Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Испанское фортепианное искусство 1940-1990 годов : К проблеме нац. исполн. школы Рафаэль Салинас Тэльо

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рафаэль Салинас Тэльо. Испанское фортепианное искусство 1940-1990 годов : К проблеме нац. исполн. школы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 1998.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-17/6-1

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено жизни и творчеству испанских пианистов 1940-90-х годов и претендует на анализ профессионального пути, фортепианного стиля и педагогических методов этих пианистов. Развитие современной фортепианной школы в Испании начинается во второй половине XX века. Однако предпосылки ее формирования возникли уже в конце XIX века, когда появились первые испанские профессиональные пианисты, большинство которых воспитывалось в консерваториях Мадрида, Барселоны и Парижа.

Предположение, что существует национальная исполнительская традиция, дало нам возможность говорить об испанском пианизме как о целостном явлении. Для того, чтобы иметь более полное представление о качествах какого-либо конкретного педагога, мы ссылаемся на воспоминания его учеников. Это дает нам два источника информации: один - свидетельства современников педагога или его собственные работы, второй - свидетельства его последователей. Новой, практически неизвестной для российского музыковедения являются фигуры таких исполнителей как, например Педро Альбе-нис, Педро Тинторер, Хосе Траго, X. Б. Пучоль, Хосе Кубилес, Пи-лар Байона, Леопольдо Кероль, Хавиер Альфонсо, Э. дель Пуэйо и другие. Все они сьпрали решающую роль в развитии испанского фортепианного искусства и в создании национальной исполнительской школы.

Данная диссертационная работа не тавит специальной задачей дать сравнительную характеристику творчества испанских композиторов или исчерпывающую характеристику их пути и биографии; это уже сделано многими испанскими и зарубежными исследователями.

Временной период, заключенный между 1940 и 1990 годами, обладает яркими характеристиками, и это позволяет нам предложить периодизацию данного периода. Одним из главных исторических факторов является Гражданская война в Испании (1936-39 гг.), которая повлекла за собой радикальные изменения не только в обществе, но и в культурной жизни. Протяженность конфликта, кровавые последствия и полная смена политического и социального режима определили разделение событий на довоенные и послевоенные. 1990 год становится неким рубежом между тем, что происходило раньше, и тем, что произошло позднее „этой даты. Появляется новый закон об образовании (L.O.G.S.E.) кардинально меняющий

всю систему музыкального образования в Испании. Последнее поколение пианистов, о которых говорится в данной работе, достигает своей профессиональной и артистической зрелости в 80-х годах. Усилиями этих пианистов современное испанское фортепианное искусство не только поддерживает лучшие традиции музыкальной культуры Испании, но и находит свое место в мировом инструментальном исполнительстве.

Актуальность исследования. Развитие фортепианного искусства является одним из актуальных вопросов в музыкознании. В последние годы появились труды научного характера, посвященные испанскому пианизму конца XIX и начала XX веков. Но до сих пор не существуют ни монографий, ни других работ, которые бы изучали испанское фортепианное искусство, вопрос о национальной исполнительской школе второй половины XX века или хотя бы черты ее представителей. Основной темой единственной монографии посвященной испанскому фортепианному искусству (Линтон Пауэль. История испанской фортепианной музыки. Блумингтон. Индиана, 1980), остается повествование о композиторах, сочинявших музыку для рояля. Она не затрагивает ни исполнителей, ни педагогов,

Таким образом, назрела необходимость в исследовательской работе, посвященной испанскому фортепианному искусству 1940-90-х годов. Кроме того, данное исследование пытается актуализировать, а в некоторых случаях, исправить, неточные сведения об испанских пианистах предлагаемого периода.

Цель работы. Целью диссертации является периодизация и анализ и развития фортепианного искусства в Испании 1940-90-х годов. Мы рассматриваем проблему существования национальной исполнительской традиции, и это позволяет представить и определить черты испанской фортепианной школы.

Методологические основы работы. Предметом исследования являются нотные материалы испанских композиторов, периодическая печать конца века до наших дней, архивные и фонографические материалы.

Мнения о репертуаре пианистов основываются, главным образом, на изучении их концертных программ. Для этого просматривались архивы театров, как, например, Главного театра Валенсии, а также Филармонических Обществ, включая общества, Барселоны, Бильбао или Валенсии. Если дело касалось ныне здравствующих пианистов, они сами предоставляли нам программы своих концертов во время интервью, взятых у большинства из них автором диссертации.

Недостаточное количество библиографических материалов, относящихся к теме данного исследования, привело к тому, что основными источниками информации стали пресса и выступления

ныне здравствующих людей, членов семей и друзей тех, которые уже скончались, а также оценки музыковедов и критиков.

Научная новизна работы. Впервые в музыковедческой литературе рассматривается соотношение испанской исполнительской школы с другими исполнительскими школами Европы. Уделено внимание музыкантам, имена которых были преданы забвению. Приводятся данные, по-новому освещающие индивидуальные черты испанских пианистов или особенности их профессионального пути. Недостаток работ, посвященных испанскому фортепианному искусству XX века, и конкретным пианистам, их исполнительским и техническим принципам, приводит к тому, что данная диссертация, возможно, станет на сегодняшний день одной из первых работ призванных заполнить пробел в современном исполнительском музыкознании.

Практическая значимость. Содержание диссертации расширяет и конкретизирует наши представления о фортепианном искусстве Испании второй половины XX века и о его отдельных представителях.

Материалы настоящей работы могут использоваться в курсах истории и теории фортепианного искусства и истории музыки. Результаты исследования могут явиться основой для будущих исследований об испанских пианистах и фортепианном искусстве XX века.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на кафедре теории, критики и практики музыкального искусства С.-Петербургской Гос. консерватории. Доклады по теме диссертации были прочитаны на лекциях по истории музыки Валенсийской консерватории.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и архивных материалов, приложения, в котором даны редкие фотографии представителей испанского фортепианного искусства и хронологический перечень испанских пианистов.

Похожие диссертации на Испанское фортепианное искусство 1940-1990 годов : К проблеме нац. исполн. школы