Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гитара в музыкальной культуре Судана. История становления и развития Аль-Фатих Хуссейн Ахмед

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль-Фатих Хуссейн Ахмед. Гитара в музыкальной культуре Судана. История становления и развития : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных.- Москва, 1997.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/3082-7

Введение к работе

Актуальность исследования.

Европейская гитара, которая, смело можно сказать, является самым любимым и популярным инструментом у всех народов мира в наше время, вызывает пристальный интерес к себе не только у молодежи, но и у музыкантов-профессионалов, любителей и знатоков музыки. Поэтому сегодня важно знать как можно больше об этом инструменте, собирать и исследовать материал о гитаре как в Европе, так и в Азии, Америке, Африке.

Появление и повсеместное бытование европейской гитары в Африке стало привлекать пристальное внимание исследователей, пожалуй, только в последнее десятилетие. Тогда как гитара проникла на Западное побережье Африки уже в XVLU в. и распространилась в народном музицировании во всех странах Африканского континента.

Изучением же путей проникновения гитары в Судан до настоящего времени никто из ученых не занимался, однако инструмент этот получает все более широкое распространение в культурной жизни страны. Более того, гитара получила в современном Судане статус профессионального инструмента, игре на ней обучают в Институте музыки и драмы города Хартума.

Обращение к гитаре актуально ещё и потому, что на её примере можно конкретно рассмотреть, как происходит процесс взаимодействия культур Запада и Востока, как музыкальная культура Африки воспринимает сегодня европейские культурные ценности. Обмен музыкальными инструментами и распространение "чужих", инородных инструментов в культуре другого народа, которые становились "своими" инструментами, всегда осуществлялся в истории взаимодействия различных народов и культур. Современная шестиструнная гитара способна наилучшим образом продемонстрировать расширение межкультурных связей между народами в XX веке, увидеть многие характерные особенности в культурной жизни народов Африки, в частности Судана. Изучать этот процесс обмена культурным опытом между Востоком и Западом, постигать ценности и традиции других народов актуально сегодня, потому что это способствует обогащению собственной культуры и продвижению

научного знания к постижению законов развития мировой цивилизации и культуры. Об этом говорят многие ведущие исследователи в области этномузыкологии, фольклористики и национальных культур: американцы Б. Нетгл, А. Мэрриам, англичанин Дж. Блекинг, немец А. Симон, африканец Дж. Нкетия, российские ученые Дж. Михайлов, Н. Шахназарова и многие другие.

Проблематика исследования.

Особенно насущны вопросы взаимодействия различных культур, когда речь идёт о культуре Африки и ей музыкальных традициях. Последние постоянно испытывали на себе влияние различных культур иноземных народов, с которыми те или иные африканские народы вступали в контакты в различные периоды своего исторического существования. Российские учёные-африканисты констатируют, что "культурные контакты сыграли заметную роль в становлении и развитии африканских культур. Миграции африканских народов в древности, первые контакты с цивилизациями Средиземноморья и Ближнего Востока, завоевание Северной Африки арабами и их проникновение в Восточную Африку, интенсивное и не всегда однозначное культурное взаимодействие европейских колониальных держав наложили свой отпечаток на эндогенный культурный субстрат, стимулировали определенные изменения в локальных африканских культурах, сопровождались прямыми инокультурными заимствованиями и возникновением синкретических форм" (Р. Исмагилова и А. Грушевский).

Музыка Судана во многом подтверждает эти наблюдения и в то же время обнаруживает новые тенденции, намечающие рождение самобытной национальной суданской культуры.

В Судане издревле происходили характерные для Африканского материка преобразования. Именно здесь, южнее Сахары, возникали ранние очаги цивилизации, мощные государства - Куш, Мероэ, осуществлялось бурное взаимодействие культур и народов - африканской, Древней Египетской, Византийской, кочевой арабской, исламской (арабской и турецкой), раннехристианской и западно-европейской (английской). Современная культура Судана обнаруживает черты всех названных культур, о чем говорят все

исследователи, и в то же время предстает сегодня как уникальное культурное образование, проявляя во всем своем многообразии специфически суданские черты.

Неслучайно именно во взглядах на самобытность суданской культуры в стране интенсивно ведутся споры, особенно обострившиеся после получения Суданом независимости в 1956 году. Если в первые послереволюционные годы в среде литераторов, историков, художников, музыкантов - коренной суданской интеллигенции, которая проживает в городе Хартуме, было распространено мнение, что основу национальной культуры Судана составляет культура, смешанная на элементах африканских и арабских, то в 70-ые годы среди студентов, занимающихся изучением искусства, возникла иная точка зрения на эту проблему. Они утверждают, что источником суданской культуры не могут быть две столь различные культуры, как африканская и арабская, источник может быть лишь один - и это собственная африканская культура, которая в процессе взаимодействия с другими кулыурами, безусловно, развивалась, обогащалась иными элементами и приобретала некое новое качество.

Рассмотрение проблемы единства национальной культуры Судана сегодня по-прежнему актуально. Обращение к данному вопросу особенно обостряется сильным влиянием на музыкальную культуру Судана музыки современного Египта, политическая независимость от которого была достигнута Суданом, но культурная -не в полной мере, И это неслучайно, ведь арабский язык является основным языком суданцев, да и вкусы местной аристократии, проживающей в центре страны, определялись во многом вкусами исламизированных египтян, завоевавших Судан в первой половине ХГХ. До сего времени форма египетского концертного исполнения господствует на суданской сцене.

Современное поколение суданских музыкантов чувствует при этом острую необходимость поиска собственных форм музицирования, стремится создавать новую музыку, связанную с исконно африканскими музыкальными традициями.

В поисках самостоятельного национально-культурного развития участвует большое число профессиональных современных музыкантов Судана, получивших европейское образование. Они не отвергают, а напротив, акгивно осваивают новые, пришедшие с Запада музыкальные ценности, стремятся приобщить суданских слушателей к таким европейским инструментам, как скрипка, виолончель,

фортепиано, аккордеон, гитара и другим. В этом живом процессе обмена культурными ценностями они создают новые типы ансамблей, пишут музыку, в которой сочетаются элементы различных музыкальных традиций. В то же время они заинтересованно участвуют в создании национальной музыкальной культуры Судана, пытаются глубже опираться на собственную традиционную почву.

Цель и задачи исследования.

Будучи сам преподавателем по классу гитары в Институте музыки и драмы города Хартума, я как автор предлагаемой работы, также хорошо ощущаю актуальность стоящей перед Суданом проблемы дальнейшего культурного развития. Поэтому основную цель при проведении исследования я видел в том, чтобы понять и показать на конкретных музыкальных явлениях, ( народных музыкальных формах и современных, связанных с гитарой), в чём проявляется своеобразие музыки Судана, какие ей черты можно определить как наиболее самобытные. При работе над диссертацией мною были сформулированы следующие задачи:

Собрать как можно больше документальных фактов относительно появления, распространения и бытования европейской гитары в Судане и в других странах Африки.

Представить на основе осмысления собранного мною материала и сведений, изложенных в работах зарубежных коллег, версию проникновения гитары на территорию Судана.

Описать способы и формы бытования гитары в современной музыкальной жизни Судана.

- Показать и объяснить особенности взаимодействия европейской гитары с
исконно африканскими инструментами и традиционными способами игры на них, а
также народными жанрами формами африканской музыки.

- Выявить наиболее характерные черты традиционной музыкальной культуры
Судана на уровне распространенных на всей его обширной территории народных
форм и жанров музыки, инструментария и особенностей музыкального языка, чтобы
лучше представить своеобразие суданской музыки в целом.

Особые проблемы встают сегодня перед суданскими педагогами-

музыкантами, которые обучают игре на европейских инструментах суданскую молодежь. Перед ними стоит задача - как совместить процесс освоения профессиональных навыков игры на инструменте с заинтересованностью студентов и слушателей, опираясь на их знания традиционной музыкальной культуры. Я вижу свою педагогическую цель в создании нового учебного пособия - специального музыкального репертуара для гитаристов, который бы опирался на знания традиционного суданского мелоса, ритмики, лада и специфики исполнительских форм. Поэтому одной из основных задач, поставленных мною также в диссертации, является создание образцов будущей "Школы игры на шестиструнной гитаре в Судане". Основу нового гитарного репертуара составляют сделанные мною аранжировки подлинных традиционно суданских мелодий.

Материал исследования.

Материалом для проводимого исследования послужили, в первую очередь, собранные многочисленные данные и свидетельства о появлении и формах бытования гитары в Судане. В течение нескольких последних лет я встречался с музыкантами Судана, брал у них интервью, чтобы составить документальную картину о начальных этапах гитарной музыки в Судане и исполнителях-гитаристах. Часть материалов, касающихся суданского инструментария, в частности- танбура и специфических приемов игры на африканской лире и "ручном пианино", была собрана в предпринятой мною летом 1996 года экспедиции по Центральной и Южной областям страны. Это зафиксировано в видеосъемках. Большее число традиционных суданских песен и мелодий, анализируемых в диссертации, а также лежащих в основе прилагаемых гитарных обработок, записано также мною.

В проводимом исследовании я опираюсь также на сведения, содержащиеся в целом ряде других работ по музыкальной культуре Судана и Африки. В первую очередь - на факты и музыкальные примеры, которые имеются в работах суданских ученых-фольклористов, описывающих традиционные жанры, инструмегпы и лады суданской народной музыки. Во-вторую, - на содержащийся в работах зарубежных

исследователей материал по культуре Судана, а также по традиционной музыке Африки и гитаре в африканских странах.

Методы исследования

Методы, на которые я опираюсь в процессе проводимого исследования, связаны с историко-географическим направлением в науке. Эти методы хорошо известны музыкальной фольклористике и истории музыки. Однако я старался не только описывать собранный материал, но и интерпретировать его в соответствии с методами, выработанными в этномузыкологии и органологии. Этномузыкологические концепции, и шире культурлогические, почерпнуты мной в работах А. Мерриама, Г. Кубика, А. Симона, Дж. Блекинга, II. Шахназаровой, Э. Алексеева, Т. Джани-Заде и других авторов. Знакомство с их исследованиями помогло мне увидеть характерные для музыкальной культуры Судана признаки и процессы глубже и шире, пытаться осмыслять музыкальные явления не по-отдельности, а в связи с другими явлениями культуры и истории. При классификации суданских традиционных инструментов я опирался на работы К. Закса и Э. Хорнбостеля, а также К. Верткова и других инструментоведов.

Новизна исследования.

Проводимое исследование выделяется новизной самой избранной темы, поскольку мало кто изучает сегодня вопросы, вызванные появлением и распространением европейской гитары в Африке. Автор впервые обращается к теме гитары в Судане, прослеяшвает историчесим путь е проникновения в Судан и описывает специфические особенности бытования этого европейского инструмента в музыкальной культуре Судана.

Новым для суданского музыкознания представляется также предпринимаемая автором попытка осмыслить процессы, вызванные появлением гитары в музыкальной практике Судана, в комплексе с традиционными чертами суданской культуры, на фоне тех острых проблем национального развития суданской музыки, которые волнуют передовую общественность страны.

Помимо ценности и новизны документального материала, собранного в данной диссертации, основные выводы, которые вытекают из проведенного мною исследования, содержат новые моменты, объясняющие некоторые специфические особенности музыкально - исторического и этио-географичсского положения Судана на Африканском континенте, отличие суданской музыкальной культуры от других культур Африки и от исламизированных арабских культур, а также пути взаимодействия её с арабской музыкой и музыкой соседнего Египта.

Мною впервые предпринята попытка создать новый, близкий к традиционному мелосу, музыкальный репертуар для суданских гитаристов, а также изложить методику освоения этих образцов в обучении игре на гитаре.

Практическая ценность работы.

Содержащиеся в диссертации сведения по истории становления и развития европейской гитары в Судане могут быть использованы в научных и популярных работах музыковедов об этом инструменте. Систематизированное описание традиционной музыкальной культуры Судана в историческом и этно-гсографическом аспекте способно привлечь внимание широкого круга музыковедов и востоковедов, специалистов по Африке. Данные, содержащиеся в работе могут использоваться в специальных курсах лекций по музыкальным культурам народов мира и этномузыкологии. Предлагаемые авторские аранжировки традиционных суданских мелодий для гитары будут использованы в практике преподавания гитары в Судане. Надеюсь, они способны привлечь также внимание российских исполнителей -гитаристов.

Апробация работы.

Основные наблюдения и выводы исследования были апробированы на следующих мероприятиях:

Вторая всероссийская научная конференция "Невербальные коммуникации в культуре. Тело, одежда, вещь, трапеза, ритуал". (Институт восточных культур РГТУ, Москва. 1996, 8-10 июля);

Научно-практическая конференция "Музыкальное образование в контексте культуры". (РАМ им. Гнесиных, Москва. 1996, 29-30 октября);

- Научное собрание, посвященное инструментальной культуре Судана (с
демонстрацией снятого в Судане видеофильма) в ГЦММК им. Глинки (1997, 12
апреля);

Научное собрание, посвященное культуре Судана, в Институте Русского языка им. Л.С. Пушкина (1997,15 июля);

На заседаниях кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных.

Структура диссертации.

Работа состоит из четырех глав, введения и заключения, списка литературы и приложений, куда вошли: географические карты, нотные музыкальные примеры, аранжировки традиционных суданских мелодий для гитары, рисунки музыкальных инструментов Судана, записи интервью с суданскими музыкантами, фотографии.

Похожие диссертации на Гитара в музыкальной культуре Судана. История становления и развития