Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Якутский героический эпос- олонхо и зарождение национальной оперы Николаева, Надежда Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева, Надежда Николаевна. Якутский героический эпос- олонхо и зарождение национальной оперы : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / ВНИИ искусствознания.- Москва, 1989.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-7/3830-9

Введение к работе

Актуальность проблемы. Осуществляемые ныне кардинальные перемены в живіш нашей страны выявили остро стоящие проблеш духовной культуры. Актуальными задачами в их решении являются сохранение и развитие лучших национальных традиций, з том числе музыкальных, их изучение и пропаганда.

Развитие профессиональной музтаї в Якутии началось с активного освоения фольклора. Сокровища народного творчества в сочетании с традициями академической музыки послужили прочным уукдамок-том для формирования молодого музыкального искусства. В создании первых крупных ?ханров якутской музыки, в частности оперы, существенную роль сыграл монументальный героический эпос - олонхо. Этот мощный фольклорный пласт в новых социально-исторических условиях, под воздействием классической музыки, дал богатый "всход" на оперной КИБЄ. Яервенец национального оперного искусства, находясь в русле определенных тенденций формирования молодых музыкальных культур, раскрыл вместе с тем пути конкретного, индивидуального -решения проблеш национальной оперы на начальном этапе ее развития. В связи о этим представляется важным изучение'опыта создания эпической оперы-олонхо "Шргун Боотур" М.Яиркова и Г.Литинского. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена проблемным характером становления и развития национальной профессиональной музыки в целом.

Степень разработанности проблемы. Содержание диссертации тесно смыкается о проблемой "Композитор и фольклор", признанной одной из ваплых в музыкознании.

В ткутской музыке обращение композиторов к фольклору прояв-

ллотся как одна кз ведущих, определяющих товденций. Бзаимодєйст-вие двух традиций - исконно народной и классической - стало основой зарождения первой якутской оперы "Нюргун Боотур" іД.Еиркоза и Г.Литииского. Однако эта тока не получила пока еще специального освещения. Нет ни одной монографии, посвященной исследованию уникальной по своей природе музыки синкретического жанра олонхо. Лишь в отдельных заметках и статьях содержатся краткие сведения об истории создания первой оперы.

Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации - исследование зародцоїия якутской оперы на основе героического эпоса - олонхо. В задачи работы входят: изучение звуковысотных и ритмических параметров музыки олонхо; показ предпосылок зарозде-ихя профессионального искусства; анализ музыкальной драматургии перБСй якутской оперы; выявление механизма зарождения национальной оперы.

Научная новизна, и.щкктцчеркад Ценность. В диссертации под-шагается новая для якутского музыкознашш проблем национальной оперы, впервые проводится целенаправленное наблюдение над звуко-высотным и ритмическим строем эпических напевов олонхо, освещается путь, приведший к появлешго первой оперы, анализируется музыкальная драматургия эпической опоры-олонхо "Нюргун Боотур".

Исследование всего комплекса затронутых вопросов поможет более глубокому пониманию своеобразия становлегаїя якутской папио- . нальной культуры. Основные полояешш, касающиеся ладообразовашш и ритглики песен олонхо, могут быть использованы в качестве срав-іпітельного материала при изучении исторически-ранних типов эпоса. Освещенные в диссертации вопросы композиционной структуры оперы послужат практическим руководством в.курсе музыкальной лнтерату-

- 4. -

ры в школах и училищах.

Методология и методика исследовагоія. Методологическим основанием работы послужило положение марксистско-ленинской эстетики о связи искусства с действительностью, об отражении явлений объективной реальности в духовной культуре народа. Исследование опирается на достижения советского теоретического музыкознания. В работе использованы трудп историков, фольклористов, ;:ультуроло-гов. Проблематика диссертации обусловила применение исторического и аналитического методов при частичной описатольности излояе-ния.

Аігпобашія исследовашчя. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры гармонии и сольфеддио Государственного ілузцкально-пе-дагогического института им.Гнеснных. Основные положения исследования изложены автором на Второй всесоюзной коїференции Фольклористов (Якутск, 1977), на Всероссийской музыкальночоолъклорной конференции (Свердловск, 1979), на втором плену?ле Союза композиторов Якутии (Якутск, 1986), на Четвертой всесоюзной научно-практической конференции (Якутск, 1988). По теме диссертации осуцеств-лены две публикации и издан сборни: "Образцы якутского песенного фольклора" (в соазторстве с кандидатом искусствоведения Э.Е.Алексеевым) .

Структура работы. Диссертант состоит из двух частей, Введения и Заключения. Каждая часть делится на разделы и параграфы. В конце работы помещены список литературы, примечания, прклосокие, нотные примеры.