем, композитором.

Личный вклад соискателя

Все результаты диссертации получены автором самостоятельно, главным образом, на основе изучения и анализа архивных документов, а также иных первоисточников и источников, касающихся истории духовой инструментальной культуры Беларуси. В научный обиход музыкознания впервые введены около 300 первоисточников: Национальный государственный исторический архив Республики Беларусь (56 ед. хр.); архивы Минского

20 музыкального училища им. М. И. Глинки (71 ед. хр.), Молодечненского

музыкального училища им. М. К. Огинского (14 ед. хр.), Республиканского учебного комплекса гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки (75 ед. хр.), Белорусской государственной академии музыки (83 ед. хр.). Воссоздана история становления духовой инструментальной культуры Беларуси, изучены ее компоненты, раскрыто содержание и системность этого феномена, впервые обобщена и проанализирована творческая, научная и учебная деятельность ряда поколений профессиональных белорусских музыкантов-духовиков (более 150 наиболее значимых персоналий), выявлено и освещено в исторической ретроспективе более 250 произведений белорусских композиторов для духовых инструментов.

Апробация результатов диссертации

В процессе работы над темой материалы и результаты исследования неоднократно апробированы в лекциях, прочитанных автором на факультете повышения квалификации в Белорусском государственном институте проблем культуры и Белорусской государственной академии музыки, в научных докладах на Международных и Республиканских конференциях в Москве (1982, 1984), Шяуляе (1983), Минске (1983-2002), Вильнюсе (1984), Свердловске (1984,1989), Ленинграде (1987), Одессе (1989), Донецке (1990), Киеве (1990), Львове (1990), Ростове-на-Дону (1995), Ровно (1998), Несвиже (2000-2002), Мстиславле (2003). Материалы и выводы исследования положены в основу лекционных курсов по истории исполнительского искусства, методике преподавания, музыкальной педагогике, истории белорусской народной инструментальной культуры в Белорусской государственной академии музыки и Белорусском государственном университете культуры. Диссертация прошла экспертизу на совместном заседании кафедры деревянных духовых с кафедрой медных духовых и ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки 11. 10. 2004 г. (пр. № 4) и рекомендована к защите.

Опубликованность результатов

Содержание диссертации полностью отражено в публикациях. По теме

21 диссертации автором опубликованы 28 работ: одна монография, два учебных

пособия, две брошюры, 11 статей в рецензируемых журналах, 2 статьи в научных сборниках, 3 статьи в сборниках материалов научных конференций, 4 статьи в сборниках тезисов научных конференций, 3 депонированные статьи (всего 875 с).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, шести глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений, включающих копии хроникально-документальных и финансовых документов, афиш, писем, нотные примеры и фотографии. Общий объем диссертации 521 страниц, из них 192 страниц занимают приложения. Список использованных источников включает 633 позиций и занимает 49 страниц.

Музыкальные инструменты (зарождение, развитие, устройство)

Возникновение духовых инструментов, ставших в Беларуси народными, относится к временам древних Греции и Египта. На Руси же котлы (или литавры) использовались в качестве военных инструментов самостоятельно, либо в ансамбле с сурмами — военными трубами. Бубен, ставший позднее одним из основных белорусских ударных инструментов, обязан своим рождением развитию охотничьего и затем скотоводческого хозяйств. Этот простой инструмент заслужил любовь белорусов и был непременным участником многих праздников, свадеб, различных игр. Вот как описывает игру на бубне Н. Привалов: "Мне удалось найти и слушать одного из таких бубнистов — как раз белоруса, забредшего с Витебщины, — который пел свои народные песни, выстукивал весьма интересное соло на своем примитивном инструменте, причем позволял себе из ухарства всякие вольности и "шутки", как, например, ударял бубном по голове своей или соседа, который сидел рядом, бил по коже бубна своим носом, подбородком, локтями, ударяя коленом и т. д., точно придерживаясь во время этих "вариаций" общей ритмики исполняемой пьесы. Словом, это был действительно художник своего инструмента, слушать и наблюдать даже сольную игру которого можно было не без удовольствия" (178, 2).

Часто игру бубниста сопровождала подкова, заменявшая стальной музыкальный треугольник. В дальнейшем бубен и подкова стали основными ударными инструментами в быту белорусов; литавры и барабан применялись только в военных оркестрах.

В качестве сигнальных или военных духовых инструментов у белорусов использовались различные рога животных. Белорусы и их предки жили "среди обширных лесных пространств, где звуковая сигнализация была един 23 ственным способом сообщения на большие расстояния" (13, 10). Следовательно, возникновение сигнальных и военных амбушюрных духовых инструментов относится к тому же периоду развития охотничьего, а затем и скотоводческого хозяйств, во время которого появился бубен.

Рога животных позднее стали заменять рогами, сделанными из дерева (ольха, осина) и металла. Иногда рог делали прямым, что превращало его в другую разновидность амбушюрных инструментов - в трубу, которую изготавливали весной из коры молодого дерева (во время движения соков), плотно обвязывая берестяной лентой.

Рога и трубы большего размера не имели пальцевых отверстий и издавали звуки натурального обертонового ряда. Инструменты этих же видов, но малой длины (не более 60 см) иногда делались с несколькими пальцевыми отверстиями. Советский музыковед, фольклорист В. М. Беляев писал: "Белорусские деревянные трубы - сурмы - достигают в длину до 2 м и в настоящее время находятся в употреблении у пастухов и плотовщиков. Иногда они делаются из жести" (13, 11).

Особенно широко распространились духовые инструменты в Пинском уезде, где из вербы изготавливались трубы довольно больших размеров -1,47 - 1.77 м (55, 90). Впрочем, как отмечают М. Довнар-Запольский и Д. Шендрик, "звук, извлекаемый из такой трубы, груб и слышен верст на пять; выдуть звук непривычной грудью очень трудно, но деревенские парни разыгрывают на них песни различных мотивов, конечно, наиболее простые. Иногда составляется небольшой оркестр из таких труб" (55, 197).

Музыкальность белоруса воспитывалась с детства и обусловливалась многими причинами: под напев тонкого голоса сестренки-няни, ласкающего голоса матери, убаюкивающих песен бабы-няни успокаивается и засыпает в колыбели дитя; ребенок прекращает свои проказы и плач, когда слышит от няни воспроизведение голосов различных зверей (петушка, кошки, кукушки, собаки).

Подрастая, дети присутствуют на посиделках, свадьбах, обрядах, на различных праздниках, запоминая простые мотивы и песни. При помощи травяного листочка дети воспроизводят летом петушиное "ку-ка-ре-ку", а также другие звуки с двумя-тремя переменными тонами.

Наконец, как отмечает Н. Я. Никифоровский, "появляются "пищики" из пера, соломинки, тростинки и вообще тонкого стволистого растения. Не умеет дитя сделать "пищика", ему помогают старшие, - и оно играет до окончательной порчи инструмента, который немедленно же можно заменить новым" (118, 5). Потому белорусские духовые инструменты лабиального и язычкового типов тоже имеют свою давнюю историю.

Лабиальные инструменты начали изготавливать из полых орехов с отверстием или же из полой трубки без пальцевых отверстий, которая делалась из побега зонтичного растения, из ствола дерева с толстой и мягкой сердцевиной, легко поддающейся удалению.

От окарин из полого ореха с отверстием произошли и глиняные "посвистульки" (свистелки). Это детские музыкальные игрушки в виде зверей или птиц, имеющие свистковыи механизм для воспроизведения звука и два пальцевых отверстия, которые дают три различных по высоте звука. Белорусский музыковед И. Д. Назина писала: "По данным археологии, на территории Белоруссии производство глиняных свистелок было известно еще в XII— XIII вв." (116, 59).

Когда в "пищике" из тонкого стволистого растения прорезали пять отверстий, получалась "посвирелка". При изготовлении хорошей "посвирелки" с красивым звуком надо учитывать, что древесная кора легко отделяется от древесины только весной, с молодого, ровного, гладкого лозняка. Кора сдвигается с места осторожным перевертыванием ее на древесине, обрезается по концам, затем в ней вырезаются клапанные отверстия, и только после этого стволина осторожно стягивается на тонкий конец лозняка. Благодаря простоте изготовления, данный инструмент очень популярен среди подростков, пастухов, конопасов.

Просветительская деятельность музыкальных и благотворительных обществ и кружков

Духовая инструментальная культура является составной частью музыкального искусства и способна вместить и отразить самые разнообразные его стороны. Возникновение и становление духовой инструментальной культуры в различных странах и регионах отличается разнообразием форм и путей развития, в соответствии с социально-историческими предпосылками. Тем не менее, несмотря на специфику национальных традиций, эти пути подчиняются общим закономерностям, вытекающим из социально-экономических условий, роли духового исполнительства в эстетическом и патриотическом воспитании населения, в приобщении его к мировой музыкальной культуре и т. п.

Не является исключением и духовая инструментальная культура Беларуси, на формирование которой оказала влияние музыкальная культура славянских народов России, Польши и Украины. С древнейших времен Беларусь входила в состав крупных европейских государств (в XIII веке - Великого княжества Литовского, в XVI-м - Речи Посполитой, с конца XVIII-ro - Российской Империи). 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. БССР стала называться Республикой Беларусь.

Кроме того, на становление и развитие духовой инструментальной культуры Беларуси повлияла и ее общая культура, имеющая богатые духовные традиции. Так, к примеру, известная просветительница Евфросинья Полоцкая, жившая в начале XII века, — первая женщина на Руси, причисленная к лику святых. Далеко за пределами Беларуси был известен в XII веке писатель, проповедник, блестящий оратор и церковно-политический деятель Кирилл Туровский. В памятнике литературы восточных славян "Слово о полку Игореве" запечатлены отдельные события из истории Беларуси. Ярким представителем идей гуманизма был ученый, писатель Франциск Скорина, в XVI веке положивший начало книгопечатанию в Беларуси. XVI-XIX века также дали ряд видных белорусских деятелей в области литературы и искусства -Симеона Полоцкого (1629-1680), Адама Мицкевича (1789-1855), Винцента Дунина-Марцинкевича (1808-1884), Михаила Огинского (1765-1833), Станислава Монюшко (1819-1872) и др.

В начале XX века в Беларуси заметно оживилась деятельность писателей и поэтов, сыгравших большую роль в пропаганде белорусской литературы и языка. В их числе Максим Богданович, Франтишек Богушевич, Адам Гуринович, Александр Ельский, Янка Лучина (Иван Неслуховский), Альгерд Обухович, Алоиза Пашкевич, Янка Купала (И. Д. Луцевич), Якуб Колас (К. М. Мицкевич) и др.

Как правило, развитие академического музыкального искусства следует за общекультурным прогрессом (сравним, к примеру, время возникновения барокко в архитектуре и музыке, классицизма в литературе и музыке, и т. д.). Оно требует, с одной стороны, значительных материальных затрат, с другой - организации большого числа людей для создания, например, симфонического оркестра или оперной труппы. Если в XVIII веке, такие коллективы содержались, обычно, на средства крупных вельмож (вследствие чего, не было публичных концертов), то по мере развития капитализма, появления «среднего класса», образованная часть населения стала объединяться с целью удовлетворения своих культурных запросов и организовывать музыкальную жизнь. Так, в 40-х гг. XIX столетия крупный театральный деятель и драматург В. И. Дунин-Марцинкевич организовал в Минске музыкально-театральный кружок, который способствовал проведению концертов и театральных постановок. Белорусский музыковед С. Г. Нисневич писала: "Членом кружка Дунина-Марцинкевича был и молодой начинающий композитор, будущий классик польской музыки С. М. Монюшко. На сюжеты комедий Дунина-Марцинкевича он написал ряд опер, среди которых особую из 49 вестность получила "Сялянка" ("Сельская идиллия"). Первая постановка оперы состоялась в Минске 9 февраля 1852 г. Ставилась она и в Бобруйске,

Слуцке, Глуске" (122, 16).

В 1873 г. открывается Либаво-Роменская железная дорога, связавшая Гомель, Минск и Вильно. Она в значительной мере решила ряд транспортных проблем внутри Беларуси и, пересекаясь с трансевропейскими магистралями, способствовала расширению культурных связей со многими странами Европы.

В 1859 году учреждается Императорское Русское музыкальное общество в Петербурге, а при нем - консерватории: Петербургская (1862) и Московская (1866), оказавшие существенное влияние на развитие музыкальной культуры Российской Империи.

В XIX столетии во многих городах Беларуси стали открываться различные общества и кружки, сыгравшие значительную роль в организации музыкальной жизни белорусского народа. Так, 12 сентября 1880 г. было образовано музыкальное общество в Минске. Минский губернатор А. И. Петров стал его почетным членом (236, 8).

Устав Минского музыкального общества (по образцу литературно-музыкального общества в г. Твери) за министра внутренних дел утвердил товарищ министра статс-секретарь Коханов (236, 11). Устав состоял из 6 пунктов. Вот некоторые из них:

Камерные сочинения

Камерно-инструментальная музыка издавна имелась у разных народов, чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, памятники старины, в частности, рисунки на керамических изделиях, фрески, кар тины и барельефы, изображающие коллективную игру музыкантов.

Несмотря на древние истоки камерной музыки, ее понятие утвердилось в Германии в XVI-XVII веках, вначале в вокальном, затем в инструментальном жанре.

Композиторы Беларуси впервые обратились к камерному жанру лишь в XX веке. В 1932 г. в Минске на базе музыкального техникума открылась Белорусская государственная консерватория, в которой исполнители на духовых инструментах остро ощущали нехватку репертуара. Для того чтобы восполнить данный пробел, Н. И. Аладов в 1933 г. написал Нонет Фа мажор (ор. 29) для флейты, кларнета, фагота, валторны, струнного квартета и фортепиано1, где в качестве тематического материала использовал белорусские песенные мотивы. Эта "проба пера" оказалась удачной, и позже композитор впервые в республике создал сонатины для всех духовых инструментов (кроме тубы). Так, в 1938 году он пишет Сонатину для валторны и фортепиано Ре-бемоль мажор (ор. 47), а в 1949 году сочиняет целый их цикл: для флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы и тромбона. Тем не менее Ала-дов позднее снова обращается к этому жанру и пишет Сонатину № 1 Си-бемоль мажор (1954, ор. 90 № 6) и Сонатину № 2 Си-бемоль мажор (1958, ор. 108 № 1) для кларнета и фортепиано; Сонатину №2 ля минор (1956, ор. 98 № 2) для фагота и фортепиано. Для всех сонатин композитора характерна связь с народными образами, попевками, мелодиями и ритмическими фигурациями. Есть у Аладова и сочинения для ансамбля медных духовых инструментов. Так, в 1939 г. он написал Вариации и скерцо Си-бемоль мажор (ор. 49) на белорусскую тему "Зялёны дубочак" для медного секстета (две трубы, две валторны и два тромбона), а в 1960 - Польку-юмореску Си-бемоль мажор (ор. 114 № 4) для 2-х труб и 2-х валторн.

Творческое наследие Н. И. Аладова для ансамбля духовых инструментов включает в себя 6 опусов. Не все они равноценны по своим художественным достоинствам, потому в репертуаре исполнителей сохранились лишь Две пьесы До мажор (ор. 75), написанные в 1955 году для квартета деревянных духовых инструментов (флейта, гобой, кларнет и фагот): 1. Скерцо ("Бабушка"); 2. Анданте ("Внучка"). Первыми исполнителями произведения были солисты Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь (ГАСО РБ): В. Харитонов (флейта), 10. Темкин (гобой), Я. Лосев (кларнет), В. Штоколов (фагот).

Н. И. Аладов был первым белорусским композитором, который не только использовал традиционные формы в области камерно-инструментальной музыки, но и выступил в роли новатора - создал необычные составы исполнителей. Так, например, в 1955 году он написал Ноктюрн си минор (ор. 94 № 3) для гобоя и 3-х цимбал, а в 1957 году - "Свадебники" (Полька-юмореска) Си-бемоль мажор (ор. 101 №3)для скрипки, кларнета и баяна, как бы отдавая дань белорусским музыкантам, которые играли на свадьбах. Благодаря Н. И. Ал адову белорусский фольклор, побывав в творческой лаборатории композитора, вышел на большие подмостки и стал частью академической музыкальной культуры.

П. П. Подковыров в 1960 году первым из композиторов Беларуси написал Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны. Данное сочинение не было случайностью. В это время большой популярностью стал пользоваться классический квинтет деревянных духовых инструментов. Первый такой ансамбль создали солисты ГАСО РБ: В. Харитонов (флейта), Ю. Темкин (гобой), Я. Лосев (кларнет), В. Штоколов (фагот) и Э. Фарберов (валторна). Кроме того, подобные ансамбли образовали молодые преподаватели БГК (С. Сизко - флейта, Б. Ничков - гобой, Л. Акопджанян - кларнет, О. Новиков - фагот, 10. Логинов - валторна) и Минского музыкального училища (С. Сизко - флейта, Б. Ничков - гобой, В. Скороходов - кларнет, И. Мысливчик - фагот, Ю. Бикбулатов - валторна). Функционировал квинтет и в таком составе: В. Харитонов (флейта), Б. Ничков (гобой), Я. Лосев (кларнет), О. Новиков (фагот), А. Тореев (валторна) (Приложение 17).

П. П. Подковыров также впервые создал цикл сонат для всех духовых инструментов с фортепиано (кроме тубы). Так, в 1960 году он написал Сонату для тромбона и фортепиано. В 1961 году композитор создал несколько сонат для духовых инструментов с фортепиано (для гобоя, кларнета и фагота), которые заняли прочное место на концертной эстраде. Затем, в 1963 году, он сочинил Сонату для флейты и арфы, через год написал еще одну Сонату для флейты и фортепиано. Первым исполнителем этих произведений был заведующий кафедрой камерного ансамбля Белгосконсерватории С. В. Сизко. Заканчивая цикл сонат для духовых с фортепиано, Подковыров в 1968 году написал последние две - для валторны и трубы. Все сонаты композитора для духовых инструментов записаны белорусскими музыкантами на Республиканском Гостелерадио и по сей день звучат в концертах камерно-инструментальной музыки и в учебных заведениях Беларуси. В 1966 году композитор сочинил очень интересное и оригинальное произведение - Квартет для четырех флейт. Первыми его исполнителями были: С. Сизко, Е. Автушко, Ю. Кондратенко, В. Надточий (Приложение 18). Это было первое сочинение белорусского композитора для четырех однородных духовых инструментов.

П. П. Подковыров впервые использовал также совместное звучание духовых и струнных инструментов в ансамбле. Так, например, в 1966 году он сочинил Квартет-поэму для гобоя, английского рожка и двух виолончелей.

Обращались к камерному жанру и другие композиторы старшего поколения - А. Е. Туренков, Д. Р. Каминский (129, 106). Романс Туренкова в исполнении народного артиста Беларуси Л. Горелика (скрипка), Я. Лосева (кларнет) и заслуженной артистки Беларуси Т. Миансаровой (фортепиано) звучит на радио и сегодня.

Похожие диссертации на Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия