Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина Демидова, Ирина Алексеевна

Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина
<
Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидова, Ирина Алексеевна. Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Демидова Ирина Алексеевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 264 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/151

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к народной песне как источнику ярких музыкальных впечатлений и оригинального тематизма, стремление преломить жанровые и стилевые особенности фольклора в формах композиторского творчества характеризует русскую музыкальную культуру на различных этапах ее становления и развития. Наиболее ярко проявилась эта тенденция в творчестве русских композиторов: М. И. Глинки, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова.

Особенную значимость проблема «композитор и фольклор» обретает во второй половине XX века. В это время многие композиторы становятся участниками фольклорных экспедиций и находят в традиционной культуре источник вдохновения, что предопределяет необходимость изучения их творчества в соотнесении с народной музыкой. Это обстоятельство становится судьбоносным для молодых ленинградских композиторов, среди которых В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, Г. Г. Белов.

Роль фольклора в наследии В. А. Гаврилина позволяет более глубоко и многогранно представить творческую лабораторию композитора: установить источники образности и музыкального тематизма, раскрыть приемы и методы работы с фольклорным материалом, определить основные жанры традиционной музыки, вошедшие в художественное пространство сочинений мастера. Одним из важных направлений исследования становится установление первоначального авторского замысла вокального цикла «Русская тетрадь», что существенно для изучения творческого метода В. А. Гаврилина.

Степень изученности проблемы. Настоящая работа входит в ряд исследований, посвященных проблеме «композитор и фольклор». Этот научный ракурс стал актуален в середине XX века и получил свое развитие как в зарубежном, так и в отечественном музыкознании.

Российская традиция изучения данной темы связана с трудами различных исследователей, осуществленными на материале произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева, И. Ф. Стравинского и др.

Ценные наблюдения о перспективах исследования проблемы «композитор и фольклор» содержатся в работах Б. В. Асафьева. Важный вклад в разработку обозначенной проблематики внесла Н. М. Бачинская, которая составила указатель народных песен, используемых в сочинениях русских авторов.1

Внимание исследователей к вопросу влияния фольклора на творчество композиторов усиливается в 1970-е годы. Эта задача ставится во главу угла в монографии Г. Л. Головинского.2 Продолжая асафьевскую традицию, ученый

1 Бачинская Н. М. Народные песни в творчестве русских композиторов / под ред. проф.
Е. В. Гиппиуса. М.: Музгиз, 1962. 217 с: нот.

2 Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров ХІХ-ХХ веков: очерки. М.:
Музыка, 1981. 279 с: нот.

выводит рассматриваемую проблему на новый исследовательский уровень. В его работе вопрос обращения композиторов к фольклору предстает в более широком историко-культурном контексте: не только как выявление примеров цитирования тех или иных фольклорных мелодий, но и как поиск интонационных параллелей между авторской музыкой и образцами народных песен.

Многочисленные статьи И. И. Земцовского также развивают эту тенденцию. Исследователь затрагивает как общетеоретические вопросы указанной темы, так и анализирует отдельные произведения композиторов-классиков. Проблематика, связанная с обозначением роли народной музыки в творчестве русских композиторов, получает развитие в крупных работах современных ученых. В статье Ю. И. Паисова рассматривается русский фольклор в вокально-хоровом творчестве И. Ф. Стравинского, а в монографии О. И. Спорыхиной прослеживаются фольклорные истоки тематизма ряда произведений П. И. Чайковского.

Значителен вклад труда Е. В. Гиппиуса3 о слуховых записях народных песен, сделанных М. А. Балакиревым на Волге в 1860 году и Г. О. Дютшем на Русском Севере. Исследователь разработал методику сопоставления обработок с опубликованными вариантами из других источников, позволившую ему определить характер соответствия слуховых записей фольклорных текстов их «авторским редакциям».

Новое звучание приобретает проблема «композитор и фольклор» в связи с привлечением рукописей из архивных собраний музыкантов. В настоящее время изучением материалов С. М. Ляпунова (хранятся в Отделе Рукописей Российской национальной библиотеки), которые раскрывают фольклорно-этно-графическую деятельность композитора, занимается И. Б. Теплова.

Отдельный аспект рассматриваемой темы связан с исследованием музыкального наследия С. М. Слонимского, В. А. Гаврилина, Б. И. Тищенко, Л. А. Пригожина в контексте эстетики «новой фольклорной волны». Став участниками фольклорных экспедиций, молодые композиторы ленинградской школы получили яркие художественные впечатления от общения с народными исполнителями. Уже в начале 1970-х годов появляются статьи Е. А. Ру-чьевской, Л. Л. Христиансена, Л. П. Ивановой, посвященные выявлению фольклорных истоков творчества шестидесятников.

Безусловно, одним из самых ярких представителей этого поколения стал В. А. Гаврилин, в чьих сочинениях органично преломляются жанровые и диалектно-стилевые особенности русского фольклора. Интерес к творчеству этого композитора раскрывается в статьях А. С. Белоненко, Н. А. Мещеряковой, О. В. Беловой, Е. В. Шелухо, диссертационном исследовании Т. В. Иваниловой, а также дипломных работах студентов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Первой и единственной монографией о В. А. Гаврилине является книга А. Т. Тевосяна,4 где содержатся биографические сведения, приводятся

3 Балакирев М. А. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением
фортепиано / ред., предисл., иссл. и примеч. В. Е. Гиппиуса. М.: Музгиз, 1957. 375 с: нот.

4 Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / отв. ред.
Г. Г. Белов; ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. СПб.: Композитор, 2009. 616 с.

воспоминания коллег и друзей, в том числе, публикуемые впервые, анализируются основные сочинения.

Раскрывают творческое кредо В. А. Гаврилина его собственные заметки, интервью, рецензии, опубликованные мемуары современников, по которым прослеживаются взгляды композитора на народную музыку.5

Первые работы о фольклорных истоках творчества В. А. Гаврилина посвящены двум знаковым вокальным циклам: «Немецкая тетрадь № 1» (1962) и «Русская тетрадь» (1965). Отметим среди них статьи А. Н. Сохора и М. Г. Бяли-ка, содержащие наблюдения об установках композитора по отношению к народной музыке. Специальным исследованием, связанным с изучением наследия В. А. Гаврилина в аспекте «композитор и фольклор», является статья И. И. Зем-цовского,6 где автор обнаруживает мелодическое родство музыки В. А. Гаврилина с народными песнями и наигрышами различных регионов России.

Особое место занимает первый обобщающий труд Л. П. Ивановой,7 где исследователь раскрывает специфику работы некоторых композиторов с фольклорным материалом, привлекая к анализу, в том числе, и сочинения В. А. Гаврилина. Главной особенностью гаврилинского подхода к фольклорному наследию автор считает принцип использования элементов фольклора в своих произведениях как опознавательных признаков того или иного жанра.

Несмотря на обширную научную литературу, до настоящего времени остаются не исследованными различные аспекты музыкально-фольклористической деятельности В. А. Гаврилина и их влияние на становление и развитие творческого метода композитора, а также не разработан его личный фольклорный архив.

Объектом диссертационного исследования выступает творческое наследие В. А. Гаврилина, связанное с обращением композитора к фольклору.

Предметом изучения является рассмотрение различных направлений фольклористической деятельности В. А. Гаврилина по материалам личного архива композитора и отражение результатов этой работы в его творчестве.

Цель работы состоит в системном изучении принципов работы В. А. Гаврилина с музыкально-этнографическими материалами и выявлении многочисленных связей произведений композитора с фольклором.

Задачами исследования являются:

  1. общее текстологическое описание фольклорного архива В. А. Гаврилина;

  2. характеристика фольклорной библиотеки композитора как источника сведений о его круге интересов в сфере народной традиционной культуры;

5 Гаврилин В. А. О музыке и не только... Записи разных лет / сост.: Н. Е. Гаврилина,
В. Г. Максимов. Изд 2-е, испр. и доп. СПб.: Композитор, 2003. 344 с; Гаврилин В. А. Слушая
сердцем... Статьи. Выступления. Интервью. СПб.: Композитор, 2005. 456 с; Этот удивитель
ный Гаврилин... / сост. Н. Е. Гаврилиной. СПб.: Журнал Нева, 2002. 304 с.

6 Земцовский И. И. Русское в «Русской тетради» // Земцовский И. И. Фольклор и композитор:
теоретические этюды о русской советской музыке. Л.; М.: Сов. композитор, 1978. С. 102-
117.

7 Иванова Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: дисс. на соиск. уч. ст.
доктора искусств. / С.-Петерб. гос. консерватория. СПб., 2005. 305 с.

  1. изучение рукописей архива как результатов собирательской и исследовательской деятельности В. А. Гаврилина;

  2. рассмотрение материалов фольклорного архива с позиций зарождения творческих замыслов композитора - становления драматургической концепции и музыкального тематизма «Русской тетради»;

  3. установление общих принципов йотирования В. А. Гаврилиным музыкального фольклора на примере записей различных жанров из Лодейнопольского района Ленинградской области;

  4. раскрытие степени влияния личных контактов композитора с народными певцами и музыкантами, включая детские воспоминания и встречи с носителями традиции в экспедициях, на творчество В. А. Гаврилина;

  5. выявление специфических свойств различных жанров фольклора и их трактовка в произведениях композитора.

Материалом диссертационного исследования стал личный фольклорный архив В. А. Гаврилина, принадлежащий супруге композитора - Наталии Евгеньевне Гаврилиной.

Собрание композитора состоит из нескольких разделов:

тематическая библиотека, в которой сосредоточены различные издания по фольклору и, частично, древнерусскому певческому искусству (235 книг);

рукописные нотации народных песен и наигрышей, выполненные композитором (в общей сложности 243 образца в четырех тетрадях);

пять экспедиционных дневников;

материалы, переданные музыканту другими людьми (нотные и текстовые расшифровки фольклора);

черновик дипломной работы В. А. Гаврилина «О народно-песенных истоках творчества В. П. Соловьева-Седого» (1964).

Самостоятельной группой источников являются фондовые коллекции Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) имени Н. А. Римско-го-Корсакова (далее ФЭЦ СПбГК), в числе которых:

рукопись «Смоленского сборника», подготовленного Ф. А. Рубцовым по материалам студенческих фольклорных экспедиций 1960-х годов, а также созданные им методические материалы к курсу «Народное музыкальное творчество»;

записи экспедиций Ленинградской консерватории в Лодейнопольский район Ленинградской области 1962 года (научный руководитель - профессор Ф. А. Рубцов);

материалы совместной экспедиции 2006 года, осуществленной Российским фольклорно-этнографическим центром и Вологодским областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации на родину В. А. Гаврилина в Вологодский район (руководитель - научный сотрудник А. А. Мехнецов, при участии автора настоящей работы).

В исследование включены фрагменты интервью и воспоминаний супруги композитора Н. Е. Гаврилиной, его первой учительницы Т. Д. Томашевской,

композитора Г. Г. Белова и музыковеда-фольклориста С. В. Пьянковой, записанные автором диссертации и хранящиеся в личном архиве.

Изучение произведений В. А. Гаврилина в аспекте выявления фольклорных источников проводится на материале вокального цикла для меццо-сопрано и фортепиано «Русская тетрадь» (1965) и хоровой симфонии-действа для солистов, большого хора, гобоя и ударных «Перезвоны. По прочтении В. Шукшина» (1981-1982). К анализу привлекаются фрагменты вокально-симфонической поэмы для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра «Военные письма» (1975), а также фортепианный цикл «Зарисовки» (1970-1982) и пьесы, написанные В. А. Гаврилиным для тематических радиопередач «Что услышал композитор» (1964-1974).

Методология исследования. Настоящая работа выполнена в рамках музыковедческой школы Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Разработка проблематики диссертационного исследования основывается на применении методов анализа, сформировавшихся в сфере исторического и теоретического музыкознания, а также специфических музыкально-фольклористических подходах.

Текстологический аспект исследования, связанный с описанием рукописей из собрания В. А. Гаврилина, базируется на методологических установках, изложенных в работах Д. С. Лихачева. Автор настоящей работы пользуется понятиями, выработанными на материале древнерусской литературы: «текст», «рукопись», «автограф», «черновик», «копия» и др.

Работа с архивом В. А. Гаврилина поставила перед автором работы широкий круг задач, решаемый с помощью применения методик, сложившихся в области музыкальной текстологии. При характеристике рукописного архива В. А. Гаврилина используются принципы описания нотной рукописи, предложенные Э. А. Фатыховой. При анализе применяются следующие параметры характеристики музыкальных рукописей: тип произведения с учетом его законченности, характер почерка, особенности композиции, правки и т. д.

В исследовании учитываются работы музыковедов по изучению рукописей композиторов, позволяющие раскрыть характер творческого метода, выявить закономерности композиторского письма: А. П. Дмитриева по изучению рукописей А. П. Бородина, А. И. Климовицкого об эскизах Л. Бетховена, П. Е. Вайдман о творческом архиве П. И. Чайковского, Т. В. Шабалиной о рукописях И. С. Баха, Т. А. Зайцевой о творчестве М. А. Балакирева, Э. А. Фатыховой о А. К. Глазунове и др.

Аналитические разделы работы, касающиеся произведений В. А. Гаврилина, опираются на методы анализа музыкальных форм, разработанные в исследованиях Б. В. Асафьева, Е. А. Ручьевской, Т. С. Бершадской, Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана. При характеристике фольклорных материалов применяются методы исследования, сложившиеся в области этномузыко-логии и представленные в работах К. В. Квитки, А. В. Рудневой, Ф. А. Рубцова, Б. Б. Ефименковой, А. М. Мехнецова.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Работа В. А. Гаврилина по собиранию и йотированию музыкального фольклора - особая область его творческой деятельности. Участие в экспедициях, личное знакомство с носителями традиции, внимание к развитию научной мысли в области изучения народной культуры способствовало формированию личности музыканта и определило его отношение к фольклору как источнику творчества.

  2. Особенности подхода В. А. Гаврилина к фиксации народных песен и наигрышей, выявленные на основе сравнительного анализа его записей с фонограммами и опубликованными нотациями других авторов, заключаются в соединении принципов фольклористической расшифровки с композиторским приемами нотописи и авторским откликом на звучание.

  3. В материалах фольклорного архива фиксируются как завершенные, так и несостоявшиеся творческие замыслы В. А. Гаврилина. Изучение рукописей из собрания композитора прояснило историю создания «Русской тетради» (первоначальный этап работы над циклом в соотнесении с окончательной редакцией) и позволило установить источники музыкального тематизма произведения.

  4. Характерным свойством творческого метода В. А. Гаврилина является обращение к кругу основных жанров русского музыкального фольклора Северо-Запада России - региона, с которым композитор был неразрывно связан в экспедиционной работе. Свободное владение стилистикой лирических песен и романсов, причитаний и инструментальных наигрышей, частушек и плясовых сформировало предпосылки для использования этих фольклорных материалов в создании художественно-драматургической концепции произведений В. А. Гаврилина.

  5. Связи творчества В. А. Гаврилина с фольклором проявляются не только на уровне цитирования или обращения к характерным жанровым особенностям, но посредством воспроизведения в сочинениях исполнительских приемов, зафиксированных от конкретных народных певцов и музыкантов. Песни и наигрыши, воспринятые от А. И. Ильина, Т. И. Каношиной и Е. В. Яковлевой, получили отражение в двух ключевых сочинениях - «Русской тетради» и «Перезвонах».

Научная новизна работы заключается в том, что

впервые исследованы материалы архивного собрания композитора, сквозь призму которых прослеживается музыкально-фольклористическая деятельность В. А. Гаврилина;

дана оценка участия композитора в фольклорных экспедициях в контексте принятой в 1960-е годы методики проведения полевых исследований;

на примере нотаций из экспедиционных тетрадей раскрыты способы фиксации фольклора В. А. Гаврилина и сформулирован ряд особенностей, касающихся специфики его музыкального слуха;

выявляются связи фольклористической работы В. А. Гаврилина с его творческим процессом, в частности, установлен комплекс фольклорных первоисточников, лежащих в основе сочинений композитора.

Теоретическая значимость работы определяется следующими положениями:

і) в диссертационном исследовании системно представлены данные фольклорного архива В. А. Гаврилина и указано их место в творческом наследии композитора;

  1. проблема «композитор и фольклор» решается с привлечением данных из личного архивного собрания В. А. Гаврилина;

  2. рассмотрены подходы композитора к йотированию народных песен и инструментальных наигрышей, выявлены черты фольклористической и композиторской записи фольклора;

  3. фольклористическая работа В. А. Гаврилина вписана в его деятельность как композитора и контекст эпохи.

Практическая ценность заключается в том, что результаты проведенного исследования могут послужить стимулом для более глубокого изучения отдельных сочинений В. А. Гаврилина, связанных с фольклором. Подробный анализ рукописного наследия композитора способствует достоверному отражению авторского замысла при издании материалов его творческой деятельности - прежде всего, музыкальных произведений, нотаций народных песен, публицистики. Понимание и глубокое проникновение в суть творческого метода композитора дает возможность исполнителям объективно и точно воссоздать образно-художественный мир произведений В. А. Гаврилина.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования состоят в том, материалы личного фольклорного архива В. А. Гаврилина (копии документов) являются ярким иллюстративным материалом при характеристике творческого облика композитора в рамках открытых докладов. Результаты проведенной работы также могут быть использованы при подготовке лекций по «Истории отечественной музыки» и «Народному музыкальному творчеству» для студентов музыковедческого, композиторского и ди-рижерско-хорового факультетов высших учебных заведений искусства и культуры.

Апробация результатов исследования. Основные научные положения, методические установки и материалы диссертации были представлены в докладах на межвузовских, городских, всероссийских и международных конференциях. Среди них: «Актуальные проблемы музыкознания музыкального образования» (Вологда, 2006), «Гаврилин и отечественная музыкальная культура XX века» (Вологда, 2006), «Полевой сезон фольклористов-2006» (Санкт-Петербург, 2007), «Музыкальный автограф-2007» (Санкт-Петербург, 2007), «Музеи театра и музыки в международном пространстве. Опыт, традиции, сотрудничество» (Санкт-Петербург, 2008), «Гаврилинские чтения» (Санкт-Петербург, 2009), «Отечественная этномузыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2010) и др.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, включающих материалы систематизации фольклорного архива В. А. Гаврилина, сравнительные та-

блицы и описи. Список литературы содержит 237 наименований. Содержание диссертации изложено на 199 страницах машинописного текста.